Международные споры неотъемлемая часть политики. Международные споры могут затрагивать экономические, правовые, торговые и иные вопросы. Один характер разногласий может по-иному решаться между различными субъектами таких отношений. Несмотря на это, международные споры в международном праве имеет четкую регламентацию порядка их разрешения, и всегда предполагают определенный круг участников. Это позволяет закрыть конфликт не только через суд, но и путем мирных договоренностей.
Что представляют собой международные споры?
Международные споры представляют собой разногласия по вопросам права, политики, экономики, возникающие между субъектами общественных отношений. В данном случае речь идет о государствах, чьи интересы пересекаются. Урегулирование международных споров возлагается на специально созданный орган – Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН).
Определяется несколько классификаций споров между государствами. Устанавливаются следующие их виды:
- По характеру разногласий определяется международный экономический спор, политический и юридический.
- По предмету конфликта: международные инвестиционные споры, разногласия по вопросам торговли, экологии и так далее.
- По степени опасности могут быть международные коммерческие споры (в сфере экономики, торговли, инвестиций), политические и правовые, угрожающие безопасности граждан большинства государств и наоборот.
- По субъекту: разногласия могут возникать между государствами, организациями и органами.
- По количеству участников определяются двухсторонние и многосторонние споры.
Международные споры всегда должны иметь конкретный предмет. Претензии сторон должны быть четко выражены друг другу. Участниками могут быть как государства, так и ведомства, органы, осуществляющие работу на международной арене.
Мирное разрешение споров
В отношениях между государствами, которые порождают политические и юридические конфликты, нужно добиваться международного мирного разрешения споров. Такой метод устранения разногласий позволяет найти компромисс и выбрать вариант развития событий, подходящий каждой стороне.
Определяются принципы мирного разрешения международных споров, на которые и должны опираться стороны отношений, независимо от вида конфликта. Относят к ним следующее:
- Несудебные средства урегулирования конфликтов не должны создавать угрозу для всего мирового сообщества, даже если они помогают уладить проблему в отношениях двух и более конкретных государств.
- Необходимо соблюдать принципы суверенности государства и свободы выбора законных средств ведения политической и юридической деятельности. Все субъекты таких отношений равны, соответственно, мирное разрешение международных споров должно учитывать интересы всех сторон.
- Возможность мирного урегулирования конфликта не должна противоречить основным принципам международного права. Смысл в том, что не каждая ситуация допускает договоренности о том или ном средстве устранения разногласий.
Для того чтобы правильно выбрать метод разрешения конфликта, нужно обратиться к основным источникам международного права, регулирующим рассматриваемый вопрос:
- Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений – 1907 год;
- Устав Организации Объединенных Наций – 1945 год;
- Европейская конвенция о порядке мирного урегулирования споров – 1957 год;
- Манильская декларация о мирном порядке разрешения международных споров – 1982 год.
Согласно указанным актам мирные средства устранения конфликтов называются согласительными и включают в себя следующее:
Основной метод. Его суть заключается в попытке договориться и найти компромисс. Переговоры выступают первоначальным этапом в мирном разрешении споров (ст. 33 Устава ООН).
Данный метод предполагает участие третьей стороны, государства или международной организации, которая содействуют проведению переговоров между конфликтующими странами (ст. 33 Устава ООН). «Добрые услуги» рассматриваются как совет независимого субъекта, который необязателен для государств, пытающихся устранить разногласия.
Гаагская конвенция и Устав ООН предполагают возможность участие независимой стороны для непосредственного ведения переговоров. Данная сторона выдвигает свои условия разрешения спора мирным путем (ст. 33 Устава ООН). Именно эти критерии отличают посредничество от «добрых услуг».
Этот метод применяется в исключительных случаях, когда государства-члены требуют вмешательства Совета Безопасности ООН для разрешения того или иного конфликта. Основанием для этого выступает потенциальная угроза миру и безопасности всего сообщества (ст. 34 Устава ООН).
