Статья 31. Наименование политической партии

Корпоративное право, Новости 2001

Правовое положение политических партий определяется Законом Р Ф «О политических партиях» № 95-ФЗ от 11.07.2001 г. (в дальнейшем — «Закон»).

Этот Закон принят в развитие Конституции России, согласно которой политические партии являются одной из форм осуществления гражданами права на объединение.

Однако это конституционное право имеет более широкую сферу применения, нас же интересует, что представляет собой политическая партия как юридическое лицо.

В ст. 3 Закона политическая партия названа общественным объединением. Это объединение имеет политические цели (участие в выборах и референдумах, общественных и политических акциях) и должно удовлетворять определенным (порой, достаточно жестким) требованиям. Эти требования содержатся в ст.

 3 Закона и многие их них уже привлекли внимание общественности. Как тут, в частности, не вспомнить о минимальной численности членов партии в 10 000 человек и о том, что она должна иметь отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации с определенной численностью членов и другие.

Многие говорят: введенные ограничения настолько серьезны, что вступают в противоречие с конституционным правом на объединение, существенно затрудняя гражданам его осуществление.

Однако поскольку эти ограничения содержатся в Законе, отменить их может только Конституционный Суд России, пока же на практике они будут применяться.

Признание политической партии общественным объединением предполагает возможность субсидиарного применения к партиям Закона «Об общественных объединениях». Вряд ли политическую партию можно считать особой (новой) формой некоммерческой организации, отличной от общественного объединения.

Правда, на практике случаи субсидиарного применения норм Закона «Об общественных объединениях» к партиям вряд ли будут частыми.

Ведь Закон «О политических партиях» намного более четко и логично регламентирует деятельность партии, особенно если сравнивать его с устаревшим и противоречивым Законом «Об общественных объединениях».

Вместе с тем, нельзя не учитывать что с принятием Закона «О политических партиях» Закон «Об общественных объединениях» остался без изменения. Между тем, в нем предусмотрены так называемые политические общественные объединения.

Их функции теперь могут осуществлять только политические партии. Поэтому политические общественные объединения в течение двух лет должны быть преобразованы в политические партии (ст.

 47 Закона), в противном случае они станут обычными общественными объединениями.

Выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности может теперь только политическая партия. Что касается иного участия в выборах и референдумах, то монополии на это политические партии не имеют. В частности, в избирательных блоках вместе с политическими партиями могут участвовать и иные общественные объединения (ст. 36 Закона).

Наименование политической партии должно содержать указание на ее организационно-правовую форму — «партия». Причем никакие другие юридические лица не могут включать в свое наименование слово «партия». В наименовании можно использовать слово «Россия» или «российская», но запрещено указывать наименования каких-либо государственных органов или граждан (ст. 6 Закона).

Политические партии создаются двумя основными способами — заново, т. е. на учредительном съезде, или путем реорганизации из общероссийской общественной организации (движения).

И сама политическая партия, и ее региональные отделения признаются юридическими лицами с момента их государственной регистрации (ст. 15 Закона). Сначала регистрируется партия в целом, затем — ее региональные отделения. Причем если этих отделений будет зарегистрировано недостаточно, может быть аннулирована и регистрация партии в целом.

Собственником имущества признается политическая партия в целом, отдельные ее члены не имеют прав на имущество партии.

Региональные отделения партии и иные ее зарегистрированные структурные подразделения имеют в отношении закрепленного за ними имущества партии право оперативного управления (ст. 28 Закона).

По-видимому, право оперативного управления имеют только те подразделения, которые признаны юридическими лицами. Таким образом, в российском законодательстве появился еще один субъект права оперативного управления, кроме учреждений и казенных предприятий.

Правда, это не вполне укладывается в рамки действующего ГК. Согласно ст. 296 ГК право оперативного управления могут иметь лишь казенные предприятия и учреждения. И список таких субъектов, вроде бы, закрытый. Правда, перечень некоммерческих организаций по ГК сконструирован как открытый (ст. 50 ГК), но это не решает проблемы.

