Статья 2. основные термины и понятия

Для понимания сущности и содержания кадрового делопроизводства необходимо запомнить следующие ключевые понятия рассматриваемой дисциплины.

Документационное обеспечение представляет собой организацию работы с документами, обращающимися в системе управления персоналом. Его основой выступает делопроизводство — полный цикл обработки и движения документов с момента их создания работниками кадровой службы (или получения ими) до завершения исполнения и передачи в другие подразделения.

Документ — это носитель информации, содержащий зафиксированную по установленным нормам и правилам информацию, необходимую для реализации процесса управления, а также для передачи ее во времени и пространстве. Документы могут быть изготовлены как на бумажном, так и на технических носителях (диски, флеш-накопители и т.д.).

В Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8—2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г.

№ 1185-ст) дается следующее определение: документ — зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Различают документ: а) входящий, т.е.

поступивший в учреждение; б) исходящий — официальный документ, отправляемый из учреждения; в) внутренний документ — официальный документ, не выходящий за пределы подготовившей его организации.

ГОСТ Р 7.0.8—2013 нормативно закрепляет термины и определения, используемые в делопроизводстве и архивном деле.

В частности, в стандарт помимо общих понятий включены термины, используемые в делопроизводстве: а) при документировании; б) при организации работы с документами.

Применение стандартных терминов обязательно во всех видах документации, в том числе в инструкциях, положениях, регламентах при регламентации конкретной делопроизводственной системы.

В сфере управления действуют документы, которые относятся к разным системам документации.

Под системой документации в терминологическом стандарте понимается совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению.

Комплекс документов, составляющий систему документации, формируется в соответствии с функциями управления, например: кадровое обеспечение, учет и отчетность и т.д.

Вид документа — это классификационное понятие, обозначающее принадлежность к определенной группе документов по признаку общности функционального назначения.

Названия видов документа формируются их составителем не произвольно, а выбираются из числа регламентированных нормативной базой. Так, Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД), введенный в действие постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г.

№ 299, содержит около 5 тыс. унифицированных форм документов, в названиях которых используется 80 наименований видов документа.

Документы одного наименования (вида) могут различаться по назначению, содержанию, порядку оформления, сфере применения. Характер применения того или иного вида документа и его принадлежность к той либо другой системе документации уточняет категория разновидности документа. Например, вид документа «акт» имеет разновидности: акт сдачи объекта в эксплуатацию, акт ликвидации организации и др.

Разные виды документов имеют разный набор реквизитов — элементов, которые являются обязательными для включения при оформлении официальных документов.

Реквизиты позволяют идентифицировать информацию, содержащуюся в документе, и в ряде случаев определить носитель информации. В состав обязательных элементов входят следующие реквизиты: автор документа, номер и дата, адресат, подпись, печать и др.

Отсутствие или неправильное оформление одного из этих реквизитов делает документ недействительным.

Кадровая документация представляет собой совокупность форм (документов), отражающих наличие и движение персонала. Технология ДОУП регламентируется специальными нормативно-методическими документами.

Это комплекс документов организационно-регламентирующего, организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы, утвержденные в установленном порядке компетентными органами или руководством компании, которые находятся в распоряжении фирмы и используются при решении управленческих задач. Движение документов в организации с момента их создания (получения) до завершения исполнения или отправления представляет собой документооборот.

Существующая система документационного обеспечения управления персоналом регламентируется множеством нормативных и нормативно-методических документов как федерального, так и ведомственного уровня, разработанных в системе Минтруда России, Госстандарта России, Росархива.

Документы действующей нормативной базы являются основой для создания локальной системы кадрового делопроизводства компании.

Единый порядок документирования и правила оптимальной работы с документами закрепляются в организационных документах, таких как положения о кадровой службе, должностные инструкции, инструкции по кадровому делопроизводству и др.

Требования к составу управленческой документации, правилам их подготовки и оформления закреплены в разработках Госстандарта России, отражающих результаты унификации и стандартизации управленческой документации.

Унификация означает установление единообразия, приведение к единой форме документов.

Стандартизация предусматривает наличие официального государственного или нормативно-технического документа отрасли, организации, устанавливающего необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции, товара или услуги.

Унификация и стандартизация с конца 1960-х гг. являются основными методами совершенствования содержания и формы документа в нашей стране. Многие документы имеют типовую межотраслевую форму, утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г.

№ 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», например штатное расписание (форма № Т-3), табель учета использования рабочего времени (форма № Т-13) и т.д. Все унифицированные формы содержат инструкции по порядку составления и оформления.

