Статья 19. Лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями

  • Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией (далее — лицензии) выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее — лицензирующий орган) на основании заявлений российских участников внешнеэкономической деятельности (далее — заявители).
  • На осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией выдаются разовые или генеральные лицензии.
  • Разовая лицензия выдается на осуществление внешнеэкономических операций с конкретной контролируемой продукцией по одному договору (контракту, соглашению) с указанием ее количества, страны конечного использования, продавца (отправителя) и покупателя (получателя).
  • Основанием для выдачи разовой лицензии является заключение государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой лицензирующим органом в установленном порядке.
  • Срок действия разовой лицензии устанавливается исходя из условий и обстоятельств совершения внешнеэкономических операций, но не более одного года с даты предоставления лицензии.
  • Генеральная лицензия выдается на осуществление внешнеэкономических операций с определенным видом контролируемой продукции с указанием ее предельного количества и страны конечного использования без определения конкретного покупателя (получателя).
  • Для получения лицензии заявитель представляет с сопроводительным письмом в лицензирующий орган:
  • заявление о предоставлении лицензии установленной формы;
  • документ, содержащий точные сведения о контролируемой продукции с приложением (при необходимости) копий документов, подтверждающих ее технические характеристики и область применения;
  • документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.
  1. Заявление о предоставлении лицензии подписывается заявителем (для юридического лица — руководителем организации или уполномоченным им лицом).
  2. Внесение изменений в заявление, а также подчистки и исправления не допускаются.
  3. К заявлению о предоставлении разовой лицензии прилагаются:
  • копии учредительных документов — для юридического лица;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

копия документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

копия документа, удостоверяющего личность, и документ, содержащий сведения о месте работы и занимаемой должности, — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

  • копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
  • копия договора (контракта, соглашения) с иностранным заказчиком (поставщиком) со всеми приложениями, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, или иного документа, подтверждающего намерения сторон (с указанием даты выдачи копии договора и места нахождения его оригинала);
  • копия лицензии на осуществление деятельности, связанной с обращением (использованием) контролируемой продукции, предоставленной ее изготовителю (потребителю), — в случае, если лицензирование такой деятельности предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • документ, содержащий данные о том, является ли контролируемая продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну, — в случае передачи контролируемой продукции иностранному лицу.
  • Документы (копии документов), представленные для получения лицензии, заверяются подписью и печатью (при ее наличии) заявителя.
  • Документы (копии документов) на иностранных языках представляются с приложением заверенных надлежащим образом их переводов на русский язык.
  • Каждый документ (копия документа), состоящий из двух и более листов, прошивается и пронумеровывается, о чем на обороте последнего листа делается заверительная запись.
  • Выдача лицензии осуществляется в течение 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения при условии представления заявителем документа, подтверждающего внесение платы за выдачу (предоставление) лицензии.
  • Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) заявителю в письменной форме с указанием причин отказа.
  • Лицензия выдается заявителю в одном экземпляре и не подлежит передаче другим лицам.

В случае реорганизации заявителя — юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства заявителя — физического лица владелец лицензии — юридическое лицо (его правопреемник) или физическое лицо обязаны обратиться в лицензирующий орган для переоформления лицензии с приложением нового заявления. Переоформление лицензии осуществляется лицензирующим органом в течение 5 рабочих дней с даты регистрации соответствующего обращения.

Срок действия разовой лицензии может быть продлен на срок, необходимый для завершения выполнения участником внешнеэкономической деятельности своих обязательств по внешнеэкономической сделке, но не более чем на один календарный год.

Продление срока действия разовой лицензии осуществляется на основании мотивированного письменного обращения владельца лицензии, представленного в лицензирующий орган не позднее чем за 5 дней до истечения срока действия лицензии.

Продление срока действия разовой лицензии осуществляется лицензирующим органом в течение 3 рабочих дней с даты регистрации соответствующего обращения и оформляется в виде писем лицензирующего органа владельцу лицензии и в таможенный орган Российской Федерации, в который представлен оригинал лицензии. Указанные письма являются неотъемлемой частью лицензии.

Лицензии, срок действия которых истек, продлению не подлежат.

