Статья 5. Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в районном суде, гарнизонном военном суде

13.02.2018
 3963

Статья 5. Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в районном суде, гарнизонном военном судеПленум Верховного суда РФ 13 февраля принял постановление, разъясняющее, как должны формироваться коллегии присяжных заседателей с учетом реформы суда присяжных.

С 1 июня коллегии присяжных должны появиться во всех районных судах (Legal.Report писал об этом здесь). При этом количество заседателей уменьшается: коллегии в судах субъектов РФ будут состоять не из 12, а из 8 заседателей, а коллегии на уровне районных судов – из 6 присяжных.
 

– В Верховный суд РФ и Судебный департамент стало поступать множество вопросов о применении закона о присяжных органами власти и местного самоуправления, – сказала, представляя проект разъяснений пленума, судья ВС РФ Татьяна Романова. – Поскольку ответы на многие вопросы непосредственно повлияют на введение с 1 июня 2018 года института присяжных заседателей в районных судах, принято решение дать разъяснения в форме постановления Верховного суда.

В частности, ВС объяснил, как формировать коллегии, если юрисдикция районного суда распространяется сразу на несколько муниципальных образований.

В этом случае глава каждого мунобразования должен направить в районный суд свой список кандидатов, а запасной список кандидатов составляет глава мунобразования, на территории которого постоянно находится суд.

Причем в запасной список включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте, где расположен районный суд. 
 

Граждане, включенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, не исключаются из списков кандидатов в заседатели муниципальных образований.

Однако при отборе присяжных для рассмотрения конкретного уголовного дела суд должен учитывать, что одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза, в том числе в судах различных уровней. 
 

– Списки должны быть составлены уже к 1 мая 2018 года, – добавил, высказываясь в поддержку проекта, Леонид Коржинек, заместитель генпрокурора РФ. Поддержал документ и замминистра юстиции РФ Алу Алханов. 
 

Я — в списке присяжных заседателей. и что теперь делать?

В почтовые ящики красноярцев приходят бумажки о включении в список присяжных заседателей — у горожан появляются вопросы, на которые нет очевидных ответов. Newslab разбирается, как реагировать на подобные приглашения, можно ли игнорировать их и что будет, если согласиться.

Статья 5. Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в районном суде, гарнизонном военном суде

Зачем вообще нужны суды присяжных?

Это атрибут демократического общества, на которое возлагается часть ответственности за вынесение приговоров обвиняемым. Присяжные, выбранные из не имеющих профессиональных знаний в области права граждан, в ходе судебных заседаний решают фактический вопрос — виновен или не виновен подсудимый.

Например, в ноябре 2018 года суд присяжных в Красноярске вынес приговор мужчине, который во время переговоров пытался зарезать партнера по бизнесу. Преступление он совершил на людях, но в суде все отрицал — однако убедить присяжных в собственной невиновности мужчине не удалось. Его приговорили к шести годам колонии строгого режима.

Впрочем, легко найти присяжных у судов получается не всегда. Так было с делом расстрелявшего родственников жителя Хакасии. Подсудимые попросили, чтобы решение по их делу приняли присяжные заседатели, но суд столкнулся с неожиданной проблемой.

Из 400 приглашенных для участия в заседании кандидатов согласие выразили лишь четыре человека. Суд же обязан обеспечить явку 40 человек, из которых потом выберут 12 основных и двух запасных присяжных заседателей.

В крайнем случае, отбор кандидатов могут начать при явке 20 человек.

«Абсолютное большинство из них заявило о нежелании принимать участие в рассмотрении уголовного дела. Причины, которые, по их мнению, не позволят им прийти в суд — различные.

Такая ситуация чревата тем, что в назначенное время мы не сможем приступить к судебному рассмотрению уголовного дела, что приведет к увеличению как сроков его рассмотрения, так и понесенных бюджетом расходов», — пояснял тогда председатель суда Виктор Носов.

К счастью, вскоре после этого суду удалось сформировать коллегию присяжных заседателей. В итоге решением суда «буденовского стрелка» из Хакасии пожизненно лишили свободы.

То есть в суд присяжных могут вызвать любого?

Нет, не любого. Присяжным заседателем не могут стать:

  • люди младше 25 лет;
  • имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  • признанные судом недееспособными;
  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере;
  • подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений (не могут быть присяжными в конкретном деле);
  • не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  • имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют полноценному участию в рассмотрении уголовного дела.

Из списка кандидатов в присяжные заседатели вас могут исключить и по другим причинам — например, если у вас проблемы со здоровьем, вам исполнилось 65 лет, вы священник, замещаете должность чиновника в органах местного самоуправления, являетесь адвокатом, нотариусом, приставом, судьей, следователем, дознавателем, прокурором, частным детективом или перестали заниматься этим менее пяти лет назад и т. д.

Списки присяжных формируют каждые четыре года и ежегодно проверяются и дополняются, так что получить «повестку» — дело обычное, если вы соответствуете не самым строгим критериям.

Меня вызвали, но я не хочу быть присяжным — что мне грозит?

У вас есть две недели, чтобы ознакомиться с приглашением и письменно заявить о своем отказе. Кроме перечисленных выше причин, поводом для отказа могут стать ваши религиозные убеждения, дети до трех лет и другие уважительные причины.