В службе управления персоналом компании обязательно должен быть комплект государственных стандартов, относящихся к сфере работы с документами. Так, правильное оформление документов производится с учетом требований ГОСТ Р 6.30—2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

Требования к оформлению документов». ГОСТ Р ИСО 15489-1—2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования» необходим для организации эффективного документационного обеспечения кадрового делопроизводства.

В стандарте перечислены все этапы работы с документами и ответственность каждого за работу с ними.

К нормативным документам, которые необходимы в практической деятельности по организации документационного обеспечения кадровой работы, относятся акты Минтруда России.

Среди них — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден приказом Минтруда России от 11 января 2011 г. № 1н), который предназначен для закрепления квалификационных характеристик к общеотраслевым должностям.

Прямое назначение справочника состоит в регламентации необходимых видов работ, выполняемых служащими разных специальностей, в том числе работниками делопроизводства.

В справочнике закреплены наименование должностей в данной отрасли по соответствующим категориям персонала (руководители, специалисты и технические исполнители), а также их квалификационные характеристики. Справочник является основой для разработки должностных инструкций всех категорий работников организации.

К числу нормативных документов системы кадрового делопроизводства относятся Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти (утверждены постановлением Минтруда России от 26 августа 2002 г. № 23).

Нормы времени являются чрезвычайно важным документом для руководителей служб кадрового делопроизводства, так как помогают решать многие вопросы, связанные с организацией работы службы.

Например, они могут быть использованы в целях определения и обоснования объема работ при аттестации для установления категории специалиста и т.д.

1.3. Правовые вопросы документации иного обеспечения управления персоналом

В настоящее время регламентация вопросов системы кадрового делопроизводства на государственном уровне ведется в нескольких направлениях:

а) законодательное регулирование; б) стандартизация; в) разработка нормативных правовых и нормативно-методических документов.

Высшую юридическую силу имеют законы Российской Федерации. Знание и учет требований трудового законодательства необходимы в процессе создания, оформления и применения документов локально-нормативного характера, разработанных в компании.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее — ТК РФ) является основополагающим законом для управления персоналом в целом. ТК РФ детально регулирует отношения, возникающие в сфере труда между работодателем и работником, складывающиеся в процессе:

  • 1) организации труда и управления трудом;
  • 2) трудоустройства у конкретного работодателя;
  • 3) подготовки и дополнительного профессионального образования работников непосредственно у данного работодателя;
  • 4) взаимоотношений социального партнерства, ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений;
  • 5) участия работников и профессиональных профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • 6) определения порядка и условий материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • 7) государственного контроля (надзора), профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • 8) разрешения трудовых споров;
  • 9) обязательного социального страхования в предусмотренных федеральными законами случаях.

Указанные трудовые отношения закрепляются между сторонами в виде локальных нормативных актов, которые требуют грамотной юридической проработки. Сотрудники кадровых служб несут персональную ответственность за правильность оформления трудовых отношений в компании.

Локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ) не должны нарушать трудовое законодательство и права работников. Эти документы соответствуют источникам права и не должны противоречить законодательству, поскольку они имеют низший уровень юридической силы и самую маленькую сферу действия — отдельно взятое предприятие.

Такие акты разрабатываются и принимаются работодателем при участии представителей трудового коллектива (обычно профсоюзного органа) или с учетом мнения работников (их представителей).

К локальным нормативным актам относятся правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, положения об оплате труда, правила охраны труда и др. Законодательство регламентирует порядок разработки, принятия и согласования отдельных локальных нормативных актов.

При этом следует иметь в виду, что законодатель отделяет от локальных нормативных актов коллективный договор, который является актом социального партнерства локального уровня.

В декабре 2014 г. ТК РФ был дополнен гл. 50.1 «Особенности труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». Эта глава содержит статьи, касающиеся приема иностранцев на работу, заключения с ними трудового договора, увольнения, отстранения их от работы в необходимых случаях, а также временного перевода на другую работу у того же работодателя.

Читайте также:  Раздел ЧЕТВЕРТЫЙ. Заключительные положения

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за нарушение должностными лицами и предприятиями трудового права, в том числе при работе с документами и информацией.

Задачами законодательства об административных право-нарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

С 1 января 2015 г. вступили в силу поправки в КоАП РФ, повышающие ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства. Так, за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо подмену его гражданско-правовым договором (ч. 3 ст. 5.

