Внешняя политика ссср в годы перестройки 1985-1990 гг. — история России

Внешняя политика СССР в годы перестройки 1985-91 гг. — часть 2

Внешняя политика СССР в годы перестройки 1985-1990 гг. - история России

Театром наиболее ожесточенных схваток стал XXVIII (и последний) съезд КПСС, состоявшийся в июле 1990 г. К тому времени авторитет партии резко упал, ее численность сократилась с 21 млн. чел. в 1985 г. до 15 млн. чел. к лету 1990 г. На этом съезде партия фактически раскололась.

Из нее выделилась, так называемая, «демократическая платформа», образовавшая самостоятельную партию. С другой стороны, в июне 1990 г. была создана коммунистическая партия РСФСР, стоящая на ортодоксально-коммунистических позициях. В самый разгар дискуссий на съезде слово взял Б.Н.

Ельцин, объявив о своем выходе из КПСС и предложив партии самораспуститься. Это выступление популярнейшего лидера нанесло фактически смертельный удар КПСС.

Съезд не преодолел кризиса партии, его программный документ «К гуманному, демократическому социализму» носил половинчатый, расплывчатый характер, пытался примирить различные направления в партии.

Крайне сложную политическую ситуацию до предела обострил и кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года.

В ходе горбачевской «кадровой революции» был смещен первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаев и заменен русским по национальности Г.Н. Колбиным. Это вызвало яростные демонстрации протеста в Алма-Ате. Г.Н.

Колбина вынуждены были снять и заменить Н.А. Нузарбаевым.

В 1988 году начался конфликт между двумя Кавказскими народами – армянами и азербайджанцами – из-за Нагорного Карабаха, территории, населенной армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана.

Армянское руководство потребовало присоединение Карабаха к Армении, то есть изменения границ внутри СССР, на что московское руководство естественно пойти не могло. Конфликт вызвал вооруженные столкновения и страшный антиармянский погром в г. Сумгаите. Для предотвращения резни в г.

Баку и Сумгаит были введены войска – что привело к недовольству позиций Москвы как азербайджанцев, так и армян.

Сепаратисткое движение разгорелось и в прибалтийских республиках. После опубликования секретного дополнительного протокола к пакту Молотова–Риббентропа вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР стало однозначно рассматриваться большинством населения этих республик как оккупация.

Сложились народные фронты радикально-националистического направления, выступавшие под лозунгами политической независимости.

Опубликование этих же протоколов вызвало массовое движение в Молдавии за возвращение Бессарабии Румынии, усилило сепаратистские тенденции на Украине, в первую очередь, в ее западных областях.

Все эти факторы еще не ставили под угрозу существование Союза. Уровень экономической интеграции между республиками был чрезвычайно высок, было невозможно представить себе их существование по отдельности.

Существовала единая армия, единая система вооружений, в том числе ядерных.

Кроме того, в результате миграционных процессов в СССР не было ни одной республики, однородной в национальном отношении, на их территориях проживали представители самых разных национальностей и разделить их было практически невозможно.

Но, с нарастанием экономических трудностей, тенденция к сепаратизму усилилась. В результате в любой области – русской или нерусской – появилась и стала пробивать себе дорогу мысль о том, что центр обирает территории, тратя деньги на оборону и на удовлетворение нужд бюрократии, что каждая республика жила бы значительно лучше, если бы не делилась с центром своими богатствами.

В ответ на сепаратистские тенденции быстро стал распространяться русский национализм. Русские, в ответ на обвинение в эксплуатации других народов, выдвинули лозунг об ограблении России республиками. Действительно, Россия производила в 1990 г.

60,5% валового национального продукта СССР, давала 90% нефти, 70% газа, 56% угля, 92% древесины и т. д. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик. Первым эту мысль сформулировал А.И. Солженицын.

В письме «Как нам обустроить Россию?» он призывал русских предоставить другие народы СССР собственной судьбе, сохранив союз только с Украиной и Белоруссией – славянскими народами.

Этот лозунг был подхвачен Б.Н. Ельциным и активно использован им в борьбе против «центра». Россия – жертва Советского Союза, «империи». Она должна добиться независимости, уйти в свои границы (Московское княжество?).

В этом случае, благодаря своим природным богатствам и таланту народа, она быстро достигнет процветания. Тогда другие республики станут стремиться к интеграции с новой Россией, так как в одиночку существовать просто не смогут.

Советский Союз становился основной мишенью критики.

