Статья 14. прекращение полномочий судьи

Статья 14. Прекращение полномочий судьи

ПГ

Совет Федерации сможет прекращать полномочия судей по представлению Президента. Соответствующий закон одобрен на пленарном заседании палаты регионов 2 декабря.  

По словам главы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрея Клишаса, закон направлен на реализацию конституционных поправок, закрепляющих новую компетенцию Совета Федерации по прекращению полномочий отдельных категорий судей на основании соответствующего представления Президента.

Статья 14. Прекращение полномочий судьи

Увольнение судей по представлению президента уточнят законом

  • В этих целях в федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» вносится процедура и основания прекращения полномочий судей.
  • К таким основаниям отнесены совершение судьями поступков, порочащих их честь и достоинство, несоблюдение антикоррупционных запретов и требований, прекращение гражданства России при приобретении иностранного гражданства, вида на жительства и иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание за рубежом.
  • Также к таким основаниям относятся занятие деятельностью, несовместимой с работой судьи, и нарушение судьей, его супругой, несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь зарубежные счета, вклады и хранить средства в иностранных банках за рубежом.
  • Законом особо оговаривается, что порядок прекращения полномочий председателя, заместителя и судей Конституционного суда устанавливается специальным федеральным конституционным законом, отметил Андрей Клишас.
  • Закрепляется, что порядок внесения в Совет Федерации соответствующего представления Президента определяется Президентом и указанное представление рассматривается Советом Федерации в 14-дневный срок со дня его получения.

Закон также упраздняет конституционные, или уставные, суды субъектов Федерации до 1 января 2023 года. В данной части законодательство приводится в соответствии с новым положением Конституции. Упразднение этих судов обусловлено их низкой нагрузкой и не расходится с принципами федеративного государства, подчеркнул Андрей Клишас.

При этом предусмотрено право регионов принимать решения о создании конституционных или уставных советов при законодательных или представительных органах государственной власти субъекта Федерации.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в июне.

Досрочного прекращения полномочий судьи

  • Статья 14. Прекращение полномочий судьи
  • 1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
  • 1) письменное заявление судьи об отставке; (нед)
  • 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; (нед)
  • 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; (нед)
  • 4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; (нед)
  • 6) прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; (нед)
  • 7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; (д)
  • 7.1) избрание судьи Президентом Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления; (нед)
  1. 8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; (д)
  2. 9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; (нед)
  3. 10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; (нед)

2.

Полномочия судьи прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 — 3, 6 — 11 пункта 1 настоящей статьи.

Т.е. все основания, кроме 4, есть основания, по которым полномочия судьи прекращаются досрочно.

Статья 12.1 закона «О статусе судей в РФ»:

Статья 12.1. Дисциплинарная ответственность судей –

Эта статья есть прямая угроза независимости судей, ибо она расплывчата и нечетко описывает проступок. Становится возможным под дисциплинарный поступок подвести все, что угодно.

1. За совершение дисциплинарного проступка(нарушение норм настоящего Закона, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

предупреждения;

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие.

Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Итак, дискредитирующими основаниями являются:

1) Прекращение полномочий в порядке привлечения к дисциплинарной ответственности – ст. 12.1

2) Занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи

3) Вступление в силу обвинительного приговора

Просто привлечение в качестве обвиняемого не порочит судью т.к. есть презумпция невиновности.

Приостановление и прекращение полномочий судьи, решение о привлечении к дисциплинарной ответственности(решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания) — вопросы квалификационной коллегии судей.

Судья находится на острие социального конфликта, потому судью необходимо защищать от необоснованных нападок обвинений, с другой стороны, необходимо сделать так, чтобы он оставался подконтрольным государству и обществу. Означает ли независимость бесконтрольность судьи? Нет.

Статья 14. Прекращение полномочий судьи

Независимость судьи не может означать его выпадение из-под контроля.

Судья, признавая незаконными акты государственных органов, естественно рискует своей должностью. Именно поэтому, к примеру, назначает судей Президент, а смещает – квалификационная коллегия судей, когда есть соответствующие дискредитирующие основания.

А в квалификационной коллегии судей уже есть баланс сил (две трети – судьи, треть – представители общественности, один представитель Президента РФ). До 2001 года эта коллегия состояла только из судей, чтобы создать защиту судьи от нападок. Корпоративный орган естественно будет защищать судей, «своих».

В итоге в 2001 году коллегию разбавили, чтобы она не превратилась в закрытый сословный институт.

Ст.12.1 не дает понятия дисциплинарного проступка, она лишь говорит о нарушении положений данного закона и кодекса судейской этики. Вопрос: какое нарушение? Всякое? Тяжкое? Никакого описания объективной стороны данного нарушения в законе мы не видим.

Тогда каковы же основания привлечения судьи к ответственности?

Статья 16 часть 2 закона «О статусе судей в РФ»:

2.

Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

  • Это – гарантия независимости.
  • Постановление КС РФ № 19-П от 20 июля 2011.
  • Ранее — постановление КС РФ от 28 февраля 2008 года № 3-П.

Повод – жалоба судьи Матюшкиной. В делепросто-напросто не было события преступления, а Матюшкина, будучи РС, оставила в силе обвинительный приговор МС.

В кассационном порядке приговор был пересмотрен и Мосгорсуд приговор отменил и прекратил производство по УГ делу в связи с отсутствием события преступления.

Действие Матюшкиной послужило основаниемдля внесения председателем Мосгорсуда представления о прекращении полномочий судьи Матюшкиной. Квалификационная коллегия усмотрела здесь дисциплинарный проступок.

Но ведь точного определения «дисциплинарного проступка» нет! Сколько нужно вынести незаконных приговоров, чтобы был дисциплинарный проступок? Всякая ли отмена судебного акта вышестоящим судом – свидетельство дисциплинарного проступка и несоответствия судьей занимаемой должности? Конечно, нет. Существуют такие обстоятельства, когда это явно проступок. Судья Матюшкина поставила вопрос в КС о соответствии КРФ ст.12п1, о том, что данная статья находится в конфликте с 16 статьей части 2.

Судьи, конечно, могут ошибаться. Пример: Президиум ВС отменил свое собственное определение через 45 дней после того как его выпустил.

  1. Закон не различает 3 ситуации (своего рода проект, желаемое в будущем):
  2. 1) Поведение судьи как дисциплинарный проступок, причем поведение как в процессе, так и вне процесса.
  3. Можно вынести абсолютно безупречный приговор, но вести себя, умаляя авторитет судьи и вообще судебной власти.
  4. Вот тут -то можно применить понятие дисциплинарного проступка. Нужны грамотные приговоры, не умаляющие авторитета судебной власти
  5. Судья и в быту должен быть вне подозрений
Читайте также:  Статья 11. Материальное обеспечение народных заседателей

2) Систематические ошибки, т.е. ошибки, постоянно повторяющие и образующие систему.

Судья подобен любому работнику. Систематическое неисполнение трудовых обязанностей (ч.5 ст.81).

Количественных критериев для приговоров нет, что печально. А если нет количественных критериев, значит, судья уязвим. Кто знает, на каком приговоре по счету будет внесено представление о прекращении полномочий?

  • Во всяком случае, системность, конечно, образует дисциплинарный проступок
  • 3) Конкретная ошибка по существу в конкретном деле.
  • Когда однократное нарушение (не поведенческое), то дисциплинарного проступка нет.
  • Для поведения хватает и одной ошибки.

Ст.16 ч.2 делает судью уязвимым.

Таким образом, дисциплинарный проступок – это системное некачественное исполнение или вовсе неисполнение своих обязанностей вкупе с непристойным поведением.

Тем не менее, КС постановил, что ст.16 ч.2 соответствует КРФ и позволяет прекратить полномочия и за однократную грубую ошибку по существу. По сути, при таком толковании статьи 16 в части 2, получается, что судья все-таки несет ответственность за мнение, высказанное при разрешении дела. Де-факто КС РФ в этих постановлениях дезавуировал ст16ч2.