Мирные средства решения международных споров носят поэтапный характер. Как показывает практика, если конфликт не обострен, то достаточно переговоров и посредничества.
Международные споры — судебное разрешение
В случае невозможности мирного урегулирования конфликта, осуществляется разрешение международных споров судом. Определяется три категории органов, имеющих такие полномочия. К ним относят Универсальные, Региональные и Третейские суды.
Принципы данного способа устранения разногласий следующие:
- рассмотрение международных споров осуществляется только судами этого же уровня;
- компетенция судебных органов устанавливает сторонами;
- споры в международных арбитражах и судах разрешаются путем вынесения решения, обязательного для всех.
Определяется несколько категорий судов в международном праве, компетенция которых распределяется с учетом характера спора:
- Межгосударственные споры: МС ООН, ППТС, Суд ЕС, Экономический суд СНГ, Карибский суд, ЕСПЧ.
- Споры между государствами и частными лицами: суды по правам человека (ЕСПЧ, Африканский и Межамериканский суды), уголовные суды (Международные трибуналы Югославии и Руанде, МУС).
Отдельно выделяют Третейский суд, осуществляющий рассмотрение международных коммерческих споров, в частности инвестиционных.
Процесс разрешения споров в международном суде предполагает определенный порядок действий в рамках юрисдикции соответствующего органа:
- Заключение специального соглашения относительно конкретного спора. В таком договоре предусматривается компетенция суда на будущее.
- Одностороннее заявление судебному органу от истца. Такой документ выступает основанием начала разбирательства. Все действия ответчика после принятия дела конкретным судом трактуются против него.
Процедура урегулирования конфликта будет различаться только по характеру спора. Например, споры в международном арбитражном суде имеют особую направленность. Здесь разногласия всегда касаются коммерческих вопросов.
Арбитраж рассматривает международные торговые споры и на практике предполагает привлечения арбитров из разных стран, что не всегда встретишь при работе ЕСПЧ или Третейского суда.
Юридическая компания «Шмелева и Партнеры» имеет опыт работы на государственном уровне. Мы участвуем в разработке законопроектов для Государственной Думы РФ, и знаем, как предоставить высококвалифицированную защиту пре разрешении международных споров.
Таким образом, международные споры являются типичным явлением в отношениях государств. Однако факт их существования, а также методы разрешения не должны влиять на безопасность мирового сообщества в целом.
Юридическая статья от:
Об авторе Посты автора
Марина Шмелева
Вс напомнил о правилах определения подсудности споров из внешнеэкономической поставки
21 января Судебная коллегия по экономическим спорам ВС вынесла Определение № 305-ЭС19-12690 по делу А40-227636/2018, где указала на ошибки нижестоящих судов, которые не стали рассматривать иск российской компании-поставщика к казахстанской организации-покупателю.
В 2017 г.
между ООО «Фаворита» и зарегистрированным в Казахстане товариществом с ограниченной ответственностью MINION QAZAQSTAN были заключены пять договоров поставки, в соответствии с которыми российская организация поставляла казахстанской товары. В сентябре 2018 г. «Фаворита» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о взыскании со своего зарубежного контрагента задолженности, неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Прежде чем разрешать вытекающий из внешнеэкономической сделки спор по существу, первой инстанции нужно было установить, вправе ли она рассматривать данное дело. Истец мотивировал свое обращение в российский суд тем, что местом исполнения договоров являлся г. Москва.
Первая инстанция отметила, что в тексте контрактов отсутствует упоминание о согласованной сторонами подсудности. Стороны не указали дословно, что местом исполнения договоров является Москва, напротив, заметил суд, согласно контрактам конечной точкой поставки товара является г.
Астана.
С учетом этого фразу о том, что пунктом передачи товара покупателю является Москва, невозможно расценить как указание этого города в качестве места исполнения соглашений, посчитал суд. Слова «место исполнения» в контрактах отсутствуют, подчеркнула первая инстанция.
