Статья 19. образование инвалидов

Статья 19. Образование инвалидов

Министерство просвещения РФ в своём Письме от 2 ноября 2018 года за номером ТС-459/07 дает разъяснения по вопросу получения общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью.

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации по направлениям:

Предельный возраст получения любого образования не ограничен

Обязательными уровнями образования согласно законодательству являются

  • начальное общее,
  • основное общее,
  • среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет.

Предельный возраст получения образования не ограничен. Другими словами, лица, достигшие 18 лет, могут по своему желанию продолжить обучение в школе.

Вместе с тем обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Свидетельство об обучении для учащихся с ограниченными возможностями

Часть 13 статья 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г.

N 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам», гласят, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) при не усвоении адаптивной программы выдаётся свидетельство об обучении.

Свидетельство не является документом об уровне образования и профессиональная подготовка

Если учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не освоили программы обучения, которые предполагают освоение уровня образования согласно ФГОСов, то им выдаётся свидетельство об обучении. Оно не является документом об уровне образования.

Статья 19. Образование инвалидов

Тем не менее свидетельство об обучении дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292, или обучение в 10 — 12 классах (группах) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей в части трудового обучения в соответствии с пунктом 30 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

По итогам профессиональной подготовки выпускникам присваиваются квалификационные разряды. Учащимся, не получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.

Учащиеся с ОВЗ могут учится в школе или специальном профессиональном учебном заведении не зависимо от возраста

  • При этом федеральными государственными образовательными стандартами общего образования не установлен предельный возраст получения общего образования.
  • Таким образом, лицо в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получившее свидетельство об обучении и (или) профессиональное обучение, вправе продолжить обучение по программам основного общего и среднего общего образования независимо от возраста.
  • Класс, в который будет зачислен обучающийся, определяется на основании результатов его аттестации по предметам.
  • Получение образования может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной формах с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации также возможно экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Право граждан на образование

  1. Для обеспечения права лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе в возрасте старше 18 лет, изъявивших желание реализовать свое право на получение общего образования, в субъекте может быть определена конкретная образовательная организация, либо необходимые специальные условия могут быть созданы в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам основного общего и среднего общего образования.
  2. В связи с изложенным рекомендуем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, регламентировать порядок организации получения лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе достигшими возраста 18 лет, общего образования.
  3. Скачать Письмо Минпросвещения от 2 ноября 2018 года №ТС-459/07

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Академии

Статья 19. Образование инвалидов

Инклюзивное образование предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В Российской Федерации инклюзивное образование обеспечивает реализацию права на образование для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, является законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от нормативно-правовой базы, механизмов финансирования, создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении лиц, имеющих особые образовательные потребности.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ образовательными организациями должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В РАНХиГС созданы благоприятные условия для реализации инклюзивного образования. Здания и территории Московского кампуса РАНХиГС имеют следующую приспособленность для студентов из числа маломобильных групп населения (МГН):

Центральный кампус (пр. Вернадского, д. 82, д. 84)

Учебный корпус №1:

  • центральный вход оборудован въездом (дорожкой) для лиц с инвалидностью;
  • в здании на 1 этаже установлена автоматическая аппарель для лиц с инвалидностью
  • оснащен специальным лифтом для подъема лиц с инвалидностью в колясках с 1-го по 2-й этаж 
  • оснащен лифтом для подъема лиц с инвалидностью в колясках с 1-го по 8-й этаж 
  • имеются санитарно-гигиенические помещения для лиц с инвалидностью;
  • порядка 80% аудиторий и компьютерных классов имеют двери, соответствующие требованиям нормативов.

Учебный корпус №2:

  • оснащен лифтом для перевозки лиц с инвалидностью в колясках с 1-го на 2-й этаж;
  • имеется пандус с перилами внутри здания для подъема на 1-й этаж;
  • порядка 80% аудиторий и компьютерных классов имеют двери, соответствующие требованиям нормативов;
  • имеется пандус с перилами на входе в здание;
  • оснащен лифтом для подъема лиц с инвалидностью в колясках с 1-го по 4-й этаж;
  • оборудована двумя наклонными электрическими подъемниками для перевозки лиц с инвалидностью в колясках на площадках переходов в основное здание на уровнях 1-го и 2-го этажей;
  • имеются санитарно-гигиенические помещения для лиц с инвалидностью.

