Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель

Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель

Ответственность за нарушение земельного законодательства РФ предписана в законодательном документе, а именно в Земельном Кодексе в 8 главе. Наказание за нарушение может быть различным, и зависит оно от того, на каком основании лицо совершило незаконные действия.

Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области мелиорации земельПрименение мер за несоблюдение ЗК РФ, их понятие и виды

Земельное правонарушение – это действия различного характера, которые идут наперекор законодательным нормативам, и приносят вред здоровью, интересам и имуществу гражданских лиц, а также земельным участкам, являющимся природным достоянием страны. Ответственность за противоправные действия наступает в том случае, когда фиксируется принесенный вред объекту либо субъекту.

В роли основных объектов, на которых может быть выявлена незаконная деятельность выступают:

  • Земельные наделы;
  • Постройки, находящиеся на земельном наделе.

Также во внимание привлекаются и права владельцев земельного надела, каким образом эксплуатируется земля и экологическое состояние на земельной территории.

В роли субъекта, совершившего противоправный акт может выступать как физическое лицо, так и целая организация. Незаконность их действий может признаваться лишь в том случае, если этому свидетельствуют конкретные доказательства.

Также важную роль в признании незаконной деятельности играет и психологическая часть, то есть, учитывается отношение виновного гражданина к своему действию.

К примеру, виновник может соглашаться с тем, что совершил противоправные действия из-за своей невнимательности или предварительно их спланировал.

Какая ответственность существует

Законом предусмотрено несколько видов ответственности, к которой может быть привлечен субъект при выявлении противоправных действий с его стороны.

Юридическая

Ответственность юридического вида заключается в том, что на виновного гражданина накладываются определённые санкции. Стоит учитывать и тот факт, что юридическая ответственность может применяться и к тем лицам, которые не владеют земельным наделом, тем не менее, нарушили земельные законы России. Санкции могут быть наложены как на одного правонарушителя, так и на группу.

Юридическая ответственность может включать в себя такие виды наказаний:

  • Карательные. К примеру, может быть наложен штраф либо изъята земля;
  • Санкции восстановительного вида, которые накладываются с целью возместить ущерб потерпевшей стороне. К примеру, у виновника была изъята земля, которую он незаконно отобрал у владельца, и она будет возвращена законному хозяину;
  • Санкции компенсационного вида, которые взымаются для покрытия материального либо морального ущерба.

ВНИМАНИЕ !!! Прежде чем виновнику определяется наказание, производится детальное изучение всех факторов. На их основании устанавливается ответственность, ее состав и характеристики совершенных противоправных действий.

Дисциплинарный ответ перед государством

Ответственность дисциплинарного вида, относится к юридической, тем не менее ее стоит рассматривать отдельно, так как применяется она исключительно для работников и должностных лиц предприятий, которые нарушили ЗК РФ, так как неграмотно подошли к исполнению своих обязанностей.

Все нарушения, связанные с неправильным исполнением трудового руководства и дисциплины, регулируются ТК РФ.  Конкретного вида нарушений, определённых законом не существует, так как каждая ситуация рассматривается отдельно.

Санкции при дисциплинарной ответственности могут быть такими:

  • Отстранение от работы;
  • Нотации от начальства;
  • Замечание.

Кроме того, в ходе выяснений всех обстоятельств, которые стали причиной возникновений дисциплинарной ответственности, виновное лицо может попасть и под иные виды ответственности, к примеру, под уголовную либо административную.

Уголовный ответ перед государством

Ответственность уголовная имеет место в тех случаях, когда нарушение земельного законодательства сопровождается посягательством на жизнь граждан, общества либо всей страны в целом. Действия, угрожающие кому-либо сами по себе, являются преступлением, а наказание за них устанавливаются в зависимости от того какая степень тяжести присвоена преступлению.

Ответственность уголовного вида может накладываться в таких ситуациях:

  • Была произведена незаконная регистрация земельных наделов, либо зафиксировано намеренное изменение данных в Государственном кадастре. Преступление регулируется УК РФ, а именно его 170 статьей. Правонарушения такого вида, на практике, совершаются чаще всего должностными лицами, которые ради своей личной выгоды используют свои обязанности;
  • Была зафиксирована порча земельных наделов. Преступление регулируется УК РФ, а именно его 254 статьей. К таким правонарушениям относят: намеренное загрязнение земли, опрыскивание почвы вредными средствами (происходит при неправильном обращении с землей), а также причинение физического вреда гражданам, проживающих на земле либо вблизи нее;
  • Были зафиксированы противоправные действия, которые привели к нарушению режима особых территорий, находящихся под государственной охраной, к примеру, парки национального значения, заповедники. Преступление регулируется УК РФ, а именно его 262 статьёй.