Б.Н. Ельцин призвал все республики «брать столько суверенитета, сколько хотят и могут удержать». Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграло решающую роль в развале СССР – Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло.

Став председателем Верховного Совета РСФСР, Б.Н. Ельцин провозгласил суверенитет России и верховенство российских законов над союзными, что свело власть союзного правительства фактически к нулю.

19 августа произошли события, коренным образом изменившие положение. Подписание нового договора означало ликвидацию ряда единых государственных структур (единого МВД, КГБ, армейского руководства). Это вызвало недовольство консервативных сил в руководстве страны. В отсутствие президента М.С.

Горбачева в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и ряд других деятелей.

ГКЧП объявил о введении в стране чрезвычайного положения, приостановил деятельность политических партий (за исключением КПСС), запретил митинги и демонстрации. Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП, как попытку антиконституционного переворота.

Десятки тысяч москвичей встали на защиту Белого Дома – здания Верховного Совета России. Уже 21 августа заговорщики были арестованы, М.С. Горбачев возвратился в Москву.

Августовские события коренным образом изменили соотношение сил в стране. Б.Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М.С.Горбачев потерял практически всякое влияние. Б.Н.

Ельцин один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. М.С. Горбачев вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста Генерального секретаря.

Началось реформирование структур КГБ.

М.С. Горбачев пытался начать новые переговоры с республиками, но большинство их руководителей после событий августа 1991 г. отказались от подписания договора. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость.

Последний удар по Союзу был нанесен в декабре 1991 года, когда руководители России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.Ю. Шушкевич, не ставя в известность М.С. Горбачева, собрались в Беловежской Пуще под г. Минском и подписали соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и ликвидации Союза СССР.

Вместо СССР провозглашалось создание содружества независимых государств – объединения, статус которого до настоящего времени не определен. К соглашениям было предложено присоединиться президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву.

По его инициативе в Алма-Ате было проведено совещание глав республик, на котором в состав СНГ вошли Казахстан, республики Средней Азии и Азербайджан.

Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М.С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.

Распад Советского Союза и мировой системы социализма вывели США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

Двадцатый век вошел в историю человечества как эпоха глобальных потрясений, положившая начало принципиально новому этапу развития мирового сообщества. Падение Берлинской стены в ноябре 1989 г.

символизировало не только распад биполярной системы, но и переход к иной структуре международных отношений, в которой независимой России наряду с другими государствами планеты предстоит искать свое, особое место.

В новых исторических условиях России предстоит заново определить оптимальную, с точки зрения ее национальных интересов, стратегию по отношению к существующим (США, Западная Европа) и нарождающимся (Китай, Индия) мировым и региональным «центрам силы».

Теоретически, у постсоветской России есть три возможности. Первая:

· Интеграция с Западной Европой.

В этом случае России, скорее всего, придется принять однополярную концепцию в ее американской трактовке и добровольно ограничить свой национальный суверенитет в пользу демократического мирового сообщества, возглавляемого США, получив в обмен шанс на полноправное вхождение в международные экономические и политические структуры (ВТО, Совет Европы и т.д.). Однако возможны и другие, менее жесткие варианты сотрудничества, в частности, в области безопасности, в последнее время часто обсуждаемые в России на высшем уровне (создание общеевропейской нестратегической системы ПРО).

Тем не менее, несмотря на оптимистичные заявления политиков, российские военные специалисты по-прежнему серьезно озабочены расширением НАТО на восток, что воспринимается ими как прямая угроза национальной безопасности РФ.

Следует учитывать и то, что экономика России на сегодняшний день не обладает достаточными возможностями и конкурентоспособностью, чтобы претендовать на полноправное вхождение в западную техносферу в качестве одного из ее «очагов» и занять сколь-либо ощутимые позиции на европейском рынке.

Источник: http://MirZnanii.com/a/339587-2/vneshnyaya-politika-sssr-v-gody-perestroyki-1985-91-gg-2

ВНЕ́ШНЯЯ ПОЛИ́ТИКА СССР ВРЕМЕ́Н ПЕРЕСТРО́ЙКИ (1985-1991)

«Новое политическое мышление»

        В середине 1980-х гг. новое руководство СССР резко активизировало внешнюю политику с целью вывести Советский Союз из международной изоляции.