Памятка для присяжных заседателей Красноярского краевого суда

Кстати, причина «не отпустят с работы» будет поводом лишь в том случае, если отлучение на время от службы «нанесет существенный вред общественным или государственным интересам». А вот если работодатель пригрозил вам увольнением за ваше желание быть присяжным, то его могут оштрафовать — правда, всего на какие-то 500-1000 рублей.

Если быть присяжным вы не хотите, но причин для отказа нет, гражданский долг придется выполнять. За неявку в суд без уважительной причины присяжного заседателя могут оштрафовать на сумму до 2500 рублей. Однако это крайние меры, которые актуальны только в том случае, если вы согласились быть присяжным, получили извещение о дате заседания, но не пришли.

Ладно, соглашусь. Нужно как-то готовиться?

Специально готовиться не нужно, но имеет смысл почитать главные документы на эту тему:

Как проходят суды присяжных?

После назначения судебного заседания с участием присяжных заседателей секретарь или помощник судьи случайным образом отберет кандидатов из списка — в зависимости от дела и статуса суда в их число попадут от шести до четырнадцати человек.

Важное замечание: если в течение года вы уже были в числе присяжных, во второй раз вас не выберут.

Как только предварительный список сформируют, вы получите извещение о прибытии в суд, не позднее чем за неделю до начала заседания.

Перед началом заседания еще можно заявить самоотвод — устно или письменно заявить о нежелании быть в числе присяжных по каким-то причинам и, если суд удовлетворит ходатайство, тут же удалиться из зала суда.

Распустить присяжных могут и по ходатайству сторон — например, если судья согласится, что из-за однородности состава с точки зрения возрастных, профессиональных, социальных и других факторов, они не смогут вынести справедливый вердикт.

Реформа суда присяжных заседателей

Возможность участия присяжных заседателей в судебном производстве является индикатором соблюдения конституционных прав граждан в отправлении правосудия.

Президентом Российской Федерации 23 июня 2016 года подписан Федеральный закон № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей».

Изменения касаются XII раздела 42 главы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).

Часть изменений вступает в действие с 1 июня 2017 года, касается в основном, подготовительной части судебного заседания с участием присяжных заседателей[1][1]См. Федеральный закон от 23.06.2016 № 190-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей». .

Изменения, вступающие в действие с 1 июня 2018 года, приведут к расширению роли присяжных заседателей в ходе судебного производства. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судебных заседаниях в районных и гарнизонных военных судах, что вообще ранее отсутствовало в Российском уголовном законодательстве.

Участие присяжных заседателей в судах районного уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов и расширит роль участия присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел в районных судах. Установлено количество присяжных заседателей для районных и гарнизонных военных судов- 6 человек.

Также увеличению роли и значимости присяжных заседателей способствует сокращение их численности в судах субъектов Российской Федерации и окружных военных судах с 12 до 8 человек.

Также определены виды уголовных дел, к рассмотрению которых могут быть привлечены присяжные заседатели в судах районного уровня. К подсудности районных судов с участием присяжных заседателей отнесены следующие составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ): ст.

 105 (убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку), ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст.

 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357 (геноцид).

Все перечисленные преступления, относятся, согласно УК РФ, к категории особо тяжких преступлений, максимальное наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание, в том числе пожизненное лишение свободы.

Согласно УПК РФ, уголовное дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей по ходатайству подсудимого.

Перед судом присяжных заседателей по каждому преступлению, в котором обвиняется подсудимый, ставятся следующие вопросы: доказано ли, что деяние имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Вопрос о сокращении количества присяжных заседателей в судебном разбирательстве и появлении коллегий присяжных заседателей в районных судах является дискуссионным и ныне. С одной стороны, за счет меньшего количества присяжных заседателей упростится процедура отбора кандидатов.

Снижение числа присяжных заседателей также отразится и на финансовых затратах, к которым относятся расходы, связанные с материально-техническим обеспечением, необходимым для участия присяжного заседателя, кандидата в присяжные заседатели, а также расходы на выплату вознаграждения присяжным заседателям.

Ускорится сама процедура рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей, так как станет проще и быстрее произвести отбор необходимого количества присяжных заседателей. Сейчас часто возникают сложности с формированием коллегии присяжных заседателей. По данным Мосгорсуда, в зависимости от категории дел направляется от 1,5 до 2,5 тыс.

приглашений, но явившихся все равно часто не хватает для формирования коллегии. По информации Мособлсуда, из вызванных в октябре 2014 года 27 692 человек по девяти делам явились 124 человека, что позволило сформировать две коллегии, в ноябре по такому же количеству дел из 37 300 человек — также 124, четыре коллегии было сформировано.

А в декабре из 34 600 человек явились 104, и ни одной коллегии сформировать не удалось. Именно поэтому многие эксперты, в том числе представители ВС РФ, предлагают сократить количество членов коллегии присяжных[2][2]См: Шувалова М. Суд присяжных: менять или не менять. www.garant.ru/article/612 249/. .

Такая ситуация сложилась в Москве и Московской области, в малонаселенных субъектах Российской Федерации явка значительно хуже.