ВАЖНО !!! Выбор наказания, которое будет применено к правонарушителю зависит от того, какова степень тяжести совершенного ним преступления. Так, к примеру, за порчу земельных территорий, которые находятся под особым режимом охраны, на виновника может быть наложен штраф либо он привлечется к исправительным работам.

А в случае с преступлением, совершенным должностным лицом намеренно, будет применено наказание, влекущее за собой снятие с должности. В той ситуации, если преступления были совершены на территории, которая попадает в зону экологической катастрофы, то виновник может быть лишен свободы на срок до 5 лет либо получить просто ограничение своих действий.

Административный ответ перед государством

Административный ответ накладывается в том случае, если виновник совершил противоправные действия относительно земли, но они не влекут уголовный ответ, и не связаны с исполнением должностных обязанностей, а регулируются предписаниями специального кодекса—Административного. Виновники привлекаются к ответу за свои действия соответственными органами, к примеру, комиссией по административным делам либо уполномоченным муниципальным инспектором.

Самыми распространенными противоправными действиями, которые несут за собой возникновение административного ответа являются:

  1. Действия вредоносного вида, которые портят землю.
  2. Проведение работ, способных изменить состав почвы.
  3. Неграмотное использование материалов химического вида.
  4. Неграмотное избавление от отходов и производства.
  5. Захват земельного надела на самовольной основе.

  6. Невозврат арендованной земли в оговоренные с арендодателем временные сроки.
  7. Нанесение вреда межевым знакам, которые были установлены для определения границ территорий.

  8. Нанесение вреда специальным знакам, которые были установлены на земле по требованию Административного кодекса, а именно его статьи 7, пункта 2.
  9. Постройка зданий на земле, без разрешения на проведения подобных действий.

  10. Целенаправленное повреждение урожая и посевов, а также других насаждений на земельном наделе.
  11. Несоблюдение правил использования земельного надела, а также полное игнорирование установленных норм, которые необходимо соблюдать для благоустройства территории.

Перечисленный список противоправных действий, влекущих за собой возникновение административной ответственности не является полным. Весь перечень предписан КоАП РФ, а именно в его 7 и 8 статьях.

Наказания, если есть административная ответственность вида могут быть такими:

  1. Извещение в письменном виде, которое дает возможность виновнику исправить свои незаконные действия.
  2. Штраф.

  3. Изъятие орудия, которым были осуществлены противоправные действия;
  4. Арест административного вида.
  5. Выселение за черты государства, если виновник не имеет гражданства РФ.

На практике чаще всего при возникновении административного ответа виновнику назначается штраф либо, выносится предупреждение.

Гражданско-правовой ответ перед государством

Гражданско-правовая ответственность отличается от всех остальных тем, что назначается она только в том случае, если необходимо возместить убытки пострадавшему.

То есть виновник, совершивший противоправные действия несет ответственность исключительно перед пострадавшем и ни перед кем больше.

Как показывает судебная практика дела подобного вида решаются в суде, и если он выносит решение в пользу пострадавшего, то виновник обязан заплатить ему назначенную сумму в полном объеме и незамедлительно.

Земельно-правовой ответ перед государством

Среди ответственности, назначающейся при совершении противоправных действий отдельно выделяют земельно-правовую. При назначении именно такой ответственности происходит в принудительном порядке конфискация земельных территорий либо у владельцев, либо иных лиц, за то, что они совершили ряд незаконных действий.

К примеру, изъятие земельного надела может произойти если:

  • Его эксплуатация производилась не по назначению. Все целевые назначения предписаны в ГК РФ, а именно в его 284 статье;
  • Его эксплуатации нарушила ряд законодательных норм. Описаны они в ГК РФ, а именно в его 85 статье.
Читайте также:  Статья 28. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества

Нарушение закона всегда влечет за собой какую-либо ответственность, и не важно в каком государстве оно произошло. ЗК РФ очень похож и на подобный документ в РБ.