Получение лицензий в области внешнеэкономических операций

Срок
Входящие документы
  1. Копии учредительных документов — для юридического лица
  2. Копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;
  3. Копия документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;
  4. Копия документа, удостоверяющего личность, и документ, содержащий сведения о месте работы и занимаемой должности, — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
  5. Копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
  6. Копия договора (контракта, соглашения) с иностранным заказчиком (поставщиком) со всеми приложениями, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, или иного документа, подтверждающего намерения сторон (с указанием даты выдачи копии договора и места нахождения его оригинала;
  7. Копия лицензии на осуществление деятельности, связанной с обращением (использованием) контролируемой продукции, предоставленной ее изготовителю (потребителю), — в случае, если лицензирование такой деятельности предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  8. Документ, содержащий данные о том, является ли контролируемая продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну, — в случае передачи контролируемой продукции иностранному лицу.

Экспортный контроль и первичные документы

В соответствии со статьей 21 Закона №183-ФЗ внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами, информацией, работами, услугами подлежат государственной экспертизе.

Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 года №294 «Об утверждении правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль». Действие данных Правил не распространяется на внешнеэкономические сделки с продукцией военного назначения.

Экспертиза проводится федеральными органами исполнительной власти и заключается в анализе документов и информации, которые имеют отношение к внешнеэкономической сделке. Целью экспертизы является определение соответствия сделки международным обязательствам Российской Федерации, государственным интересам и требованиям экологической безопасности.

Государственная экспертиза проводится межведомственными экспертными советами, образуемыми при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации по соответствующим направлениям науки, техники и технологии.

В состав советов входят уполномоченные представители федеральных органов исполнительной власти, имеющие доступ к государственной тайне, в чью компетенцию входит участие в проведение таких экспертиз.

При необходимости к участию в работе межведомственных экспертных советов могут привлекаться представители других федеральных органов исполнительной власти и организаций.

  • Экспертиза проводится на основании документов, представленных российскими участниками внешнеэкономической деятельности, перечень и требования к которым определяются законодательством Российской Федерации.
  • Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации должно зарегистрировать представленные документы и в течение 5 дней провести проверку правильности их оформления, а также полноту и достоверность содержащихся в них сведений.
  • При отсутствии замечаний документы направляются для проведения государственной экспертизы, в случае несоответствия документов установленным требованиям они возвращаются на доработку.
  • Государственная экспертиза представленных документов должна быть проведена междуведомственным экспертным советом в течение 20 дней.
  • При проведении экспертизы учитывается:
  1. соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки;
  2. обеспечение защиты политических, экономических, военных интересов и безопасности Российской Федерации;
  3. цель использования предметов сделки, а также степень риска их применения не по назначению;
  4. значение сделки для наращивания военно-промышленного потенциала государства — получателя;
  5. иные факторы, предусмотренные законодательством и международными договорами Российской Федерации в области экспортного контроля.
  1. Эксперты при проведении государственной экспертизы обязаны осуществлять полный и объективный анализ представленной информации и документов, соблюдать законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля и сроки проведения экспертизы, обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность представленных сведений, выражать точку зрения органа власти, который они представляют.
  2. По результатам проведенной экспертизы может быть выдано как положительное, так и отрицательное заключение.
  3. Основанием для выдачи отрицательного заключения является:
  • наличие в представленных документах для проведения государственной экспертизы, недостоверной или искаженной информации;
  • совершение внешнеэкономической сделки на условиях, которые могут привести к нарушению международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля либо причинить ущерб политическим, экономическим, военным интересам или безопасности государства;
  • наличие неприемлемого для национальной безопасности риска, связанного с распространением оружия массового поражения и средств его доставки;
  • иные предусмотренные законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля основания.
  • Заключение подписывается всеми экспертами, участвовавшими в экспертизе, к нему прилагаются особые обоснованные мнения экспертов или федеральных органов исполнительной власти, которых они представляют, не согласных с результатами государственной экспертизы.
  • При наличии разногласий в срок не более 15 дней с даты заседания экспертного совета проводится согласительное совещание с представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в целях поиска взаимоприемлемого решения, результаты которого оформляются протоколом.
  • В случае если такое решение не найдено, вопрос об урегулировании разногласий рассматривается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации.
  • Заключение государственной экспертизы является основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.
  • Плата за проведение государственной экспертизы не взимается.
Читайте также:  Статья 6. Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Согласно статье 19 Закона №183-ФЗ внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат обязательному лицензированию. Лицензии выдаются Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и могут быть как разовыми, так и генеральными.

Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной операции по одному контракту (договору) сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии.

На экспорт отдельных видов контролируемых товаров в иностранные государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, могут выдаваться генеральные лицензии.

Получателем генеральной лицензии может быть только российское юридическое лицо, создавшее внутрифирменную программу экспортного контроля и получившее свидетельство о государственной аккредитации. В генеральной лицензии указывается количество товаров без определения конкретного покупателя.

Перечень иностранных государств, а также виды контролируемых товаров, для экспорта которых требуется получение генеральных лицензий, устанавливается Правительством Российской Федерации.

  1. Разрешение на осуществление внешнеэкономической сделки, предметы которой не подпадают под действие списков контролируемых товаров и технологий, но могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, выдается межведомственным координационным органом по экспортному контролю.
  2. Вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий может осуществляться и без лицензий, при условии, что такие товары и технологии будут оставаться под непосредственным контролем российского лица, осуществившего их вывоз, и будут в установленные сроки возвращены в Российскую Федерацию.
  3. В целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники.
  4. В соответствии со статьей 25 Закона №183-ФЗ такие запреты и ограничения вводятся:
  • федеральными законами, если они устанавливаются в отношении отдельных иностранных государств исходя из интересов безопасности Российской Федерации;
  • указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, если они устанавливаются в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;
  • постановлениями Правительства Российской Федерации, если они устанавливаются в отношении отдельных иностранных лиц, занимающихся деятельностью, несовместимой с принципами нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки.
  • ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЫВОЗА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ
  • Приказом ГТК РФ от 26 декабря 2003 года №1545 «О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля» утверждена Инструкция о порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятии решения в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее Инструкция №1545).
  • Инструкция устанавливает принципы и последовательность действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов при обнаружении признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, влияющие на применение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, должным образом не подтверждены.
  • Принадлежность товаров к контролируемым определяется соответствием их технических параметров и описания товарам контрольных списков.
  • Идентификация товаров для целей экспортного контроля, а также получение лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, включенными в контрольные списки, или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеторговой деятельности.
  • Порядок проведения уполномоченным должностным лицом таможенного органа документального контроля утвержден разделом 2 Инструкции №1545.

Документальный контроль в соответствии с пунктом 5 Приказа ГТК РФ от 28 ноября 2003 года №1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров», является одной из форм таможенного контроля.

Заключается документальный контроль в проверке документов и сведений и при его проведении уполномоченное должностное лицо таможенных органов проводит анализ сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации и приложенных к ней документах, для выявления у декларируемых товаров признаков контролируемых товаров.

При обнаружении таких признаков проверяется наличие одного из следующих документов:

  • лицензии специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;
  • разрешения межведомственного координационного органа по экспортному контролю;
  • заключения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля, подтверждающего правомерность осуществления безлицензионного вывоза контролируемых товаров;
  • заключения организации, получившей в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров, либо специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля о непринадлежности декларируемого товара к объектам экспортного контроля.
  1. Если разрешительный документ отсутствует, то проводится дополнительная проверка в целях принятия решения о необходимости независимой идентификационной экспертизы товара для целей экспортного контроля или решения о выпуске товаров без ее проведения.
  2. В ходе проведения дополнительной проверки используются коммерческие документы, техническая документация на товар, информация, поступающая по линии правоохранительных и контролирующих органов.
  3. Проведение дополнительной проверки включает в себя несколько этапов и на основании обобщения результатов, полученных на всех этапах проверки, принимается одно из следующих решений:
  • о необходимости подтверждения сведений, заявленных о товаре, посредством представления одного из разрешительных документов. Данное решение принимается, если наименование декларируемого товара соответствует общетехническому наименованию товара, включенного в контрольные списки, при соблюдении условий, перечисленных в пункте 18 Инструкции №1545;
  • о возможности выпуска товара;
  • о необходимости представления заключения специально уполномоченного органа исполнительной власти в области экспортного контроля о возможности осуществления внешнеторговой сделки. Данное решение принимается при наличии в таможенном органе информации о возможном использовании декларируемого товара при создании оружия массового поражения средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также возможной причастности конечного пользователя товара или отправителя к нарушениям законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.
Читайте также:  Статья 11. Право собственности на имущество

Лицензирование ВЭД в РФ отменено

Главный законодательный документ о лицензировании — ФЗ № 128 содержит в статье 1 такой вид деятельности, как осуществление внешнеэкономических операций, на которую не распространялось действие ФЗ № 128, но лицензирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) осуществлялось на базе других законодательных документов.