Соответственно, невозможно сделать вывод о том, что местом исполнения спорных договоров является Москва, резюмировала она. Сославшись на ст.
35 АПК, первая инстанция прекратила производство по делу, поскольку иск, по ее мнению, следовало подавать по месту нахождения ответчика, а значит, дело не подсудно российскому арбитражному суду.
Девятый арбитражный апелляционный суд согласился с позицией нижестоящей инстанции. По его мнению, в договорах не было ни указания на конкретное место их исполнения, ни условия о рассмотрении соответствующих споров непосредственно в Арбитражном суде г. Москвы. АС Московского округа не нашел оснований для отмены актов первой инстанции и апелляции.
Однако Верховный Суд посчитал, что суды неверно применили нормы Арбитражного процессуального кодекса.
С иностранным осложнениемПленум ВС РФ принял постановление, разъясняющее экономические споры с участием зарубежных юридических лиц
Судебная коллегия по экономическим спорам отметила, что в соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВС от 27 июня 2017 г.
№ 23 «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом», по общему правилу, такие дела рассматриваются по правилам АПК с учетом установленных этим кодексом особенностей для споров этой категории, если иное не предусмотрено международным договором.
ВС напомнил, что компетенция судов государств – участников СНГ по рассмотрению споров, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, определена в ст. 4 Киевского соглашения от 20 марта 1992 г., участниками которого также являются Россия и Казахстан.
При этом п. «в» ч. 1 ст.
4 указанного международного договора предусматривает возможность разрешения дела в компетентном суде государства – участника СНГ, если на территории этого государства исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из контракта, являющегося предметом спора.
ВС напомнил судам, что международные договоры являются частью правовой системы РоссииСуд исправил ошибку нижестоящих инстанций, неправомерно применивших неподходящую норму АПК вместо нормы международного договора
Кроме того, добавил ВС, аналогичное правило содержится в п. 3 ч. 1 ст.
247 АПК, согласно которому российские арбитражные суды рассматривают экономические споры с участием иностранных и международных организаций, а также осуществляющих экономическую деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства, если спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ. То есть возможность рассмотрения спора в суде соответствующего государства – участника СНГ поставлена в зависимость от места исполнения обязательства по внешнеэкономической сделке, заключила судебная коллегия.
ВС отметил, что спорные договоры поставки были заключены на условиях FCA (Франко перевозчик) Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс 2010», что означает осуществление передачи товара продавцом перевозчику или иному указанному покупателем лицу в своих помещениях или в ином обусловленном месте.
В соглашениях стороны указали Москву в качестве пункта передачи товара ответчику. При этом местом исполнения денежного обязательства покупателя также является Москва, поскольку именно там находится банк продавца. Таким образом, обязательства из спорных договоров поставки подлежали исполнению на территории РФ, а АС г.
Москвы правомочен рассматривать данный спор, заключил ВС.
Суд отметил, что российский поставщик в исковом заявлении ссылался на положения Киевского соглашения и на факт исполнения договорных обязательств в Москве в качестве основания для обращения в соответствующий арбитражный суд. Указание судов на ст. 35 АПК является необоснованным, поскольку в данном случае необходимо применять специальные нормы о производстве по делам с участием иностранных лиц, подчеркнул Верховный Суд.
На этом основании Коллегия по экономическим спорам отменила акты трех нижестоящих инстанций и направила дело на новое рассмотрение в АС г. Москвы.
ВС разъяснил применение норм международного частного права в РоссииПленум Верховного Суда принял постановление, посвященное нюансам разрешения споров, осложненных иностранным элементом
Адвокат МКА «ЮрСовет» Василий Котлов сообщил «АГ», что определение имеет важное значение для практики разрешения споров с участием иностранных лиц.
В то же время эксперт полагает, что ВС не совсем точно истолковал п. «в» ст. 4 Киевского соглашения, который, по словам адвоката, говорит не о месте исполнения всего договора, а о месте исполнения только лишь спорного обязательства.
