Статья 33. финансирование судов

  Статья 33. Финансирование судовВзыскание задолженности дело не простое и получение положительного решения суда зачастую вовсе не означает получение присужденного. Одним из безусловных преимуществ спора о взыскании с государственного и муниципального казенного учреждения является то, что в случае выигрыша дела в суде конечный результат, а именно взыскание задолженности, будет достигнут.

  • Сейчас хочу поделиться особенностями предъявления исполнительного листа в казначейство, речь пойдет об условиях и порядке обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  • Получив решение арбитражного суда о взыскании задолженности с бюджетного учреждения, некоторые сталкиваются с вопросом куда отправлять исполнительный лист.
  • Предъявление исполнительного листа должнику в случае взыскания денежных средств с бюджета отличается от общего порядка.

Передача гражданам и организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации во исполнение решений судов, порядок и условия исполнения судебных актов устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

К слову, лично мне не совсем понятно, почему в данном пункте оставлены без внимания индивидуальные предприниматели. Представляется, что на индивидуальных предпринимателей законодательство применяется по аналогии.

Бюджетным законодательством, устанавливающим условия и порядок исполнения решения арбитражного суда, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ), а конкретно глава 24.

1 БК РФ, собственно это установлено п. 3 ст.

239 БК РФ, где прямо указано, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

  1. Более того, служба судебных приставов не может обращать взыскание на средства бюджетов системы Российской Федерации, за исключением установленных БК РФ случаев (так называемый, иммунитет бюджетов).
  2. Соответственно и предъявление исполнительного листа осуществляется в порядке, установленном БК РФ.
  3. Для начала обозначу перечень документов, которые необходимы для того, чтобы получить деньги по исполнительному листу.
  4. Во-первых, это сам исполнительный документ – исполнительный лист или судебный приказ(поскольку взыскание средств бюджета по судебному приказу крайне редко, в дальнейшем буду говорить только об исполнительном листе).

Думаю не стоит говорить, что исполнение арбитражного решения о взыскании средств бюджета производится на основании исполнительного листа, отвечающего обязательным требованиям к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Во-вторых, обратите внимание, в соответствии со ст. 242.1 БК РФ к исполнительному листу должна быть приложена копия решения арбитражного суда, на основании которого выдан соответствующий исполнительный лист.

Как сказано в БК РФ копия судебного акта, читаем решения, должна быть надлежащим образом заверена судом. Соответственно копия решения должна быть прошита и заверена печатью и подписью судьи. Кроме того, на копии решения должна стоять отметка о вступлении в силу решения.

  • Поскольку арбитражный суд, направляет свои решения сторонам по почте, соответственно направляет их без отметки о вступлении в законную силу, то не забудьте позаботиться о том, чтобы одновременно с получением исполнительного листа у вас было соответствующее решение суда с отметкой, для этого одновременно с ходатайством о выдаче исполнительного листа попросите выдать и решение.
  • Наконец, для предъявления исполнительного листа необходимо к нему приложить заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на которые необходимо перечислять подлежащие взысканию денежные средства.
  • Если заявление подписывается представителем взыскателя (то есть любым лицом, действующим на основании доверенности), то к заявлению также необходимо приложить соответствующую доверенность, либо ее нотариальную копию.
  • С образцом заявления о принятии исполнительного листа вы можете ознакомиться в образцах документов.
  • Условия исполнения судебных актов
  • Что касается условий исполнения судебных актов, то здесь стоит напомнить, что предъявлен исполнительный лист может быть также только в установленные сроки.

По общему правилу этот срок составляет три года с момента вступления в силу соответствующего решения суда. Об исключениях из общего правила, а также о перерыве срока предъявления исполнительного документа к исполнению, кому интересно, можно прочитать в ст.ст. 21 и  22 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

  1. Бюджетный кодекс устанавливает четыре основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, это:
  2. – непредставление какого-либо из вышеуказанных документов (исполнительный лист, копия решения суда, заявление, доверенность);
  3. – несоответствие все тех же вышеуказанных документов требованиям ГПК РФ,  АПК РФ и Федеральному закону «Об исполнительном производстве»;
  4. – нарушение срока предъявления к исполнению исполнительного листа;
  5. – отзыв исполнительного документа взыскателем.