Учебно-гостиничный корпус №3:

  • оснащен подъездом в здание для лиц с инвалидностью;
  • установлен роллопандус с перилами на входе в здание;
  • внутри здания на 1-м этаже имеются два пандуса для преодоления перепадов высот вестибюля и коридоров;
  • оснащен лифтами, допускающими перевозку лиц с инвалидностью в колясках с 1-го по 9-й этаж;
  • двери аудиторий соответствуют требованиям нормативов;
  • на 1 этаже имеются санитарно-гигиенические помещения для лиц с инвалидностью.

Учебный корпус №5:

  • имеется пандус с перилами на входе в здание;
  • имеется пандус с перилами внутри здания для подъема на 1-й этаж;
  • оснащен лифтом для подъема лиц с инвалидностью в колясках с 1-го по 5-й этаж;
  • двери аудиторий на 90% соответствуют требованиям нормативов.

Здания жилого комплекса (корпуса №№ 4, 7 и 8):

  • имеются пандусы на входах в здания;
  • оснащены лифтами для подъема лиц с инвалидностью в колясках.

Учебный корпус по адресу: г. Москва, Пречистенская наб. д. 11, стр. 2

  • имеется пандус с перилами на входе в здание;
  • оснащен лифтом для подъема лиц с инвалидностью в колясках с 1-го по 4-й этаж;
  • имеются санитарно-гигиенические помещения для лиц с инвалидностью;
  • двери аудиторий соответствуют требованиям нормативов.

Образовательный процесс осуществляется в традиционных формах в сочетании с дистанционными образовательными технологиями. Для обучающихся- лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья предусматривается возможность обучения по  адаптированным образовательным программам.

Дорожная карта по повышению значений показателей доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и услуг в РАНХиГС на период 2016-2030 гг.

РЕГЛАМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АССИСТЕНТОВ ПО ОКАЗАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СОТРУДНИКАМИ

  • В целях выполнения требований п. 3 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» о предоставлении обучающимся с ограниченными возможностями здоровья услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся, лица с ОВЗ) необходимую техническую помощь, в Центре инклюзивного образования РАНХиГС работают два ассистента по оказанию технической помощи:
  • Бойко Пётр Иванович Email: boyko-pi@ranepa.ru
  • Поляков Илья Сергеевич Email: polyakov-is@ranepa.ru

Взаимодействие с ассистентами по оказанию технической помощи осуществляется в Центре инклюзивного образования расположенному по адресу: г. Москва, пр. Вернадского, д. 82, корпус 3, каб. 112. Тел.: +7 495 933-80-52, +7 499 956-91-41.

Помощь обучающимся, лицам с ОВЗ оказывается на основании заявления, написанного студентом лично на имя директора Центра инклюзивного образования. Заявление можно направить на адрес электронной почты ассистента или написать в Центре инклюзивного образования (форма заявления). Ассистенты оказывают помощь обучающемуся, лицу с ОВЗ после получения заявления, в соответствии с графиком работы ассистентов.

Читайте также:  Глава XIX. Совершение морских протестов

Виды помощи обучающимся, лицам с ОВЗ:

  1. Техническая помощь по обеспечению доступа на объекты Академии, по преодолению препятствий на территории и в зданиях обучающимся инвалидам с нарушениями зрения, обучающимся, передвигающимся на кресле-коляске.

  2. Подбор необходимых способов подготовки информации, учебных материалов:
    • помощь в переводе устной речи на жестовый язык и наоборот для обучающихся с инвалидностью с нарушениями слуха;
    • помощь в подготовке материалов для обучающихся с инвалидностью  с нарушениями зрения, напечатанных шрифтом Брайля;
    • перевод письменных материалов в аудиоформат.
  3. Предоставление и помощь в использовании технических средств обучения, имеющихся в Центре инклюзивного образования.
  4. Подготовка и обеспечение индивидуального рабочего места для подготовки к занятиям в Центре инклюзивного образования. Перечень технических средств для оборудования индивидуального рабочего места указывается в личном заявлении обучающегося, лица с ОВЗ.