Возвращаясь к вопросу о роли председателя:

Дисциплинарное производство возбуждается на основании представления председателя соответствующего суда либо Совета судей. Но, как правило, председателя. Другими словами, не всякая жалоба на судью влечет возникновение дисциплинарного производства, а только та, которой дал ход председатель суда.

Совместима ли роль председателя и принцип независимости? Может ли судья зависеть от благосклонности или неблагосклонности председателя? Исторически наша судебная система – это система, построенная на роли председателей. Квалификационная коллегия рекомендует, а председатель может наложить вето.

Даже если две трети из квалификационной коллегии все-таки преодолели вето председателя, то, скорее всего, первые ошибки – и председатель сразу же даст делу ход. Вот почему однократная ошибка может использоваться как инструмент избавления от судьи. Поэтому ст.16 ч.

2 говорит, что однократная ошибка не подлежит ответственности.

Хотя, по сути, председатель — это своего рода фильтр от необоснованных жалоб. Но нельзя забывать о том, что председатель – такой же человек с его субъективизмом.

Итак, второй элемент состоит в том, что механизм объективной беспристрастности должен включать в себя такой порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, который исключал быдавление на судью, исключал бы возможность прекращения полномочий иначе как за обнаружившуюся неспособность исполнять судейскуюфункцию или за поведение, несовместимое с высоким статусом судьи.

Согласно постановлению КС от 2008 года роль председателя суда в процедурах привлечения судьи к дисциплинарной ответственности была признана соответствующей КРФ. Согласно постановлению КС от 2011 года (ст.12.

1), в котором раскрывается понятие дисциплинарного проступка, КС отметил, что таковым может выступать и однократное грубое нарушение закона при рассмотрении конкретного дела. Здесь наблюдается противоречие между подобной трактовкой ст. 12.

1 и гарантиями, содержащимися в ст.16 ч.2.

Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи

  • Статья 13. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи
  • Полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
  • 1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  • 2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  • 3) участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления;
  • Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим — его семье ежемесячного денежного вознаграждения или уменьшение его размера, снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.
  • Решение о возобновлении полномочий судьи или отставки судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая полномочия судьи или отставку судьи.
  • Статья 14. Прекращение полномочий судьи
  • Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
  • 1) письменное заявление судьи об отставке;
  • 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
  • 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
  • 4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
  1. 6) прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  2. 6.1) нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
  3. 7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  4. 7.1) избрание судьи Президентом Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;
  5. 8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
  6. 9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
  7. 10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
  8. 11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда;
  9. 13) совершение судьей дисциплинарного проступка, за который решением квалификационной коллегии судей на судью наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи.
  10. Полномочия судьи прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 — 3, 6 — 11, 13 пункта 1 настоящей статьи.
  11. В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающегося ему ежемесячного денежного вознаграждения.
  12. Статья 15. Отставка судьи
Читайте также:  Статья 34. Право сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на обеспечение жилым помещением в городе Москве

Действие статьи 15 (за исключением пункта 3) распространено на судей, ушедших на пенсию с этой должности, независимо от времени ухода на пенсию.

Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона.

Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

Пункт 3: «Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки».

Ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года, размер выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в части, превышающей трехкратный средний месячный заработок, умножается на коэффициент 1,15.

Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Постановлением ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1 разъяснено, что судьям, пребывающим в отставке, пожизненное содержание выплачивается в суде по последнему месту их работы либо в суде по месту их жительства.

Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин — 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи (действие этой нормы распространено на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности).

  • Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет — один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов ежемесячного денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи.
  • Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности (действие этой нормы распространено на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности).
  • Отставка судьи прекращается в случае:
  • 1) выявления после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий судьи, являющихся основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 12.1 настоящего Закона, если не истек срок давности, (6 месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка);
  • 2) несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 настоящего Закона;
  • 3) существенного, виновного, несовместимого с высоким званием судьи нарушения положений настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, порочащего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти;
  • 4) занятия деятельностью, несовместимой со статусом судьи;
  • 5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;
  • 6) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Решение о прекращении отставки судьи либо о приостановлении отставки судьи в случаях, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, принимается соответствующей квалификационной коллегией судей по собственной инициативе по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи, пребывающего в отставке, либо по представлению органа судейского сообщества или председателя суда по месту прежней работы судьи, пребывающего в отставке. Решение квалификационной коллегии судей может быть обжаловано судьей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

  1. Отставка судьи прекращается также в случае повторного назначения (избрания) его на должность судьи, за исключением случая назначения (избрания) судьи, пребывающего в отставке, судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.
  2. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.
  4. Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.
  5. По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.
  6. Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.
  7. В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.
  8. Не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Председатель, заместитель председателя районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей РФ в течение 10 дней после получения копии указанного решения.

Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Верховный Суд РФ в течение 10 дней после получения копии указанного решения.

Решение Высшей квалификационной коллегии судей РФ может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в тот же срок.

Читайте также:  Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля

Прекращение полномочий судьи

Установленный законом порядок приостановления и прекраще­ния полномочий судьи — одна из существенных гарантий независимос­ти судей.

Конституция РФ содержит общее правило о несменяемости судей (ч. 1 ст. 121), призванное обеспечить стабильное сохранение каждым судьей занимаемой должности в конкретном суде и осуществление им полномо­чий. В развитие этого конституционного правила Закон «О статусе су­дей в Российской Федерации» устанавливает запрет перевода судьи на другую должность или в другой суд без его согласия (ст. 12).

Полномо­чия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным федеральным законом. Реше­ние о приостановлении или прекращении полномочий судьи вправе принять только соответствующая Квалификационная коллегия судей. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением Квалифика­ционной коллегией судей субъекта Федерации (п. 2 ст. 8 ФЗоМС).

Прекращение полномочий судьи означает полное отстранение его от выполнения возложенных на него профессиональных обязанностей и допускается при наличии одного из следующих оснований:

—письменного заявления судьи об отставке;

—неспособности судьи по состоянию здоровья или по иным ува­жительным причинам в течение длительного времени исполнять обя­занности судьи(Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполне­нию своих обязанностей. Закон уточняет продолжительность такого срока неисполне­ния обязанностей лишь в отношении судьи Конституционного Суда — «не менее деся­ти месяцев подряд» (ч. 2 ст. 18 Закона о Конституционном Суде РФ);

—письменного заявления судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

—достижения судьей предельного возраста пребывания в должно­сти судьи или истечения срока полномочий судьи, если они были ог­раничены определенным сроком (п. 3 ст. 11 ЗоСС);

—прекращения гражданства Российской Федерации;

—приобретения гражданства иностранного государства либо полу­чения вида на жительство (иного документа), подтверждающего пра­во на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи.(Несколько иная формулировка данного основания в отношении судей Конститу­ционного Суда дана в п. 7 ч. 1 ст. 18 Закона о Конституционном Суде: «…продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью».

Кроме того, речь идето нарушении судьей норм профессиональной этики не только при исполнении им сво­их служебных обязанностей, но и во внеслужебной деятельности. Решение о характере совершенного судьей проступка как основания для прекращения его полномочий при­нимает соответствующая ККС.

