Статья 2. Разведывательная деятельность

В систему национальной безопасности России[80] входят специально создаваемые государством органы – органы внешней разведки Российской Федерации.

Внешняя разведки Российской Федерациикак совокупность специально создаваемых государством органов – органов внешней разведки РФ — является составной частью сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных федеральным законом методов и средств (ст. 1 ФЗ «О внешней разведки»).

  • Эти органы представляют совокупность различных ведомств, включающих комплекс входящих в него организаций, осуществляющих разведывательную деятельность.
  • Разведывательная деятельность – комплекс мероприятий, проводимых органами внешней разведки с целью добывания и обработке информации о событиях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
  • Разведывательная деятельность проводится для выявления:
  • территориальных претензий к РФ;
  1. фактов вмешательства во внутренние дела РФ;
  2. попыток игнорировать (ущемлять) интересы РФ в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;
  3. наличия очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников;
  4. создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;
  5. расширения военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ;
  6. ввода иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;
  7. создания, оснащения и подготовки на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях РФ и ее союзников;
  8. нападения (вооруженные провокации) на военные объекты РФ, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ, границах ее союзников и в Мировом океане;
  9. враждебных, наносящих ущерб военной безопасности РФ и ее союзников информационные (информационно-технические, информационно-психологические) действий;
  10. дискриминации, подавления прав, свобод и законных интересов граждан РФ в иностранных государствах; международный терроризм.
  11. Разведывательная деятельность, осуществляется в целях (ст. 5 ФЗ « О внешней разведки»):
  12. · обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

· обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

· содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

!!! Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также иных, не предусмотренных этим Законом целей.

Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция РФ, международные правовые акты, регулирующие наиболее важные отношения в сфере разведывательной деятельности (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.), ФЗ «О внешней разведки», другие федеральные законы, указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г.

№ 1349 «О директоре Службы внешней разведки Российской Федерации») и постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 29 января 2005 г.

№ 45 «О порядке предоставления сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации и членам их семей единовременных выплат, предусмотренных статьей 22 Федерального закона «О внешней разведке»), касающиеся внешней разведки Российской Федерации.

Статья 2. Разведывательная деятельность

  • Органы внешней разведки России издают в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующих их деятельность.
  • Разведывательная деятельность, осуществляется на основе принципов:
  • · разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • · законности;
  • · уважения прав и свобод человека и гражданина;
  • · подконтрольности Президенту РФ и Федеральному Собранию;
  • · сочетания гласных и негласных методов и средств.
  • Органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия (ст.6 ФЗ «О внешней разведки»:
  • 1) установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
  • 2) осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
  • 3) использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;
  • 4) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны;
  • 5) заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
  • 6) организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;
  • 7) обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;
  • 8) обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
  • 9) взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном законом;
  • 10) создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;
  • 11) обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;
  • 12) создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации.

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

Так, они вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства.

Эти методы и средства не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде, не допустимы в отношении граждан Российской Федерации на ее территории.

  1. Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации, содержание которых по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.
  2. Получаемая органами внешней разведки разведывательная информация, предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.
  3. Органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют разведывательную деятельность как самостоятельные, так и входящие в их структуру других федеральных органов исполнительной власти.
  4. Служба внешней разведки РФ осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за пределы территории Российской Федерации ее граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
  5. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ (Главное разведывательное управление) → в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
  6. Разведывательную деятельность осуществляют также и органы ФСБ России, но только во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».
  7. Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент РФ:
  8. · определяет задачи разведывательной деятельности;
  9. · контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;
  10. · принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой Российской Федерации, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки Российской Федерации и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;
  11. · назначает руководителей органов внешней разведки Российской Федерации;
  12. · утверждает Положения об органах внешней разведки Российской Федерации.
  13. Закон предусматривает, что за деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется парламентский контроль.

Примечание. Парламентский контроль осуществляется Государственной Думой, Советом Федерации и Счетной палатой РФ. К его осуществлению допускаются только лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Действия членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, сотрудников аппаратов палат Федерального Собрания не должны создавать угрозу разглашения сведений о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, а также об используемых этими органами методах и средствах.

Прокурорский надзор за исполнением федеральных законов органами внешней разведкиосуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченным им прокурорами.

При этом сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) органам внешней разведки Российской Федерации конфиденциальное содействие, а также об организации, о методах и средствах, осуществления деятельности органов внешней разведки Российской Федерации, в предмет прокурорского надзора не входят.