Взаимодействие с преподавателями Академии:

  1. Проведение инструктажей в соответствии с графиком:
    • первичный инструктаж по обеспечению доступности для лиц с инвалидностью объектов и услуг (в том числе электронный инструктаж) для всех сотрудников, поступающих на работу;
    • дополнительные инструктажи по вопросам соблюдения правил оказания помощи с учетом нозологии обучающегося, лица с ОВЗ и взаимодействия с лицами с особыми образовательными потребностями.
  2. Дополнительное консультирование:
    • по обеспечению звукоусиливающей аппаратурой индивидуального и коллективного пользования для глухих и слабослышащих обучающихся и лиц с ОВЗ, а также абитуриентов;
    • по предоставлению услуг сурдопереводчика для глухих и слабослышащих обучающихся и лиц с ОВЗ в процессе обучения; абитуриентам с тяжелыми нарушениями речи, глухим, слабослышащим в процессе организации сдачи и обеспечения процедуры вступительных испытаний;
    • по предоставлению услуг тифлопереводчика для слепых и слабовидящих обучающихся и лиц с ОВЗ в процессе обучения; помогающего ориентироваться абитуриентам в процессе организации сдачи и обеспечения процедуры вступительных испытаний;
    • по проведению вступительных испытаний в письменной форме и организации выполнения письменных заданий на компьютере со специализированным программным обеспечением для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА);
  3. Подготовка, адаптация экзаменационных материалов в период зимней и летней сессий, зачетов, промежуточной аттестации (материал для студентов, имеющих нарушения зрения, адаптируется при помощи программного обеспечения и распечатывается на принтере Брайля Everest-D V-4, прочее).

В период работы Приемной комиссии Академии ассистент оказывает следующую помощь:

  1. консультирование членов Приемной комиссии, абитуриентов, их законных представлений по оказанию технической помощи;
  2. преодоление препятствий на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Академии абитуриентами – инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  3. обеспечение коммуникации между членами Приемной комиссии и абитуриентами – инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием коммуникативных устройств, средств альтернативной коммуникации, в том числе при проведении вступительных испытаний.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса и специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования и программного обеспечения для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, предоставляемые в Центре инклюзивного образования.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья:

  1. портативный дисплей Брайля Focus 40 Blue, предназначенный для использования слепыми и слабовидящими обучающимися. Тактильный дисплей подключается к компьютеру и предоставляет инвалидам по зрению неограниченные возможности для получения информации, учебы, работы и общения, устройство позволяет использовать режим ускоренного чтения;
  2. читающий сканер SARA CE – средство чтения текстов вслух для обучающихся с нарушениями зрения (незрячих и слабовидящих).  Принцип работы состоит в сканировании материала цифровой камерой и последующее распознавание текста. В дальнейшем распознанный текст воcпроизводится в речь с помощью встроенного синтезатора речи;

Статья 19. Образование инвалидов

  • Государство поддерживает получение инвалидами образования и
    гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его
    получения.
  • Поддержка общего образования, профессионального образования и
    профессионального обучения инвалидов направлена на:
  • 1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими
    гражданами;
  • 2) развитие личности, индивидуальных способностей и
    возможностей;
  • 3) интеграцию в общество.
  • Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и
    образовательные организации совместно с органами социальной защиты
    населения и органами здравоохранения обеспечивают получение
    инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального
    общего, основного общего, среднего общего образования и среднего
    профессионального образования, а также бесплатного высшего
    образования.

Общее образование, профессиональное образование и
профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с
адаптированными образовательными программами и индивидуальными
программами реабилитации или абилитации инвалидов (в ред.
Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ — Собрание
законодательства Российской Федерации, 2014, N 49, ст. 6928).

  1. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и
    организации, осуществляющие образовательную деятельность,
    обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей)
    информацией по вопросам получения общего образования,
    профессионального образования, профессионального обучения и
    реабилитации инвалидов.
  2. Органы государственной власти и организации, осуществляющие
    образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую
    поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при
    получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме
    семейного образования.
  3. Инвалидам создаются необходимые условия для получения
    образования в организациях, осуществляющих образовательную
    деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в
    которых созданы специальные условия для получения образования
    обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в
    отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
    по адаптированным основным общеобразовательным программам.