Не могут быть присяжными заседателями лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

Важным плюсом рассматриваемых изменений в уголовно — процессуальном кодексе видится в приближении правосудия к месту совершения преступления, месту проживания участников процесса, для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено в разумные сроки, а заинтересованные лица имели реальную возможность принять участие в судебном заседании.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

Формирование скамьи присяжных заседателей при рассмотрении судами уголовных дел

Порядок формирования коллегии присяжных заседателей для рассмотрения конкретного уголовного дела регламентирован в ст.

326-328 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ). Формирование коллегии присяжных происходит в судебном заседании, а именно в подготовительной его части.

При этом председательствующий сначала проверят явку участников как стороны обвинения, так и стороны защиты и проводит подготовительную часть в порядке, регламентированном гл. 36 УПК РФ.

Количество кандидатов в присяжные заседатели должно быть не менее 14 в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и не менее 12 в районном суде, гарнизонном военном суде.

Формирование коллегии присяжных заседателей проводится с обязательным участием подсудимого, его представителя (если такой имеется) и защитника, государственного обвинителя и потерпевшего.

Читайте также:  Статья 31. Наименование политической партии

При этом если потерпевший не желает участвовать в отборе коллегии присяжных, то должен в письменном виде изложить свою позицию, доверив отбор кандидатов государственному обвинителю.

В этом случае формирование коллегии присяжных может быть проведено без участия потерпевшего.

После этого сторонам (каждому участнику) вручаются списки кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание. В списках не допускается указание их домашнего адреса. Указанные списки кандидатов в присяжные заседатели, согласно ст. 326 УПК РФ, формируются до судебного заседания путем случайной выборки из общего и запасного списков.

В соответствии с ч. 4 ст. 327 УПК РФ сторонам вручаются списки кандидатов в присяжные заседатели. После вручения сторонам списков кандидатов в присяжные заседатели судья должен разъяснить им не только права, предусмотренные ч. 5 ст. 327 УПК РФ, но и юридические последствия неиспользования таких прав.

Затем отбор коллегии присяжных проводится в режиме закрытого судебного заседания, и в зал приглашаются явившиеся кандидаты в присяжные заседатели.

Согласно ч. 2 ст. 328 УПК РФ председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово.

Затем судья кратко сообщает, какое дело подлежит рассмотрению, называет предполагаемую продолжительность судебного разбирательства, разъясняет задачи, стоящие перед присяжными, и обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и предоставлять необходимую информацию, так как сокрытие определенной информации, например о наличии судимости у кандидата в присяжные, влечет в дальнейшем отмену приговора, постановленного на основе вердикта коллегии присяжных заседателей.

Кандидат в присяжные заседатели вправе без публичного заявления сообщить о себе информацию лично председательствующему, который обязан указанную информацию без оглашения вслух довести до участников процесса, которые вправе использовать полученные сведения в обоснование мотивированного или немотивированного отводов.

После произнесения вступительного слова председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела, и выслушивает самоотводы кандидатов. При этом вопросы, задаваемые председательствующим, должны быть ориентированы на выявление оснований, по которым лица в обязательном, предусмотренном в законе, порядке не допускаются к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Далее председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Задавать иные вопросы не допускается. Они подлежат отклонению председательствующим.

Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, очередность их участия в опросе, проводимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.

  • В случае установления несовпадения данных о личности кандидата в присяжные заседатели, указанных в списке, составленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с паспортными данными кандидата в присяжные заседатели он не может принимать участие в процедуре формирования коллегии присяжных заседателей.
  • После обсуждения каждого кандидата в присяжные заседатели в последовательности, определенной списком, председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию конкретного лица в качестве присяжного заседателя, в рассмотрении уголовного дела.
  • Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их.

В силу ч. 11 ст. 328 УПК РФ председательствующий принимает решение по заявленным отводам без удаления в совещательную комнату и доводит свое решение по мотивированным отводам и самоотводам до сведений сторон, как правило, до прокурора и адвоката, которые в своих списках отмечают оставшихся кандидатов в присяжные заседатели.

С 01.06.

2018 года по закону количество оставшихся в результате разрешения самоотводов и мотивированных отводов кандидатов в присяжные заседатели должно быть не менее 12 в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и не менее 10 в районном суде, гарнизонном военном суде.

Каждая из сторон имеет право на один немотивированный отвод одного кандидата в присяжные заседатели. Согласно ч. 16 ст. 328 УПК РФ, если позволяет количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели, председательствующий может предоставить каждой из сторон право на один дополнительный немотивированный отвод.

Для заявления немотивированных отводов каждой стороне выдается еще один список кандидатов в присяжные заседатели.

Первым немотивированный отвод заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию с другими участниками стороны обвинения. После этого председательствующий сообщает защитнику об отведенных кандидатах.

Затем сторона защиты составляет немотивированный отвод. При таком подходе исключается возможность немотивированного отвода сторонами одного и того же кандидата в присяжные заседатели.

Заявления о мотивированных и немотивированных отводах приобщаются к материалам дела.