18. 2. Система органов внешней разведки

  • Разведывательная деятельность органов внешней разведки осуществляется Службой внешней разведки, Главным разведывательным управлением Генерального штаба и Федеральной службой безопасности.
  • Порядок взаимодействия этих органов в области обеспечения безопасности определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными актами.
  • Служба внешней разведки РФ является самостоятельным органом внешней разведки.

Историческая справка. В связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и в целях обеспечения безопасности РФ был издан Указ Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. «Об образовании Службы внешней разведки РСФСР».

Она была образована на базе Центральной службы разведки СССР. В соответствии с законодательством все здания и сооружения, материальная база, информационные банки и системы, служебная документация и иное имущество Центральной службы разведки перешли в государственную собственность РСФСР и переданы Службе внешней разведки РСФСР.

Читайте также:  Статья 27. помощник адвоката

В дальнейшем создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки РФ (Служба внешней разведки РФ — СВР России) осуществлялись в порядке, устанавливаемом Законом РФ от 8 июля 1992 г. N 3245-1 «О внешней разведке». 10 января 1996 г.

принят новый закон «О внешней разведке», который определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.

В настоящее время Службе внешней разведки Российской Федерации придан статус федеральной службы.

В Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06. 2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» определены задачи федеральной службы. Согласно п. 1 Указа Президента СВР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы.

Службу внешней разведки РФ возглавляет директор. В пределах своей компетенции Служба внешней разведки РФ издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ.

Организационная структура Служба внешней разведки РФ (схема 23).

Схема 23

О теоретических обобщениях разведывательной и иной деятельности спецслужб. статья. жаров с. н

Подборка по базе: М. М. Асанов — статья.docx, Качесова Е. Я. — статья.doc, Безрукова 18юп6 статья.docx, научная статья.docx, своя аналит. статья .docx, Хозиков, статья .docx, Аморфные металлы статья.docx, моя статья научный проект на примере работы археологического кру, научная статья.docx, ГБПОУ МТК Статья Технология блокчейн.docx Жаров С.Н.

Парсуков В.А.

О теоретических обобщениях

разведывательной и иной деятельности спецслужб

До недавнего времени научные исследования в области разведывательной деятельности, в том числе теоретические, осуществлялись исключительно в закрытых учреждениях, и публикация их результатов также была преимущественным правом закрытых изданий. Однако с открытием в гражданских вузах направления подготовки 40.05.

01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» возникла необходимость опубликования научных работ по теории разведки и иных видов деятельности по обеспечению национальной безопасности и в открытых источниках.

К тому же авторы не первые, кто приступает к исследованиям деятельности спецслужб в открытой печати. В отечественной науке мы идем по пути, открытому генералом Н. С.

 Батюшиным, опубликовавшим в 1939 г. в Софии книгу «Тайная военная разведка и борьба с ней»[1]. В последние годы этот путь был существенно разработан профессором А. Ю. Шумиловым и собранной им командой профессионалов, объединившейся вокруг журнала «Оперативник-сыщик».

Сформулировано понятие и определены предмет и объект новой науки сыскологии, а также ее разделов: криминосыскологии, детективологии, кастомсыскологии, контрразведологии и пр.[2]

Авторы, стремясь к совершенствованию теории национальной безопасности, считают необходимой разработку еще одной науки о деятельности спецслужб – разведологии, которая в перечень, предложенный А. Ю. Шумиловым, не вошла.

Причина этого, на наш взгляд, заключается в том, что все перечисленные сыскные науки нацелены главным образом на получение информации о противозаконной деятельности.

Иное дело разведка! Во-первых, разведывательная деятельность не является не только противозаконной, но даже предосудительной с точки зрения населения и правительства своей страны.

Во-вторых, таковая деятельность, направленная на благо своего Отечества, достойна всяческого поощрения не только со стороны государства, но и в общественном мнении. Как отмечал известный юрист начала XX века С. С. Абрамович-Барановский, «благоприятной почвой для шпиона служит…

то обстоятельство, что правительства признают шпионство безнравственным и заслуживающим порицания только относительно: выдача своих военных тайн признается делом в высшей степени безнравственным и заслуживающим самого тяжкого наказания; доставление же чужих военных тайн признается делом похвальным, заслуживающим поощрения и вознаграждения»[3, С. 828.]. То есть тот, кто шпионит у нас — подлый шпион, а доставляющий информацию для своей страны – доблестный разведчик.

В системе национальной безопасности государств разведывательная и иная деятельность спецслужб направлена на нейтрализацию внутренних и внешних угроз, создание условий, способствующих успешной реализации политики государственной в различных сферах, всестороннее информационное обеспечение высших органов власти и управления для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях. Такая деятельность проявляется в различных формах и осуществляется при помощи специальных методов.