При наличии одного из вышеуказанной оснований, соответствующий орган возвращает без исполнения все поступившие документы взыскателю в течение пяти рабочих дней со дня их поступления. При этом вам должно быть указано на причины возврата.

Так куда подавать исполнительный лист?

Действующим законодательством предусмотрена возможность направления исполнительного листа судом должнику. Для меня очевидно, что если хочешь чтобы что то было сделано хорошо, сделай это сам.

Для начала необходимо определиться с кого взыскиваются средства. Как определить ответчика, в частности, по государственному контракту я ранее рассказывал.

  • Если денежные средства взыскиваются с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
  • Если денежные средства взыскиваются с субъекта Российской Федерации за счет казны субъекта Российской Федерации (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации) –  документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
  • Соответственно, если денежные средства взыскиваются с муниципального образования за счет казны муниципального образования (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета муниципального образования),  документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
  • Если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета по обязательствам федерального казенного учреждения – должника, то документы направляются в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета.
  • Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения, вместе с вышеуказанным документами подается в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации.
  • И, наконец, если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам казенного учреждения – должника, документы подаются в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения.
  • Определившись с должником, вы поймете куда отправлять исполнительный лист.
  • Порядок исполнения исполнительного листа
  • Оплата по исполнительному листу производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Случаи, в которых исполнение судебного акта может быть приостановлено, описаны в ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Не буду приводить здесь порядок взаимоотношений государственных и муниципальных органов, а скажу лишь, вкратце, исполнение судебных актов осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете, а для казенных учреждений – . Если в бюджете не хватает денежных средств для исполнения решения суда, в бюджет вносятся соответствующие изменения.

А теперь важный момент, на который я уже как то обращал внимание.

Если вы спорите с казенным учреждением, то необходимо помнить, что по долгам учреждения собственник несет субсидиарную ответственность (см. ст. 120 ГК РФ).

  1. Поэтому бывает целесообразно привлекать к участию в процессе собственника учреждения в качестве соответчика и просить суд взыскать с собственника учреждения в субсидиарном порядке.
  2. Так вот в случае предъявления судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежных обязательствам федеральных или муниципальных казенных учреждений бывает, что лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа не достаточно.
  3. Конечно органы, осуществляющие полномочия главного распорядителя средств бюджета должны обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, и в случае каких либо нарушений со стороны учреждения-должника приостанавливается осуществление всех операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, только, как вы понимаете, на вашем счете от этого денег не прибавиться.
  4. Соответственно при наличии в решении арбитражного суда фразы о том, что в случае отсутствия денежных средств у учреждения – взыскать с собственника, вы обеспечиваете себя тем, что решение суда будет исполнено в течение трех месяцев за счет собственника учреждения.
  5. Если вам понравилась настоящая статья подписывайтесь на рассылку статей.
Читайте также:  Статья 18. конституционный суд российской федерации

П.С. Возможно вам будет интересная статья “Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты“

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Материально-финансовое обеспечение судей как гарантия принципа независимости судей

Чепкасов Роман АртуровичКемеровский государственный университет

Chepkasov Roman ArturovichKemerovo State University

Библиографическая ссылка на статью:
Чепкасов Р.А. Материально-финансовое обеспечение судей как гарантия принципа независимости судей // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16274 (дата обращения: 19.06.2021).

Финансирование судей – одна из важнейших гарантий независимости судей. Оно прямо названо в качестве таковой в части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»[1].

В части 19 того же закона перечислены конкретные меры и правила материального обеспечения судей. Однако финансирование судей напрямую зависит от финансирования судов.