27 КоАП РФ) для юридических лиц наступает ответственность в виде административного штрафа в размере от 50000 до 100000 руб. Если лицо ранее уже было подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то размер штрафа для него может быть повышен до 200000 руб.

Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1 — 4) устанавливает правовые основы для деятельности юридических лиц, а также для документирования этой деятельности.

В управлении экономикой страны последовательно повышается роль технического регулирования и стандартизации. Ввод в действие Федерального закона от 29 июня 2015 г.

№ 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» устанавливает правовые основы в стандартизации, активизирует процессы, направленные на достижение стратегических целей в области стандартизации в соответствии с «Концепцией развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года»[1].

Разработанные стандарты имеют свою область применения и специфику действия. Стандартизация в сфере управления персоналом должна учитывать как международный опыт, так и российское законодательство.

Эволюция стандартов в сфере управления персоналом нацелена на решение стратегических вопросов, координацию деятельности организации по управлению человеческим капиталом, ориентируясь преимущественно на стратегические аспекты менеджмента, формирование корпоративной культуры.

  1. Стандартизация в области управления персоналом идет в двух направлениях:
  2. 1) стандартизация деятельности работников (относится к ведению Министерства труда и социальной защиты РФ);
  3. 2) стандартизация процессов управления персоналом (входит в сферу деятельности Росстандарта).

Сегодня нет документа, содержащего наиболее полные требования к деятельности по управлению персоналом и охватывающего большинство функций в данной области.

Помимо классических (подбор персонала, учет, обучение, аттестация), в него должны быть включены такие функции, как управление конфликтами, формирование в компании благоприятного морально-психологического климата, налаживание социального партнерства и пр.

Целью создания системы национальных стандартов в сфере управления кадрами является формирование нормативно-технической и организационно-методической основы для обеспечения работы компаний по УП, выполнения задач и принципов стандартизации.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, демографии, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции и др. Минтруд России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), а также координацию деятельности Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования РФ. Минтруд России координирует и контролирует большой круг вопросов, связанных с организацией и оформлением социально-трудовых отношений работников в организациях независимо от их формы собственности.

[1] Одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Чем отличаются слово, понятие, термин, категория, определение, значение слова?

  • В этой статье я постараюсь самыми простыми словами и примерами довести до четкого понимания, чем отличаются слово, понятие, термин, категория.
  • Вначале немного о преднамеренных сложностях подачи материала в школе и вузе.
  • В школе и вузе учащиеся сотни часов изучают отличия кувшинов древних греков от ваз древних римлян, имена и фамилии жён царей и всего несколько часов – что такое «понятие», «термин».
  • А вы можете вспомнить, в каком классе, на каком уроке вы прошли что такое «понятие», «термин»?
  • Ниже – фрагмент текста из типичного учебника.

Обратите внимание на несуразности пункта 2 лекции, посвященной понятиям и терминам:

— отсутствует упоминание слова «слово», которое употребляется через 2 страницы (!) в пункте 4, в котором автор толкует термин как слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие в какой-либо области знания. А почему автор сразу не написал правильно: «каждое понятие обозначается словом или словосочетанием…»? Вместо этого он пишет про формы абстрактного мышления, тем самым затрудняя усвоение материала;

— автор три раза употребляет слово «предмет» и один раз слово «объект». Чем они отличаются, к чему такая путаница, не проще ли везде писать слово «объект»?

Все эти и другие несуразицы подачи материала в школе и вузе делаются преднамеренно для того, чтобы учащиеся усвоили: объекты и их свойства обозначаются не словами, а «формами мышления великих мыслителей», тем самым отбивая устойчивый интерес к самостоятельному познанию объективной реальности, замещая его заучиванием текстов.

Типичная ошибка в учебниках: «понятие демократии появилось в России на 500 лет позже, чем там-то». Здесь автор путает слово и понятие. Слово «демократия» появилось в русском языке на столько-то лет позже, чем в древнегреческом языке, потому что это разные языки.

А признаки демократии (выбор, свобода, равенство и т.п.) известны всем людям, на каком бы языке они не говорили, и для их обозначения они используют слова своего языка, а не чужого языка.

  1. Итак, попробую объяснить самыми простыми словами, чем отличаются слово, понятие, термин, категория.

  2. Здесь и везде для простоты всё сказанное про объект верно также:
  3. — для всего вида объектов (вид объекта, на примере велосипеда, — это все велосипеды, а не только изображенный на картинке),

— про явления, свойства и т.п.