Термины «разведка», «разведывательная деятельность» — известны каждому с детства. Однако здесь мы имеем дело не со словарем обыденного общения, а с научным аппаратом, где термины должны иметь четкое, вполне определенное значение. Ведь в литературе можно встретить различные толкования термина, разведкой называют и саму деятельность по добыванию информации, и орган, осуществляющий эту деятельность, и даже информацию, полученную в результате этой деятельности (к примеру, требование Левки Задова к Рощину в трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам»). Но даже в научной литературе термин «разведывательная деятельность» употребляется в широком смысле — как любая деятельность разведывательного органа, и в узком смысле — как деятельность разведывательного органа по получению разведывательной информации.

Формы деятельности органов разведки – внешние проявления предусмотренных законодательством способов решения возложенных на них задач, методы – это совокупность приемов и способов действия, предпринимаемых для их решения.

В современных условиях выбор спецслужбами государств конкретных методов ведения разведки, а также специфика их внешнего проявления зависят от множества факторов, среди которых смена парадигм военного и политического противостояния, связанного с отклонением от классических форм межгосударственного противостояния.

В этом отношении «современная война подобна радиации: о ней все знают и все боятся ее, но ее никто не чувствует, она не видна и не осязаема, но война идет, люди гибнут, государства рушатся и народы исчезают.

История человечества свидетельствует: в первую очередь исчезают именно те государства и народы, которые, даже погибая в ней, упорно не замечают или не хотят замечать ведущейся против них войны»[4, С. 30.].

Специфичным является иррегулярный характер ведения неклассической войны. Ф. Хофман в своих работах доказывает, что межгосударственные конфликты XXI в.

имеют и будут носить мультимодальный характер: «полный арсенал различных видов боевых действий, включая конвенциональные возможности, иррегулярную тактику и формирования; террористические акты, включая беспорядочное насилие и криминальные беспорядки»[5, P. 17.].

Следует отметить, что формы и методы деятельности разведки динамично развиваются, адаптируясь к складывающейся военной, политической и оперативной обстановке.

Выбор спецслужбами конкретных форм и методов разведки в отношении других государств происходит под влиянием целого ряда факторов, которые можно условно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам следует отнести приоритеты национальных стратегий безопасности государств; состояние собственного разведывательного потенциала и возможности привлечения ресурсов союзнических спецслужб, а к внутренним – внутриполитическую обстановку, социально-экономическое развитие, а также степень устойчивости системы обеспечения безопасности в государстве.Классификация форм и методов разведывательной и иной деятельности спецслужб может осуществляется по следующим основаниям:- формы и методы создания разведывательного потенциала;

— формы и методы использования разведывательного потенциала с целью получения разведданных;

— формы и методы использования разведывательного потенциала с целью оказания воздействия на разведываемую среду.Каждое из указанных оснований имеет ряд четко выраженных признаков, проявляющихся в конкретных формах, в пределах которых выделяются собственно методы.При этом только деятельность по второму из перечисленных оснований может быть в полной мере названа разведывательной.

  1. См.: Батюшин Н.С. Тайная военная разведка и борьба с ней. М.: ООО «X-History», 2002.
  2. Абрамович-Барановский С.С. Шпионство в мирное время по современным законодательствам // Право. 1902. №16. С. 828.
  3. Владимиров А.И. Государство, война и национальная безопасность России // Пространство и Время. 2011. № 1(3). 26-38 с.
  4. Hoffman F.G. Future Threats and Strategic Thinking // Infinity Journal. № 4. Fall 2011.

Сайт Андрея — Статьи: 04. Характеристика разведывательной деятельности. Основные понятия. Формы разведывательной информации. Каналы распространения информации

4. Характеристика разведывательной деятельности. Основные понятия. Формы разведывательной информации. Каналы распространения информации.

Основные понятия Разведывательная деятельность – это добывание какой-либо интересующей информации. Смысл разведывательной деятельности (далее – разведки) заключается РІ следующем:  •Р”обывание информации (политической, экономической, военной) для принятия стратегических, оперативных или тактических решений РІ соответствующих областях деятельности. •РџРѕР»СѓС‡РµРЅРёРµ преимущества над противником РёР·-Р·Р° использования его информации РІ СЃРІРѕРёС… целях.

Разведка может вестись с помощью легальных, полулегальных и нелегальных методов.