Изначально ставившиеся руководством страны внешнеполитические задачи формулировались традиционно для СССР:  всеобщая безопасность и разоружение, укрепление мировой социалистической системы и  международного коммунистического движения, восстановление конструктивных отношений с капиталистическими странами. Эти задачи были одобрены XXVII съездом партии в 1986 г.

Читайте также:  Реформы андропова начала 80-х годов - история России

Однако вскоре в них были внесены значительные коррективы. Впервые они были отражены в книге М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», изданной в 1987 г. Активное участие в определении и реализации принципов «нового политического мышления» во внешней политике СССР принимали министр иностранных дел Э.А. Шеварднадзе и член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев.

«Новое политическое мышление» во внешней политике явилось попыткой реализации идей перестройки на международной арене.

Его основные принципы сводились к отказу от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы и к признанию мира единым и взаимосвязанным.

Гарантией безопасности современного мира признавался баланс интересов, принципы социалистического интернационализма отвергались, а их место занимали общечеловеческие ценности.

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем, совместное строительство «общеевропейского дома».

В мае 1987 г., руководствуясь этими принципами,   политический консультативный комитет стран Варшавского договора по инициативе советского руководства принял Берлинскую декларацию, в которой говорилось о необходимости одновременного роспуска ОВД и НАТО.

Первые шаги по разрядке напряженности. Советско-американские договоренности

         Во второй половине 1980-х гг. Советский Союз предпринял ряд шагов по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985 г.

, в сороковую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытание ядерного оружия. В ответ руководство США пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Поэтому мораторий был временно отменен в апреле 1987 г.

(его действие было возобновлено в 1990 г.).

В январе 1986 г. М.С. Горбачев выступил с заявлением «В 2000-й год без ядерного оружия». В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к XXI веку. В феврале 1987 г.

в Москве на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества» Горбачев призвал представителей свыше 80 стран «очеловечить» международные отношения, заменив древний принцип «хочешь мира — готовься к войне» принципиально другим: «хочешь мира — борись за мир».

В 1985 г. возобновились советско-американские встречи на высшем уровне, ставшие ежегодными. Переговоры М.С. Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем-старшим способствовали взаимному уничтожению образа врага и налаживанию отношений между двумя государствами.

Между СССР и США были заключены важные договоры, способствовавшие взаимному разоружению. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД (ракетам средней и малой дальности), который положил начало повороту от гонки вооружений к разоружению путем ликвидации целого класса оружия.

Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г., он привел к уничтожению к 1990 г. более 2,5 тыс. ракет, что составило около 4% мирового запаса ядерного оружия. В июле 1991 г.

в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), который также предусматривал ликвидацию части ядерного оружия.

В 1987 г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. Вывод советских войск из Афганистана, завершившийся в 1989 г., стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР времен перестройки.

В 1989 г., подписав Венскую декларацию СБСЕ, Советский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права и свободы человека, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

В  мае того же года были подготовлены проекты закона о свободе совести и религиозных организаций и указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. Весной 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О сокращении Вооруженных сил СССР и расходов на оборону в течение 1989-1990 гг.». Согласно нему, в том же году началось сокращение вооруженных сил на 500 тыс.

человек, а также вывод советских  воинских частей из социалистических стран. Советские оборонные расходы были сокращены на 14,2%.

    В 1989 г. началась нормализация советско-китайских отношений. Вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск из Монголии снимал два из трех препятствий, которые, по мнению руководителей КНР, мешали улучшению отношений между двумя странами.

Но оставалось третье: проблема Кампучии (Камбоджи). Руководство СССР смогло убедить руководителей Вьетнама в необходимости вывода своих войск из Кампучии, что и было завершено осенью 1989 г. Открылась возможность для советско-китайской встречи на высшем уровне.

Она состоялась в мае-июне 1989 г.

Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

Распад социалистической системы. Прекращение существования СССР

           1989 г. стал переломным в отношениях между СССР и странами социалистического содружества, руководители которых не приняли «новое политическое мышление», считая, что оно ведет к изменению общественно-политического строя.

Правительство СССР приняло решение о переводе взаиморасчетов в рамках Совета экономической взаимопомощи на мировые цены и мировую валюту. Это привело к падению авторитета правящих партий социалистических стран, которые длительное время ориентировали свои государства и народы на тесный экономический и военно-политический союз с СССР.

Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти, начиная со второй половины 1989 г. и до начала 1990 г. Инициатором процесса стала Польша (август 1989 г.).

Символом разрушения социалистической системы стало падение Берлинской стены в ноябре 1989 г. Практически все эти революции, за исключением Румынии, обошлись без кровопролития.