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным
общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в
сфере образования, с согласия родителей (законных представителей)
детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов
по основным общеобразовательным программам на дому.

Основанием для
организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в
письменной форме их родителей (законных представителей) и
заключение медицинской организации, выданное в порядке и на
условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной
политики и нормативное правовое регулирование в сфере
здравоохранения.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение
по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной
или муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по
основным общеобразовательным программам на дому устанавливается
нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат
родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели
определяются законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации и являются расходными
обязательствами субъектов Российской Федерации.

(Статья 19 в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N
185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N
27, ст. 3477)

открыть раздел в документе найти материалы

Нормативно-правовое регулирование права на образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации

Удалов Денис Эдуардович1, Симонова Маргарита Михайловна21Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича, кандидат юридических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и философских дисциплин2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, кандидат социологических наук, доцент кафедры управление персоналом и психология

Udalov Denis Eduardovich1, Simonova Margaritay Mikhailovna21Moscow State Institute of Tourism Industry Y.A. Cenkevich, assistant professor of social and humanitarian and philosophical disciplines2Financial University under the Government of the Russian Federation, PhD in Sociology, Associate Professor of Human Resource Management and Psychology

Библиографическая ссылка на статью:
Удалов Д.Э., Симонова М.М. Нормативно-правовое регулирование права на образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16998 (дата обращения: 31.05.2021).

Право на образование – одно из наиболее существенных, конституционных социальных прав человека; оно создает предпосылку для развития, как личности, так и общества [1].

К конституционным нормам, подтверждающим и закрепляющим право гражданина на образование следует отнести: часть 1 статьи 7 провозглашающей, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; части 2 статьи 19 государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; статью 43 каждый имеет право на образование [2]. Государственные гарантии получения образования, предусмотренные в ст. 43 Конституции РФ, дополняются статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации» [3]. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни.

Особенности правового положения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья закрепляются международными конвенциями и российскими нормативно-правовыми актами.

Читайте также:  Статья 16. неприкосновенность судьи

Международными актами, регулирующими права человека определяется, что не допускается дискриминация по отношению к различным категориям граждан, в частности дискриминация по отношению к инвалидам и другим маломобильным группам населения.

«Декларация о правах инвалидов» провозглашена резолюцией 3447 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г. [4]. Специальным международным актом, закрепляющим правовой статус инвалида, является «Конвенция о правах инвалидов» заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. В соответствии со ст.

1 Конвенции – цель ее принятия заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства [5]. Россия подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г. ратифицировала Федеральным законом от 03 мая 2012 г.

№ 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Конвенция вступила в силу для России 25 декабря 2012 г. [6].

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет правовой статус инвалида. Согласно ст.

1  инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

А под ограничением жизнедеятельности понимается – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [7].

К нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы защиты прав инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья относятся:

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. от 10 августа 2016 г.) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» [8].

Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2015 г. № 1297 (в ред. от 25 мая 2016 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы» [9].

  • Нормативно-правовые акты, гарантирующие получение образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья можно классифицировать на:
  • нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок организации и осуществления образовательной деятельности, содержащие раздел (Особенности организации образовательного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья):
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры» [10];

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1259 (в ред. от 05 апреля 2016 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» [10];

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 (в ред. от 15 января 2015 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [11];

Также  хотелось бы выделить нормативно-правовые акты специально посвященные, регулированию вопросов организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:   Законом  города  Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 (в ред. от 25 июня 2014 г.)  «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»  [12];

Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 г. № АК-44/05вн «По организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса».

Все выше перечисленное, еще раз подчеркивает неукоснительное выполнение Конституции Российской Федерации, в частности по вопросам права на образования всех граждан Российской Федерации, акцентируя особое внимание на правовые гарантии права на образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование). Это также способствует повышению качества и гуманизации высшего образования.