«При этом формулировка данного пункта представляется не вполне удачной, так как любое обязательство, возникшее между двумя контрагентами, находящимися в разных государствах, будет иметь частичное исполнение в разных странах», – заметил Василий Котлов.
Адвокат подчеркнул, что при определении подсудности суд не должен руководствоваться положениями о частичном исполнении, поскольку при таком подходе один и тот же спор правомочны рассматривать суды разных государств, на территории которых производилось частичное исполнение.
Адвокат АП Ленинградской области Евгений Тарасов полагает, что это дело хотя и рядовое, но показательное, в первую очередь потому, что демонстрирует сложности восприятия судами норм международного частного права.
«На мой взгляд, с учетом конкретных обстоятельств подход ВС абсолютно верен. При этом Суд скорее исправил досадную ошибку нижестоящих инстанций, чем дал особое (новое) толкование.
Конечно, определение будет использоваться в практике как пример правильного и поддерживаемого высшим судом подхода», – отметил адвокат.
В то же время во избежание нежелательного толкования сторонам договора следует указывать в нем компетентный суд и применимое право, тем самым создавая для себя предсказуемые правовые условия, добавил Евгений Тарасов.
N 4-ФЗ
Принят Государственной Думой 2 декабря 1998 года
-
Федеральный
закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ
«О
координации международных и
внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации» -
Принят
Государственной Думой 2 декабря 1998 года -
Настоящий
Федеральный закон в соответствии со
статьей 72 Конституции Российской
Федерации устанавливает общий порядок
координации международных и
внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации, содержит правовые
гарантии обеспечения прав и законных
интересов субъектов Российской Федерации
при установлении и развитии международных
и внешнеэкономических связей. -
Статья
1.
Право субъектов Российской Федерации
на осуществление международных и
внешнеэкономических связей
1.
Субъекты Российской Федерации в пределах
полномочий, предоставленных им
Конституцией Российской Федерации,
федеральным законодательством и
договорами между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации о разграничении
предметов ведения и полномочий, обладают
правом на осуществление международных
и внешнеэкономических связей с субъектами
иностранных федеративных государств,
административно-территориальными
образованиями иностранных государств,
а также на участие в деятельности
международных организаций в рамках
органов, созданных специально для этой
цели. Субъекты Российской Федерации с
согласия Правительства Российской
Федерации могут осуществлять такие
связи и с органами государственной
власти иностранных государств.
О
принятии Правительством РФ решений о
согласии на осуществление субъектами
Российской Федерации международных и
внешнеэкономических связей с органами
государственной власти иностранных
государств см. постановление Правительства
РФ от 1 февраля 2000 г. N 91
2.
Для целей настоящего Федерального
закона под международными и
внешнеэкономическими связями субъектов
Российской Федерации понимаются
осуществляемые в торгово-экономической,
научно-технической, экологической,
гуманитарной, культурной и в иных
областях связи с иностранными партнерами,
указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Статья
2.
Право органов государственной власти
субъекта Российской Федерации на ведение
переговоров и заключение соглашений
об осуществлении международных и
внешнеэкономических связей
1.
Органы государственной власти субъекта
Российской Федерации в пределах
полномочий, предоставленных Конституцией
Российской Федерации, федеральным
законодательством и законодательством
субъектов Российской Федерации, имеют
право на ведение переговоров с иностранными
партнерами, указанными в пункте
1 статьи 1
настоящего Федерального закона, а также
на заключение с ними соглашений об
осуществлении международных и
внешнеэкономических связей.
2.
Соглашения об осуществлении международных
и внешнеэкономических связей, заключаемые
органами государственной власти субъекта
Российской Федерации, не могут содержать
положения, противоречащие Конституции
Российской Федерации, общепризнанным
принципам и нормам международного
права, международным договорам Российской
Федерации, федеральному законодательству,
договорам между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации о разграничении
предметов ведения и полномочий, а также
положения, ущемляющие законные интересы
другого субъекта Российской Федерации.