Возникает коллизия, разрешение которой в пользу приоритета норм ГК (согласно п. 2 ст. 3 ГК), еще более запутает ситуацию. Ведь вопрос о праве отделений политической партии на имущество «повисает в воздухе». Если у них есть право собственности, то как соотнести его с правом собственности политической партии, если какое-нибудь другое право, то какое? Ответа нет.

Проще будет согласиться с вариантом, предложенным Законом, и внести изменения в ГК.

Не менее интересным является вопрос о том, кто выступает учредителем отделений политической партии — сама партия или ее члены, проживающие в регионе.

Очевидно, что если партия — собственник имущества, то она должна выступать и в качестве учредителя. Что же касается членов партии, то они наделяются учредителем правами образовать органы управления отделения (подразделения).

При этом сами они учредителями отделения (подразделения) не становятся.

Отделения (подразделения) политической партии отвечают по своим обязательствам всем закрепленным на ними имуществом.

И в этом состоит отличие данных обладателей права оперативного управления от учреждений (последние отвечают лишь денежными средствами).

Субсидиарную ответственность по долгам своих отделений (подразделений) несет политическая партия в целом. Здесь использована, по сути, та же модель, что и во взаимоотношениях учреждения и собственника его имущества.

Учредительным документом политической партии является ее устав. Положения, которые должны быть в уставе, четко названы в Законе.

Что касается других документов, которые подлежат представлению в регистрирующий орган, то они учредительными документами не являются, за исключением, пожалуй, решения о создании отделения (иного структурного подразделения), которое будет его учредительным документом в отсутствие устава (положения).

Членство в политической партии может быть только индивидуальным. Членство существует только в партии в целом, а не в ее отделении (подразделении). Членами партии могут быть дееспособные граждане, достигшие 18 лет. Участие иностранцев и лиц без гражданства запрещено. Можно быть членом только одной политической партии.

Партия может осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ и уставом партии (ст. 26 Закона). При этом партия должна использовать полученные от предпринимательской деятельности средства на цели, предусмотренные в ее учредительных документах. Эти средства не могут распределяться между членами партии.

Закон ограничивает круг видов предпринимательской деятельности, которую могут осуществлять партии, перечнем, содержащимся в п. 3 ст. 31 Закона. В основном это издательская, полиграфическая, рекламная и информационная деятельность, а также сдача имущества в аренду. Иными видами предпринимательской деятельности партия заниматься не вправе.

Политическая партия может принимать пожертвования, причем круг жертвователей и порядок пожертвования серьезно ограничены (ст. 30 Закона). Нарушение правил о пожертвовании влечет за собой обязанность политической партии возвратить соответствующее имущество его жертвователю, а при невозможности — перечислить в доход Российской Федерации.

Причем здесь, скорее всего, имеет место особое последствие совершения недействительной сделки, когда она, по общему правилу, влечет двустороннюю реституцию, а при ее невозможности — изъятие имущества в доход Российской Федерации. Такие последствия не предусмотрены ГК, но, скорее всего, ему не противоречат (см. ст.

 167 ГК, согласно которой иные последствия недействительности сделки могут быть предусмотрены законом).

Политические партии вправе получать от государства финансирование. Однако требовать его могут не все партии, а лишь те, которые так или иначе победили на выборах (ст. 33 Закона).

Следует отметить, что это правило противоречит ранее сформулированному принципу равной поддержки государством всех политических партий. Последний же принцип напрямую вытекает из норм Конституции Р Ф о равноправии граждан.

Впрочем, норма Закона о предоставлении финансовой поддержки также может быть отменена лишь Конституционным Судом Р Ф, что произойдет не скоро, если вообще произойдет.

За политическим партиями осуществляется государственный контроль, четко урегулированный Законом. Наивысшей санкцией при осуществлении такого контроля может быть ликвидация политической партии, менее жесткой — приостановление деятельности по решению суда, самой простой мерой — вынесение предостережения.

  • 20 декабря 2001 в 15:01
  • 7256
  • Иванов Антон Александрович

Наименование политической партии: особенности конституционно-правового регулирования

(Митин Г. Н.) («Конституционное и муниципальное право», 2008, N 6)

НАИМЕНОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ: ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Г. Н. МИТИН

Митин Г. Н., аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Название политической партии — первое, что избиратель видит в бюллетене, то, с чем ассоциируется кандидат, это один из важнейших индивидуализирующих ее признаков .