Библиографический список

  1. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013. – 256 с. С. 70.
  2. Российская газета. – 2009. – № 7.
  3. Российская газета. – 2012. – № 5976.
  4. Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 784 с. С. 341-342.
  5. Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 6. – Ст. 468.
  6. Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2280.
  7. Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
  8. Собрание законодательства РФ. – 2006. –№ 9. – Ст. 1018.
  9. Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 49. – Ст. 6987.
  10. Российская газета. – 2014. – № 31.
  11. Российская газета. – 2014. – № 56.
  12. Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2010. – № 35

Количество просмотров публикации: Please wait

Инвалиды. Безбарьерная среда: некоторые важные результаты и показатели 2016 года

19 апреля 2017 12:00

  • Работа Правительства: факты и цифры.
  • Доступная средаОбразование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидовОбеспечение условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в подведомственных учреждениях Минкультуры России
  • Доступная
    среда
  • С 1 января 2016 года вступил в силу принятый в связи с
    ратификацией Конвенции о правах инвалидов Федеральный закон от 1 декабря 2014 года
    №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
    Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией
    Конвенции о правах инвалидов».

Законом создана нормативно-правовая основа обеспечения
беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам во всех сферах
жизнедеятельности. В целях его реализации внесены изменения в 715 региональных
законодательных актов.

Созданы условия для развития в России
антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

С 1 июля 2016
года законодательно запрещена приёмка вновь возведённых или прошедших
капитальный ремонт (реконструкцию) зданий, а также закупка новых транспортных
средств, не приспособленных с учётом их доступности для инвалидов.

Во всех отраслях и регионах приняты и реализуются нормативно
установленные порядки и регламенты обеспечения доступности услуг для инвалидов.

Для обеспечения планомерного повышения показателей
доступности для инвалидов объектов и услуг федеральными министерствами,
региональными правительствами, органами местного самоуправления начиная с 2016
года реализуются 26 федеральных, 85 региональных и более 2 тыс. муниципальных
«дорожных карт» поэтапного создания безбарьерной среды.

В 2016 году была продолжена реализация мероприятий государственной
программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы, утверждённой постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года №1297.

При государственной поддержке с активным участием
общественных организаций инвалидов в субъектах Федерации обеспечивается
приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами
населения объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение,
социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура,
транспортная инфраструктура, образование).

По итогам 2016 года дооборудовано почти 18 тыс. приоритетных
объектов, что составляет 53,5% приоритетных объектов, доступных для инвалидов и
других маломобильных групп населения, от общего их количества (в соответствии с
данными отчётов субъектов Федерации).

Также в 2016 году проведены репрезентативные социологические
исследования, которые позволили определить, насколько сами инвалиды отмечают
изменения в отношении граждан к их проблемам и готовность помочь, а также
происходящие изменения в формировании доступной среды.

Доля инвалидов,
положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей
численности опрошенных инвалидов составила 50,8% (в 2015 году – 49,6%), а доля
граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей
численности опрошенных граждан в 2016 году составила 42% (в 2015 году – 38,7%).

  1. Одним из основных направлений улучшения социального
    самочувствия инвалидов является создание условий, позволяющих инвалидам получить
    комплексную реабилитацию как можно ближе к месту их непосредственного
    местожительства.
  2. В рамках госпрограммы с 1 января 2016 года начата реализация
    новой подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и
    абилитации инвалидов».
  3. В течение 2016 года осуществлялась разработка методических и
    методологических документов, позволяющих сформировать и смоделировать систему
    комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
  4. Разработаны проекты стандартов по основным направлениям
    социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, проект
    модели межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих
    реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам, проект методики оценки
    региональной системы комплексной реабилитации, типовые штатные нормативы и
    примерные стандарты оснащения реабилитационных учреждений, нормативы
    обеспеченности реабилитационными организациями в регионе, примерные положения о
    многопрофильном реабилитационном центре.
  5. В целях уменьшения рисков при внедрении данных документов в
    практическую деятельность регионов в период 2017–2018 годов организована их
    апробация в двух пилотных регионах – Свердловской области и Пермском крае.
  6. В 2016 году Правительством Российской Федерации утверждена Концепция
    развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, а также план
    по её реализации.
  7. Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней
    помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования,
    социальной защиты).
  8. Реализация Концепции будет осуществляться в три этапа.
  9. В течение первого этапа, который начался в 2016 году,
    планируется разработать нормативные документы, необходимые для реализации
    концепции и с целью отработки единых подходов к организации ранней помощи в
    2017 году начать их апробацию в двух пилотных регионах (Свердловская область,
    Пермский край).
  10. На втором этапе, в 2018 году, пилотный проект будет
    продолжен, обобщены его результаты и предложена единая методология работы для
    всех регионов.
  11. На третьем этапе, с 2019 года, планируется осуществить
    поддержку всех регионов, организующих раннюю помощь.
  12. В результате реализации концепции ранняя помощь станет
    начальным звеном в процессе абилитации и реабилитации детей с серьёзными
    заболеваниями, когда у детей только формируются основные навыки, что позволит
    сделать этот процесс более эффективным.
  13. Поддержка семьи и нормализация жизни, понимание реального
    жизненного маршрута ребёнка приведёт к уменьшению числа детей, оставшихся без
    попечения родителей.
Читайте также:  Статья 4. Основные виды библиотек