Легальные РјРµС‚РѕРґС‹ разведки – это использование открытых источников. Полулегальные РјРµС‚РѕРґС‹ разведки – это разговоры СЃ сотрудниками РІ неофициальной обстановке, заведомо ложные РєРѕРЅРєСѓСЂСЃС‹ Рё переговоры, получение информации РѕС‚ общих клиентов, поставщиков, через контролирующие органы. Нелегальные РјРµС‚РѕРґС‹ разведки – похищение образцов продукции Рё оборудования, похищение, копирование, подмена, ознакомление, уничтожение документов СЃ интересующей информацией, съем информации РїРѕ техническим каналам, проникновение РІ ЛВС, внедрение агентов, проникновение РЅР° территорию Рё так далее. Разведывательной деятельности присущи следующие характеристики: -разведка РЅРѕСЃРёС‚ номинальный характер РїРѕ отношению Рє достоверности добытой информации — разведка действует эшелонировано, допустима избирательная разведка — разведка РЅРѕСЃРёС‚ координированный характер — разведка РЅРѕСЃРёС‚ глобальный характер — разведка направлена РЅР° глобальные объекты. — разведка, как правило, старается добыть секретную или конфиденциальную информацию. РќРѕ следует заметить, что получение секретной информации возможно РїСЂРё помощи анализа конфиденциальной или открытой информации.

Разведывательная деятельность присуща не только государствам, но и частным организациям.

Экономическая разведка – это разведывательная деятельность, объединяющая РІ себе промышленную разведку Рё коммерческую разведку. Промышленная разведка или промышленный шпионаж – это несанкционированное получение научно-технической Рё технологической информации предприятия, например схемы устройств, изобретения, технологические процессы. Коммерческая разведка – это несанкционированное получение информации, составляющей коммерческую тайну предприятия.

Формы разведывательной информации.

Поскольку разведка занимается добыванием информации, необходимо рассмотреть формы Рµ, представления, так как РѕС‚ формы зависят методы добывания информации, Р°, следовательно, Рё РЅР° методы защиты. Рукописная информация – это информация всегда имеет оригинал, РЅРѕ может иметь Рё РєРѕРїРёРё. РљРѕРїРёРё РјРѕРіСѓС‚ быть созданы через копировальную бумагу, через бумагу – подложку, используемую РїСЂРё написании. Получить такую информацию можно Рё РїСЂРё ознакомлении СЃ черновиком, так как РѕРЅ содержит даже больше информации, чем чистовик, РёР·-Р·Р° того, что некоторые сведения РІ чистовике отсутствуют. Машинописная информация – устаревший тип информации, следы РЅР° лентах пишущих машинок. РњРЅРѕРіРёРµ пишущие машинки имеют одноразовые ленты, которые хранят оттиски печатаемых текстов. Р�нформация РЅР° магнитных, оптических Рё электронных носителях – это самая распростран,нная сейчас форма хранения информации, хранимая Рё обрабатываемая РІ разных электронных системах, таких как компьютеры, цифровая Рё аналоговая аудио Рё видео аппаратура. Устная информация – разговорная речь. Акустическая информация, существующая РІ момент разговора.

  • Каналы распространения информации.
  • Каналы распространения информации – это средства обмена информацией между объектами Рё субъектами отношений. Каналы распространения информации разделим РЅР° формальные Рё неформальные:
  • Неформальные каналы:
Читайте также:  Статья 25. материально-техническое обеспечение агрохимического обслуживания

• Личное общение (встречи, разговоры, переписка, телефонные разговоры, факсимиле, электронная почта). • Выставки, семинары, конференции. • РЎРњР� (печать, радио, телевидение, Р�нтернет).

Формальные каналы:

Организация разведывательной деятельности органами государственной безопасности на Дальнем Востоке в 1922—1941 гг

История разведки

ШИНИН Олег Васильевич — профессор кафедры истории факультета социологии, экономики и права Московского государственного педагогического университета, доктор исторических наук (Москва. E-mail: olegvsh@list.ru)

Организация разведывательной деятельности органами государственной безопасности на Дальнем Востоке в 1922—1941 гг.

Задачи разведки в иностранных государствах были сформулированы в утверждённом председателем Государственного политического управления Ф.Э. Дзержинским 28 ноября 1922 года Положении о закордонном отделении иностранного отдела (ИНО) ГПУ.

Полномочное представительство (ПП) ГПУ по Дальневосточной области приступило к созданию иностранного отделения (Ино) ПП ГПУ ДВО в ноябре 1922 года. К 1 декабря 1922 года были составлены и направлены в Москву первые 13 обобщённых сводок Ино. С того же времени десятидневные сводки стали направляться в ИНО ГПУ регулярно.

В том же году была создана первая резидентура Ино ПП ГПУ ДВО в Маньчжурии. Резидентом в Харбин, избранный местом дислокации резидентуры ввиду сосредоточения здесь российской эмиграции, был назначен И.И.