После разрешения самоотводов и отводов в порядке, предусмотренном ч. 17 ст. 328 УПК РФ, составляется список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

  1. В верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде в протокол судебного заседания включается 10 первых прошедших отбор кандидатов в присяжные заседатели, из них 8 присяжных заседателей образуют коллегию и два присяжных заседателя являются запасными присяжными заседателями.
  2. В районном суде и гарнизонном военном суде, соответственно, первые 6 образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а двое последних участвуют в процессе в качестве запасных присяжных заседателей.
  3. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.
  4. После отбора председательствующий объявляет результаты, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.

В силу положений ст.

330 УПК РФ до приведения отобранных присяжных заседателей к присяге стороны вправе заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого уголовного дела образованная коллегия присяжных заседателей в целом может оказаться неспособной вынести объективный вердикт ввиду тенденциозности ее состава. Мнение сторон выслушивается в присутствии отобранных присяжных, заявление о роспуске коллегии разрешается председательствующим в совещательной комнате.

Вс рф объяснил, как формировать коллегии присяжных для районных судов

Присяжные заседатели начинают рассматривать уголовные дела в районных и гарнизонных военных судах с 1 июня 2021 года.

Именно с этой даты вступают в силу положения ч. 2.1 ст. 30 УПК РФ, которые позволяют рассматривать ряд уголовных дел в районном и гарнизонном военном суде с участием коллегии из 6 (шести) присяжных заседателей.

Согласно официальной статистике, уголовное дело, которое рассматривается судьей единолично, оканчивается обвинительным приговором в 99,64% случаев, а с участием присяжных, шанс быть осужденным снижается примерно до 70%.

В этом порядке, теперь можно рассматривать дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 5 ст. 228.1, ч. 4 ст. 229.1, ст.

277, 295, 317 и 357 УК РФ, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст.

105 и ч. 4 ст. 111 УК РФ, совершенные лицами, достигшими совершеннолетнего возраста.

Примечание: В настоящее время, Копейским городским судом Челябинской области рассматривается первое в регионе дело с участием присяжных заседателей, в котором я участвую в качестве защитника. После вынесения вердикта, обязательно поделюсь своими впечатлениями в отдельной публикации.

Заявить ходатайство о рассмотрении дела в таком составе возможно в следующем порядке:

  • в ходе ознакомления с материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования;
  • в течении 3-х суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения;
  • до принятия судом решения о назначении судебного заседания, в том числе, в ходе предварительных слушаний, назначенных по иным основаниям по ходатайству любой из сторон;

Почему вас выбрали присяжным заседателем?

Итак, такая рассылка осуществляется периодически, а список претендентов постоянно обновляется. В него входят лица, отвечающие строгим требованиям отбора. Отсеивает кандидатов ПО на уровне районного государственного органа власти или же мэрии.

Ежегодно списки корректируют, но главная выборка проводится именно каждые 4 года (например, 2018-2021 включительно). После данного апдейта базы начинается рассылка. Если вам пришло такое письмо – значит вы, сами того не ведая, прошли все этапы отбора, имеете “белую” гражданскую историю и государство Вам предлагает стать присяжным заседателем в суде.

Пример распоряжения об утверждении списков в ПЗ

Я отвечаю всем требованиям. но не хочу

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей — гражданский долг, как исполнение воинской обязанности и участие в выборах. Вам решать — исполнять его или уклониться. Когда вас вызовут в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя, вы вправе указать на причины, которые препятствуют этому, или заявить самоотвод.

Например, председательствующий судья может освободить от исполнения обязанностей присяжных заседателей родственника подсудимого, женщину, ребенку которой не исполнилось трех лет (по ее желанию, конечно), или работника, без нахождения которого на рабочем месте могут пострадать общественные или государственные интересы.

Также уважительной причиной для самоотвода считаются религиозные убеждения.

Что делать если, пришло письмо о включении в список кандидатов?

Прежде всего, явиться по указанному в письме адресу и заполнить анкету. И лишь тогда вы становитесь официальным претендентом, который включен в список. Повестки в суд без заполнения анкеты приходят значительно реже.

После оформления анкеты остается только ждать, когда вас призовут участвовать в рассмотрении уголовного дела.

Попадание в число кандидатов очень редко приводит к переходу в основной или хотя бы запасной состав комиссии. По статистики, лишь 3-5% участников реально участвуют в рассмотрении дела.

Любой из нас так или иначе имеет представление о подобном процессе. Несмотря на вводимые новшества, весомых изменений нет.

Присяжные – это независимые заседатели судебного процесса, которым придется определить, доказана ли вина подсудимого или нет, на основании улик. Основной состав комиссии состоит из 12 человек, не связанных с государственными органами, религиозными организациями и некоторыми другими учреждениями.

Читайте также:  Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.12.2020) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

В период изучения защита и прокуратура выдвигают свои доводы и аргументацию. Присяжные присутствуют в зале, непосредственно напротив подсудимого. Их имена и фамилии включены в протокол и известны защите. Именно это отпугивает многих.

Участие в присяжных заседателях – это законное право каждого

Присяжным выплачивается минимум половина зарплаты судьи, ведущего дело. Разумеется, в расчет включены лишь те дни, когда заседателя вызывали. Частенько – это 10 дней, но процессы с несколькими подсудимыми могут растянуться на месяцы. Как правило, выплаты за 1 день составляют 500-600 рублей.