Пришедшие к власти демократические силы стран Восточной Европы взяли курс на сближение со странами НАТО, одновременно потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. Что касается ГДР, бывшего «форпоста социализма» в Европе, то оно прекратило свое существование как государство, войдя в 1990 г. в состав ФРГ.

Политическому обострению отношений внутри содружества способствовало ослабление экономических связей между социалистическими государствами, свертывание их экономической интеграции, перевод взаиморасчетов с рублевой на свободно конвертируемую валюту. Это серьезно сказалось на всей системе экономической взаимопомощи. Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД.

В обмен на значительные односторонние уступки руководство СССР рассчитывало на добрую волю стран Запада в политической и финансовой сферах. Однако Запад не собирался компенсировать Советскому Союзу его экономические и политические потери, связанные с этими уступками.

Ухудшение внутриэкономического положения в СССР в 1989-1991 гг. заставило руководителей СССР обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего к странам «большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В 1990-1991 гг.

они оказали Советскому Союзу гуманитарную помощь, в основном продовольствием, медикаментами и медицинским оборудованием. Однако серьезной финансовой помощи со стороны этих государств не последовало. Страны «большой семерки» и Международный валютный фонд вначале пообещали СССР такую помощь, но летом 1991 г.

отказали в ней, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение в СССР. Страны Запада и МВФ все больше склонялись к поддержке отдельных республик СССР, поощряя их стремление отделиться от СССР. Тем не менее, по закрытым каналам широкомасштабная помощь кредитами была оказана.

В итоге внешний долг СССР за период правления Горбачева вырос с 13 до 113 млрд. долларов.

8 декабря 1991 г. руководители РСФСР, Белорусской ССР и Украинской ССР Б.Н. Ельцин, С.С. Шушкевич и Л.М. Кравчук приняли решение о ликвидации Союза ССР и создании СНГ. Крушение Советского Союза вывело Америку в разряд единственной сверхдержавы.

Литература

  • Абалкин Л. Неиспользованный шанс. М.,1991.
  • Валовой Д. Тайны овального зала Кремля. М., 1991.
  • История международных отношений. В трех томах. Т.III. Ялтинско-Потсдамская система. М., 2012.
  • Перестройка и современный мир. М., 1989.
  • Цыганков А.П. Внешняя политика России от Горбачева до Путина. Формирование национального интереса. М., 2008.

Источник: http://w.histrf.ru/articles/article/show/vnieshniaia_politika_sssr_vriemien_pieriestroiki_1985_1991

Внешняя политика СССР 1985-1991 годов

С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А. Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.

Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.

Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым. Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов.

Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики:

  • смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров;
  • урегулирование региональных конфликтов;
  • расширение экономических связей с мировым сообществом.

Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате которых были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. М.С. Горбачев и Д.

Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Был достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 г.

, СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.

Читайте также:  Венский конгресс 1814 - 1815 гг. - история России

В апреле 1991 г. М.С. Горбачев нанес визит в Японию, чтобы подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 г.

В мае 1989 г. в результате визита советской делегации в Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, были подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г.

Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.

В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена — символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.

1 июля 1991 г. был юридически оформлен роспуск Варшавского договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.

Была решена самая большая проблема европейской политики — «германский вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г. Коля с М.С. Горбачевым.

В ходе переговоров было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО.

В марте этого же года в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партий.

В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.

На Западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/vneshnyaya-politika-sssr-1985-1991-godov/

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг

  1. Новое политическое мышление.
  2. Начало разоружения.
  3. Разблокирование региональных конфликтов.
  4. Распад социалистической системы.
  5. Результаты политики «нового мышления».

В марте 1985 г. М. С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике.

Однако вскоре оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». Горбачев призывал отказаться от представлений о расколе современного мира на две противоположные общественные системы и признать мир целостным и неделимым.

Он говорил о невозможности решения международных проблем силовыми методами и считал, что международные проблемы нужно решать на основе баланса интересов сторон.
Наконец, Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.

Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе.

Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток – Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.

Начало разоружения

Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. Горбачевым и Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем-старшим (ноябрь 1985 г. – Женева, октябрь 1986 г. – Рейкьявик, декабрь 1987 г. – Вашингтон, июль 1988 г. – Москва).

Результатом переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия.

Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии сотрудничества, экономических отношений СССР с США.

Подписание договора 1987 г.

Конечно, внешнеполитические акции СССР преследовали и определенные пропагандистские цели. Таково, например, было предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г. И все-таки в целом это была новая политика. С 1988–1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику СССР.

Ухудшение внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки. В мае 1987 г.

страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).

В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия. Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряженности.

Подписание договора 1991 г.

Разблокирование региональных конфликтов

Предпринимались усилия и по ослаблению региональных противостояний СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачева и Рейгана была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи противникам режима в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г.

произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, – завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск.

В том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии. Одновременно советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Все это устранило препятствия на пути урегулирования советско-китайских отношений. В мае – июне 1989 г. состоялся визит Горбачева в Китай.

Было официально объявлено о нормализации двухсторонних отношений и налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества. Советские представители сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г.

в Мадриде было заключено международное соглашение, снявшее многие преграды, мешавшие нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

Отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа стал началом поисков национального согласия в этих странах. Значительно сократились объемы безвозмездной помощи союзным режимам и идейным единомышленникам.

СССР отказался также от поддержки режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиций поддержки Запада.

Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное влияние на ослабление международной напряженности, укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнерами – Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.

Распад социалистической системы

В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. Наряду с самим курсом на перестройку ослабление военного присутствия СССР в союзных странах вызвало активизацию антисоциалистических настроений. Начавшиеся в них процессы демократизации привели в конце 1989 – начале 1990 г.

к «бархатным» революциям в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. В результате проведенного в 1990 г. референдума ГДР вошла в состав ФРГ. Произошла смена руководства в Монголии. Пришедшие к власти в этих странах силы выступили за радикальную и быструю смену модели общественного развития.

В короткие сроки были осуществлены приватизация и акционирование производства, проведены аграрные реформы. Многолетний советский диктат, военное присутствие в этих странах не могли не вызвать болезненной реакции: бывшие союзники отказались от ориентации на СССР и обратились за поддержкой к Западу.

Разрыв традиционных экономических и политических связей с Восточной Европой ударил по советским интересам, осложнил и без того непростую внутреннюю ситуацию в СССР.

Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора, завершивший распад социалистической системы. В декабре 1991 г. прекратил существование сам СССР.

Начало «бархатной» революции в Чехословакии

«Нежная» революция в Болгарии

Результаты политики «нового мышления»

За годы перестройки международная напряженность ослабла настолько, что в мире заговорили об окончании «холодной войны». В сознании людей как на Западе, так и на Востоке создававшийся десятками лет образ врага потерял былую силу и выразительность.

Впервые в истории началось не просто ограничение ядерных вооружений или их частичное сокращение, а ликвидация целых классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений. Ослабло региональное противоборство СССР и США, что дало народам многих стран мир и возможность самоопределения без вмешательства извне.

Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.

Наряду с безусловными позитивными переменами, происшедшими в мире, очевидно и другое – с окончанием «холодной войны», распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной Европе взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире. Из «холодной войны» вышла лишь одна сверхдержава – США.

Вторая распалась под влиянием внутренних и внешних факторов. Возникла опасность утечки современнейших военных технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза.

Распад единой системы Вооруженных сил СССР не только снизил обороноспособность России, но и во многом способствовал эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего на Кавказе и в Средней Азии). Рухнули и надежды на значительную западную помощь в решении внутренних проблем. Наконец, с распадом социалистического лагеря и отказом от поддержки традиционных союзников в «третьем мире» Россия оказалась в сложном положении, не обретя с западными странами тех союзнических отношений, на которые рассчитывала.

Читайте также:  Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине xix века - история России

Международная ситуация потребовала от российского руководства выработки новых внешнеполитических и оборонных концепций.

Вопросы и задания:

Файл с выполненными заданиями и ответами на вопросы присылайте по адресу:[email protected]

Источник: http://www.cherenova.ru/html/history2/history2_25.htm

Внешняя политика СССР в период перестройки (1985-1991 гг.)

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

В годы «перестройки» внешнеполитический курс СССР претерпел серьезные изменения. Причиной этому стало снижение темпов экономического роста и стагнация экономики в первой половине 1980-х годов.

Советский Союз был более не в состоянии выдерживать гонку вооружений, навязываемую США. М.С.

Горбачев в книге «Перестройка для нашей страны и для всего мира» и своих многочисленных выступлениях предложил концепцию «нового политического мышления», стержнем которой становится приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми.