Статья
3.
Заключение органами государственной
власти субъекта Российской Федерации
соглашений об осуществлении международных
и внешнеэкономических связей
1.
Органы государственной власти субъекта
Российской Федерации заблаговременно
уведомляют соответствующие федеральные
органы исполнительной власти о вступлении
в переговоры о заключении соглашения
об осуществлении международных и
внешнеэкономических связей.
2.
Органы государственной власти субъекта
Российской Федерации определяют
процедуру заключения соглашений об
осуществлении международных и
внешнеэкономических связей с учетом
необходимости согласования проектов
соглашений.
Статья
4.
Согласование проектов соглашений об
осуществлении международных и
внешнеэкономических связей
1.
Проект соглашения об осуществлении
международных и внешнеэкономических
связей, заключаемого органами
государственной власти субъекта
Российской Федерации, не позднее чем
за месяц до подписания представляется
для согласования в Министерство
иностранных дел Российской Федерации,
а при необходимости и в другие федеральные
органы исполнительной власти.
2.
Министерство иностранных дел Российской
Федерации и другие федеральные органы
исполнительной власти информируют
орган государственной власти субъекта
Российской Федерации о результатах
рассмотрения проекта соглашения об
осуществлении международных и
внешнеэкономических связей, как правило,
не позднее чем через 20 дней после
получения проекта указанного соглашения.
3.
В
случае возникновения разногласий между
федеральными органами исполнительной
власти и органами государственной
власти субъекта Российской Федерации
в отношении проекта соглашения об
осуществлении международных и
внешнеэкономических связей применяются
согласительные процедуры в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Статья
5.
Регистрация соглашений об осуществлении
международных и внешнеэкономических
связей
Регистрация
соглашений об осуществлении международных
и внешнеэкономических связей, заключенных
органами государственной власти субъекта
Российской Федерации, производится в
порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации.
См.
Правила государственной регистрации
соглашений об осуществлении международных
и внешнеэкономических связей, заключенных
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации,
утвержденные постановлением Правительства
РФ от 24 июля 2000 г. N 552
Постановлением
Правительства РФ от 14 декабря 1999 г. N
1390 регистрация соглашений об осуществлении
международных и внешнеэкономических
связей, заключенных органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
и ведение государственного реестра
этих соглашений возложено на Минюст РФ
Статья
6.
Опубликование соглашений об осуществлении
международных и внешнеэкономических
связей
1.
Тексты соглашений об осуществлении
международных и внешнеэкономических
связей, заключенных органами государственной
власти субъекта Российской Федерации,
подлежат опубликованию.
2.
Порядок опубликования соглашений об
осуществлении международных и
внешнеэкономических связей устанавливается
законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации.
-
Статья
7.
Статус соглашений об осуществлении
международных и внешнеэкономических
связей -
Соглашения
об осуществлении международных и
внешнеэкономических связей, заключенные
органами государственной власти субъекта
Российской Федерации, независимо от
формы, наименования и содержания не
являются международными договорами. -
Статья
8.
Ответственность федеральных органов
государственной власти по соглашениям
об осуществлении международных и
внешнеэкономических связей -
Федеральные
органы государственной власти не несут
ответственность по соглашениям об
осуществлении международных и
внешнеэкономических связей, заключенным
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, за
исключением случаев, когда указанные
соглашения заключены с органами
государственной власти иностранных
государств с согласия Правительства
Российской Федерации либо по конкретному
соглашению субъекта Российской Федерации
имеются официальные гарантии Правительства
Российской Федерации. -
Статья
9.