  Совершая преступления земельного характера следует также помнить и о том, что в виде наказания могут применяться сразу несколько видов ответственности, а не только одна.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель

Аннотация. В статье будут рассмотрены виды административных правонарушений, совершаемые самыми различными субъектами, в сфере земельного законодательства. Подробно исследуются категории субъектов-нарушителей, а также приводится пример из судебной практики.

Ключевые слова: земельное правонарушение, объект, субъект, административная ответственность, земельное законодательство.

Земельный вопрос в настоящее время приобрел особую актуальность в связи с растущим приобретением земельных участков в собственность: как отдельными физическими лицами, так и организациями для самых различных целей. Рост числа владельцев земельных участков привел к неизбежному увеличению количества нарушений в данной сфере.

Часто нарушаются правила землепользования в части нецелевого использования земель; экологические, градостроительные нормы и др.Прежде чем вести речь о том, за какие правонарушения в области земельного законодательства предусмотрена административная ответственность, необходимо определить понятие земельного правонарушения.

Так какие же действия являются нарушением в области земельного законодательства? Стоит отметить, что, как и любое нарушение, нарушение земельного законодательства – это социально негативное явление, поскольку оно посягает на существующие нормы по рациональному землепользованию, а, следовательно, на законные права и интересы лиц, добросовестно пользующихся своими земельными участками.Кто же может быть привлечен к ответственности за подобного рода нарушения? Законодательством РФ установлен определенный круг субъектов земельных правонарушений: это физические лица, а также юридические лица. Но это не полный перечень: очень часто нарушителями являются представители органов государственной власти и местного самоуправления. []Но состав правонарушения не ограничивается одними лишь субъектами: он складывается из четырех структурных элементов, каждый из которых обязателен: объект, субъект, субъективная и объективная сторона. В качестве объекта посягательства в земельных правоотношениях могут выступать как право собственности на земельный участок, иные вещные права, которыми наделены граждане и юридические лица. Также посягательство может быть направлено на установленный порядок землепользования и охрану земель.Если говорить о признаках земельного правонарушения, то основным из них является общественная опасность. Ответственность за земельное правонарушение в административном законодательстве РФ наступает лишь в случае, если законом поведение субъекта будет признано противоправным. Правонарушение может быть выражено как в форме действия (активное), так и путем бездействия (пассивное). Так, если лицо привлечено к административной ответственности, то она выражается в несении неблагоприятных последствий. Но у института административной ответственности две составляющих: карательная, которая имеет своей целью наказать виновное лицо, а также восстановительная. Задачей последней является компенсация причиненного вреда со стороны виновного. Вред правонарушением может быть причинен государственным, частным, либо общественным интересам. Более подробно формы восстановления нарушенных прав перечислены в Земельном кодексе РФ, в главе 9. [2]Классифицировать нарушения административного характера в области земельного законодательства можно, опираясь на объект их посягательства. Выделяют следующие группы правонарушений:1.Экономические нарушения. К таковым, например, относится самовольное занятие лицом земельного участка без соответствующих оснований (ст. 7.1 КоАП РФ).2.Нарушения, затрагивающие экологию. Таковыми являются, например, порча земель (ст. 8.6, ст. 8.8).Приведем пример судебной практики:25.06.2007 ФАС Северо-Кавказского округа вынес постановление по делу №Ф08-3324/2007-1358А.[4] Суть постановления заключалась в том, что отказ удовлетворить требования крестьянского хозяйства, которое обжаловало применение к нему ст. 8.8 КоАП РФ «использование земель не по целевому назначению…», был признан правомерным.3. Нарушения, касающиеся сферы сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель. К таковым относится, например, нарушение, регламентированное ст. 10.9 КоАП РФ — проведение мелиоративных работ с нарушением проекта.[1]Характерной особенность нарушений в сфере земельного законодательства, на наш взгляд, выступает то, что ответственность за них установлена не земельным законодательством, а административным. В КоАП РФ административная ответственность за нарушение земельного представлена штрафными санкциями. Что касается порядка применения штрафных санкций к нарушителям, то он также устанавливается как в КоАП РФ, так и в иных нормативных правовых актах, в постановлениях Правительства РФ и ведомственных актах.

Важно подчеркнуть, что наложение штрафа не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.