Оно может отражать партийную идеологию (как, например, Либерально-демократическая или Коммунистическая партии); основную цель (задачу) деятельности партии (Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса, Партия возрождения России); социальную, национальную (Русская партия) и иную группу, чьи интересы отстаивает партия (Аграрная партия или партия «Автомобильный клуб России»), и просто запоминающийся бренд, не несущий особой смысловой нагрузки («Яблоко», «Русский стиль» ). ——————————— Грешников И. П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. С. 214. Политическая партия «Русский стиль» была создана в 1994 г. под руководством Г. Семина — руководителя одной из дочерних фирм концерна — «Гермес-Интер-Финанс». Просуществовала меньше года.

Наименование политической партии состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму «политическая партия» и название партии. Интересно, что часто встречается тавтология в наименованиях политических партий, например политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации», политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые».

Наименования некоторых партий подобраны удачно и не содержат в названии слова «партия» (политическая партия «Либеральная Россия» или политическая партия «Союз правых сил»). Тавтология в наименовании, видимо, связана с периодом, когда отсутствовал Закон о политических партиях и не была упорядочена процедура создания политической партии.

Партии существовали тогда в форме политических общественных объединений, и соответственно их наименования содержали в себе указание только на эту организационную форму. Для того чтобы показать, что объединение является политической партией, а не иной общественной организацией, непосредственно в название политического общественного объединения включалось слово «партия».

Некоторые политические партии носили «исторические» названия, например Коммунистическая партия или Российская социал-демократическая рабочая партия. Для политических партий характерно указание на свою организационно-правовую форму непосредственно в названии партии. В российском законодательстве предусмотрен ряд требований, предъявляемых к наименованию политической партии.

Их можно условно разделить на три группы: — конституционные требования; — требования Федерального закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (далее — Закон о политических партиях); — требования законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав.

Читайте также:  Статья 13. Представительства иностранных религиозных организаций

К конституционным требованиям относится запрет на создание и деятельность политических партий, цели которых (а наименование политической партии может отражать ее цель) направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Как правило, политические организации с такими названиями создаются ради привлечения внимания, создания скандала, а не для серьезной политической борьбы, пусть даже и незаконной. Так как государственным языком в Российской Федерации является русский язык, наименование политической партии должно быть написано русскими буквами.

Требование языка не исключает возможности использования знаков и цифр в наименовании партии. В соответствии с п. 10 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 8 статьи 73 Федерального закона от 18 мая 2005 г.

N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются также на языке соответствующей республики, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

Соответственно должны быть переведены и наименования политических партий. Перевод текста избирательного бюллетеня обеспечивает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. В связи с чем иногда возникают споры о точности перевода наименований политических партий. ——————————— Собрание законодательства РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.

Устав | Партия РБК

ПРИНЯТ

 на I Съезде 15.12.2020 г.

  • Всероссийской политической партии
  • «РОССИЯ БЕЗ КОРРУПЦИИ»
  •  Москва
  • -2020 год-
  • ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава i ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………….. 5

Статья 1. Правовой статус Всероссийской политической партии «РОССИЯ БЕЗ КОРРУПЦИИ» 5

Глава iI ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПАРТИИ……………………………………………………………………. 6

Статья 2. Цели Партии………………………………………………………………………………………….. 6

Статья 3. Задачи Партии……………………………………………………………………………………….. 7

Глава iII ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАРТИИ……………………………………………………. 8

Статья 4. Права Партии…………………………………………………………………………………………. 8

Статья 5. Обязанности Партии………………………………………………………………………………. 9

Глава iV ЧЛЕНСТВО В ПАРТИИ……………………………………………………………………….. 10

Статья 6. Общие положения о членстве в Партии………………………………………………… 10

Статья 7. Сторонники Партии……………………………………………………………………………… 11

Статья 8. Порядок приема в члены Партии………………………………………………………….. 11

Статья 9. Учет членов Партии……………………………………………………………………………… 12

Статья 10. Порядок прекращения и приостановления членства в Партии…………….. 13

Статья 11. Права члена Партии……………………………………………………………………………. 15

Статья 12. Обязанности члена Партии…………………………………………………………………. 16

Статья 13. Поощрение членов Партии…………………………………………………………………. 18

Статья 14. Партийные взыскания………………………………………………………………………… 18

ГЛАВА V ЦЕНТРАЛЬНЫЕ РУКОВОДЯЩИЕ, КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫЕ И ИНЫЕ ОРГАНЫ ПАРТИИ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ПАРТИИ……………………………………………………….. 18