Поэтому считаем логически правильным начать рассмотрение вопроса материально-финансового обеспечения судей именно с порядка финансирования судов.

В соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом[2].

Важность данного конституционного положения подтверждает реальная практика деятельности судей без должного финансового обеспечения со стороны государства.

О такой практике можно судить по Постановлению IV Всероссийского Съезда Судей от 5 декабря 1996 года[3], который был направлен на разрешение кризиса судебной системы, связанного, в том числе, с недостатком финансовых поступлений из федерального бюджета.

В указанном документе обращается внимание на отсутствие у судов средств на судебные повестки, конверты, необходимые для извещения и вызова в судебные заседания участников процесса, оплату труда присяжных и народных заседателей, почтовые и командировочные расходы и так далее.

Отсутствие должного финансирования, по мнению участников съезда судей, неизбежно приведет к полному краху судебной системы и, как следствие, разрушению государственности. Решить проблему недостаточного финансирования предлагалось финансированием судов через банковскую систему, минуя казначейство. На тот момент в этих целях уже был издан указ Президента Российской Федерации[4], но не исполнялся в этой части. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что от финансового обеспечения судов напрямую зависит их деятельность, что недофинансирование судебной системы ставит под угрозу ее существование в объективной действительности, а не на бумаге.

Принятие Конституции Российской Федерации повлекло изменения в сложившейся системе финансирования судов. До принятия основного закона России вопросы организационного и финансового обеспечения находились в ведении исполнительной власти, а именно Министерства юстиции.

Такой порядок не мог сохраниться, так как был провозглашен принцип разделения властей и независимость судебной власти соответственно. Однако долгое время статья 124 Конституции носила декларативный характер и не претворялась в действительность, а значит, суды по-прежнему находились под попечительством исполнительной власти.

Такая материальная несамостоятельность судов потворствовала кризисам судебной власти середины 90-х годов, о которых упоминалось ранее.

Однако органы судейского сообщества и по сей день не остаются безучастными в разрешении проблем материально-финансового обеспечения судей.

Так, в постановлении VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 года[5] значительное внимание было обращено на такие проблемы как снижение покупательной способности заработной платы судей, недостаточно эффективная организация обеспечения судей жильем, отсутствие надлежащих условий для организации медицинского обслуживания судей и так далее.

Важнейшим этапом развития в новейшей истории финансового обеспечения деятельности судебной системы в Российской Федерации стало создание Судебного департамента. Вопрос об образовании Судебного департамента был поставлен в марте 1994 года на III внеочередном Всероссийском съезде судей.

Развитие эта идея получила на IV чрезвычайном съезде судей и нашла свое законодательное воплощение в статье 31 Федерального Конституционного Закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[6].

Судебный департамент был призван взять на себя решение организационно-финансовых проблем деятельности судов, а значит вывести судебную систему из-под патронажа исполнительной власти.

В январе 1998 года по законодательной инициативе Верховного Суда Российской Федерации был принят Федеральный Закон «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»[7], чем функции организационного обеспечения судов были переданы государственному органу при судебной системе.

Говоря о роли органов судейского сообщества, было упомянуто о существенных законодательных ограничениях возможностей государства влиять на размер финансирования судебной системы при составлении бюджета на следующий год.

А именно, уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации либо с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации в зависимости от размера предполагаемого уменьшения. Таким образом, приобретенная финансовая самостоятельность напрямую влияет на реализацию принципа независимости судей.

Рассмотрев вопрос финансирования судов, считаем возможным обратиться непосредственно к материально-финансовому обеспечению судей как носителей судебной власти. Материально-финансовое обеспечение судей как одну из важнейших гарантий принципа независимости можно разбить на следующие составляющие:

  • Ежемесячное денежное вознаграждение;
  • Ежемесячное пожизненное содержание (пенсия);
  • Отпуск (отдых);
  • Улучшение жилищных условий;
  • Медицинское обслуживание;
  • Выплата компенсаций;
  • Обеспечение проездными билетами

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (далее – должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее – оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей[8].