КоАП к нарушениям в рассматриваемой сфере относит следующие действия субъектов:- если лицо самовольно занимает земельный участок, либо пользуется им, не оформив в установленном порядке без оформленных в установленном порядке документов, которыми устанавливается право на землю, а также разрешается хозяйственная деятельность на том или ином земельном участке;- если лицо незаконно уничтожает межевые знаки, находящиеся на границе земельных участков;- если лицом самовольно занят земельный участок, имеющий значение важного водного объекта, предназначенный для хозяйственно-бытового снабжения населения;- если лицо самовольно заняло участок, относящийся к землям лесного фонда, либо лесой участок, который не входит в состав лесного фонда;- лицо самовольно переуступило принадлежащие ему лично права на пользование землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, который не входит в лесной фонд, или право на пользование водным объектом. Также нарушением будет и проведение самовольного обмена земельного участка, участка недр, участка лесного фонда, участка леса, не входящего в лесной фонд, или водного объекта;- если лицо незаконно проводит земляные, строительные и иные работы, е получив соответствующего разрешения компетентного государственного органа;- если субъектом (должностным лицом) были незаконно отведены земли под строительство или иную хозяйственную деятельность, относящиеся к особо охраняемым землям историко-культурного назначения;- если лицом самовольно был снят, либо перемещен, либо уничтожен плодородный слой почвы (экологическое нарушение), также если плодородный слой был поврежден при нарушении правил обращения с опасными для здоровья веществами;[3]- если лицо использует земельный участок не по его целевому назначению (например, выделенная площадь под сельское хозяйство используется для застройки), нарушает сроки использования участков, предназначенных для сельского хозяйства, строительства жилья и т.д. Также нарушением будет являться неисполнение лицом требований законодательства, непроведение обязательных мероприятий, направленных на улучшение качества земель, неисполнение надлежащих мер по охране почв от различных видов эрозий и предотвращению иных процессов, которые могут привести к ухудшению качества земель;- если субъект – должностное лицо нарушает сроки, установленные законом для рассмотрения заявлений граждан. К нарушению со стороны должностного лица приравнивается также сокрытие им информации о наличии свободного земельного участка.

Следует отметить, что вышеперечисленные правонарушения – это далеко не исчерпывающий перечень в сфере землепользования. Иные виды могут регламентироваться законами субъектов РФ.

Таким образом, на основе рассмотренного нами выше, мы можем сделать вывод, что современное административное законодательство в области земельных правонарушений имеет довольно четкую, логически выстроенную структуру: так, все нарушения, касающиеся землепользования, расположены в КоАП РФ системно: им отведены главы 7-10, в которых перечислены как составы административных нарушений, так и вид санкции за конкретное нарушение. Обращает на себя формулировка большинства составов земельных правонарушений: практически в каждом из них мы встречаем понятие «самовольно». Это свидетельствует о том, что за последние годы участились нарушения в сфере незаконного использования участков: гражданское законодательство также закрепляет все виды нарушений, связанные с самовольными действиями лица: это и самовольное строительство, и самовольное занятие земельного участка. В большинстве таких случаев у субъектов отсутствуют правоустанавливающие документы, либо соответствующие разрешения государственных или местных органов власти. Причин такой самовольности может быть несколько: это, прежде всего, незнание граждан процедуры узаконивания земельного участка, низкая правовая грамотность большинства обывателей, но также причиной подобных нарушений может выступать нежелание сталкиваться с бюрократическими проволочками по оформлению нужных документов, которые занимают немало времени. Однако, важно понимать, что неисполнение предписанных требований закона – не лучший вариант осуществления своих прав. С этой целью необходимо сделать информацию для граждан максимально доступной и бесплатной, а также внедрять новые, современные способы оформления необходимых документов.

Читайте также:  Статья 36.28. назначение и выплата фондом накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты

Список литературы

Штрафы за нарушение земельного законодательства

18.10.2018

  • Штрафы за нарушение земельного законодательства
  • К нарушениям земельного законодательства относятся:
  • — самовольное занятие земельного участка;
  • — неиспользование земельного участка в течение установленного законодательством срока;
  • — использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием;
  • -неисполнение обязанности переоформления организациями права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды или собственности.
  • За эти виды нарушений предусмотрена административная ответственность — штраф, размер которого установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП).
  • Штрафы за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка

Согласно статьи 7.