Статья 15. Система центральных и иных органов и должностных лиц, обеспечивающих управление, взаимодействие и контроль в Партии………………………………………………………………….. 18

Статья 16. Съезд Партии……………………………………………………………………………………… 19

Статья 17. Компетенция Съезда Партии………………………………………………………………. 20

Статья 18. Председатель Партии………………………………………………………………………….. 21

Статья 19. Компетенция Председателя Партии…………………………………………………….. 22

Статья 20. Заместители Председателя Партии……………………………………………………… 25

Статья 21. Компетенция заместителей Председателя Партии……………………………….. 26

Статья 22. Высший  политический совет Партии…………………………………………………. 27

Статья 23. Компетенция Высшего политического совета Партии………………………… 28

Статья 24.Президиум Высшего политического совета Партии…………………………….. 29

Статья 25. Компетенция Президиума Высшего политического совета Партии…….. 31

Статья 26. Центральный Исполнительный комитет Партии…………………………………. 36

Статья 27. Центральная контрольно-ревизионная комиссия Партии…………………….. 37

Статья 28. Компетенция Центральной контрольно-ревизионной комиссии Партии 39

Статья 29. Аппарат Партии, Аппараты структурных подразделений Партии……….. 40

  1. ГЛАВА VI РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПАРТИИ…………………………………………… 41
  2. Статья 30. Общие положения о региональном отделении Партии………………………… 41
  3. Статья 31. Коллегиальные органы и должностные лица регионального отделения Партии 42
  4. Статья 32. Конференция (Общее собрание) регионального отделения Партии……… 42
  5. Статья 33. Компетенция Конференции (Общего собрания) регионального отделения Партии       44
  6. Статья 34. Председатель Политического Совета регионального отделения Партии 46
  7. Статья 35. Компетенция Председателя Политического Совета регионального отделения Партии 48

Статья 36. Политический Совет регионального отделения Партии………………………. 50

  • Статья 37. Компетенция Политического Совета регионального отделения Партии 52
  • Статья 38. Контрольно-ревизионная комиссия регионального отделения Партии… 57
  • Статья 39. Компетенция Контрольно-ревизионной комиссии регионального отделения Партии   58

Статья 40. Приостановление полномочий членов коллегиальных выборных органов и должностных лиц региональных отделений Партии………………………………………………………………….. 59

Статья 41. Исполнительный комитет регионального отделения…………………………… 60

ГЛАВА VII МЕСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПАРТИИ…………………………………………………….. 60

Статья 42. Общие положения о местном отделении Партии…………………………………. 60

Статья 43. Коллегиальные органы и должностные лица местного отделения Партии 61

Статья 44. Конференция (Общее собрание) местного отделения Партии………………. 62

Статья 45. Компетенция Конференции (Общего собрания) местного отделения Партии     64

Статья 46. Председатель Совета местного отделения Партии……………………………….. 66

Статья 47. Компетенция Председателя Совета местного отделения Партии…………. 67

Статья 48. Совет местного отделения Партии………………………………………………………. 69

Статья 49. Компетенция Совета местного отделения Партии……………………………….. 71

Статья 50. Ревизионная комиссия местного отделения Партии…………………………….. 76

Статья 51. Компетенция Ревизионной комиссии местного отделения Партии……… 76

Статья 52. Приостановление полномочий членов Советов, членов Ревизионной комиссии и Председателей Советов местных отделений Партии……………………………………………. 77

ГЛАВА VIII ПЕРВИЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПАРТИИ……………………………………………….. 78

Статья 53. Общие положения о первичном отделении Партии…………………………….. 78

Статья 54. Коллегиальные органы и должностные лица первичного отделения Партии      79