Внешнеэкономические операции подразумевают в первую очередь импорт (ввоз товаров из-за границы) и экспорт (вывоз готовой продукции в другие страны).

Кроме этого внешнеторговая деятельность включает не только международный обмен товарами, но и услугами, работами, результатами интеллектуальной деятельности и информацией.

В соответствии с ФЗ № 183 от 18 июля 1999 года «Об экспортном контроле» лицензированию ВЭД подвергаются не только товарные операции, но и технологии, вывозимые из России.

Существует множество различных методов государственного регулирования в сфере внешнеэкономических операций. К нетарифным методам регулирования относят: лицензирование внешнеэкономической деятельности и квотирование.

Лицензирование внешнеэкономической деятельности началось еще со времен Советского Союза с1989 г. и долгое время применялось в Российской Федерации. Лицензирование ВЭД предусматривает получение специального разрешения – лицензии в органе лицензирования на экспорт и/или импорт отдельной продукции или товаров.

Законодательство называет причины, в каких случаях может быть введено лицензирование ВЭД. Это может произойти в следующих ситуациях:

  • при оформлении исключительного права на импорт или экспорт некоторых товаров (например, военной техники, вооружения и других);
  • при введении на отдельные виды товаров количественных временных ограничений импорта или экспорта или импорта такой продукции;
  • при вводе разрешительного порядка импорта или экспорта некоторых товаров, которые могут неблагоприятно воздействовать на жизнь или здоровье граждан, безопасность государства, на различные виды имущества , на окружающую среду или природу;
  • при исполнении международных обязательств Российской Федерацией.

К прямым методам государственного регулирования, кроме лицензирования ВЭД, относится квотирование. Оно подразумевает количественное ограничение того или иного вида продукции, предназначенного для внешнеторговых операций.

Эти ограничения могут вводиться в экстренных ситуациях лишь Постановлением Правительства РФ.

В целом экспорт и импорт не предусматривают количественных ограничений в соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Лицензирование внешнеэкономической деятельности осуществлялось на основе Положения, введенного в действие Постановлением Правительства РФ № 1299 от 31.10.96 года.

Лицензирование ВЭД требовалось пройти для ввоза или вывоза с территории РФ следующих видов товаров:

  • шифровальной техники;
  • опасных отходов;
  • алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • медицинских изделий, субстанций, лекарственных средств;
  • химических средств защиты растений;
  • ковровых изделий;
  • диких растений;
  • шкур, семян;
  • животных;
  • рыб, ракообразных, моллюсков;
  • сырья, содержащего драгоценные металлы;
  • леса ценных пород (дуб, ясень, бук);
  • лекарственных средств и фармацевтических субстанций;
  • психотропных и наркотических средств и их прекурсоров. Ввоз и вывоз из страны данных веществ предусматривал оформление также других разрешительных документов — Разрешения Федеральной службы по надзору за оборотом наркотиков, Сертификата Росздравнадзора на право ввоза-вывоза.

Лицензирование ВЭД касательно озоноразрушающих веществ и пиротехнических изделий, говядины, свинины и мяса домашней птицы относилось только к операциям ввоза этих товаров на территорию РФ. Для ввоза различных видов мяса требовалось также получить Разрешение Департамента ветеринарии.

Пройти лицензирование ВЭД требовалось предпринимателям, которые вывозили из России палеонтологические материалы и минералы.

Лицензирование внешнеэкономической деятельности сопровождалось получением одного из видов разрешительных документов: лицензии разовой или лицензии генеральной. Разовый разрешительный документ оформлялся для экспортной или импортной операции по одному договору. Срок такой лицензии мог быть от одного месяца до одного года.