Содействие федеральных органов
государственной власти органам
государственной власти субъектов
Российской Федерации в осуществлении
международных и внешнеэкономических
связей -
Федеральные
органы государственной власти оказывают
органам государственной власти субъектов
Российской Федерации необходимую
правовую и экспертно-консультативную
помощь в развитии международных и
внешнеэкономических связей, в организации
и ведении переговоров, в выработке
текстов соглашений об осуществлении
международных и внешнеэкономических
связей, заключаемых органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
в выполнении указанных соглашений, а
также обеспечивают защиту прав и законных
интересов субъектов Российской Федерации
в иностранных государствах. -
Статья
10.
Право субъектов Российской Федерации
иметь свои представительства на
территориях иностранных государств
1.
Субъекты Российской Федерации в целях
реализации соглашений об осуществлении
международных и внешнеэкономических
связей по согласованию с Министерством
иностранных дел Российской Федерации
пользуются правом открывать свои
представительства за пределами Российской
Федерации.
2.
Органы государственной власти субъекта
Российской Федерации по согласованию
с Министерством иностранных дел
Российской Федерации вправе давать
разрешение на открытие на территории
данного субъекта представительств
субъектов иностранных федеративных
государств и административно-территориальных
образований иностранных государств.
3.
Открытие представительств субъектов
Российской Федерации на территориях
иностранных государств, а равно открытие
иностранных представительств на
территории субъекта Российской Федерации
производится на основе соглашения между
соответствующим органом государственной
власти субъекта Российской Федерации
и правомочным органом субъекта
иностранного федеративного государства
или правомочным органом
административно-территориального
образования иностранного государства.
4.
Представительства субъектов Российской
Федерации на территориях иностранных
государств, а равно иностранные
представительства на территории субъекта
Российской Федерации, указанные в пункте
2
настоящей статьи, не обладают статусом
дипломатических представительств, на
них не могут быть возложены консульские
или дипломатические функции. Работники
указанных представительств не пользуются
дипломатическими привилегиями и
иммунитетами.
5.
Представительства субъектов Российской
Федерации за пределами Российской
Федерации возглавляют граждане Российской
Федерации.
Статья
11.
Федеральные органы государственной
власти, осуществляющие координацию
международных и внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации
1.
Координация международных и
внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации возлагается на
федеральные органы исполнительной
власти в порядке, устанавливаемом
Президентом Российской Федерации по
предложению Правительства Российской
Федерации.
2.
Соответствующие федеральные органы
исполнительной власти вправе получать
от органов государственной власти
субъектов Российской Федерации информацию
о проводимых субъектами Российской
Федерации мероприятиях по осуществлению
международных и внешнеэкономических
связей, давать органам государственной
власти субъектов Российской Федерации
свои предложения и рекомендации.
Статья
12.
Разрешение споров в отношении соглашений
об осуществлении международных и
внешнеэкономических связей
1.
В
случае возникновения разногласий между
органами государственной власти
Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также между
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации в
отношении соглашений об осуществлении
международных и внешнеэкономических
связей, заключенных органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
применяются согласительные процедуры
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и законодательством Российской
Федерации.
2.
В
случае, если соглашение об осуществлении
международных и внешнеэкономических
связей, заключенное органом государственной
власти субъекта Российской Федерации,
противоречит Конституции Российской
Федерации, федеральным законам,
общепризнанным принципам и нормам
международного права и международным
договорам Российской Федерации, ущемляет
законные интересы другого субъекта
Российской Федерации либо нарушает
порядок, установленный настоящим
Федеральным законом, такое соглашение
может быть оспорено в судебном порядке.
3.
Действие соглашений об осуществлении
международных и внешнеэкономических
связей, заключенных органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и содержащих положения, которые
противоречат Конституции Российской
Федерации, федеральным законам,
общепризнанным принципам и нормам
международного права и международным
договорам Российской Федерации, может
быть в соответствии со статьей 85 (часть
2) Конституции Российской Федерации
приостановлено до решения этого вопроса
соответствующим судом.
-
Статья
13.
О вступлении настоящего Федерального
закона в силу -
Настоящий
Федеральный закон вступает в силу со
дня его официального опубликования. -
Статья
14.