При этом размер должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается указом Президента Российской Федерации и на данный момент равен 32752 рублей в месяц[9].

Следует отметить, что размеры должностных окладов Председателя Верховного Суда Российской Федерации составляет 98% от должностного оклада Председателя Конституционного Суда, т. е. 32 096,96 руб. в месяц. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в предусмотренном законом процентном отношении к этой сумме.

В частности, оклад судей районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов равняется 21 504,96 руб. в месяц (67%), мирового судьи – 19 258,18 руб. (60%).

Размеры прочих слагаемых ежемесячного денежного вознаграждения судьи, а именно месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее – оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание “Заслуженный юрист Российской Федерации”, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей, рассчитываются исходя из размеров должностных окладов.

Читайте также:  Статья 21. Право собственности религиозных организаций

Кроме того, судье выплачивается ежеквартальное денежное поощрение в размере ежемесячного денежного поощрения по замещаемой должности.

Также ежемесячное денежное вознаграждение судьи, по общему правилу, подлежит ежегодной индексации по решению Президента Российской Федерации.

Однако в настоящий момент индексация временно приостановлена в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального Закона “О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона “О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»[10].

Исходя из смысла статьи 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» чем дольше человек проработал в должности судьи, тем больше будет ежемесячное содержание после отставки.

Так, пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях, если он занимал эту должность менее двадцати лет.

Если же стаж работы на должности судьи более двадцати лет, то у отставного судьи есть выбор либо получать пенсию на общих основаниях, либо – не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста пятидесяти пяти (для женщин – пятидесяти) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

При этом ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности.

Каждый судья имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью тридцать рабочих дней. Однако отпуск может быть дольше в зависимости от стажа работы в области юриспруденции или района проживания.

Например, законом установлено, что в районах Крайнего Севера отпуск судьи составляет пятьдесят один рабочий день, а в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, – сорок пять рабочих дней.

В зависимости от стажа работы в области юриспруденции судье предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью от пяти до пятнадцати дней.

Кроме того, время, пока судья находится в пути к месту отдыха и обратно, не засчитывается в срок отпуска, а стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате из государственного бюджета.

Что касается улучшения жилищных условий, то судья имеет право на бесплатное предоставление отдельного жилого помещения, если он будет признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В объективной реальности сложно представить такую ситуацию, ведь, как правило, в судьи идут достаточно обеспеченные граждане. Однако Терехин В.А.

считает, что данная гарантия не может быть реализована в полной мере, поскольку в настоящий момент механизм предоставления судьям жилья закреплен нормативно ненадлежащим образом[11].

Также судьи имеют право на внеочередную установку телефона в жилых помещениях с оплатой по установленным тарифам. Детям судей во внеочередном порядке предоставляются места в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, летних оздоровительных учреждениях и так далее.

Судьям и членам их семей предоставляются медицинские услуги и санаторно-курортное лечение, которые оплачиваются из федерального бюджета. Это право доступно судьям также после отставки.

Также судьи в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами общественного транспорта (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении.

Судьи имеют право внеочередного бронирования проездных билетов и мест в гостиницах в случае командировки.

В случае смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее двенадцати ежемесячных денежных вознаграждений.

Таким образом, законом установлены реальные материально-финансовые гарантии принципа независимости судей.

Судьи обеспечиваются всем необходимым и соответствующим их высокому статусу комплексом средств и услуг как во время несения судейских полномочий, так и после выхода в отставку.

Государство ограничено в своих возможностях уменьшить размеры материально-финансового обеспечения судов, что явилось результатом реформы судебной системы в Российской Федерации.

Деньги в дело: как работает финансирование судебного процесса — новости Право.ру

Финансирование судебного процесса – это механизм, когда третья сторона спонсирует разбирательство по делу и получает процент от взысканной суммы. В случае поражения деньги не возвращаются.

Согласно исследованию Litigation Finance Survey, которое опубликовали в июне этого года, больше всего финансирование судебного процесса пользуется популярностью в США среди небольших частных компаний (63,2%) и физлиц (48,74%). На третьем месте – 39,2% – средний бизнес.

Интерправо Судебный процесс как инвестиция: займы на гражданские процессы в США

Как показал опрос юристов, большинство прибегает к инвестициям, потому что у клиента не хватает средств продолжать оплачивать разбирательство по делу. Так ответили 78,08% респондентов из консалтинга и 88,46% инхаусов.

Роль финансирования судебных расходов растет. На это обратила внимание Американская ассоциация юристов, которая в августе 2020-го приняла стандарты практики в этой области. В их основу положены принципы, которые рекомендовали адвокатские коллегии разных штатов.

Среди них – запрет конфликта интересов и премий за рекомендацию, а также помощь клиентам в оценке необходимости инвестирования. Рекомендации должны помочь защитникам составить договор о финансировании максимально в интересах клиента.

Ведь соглашения должны подтверждать, что участник дела получил независимую консультацию от юриста, стоит ему пользоваться услугами спонсора или нет. 

Как составлять соглашение о финансировании

Соглашение о финансировании должно гарантировать клиенту сохранение контроля над судебным разбирательством. Например, он должен иметь возможность прекратить спор, если это будет необходимо.

Надо с настороженностью относиться к соглашениям, где основная роль участия в процессе передаётся спонсору: даже если большая часть взысканной суммы окажется в кармане у него, ключевые решения должен в любом случае принимать клиент.

Надо также указать, что только клиент (а не спонсор) может прекратить деятельность адвоката.

За адвокатом же должно оставаться право выстраивать позицию в деле и отталкиваться от своего профессионального мнения.

Исследования Российский рынок судебных инвесторов вырос на треть

«Не исключено, что инвестор, будучи сильной стороной в договорных отношениях (например, в рамках потребительского дела), начнет лоббировать свой интерес в процессе разрешения спора, навязывая клиенту или его представителю свою тактику процессуального поведения», – поясняет Юлия Сутягина из АБ Федеральный рейтинг.

группа Семейное и наследственное право группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 18место По выручке 25-27место По количеству юристов 6место По выручке на юриста (более 30 юристов)
.

Читайте также:  Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

Кроме того, спонсоры часто сами запрашивают доступ к информации по делу, чтобы оценить, есть ли смысл в инвестиции. Американская ассоциация юристов предупреждает, что это нельзя делать без согласия клиента. Чтобы такое согласие было осознанным, защитник должен предупредить клиента, что раскрытие информации может нарушить адвокатскую тайну.

Также необходимо прописать в договоре сумму финансирования, метод расчёта прибыли для спонсора и принципы распределения между сторонам денег, полученных по итогам спора, а при необходимости – график платежей инвестора. Следует указать безвозвратный характер такого соглашения. 

Раскрытие информации

Авторы рекомендаций также напоминают, что суд (или другая сторона по делу) может запросить механизм финансирования, к которому обратился участник. Например, это может потребоваться в юрисдикциях, где такие соглашения не охраняются законодательством об адвокатской тайне. 

Такой механизм помогает избежать конфликта интересов. По мнению партнера Федеральный рейтинг.

группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Банкротство (включая споры) 3место По выручке 3место По количеству юристов 5место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
Ивана Веселова, его необходимо позаимствовать в будущем российском правовом регулировании.