Рисунок 1. Объекты (рисунок из свободных источников)

Рисунок 1. Объекты (рисунок из свободных источников)

  • На рисунке 1 изображены объекты:
  • — компьютер,
  • — попугай,
  • — кресло,
  • — гитара,
  • — книга.
  • На рисунках 2 и 3 изображены два объекта:
  • велосипед,
  • легковой автомобиль.

Рисунок 2. Велосипед (рисунок из свободных источников)

Рисунок 2. Велосипед (рисунок из свободных источников)

Велосипед – это слово, которым обозначается объект, изображенный на рисунке 2.

Рисунок 3. Легковой автомобиль (рисунок из свободных источников)

Рисунок 3. Легковой автомобиль (рисунок из свободных источников)

  1. Легковой автомобиль – это словосочетание, которым обозначается объект, изображенный на рисунке 3.
  2. Словами и словосочетаниями обозначаются не только объекты, но и другие слова и словосочетания.
  3. Итак:

1) существуют объекты (явления, свойства и т.п.),

2) для их обозначения используют слова и словосочетания,

3) для обозначения слов и словосочетаний используют другие слова и словосочетания.

Объект – что-либо или кто-либо, отличимое как отдельное от чего-либо или кого-либо.Признаки объекта — принадлежности объекта, которые отличают этот объект как отдельное от чего-либо или кого-либо.Вид объекта – все объекты, имеющие одинаковые (второстепенные) признаки.Род объекта – объект, по сравнению с которым данный объект приобрел второстепенные признаки.Слово – это одна или несколько слитных букв, используемых для обозначения объектов и других слов.Словосочетание – два и более слов, используемых совместно для обозначения объектов и других слов.Лексическая единица – слово или словосочетание.Значение лексической единицы — объекты и другие слова, которые обозначает данная лексическая единица.Понятие – слова, обозначающие признаки объекта.Определение – род, понятие и при необходимости вспомогательные слова, с помощью которых слова связываются в предложение.Термин — лексическая единица, используемая в отдельной области знаний (отдельном реестре слов) с целью исключения путаницы схожих по написанию слов (например: сливочное масло используется в производстве и продаже продуктов питания, чтобы не путать с машинным маслом, используемом в транспортных средствах). То же самое, что ключевое слово или ключевые слова.Категория — лексическая единица, используемая для обозначения важнейших объектов (например: человек, материя). Рисунок 4. Схема определения и понятия (рисунок автора)

Рисунок 4. Схема определения и понятия (рисунок автора)

Рассмотрим на примере определения велосипеда, приведенного в Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»:

  • Объект «велосипед»: рисунок 2.
  • Слово (термин): велосипед.
  • Вид велосипеда: все велосипеды, а не только изображенный на рисунке 2.
  • Род велосипеда: транспортное средство.
  • Определение велосипеда: Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
  • Понятие велосипеда:
  • — два и более колес, мускульная энергия приведения в движение при помощи педалей или рукояток (обязательные признаки),
  • — электродвигатель мощностью до 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч (необязательный признак).
Читайте также:  Глава ii. основания для осуществления оценочной деятельности и условия ее осуществления

Основные понятия и термины

1.Полоса движения 2.Проезжая часть 3.Ширина дороги 4.Кювет 5.Откос 6.Обочина 7.Обрез

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения.

Автомобильные дороги делятся на 5 категорий:К 1 и 2 категории относятся дороги, имеющие капитальные основания и усовершенствованное покрытия (асфальто — или цементобетон). Ширина полос движения на таких дорогах 3,75 м., продольные уклоны не более 3-4 %, увеличенные радиусы поворотов.

К таким дорогам относятся автомагистрали, порядок движения на которых определяется разделом правил дорожного движения.Дороги 3 категории имеют облегченное покрытие (дегтебетон, битумоминеральные смеси). Ширина полос движения не превышает 3,5 м., допускаются уклоны до 5 %, радиусы поворотов уменьшены до 400 метров.

Дороги 4 категории имеют неусовершенствованное покрытие (булыжник, гравий). Ширина полос движения составляют 3 м., продольный уклон до 6 %, радиусы поворотов до 250 м.Дороги 5 категории — грунтовые дороги, не имеющие покрытия.

Дороги включают в себя следующие элементы:

Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или необозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.Разделительная полоса — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.Пешеходный переход — участок проезжей части, обозначенный знаком 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1 — 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2.На дорогах, особенно в населенных пунктах, можно часто увидеть различающиеся по виду перекрестки: Т-образные, крестообразные, У-образные и с круговым движением.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими правилами.При движении на транспортном средстве возможно пересечение дороги с железнодорожным переездом.