В целях совершенствования планирования средств федерального
бюджета на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами
реабилитации (ТСР) внесены изменения в Методику распределения субвенций,
предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на
осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер
социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов,
утвержденную постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 декабря 2010 года №1137, в части использования при расчётах средневзвешенных цен
изделий конкретного субъекта Федерации. Данная мера позволяет более полно
учитывать специфику каждого региона.

Внесены изменения в Правила обеспечения инвалидов
собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов
на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утверждённые
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 года №708,
в части обеспечения инвалидам возможности получения компенсации расходов на
содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников вне зависимости от
того, какая организация предоставила собаку-проводника, в том числе в случае
получения собаки-проводника через благотворительные организации (при условии
наличия рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации
инвалида по обеспечению собакой-проводником, а также документа, подтверждающего
специальное обучение собаки-проводника).

В целях повышения доступности услуги по обеспечению инвалидов
ТСР постановлением Правительства Российской
Федерации от 28 декабря 2016 года №1510 внесены изменения в перечень государственных услуг,
предоставление которых организуется по принципу одного окна в
многофункциональных центрах (МФЦ) предоставления государственных и
муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами
государственных внебюджетных фондов. Указанные изменения предполагают
обязательность предоставления МФЦ по принципу одного окна услуг по приёму от
граждан заявлений в целях получения государственной услуги по обеспечению
инвалидов ТСР как в субъектах Федерации, осуществляющих переданные
государственные полномочия по обеспечению инвалидов ТСР, так и в регионах, в
которых данные государственные функции осуществляются Фондом социального
страхования Российской Федерации.

  • В развитие норм Конвенции ООН о правах инвалидов в
    Российской Федерации определена необходимость формирования и ведения
    федерального реестра инвалидов, оператором которого определён Пенсионный фонд
    Российской Федерации.
  • В целях обеспечения функционирования реестра в 2016 году
    Правительством Российской Федерации утверждены: Концепция
    создания, ведения и использования Федеральной государственной информационной
    системы «Федеральный реестр инвалидов»
    и Порядок формирования и ведения реестра.
  • Реестр введён в эксплуатацию с 1 января 2017 года.

Для каждого инвалида предоставлен доступ к личному кабинету,
в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах
социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации
или абилитации.

Через личный кабинет можно получить государственную услугу в
электронной форме и оставить отзыв о её качестве.

Кроме того, разрабатывается
информационный сервис персонифицированного информирования инвалидов о
специальных категориях вакансий, реестр будет интегрирован с общероссийской
базой вакансий «Работа в России».

  1. Реестр позволит исключить многократные обращения инвалидов в
    различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам
    государственных и муниципальных услуг, более полно информировать инвалидов об
    их правах и возможностях, а также обеспечит создание базы данных, учитывающей
    потребности инвалидов, их демографический состав и социально-экономическое
    положение.
  2. Полученные данные будут использованы для выработки государственной
    политики в отношении инвалидов и разработки документов стратегического
    планирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и
    муниципальных образований.
  3. Образование
    детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

К началу 2016/2017 учебного года условия для инклюзивного
образования созданы в более чем 9,3 тыс. школ (21,5% от общего количества, что
на 1,5% больше, чем годом ранее). В 2015/2016 учебном году обучалось 249 тыс.
детей-инвалидов. Из них: в специальных (коррекционных) школах – 86,3 тыс.,
с использованием дистанционных технологий – 17,5 тыс., инклюзивно – 145,2 тыс.