Статья 55. Общее собрание первичного отделения Партии………………………………….. 79

Статья 56. Компетенция Общего собрания первичного отделения Партии…………… 80

Статья 57. Председатель первичного отделения Партии………………………………………. 81

Статья 58. Компетенция Председателя первичного отделения Партии…………………. 82

Статья 59. Совет первичного отделения Партии………………………………………………….. 83

Статья 60. Компетенция Совета первичного отделения Партии…………………………… 85

Статья 61. Ревизор первичного отделения Партии……………………………………………….. 86

Статья 62. Компетенция Ревизора первичного отделения Партии………………………… 86

Статья 63. Приостановление полномочий членов Советов, Председателей первичных отделений Партии и Ревизоров первичного отделения Партии…………………………………………….. 87

ГЛАВА VIII.I ФРАКЦИИ И ИНЫЕ ДЕПУТАТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПАРТИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,  ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ  ОРГАНАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ…………………………………………………………………………… 88

Статья 64. Фракция Партии в Государственной Думе Федерального Собрания Российской федерации……………………………………………………………………………………………………………………………. 88

Статья 65. Фракции и иные депутатские объединения Партии в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах представительной власти муниципальных образований………………………………………………………………………………. 88

Глава iX ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИИ…………. 90

Статья 66. Имущество Партии…………………………………………………………………………….. 90

Статья 67. Имущество структурных подразделений Партии………………………………… 90

Статья 68. Источники формирования денежных средств Партии…………………………. 90

Статья 69. Бюджет Партии и сметы текущих расходов…………………………………………. 90

Статья 70. Пожертвования…………………………………………………………………………………… 91

Статья 71. Размещение денежных средств Партии……………………………………………….. 91

Статья 72. Предпринимательская деятельность Партии……………………………………….. 92

Статья 73. Благотворительная деятельность Партии…………………………………………….. 92

Статья 74. Финансовая отчетность Партии………………………………………………………….. 92

Статья 75. Материальная ответственность в Партии…………………………………………….. 93

ГЛАВА Х ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………………. 93

Статья 76. Порядок внесения изменений в настоящий Устав и Программу Партии 93

Статья 77. Порядок реорганизации Партии и ее структурных подразделений………. 93

Статья 78. Порядок ликвидации Партии и ее структурных подразделений…………… 94

Глава i

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовой статус Всероссийской политической партии

«РОССИЯ БЕЗ КОРРУПЦИИ»

  • Всероссийская политическая партия «РОССИЯ БЕЗ КОРРУПЦИИ» (далее по тексту – Партия), является общероссийским общественным объединением, созданным, в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
  • Деятельность Партии основывается на Конституции Российской Федерации, принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности, и регулируется федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О политических партиях» и иными федеральными законами, а также Уставом Партии (далее – Устав или Устав Партии) и Программой Партии (далее – Программа или Программа Партии), информация о которых является общедоступной.
  • Партия действует в соответствии с законодательством Российской Федерации о политических партиях. При этом в Партии, ее структурных подразделениях и органах не допускается образование фракций, внутрипартийное блокирование, инициирование создания организованных внутрипартийных групп, кроме предусмотренных настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ним решениями руководящих органов Партии и ее структурных подразделений.

Партия обладает правами и несет обязанности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • Партия осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации.
  • Партия является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, вправе от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком, третьим лицом, а также заявителем и заинтересованным лицом в суде. Партия не отвечает по обязательствам своих членов, а члены Партии не отвечают по обязательствам Партии.
  • Структуру Партии образуют ее структурные подразделения – региональные, местные и первичные отделения Партии, созданные и действующие на территории Российской Федерации только по территориальному признаку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
  • Собственником имущества Партии, в том числе имущества ее региональных и иных структурных подразделений, является Партия в целом. Члены Партии не имеют прав в отношении имущества Партии. Региональные и местные отделения Партии, имеющие права юридического лица, обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником, имеют самостоятельный баланс.
Читайте также:  Изменяющие документы ГК РФ - советы юриста

Партия не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам Партии. Партия не отвечает по обязательствам ее членов, а ее члены не отвечают по обязательствам Партии.