Железнодорожный переезд — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

На всей ширине дороги, практически постоянно, происходит движение транспортных средств и пешеходов.

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

В местах пересечения траектории движения транспортных средств или пешеходов с ними могут возникать конфликтные ситуации, которые регламентируются настоящими правилами.

Главная дорога — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1-2.3.3 или 5.

1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто-и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий.

Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Преимущество (приоритет) — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.Из-за неосторожного и невнимательного движения, а так же несоблюдения правил дорожного движения, могут произойти дорожно-транспортные происшествия.

Опасность для движения — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и стой же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб. При движении на дороге наибольшую опасность представляют транспортные средства: грузовые и легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, мопеды, мотороллеры, велосипеды и т.п.

Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическое транспортное средство — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.Мопед — двух-или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб.см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 кмч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски. Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.Организованная транспортная колонна — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов. Одной из технических характеристик транспортного средства является:

Разрешенная максимальная масса — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

За разрешенную максимальному массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а так же лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходу приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.Регулировщик — лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.Организованная пешая колонна — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.Организованная перевозка группы детей — специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.В правилах установлен ряд ограничений, касающихся расположения транспортных средств на проезжей части, остановках, стоянках, обгона, движения транспортных средств в темное время и в условиях ограниченной видимости, подачи звуковых и световых сигналов. Они существенно различаются для транспортных средств, находящихся в населенном пункте.

Населенный пункт — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.22 — 5.25.

Вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.Остановка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин., а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства. Стоянка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.Обгон — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.Темное время суток — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.На дорогах транспортные средства могут перевозить опасные грузы.

Опасный груз — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Читайте также:  Статья 25. материально-техническое обеспечение агрохимического обслуживания

На дорогах установлено правостороннее движение. Участники движения обязаны знать и выполнять правила дорожного движения. Лица, нарушившие правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Основные термины и понятия

  • Администратор доходов бюджета
  • Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющий(ее): — контроль за правильностью исчисления, — полнотой и своевременностью уплаты, — начисление, — учет, — взыскание, — принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.
  • Администратор источников финансирования дефицита бюджета
  • Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющий(ая) право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.
  • Бюджет

1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций государства (федеральный и региональный уровень) и местного самоуправления (местный уровень).

2. Представляет собой главный финансовый документ страны (региона, муниципалитета, поселения), утверждаемый органом законодательной власти соответствующего уровня управления.

Бюджет государственного внебюджетного фонда

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Бюджет консолидированный

Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов).

Консолидированным может быть бюджет на местном уровне (свод бюджета муниципального образования и бюджетов входящих в него поселений), региональном (свод бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований), федеральном (свод всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Бюджет муниципального образования

1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

2. Основной финансовый документ муниципального образования, поселения на текущий финансовый год, принимаемый высшим законодательным органом местного самоуправления.

  1. Бюджетная классификация
  2. Группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов.
  3. Бюджетная роспись
  4. Документ, который составляется и ведется: — ГРБС – в целях исполнения бюджета в части расходов; — Главным администратором источников финансирования дефицита бюджета — в целях исполнения бюджета в части источников финансирования дефицита бюджета.
  5. Бюджетная система Российской Федерации
  6. Совокупность всех бюджетов в РФ: федерального, региональных, местных, государственных внебюджетных фондов.
  7. Бюджетная смета

Документ, устанавливающий лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Бюджетная смета представлена в разрезе кодов бюджетной классификации расходов.

  • Бюджетное обязательство
  • Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
  • Бюджетные ассигнования
  • Предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
  • Бюджетные инвестиции
  • Средства бюджета, направленные на приобретение, модернизацию государственного (муниципального) имущества.
  • Бюджетный процесс
  • Деятельность по подготовке проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
  • Бюджет субъекта Российской Федерации

1. Фонд денежных средств субъекта РФ.

Бюджет субъекта РФ может быть: — собственно бюджет региона – фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ; — консолидированный – включает в себя бюджет региона и бюджеты муниципальных образований, входящих в состав данного региона. 2. Основной финансовый документ региона на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Бюджет федеральный

1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения государства. 2. Основной финансовый документ страны на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

  1. Ведомственная структура расходов бюджета
  2. Распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации РФ.
  3. Внешний долг

Долг, выраженный в иностранной валюте. В объем внешнего долга не включается долг субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, выраженный в иностранной валюте.