 Ангарский (Жидовкин), который по решению Дальбюро ЦК РКП(б) с декабря 1921 года занимал должность заведующего иностранной информацией при особо уполномоченном МИД ДВР в полосе отчуждения КВЖД Э.К. Кистер-Озарнине1.

Начальником Ино ПП ГПУ ДВО в марте 1923 года была назначена В.Н. Чибисова. В своей работе Ино руководствовалось приказами ГПУ, разработанными самостоятельно Положением об Иностранном отделении и инструкцией к нему от 15 января 1923 года, которые были разосланы в губернские отделы ГПУ.

На деятельности Ино отражалось отсутствие секретаря, специалистов по анализу зарубежной прессы и составлению обзоров, переводчиков с китайского, японского и английского языков. Но вопреки трудностям число разработок Ино неуклонно росло. К 1 марта 1923 года их было 47, 1 мая — 52, 1 июня — 65.

В июне 1923 года из Москвы в Харбин для создания резидентуры ИНО ГПУ и разведотдела Штаба РККА прибыл Б.Н. Мельников2. Он стал сотрудником управления уполномоченного НКИД РСФСР в Харбине, И.И. Ангарский — его заместителем.

В декабре 1923 года в ответ на запрос полномочного представителя ГПУ в ДВО А.П. Альпова заместитель председателя ГПУ Г.Г. Ягода и начальник ИНО ГПУ М.А.

Трилиссер разъяснили, что в Харбине создана самостоятельная резидентура, подчинённая ИНО ГПУ, зоной её оперативной ответственности определены три восточные провинции Китая.

Полпредству предписывалось передать Мельникову всю закордонную агентуру в полосе отчуждения КВЖД и трёх провинциях, а также все линии связи. На ПП ГПУ ДВО возлагалась разведка в приграничной полосе Китая.

В июне 1923 года были объявлены новые, почти на 50 проц. сокращённые штаты органов безопасности в Дальневосточной области.

Иностранное отделение полпредства было реорганизовано в особую группу по закордонной работе контрразведывательного отделения (Кро) ПП ОГПУ ДВО. После отъезда В.Н.

Чибисовой в Москву в июне того же года в этой группе работали один уполномоченный А.Г. Канарейкин и два технических работника.

В 1923 году Кро ПП ГПУ ДВО создало три резидентуры. Резидентуру № 1 возглавил секретарь консульства СССР в г. Маньчжурия В.А. Нейман, который ранее был там же резидентом разведотдела штаба 5-й армии и Ино ПП ГПУ ДВО.

Районом деятельности резидентуры № 1 были города Маньчжурия и Хайлар (там находился помощник резидента), железнодорожная линия от Маньчжурии до Бухэду с окрестностями. Резидентом резидентуры № 2 стал консул СССР в г. Пограничная В.В. Смирнов. Районом её деятельности были ст.

Пограничная и железнодорожная линия до ст. Шитохецзы, а резидентуры № 3 — г. Сахалян.

В апреле 1924 года особая группа по закордонной работе Кро ПП ОГПУ ДВО была упразднена, организация разведдеятельности была возложена на одного из уполномоченных Кро полпредства.

Во второй половине 1920-х годов внешнеполитическая обстановка на Дальнем Востоке значительно осложнилась. В марте 1928 года в соответствии с приказом ОГПУ Кро полпредства было реорганизовано в отдел (КРО) из трёх отделений. Организацией разведдеятельности по-прежнему занимался один из уполномоченных КРО. Он едва справлялся с технической работой.

Дел на белоэмигрантские и иностранные объекты не велось, попадавшие в поле зрения органов безопасности лица не учитывались. Сводки резидентур расходились по отделениям КРО и в периферийные органы безопасности в подлинниках, контроля их реализации не было. Обобщающие материалы (спецсводки, обзоры и пр.) не готовились.

Трудоёмкую работу по технической обработке материалов проводил один лаборант техстола КРО.

В 1927 году после того, как китайские власти устроили обыск в помещениях военного атташата полпредства СССР в Пекине и арестовали ряд сотрудников3, встал вопрос о переводе резидентур внешней разведки на нелегальное положение.

Технический аппарат резидентур № 1 и 2 и резиденты были переведены на советскую территорию. В Маньчжурии остались помощники резидентов, которые по должностям прикрытия были сотрудниками представительства одного из советских хозяйственных учреждений.

Они проводили оперативную работу, поддерживали связь с осведомительной сетью непосредственно и через руководителей агентурных групп (групповодов). Агентурные материалы и задания от резидентов пересылались через связников из железнодорожников и контрабандистов.

