Статья 61.2. Аннулирование лицензии

11 января начал действовать Федеральный закон от 31.01.2018 № 485-ФЗ, согласно которому в ЖК РФ добавились новые основания для отзыва лицензии у управляющих организаций. Лишиться лицензии на управление МКД стало проще. Узнайте, почему.

Статья 61.2. Аннулирование лицензииОб управляющих организациях и лицензионных требованиях

Почему управляющие организации могут лишить лицензии

Изменения в порядок аннулирования лицензий управляющих организаций внёс Федеральный закон от 31.12.2017 № 485-ФЗ. Он вступил в силу 11 января.

Как и до внесения поправок, лишить лицензии управляющую организацию могут только по решению суда на основании заявления органа ГЖН об аннулировании лицензии (ч. 1 ст. 199 ЖК РФ).

К существовавшим до принятия № 485-ФЗ основаниям, по которым орган ГЖН может обратиться в суд, добавились новые. Лицензионные требования к управляющим организациям перечислены в ст. 193 ЖК РФ, нарушение одного из пунктов этой статьи может привести к аннулированию лицензии:

  • лицензиат должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ;
  • фирменное название УО не должно быть тождественным или схожим до степени смешения с фирменным наименованием лицензиата, право на управление МКД у которого возникло ранее;
  • наличие у должностного лица лицензиата или соискателя лицензии квалификационного аттестата;
  • отсутствие у должностного лица лицензиата или соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а таже тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление деятельности по управлению МКД сведений об аннулировании ранее выданной лицензии;
  • соблюдение требований к раскрытию информации.

Лишиться лицензии можно, если в течение года лицензиату назначили три и более административных наказания за уклонение от проверок органами ГЖН, и по решению суда о признании лицензиата банкротом.

Отзыв лицензии может произойти и из-за отсутствия домов в управлении. Согласно ч. 2 ст. 199 ЖК РФ, ГЖИ наделена полномочиями обратиться в суд, если в лицензии УО на протяжении шести месяцев нет ни одного дома под управлением.

Если управляющая организация накопила крупный долг перед РСО, последняя имеет право обратиться в орган ГЖН с жалобой на нарушение условий договора с ресурсоснабжающей организацией и предложением аннулировать лицензию УО, в отношении которой проводится процедура банкротства.

В соответствии с ч. 5.4 ст. 198 ЖК РФ, в случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом, по решению органа ГЖН из реестра лицензий исключают все дома, которыми он управляет.

Статья 61.2. Аннулирование лицензииКак внести и как исключить дом из реестра лицензий субъекта РФ

Лишение лицензии за невыполнение предписаний ГЖИ

За невыполнение предписаний органов ГЖН управляющие организации лишали и раньше. Рассмотрим примеры таких дел.

Управляющая организация за два года не исполнила 10 предписаний органа ГЖН. ГЖИ, в свою очередь, было возбуждено несколько административных дел по ст. 19.5 КоАП РФ – невыполнение предписаний жилищной инспекции и по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ – нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности.

Решения суда подтвердили, что в течение года управляющая организация совершила два и более нарушения в отношении одних и тех же МКД, лицензионная комиссия приняла решение обратиться в арбитражный суд для отзыва лицензии. В результате рассмотрения дела судом лицензия управляющей организации была аннулирована (решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.11.2016 по делу № А12-54550/2016).

Приостановление, возобновление, прекращение действия и аннулирование лицензии на медицинскую деятельность

Статья 61.2. Аннулирование лицензии

Очевидно, что правоотношения, возникшие в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности, могут не только подвергнуться изменениям, но и завершаться. Прекращение лицензируемого вида деятельности влечет прекращение действия лицензии, которое может произойти добровольно, в силу закона и принудительно, в частности, в следующих случаях:

Основание Субъект
Юридическое лицо Индивидуальный предприниматель
Добровольно Представление заявления
В силу закона Прекращение деятельности юридического лица (ликвидация, исключение из ЕГРЮЛ и т.д.) Прекращение деятельности в качестве ИП
Принудительно Решение суда об аннулировании лицензии

В первую очередь рассмотрим процедуру прекращения лицензии Росздравнадзором, регламентированную Приказом Минздрава России от 26.01.

