Статья 22. Порядок обжалования решения лицензирующего органа

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ.

При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление.

Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

  • В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.
  • Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.
  • Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально.

Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.

Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».  

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

Куда направлять?

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.
  1. Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.
  2. Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.
  3. Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.
  4. На что нужно обратить внимание налогоплательщику:
  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.  
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).
Читайте также:  Статья 15. Обжалование неправомерных действий

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов, наделенных полномочиями

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определен в главе 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21 -ФЗ.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

  • В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
  •  В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
  • Органы государственной власти, Уполномоченный по нравам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту нрав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ.

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.

2015 № 21-ФЗ, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

 Если Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их нрав, свобод и законных интересов.

  1. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
  2. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
  3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины: пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по данной или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ.

  • Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
  • Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
  • Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  • Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5, 8 и 9 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином;

  1. 2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными   полномочиями   и   принявшие   оспариваемое   решение   либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
  2. 3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
  3. 4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
  4. 5)   иные  известные данные  в  отношении  оспариваемых  решения, действия    (бездействия).     В     случае    оспаривания     решения,     действия (бездействия)   судебного   пристава-исполнителя   в   числе   таких   данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
  5. 6)     сведения     о     правах,     свободах     и     законных     интересах административного    истца,     которые,     по    его     мнению,     нарушаются оспариваемыми решением, действием, (бездействием), а в случае подачи заявления     прокурором     или     указанными      в     статье     40     Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами • — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
  6. 7)   нормативные  правовые акты и  их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
  7. 8)   сведения  о  невозможности   приложения   к   административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи    220   Кодекса   административного   судопроизводства    Российской Федерации и соответствующие ходатайства;
  8. 9)   сведения   о   том,   подавалась   ли   в   вышестоящий   в   порядке подчиненности орган  или  вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба     по     тому     же     предмету,     который     указан     в     подаваемом административном   исковом   заявлении.   Если   такая   жалоба   подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
  9. 10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Читайте также:  Статья 19. Виды ответственности

К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора; а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Порядок обжалования

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Налоговое право » Правонарушения » Порядок обжалования

Урегулировать спор с налоговой можно в досудебном и судебном порядке.

Содержание

Закон позволяет налогоплательщику подать жалобу на действия (бездействия) должностных лиц данного органа, а также изданные им акты ненормативного характера. Данная процедура регулируется статьей 138 НК РФ.  

  • Положениями данной статьи предусмотрена возможность для лица, которое считает, что действия должностных лиц, принятое налоговым органом решение или другой ненормативный акт нарушает его права, обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой или апелляционной жалобой.
  • Такой порядок урегулирования спора обязательно должен предшествовать обращению в суд.
  • Жалобой в соответствии с положениями статьи 138 НК РФ является обращение в налоговый орган с целью обжаловать акты налогового органа, которые вступили в силу, а также действия его должностных лиц или их бездействие.
  • В жалобе должны быть указаны:
  • сведения о лице, которое ее подает, а также его представителе, если он уполномочен предоставить жалобу налоговому органу;
  • сведения о налоговом органе, чей акт или действия должностных лиц обжалуются;
  • четко описан предмет жалобы;
  • приведены основания, которые дают возможность ее заявителю считать, что его права нарушены со ссылками на нормативные акты;
  • приложениями к жалобе могут быть документы, которые подтверждают позицию ее предъявителя.

Понятие апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба представляет собой обращение в налоговый орган, предметом которого является обжалование решения налогового органа, которое не вступило в силу.

Содержание и форму, в которой должна составляться жалоба (апелляционная жалоба) устанавливает ст. 139.2 НК РФ. В соответствии с ее требованиями:

  • жалоба (апелляционная жалоба) составляется письменно и подписывается лично лицо, которое ее составило;
  • подается она через налоговый орган, действия должностных лиц которого или ненормативные акты обжалуются;
  • налоговый орган, принявший жалобу должен в течение трех дней перенаправить жалобу вышестоящему органу.

Обжалование актов

  1. Основное правило обжалования ненормативных актов налогового органа, а также действий его должностных лиц заключается в том, что обжаловать их в судебном порядке можно только после того, как они обжалованы в вышестоящий налоговый орган.

  2. Исключением из этого правила является обжалование актов ФНС, которые могут обжаловаться только в судебном порядке, поскольку по отношению к ФНС отсутствуют вышестоящие органы.

  3. Самостоятельным объектом для обжалования может являться ненормативный акт, который принят по жалобе, если он является новым решением либо была нарушена процедура принятия или вышестоящий орган вышел за пределы компетенции.

     

  4. Если досудебная процедура соблюдена, налогоплательщик получает право обратиться в суд с имущественными требованиями и обязать инспекцию возвратить излишне уплаченные налоги.  

Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения

Факт того, что в вышестоящий налоговый орган подана жалоба или апелляционная жалоба не является основанием приостановить обжалуемый акт или действия должностного лица.

Таким образом, после подачи жалобы приостановление исполнения решения не произойдет. Для этой цели необходима подача отдельного заявления, которое должно быть подано вместе с жалобой. К заявлению необходимо приложить банковскую гарантию. 

Налоговый орган, который рассматривает жалобу, на протяжении 5 дней после ее получения должен принять одно из таких решений:

  • приостановить обжалуемое решение;
  • отказать в его приостановлении.
  • О своем решении вышестоящий налоговый орган должен письменно уведомить лицо, подавшее заявление на протяжении трех дней с момента его принятия.
  • Решение, приостановившее исполнение обжалуемого решения будет действовать до того момента, пока компетентным налоговым органом не будет рассмотрена жалоба.
  • Удовлетворение заявления с просьбой приостановить действие решения не позволит налоговому органу:
  • требовать уплаты доначисленных налогов, а также штрафов и пени;
  • производитель взыскание в безакцептном порядке;
  • блокировать банковские счета;
  • совершать любые другие действия, которые основываются на вступившем в силу решении.

Если банковские счета заявителя уже арестованы или в отношении него выставлено инкассовое поручение, после удовлетворения заявления налоговый орган должен приостановить их действия.

Приостановить уже принятые налоговым органом меры, направленные на исполнение обжалуемого решения, нельзя.

Особенности требований к банковской гарантии

К заявлению с требованием приостановить исполнение обжалуемого решения, которое подается вместе с жалобой, должна быть приложена банковская гарантия, которая подтверждает обязательства банка уплатить налоги и штрафные санкции, не уплаченные по обжалуемому решению. 

Требования к такой банковской гарантии устанавливает статья 74 НК РФ. Согласно ее положений банковской гарантии в данном случае присущи следующие особенности:

  • срок ее действия не может быть меньше 6 месяцев с момента подачи заявления;
  • сумма, на которую она выдана должна полностью покрывать размер неуплаченного налога, штрафов и пени.

Решения налогового органа, рассматривающего жалобу

Решение по итогам рассмотрения жалобы на решение налогового органа привлечь налогоплательщика к ответственности, которое принималось в порядке ст. 101 НК РФ, вышестоящий орган принимает на протяжении одного месяца с момента, когда получена жалоба (апелляционная жалоба).

Порядок обжалования действий и актов налоговых органов, установленный действующим законодательством, предусматривает возможность продлить данный срок до того момента, пока от нижестоящего органа не будут получены все необходимые для ее рассмотрения документы или пока лицо, которым подана жалоба (апелляционная жалоба) не предоставит дополнительные документы. Однако продление срока не может превышать 1 месяц.

Решение о приостановлении исполнения решения

Порядок обжалования судебных решений предусматривает возможность приостановить исполнение решения.

Принять такое решение может вышестоящий налоговый орган, после рассмотрения заявления налогоплательщика в том случае если у него имеются достаточные основания полагать, что обжалуемое решение противоречит действующему законодательству РФ.

Приостановить обжалуемое решение можно полностью или частично, о чем лицо, подавшее жалобу, уведомляется в трехдневный срок. Частичное приостановление возможно в случае если ненормативный акт налогового органа обжалуется в определенной части.

По инициативе налогового органа такое решение приниматься не может, для его принятия необходимо обращение налогоплательщика с соответствующей просьбой.

Повторное обращение с жалобой

Апелляционная жалоба может быть подана повторно. Такую возможность закрепляет пункт 6 ст. 138 НК РФ. Повторное обжалование актов налоговых органов проводится в общие сроки, которые установлены для подачи жалобы.

Основанием обратиться с жалобой повторно может стать оставление ее без рассмотрения в порядке статьи 139. 3 НК РФ.

Повторное обращение закон запрещает только в случае полного или частичного отзыва предыдущей жалобы, в случае если она подавалась по тем же основаниям.

Отзыв жалобы

Пункт 7 статьи 138 НК РФ предусматривает возможность произвести отзыв жалобы. Сделать это может лицо, которое ее подавало до момента пока решение не принято. Отзыв жалобы может быть полным или частичным.

Произвести отзыв жалобы можно, подав соответствующее заявление в налоговый орган, который рассматривает жалобы. Выяснить мотивы по которым жалоба отзывается налоговый орган не должен.

Если Жалоба (апелляционная жалоба) отозвана, право обратиться повторно по тем же основаниям налогоплательщик утрачивает.

  1. Особенно это существенно на этапе, когда производится досудебное обжалование актов налоговых органов, поскольку отозвав жалобу налогоплательщика лишается права на обращение в суд, поскольку порядок досудебного урегулирования спора в данном случае будет считаться не соблюденным.
  2. Однако это не лишает его возможности обратиться с повторной жалобой по другим основаниям.
  3. Досудебный порядок обжалования актов налоговых органов, в котором урегулируются данные споры, будет считаться с соблюденным даже если решение по апелляционной жалобе не будет принято вышестоящим налоговым органом в сроки, которые устанавливает Налоговый кодекс. 

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Административный порядок обжалования решений, действия (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

Административный порядок обжалования решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

Общий порядок обжалования решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

 Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также рассмотрением обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон об обращениях граждан). 

Установленный Законом об обращениях граждан порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц. Гражданин, организация, считающие, что их права и законные интересы нарушены, вправе обжаловать решения, действия (бездействие) территориального органа Федерального казначейства и его должностных лиц, направив в территориальный орган Федерального казначейства соответствующую жалобу.

  • Статьей 4 Закона об обращениях граждан разъяснено, что под жалобой по смыслу данного закона понимается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц, в связи с чем, жалоба должна содержать просьбу гражданина (организации) о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (с обоснованием излагаемых доводов). 
  • Жалоба, поступившая в территориальный орган Федерального казначейства подлежит обязательному рассмотрению в соответствии с компетенцией данного органа (статья 9 Закона об обращениях граждан).
  • Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме. Жалоба, как обращение гражданина, должна содержать: 
  • 1) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • 2) наименование органа, должностного лица либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • По общему правилу, излагая суть жалобы, заявитель должен указать: 
  • 3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, должностного лица либо государственного служащего;
  • 4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решением, действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа.
  • Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

 Жалоба, поступившая в территориальный орган Федерального казначейства, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Закона об обращениях граждан, срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на 30 дней (о чем уведомляется лицо, направившее жалобу).

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

В случае, если в соответствии указанным с запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в жалобе вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Досудебный (внесудебный) порядок рассмотрения руководителями территориальных органов Федерального казначейства жалоб на действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов федерального казначейства при осуществлении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере

Действия (бездействия) должностных лиц Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу при осуществлении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере могут быть обжалованы в территориальный орган Федерального казначейства непосредственно либо через Федеральное казначейство.

  1. При подаче жалобы должны быть выполнены следующие требования:
  2. 1) жалоба должна быть подписана заявителем, с представлением документов, подтверждающих полномочие лица на подписание жалобы, в случае подачи жалобы представителем, полномочия представителя также должны быть подтверждены;
  3. 2) в жалобе должны быть указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также почтовый адрес (адрес электронной почты), по которому должен быть направлен ответ заявителю.
  4. Жалоба должна быть подана заявителем в течение 30 календарных дней  со следующего дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о совершении действий (бездействия) должностными лицами территориального органа Федерального казначейства, нарушающими его права и законные интересы.

В качестве оснований для восстановления пропущенного срока могут служить обстоятельства, затруднившие своевременное получение информации о действиях (бездействии) должностных лиц территориального органа Федерального казначейства, либо объективные обстоятельства, ставшие препятствием для обращения с Жалобой в установленные сроки. Заявление о восстановлении срока для подачи Жалобы может быть как самостоятельным документом, так и содержаться в тексте Жалобы.

  • При поступлении в территориальный орган Федерального казначейства жалобы, рассмотрение которой относится к компетенции Федерального казначейства, территориальный орган Федерального казначейства  регистрирует ее и направляет в Федеральное казначейство с копиями документов, относящихся к жалобе и  в течение 3 рабочих дней с даты регистрации жалобы обеспечивает информирование заявителя в письменной форме о переадресации его жалобы.
  • Срок рассмотрения Жалобы не должен превышать 30 календарных дней с даты ее регистрации в территориальном органе Федерального казначейства.
  • Не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем принятия решения по Жалобе, в адрес заявителя направляется сопроводительное письмо за подписью руководителя территориального органа Федерального казначейства о результатах рассмотрения Жалобы с приложением копии приказа о принятом по Жалобе решении.
Ссылка на основную публикацию