Генеральная лицензия могла быть оформлена лишь на основе решения Правительства РФ, оно же устанавливало срок действия лицензии. Генеральная лицензия выписывалась на каждый вид импортируемого или экспортируемого товара. В ней указывалось количество и стоимость продукции, но не назывался конкретный покупатель или продавец.

Кроме того, лицензирование ВЭД могло быть региональным и федеральным.

Разовую лицензию можно было оформить в центральном лицензионном органе — Министерстве экономического развития и торговли РФ или его территориальном подразделении.

Отсутствие лицензирования ВЭД могло привести к административным правонарушениям. А они достаточно жестко в этом случае карались государством, в некоторых ситуациях вплоть до конфискации имущества. Уголовное наказание можно было получить в виде срока лишения свободы до трех лет, а далее – лишение права заниматься данным видом деятельности в течение 5 лет.

Отмена лицензирования ВЭД происходила по этапам. Сначала были введены некоторые послабления в 2005 году, когда начал действовать новый порядок лицензирования внешнеэкономической деятельности, принятый уже новым министерством – Минэкономразвития.

Тогда была изменена форма для заполнения заявления на получение разрешения на внешнеторговую операцию: в ней осталось лишь 17 граф вместо 27 в старом бланке. На 5 дней сократился срок рассмотрения заявления органом лицензирования.

Стоимость лицензии значительно уменьшилась.

Отменялось лицензирование ВЭД на отдельные товары также в течение нескольких лет. Так, например, в 2006 году было отменено лицензирование экспорта из России шкур овец, шкур крупного рогатого скота и прочих необработанных шкур.

Статья 1 ФЗ № 128 в части, относящейся к лицензированию внешнеэкономической деятельности, была подкорректирована законом № 258 от 08.11.2007, который отменил лицензирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

Лицензирование внешнеэкономической деятельности

Определение 1

Лицензирование — это метод нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Лицензирование применяется в индивидуальном порядке к определенному виду продукции на определенное время и к отдельным странам.

Использование на практике лицензий, позволяет государству определить необходимость в импорте товара или полном его запрете.

Лицензирование можно применять как предупредительную меру к недобросовестным иностранным производителям. Данная мера основана на международных правилах и механизмах внешнеэкономических отношений.

Случаи получения лицензии:

  • Введение временного ограничения на экспорт или импорт определенных видов товара;
  • Выполнение международных требований.
  • Реализация разрешительного порядка на определенные товары (товары, которые могут причинить вред окружающей среде).

Виды лицензий

Определение 2

Лицензия – это унифицированный документ, который дает право осуществление внешнеторговых операций, на определенный период времени.

Основные виды лицензии:

  1. Генеральная – выдается при импорте товаров определенного вида. Срок действия данного вида лицензий не должен превышать одного года, с момента ее выдачи. Если по каким-либо причинам введены количественные ограничения, срок действия лицензии заканчивается первого января следующего года. Перевозить товар можно неограниченное количество раз.
  2. Разовая – выдается только после предоставления контракта, который был подписан между субъектами. Выдается такой контракт на экспорт или импорт определенного вида товара. Срок действия данной лицензии не более одного года. Разовая лицензия выдается на перемещение только один раз в год.
  3. Глобальная – выдается при экспорте или импорте товаров в любую точку мира, без количественных ограничений и стоимости.
  4. Автоматическая – выдается сразу после получения заявки от экспортера или импортера. Данная лицензия не может быть отклонена государственным органом.

Лицензия не подлежит передачи другому лицу.

Лицензия предоставляется таможенному органу при таможенном оформлении.

Механизм распределения лицензий

Механизмы по распределению лицензий различные, которые каждая страна определяет для себя индивидуально.

Аукцион – когда лицензии продаются на конкурсной основе. Применения данного метода считается самым экономически эффективным. Приносит значительную прибыль государству.

Система явных предпочтений – закрепление лицензий за определенным предприятием. Данный метод чаще всего используется при поддержки фирм, которые сокращают импорт своей продукции за счет увеличения квот.

Читайте также:  Статья 5. Торговая политика Российской Федерации

Распределение лицензий на внеценовой основе – выдаются лицензии только предприятием которые зарекомендовали себя как добросовестные плательщики налогов.