Такими поступками, несовместимыми с судебной дея­тельностью, признаются ККС при вынесении решений о прекращении полномочий сле­дующие действия судей: грубое нарушение процессуального закона, в том числе фальсификация судебных документов, изготовление приговоров вне пределов совеща­тельной комнаты; нарушение сроков рассмотрения судебных дел, повлекших волокиту и ущемление прав граждан; прогулы, в том числе пьянство на работе; недостойное пове­дение в быту и др.);

  • —избрания судьи Президентом РФ, депутатом Государственной Ду­мы, законодательного (представительного) органа государственной влас­ти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования;
  • —вступления в законную силу обвинительного приговора суда к отношении судьи либо судебного решения о применении к нему при­нудительных мер медицинского характера;
  • —вступления в законную силу решения суда об ограничении дее­способности судьи либо о признании его недееспособным;
  • —смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

—отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также ввиду наличия у судьи близких род­ственных отношений с председателем (заместителем) того же суда (ст. 12, 14 ЗоСС, ст. 15 ФЗКоСС).Полномочия судьи могут быть прекращены досрочно по основаниям, предусмот­ренным подп. 1—3, 6—11 п. 1 ст. 14 ЗоСС.

Полномочия судьи могут быть досрочно прекращены в связи с при­влечением его к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка, и на него может быть наложено дисцип­линарное взыскание решением КСС, за исключением судей Конститу­ционного Суда РФ (ст. 12 ЗоСС, ст. 4 Положения о ККС).Особая процедура наложения дисциплинарного взыскания на судью Конституци­онного Суда РФ предусмотрена в ст. 15, 18 Закона о Конституционном Суде РФ.

  1. В дополнение к приведенным основаниям прекращения полномо­чий судьи закон предусматривает в отношении судьи Конституцион­ного Суда РФ еще три основания:
  2. —нарушение порядка назначения на должность судьи Конститу­ционного Суда РФ, установленного Конституцией РФ и Федераль­ным конституционным законом «О Конституционном Суде Россий­ской Федерации»;

Госдума ввела порядок прекращения полномочий судей за проступки

МОСКВА, 18 ноября. /ТАСС/. Госдума в среду приняла в третьем — заключительном — чтении законопроект в развитие новых положений конституции, который вводит механизм прекращения полномочий судей Советом Федерации по представлению главы государства в случае совершения ими серьезных проступков, а также упраздняет конституционные суды регионов.

Новые нормы затрагивают председателя, его заместителя и членов Конституционного суда РФ, главу и членов Верховного суда, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военных кассационных или апелляционных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, суда по интеллектуальным правам. Полномочия всех этих судей теперь могут быть прекращены верхней палатой в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство.

Основаниями для этого станут несоблюдение требований антикоррупционного законодательства, выход судей из гражданства РФ, нарушение судьями, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета на хранение денежных средств в иностранных банках за рубежом. Представление президента должно быть рассмотрено в течение 14 дней. Порядок его внесения будет определен самим главой государства.

Кроме этого, согласно закону, конституционные суды субъектов РФ должны будут упразднить к 1 января 2023 года. При этом в законе «О судебной системе РФ» признается утратившей силу статья 27, посвященная конституционным судам субъектов РФ, она также перестанет действовать с 2023 года.

Регионы получают право принимать «решение о создании конституционных (уставных) советов», действующих при законодательных органах власти.

Со дня вступления закона в силу конституционные суды регионов не смогут принимать новые дела к производству, а рассмотрение уже принятых дел «должно быть завершено и решения по ним должны быть приняты до дня» принятия субъектами РФ своих законов об упразднении таких судов, «но не позднее 1 января 2023 года».

Новые судьи конституционных судов регионов также не будут назначаться после вступления законопроекта в силу. Действующим судьям, вышедшим из-за новых норм в отставку, обеспечивается сохранение положенных по закону гарантий.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Основания для снятия полномочий

Госдума также внесла поправки в закон о статусе судей, уточнив перечень оснований для прекращения полномочий судей: совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи, несоблюдение антикоррупционных норм, прекращение гражданства РФ, хранение денежных средств в банках за рубежом и занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи.

Лицо, судейские полномочия которого досрочно прекращены решением Совета Федерации, вправе обратиться с жалобой на указанное решение в дисциплинарную коллегию.

Кроме того, для судей и кандидатов на эту должность вводится запрет иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране, вносятся корреспондирующие изменения в связи с предстоящим упразднением конституционных судов регионов.

Ссылка на основную публикацию