Приведение нормативных правовых актов
в соответствие с настоящим Федеральным
законом -
Президенту
Российской Федерации, Правительству
Российской Федерации и органам
государственной власти субъектов
Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в соответствие
с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации | Б. Ельцин |
- Москва,
Кремль - 4
января 1999 г. - N
4-ФЗ
Официальный сайт Законодательного собрания Санкт-Петербурга
(с изменениями на 11 декабря 2015 года)
____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: Законом Санкт-Петербурга от 11 декабря 2015 года N 808-160 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 14.12.2015).
____________________________________________________________________
- Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
- 18 июня 2008 года
1.
Настоящий Закон Санкт-Петербурга определяет основные принципы заключения следующих соглашений об осуществлении международного сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей (далее — соглашения): соглашений Санкт-Петербурга; соглашений, заключаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга (далее — соглашения органов государственной власти Санкт-Петербурга).
2.
Настоящий Закон Санкт-Петербурга применяется в отношении соглашений независимо от их наименования (договор, протокол, меморандум, обмен письмами или другое наименование соглашения, о котором условились стороны).
1.
Соглашения Санкт-Петербурга заключаются по вопросам, отнесенным в соответствии с Уставом Санкт-Петербурга к предметам ведения Санкт-Петербурга. Соглашения органов государственной власти Санкт-Петербурга не могут содержать положения, противоречащие соглашениям Санкт-Петербурга, Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
2.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе заключать соглашения от своего имени по вопросам, отнесенным к полномочиям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (далее — соглашения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга). Порядок заключения соглашений Законодательного Собрания Санкт-Петербурга определяется регламентом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
3. Правительство Санкт-Петербурга вправе заключать соглашения от своего имени по вопросам, отнесенным к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга (далее — соглашения Правительства Санкт-Петербурга). Порядок заключения соглашений Правительства Санкт-Петербурга определяется Правительством Санкт-Петербурга.
4.
С согласия Губернатора Санкт-Петербурга соглашения могут заключаться от имени иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее — соглашения исполнительных органов). Порядок заключения соглашений исполнительных органов определяется Правительством Санкт-Петербурга.
1.
Подготовка проектов соглашений осуществляется органами государственной власти Санкт-Петербурга в пределах их компетенции: по собственной инициативе; по предложению иностранных партнеров; по предложению органов государственной власти Санкт-Петербурга.
2.
Полномочия по ведению переговоров от имени Санкт-Петербурга осуществляет Губернатор Санкт-Петербурга либо лицо, уполномоченное Губернатором Санкт-Петербурга.
Полномочия по ведению переговоров от имени органов государственной власти Санкт-Петербурга в целях заключения соглашений органов государственной власти Санкт-Петербурга осуществляют органы государственной власти Санкт-Петербурга в пределах их компетенции.
Полномочия по ведению переговоров от имени Законодательного Собрания Санкт-Петербурга осуществляет Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга либо депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, уполномоченный Председателем Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
3. Подготовка проектов соглашений Санкт-Петербурга осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга по поручению Губернатора Санкт-Петербурга.
Проект соглашения Санкт-Петербурга до его заключения направляется Губернатором Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга для вынесения рекомендаций по проекту соглашения Санкт-Петербурга.
Проект соглашения Санкт-Петербурга должен быть рассмотрен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в 30-дневный срок со дня его поступления в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, не считая времени перерывов в заседаниях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Если в течение указанного срока проект соглашения Санкт-Петербурга не был рассмотрен, то соглашение Санкт-Петербурга может быть заключено без рекомендаций Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
1.
Предложения о заключении соглашений направляются Губернатору Санкт-Петербурга или в орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный заключать соглашения в соответствии со статьей 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
2.
Предложения о заключении соглашений органов государственной власти Санкт-Петербурга должны содержать: проект соглашения; обоснование необходимости подготовки соглашения и пояснение о состоянии законодательства в сфере действия соглашения; перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или разработке в связи с заключением соглашения.