Права присяжных по закону

Права лиц, выбранных в качестве ПЗ, указаны в 333 ст. УПК РФ.

  Ответственность за уклонение от исполнения решения суда

  • Законодательные нормы распространяются не только на основной список, но и дополнительных кандидатов из запасного перечня.
  • Дополнительно закон устанавливает действия, которые заседатели не вправе осуществлять.

Присяжные заседатели в России в 2021 году: особенности, требования

Согласно статистическим данным количество оправдательных приговоров в России с каждым годом снижается. По последним данным на 2021 год их уровень составил лишь 0,36%.

В связи с этим законодатели плотно занялись реформированием судебной системы. В частности, одним из нововведений, вступившем в законную силу с 1 июня 2021 года, является расширение полномочий присяжных заседателей.

Присяжные заседатели – это институт судебной власти, позволяющий наряду с профессиональными судьями обычным гражданам выступать в роли творца правосудия.

Позиция присяжного неоднозначна и спорна. С одной стороны, это обязанность любого добропорядочного гражданина. С другой же, это большая ответственность за судьбы других людей. Одни мечтают стать присяжным заседателем, другие – всячески избегают такой роли.

В нашей статье мы подробно расскажем о том, что это такое – кандидат в присяжные заседатели, и кто может быть удостоен этой почетной роли.

Преимущества и недостатки суда присяжных

Для подсудимого суд с участием присяжных заседателей – не только вынесение справедливого решения, но и возможность смягчения своей участи, получения снисхождения. Чтобы объективно рассуждать о необходимости существования подобного органа, следует рассмотреть все «за» и «против», достоинства и недостатки. К преимуществам нужно отнести следующие моменты.

  1. Это независимый и непредвзятый суд, поскольку дело рассматривают случайно выбранные люди. Этот факт исключает у подсудимого, его адвоката и родственников возможность предварительно договориться с членами суда.
  2. В составе суда 12 заседателей, то есть дело рассматривает достаточно широкий круг лиц. Исторически сложившееся число присяжных служит гарантией для вынесения объективного решения.
  3. Отсутствует влияние стандартов. Присяжные принимают решение, не ориентируясь на существующие нормы профессионального судопроизводства, в то время, как профессиональные судьи строго следуют «букве закона» и сложившимся на практике тенденциям.
  4. Сводится к минимуму возможность судебной ошибки, потому что заседатели не заботятся о собственном корыстном интересе, они выступают независимыми участниками процесса.
  5. Возрастает доверие людей к существующей судебной системе, соответственно, и в целом к государству. Это лучший способ сделать справедливым рассмотрение любого дела.

Несмотря на множество достоинств рассмотрения дела судом присяжных, следует отметить и ряд недостатков.

  • Выбор заседателей сопряжен с определенными трудностями: нужно установить, не был ли ранее знаком человек с подсудимым и т.п.
  • Эмоциональное напряжение от возложенной ответственности способны выдержать не все. Заседатели не руководствуются стереотипами, но им не всегда удается устоять против влияния прокурора, адвоката и других участников процесса.
  • Участие в заседании оплачивается, при этом размер вознаграждения присяжным зависит от величины оклада судьи и проведенного на заседаниях времени.

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

1 июня вступают в силу поправки, касающиеся института присяжных заседателей

МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Суд присяжных в России с 1 июня существенно расширяет свою компетенцию — вступил в силу инициированный президентом России закон о поправках в УПК.

Он включает три основные новеллы — возможность рассмотрения дел с участием присяжных заседателей в районных и гарнизонных военных судах, возможность рассмотрения дел присяжными в отношении женщин, а также мужчин старше 65 лет (ранее они не имели права на суд присяжных, поскольку к ним не может быть применен самый суровый вид наказания — пожизненное лишение свободы), а также расширяет число статей УК, дела по которым могут рассматривать присяжные.

Суд присяжных в районных судах

В связи с распространением суда присяжных на районные и гарнизонные суды дополнительно к подсудности присяжных отнесены уголовные дела по ч. 1 ст. 105 (убийство без отягчающих обстоятельств) и ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего).

Кроме того, как пояснили ТАСС в Верховном суде, возвращена подсудность суду присяжных уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 (убийство с отягчающими обстоятельствами), ч. 5 ст. 228.1 (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств в особо крупном размере), ч. 4 ст. 229.

1 (контрабанда наркотических средств организованной группой, либо в особо крупном размере, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст.

295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст.

357 УК РФ (геноцид), которые ранее были исключены из компетенции присяжных в случаях, если в качестве наиболее строгого вида наказания подсудимым не могло быть назначено пожизненное лишение свободы.

Эти уголовные дела будет рассматривать суд в составе судьи районного или гарнизонного военного суда и коллегии из шести присяжных заседателей (и двух запасных).

К подсудности уголовных дел суду присяжных на уровне областных и им равных судов (где в компетенции суда присяжных остаются действующие 19 статей УК по наиболее тяжким преступлениям, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы или смертная казнь) дополнительно отнесены дела по этим же статьям в отношении женщин старше 18 лет и мужчин старше 65 лет. Но изменится состав этого суда — он будет состоять из судьи областного или приравненного в нему суда и коллегии из восьми присяжных заседателей (ранее — из 12 заседателей).