Юрист должен объяснить порядок финансирования, в том числе:

  • отношения юриста со спонсорами, если он сам оказывает услуги спонсору или платит ему за что-то;
  • как инвестор будет выплачивать гонорар юристу – лично или через клиента;
  • обязанность инвестора сообщить юристу о выдаче средств клиенту;
  • плюсы и минусы такого соглашения;
  • будет ли адвокат запрашивать с клиента более высокий гонорар, чем запросил бы, если бы договора о финансировании не было. Это может быть связано с необходимостью уплатить часть средств спонсору или посреднику.

Финансирование судебного процесса в России

В России становится все больше юристов, которые осведомлены о судебном финансировании. Если в 2018 году о нём знало 62% опрошенных «Право.ru» юристов, то в 2019-м – уже 80%. При этом пользовались судебным финансированием 6% в 2018 году и 8% в 2019-м. 

В этом сюжете

Есть ли перспективы у судебного финансирования в России? Юлия Сутягина считает, что есть. По её словам, «суммарно размер инвестиций в этом секторе исчисляется миллионами долларов». 

«Это разные споры. Популярны иски как обычных граждан, среди которых можно выделить коллективные иски к государственным органам и иски к известным корпорациям, так и коммерческие споры. Встречаются даже проекты, связанные с международным коммерческим арбитражем», – говорит эксперт.

Партнёр коллегии адвокатов Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) Профайл компании
Максим Степанчук возлагает надежды на нынешний кризис.

Он предполагает, что в связи с ростом судебных споров на волне пандемии инвесторы будут чаще прибегать к варианту судебного финансирования.

Иного мнения партнер АБ Федеральный рейтинг.

группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Морское право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Рынки капиталов группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Цифровая экономика 1место По выручке 1место По выручке на юриста (более 30 юристов) 1место По количеству юристов Профайл компании
Евгений Ращевский. Он считает, что финансирование судебных расходов третьей стороной в России – это «явление вовсе не распространённое и вряд ли может выйти на тот уровень, который достигнут на Западе».

Ращевский объясняет это такими причинами:

  • относительно дешевые судебные разбирательства (максимальная госпошлина в суде общей юрисдикции – 60 000 руб., а по спорам в арбитражном суде – 200 000 руб.);
  • нет практики взыскания судами реальных (либо близких к реальным) издержек, которые требуются на профессиональную юридическую помощь;
  • нет устойчивой практики взыскания компенсаций, сопоставимых с американскими. Например, по делам о возмещении вреда.

По словам советника Федеральный рейтинг.

группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Морское право группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Финансовое/Банковское право группа Банкротство (включая споры) группа Международный арбитраж группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market)
Андрея Панова, спонсорам надо дать адекватную оценку рискам инвестирования в судебный процесс и реальным перспективам взыскания. Невозможность адекватно оценить риски – одно из главных препятствий, говорит Панов.

Чтобы финансирование судебного процесса прижилось в России, нужно добиться предсказуемости правосудия. Это позволит финансистам оценить окупаемость инвестиций.

Андрей Панов, советник Allen & Overy

Ещё среди причин непопулярности – отсутствие адвокатской монополии. «По сути, адвокат, помогая привлечь финансирование, отвечает своей лицензией за юридическую «чистоту» процесса.

Для российской действительности это имеет по большей части теоретическую ценность, поскольку многие представители в судах у нас не являются адвокатами и не обязаны соблюдать адвокатскую тайну, этику, проверять конфликт интересов и так далее», – говорит Ращевский. 

В то же время Ращевский отмечает популярность судебного финансирования среди российских граждан за рубежом. 

Обращение к частному инвестору для российского гражданина – это часто единственный выход запустить дорогостоящий процесс на Западе. Ведь даже подготовка иска в иностранный суд может стоить до нескольких миллионов долларов. Например, если нужно собирать информацию с помощью детективов по всему миру.

Евгений Ращевский, партнер АБ Федеральный рейтинг.

группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Морское право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Рынки капиталов группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Цифровая экономика 1место По выручке 1место По выручке на юриста (более 30 юристов) 1место По количеству юристов Профайл компании

Ссылка на основную публикацию