2015 № 21н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Административный регламент). Для точного ознакомления с процедурой добровольного прекращения действия лицензии, установленной уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, следует обращаться к документам на соответствующих официальных сайтах, которые, как правило, дублируют все нормы и формы, установленные Росздравнадзором, за исключением наименования органа исполнительной власти.

В соответствии с Административным регламентом для прекращения действия лицензии представляется заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, в котором указывается дата, с которой фактически прекращена медицинская деятельность.

При этом, формулировка Административного регламента, по-видимому, не слишком удачна, поскольку заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности лицензиату, намеренному прекратить этот вид деятельности, следует подавать не позднее 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности.

Действие лицензии прекращается со дня принятия Росздравнадзором соответствующего решения, оформленного приказом, на которое отводится 10 рабочих дней. Форма соответствующего заявления закреплена Приказом Росздравнадзора от 05.05.

2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и размещена на официальном сайте. Формулировки данного приказа более удачны, в заявлении проставляется дата «фактического прекращения медицинской деятельности» то есть момент, который будет иметь место в будущем. Прекращение медицинской деятельности осуществляется бесплатно.

В соответствии с Административным регламентом для прекращения действия лицензии представляется заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, в котором указывается дата, с которой фактически прекращена медицинская деятельность.

При этом, формулировка Административного регламента, по-видимому, не слишком удачна, поскольку заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности лицензиату, намеренному прекратить этот вид деятельности, следует подавать не позднее 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности.

Действие лицензии прекращается со дня принятия Росздравнадзором соответствующего решения, оформленного приказом, на которое отводится 10 рабочих дней. Форма соответствующего заявления закреплена Приказом Росздравнадзора от 05.05.

2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и размещена на официальном сайте. Формулировки данного приказа более удачны, в заявлении проставляется дата «фактического прекращения медицинской деятельности» то есть момент, который будет иметь место в будущем. Прекращение медицинской деятельности осуществляется бесплатно.

Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность принудительного введения ограничений или прекращения именно медицинской деятельности субъекта предпринимательства.

Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность принудительного введения ограничений или прекращения именно медицинской деятельности субъекта предпринимательства.

В частности, часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.

2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП) предусматривает за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), санкции в виде штрафа (для юридических лиц до 200 000 рублей) или административное приостановление деятельности (временное прекращение предпринимательской деятельности) на срок до 90 суток.

Положение о лицензировании медицинской деятельности также конкретизирует, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предъявляемых к соискателю лицензии в части материально-технического, квалификационного обеспечения деятельности, несоблюдение порядков оказания медицинской помощи, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, правил обращения лекарственных средств. Лицензиаты должны неуклонно соблюдать порядки оказания медицинской помощи по соответствующим профилям, повышать квалификацию сотрудников. В соответствии с федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к грубым нарушениям могут относиться те, что влекут человеческие жертвы, причинение вреда здоровью или угрозу такового. По-видимому, «угроза причинения вреда» может трактоваться контролирующими органами достаточно широко. В постановлении по делу № А40-237905/2019 суд указал, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства. В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям, по мнению суда, выразилась в пренебрежительном отношении НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в непринятии всех зависящих мер для соблюдения требований и условий, предусмотренных лицензией. К слову, лицензиат нарушил стандарты оснащения кабинетов ряда врачей, в частности, отсутствовали весы медицинские, ростометры, шпатели и другие медицинские изделия.

При этом, в случае выявления при проведении проверки нарушений, орган контроля (надзора), проводивший проверку обязан выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков и мероприятий.

Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения в соответствии с пунктом 21 статьи 19.5 КоАП также влечет административный штраф (на юридических лиц до 50 000 рублей). Приказ Минздрава России от 17.07.