  • Полное наименование Партии – Всероссийская политическая партия «РОССИЯ БЕЗ КОРРУПЦИИ». Сокращенное наименование Партии – Партия РБК.

Наименования Всероссийская политическая партия «РОССИЯ БЕЗ КОРРУПЦИИ» и  Партия РБК имеют одинаковую юридическую силу, являются равнозначными и могут использоваться во всех документах Партии, в том числе на бланках и печатях, а также в избирательных бюллетенях.

  • Партия имеет печать со своим наименованием, штампы и бланки и другие реквизиты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Партия имеет свои эмблему, флаг, описание которых содержится в настоящем Уставе, а также может иметь гимн.
  • Эмблема Партии представляет собой графическое изображение в форме двух кругов, по внутренней части первого круга нанесены круговые надписи печатными буквами черного цвета строго в верхней части — Всероссийская политическая партия, в нижней части-заглавными печатными буквами черного цвета — РОССИЯ БЕЗ КОРРУПЦИИ, которые выполнены без кавычек. Во внутреннем круге строго в центре верхней части нанесена надпись — ПАРТИЯ РБК, выполненная заглавными буквами без кавычек, цвет букв — черный, фона – ГОЛУБОЙ. Во внутреннем круге расположена центральная композиция графического изображения СОВЫ с раскинутыми симметрично крыльями белого цвета, в лапах совы ленты двух цветов: верхняя лента — синяя. нижняя — красная.
  • Флаг Партии представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. В центре флага располагается изображение эмблемы Партии. Габаритный диаметр изображения эмблемы на флаге Партии должен составлять не более 1/3 части длины полотнища флага.
  • Партия имеет исключительное право использования своего наименования и эмблемы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Региональные, местные и первичные отделения Партии имеют право на использование наименования и эмблемы Партии в уставных целях, за исключением предпринимательской деятельности и передачи права на её использование третьим лицам.
  • Местонахождение постоянно действующего центрального руководящего органа Партии – Президиума Высшего политического совета Партии: Российская Федерация, город Москва.

Глава iI

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПАРТИИ

Статья 2. Цели Партии

  • Партия создана и осуществляет свою деятельность для реализации следующих основных целей:
    • Создание достойного уровня жизни граждан Российской Федерации, формирование социального и эффективного государства, строительство в России справедливого, свободного и солидарного общества, формирование институтов гражданского общества и культуры гражданственности в России, обеспечение законных прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, обеспечение для граждан Российской Федерации социальной безопасности, формирование ответственной перед народом государственной власти.

    Регистрация политической партии в 2021 году: пошаговая инструкция и сроки

    Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Вместе с тем, права юридического лица партия приобретает  с момента государственной регистрации партии в соответствующем реестре. Кроме того, законодатель установил срок для такой регистрации: 6 месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии. В связи с тем что законодатель предусматривает ряд особых прав политическим партиям, в том числе связанных с государственным и муниципальным управлениям, к созданию партии предъявляются особые требования. В настоящей статье мы представляем подробную инструкцию по регистрации партий с учетом новых правил, этапы создания и регистрации партии.

    Пошаговая подробная инструкция “Регистрация политической партии самостоятельно”

    Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать партию в Минюсте самостоятельно? Процесс создания и регистрации партии можно описать пошагово следующим образом:

    Шаг 1. Определяем структуру партии и органов управления политической партии

    Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии. Также партия должна создать региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ.

    Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии. Избрание руководящих органов политической партии/регионального отделения должно осуществляться не реже одного раза в пять лет.

      Политическая партия вправе принять решение об образовании единоличного исполнительного органа, но может не иметь данный орган. Вместе с тем, партия должна также создать контрольно-ревизионные органы.

    На данном этапе необходимо определиться с составом учредителей, структурой органов управления, партии, в дальнейшем данные сведения необходимо закрепить в уставе и решении учредительного съезда о создании партии.

    Шаг 2. Разрабатываем программу будущей партии

    Обязательным документом партии является ее программа. Она должна содержать принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач. Программа предоставляется в регистрирующий орган в бумажном виде (заверенная подписью уполномоченного лица партии) и электронном виде (машиночитаемом).

    Шаг 3. Определяем местонахождение “штаб-квартиры” партии

    Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией, предоставляются на государственную регистрацию партии. Они указываются в заявлении на регистрацию. 

    После выбора адреса получаем от собственника помещения документы, подтверждающие использование “юридического” адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации партии, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется).

    Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования партии.

    Кроме того, мы рекомендуем данные документы представлять и на регистрацию партии, это позволит избежать отказа в регистрации в связи с тем, что адрес является массовым.

    Шаг 4. Разрабатываем устав будущей партии

    • Также обязательным документом для партии является устав. 
    • Устав партии должен содержать следующие сведения:
    • цели и задачи политической партии
    • наименование политической партии, в том числе сокращенное, а также описание символов (если они имеются)
    • условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов
    • порядок учета членов политической партии
    • порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений
    • порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенция указанных органов
    • порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии и ее программу
    • права политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовая ответственность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений и порядок отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений
    • порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах
    • основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов

    Устав предоставляется в 3 экземплярах в регистрирующий орган, а также в электронном (машиночитаемом) виде.

    Шаг 5. Создание организационного комитета партии

    Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет в составе не менее 10 человек. Организационный комитет уведомляет в письменной форме Минюст о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. 

    Вместе с уведомлением в Минюст направляются:

    • сведения не менее чем о 10 членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны)
    • протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, контактный телефон)

    Шаг 7. Публикация сведений о намерении создать партию, о месте и дате проведения учредительного съезда в печатном издании

    Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему документа, указанного в пункте 3 настоящей статьи, публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в Минюст соответствующих документов.

    Сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии организационный комитет также публикует в “Российской газете” или иных общероссийских периодических печатных изданиях не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда политической партии. “Российская газета” обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии в течение 2 недель со дня представления в издание данных сведений.

    В случае, если организационным комитетом в течение срока его полномочий не будет проведен учредительный съезд политической партии, по истечении этого срока организационный комитет прекращает свою деятельность.

    При этом оставшиеся денежные средства организационного комитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество возвращается жертвователям.

    В случае невозможности возврата оставшиеся денежные средства и иное имущество организационного комитета обращаются в доход федерального бюджета.

    Шаг 8. Создание региональных отделений партии

    Одним из требований к партии является наличие региональных отделений партии  не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом региональные отделения представляют заверенные копии протоколов с указанием численности их членов (данный документ подается на регистрацию партии).

    Шаг 9. Проведение учредительного съезда и принятие решения о создании партии

    Решение о создании партии принимается на учредительном съезде делегатов. Законодатель предъявляет ряд требований к данному съезду.

    Учредительный съезд политической партии считается правомочным в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие не менее чем половину субъектов Российской Федерации и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации.

    Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Российской Федерации должен быть представлен не менее чем 2 делегатами. Необходимо помнить о том, что членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

    Статья Правовой статус Политической партии «Родная партия»

    Принят на I Съезде партии 27 октября 2012 г.

    • УСТАВ
    • политической партии
    • «Родная партия»
    • ГЛАВА I
    • Общие положения

    Москва, 2012 годСтатья 1.Правовой статус Политической партии «Родная партия»Статья 3. ФЗ « О полит. партиях» 1.

    Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

    Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий

    1.Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

    1.

    Политическая партия ««Родная партия» (далее — Партия) это общественное объединение, действующее на принципах добровольности, равноправия, самоуправляемости, законности и гласности, в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также для представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

    Статья 4. ФЗ « О полит. партиях» Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    1. ^
    2. Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации.
    3. Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий 
    4. ^
    5. ^

    2. Партия осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и Программой Партии, информация о которых является общедоступной.

    1. Политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, в том числе вопросов оплаты труда, предпринимательской деятельности, получения и использования денежных средств и иного имущества. 

    • 3. В целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:
    • а) информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности; 
    • б) изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции; 
    • в) продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества. 

    4. Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения не вправе осуществлять виды предпринимательской деятельности, не указанные в пункте 3 настоящей статьи.