1 КоАП самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: на граждан – от 1 до 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 % от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

  1. Если не определена кадастровая стоимость земельного участка, указанные нарушения влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 10000 до 20000 рублей; на должностных лиц — от 20000 до 50000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей.
  2. Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность за указанные правонарушения как юридические лица.
  3. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
  4. Использование земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования (неисполнение обязанности по переоформлению)

Статья 7.

34 КоАП предусматривает, что использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению права постоянного бессрочного пользования на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, влечет наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей.

Использование земельного участка не по целевому назначению

За использование земельного участка не в соответствии с категорией земель или разрешенным использованием установлена ответственность в виде штрафа в следующих размерах (ч. 3 ст. 3.5, ч. 1 ст. 8.8 КоАП):

Кто привлекается Размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка установлена Размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена
Граждане 0,5 — 1% от кадастровой стоимости, но не менее 10 000 руб. и не более 100 000 руб. 10 000 — 20 000 руб.
Должностные лица, в том числе ИП 1 — 1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 20 000 руб. и не более 300 000 руб. 20 000 — 50 000 руб.
Организации 1,5 — 2% от кадастровой стоимости, но не менее 100 000 руб. и не более 700 000 руб. 100 000 — 200 000 руб.

Ответственность также установлена за нарушение режима использования земельных участков из земель сельхозназначения, кроме тех земель, на которые распространяется Закон об обороте земель сельхозназначения (ч. 2, 2.1 ст. 8.8 КоАП). К ответственности привлекают в случае, если земельный участок не используется:

1) в течение трех и более лет для ведения сельхозпроизводства или другой связанной с этим деятельности.

В этот период не засчитывается время, когда участок нельзя было использовать в связи с обстоятельствами, которые исключают его использование, например стихийное бедствие.

Перечень признаков, по которым устанавливается, что земельный участок не используется, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 №369.

Размер штрафа за это правонарушение составляет (ч. 3 ст. 3.5, ч. 2 ст. 8.8 КоАП):

Кто привлекается Размер штрафа в процентах от кадастровой стоимости земельного участка
Граждане 0,3 — 0,5%, но не менее 3000 и не более 100 000 руб.
Должностные лица, в том числе ИП 0,5 — 1,5%, но не менее 50000 и не более 300 000 руб.
Организации 2 — 10%, но не менее 200 000 и не более 700 000 руб.

2) в течение года по целевому назначению после того, как вы приобрели его на публичных торгах. При этом ранее такой участок (ч. 2.1 ст. 8.8 КоАП):

— был изъят по решению суда в связи с тем, что он не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований законодательства РФ;

— по информации органов земельного надзора не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований три года и более.

В этом случае размер штрафа составляет (ч.3 ст. 3.5, ч. 2.1 ст. 8.8 КоАП):

Кто привлекается Размер штрафа в процентах от кадастровой стоимости земельного участка
Граждане и ИП 0,1 — 0,3%, но не менее 2000 и не более 100 000 руб.
Организации 1 — 6%, но не менее 100 000 и не более 700 000 руб.

Неиспользование земельного участка для строительства

По общему правилу, если такие участки не используются в течение трех лет в целях, для которых они предоставлены, вас могут оштрафовать (ч. 3 ст. 8.8 КоАП,ст. 284 ГК РФ).

Размер штрафа за данное правонарушение составляет (ч. 3 ст. 3.5, ч. 3 ст. 8.8 КоАП):

Кто привлекается Размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка установлена Размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена
Граждане 1 — 1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 20 000 руб. и не более 100 000 руб. 20 000 — 50 000 руб.
Должностные лица, в том числе ИП 1,5 — 2% от кадастровой стоимости, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб. 50 000 — 100 000 руб.
Организации 3 — 5% от кадастровой стоимости, но не менее 400 000 руб. и не более 700 000 руб. 400 000 — 700 000 руб.

Такая же ответственность предусмотрена за неиспользование земельного участка, предназначенного для садоводства и огородничества (ч. 3 ст. 8.8 КоАП).

  • Невыполнение предписания или постановления органа или должностного лица, осуществляющего государственный земельный надзор (контроль) в срок
  • В случае, если юридическое лицо, гражданин, должностное лицо в установленный срок не исполняет постановление, предписание в области земельных правоотношений, то такое неисполнение будет влечь административную ответственность:
  • -на граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • -на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
  • -на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
  • Повторное в течение года невыполнение предписаний, постановлений федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в установленный срок влечет наложение штрафа:
  • -на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
  • -на должностных лиц — от 70 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
  • -на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей.
  • Таким образом, напоминаем гражданам, юридическим лицам об обязанности использования земельных участков в соответствии с законодательством, недопущения правонарушений в области земельных отношений, за которые законодательством предусмотрена административная и иная ответственность.

Управление рекомендует своевременно оформлять права на земельные участки.

Можно подать заявления и необходимые документы, подписанные электронной цифровой подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги», подать документы в ближайший МФЦ, а перечень офисов МФЦ можно узнать по ссылке http://gogov.ru/tva/mfc. Перечень необходимых документов можно узнать на сайте Росреестра или у консультанта в офисе МФЦ.

Читайте также:  Статья 20. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз в государственном судебно-экспертном учреждении

Кыргыс А-Х.Б., заместитель главного государственного инспектора

  1. по Дзун-Хемчикскому, Сут-Хольскому районам по использованию
  2. и охране земель, ведущий специалист-эксперт
  3. Западного отдела Управления Росреестра по Республике Тыва  

Ответственность за нарушение земельного законодательства | Правоведус

С точки зрения правового регулирования «земля» рассматривается двумя понятиями:

  • земля, как непосредственно, земельный участок;
  • земля, как природный ресурс или объект.

Примечательно, что оба понятия – есть объекты земельных отношений, регулирующиеся земельным законодательством, в частности, Земельный кодекс РФ, Закон о фермерском хозяйстве, Лесной и Водный кодексы РФ и другие.

Примечательно, что некоторые правовые отношения, касающиеся использования земли, могут регулироваться нормами гражданского, административного и иного законодательства.

К примеру, земельные участки, относящиеся к категории земель общего пользования либо являющиеся природоохранными объектами, могут находиться только в федеральной собственности без права продажи и передачи в частную собственность (ст. 209-217 ГК РФ).

Целевое назначение земельного участка с/х назначения может быть изменено только на основании решения исполнительного органа государственной власти. Также, как и порядок наложения административных штрафов предусматривает, как Кодекс об административных правонарушениях РФ, так и Земельный кодекс РФ. Любые сделки, объектами которых являются земли, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.

За регистрацию незаконных сделок с землей предусматривается уголовная ответственность по статье 170 УК РФ.

Право на землю реализуется через виды и формы собственности на земельные участки, которые в целом составляют земельный фонд России. Законодательство по субъектному праву предусматривает следующие формы земельной собственности:

  • частная собственность – регулируется властью интересов отдельных групп и лиц;
  • государственная собственность – регулируется властью государства в интересах общества;
  • муниципальная собственность – регулируется властью органом местного самоуправления в целях реализации интересов населения и иных муниципальных образований;
  • смешанные формы собственности.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах – схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются:

  • государство, выступающее в лице уполномоченных органов;
  • физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применен вид ответственности за правонарушение.

Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами.

К примеру, в компетенцию органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (экологов) входит рассмотрение дел и применение мер ответственности за неприятие нарушителем каких-либо мер по предотвращению процессов, отрицательно влияющих на состояние почвы.

Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих:

  • карательная – заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий;
  • восстановительная (компенсационная) – заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ.

Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями).

Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий.

Земельное правонарушение — есть противоправное общественно-опасное действие либо бездействие, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства – земли.

Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства:

  1. Объект правонарушения – земля.
  2. Объективная сторона – противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д. ).
  3. Субъект правонарушения – физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона правонарушения – факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная).

В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст. 1079 ГК РФ), например для предприятий – источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель.

В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего.

Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации.

Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта.

Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц.

Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, размеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

  • экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ);
  • экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст. 167 УК РФ);
  • производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).

Трудовая ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст. 192 ТК РФ).

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает:

  • за экономические правонарушения (ст. 7.1. КоАП РФ)
  • за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ)
  • за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст. 10.9. КоАП РФ)

Дисциплинарная ответственность может быть применена только к временному или постоянному работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда).

Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону.

Ссылка на основную публикацию