Помощники изредка приезжали в резидентуры. Резидент резидентуры № 3 был назначен в Дальгосторг и бывал за границей по делам этого учреждения.

В 1929 году для большего охвата зарубежья, в частности, Кореи и Хунчунского округа Гиринской провинции, а также Трёхречья (место давней русской колонизации из Забайкалья, область рек Аргунь, Дербул и Хаул) были созданы резидентуры: № 4 (резидент П.П. Моров) в с.

Новокиевское Владивостокского округа и № 5 в с. Ново-Цурухайтуй Читинского округа. Их резиденты для прикрытия заняли должности уполномоченных по борьбе с контрреволюцией управлений погранотрядов.

За границей у них помощников не было, контакты с осведомителями поддерживались через связников и посредством личных встреч на границе.

Для организации связи с резидентурами КРО ПП ОГПУ Дальневосточного края (ДВК) в 1929 году были созданы технические пункты № 1 на ст. Отпор Забайкальской железной дороги и № 2 по ст. Гродеково.

Советско-китайский конфликт на КВЖД повлиял на связь резидентур, так как прекратилось железнодорожное сообщение. В результате высылки, арестов, отъезда в Харбин и отхода от работы ряда осведомителей была разгромлена агентурная сеть резидентур4.

Связь с зарубежьем удалось наладить лишь резидентуре № 1 с помощью ходоков и собаки, переносившей почту. Помощник резидента на протяжении конфликта находился в Хайларе, но смог прислать только двух связников через Монголию. С резидентурами № 2, 3 и 5 связь прекратилась.

Пострадавшая менее всего резидентура № 4 не смогла поддерживать устойчивую связь из-за усиления охраны границы китайскими властями.

После урегулирования конфликта на КВЖД в январе—феврале 1930 года для повышения эффективности разведдеятельности технический аппарат резидентур был оставлен на территории СССР. В г. Маньчжурия были направлены резидент резидентуры № 1 Н.П. Шилов5 и его помощник консул СССР В.В. Смирнов, в г. Пограничная — резидент резидентуры № 2 С.К. Иванов. Помощь ему оказывал консул Д.А. Егоров.

В Хайларе была создана резидентура № 6. Резидент остался прежний — В.А Жебровский. В августе 1930 года к нему был командирован помощник на должность линейного паспортиста консульства СССР в г. Манчжурия с резиденцией в г. Хайларе А.Т. Попов. Резидентуры № 3 и 5 были свёрнуты, из резидентуры № 4 отозван резидент П.П. Моров, в ней остался переводчик З. Ким.

В наиболее благоприятном положении оказались маньчжурская и хайларская резидентуры, которые сохранили часть сети осведомителей и за время пребывания советских войск в Маньчжурии приобрели новых, отладили связь.

В мае 1930 года возобновило деятельность консульство СССР в г. Сахалян. Там была воссоздана резидентура № 3. Районом её деятельности стали города Сахалян, Айхунь, Цицикарский тракт до г. Мергень и Хэхейский округ. Резидентом в июне был назначен секретарь советского консульства В.А. Нейман.

В сентябре 1930 года в резидентуру № 4 возвратился резидент П.П. Моров. Она начала работать в полную силу. В том же месяце была создана резидентура № 7 в г. Цицикаре, где в январе возобновило деятельность консульство СССР.

Резидент В.Н. Широков занял должность заведующего паспортным отделением консульства. Помощником резидента был «Павел». Районом ответственности резидентуры стали города Цицикар, Мергень, Кэшань, Таонань, линия КВЖД от ст. Бухэду до ст.

Аньда.

Во второй половине 1930 года были ликвидированы технические пункты на границе и созданы два пункта связи: № 1 (М.А. Новосёлов) на 86-м разъезде обслуживал резидентуры № 1, 6, 7 и пункт связи № 2 (Н.Д. Щербицкий) — на ст. Гродеково. При острой необходимости через них также осуществлялась связь с погранотрядом и оперативным сектором ОГПУ.

Были проведены кардинальная перестройка и чистка закордонной сети от расконспирировавшихся и малоценных источников, сняты и заменены расшифрованные резиденты, групповоды и связники.

Разведчики ПП ОГПУ на Дальнем Востоке к началу 1930-х годов добились положительных результатов в организации разведки со своей территории, информационной работе, но усложнение оперативной обстановки в Маньчжурии после её оккупации Японией в 1931 году требовало более совершенных форм разведывательной деятельности.

Важную роль в перестройке деятельности разведки сыграло решение политбюро ЦК ВКП(б) от 5 февраля 1930 года, определившее районы, задачи и направления разведывательной деятельности органов безопасности, пути совершенствования кадрового и финансового обеспечения. Основное внимание ИНО ОГПУ сосредотачивалось на разведке в отношении Англии, Франции, Германии, Польши, Румынии и Японии6.