  • Внутренний долг
  • Долг, выраженный в валюте РФ (рублях), а также долг субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, выраженный в иностранной валюте.
  • Главный администратор доходов бюджета
  • Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, имеющий(ее) в своем ведении администраторов доходов бюджета.
  • Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета
  • Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющий(ая) в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
  • Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС)
  • Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, напрямую получающий(ее) средства из бюджета и наделенный правом распределять их между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.
  • Государственная или муниципальная гарантия

Вид долгового обязательства государства (муниципального образования). Предполагает обязанность государства (муниципального образования) уплатить кредитору (бенефициару) определенную денежную сумму за должника (принципала) за счет средств соответствующего бюджета при наступлении гарантийного случая.

  1. Государственная программа
  2. Система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.
  3. Государственное (муниципальное) задание
  4. Документ, содержащий требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
  5. Государственные (муниципальные) услуги (работы)
  6. Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями.
  7. Государственный или муниципальный долг
  8. Обязательства публично-правового образования по полученным кредитам, выпущенным ценным бумагам, предоставленным гарантиям перед третьими лицами.
  9. Дефицит бюджета
  10. Превышение расходов бюджета над его доходами.
  11. Дотации
  12. Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе без указания конкретных целей использования.
  13. Доходы бюджета

Поступающие от населения, организаций, учреждений в бюджет денежные средства в виде: — налогов; — неналоговых поступлений (пошлины, доходы от продажи имущества, штрафы и т.п.

); — безвозмездных поступлений; — доходов от предпринимательской деятельности бюджетных организаций.

Кредиты, доходы от выпуска ценных бумаг, полученные государством (органами местного самоуправления), не включаются в состав доходов.

  • Единый счет бюджета
  • Счет (совокупность счетов), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджетубюджетной системы РФ для осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
  • Источники финансирования дефицита бюджета
  • Средства, привлекаемые в бюджет для покрытия дефицита (кредиты банков, кредиты от других уровней бюджетов, кредиты финансовых международных организаций, ценные бумаги, иные источники).
  • Казенное учреждение
  • Государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
  • Лимиты бюджетных обязательств
  • Объем прав (в денежном выражении) по принятию и исполнению казенным учреждением бюджетных обязательств в текущем финансовом году иплановом периоде.
  • Межбюджетные отношения
  • Взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам осуществления бюджетного процесса.
  • Межбюджетные трансферты
  • Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету.
  • Непрограммные расходы
  • Расходные обязательства, не включенные в государственные программы.
  • Обоснование бюджетных ассигнований
  • Документ, содержащий информацию о бюджетных средствах в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).
  • Отчетный финансовый год
  • Год, предшествующий текущему финансовому году.
  • Очередной финансовый год
  • Год, следующий за текущим финансовым годом.
  • Плановый период
  • Два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.
  • Получатель бюджетных средств (ПБС)
  • Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или находящееся в ведении ГРБСказенное учреждение, имеющий(ее) право на исполнение своих функций за счет средств соответствующего бюджета.
  • Профицит бюджета
  • Превышение доходов бюджета над его расходами.
  • Публично-правовое образование
  • — Российская Федерация (федеральное государство) в целом; — Субъекты РФ — республики, края, области, города федерального подчинения, автономные области, автономные округа; — Муниципальные образования.
  • Публичные обязательства

Обязательства публично-правового образования, вытекающие из нормативных актов (законов, постановлений, распоряжений и др.), перед населением, организациями, другими публично-правовыми образованиями.

  1. Распорядитель бюджетных средств (РБС)
  2. Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или казенное учреждение, наделенный(ое) правом распределять полученные средства бюджета между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.
  3. Расходное обязательство
  4. Обязанность публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу, иному уровню бюджета, международной организации средства из соответствующего бюджета.
  5. Расходы бюджета
  6. Выплачиваемые из бюджета денежные средства.
  7. Реальный дефицит
  8. Объем дефицита бюджета без учета поступления средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, а также остатков бюджетных средств, являющихся собственными источниками финансирования дефицита
  9. Сводная бюджетная роспись
  10. Документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
  11. Текущий финансовый год
  12. Год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
  13. Участники бюджетного процесса
  14. Субъекты, осуществляющие деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
  15. Финансовый орган

На федеральном уровне – Министерство финансов Российской Федерации.

На уровне субъекта РФ – органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (министерства финансов, департаменты финансов, управления финансов и др.).

На местном уровне – органы (должностные лица) местных администраций, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (департаменты финансов, управления финансов, финансовые отделы и др.).

Решаем вместе

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Ссылка на основную публикацию