С 1 сентября 2016 года во всех первых классах
общеобразовательных организаций
введены ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Подготовлены
примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для отдельных
категорий обучающихся, рабочие программы по всем учебным предметам и
коррекционным курсам первых классов по 9 нозологическим группам.

Разработаны и
включены в федеральный перечень учебников 10 учебников для обучающихся с ОВЗ.

Развитие инклюзивного образования идёт в соответствии с
показателями, предусмотренными государственной программой «Доступная среда».

Доля детей-инвалидов, охваченных
дошкольным образованием, в 2016 году составила 80%, детей-инвалидов, которым
созданы условия для получения качественного общего образования, – 96%,
детей-инвалидов, получающих дополнительное образование, – 31% (плановый уровень
– 30%).

В 2016 году в ходе реализации государственной программы
«Доступная среда» базовые профессиональные образовательные организации,
обеспечивающие поддержку региональных систем инклюзивного профессионального
образования инвалидов, созданы в 49 субъектах Федерации.

Программными
мероприятиями предусмотрено оснащение образовательных организаций специальным
учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием с учётом разнообразия
особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов.

Объём субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на
указанные цели в 2016 году составил 306 млн рублей.

С целью повышения доступности высшего образования для
инвалидов и лиц с ОВЗ созданы три ресурсных учебно-методических центра по
обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе Московского государственного
психолого-педагогического университета, Российского государственного
социального университета, Московского государственного технического
университета имени Н.Э.Баумана. Объём финансирования из федерального бюджета на
указанные цели в 2016 году составил 42,67 млн рублей.

Обеспечение
условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
в подведомственных учреждениях Минкультуры России

По итогам 2016 года условия доступности для всех категорий
инвалидов полностью обеспечены в Российской государственной специализированной
академии искусств и Всероссийском государственном институте кинематографии
имени С.А.Герасимова.

Мероприятия по обеспечению условий доступности для
инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата реализуются в 31
образовательной организации высшего образования, в 4 подведомственных
профессиональных образовательных организациях; мероприятия по обеспечению
условий беспрепятственного доступа для инвалидов с нарушениями слуха – в 20
образовательных организациях высшего образования и 3 профессиональных
образовательных организациях; мероприятия по обеспечению условий
беспрепятственного доступа для лиц с нарушениями зрения частично реализованы в
25 образовательных организациях высшего образования.

  • Мероприятия по созданию условий доступности для инвалидов с
    нарушениями функций опорно-двигательного аппарата реализованы в 11 театрах;
    мероприятия по созданию условий доступности для инвалидов с нарушениями слуха в
    полном объёме осуществлены в двух театрах; мероприятия по созданию условий
    доступности для инвалидов с нарушениями зрения завершены в Государственном
    академическом Большом театре России.
  • Мероприятия по созданию условий доступности для лиц с нарушениями
    опорно-двигательного аппарата проведены в двух концертных организациях;
    мероприятия по созданию условий доступности для лиц с нарушениями слуха – в
    одной концертной организации, для лиц с нарушениями зрения – в двух концертных
    организациях.
  • Условия доступности культурных благ для инвалидов и лиц с
    ограниченными возможностями здоровья созданы в 8 из 9 подведомственных
    библиотек.
  • 6479 библиотек (16,6%) имеют в своём штате сотрудников,
    прошедших обучение (инструктирование) по вопросам предоставления услуг
    инвалидам и владеющих методами оказания необходимой помощи.

В рамках системной деятельности, направленной на создание
условий доступности культурных благ, осуществлены мероприятия по обеспечению
доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к материалам
НЭБ. В ходе данной работы была выполнена адаптация официального сайта НЭБ для
лиц с нарушениями зрения.

Проведена работа по внедрению субтитрирования и
тифлокомментирования в кинотеатрах, музеях, театрах. Реализуется проект по
созданию электронной библиотеки нот по системе Брайля. На реализацию данного
проекта Российской государственной библиотеке для слепых выделено 2,45 млн
рублей.

Проведён ремонт и адаптация здания Российской
государственной библиотеки искусств для лиц с ограниченными возможностями
здоровья.

Ссылка на основную публикацию