Большинство стан на практике используют последний метод, так как он носит административный характер, и последовательно переходят к первому методу, так как он считается рыночным.

«Добровольное ограничение экспорта» — количество ограничения импорта товара может быть получено, не только за счет мер, которые применяют государственные органы (импортный тариф и ввозные квоты), но и в результате мер к экспортирующей стороне. «Добровольное ограничение» для экспортера — применяется только под политическим давлением более крупных предприятий импортеров.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что «добровольное ограничение» – это количественное ограничение экспорта сырья и готовой продукции, основанное на обязательстве не увеличивать экспорт продукции.

Замечание 1

При развитии в России рыночной экономики обозначены общие внешнеэкономические планы, которые направлены на развитие народного хозяйства и интеграция в мировую экономику. Развитие экспортно-импортных операций способствует увеличению получения выгоды от участия в международной торговле, обеспечивает общий доступ к достижению научно-технического прогресса.

3. Лица, имеющие право на получение лицензий на экспорт (импорт) продукции, работ и услуг военного назначения

  1. Основные направления реализации нетарифных мер регулирования ВЭД.

Согласно
закону об основах регулирования
внешнеторговой деятельности осуществляется
по следующему направлению: 1. Таможенное
тарифное регулирование. 2. Нетарифное
регулирование. 3. Запреты, ограничения
внешнеторговыми услугами и интеллектуальной
собственностью. 4. Меры экономического
и административного характера,
способствующие развитию внешнеторговой
деятельности.

Не допускаются иные методы
государственного регулирования
внешнеторговой деятельности. Полномочия
органов государственной власти в области
государственного регулирования
внешнеторговой деятельности с помощью
системы нетарифных мер: 1. Президент,
устанавливает запреты и ограничения
внешней торговли товарами, услугами в
целях участия РФ в международных
санкциях. 2.

Правительство РФ применяет
специальные защитные меры, антидемпинговые
меры и компенсационные меры при
осуществлении внешней торговли товарами,
а также иные меры по защите экономических
интересов РФ.

Вводит количественные
ограничения экспорта и импорта товаров
в соответствии с международными
договорами РФ, федеральными законами
и определяют порядок применения
количественных ограничений экспорта
и импорта товаров, устанавливает
разрешительный порядок экспорта и
импорта отдельных видов товаров, которые
могут оказать не благоприятное воздействие
на безопасность государства, жизнь или
здоровье граждан, имуществу физических
и юридических лиц, государственное или
муниципальное имущество, окружающую
среду, жизнь или здоровье животных и
растений, а также определенный перечень
отдельных видов товаров, в отношении
которых применяется этот порядок.
Определяет порядок лицензирования в
сфере внешнеторговыми товарами и порядок
формирования и ведения федерального
банка выданных лицензий. По представлению
федерального органа исполнительной
власти определенного перечня отдельных
видов товаров за экспортом ли импортом
которых устанавливают наблюдение.
Принимает решение о введении в качестве
ответных мер в отношении иностранных
государств ограничений внешней торговли
товарами, услугами, интеллектуальной
собственностью в случаях предусмотренных
законом об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности.
Определяет порядок ввоза в РФ и вывоза
из РФ делящихся (расщепляющихся) ядерных
веществ. Устанавливает порядок вывоза
из РФ товаров составной частью которых
является информация, составляющая
государственную тайну. Временное
ограничение или запрет экспорта товаров
применяются для предотвращения, либо
уменьшения критического недостатка,
который является существенно важным
для внутреннего рынка РФ, перечень
товаров, являющийся существенно важным
определяется правительством РФ.
Ограничение импорта сельхоз товаров
или водных биологических ресурсов,
ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:
сохранить производство или продажу
аналогичного товара российского
происхождения; сократить производство
или продажу товаров российского
происхождения, который может быть
непосредственно заменен импортным
товаром, если в РФ не имеется значительное
производство аналогичного товара; снять
с рынка временный излишек аналогичного
товара российского происхождения путем
предоставления, имеющегося излишка
такого товара к некоторым группам
российских потребителей бесплатно или
по цене ниже рыночных; установление
количественных ограничений экспорта
или импорта товаров, применяется
(вносится) не дискриминационный характер,
то есть ограничения применяется вне
зависимости от страны происхождения
товаров, если иное не предусмотрено
российским законодательством.