Читайте также:  Статья 15. Уменьшение уставного фонда

2015 № 454н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» устанавливает, что лицензионный контроль осуществляется Росздравнадзором и его территориальными органами. Приказ конкретизирует меры, предусмотренные в случае выявления нарушений лицензионных требований и также формы соответствующих документов, в частности предписания об устранении выявленных нарушений. Устанавливается, что предписание вручается одновременно с актом проверки, на которые лицензиат вправе представить возражения в течение 15 дней. Если лицензиат устраняет нарушения, он представляет уведомление об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение требований. При наличии уважительных причин срок устранения нарушений может быть продлен. В случае невыполнения лицензиатом предписания Росздравнадзор (территориальные органы) рассматривают вопрос о привлечении к административной ответственности и приостановлении действия лицензии.
Для лицензиата, преимущественно осуществляющего медицинскую деятельность, существенно то, что неисполнение предписания и назначение административного наказания в виде приостановления деятельности влечет приостановление действия лицензии.

При этом, в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.

2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что приостановление (как и аннулирование, о котором речь пойдет ниже) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Лицензиат обязан устранить грубые нарушения, повлекшие применение санкций, и сообщить об этом в лицензирующий орган по истечении срока административного приостановления деятельности (допускается ходатайствовать о досрочном прекращении исполнения административного наказания). В случае подтверждения информации об устранении лицензиатом грубых нарушений, действие лицензии возобновляется.

Приостановление в течение суток со дня вступления в силу решения о
привлечении к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом + выдача повторного предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований
Срок приостановления
срок исполнения вновь выданного предписания срок административного приостановления деятельности
Действие приостановленной лицензии возобновляется со дня, следующего за днем
  • истечение срока исполнения
  • подписание акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения

вновь выданного предписания

  • истечение срока
  • досрочного прекращения

административного приостановления деятельности

Лицензирующий орган должен указать в решении о приостановлении действия лицензии наименования работ, услуг и адреса их выполнения и оказания, в отношении которых установлены ограничения, довести такое решение до лицензиата в течение 3 рабочих дней после его подписания и внести соответствующие сведения в реестр лицензий. Приказом № 454н, в отличие от № 99-ФЗ, установлен более короткий срок для вручения либо направления лицензиату решения о приостановлении действия лицензии, возобновлении ее действия –1 рабочий день.

В случае, если в указанные сроки лицензиатом грубые нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение 10 рабочих дней со дня получения выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и доводит его до сведения юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Действие лицензии прекращается со дня:

  • принятия лицензирующим органом решения на основании заявления;
  • внесения записи в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • вступление в силу решения суда.

Теоретически, суд обязан при разрешении вопроса об аннулировании лицензии устанавливать характер нарушения, степень опасности.

Аннулирование лицензии на осуществление медицинской деятельности может быть вызвано нарушениями, связанными с недостаточной квалификацией сотрудников лицензиата, как это имело место в деле № А75-9583/2012, рассмотренного судами трех инстанций в Западно-Сибирском округе.

У ООО «Улыбка» были выявлены нарушения, связанные с принятием на должность врача-стоматолога лица со средним профессиональным образованием, а у главного врача отсутствовала подготовка по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Кроме того, не была сформирована врачебная комиссия с целью внутреннего контроля качества. Устранение нарушений не было доказано, в связи с чем лицензия была аннулирована.

В деле № А40-187120/13 проверяющие не нашли по месту формального осуществления медицинской деятельности врачей и генерального директора, помещение было закрыто.

Условия для осуществления медицинской деятельности отсутствовали, документальных доказательств соблюдения лицензионных требований ООО «Экспресс-Мед» не представило, в связи с чем его лицензия также была аннулирована.

В то же время, встречаются дела, когда в требовании об аннулировании лицензии при схожих обстоятельствах (лицензиат по месту осуществления деятельности не находился, деятельность не осуществлял, специалисты и оборудование отсутствовали) было отказано.

Суд отметил, что аннулирование лицензии является крайней мерой, а контролирующий орган не предоставил обществу возможности устранить нарушения, не направив ему соответствующие предписания (дело № А41-40827/15).

Таким образом, прекращение действия лицензии может произойти по воле лицензиата в связи с подачей им соответствующего заявления, автоматически в связи с прекращением собственно предпринимательской деятельности субъекта или принудительно.

В случае, если организация многопрофильная и имеет, в том числе, медицинскую лицензию, но в какой-то период времени утрачивает интерес к осуществлению медицинской деятельности или она перестает быть для нее актуальной (как в случае с «сопутствующими» лицензиями, например, при переводе водителя, и (или) соответственно, предрейсовых осмотров на аутсорсинг) рекомендуется своевременно прекратить действие лицензии, дабы не быть подвергнутой штрафам за несоблюдение лицензионных требований.

Лицензиатам следует быть внимательными к тому, что соблюдение лицензионных требований предполагается не только на момент предоставления лицензии, но и в период ее действия.

Медицинские специалисты могут увольняться или приниматься на работу, но все они должны соответствовать квалификационным требованиям, при избрании единоличного исполнительного органа также следует обращать внимание не только на его бизнес-компетенции, но и на наличие медицинского образования, сертификата «организация здравоохранения и общественное здоровье». Лицензиатам необходимо своевременно восполнять недостающее оборудование, не игнорировать лицензионные требования, которые не проверяются на этапе предоставления лицензии (например, соблюдение порядка предоставления платных медицинских услуг, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету), а юридическим лицам следует обеспечить доступ контролирующих органов к месту осуществления лицензируемой деятельности и адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ. Нарушение лицензионных требований, которое потенциально может угрожать здоровью пациентов, влечет риски привлечения к ответственности и начала процедуры аннулирования лицензии, являющейся частным случаем прекращения действия лицензии.

У лицензиата, допустившего нарушение лицензионных требований, деятельность которого приостановлена, есть возможность устранить несоответствие и восстановить действие лицензии. В случае, если ресурсов для устранения нарушений лицензиат не изыщет, лицензия будет аннулирована.

Указание Банка России от 01.03.2000 N 749-У
"О порядке представления в Банк России ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций при прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников)"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 1 марта 2000 г. N 749-У

  • О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В БАНК РОССИИ
  • ХОДАТАЙСТВА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБ АННУЛИРОВАНИИ
  • ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ
  • ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОРЯДКЕ ЛИКВИДАЦИИ
  • КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЯ
  • ЕЕ УЧРЕДИТЕЛЕЙ (УЧАСТНИКОВ)

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» настоящее Указание устанавливает порядок представления в Банк России ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в случае прекращения деятельности в порядке ликвидации кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников).

Настоящее Указание не распространяется на кредитные организации, учредители (участники) которых приняли решение о добровольном объявлении о банкротстве кредитной организации и ее ликвидации в соответствии со статьей 181 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

1.

Учредители (участники) (далее — участники), принявшие в установленном порядке решение о прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации, обязаны в течение пяти рабочих дней с даты принятия указанного решения направить в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения кредитной организации письменное сообщение о принятом решении, а также ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций (далее — ходатайство).

Если кредитная организация осуществляет размещение эмиссионных ценных бумаг и итоги эмиссии еще не зарегистрированы регистрирующим органом, то наряду с принятием решения о прекращении ее деятельности в порядке ликвидации на общем собрании участников кредитной организации должно быть принято решение о приостановлении размещения таких ценных бумаг и признании выпуска несостоявшимся. В этом случае кредитная организация обязана приостановить эмиссию и довести указанную информацию до сведения лиц, купивших ценные бумаги данного выпуска, и потенциальных владельцев ценных бумаг. В течение пяти рабочих дней кредитная организация обязана представить регистрирующему органу, осуществившему регистрацию выпуска ценных бумаг, протокол общего собрания участников, на котором было принято решение о приостановлении размещения ценных бумаг и признании выпуска несостоявшимся, для подготовки регистрирующим органом уведомления о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

2. Ходатайство составляется по форме согласно Приложению к настоящему Указанию. К ходатайству прилагаются:

протокол собрания участников, на котором принято решение о прекращении деятельности кредитной организации в порядке ликвидации, а также о приостановлении размещения ценных бумаг и признании выпуска несостоявшимся, в случае осуществления кредитной организацией размещения эмиссионных ценных бумаг;

перечень участников кредитной организации, принявших решение о прекращении деятельности в порядке ликвидации (с указанием их наименования (Ф.И.О. — для физических лиц), доли участия в уставном капитале, Ф.И.О. руководителя и почтового адреса), заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации;

баланс кредитной организации, заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации и главным бухгалтером на дату принятия решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации;

ВС: отсутствие деятельности по управлению многоквартирным домом не влечет аннулирование лицензии

Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС19-26163, в котором разобрался, законно ли аннулирование лицензии на управление многоквартирными домами при отсутствии виновных действий (бездействий) со стороны общества.

ООО «Управляющая компания жилого комплекса «Малаховское озеро» имеет бессрочную лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 11 июня 2015 г.

Так как в Реестре лицензий Московской области сведения об управлении обществом многоквартирными домами в период с 11 января по 31 августа 2018 г.

отсутствовали, Лицензионной комиссией Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами было принято решение от 1 ноября 2018 г.

об обращении инспекции в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной обществу лицензии.

Решением Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2019 г. заявление инспекции было удовлетворено. Суд руководствовался положениями п. 51 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. о лицензировании отдельных видов деятельности, ч. 1, 2 ст.

199 Жилищного кодекса и исходил из факта отсутствия сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в реестре лицензий субъекта РФ в течение более шести месяцев.

Десятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа оставили решение первой инстанции без изменения.

Общество обратилось в Верховный Суд, который, изучив кассационную жалобу, отметил, что согласно ст.

3 Закона о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

«То есть лицензия – это разрешение государства заниматься определенным видом деятельности, и при получении лицензии лицензиату не вменяется обязанность осуществлять лицензируемую деятельность. Иное не установлено ни положениями Закона о лицензировании, ни положениями Жилищного кодекса», – заметил Суд.

Он указал, что положения Жилищного кодекса, касающиеся лицензирования, имеют приоритет над положениями Закона о лицензировании в рассматриваемой сфере правоотношений (ч. 5 ст. 192 Жилищного кодекса). Согласно ч. 12 ст.

20 Закона о лицензировании лицензия аннулируется только по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Жилищным кодексом также установлен судебный порядок аннулирования лицензии.

ВС сослался на ч. 6 ст.

192 Жилищного кодекса, в соответствии с которой положения Закона о лицензировании в части приостановления, возобновления действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Таким образом, заметил он, рассмотрение лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии возможно только по основаниям, установленным Жилищным кодексом.

ВС указал, что основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами установлены ч. 2 ст. 199 Жилищного кодекса.

Суд отметил, что поправками (Закон № 485-ФЗ от 31 декабря 2017 г.) в ст. 198 ЖК РФ были ведены ч. 5.2–5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта РФ. Часть 2 ст.

199 Жилищного кодекса изложена следующим образом: основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является исключение из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, указанным в ч. 5–5.4 ст.

198 ЖК, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Из пояснительной записки к Закону № 485-ФЗ, отметил ВС, следует, что целью его принятия является устранение правового пробела в отношении невозможности аннулирования лицензии при выявлении существенных нарушений в деятельности лицензиата, совершении им деяний, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного жилищного надзора. Для этого поправками в ст. 198 Жилищного кодекса были введены ч. 5.2–5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий.

Суд напомнил, что это вновь совершение лицензиатом и (или) должностными лицами лицензиата в течение года со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, отнесенное к грубым нарушениям, грубого нарушения лицензионных требований (ч. 5.2).

Совершение лицензиатом действия (бездействия), направленного на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, если в течение года лицензиату и (или) должностному лицу лицензиата, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за такие действия (бездействие) (ч. 5.3), также является основанием для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий. Последнее основание – вступление в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом (ч. 5.4).

«Анализ названных положений Жилищного кодекса позволяет сделать вывод о том, что аннулирование лицензии на основании части 2 статьи 199 Кодекса в редакции Закона № 485-ФЗ допустимо, в частности, для случаев, когда из-за противоправного поведения лицензиата исключаются сведения о многоквартирных домах из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, в результате чего в реестре лицензий субъекта Российской Федерации отсутствуют в течение шести месяцев сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат», – указал ВС.

Суд также заметил, что норма ч. 2 ст.

199 Жилищного кодекса в совокупности с положениями раздела X Кодекса в целом не позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие деятельности по управлению многоквартирными домами в период более 6 месяцев, то есть нереализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности, и невнесение в связи с этим сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении лицензиата, в реестр лицензий субъекта РФ являются противоправными и влекут применение административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной лицензии.

Верховный Суд указал, что такое толкование ч. 2 ст. 199 ЖК соответствует правовой природе аннулирования лицензии, определенной п. 20 Постановления Пленума ВАС от 2 июня 2004 г.

№ 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которому приостановление (аннулирование) лицензии, не являясь административным наказанием в смысле КоАП РФ, представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

«Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности.

В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.

С учетом того что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц», – подчеркнул ВС.

Суд отметил, что, согласно материалам дела, у общества в управлении отсутствовали многоквартирные дома, то есть право на занятие лицензируемой деятельностью обществом не было реализовано. По этой причине в реестре лицензий субъекта РФ отсутствовали сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет общество. Иное инспекцией не доказано.

«Судебная коллегия полагает, что отсутствие в управлении общества многоквартирных жилых домов не нарушает права и законные интересы потребителей и иных лиц. Аннулирование лицензии у общества при таких обстоятельствах не отвечает требованиям справедливости, является явно несоразмерным, лишает общество возможности заниматься определенным видом деятельности», – указал Верховный Суд.

В комментарии «АГ» адвокат АП г. Москвы Олег Лисаев положительно отнесся к тому, что высшая судебная инстанция подошла к делу неформально и приняла решение с точки зрения справедливости как высшей цели правового регулирования исходя из общественных интересов.

Напротив, заметил адвокат, нижестоящие суды отнеслись к делу формально и мотивировали свои решения тем, что факт отсутствия сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в реестре лицензий субъекта РФ в течение более полугода является основанием для аннулирования выданной обществу лицензии. «Судами не было учтено, что аннулирование лицензии возможно при выявлении существенных нарушений в деятельности общества, совершении им деяний, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного жилищного надзора. Отсутствие деятельности по управлению жилыми домами и невнесение в связи с этим сведений о домах в реестр лицензий не является противоправным. В свою очередь аннулирование лицензии является административно-правовой санкцией, которая должна применяться как мера юридической ответственности за допущенное нарушение закона, чего в данном деле установлено не было», – заметил Олег Лисаев.

Адвокат АП г. Санкт-Петербурга Антон Лебедев указал, что в данном случае речь идет о ситуации, когда управляющая компания, имеющая лицензию, не имеет домов, которыми управляет. «Это может возникнуть, если собственники управляемого дома решили поменять способ управления или управляющую компанию на другую. В такой ситуации могут оказаться и вновь созданные УК», – указал адвокат.

По его мнению, ныне действующий режим повышенной готовности тоже может спровоцировать подобные действия управляющих компаний, когда им просто придется заморозить свою деятельность.

«В связи с этим Верховный Суд дал верную оценку ситуации и фактически закрепил право управляющей компании, имеющей лицензию, не заниматься какой-то период этим видом деятельности. Ведь это право, а не обязанность компании.

При этом вывод суда о том, что отзыв лицензии фактически является наказанием, а следовательно, должен быть какой-либо проступок со стороны управляющей компании, абсолютно верен. Странно, что суды более низких инстанций подошли к вопросу формально.

Если компания не занимается тем, что ей разрешено делать, это ее выбор, который не содержит каких-либо виновных действий, а просто отражает собственное решение управляющей компании», – отметил Антон Лебедев.

Аннулирование лицензии и прекращение ее действия

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Аннулирование лицензии и прекращение ее действия

  • Если произошло исключение сведений о доме из Реестра лицензий, это является основанием для прекращения деятельности организации.
  • Содержание
  • Если на протяжении года управляющей компании дважды и более раз назначалось административное взыскание за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органа госжилнадзора (ГЖН) по отношению к многоквартирному дому, сведения о подобном доме в результате вынесения соответствующего решения органом госжилнадзора исключаются из Реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Владельцы могут на протяжении двух месяцев после получения уведомления о наявности причин для того, чтобы было произведено исключение из Реестра лицензий, вынести решение о пролонгации деятельности управляющей компании по управлению их многоквартирным домом. В таком случае есть 3 рабочих дня, на протяжении которых следует сообщить о принятом решении в орган госжилнадзора, сделать это следует, отправив заказное письмо с соответствующим заявлением и приложенной копией протокола.

Если произошло исключение сведений о доме из Реестра лицензий, это является основанием для прекращения деятельности организации-управленца.

Лицензия может быть аннулирована исключительно в судебном порядке по подаче соответствующего заявления органом госжилнадзора. Аннулирование может произойти вследствие наличия ряда причин:

  • обнаружен факт искажения предоставляемой информации;
  • было допущено нарушение требований лицензии;
  • предписания ГЖН не выполнялись более двух раз;
  • нарушена процедура выдачи лицензии;
  • выявлены факты невыполнения условий контракта с многоквартирным домом.

Основания аннулирования лицензии

Аннулирование лицензии возможно на основании судебного решения или в результате прекращения деятельности организации. Заявление про аннулирование в судебную инстанцию подает орган госжилнадзора. Причиной для подачи соответствующего заявления является решение лицензионной комиссии.

Несмотря на то, что решение про прекращение действия лицензии выносится судом на основе поданного заявления, судебная инстанция только принимает подобное постановление, а отзывает лицензию непосредственно ГЖН. Иск в суд ГЖН должен основываться на нарушениях управляющей компании, которые были выявлены в результате проверки.

Главным основанием для отзыва лицензии управляющей компании и подачи соответствующего заявления является несоблюдение предписаний, выданных ГЖН.

То есть заявление будет подано, если как минимум два предписания не соблюдены управляющей компанией и/или на нее наложено два взыскания. Также возможно аннулирование лицензии, если в ходе управления домами допускались нарушения требований, количество которых не меньше двух в календарный год.

Лицензия может быть как минимум приостановлена при выявлении несоответствия следующим требованиям:

  • штат управляющей компании не доукомплектован специалистами или их квалификация не отвечает работам, которые выполняются;
  • информация об управляющей компании не отвечает действительности.

Таким образом, основанием для того чтобы лицензия была аннулирована, является исключение из реестра лицензий сведений о МКД, совокупная площадь помещений которых составляет более 15% от совокупной площади всех помещений в домах, за управление которыми отвечал лицензиат на протяжении 12 месяцев, предшествовавшими дате подачи заявления в судебную инстанцию.

Прекращение действия лицензии

Частью 3 статьи 199 Жилищного кодекса России определено, что лицензия прекращает свое действие в связи с ее аннулированием по решению судебной инстанции с момента, когда внесена соответствующая запись в реестр лицензий субъектов России.

 Другие причины для этого указаны в Федеральном законе про лицензирование отдельных видов деятельности. Причины, по которым возможно исключение из реестра лицензий сведений о МКД, обозначены в статье 198 ЖК РФ.

Она определяет, что аннулирование лицензии управляющей компании происходит в следующем порядке:

  • орган госжилнадзора на протяжении 12 месяцев как минимум дважды выдает предписание относительно МКД, управлением которого занимается лицензиат;
  • управляющая компания (лицензиат) игнорирует выполнение предписаний, которые выданы органом госжилнадзора, или подходит к их выполнению ненадлежащим образом;
  • судебная инстанция по заявлению органа госжилнадзора как минимум дважды назначает административное наказание для лицензиата за то, что предписание не выполнено или выполнено ненадлежащим образом;
  • орган госжилнадзора исключает сведения о МКД, по отношению к которому были назначены административные взысканий, из реестра лицензий. Данная процедура производится в порядке и в срок, которые утверждены уполномоченным исполнительным органом власти.

Прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом

Управление МКД продолжается до момента, когда:

  • новая организация возьмет на себя обязательства по контракту управления МКД;
  • произойдет государственная регистрация жилищного кооператива или ТСЖ.

На протяжении 15 дней с момента выдачи органом госжилнадзора уведомления про факт аннулирования лицензии органом местного самоуправления созывается общее собрание.

В ситуации если не выбран способ управления или принятое решение не реализовано, структурой местного самоуправления объявляется конкурс на протяжении 3-х рабочих дней.

Если по какой-то причине конкурс не состоялся, контракт может быть заключен без конкурса.

Структура, которая утратила лицензию, обязана на протяжении двух рабочих дней передать документацию технического характера и прочие документы, которые имеют отношение к МКД, новой структуре, которая приняла на себя обязательства по управлению многоквартирным домом.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Ссылка на основную публикацию