Проекты соглашений подлежат направлению на согласование в федеральные органы исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
1.
Заключение соглашений может быть осуществлено посредством: подписания соглашения; обмена документами, составляющими соглашение; присоединения к соглашению.
2.
Губернатор Санкт-Петербурга подписывает соглашения Санкт-Петербурга без предъявления полномочий. Иные лица подписывают соглашения Санкт-Петербурга на основании полномочий, выдаваемых Губернатором Санкт-Петербурга.
3. Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга подписывает соглашения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга без предъявления полномочий.
Иные лица, уполномоченные Председателем Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, подписывают соглашения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на основании полномочий, выдаваемых Председателем Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
1.
Соглашение органа государственной власти Санкт-Петербурга вступает в силу со дня его подписания, если стороны не договорились об ином порядке вступления его в силу.
2.
В случае если для вступления в силу соглашения требуется выполнение сторонами определенных процедур, соглашение вступает в силу со дня получения сторонами последнего письменного уведомления о выполнении ими указанных процедур.
3. Соглашение Санкт-Петербурга подлежит утверждению законом Санкт-Петербурга. Соглашение Санкт-Петербурга вступает в силу со дня вступления в силу закона Санкт-Петербурга об утверждении соглашения Санкт-Петербурга, если указанным законом Санкт-Петербурга не установлено иное.
4.
Если соглашение Санкт-Петербурга содержит положения, выполнение которых требует внесения изменений в законы Санкт-Петербурга и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга или принятия новых законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, то закон Санкт-Петербурга об утверждении соглашения Санкт-Петербурга должен содержать соответствующие положения.
Государственная регистрация соглашений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». (Статья в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 11 декабря 2015 года N 808-160. — См. предыдущую редакцию)
1.
Соглашение Санкт-Петербурга подлежит официальному опубликованию одновременно с законом Санкт-Петербурга об утверждении соглашения Санкт-Петербурга в порядке, установленном для официального опубликования законов Санкт-Петербурга.
2.
Соглашение Правительства Санкт-Петербурга и соглашение исполнительного органа подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
3. Соглашение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
1.
Выполнение соглашений осуществляется Губернатором Санкт-Петербурга и органами государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с условиями соглашений, федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга, включая настоящий Закон Санкт-Петербурга.
2.
В соглашении Санкт-Петербурга могут содержаться положения о выполнении отдельных условий соглашения Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
3. В соглашении Правительства Санкт-Петербурга могут содержаться положения о выполнении отдельных условий соглашения Правительства Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
4.
Контроль за выполнением соглашений осуществляют Губернатор Санкт-Петербурга и органы государственной власти Санкт-Петербурга в пределах их компетенции.
1.
Приостановление действия соглашений Правительства Санкт-Петербурга и соглашений исполнительных органов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
2.
Изменение соглашения осуществляется в порядке, установленном для заключения соглашения, если иное не установлено действующим законодательством.
3. Расторжение соглашения осуществляется в порядке, установленном для заключения соглашения, если иное не установлено действующим законодательством.
1.
Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
2.
Со дня вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга утрачивают силу: Закон Санкт-Петербурга от 13 декабря 2000 года N 693-79 «О соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга»; Закон Санкт-Петербурга от 13 сентября 2006 года N 406-63 «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О соглашениях, регулирующих международные и внешнеэкономические связи Санкт-Петербурга».
Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко
Санкт-Петербург 7 июля 2008 года N 420-68 Редакция документа с учетом изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
О соглашениях об осуществлении международного сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей (с изменениями на 11 декабря 2015 года)
Вид документа:
Закон Санкт-Петербурга от 07.07.2008 N 420-68
- Принявший орган: Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
- Статус: Действующий
- Тип документа: Нормативный правовой акт
Зарегистрирован в Федеральном регистре N RU78000200800219 Дата принятия законодательным органом: