Статья 5.1. использование учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

  • Принят
  • Государственной Думой
  • 21 июня 1995 года

 (в ред. от 19.07.2018 N 203-ФЗ)

  1. Статья 16. Внутренний распорядок в местах содержания под стражей
  2. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее — Правила внутреннего распорядка).
  3. Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок:
  4. 15) проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона, за исключением свиданий с защитником.
  5. Статья 18. Свидания с защитником, родственниками и иными лицами

Подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Истребование у адвоката иных документов запрещается.

Если в качестве защитника участвует иное лицо, то свидание с ним предоставляется по предъявлении соответствующего определения или постановления суда, а также документа, удостоверяющего его личность.

Защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись.

На территорию места содержания под стражей защитник вправе проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов уголовного дела, компьютеры и пользоваться такими копировально-множительной техникой и фотоаппаратурой, компьютерами только в отсутствие подозреваемого, обвиняемого в отдельном помещении, определенном администрацией места содержания под стражей.

Свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать. В случае попытки передачи защитником подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.

Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.

Свидания с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно.

Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, предоставляются свидания с их представителями в Европейском Суде по правам человека и лицами, оказывающими им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека. Свидание не разрешается, если его проведение может повлечь за собой воспрепятствование производству по уголовному делу. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности и могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть, но не слышать их участников. Представителям подозреваемых и обвиняемых в Европейском Суде по правам человека и лицам, оказывающим им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека, запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. В случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с нотариусом в целях, указанных в пункте 3.1 части четвертой статьи 46 и пункте 9.1 части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Свидания предоставляются без ограничения их числа и продолжительности в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть участников свидания, но не слышать их.

Свидания предоставляются по предъявлении нотариусом документов, подтверждающих его полномочия и удостоверяющих его личность.

Нотариусу разрешается проносить на территорию места содержания под стражей только те предметы и документы, которые необходимы ему для удостоверения доверенности, в том числе технические средства (устройства), предназначенные для печати документов и снятия копий с документов.

Статья 26. Дополнительные платные услуги

При наличии соответствующих условий администрация мест содержания под стражей обеспечивает подозреваемым и обвиняемым дополнительные платные бытовые и медико-санитарные услуги, перечень и порядок предоставления которых устанавливаются Правилами внутреннего распорядка.

Администрация мест содержания под стражей предоставляет защитнику по его требованию платные услуги по копированию материалов уголовного дела в порядке и пределах тарифов, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом компенсация расходов защитнику, оказывающему юридическую помощь по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

  • Статья 33. Раздельное размещение в камерах
  • При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований:
  • 2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся:

лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации. 

30. УЧРЕЖДЕНИЯ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ

  • Содержание под стражей
  • – это наиболее строгая мера пресечения, предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством, которая выражается в лишении на определенный срок свободы лица, обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления.
  • Содержание под стражей по своей сущности сходно с такими уголовными наказаниями, как арест и лишение свободы, однако существенно
  • различается по социально-правовому назначению
  • и правовой природе.

Уголовное наказание является и карой, и средством исправления преступника.

Эти цели не могут быть поставлены при избрании такой меры пресечения, как содержание под стражей.

  1. Лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, в силу презумпции невиновности юридически не могут считаться преступниками.
  2. Из этого следует, что
  3. содержание под стражей
  4. в порядке меры пресечения
  5. не является ни карой,

ни средством исправления. Содержание под стражей применяется с целью изоляции подозреваемых и обвиняемых от общества.

  • Существуют два традиционных для России вида мест содержания под стражей: следственные изоляторы и изоляторы временного содержания.
  • По своему функциональному назначению и правовому статусу они имеют определенные различия.
  • Законом предусмотрено
  • наличие двух разновидностей следственных изоляторов:
  • 1) изоляторы уголовно-исполнительной системы Минюста России;
  • 2) изоляторы органов Федеральной службы безопасности.
  • Основным местом,
  • предназначенным для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в со' вершении преступлений,
  • являются следственные изоляторы.

Они имеются в каждом субъекте Российской Федерации и крупных городах. В России их насчитывается около двухсот.

  1. Основными задачами следственных изоляторов являются:
  2. – создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни – уклониться от отбывания наказания;
  3. – осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
  4. – обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе, безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории;
  5. – обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых;
  6. – организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.
  7. Для выполнения вышеперечисленных задач на персонал следственных изоляторов возлагаются функции, основными из которых являются:
  8. – прием подозреваемых и обвиняемых и размещение их по камерам в соответствии с установленными требованиями закона;
  9. – обеспечение изоляции подозреваемых и обвиняемых;
  10. – выявление, пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений со стороны подозреваемых и обвиняемых;

– обеспечение и поддержание порядка, регламентированного Правилами внутреннего распорядка. Таким образом, лица, приговоренные к лишению свободы, если они содержатся в изоляторе временного содержания до вступления приговора в законную силу, переводятся в следственные изоляторы для направления в места лишения свободы в соответствии с приговором.

Режим в местах содержания под стражей

Установленный в местах содержания под стражей режим призван обеспечить соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ (ст. 15 Закона о содержании под стражей).

  • Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников рассматриваемых мест, которые несут установленную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
  • В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Минюстом России, другими федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, по согласованию с Генеральным прокурором РФ, утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
  • Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок: 1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам; 2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых; изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; 3) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров; приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач; 4) получения и отправления ими телеграмм, писем, денежных переводов; направления ими предложений, заявлений и жалоб; отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов; 5) привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду; участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках; проведения подписки па газеты и журналы; медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых; проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых; 6) обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях; личного приема подозреваемых и обвиняемых начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами; выдачи тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания под стражей.
  • Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.
  • Лица, находящиеся в предварительном заключении, несут обязанности и имеют права, установленные законодательством России для всех граждан, с ограничениями, предусмотренными УПК РФ и Законом о содержании под стражей, которые вытекают из режима содержания под стражей.
  • Так, в соответствии со ст. 17 Законом о содержании под стражей подозреваемые и обвиняемые имеют право:
  • 1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
  • 2) на личную безопасность в местах содержания под стражей; обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;
  • 3) на свидания с защитником; на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 Закона о содержании под стражей;
  • 4) хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих нрав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
  • 5) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов;
  • 6) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями; получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ;
  • 7) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;
  • 8) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;
  • 9) отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа — при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;
  • 10) заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой; получать посылки, передачи; на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей; участвовать в гражданско-правовых сделках.
Читайте также:  Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, функционирующих в режиме следственного изолятора, имеют также право: 1) получать и отправлять денежные переводы; 2) заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях в случае, если это не противоречит Закону о содержании под стражей; 3) приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети; 4) подписываться на газеты и журналы и получать их; 5) получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей; 6) на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда.

Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, при наличии соответствующих условий предоставляется возможность трудиться.

В Законе о содержании под стражей многие из прав существенно расширены по сравнению с ранее действовавшими положениями. Отменены ограничения в переписке, в приобретении по безналичному расчету продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров, расширено право на свидания с родственниками и иными лицами, на получение посылок, передач и т.п.

Важное значение имеет законодательно поставленная задача на существенное увеличение (с 2,5 до 4 кв. м) нормы санитарной площади в камере на одного человека.

Статья 36 Закона о содержании под стражей определяет основные обязанности подозреваемых и обвиняемых:

  • 1) соблюдать порядок содержания под стражей, установленный законодательством и Правилами внутреннего распорядка;
  • 2) выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;
  • 3) соблюдать требования гигиены и санитарии;
  • 4) соблюдать правила пожарной безопасности;
  • 5) бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;
  • 6) проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;
  • 7) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;
  • 8) не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;
  • 9) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.

Подозреваемым и обвиняемым не разрешается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию, а также хранить их и пользоваться ими.

Одним из основных требований режима является обеспечение изоляции, предотвращение правонарушений и, в частности, раздельное содержание различных категорий лиц, заключенных под стражу, постоянный надзор за ними (гл. 3 Закона о содержании под стражей).

Подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих и одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения. Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований:

  • 1) раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях, с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу;
  • 2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся: подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества; подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, перечень которых содержится в ст. 33 Закона о содержании под стражей (например, убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой и др.); подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к смертной казни; иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий для их содержания отдельно от других подозреваемых и обвиняемых; лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, учреждений и органов УИС, военнослужащими внутренних войск МВД России; но решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых; больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.
Читайте также:  Раздел iv. ответственность учреждения здравоохранения и его персонала

Лица, заключенные под стражу, подвергаются обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Находящиеся при них вещи, а также поступающие на их имя передачи и посылки подлежат досмотру. Им запрещается иметь при себе деньги и цепные вещи, а также предметы, не разрешенные к хранению в следственных изоляторах.

В отдельных нормах предусматриваются особенности содержания под стражей женщин и несовершеннолетних, обусловливающие льготный для них режим (ст. 30-31 Закона о содержании под стражей).

Заключенные под стражу в порядке меры пресечения лица освобождаются из мест содержания, если эта мера была отменена или изменена либо истек предусмотренный УПК РФ срок содержания и он не продлен в установленном порядке.

Освобождение производится начальником учреждения на основании соответствующего процессуального документа, вынесенного правомочным субъектом. Постановление, приговор либо определение об освобождении из-под стражи конкретного лица подлежит исполнению немедленно.

Освобожденные из-под стражи обеспечиваются администрацией бесплатным проездом к месту жительства, а в необходимых случаях им выдается денежное пособие и одежда по сезону (ст. 49, 50 Закона о содержании под стражей).

Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее – подозреваемые и обвиняемые) (статья дополнена с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

Основанием содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, является протокол задержания, составленный в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории Российской Федерации, несут обязанности и пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.

Не допускается дискриминация подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.

  • Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:
  • следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (абзац в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
  • абзац утратил силу со 2 мая 2006 года – Федеральный закон от 15 апреля 2006 года № 50-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
  • изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года № 15-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее – учреждения, исполняющие наказания), и гауптвахты (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей.

Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее – следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Следственные изоляторы обладают правами юридического лица (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2006 года Федеральным законом от 15 апреля 2006 года № 50-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы создаются, реорганизуются и ликвидируются министром юстиции Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Часть утратила силу со 2 мая 2006 года – Федеральный закон от 15 апреля 2006 года № 50-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.

Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

При этом штатная численность персонала следственных изоляторов сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности подозреваемых и обвиняемых в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации или в иных случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Часть утратила силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, – изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года № 15-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Читайте также:  Статья 2. льготы по медицинскому, санаторно-курортному обслуживанию, протезированию и лекарственному обеспечению

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Часть утратила силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.

Изоляторы временного содержания пограничных органов федеральной службы безопасности создаются в пограничных частях, непосредственно осуществляющих охрану Государственной границы Российской Федерации, и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года № 15-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолированно от осужденных, отбывающих наказание (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов.

Перечень исправительных учреждений, на территориях которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые, утверждается министром юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в случае назначения экспертизы по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также в случае оказания им медицинской помощи помещаются в медицинские учреждения в порядке, предусмотренном частью второй статьи 24 настоящего Федерального закона (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

К сотрудникам мест содержания под стражей относятся лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащие органов федеральной службы безопасности и Вооруженных Сил Российской Федерации, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года № 15-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

  1. На период исполнения обязанностей по обеспечению режима содержания под стражей капитаны морских судов и начальники зимовок, а также уполномоченные ими лица несут обязанности и пользуются правами, предоставляемыми настоящим Федеральным законом сотрудникам мест содержания под стражей.
  2. Под начальниками мест содержания под стражей в настоящем Федеральном законе понимаются:
  3. начальники следственных изоляторов;
  4. начальники учреждений, исполняющих наказания;
  5. начальники изоляторов временного содержания;
  6. командиры пограничных частей, в ведении которых находятся изоляторы временного содержания;
  7. командиры войсковых частей (кораблей), в ведении которых находятся гауптвахты;
  8. начальники гарнизонных гауптвахт.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.

Основанием для такого перевода является Постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда (часть в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 214-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 161-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее – Правила внутреннего распорядка) (часть в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

  • Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок:
  • 1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;
  • 2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых;
  • 3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
  • 4) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
  • 5) приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;
  • 6) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач;
  • 7) получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов;
  • 8) направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб;
  • 9) отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов;
  • 10) привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду;
  • 11) участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках;
  • 12) проведения подписки подозреваемых и обвиняемых на газеты и журналы;
  • 13) медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
  • 14) проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых;
  • 15) проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона;

Положение пункта 15, допускающее регулирование конституционного права на помощь адвоката (защитника) ведомственными нормативными актами признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 48 (часть 2) и 55 (часть 3), поскольку это положение – по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, – служит основанием неправомерных ограничений данного права, ставя реализацию возможности свиданий обвиняемого (подозреваемого) с адвокатом (защитником) в зависимость от наличия специального разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. – Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 14-П.

  1. 16) обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях;
  2. 17) личного приема подозреваемых и обвиняемых начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;
  3. 18) выдачи тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания под стражей.
  4. Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.

45936459374593845939459404585945982459814598045944459414597845990459424594345933

Ссылка на основную публикацию