Таким образом, вне компетенции суда присяжных остаются лишь уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет.

Реформа суда присяжных

Последнее десятилетие компетенция суда присяжных в России сокращалась.

В конце 2008 года из нее были исключены дела по девяти составам УК — теракт, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования, массовые беспорядки, госизмена, шпионаж, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсия, в конце 2010 года — уголовные дела, содержащие сведения о гостайне, и уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Госдумы и судей.

Позднее, после передачи 20 составов преступлений, включая дела о взятках, преступлениях против правосудия (неуважение к суду, незаконное привлечение или освобождение от уголовной ответственности), преступлениях против половой свободы и половой неприкосновенности, от областных судов в районные, они также вышли из компетенции присяжных. В итоге если до 2010 года суды присяжных рассматривали в год более 500 уголовных дел, то последние три года — чуть более 200 дел ежегодно.

В декабре 2015 года Владимир Путин поддержал предложение, озвученное в ходе встречи с уполномоченными по правам человека и членами Совета по правам человека, расширить роли института суда присяжных и инициировал законопроект поправок в УПК.

Масштаб реформы

По оценке экспертов, число рассматриваемых с участием присяжных дел может увеличиться в 70 раз — до 15 тыс. в год. В первую очередь — за счет отнесения к компетенции присяжных дел по ч. 1 ст. 105 (убийство без отягчающих обстоятельств) и ч. 4 ст.

111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего). Ежегодно по ч. 1 ст. 105 выносятся приговоры в отношении 6–7 тыс. подсудимых, по ч. 4 ст. 111 — в отношении 5–6 тыс.

Теперь они имеют право ходатайствовать о рассмотрении их дел судами присяжных.

Для реализации права на суд присяжных в районных и гарнизонных судах было оборудовано 2,3 тыс.

залов, включая совещательные комнаты и видеонаблюдение на пути к ним, чтобы обезопасить присяжных от возможного воздействия со стороны других участников процесса. Подготовку к новой форме работы прошли почти 7 тыс. судей и почти 9 тыс.

работников аппаратов судов, Генеральная прокуратура организовала образовательные семинары для гособвинителей во всех федеральных округах.

Право на суд присяжных

Как пояснили ТАСС в Верховном суде России, «возможность подачи ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных лицами, обвиняемыми в совершении преступлений, уголовные дела по которым с 1 июня 2018 года станут подсудны этому суду, будет зависеть от того, на какой стадии будет находиться в этот момент производство по делу. До назначения уголовного дела судом к рассмотрению обвиняемые будут вправе подать такое ходатайство». УПК РФ предусматривает возможность апелляционного и кассационного обжалования решений, вынесенных судом с участием присяжных заседателей, с определенными ограничениями, установленными в законе.

Сколько присяжных заседателей в суде РФ в 2021 году: Какое количество должно быть в списке кандидатов согласно закону, порядок отбора

По причине снижения явки по приглашению на должность присяжных заседателей на законодательном уровне проведена реформа судебной системы. Начиная с 2018 года, действует расширенный спектр обязанностей и прав членов коллегии. Дополнительно внесены правки об изменении количества представителей из народа – сколько присяжных заседателей в суде теперь зависит от инстанции.

Дела рассматриваемые судом присяжных и их количество.

Особенности составления и число граждан, которые могут включить в реестр претендентов в присяжные

Списки присяжных заседателей создаются на основании сведений об избирателях, сформированной на едином ресурсе ГАС «Выборы». Программное обеспечение в случайном порядке выбирает фамилии. После завершения обработки данных перечень кандидатов передают на региональный уровень с последующей публикацией в СМИ.

Согласно ст. №4 ФЗ №113 (в новой редакции 2020 г.) Высшая судебная инстанция по региону РФ один раз в 4 года проводит формирование запасных и основных перечней. Число физических лиц в реестрах устанавливается исполнительным органом или главой местного образования.

Основной

Количество присяжных заседателей в суде составляются методом случайного отбора. Минимум за 7 дней до подготовительного слушанья выбранным гражданам направляют приглашения. Если число откликнувшихся людей меньше необходимого, то проводится повторная выборка. То есть коллегия будет формироваться до тех пор, пока не наберется нужное количество заседателей.

Читайте также:  Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства

На подготовительном слушанье происходит составление основного списка кандидатов. В данном процессе принимают участие председательствующий судья, адвокат и прокурор. Участники вправе отклонить по одному из претендентов, не обосновывая свой выбор. После утверждения основного реестра члены коллегии приносят присягу.

Посмотрите видео: «Присяжные заседатели теперь в городском и районных судах.»

Запасной

Численность граждан для запасных списков в претенденты на должность присяжных  составляет не больше 1/4 от общего реестра кандидатов, утвержденных на уровне субъекта РФ.

Ведомость формируется главой администрации населенного пункта или округа, в котором постоянно находится ведомство исполнительной власти.

В данный регистр зачисляют только тех людей, которые имеют постоянный адрес прописки по месту нахождения райсуда.

При проведении отбора претендентов для участия в разбирательстве уголовного дела необходимо обеспечить строгое соблюдение статьи №326 УПК Российской Федерации (с последними правками и дополнениями 2020 г.).

Основным критерием отбора является то, что физическое лицо не может участвовать в рамках 1 календарного года в нескольких судопроизводствах, невзирая на инстанцию.

Согласно действующему законодательству вызов в присяжные разрешен только один раз на время, не превышающее 10 рабочих суток.

Периодичность составления реестра кандидатов

Формировать списки претендентов в коллегию присяжных местный орган самоуправления может не чаще одного раза в 4 года. Это равноценно относится как к основному, так и запасному реестрам. Кроме того, составление общего перечня кандидатов наделено аналогичным правилом.

Критерии, предъявляемые к претендентам

На основании ст.3 ФЗ №113 выборка претендентов в заседатели должна соответствовать установленным в УПК России правилам.

Призываться для выполнения гражданского долга не могут следующие категории населения:

  • если лицо не входит в возрастную группу 25+ лет;
  • имеется незакрытая судимость, либо человек проходит по уголовному делу в качестве подозреваемого или обвиняемого;
  • присвоен статус «недееспособный»;
  • отклонения в психике – есть медицинское заключение;
  • наркологическая зависимость, подтвержденная справкой из диспансера;
  • наличие физиологических недостатков, которые могут помешать участию в судопроизводстве.

Основные принципы работы суда присяжных.

В момент утверждения списков эта информация по каждому участнику проверяется. Однако гражданин также вправе сделать самоотвод, в т. ч. немотивированный.

Процедура и время для формирования реестра кандидатов

Согласно ст.5 ФЗ №113 в период минимум за 3 мес. до завершения полномочий претендентов в коллегию заседателей председатели судебных органов должны представить обновленные списки.

К таким инстанциям относятся:

  • ВС России;
  • краевые органы;
  • областные муниципальные образования;
  • ведомства городов федерального значения;
  • автономной области и округов.

Потенциальных присяжных определяет программное обеспечение в случайном порядке автоматическим методом через систему ГАС «Выборы», решение о создании которой принято президентом в 1994 году согласно указу №1723.

В данный реестр внесены персональные сведения физических лиц, участвующих в избирательных кампаниях и референдумах. Исключение из списков присяжных в судах РФ осуществляется на основании ст. №3 ч. №2 действующего закона.

Порядок утверждения перечня членов коллегии исполнительным ведомством по региону РФ:

  1. Отправка уведомлений гражданам, зарегистрированных на территории субъекта нахождения судебной инстанции.
  2. В рамках четырнадцати календарных дней люди, фигурирующие в реестре, должны ознакомиться с приглашением.
  3. Рассмотрение ходатайств, поступающих от потенциальных претендентов.
  4. Проверка заявителей на соответствие критериям отбора.
  5. Внесение корректировок, устранение неточных данных о гражданах, включенных в общий реестр присяжных.
  6. Составление и утверждение ведомости членов коллегии.

Процедура и основания для удаления претендента из списков заседателей

На основании ст.7 Федерального нормативного акта №113 существуют критерии, по которым граждан вычеркивают из ранее составленных реестров народных судей. Высший исполнительный орган аннулирует право заседательства при рассмотрении уголовного дела.

Но такое происходит, если становятся известны следующие обстоятельства:

  1. Возникновение ситуации, предусмотренных в ст. №3 ч. №2 ФЗ №113.
  2. Человек самостоятельно направил официальное ходатайство о наличии обстоятельств, согласно которых он не может исполнять функцию заседателя в суде:
    • отсутствие навыков владения русским или другим языком, на котором осуществляется рассмотрение уголовного дела;
    • установление диагноза, препятствующего выполнению обязанностей – наличие подтверждающих бумаг (медицинская справка);
    • достижение 65-летнего возраста;
    • гражданин занимает государственный пост или выборную должность в муниципалитете;
    • военнослужащий;
    • увольнение со службы по контракту из ФСБ, охранного ведомства или внешней разведке, в т. ч. в рамках 5 лет со дня данного события.

Кроме указанных причин, претендент вправе подать заявление, если занимается воспитанием несовершеннолетнего ребенка до 3 лет. Самоотвод также допускается без указания мотива, но только при условии, что не давалась присяга.

Как сократился список присяжных

В 2016 году вступил в силу ФЗ №190, на основании которого ряд положений в различных правовых актах претерпели изменения. Обновления представлены в виде комплекса мероприятий, направленных на достижение компромисса между интересами государства и общественности. Одним из видов поправок, принятых 01.01.18 г., стало количество присяжных в суде.

Изменение состава претендентов в заседатели заключается в их сокращении. Районные инстанции и гарнизонные органы власти предполагают участие 6 человек. Чтобы сформировать коллегию в 2020 г. достаточно 12 представителей из народа. В вышестоящее ведомство призывать будут только 8 граждан при наличии минимум 14 кандидатов.

Ранее, до реформы 2016 г., в процессе рассмотрения уголовного дела предусматривалось 12 членов коллегии, которые формировались из 20 претендентов.

Особенности отбора

Процедура выборки претендентов подчинена строгим правилам, указанным в действующих законах России. Каждые четыре года утверждаются два перечня «соискателей» на должность народных судей. В этих реестрах состоят только те лица, которые соответствуют критериям отбора.

Автоматизированное ПО «Выборы» осуществляет в случайном порядке поиск претендентов в суд присяжных. Человек, попадая в такой перечень, в дальнейшем может быть вызван в ведомство для рассмотрения конкретного дела по статьям УК России. Если ранее количество устанавливалось на отметке 12, то с прошедшей реформой их состав претерпел изменения.

Формирование предварительного реестра присяжных

Секретарь или помощник судьи после назначения даты заседания будет определять претендентов в присяжные для рассмотрения конкретного уголовного дела. Установление личностей для общего и запасного реестра также осуществляется случайным отбором.

Помощник по судебному заседанию проводит проверку на соответствие кандидатов критериям, установленных в ФЗ №113. При выявлении обстоятельств, препятствующих выполнению гражданского долга, лицо вычеркивается из списка.

Утверждаются претенденты в члены коллегии согласно статье №326 УПК России.

Правила формирования присяжных заседателей:

  1. Не допускается вызов одного и того же гражданина для участия в разбирательстве уголовного дела больше 1 раза за 12 месяцев.
  2. После формирования списков претендентов в члены коллегии составляется реестр с указанием именного формуляра каждого кандидата. Дополнительно прописывается адрес регистрации. Утвержденный список подписывается помощником председательствующего судьи.
  3. Предварительный отбор позволяет отсеять граждан, которые не соответствуют критериям в присяжные заседатели. Перечень может дополняться при наличии официального заявления претендента о самоотводе.
  4. В рамках недели людям, прошедшим предварительный отбор, рассылается приглашение явиться на заседание. Указывается дата, время и место.

Количество присяжных в суде и формирование коллегии в зависимости от судебной инстанции

Как формируется суд присяжных.

Принятая в 2016 году, реформа сократила количество присяжных, как участников судопроизводства на областном уровне и приравненных к нему судах. Ранее в состав коллегии входило 12 членов, в 2020 г. фигурирует лишь 8 представителей из народа. Примечательно, что в райсудах и гарнизонных военных органа данный список урезан до 6 человек.

Однако обновления затронули не только количество заседателей, но и расширили подсудность рассматриваемых дел.

К уголовным процессам, для которых допускается инициация суда с присяжными, относятся следующие положения УК России:

  • ст. №105 часть №2;
  • статья №111 ч. №4;
  • ст. №228.1 ч. №5;
  • ст. №229.1 ч. №4;
  • ст. №227;
  • ст. №295;
  • ст. №317№
  • ст. №357.

Для данных уголовных дел предусмотрен отбор членов коллегии в составе 6 основных и 2 запасных. Судопроизводство осуществляется на районном и военном уровне.

В таблице приведены нормы и значения, на основании которых устанавливается, сколько должно быть присяжных заседателей в суде в зависимости от инстанции:

Таблица 1.

Название органаПримечаниеКол-во человек в коллегии
Областные и приравненные к ним суды Ранее – 12 человек 8 заседателей
Городские, районные и военные ведомства До принятия реформы 8 6 + 2 запасных
Вышестоящий орган До изменений 12 членов из 20 претендентов Выбирается 8 человек из не менее 14 кандидатов

В обязанности присяжных не входит рассмотрение уголовных дел, в которых фигурируют подсудимые, не достигшие совершеннолетнего возраста.

Члены коллегии вне судебного зала

Когда присяжные заседатели входят в состав суд, они автоматически получают статус неприкосновенности.

Однако уголовное судопроизводство, это не одно слушание по делу – как правило, рассмотрение затягивается на несколько месяцев, но нередко занимает и годы. Между заседаниями устанавливают перерыв от 2 недель до 3 мес.

В этот период судьи из народа продолжают работать по основному месту трудоустройства и ведут обычную жизнь.

Ещё на первом заседании граждане дали присягу, поэтому им запрещено разглашать сведения об обстоятельствах по уголовному делу. Ограничение касается не только посторонних лиц, но и членов их семьей. Кроме того, представители коллеги не вправе собирать информацию вне слушания либо высказывать свое мнение за пределами совещательной комнаты. Если становится известным о нарушении присяги, то вынесенный вердикт могут аннулировать. В остальных действиях присяжные не ограничены и имеют полную свободу.

Вместе с тем члены коллегии являются простыми людьми, у которых есть свои слабости, страха и мечты. Поэтому не существует гарантии, что их не подкупят во время судопроизводства или за пределами совещательной комнаты. Кроме финансового вознаграждения, на гражданина могут давить морально или физически. В таких ситуациях необходимо обращаться в правоохранительные органы для получения защиты.

По информации на 2020 г. включению в реестр присяжных заседателей подлежит свыше 5 млн. человек. Сведения из судебного департамента подтверждают, что порядка 16 субъектов Российской Федерации запросили дополнительное финансирование на формирование списков.

ВС РФ дал разъяснение, что для каждого органа будут составляться отдельные перечни кандидатов. Состав для верховного ведомства – 14 претендентов и минимум 12 для районных и гарнизонных органов исполнительной власти.

В этот количество включены основные и запасные реестры.

Посмотрите видео: «Оправдана дважды по одному делу судом присяжных.»

Ссылка на основную публикацию