6 июля 1930 года в КРО полпредства ГПУ ДВО были дополнительно сформированы 4-е и 5-е отделения, на последнее возложили задачи по линии Ино. В сентябре за счёт штатов КРО было сформировано иностранное отделение, в котором сконцентрировали всю закордонную работу7.  

Читайте также:  Статья 6.3. Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 372. Оп. 1. Д. 54. Л. 205 об.

2 Центральный архив Министерства обороны РФ. Ф. 23. Оп. 18112. Д. 2. Л. 107.

3 Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. 100. Оп. 11. П. 12. Д. 8. Л. 11, 12.

4 См.: Шинин О.В. Б.Д. Богданов — один из руководителей разведки на Дальнем Востоке // Исторические чтения на Лубянке. 2004 г. М., 2005. С. 81.

5 На защите Отечества. Из истории Управления ФСБ России. Воспоминания сотрудников органов госбезопасности Хабаровского края в очерках, документах, рассказах, стихах и фотографиях / Авт.-сост. В.В. Богайчук. Хабаровск, 2001. С. 28.

6 Лубянка. Сталин и ВЧК — ГПУ — ОГПУ — НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. Январь 1922 — декабрь 1936 / Под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. В.Н. Хаустов, В.П. Наумов, Н.Л. Плотникова. М., 2003. С. 219, 220.

7 Шинин О.В. Борис Куренков — один из организаторов внешней разведки на Дальнем Востоке // Краеведение Приамурья. 2008. № 4(5). С. 32.

Контрразведывательная деятельность

Ее осуществляют органы федеральной службы безопасности и их подразделения (органы контрразведки), а также должностные лица указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий.

Указанные мероприятия преследуют цели выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий предусмотрен в Законе о службе безопасности [168. Ст. 9]. Он может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Борьба с терроризмом

Эту деятельность осуществляют органы федеральной службы безопасности и их подразделения (органы по борьбе с терроризмом), а также должностные лица указанных органов и подразделений.

Она направлена на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

Основаниями для проведения мероприятий по борьбе с терроризмом являются: а) необходимость пресечения террористического акта; б) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта; в) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.

В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом. Порядок проведения указанных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами ФСБ России.

Органы по борьбе с терроризмом осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, другими нормативными правовыми актами РФ [52; 54; 137; 138; 197; 235].

Борьба с преступностью

Ее осуществляют органы федеральной службы безопасности в соответствии с федеральным законодательством путем проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности России. Органы федеральной службы безопасности проводят оперативно-розыскные мероприятия по преступлениям, дознание и предварительное следствие но которым отнесены законом к их ведению. В компетенцию указанных органов входят выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации [54. Ст. 151, ч. 2, п. 2; ч. 3, п. 3; ч. 4].

Разведывательная деятельность

Согласно Закону о службе безопасности этот вид деятельности осуществляется органами внешней разведки федеральной службы безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке» и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ.

Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности указанным органом устанавливаются нормативными правовыми актами ФСБ России.

Порядок взаимодействия органов внешней разведки федеральной службы безопасности с другими органами внешней разведки РФ определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними, а также принимаемыми ими совместными нормативными правовыми актами.

Федеральный закон «О внешней разведке» определяет внешнюю разведку как совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки РФ и составную часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации. Он устанавливает, что разведывательную деятельность осуществляют Служба внешней разведки РФ, орган внешней разведки Минобороны России и органы федеральной службы безопасности [62. Ст. 1, 11].

Пограничная деятельность осуществляется по следующим направлениям: 1) защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного изменения ее прохождения, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами ее режима, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; 2) защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ'. Данный вид деятельности урегулирован Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации», Таможенным кодексом Таможенного союза [50; 70].

Обеспечение информационной безопасности

Этот вид деятельности органов федеральной службы безопасности регулируется наряду с Законом о службе безопасности Законом РФ «О государственной тайне», другими нормативными правовыми актами [85; 168; 246].

Органы федеральной службы безопасности осуществляют указанный вид деятельности при: а) формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств; б) обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами России.

Военная разведка — это… Что такое Военная разведка?

Советские пешие разведчики на Пулковских высотах, 1 марта 1942 года.

Военная разведка — комплекс мероприятий, проводимых государством в лице военного ведомства (его сотрудника), преимущественно по получению и обработке данных о действующем или вероятном противнике, его военных ресурсах, боевых возможностях и уязвимости, а также о театре военных действий[1].

Виды разведывательной деятельности

Военная разведка в зависимости от целей, масштаба деятельности и характера выполняемых задач подразделяется на стратегическую (вооружённые силы, группа фронтов (войска (силы)), оперативную (фронтовая, армейская, корпусная) и тактическую (дивизия, бригада, полк) и приравненные к ним формирования.

Разведывательный корабль

В зависимости от сферы действия, привлекаемых сил и средств военная разведка делится на пять видов:

  • наземная;
  • воздушная;
  • морская;
  • космическая;
  • специальная.

Тактическая разведка сухопутных войск делится на наземную и воздушную. Наземная разведка включает: войсковую, радио- и радиотехническую, радиолокационную, химическую и бактериологическую.

  • Войсковая разведка ведётся разведывательными, мотострелковыми, полковыми, парашютно-десантными и десантно-штурмовыми подразделениями.
  • Тактическая войсковая разведка относится к сфере малой войны.
  • Способами ведения войсковой разведки являются: наблюдение, подслушивание, поиск, налёт, засада, допрос, разведка боем.
  • В общевойсковых соединениях, частях и их подразделениях для ведения войсковой разведки назначаются:
  • от дивизии — разведывательные отряды, разведывательные дозоры, разведывательные группы, офицерские разведывательные дозоры, подразделения для проведения поисков, устройства засад, подразделения для проведения разведки боем, наблюдательные посты;
  • от полка — разведывательные отряды, разведывательные дозоры, офицерские разведывательные дозоры, подразделения для проведения поисков, устройства засад, наблюдательные посты;
  • от батальона — боевые разведывательные дозоры, подразделения для устройства засад, дозорные отделения, наблюдательные посты;
  • от роты — дозорные отделения, наблюдатели, а иногда боевые разведывательные дозоры;
  • от взвода, отделения — наблюдатели, дозорные.

Важным способом ведения войсковой разведки является захват языков.

Россия

Основные статьи: Военная разведка Российской империи, Главное разведывательное управление

Первые органы, отвечавшие за разведку, появляются в России в XVI веке. Благодаря их деятельности возросла осведомлённость руководства государства о замыслах и намерениях противника.

При Государе Алексее Михайловиче был основан Приказ тайных дел, где сосредотачивается управление разведкой. Пётр I в воинском уставе 1716 года впервые подводит законодательную и правовую базу под деятельность разведки.

Большую роль в создании военной разведки в России сыграл генерал-адъютант князь П. М. Волконский, будущий начальник квартирмейстерской части Главного штаба русской армии.

Но первым органом военной разведки стала Экспедиция секретных дел при военном министерстве, созданная по инициативе Барклая-де-Толли в январе 1810 года. В январе 1812 её переименовали в Особенную канцелярию при военном министре.

По его мнению, Экспедиция секретных дел должна была решать следующие задачи: ведение стратегической разведки (сбор стратегически важных секретных сведений за рубежом), оперативно-тактической разведки (сбор данных о войсках противника на границах России) и контрразведки (выявление и нейтрализация агентуры противника). Первыми руководителями военной разведки России поочередно становились три близких к военному министру человека: с 29 сентября 1810 — флигель-адъютант полковник А. В. Воейков, с 19 марта 1812 — полковник А. А. Закревский, с 10 января 1813 — полковник П. А. Чуйкевич.

Новый этап деятельности российской военной разведки начался 5 ноября 1918 года, когда было создано Регистрационное управление Полевого штаба Красной Армии. Именно этот день стал отмечаться как день рождения советской, а впоследствии — российской военной разведки.

Военная разведка была и остается важным инструментом военной политики России, надёжно защищая её военно-политические и экономические интересы. Данные, полученные военной разведкой, неоднократно играли решающую роль при принятии высшим руководством страны решений по обеспечению ее безопасности.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении заданий по обеспечению национальной безопасности страны, 692 военных разведчика удостоены званий Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации.

Известные организации

См. также

Примечания

  • Клембовский, Владислав Наполеонович. Тайные разведки (военное шпионство). Санкт-Петербург, 1892.
  • Леверкюн П. Германская военная разведка. Шпионаж, диверсии, контрразведка. — Минск: ФУИнформ, 2010. — 408 с.
  • Берни Жан-Шарль Огюстен. Разведка на войне Москва: Государственное военное издательство, 1934
  • Россель Ч. Разведка и контрразведка. — Москва: Воениздат НКО СССР, 1938.
  • Мейснер, Ганс-Отто. Ганс Отто Мейснер. Кто вы, доктор Зорге? Москва: Воениздат, 1966
Ссылка на основную публикацию