  1. Государственные органы, выдающие лицензии на экспорт (импорт) продукции, работ и услуг военного назначения.

Внешнеэкономические
операции, предусматривающие передачу
контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат
лицензированию.

Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с
контролируемыми товарами и технологиями,
предусматривающих передачу их
иностранному лицу, выдаются федеральным
органом исполнительной власти, указанным
в части четвертой статьи
12 Федерального закона «О
государственном
регулировании внешнеторговой деятельности»
На экспорт отдельных видов контролируемых
товаров в иностранные государства,
придерживающиеся в своей внутренней и
внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия
массового поражения и средств его
доставки, могут выдаваться генеральные
лицензии, то есть лицензии с указание
количества товаров без определения
конкретного покупателя. Перечень
иностранных государств и виды
контролируемых товаров, на экспорт
которых разрешается выдача генеральных лицензий, устанавливаются Правительством
Российской Федерации. Генеральная
лицензия может выдаваться только российскому юридическому лицу, создавшему
внутрифирменную программу экспортного
контроля и получившему в установленном порядке свидетельство о государственной
аккредитации, предусмотренное статьей
16 настоящего Федерального закона. Вывоз
из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий без передачи их иностранному лицу, в частности для
демонстрации на выставках или в целях
использования для собственных нужд, может осуществляться без лицензий при условии, что такие товары и технологии
будут оставаться под непосредственным контролем российского лица, осуществляющего
их вывоз из Российской Федерации,и
будут возвращены в Российскую Федерацию
в установленные сроки. Решение о вывозе из Российской Федерации
контролируемых товаров и технологий без лицензий принимается межведомственным координационным органом по экспортному контролю в порядке,
определенном
Правительством Российской Федерации. Решение о выдаче либо об отказе в
выдаче лицензии или разрешения принимается государственным органом, указанным

  • соответственно
    в статьях 19 и 20 настоящего Федерального
    закона, в
  • срок
    не более чем сорок пять дней со дня получения заявлений и
  • документов,
    указанных в пункте 1 настоящей статьи.
  • Нормативными
    правовыми актами Российской Федерации могут
  • устанавливаться
    более короткие сроки принятия решения
    о выдаче либо
  • об
    отказе в выдаче лицензий или разрешений.
    Государственный орган, принявший решение о выдаче либо об отказе в
    выдаче лицензии или разрешения, обязан
    уведомить об этом
  • заявителя в течение трех дней после принятия соответствующего
  • решения.Уведомление
    об отказе в выдаче лицензии или разрешения
  • направляется
    (вручается) заявителю в письменной форме с указанием

основания
отказа. 3. Основанием для отказа в
выдаче лицензии или разрешения
является: наличие в документах,
представленных заявителем, недостоверной,
искаженной или неполной информации; отрицательное заключение государственной экспертизы,

  1. проведенной
    в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального
  2. закона; осуществление внешнеэкономической операции с товарами,
  3. информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной
  4. деятельности
    на условиях, при которых наносится ущерб
    или возникает
  5. угроза
    причинения ущерба интересам Российской
    Федерации;
  6. иное
    предусмотренное законодательством
    Российской Федерации об
  7. экспортном
    контроле основание. Правительство
    Российской Федерации вправе устанавливать в пределах своей компетенции дополнительные требования к порядку
  8. выдачи,
    оформления, приостановления действия
    лицензий и разрешений
  9. либо аннулирования лицензий и разрешений, которые не должны
  10. противоречить настоящему Федеральному закону, а также условия
  11. выдачи, оформления лицензий и разрешений, приостановления их
  12. действия
    или их аннулирования.
  13. Лицензии на экспорт или импорт продукции, работ и услуг
  14. военного
    назначения выдаются только юридическим лицам Российской
  15. Федерации,
    получившим в установленном порядке право на
  16. внешнеэкономическую
    деятельность в области военно-технического
  17. сотрудничества
    Российской Федерации с зарубежными
    странами (далее —
  18. заявители).
    Заявления, согласованные в порядке, установленном
  19. Положением,
    утвержденным постановлением Правительства Российской
Ссылка на основную публикацию