     5. Доходы от предпринимательской деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений не могут перераспределяться между членами политической партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных ее уставом. 

    3. Партия является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчётный счёт в банке, вправе от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком, третьим лицом, а также заявителем и заинтересованным лицом в суде, арбитражном и третейском судах, Партия не отвечает по обязательствам своих членов, а члены Партии не отвечают по обязательствам Партии. Партия не отвечает по обязательствам государства и его органов. Государство не отвечает по обязательствам Партии.

    Предложение Сергея Масленкина: А может отменить возможность ведения партией коммерческой деятельности? А то пункт  пункт очень плохой есть: «Партия не отвечает по обязательстваи членов партии…

    , член партии не отвечает по обязательствам партии…»Получается — и партия есть, и члены, а ни кто ни за кого не отвечает((Нужно — «партия отвечает за членов партии…, члены партии отвечают за партию».

    Так будет — почти живой организм))

    Пояснение: Отменить коммерческую деятельность партии нельзя, она прямо предусмотрена ст.31 закона и ограничена. Дело самой партии заниматься ею или нет. Пункт по обязательствам основан на нормах Гражданского Кодекса РФ, он идёт в контексте с правами партии как юридического лица и не носит политического характера.

    Статья 7. 1. Политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии.

    Статья 21. Устав политической партии 2. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие: …а также описание символов (если они имеются);

    4. Партия имеет печать со своим наименованием, штампы и бланки, а также может иметь эмблему, флаг и другие символы в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Эмблемой Партии является… Эмблема Партии предназначена для использования в общественно-политической деятельности и может размещаться на различной полиграфической продукции, флагах, транспарантах, значках и других видах наглядной агитации и рекламной продукции.Эмблема Партии одновременно является эмблемой структурных подразделений Партии, которые также как и Партия, имеют право ее использования, за исключением предпринимательской деятельности и передачи права на её использование третьим лицам.

    Предложение Алексея Шуварина (ashura) : 1. Эмблема партии должна вызывать непосредственные ассоциации с идеей Родового поместья. Статья 1.п.

    6 Эмблемой Партии является символическое изображение участка земли с домом в сложенных ладонях. Эмблема партии выполнена зелёным цветом на белом фоне(Можно описать более подробно. Это эмблема сайта родпарт.

    рф – необходимо письменное согласие авторов)

    Пояснение: .Если эмблема есть, не можно, а нужно точное описание — на это прямо указывает закон. Если на съезде не будет принята эмблема, то п.5 надо будет убирать. Предложений по эмблеме, кроме вышеуказанного не поступало. Нужно обсуждение и согласие всех (делегатов и авторов) и точное описание.

    Статья 9. Ограничения на создание и деятельность политических партий 

    ^

    6. Структуру Партии образуют её структурные подразделения – региональные, местные и первичные отделения, созданные и действующие на территории Российской Федерации только по территориальному признаку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

    7. Партия может иметь свой гимн, слова и музыка которого утверждаются Съездом Партии.

    Статья 6. Наименование политической партии

    ^

    Статья 21. Устав политической партии 2. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие:

    б) наименование политической партии, в том числе сокращенное

    8. Полное наименование Партии – Политическая партия  «^ . Сокращенное (краткое) наименование Партии – Родная Партия.

    Предложение по п.8:

    Алексея Шуварина (ashura) : 2. В книгах серии ЗКР слово партия пишется с маленькой буквы. Кроме того в определении чего — либо заглавной остаётся только первая буква, поэтомуСтатья1 п.8. Полное наименование Партии – Политическая партия «Родная партия». Сокращенное (краткое) наименование Партии – Родная партия.

    Пояснение: Это сделать можно, но уже в заполненных документах для оргкомитета (протоколы и т.д.) слово партия написано с большой буквы.

    Олега Кашина (geminii) : «Название:»Родная партия». Причём это и полное и краткое».

    Пояснение: Указание на полное м сокращенное наименование партии сделано на основании ст.ст. 6 и 21 закона.

    ^

    е) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;

    Статья 27. Обязанности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений (в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 421-ФЗ)

    2. Политическая партия один раз в три года представляет в федеральный уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа…

Ссылка на основную публикацию