Подчеркивалось, что в мире накоплен огромный ядерный потенциал, способный многократно уничтожить нашу планету, поэтому предлагалось исключить из международных отношений применение силы, а в вооружениях исходить из принципа разумной достаточности. Отмечалось, что все человечество тесно взаимосвязано.

В мире существуют глобальные проблемы выживания, решить которые не под силу одной или нескольким странам (экология, здравоохранение, проблема питания и т.п.). Подчеркивалась необходимость широких контактов СССР со всеми станами мира, независимо от их общественного строя. Признавались допущенные ошибки в отношениях с Китаем и некоторыми другими странами.

Смена курса вызвала смену руководителя внешнеполитического ведомства. В 1985 г. вместо А.А. Громыко министром иностранных дел стал бывший первый секретарь компартии Грузии Э.А. Шеварднадзе.

В рамках «нового политического мышления» были определены три главных направления во внешней политике: преодоление конфронтации между Востоком и Западом и ослабление международной напряженности; мирное урегулирование региональных конфликтов; осуществление тесных контактов со всеми странами мира независимо от идеологических предпочтений. Во внешней политике периода «перестройки» выделяют два этапа: 1985 — 1988 и 1989 — 1991 гг. Первый характеризовался сближением и демонстрацией максимальной открытости между Западом и СССР, налаживанием мостов и достижением первых договоренностей, которые способствовали ослаблению международной напряженности. Второй совпал с распадом социалистической системы, ликвидацией ОВД и СЭВ. Фактически он характеризовался односторонними уступками СССР.

Основной формой внешнеполитической деятельности советского руководства стали встречи на высшем уровне. Огромное внимание в них уделялось встречам между М.С. Горбачевым и президентами США Р. Рейганом (Женева, ноябрь 1985 г.; Рейкьявик, октябрь 1986 г.; Вашингтон, декабрь 1986; Москва, июль 1988 г.) и Д. Бушем.

В ходе этих встреч была достигнута договоренность о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности. Создавалась система взаимного контроля. Уступки Советского Союза были более значительными, чем уступки США. Если США ликвидировали 869 ракет, то СССР — 1752.

Советские ракеты малой дальности ликвидировались не только на европейской части страны, но и на советских военных базах в ГДР и Чехословакии, а также на территории Сибири и Дальнего Востока. Правительство СССР в одностороннем порядке объявило мораторий на испытание ядерного оружия.

По мере ухудшения экономической ситуации в стране советское руководство рассматривало сокращение вооружений и военных расходов как способ решения финансовых проблем, поэтому не требовало от своих партнеров гарантий и адекватных шагов, теряя при этом свои позиции на международной арене. Весной 1989 г.

в СССР было принято решение о сокращении на 500 тыс. человек армии и на 14,2% расходов на оборону. Началась конверсия военного производства, т.е. перевод военных заводов на выпуск мирной продукции.

Важное место в ослаблении международной напряженности и прекращении «холодной войны» занимали усилия по разрешению региональных конфликтов, и прежде всего войны в Афганистане. В 1987 г. на переговорах М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской помощи моджахедам и выводе советских войск из Афганистана.

Вывод войск проводился почти в течение года (с мая 1988 по февраль 1989 гг.). 15 февраля 1989 г. мост через Аму-Дарью на границе с Афганистаном последним перешел командующий советскими войсками генерал — лейтенант Б. Громов. В декабре 1989 г.

II Съезд народных депутатов осудил афганскую войну и признал участие в ней советских войск грубой политической ошибкой.

Советский Союз прекратил также помощь вьетнамским войскам в Камбодже, сократил численность своих войск на советско-китайской границе и начал их вывод с территории Монголии. Это послужило основой для нормализации отношений с Китаем. Они еще более улучшились после визита М.С. Горбачева в Пекин летом 1989 г.

Во второй половине 1980-х годов СССР прекращает поддерживать революционные силы в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Сокращаются объемы помощи странам «третьего мира». Они начинают ориентироваться на помощь Запада, что приводит изменению расстановки сил на международной арене в пользу США.

Серьезные перемены происходят в отношениях СССР с социалистическими странами. Он отказывается от вмешательства в дела союзников по ОВД, смешивая идеологические и стратегические приоритеты внешней политики. В 1988 — 1989 годах начинается спешный вывод советских войск с территории этих государств.

Лишенное поддержки Советского Союза руководство этих стран не смогло противостоять растущему недовольству. В 1989 г. в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии прошли массовые выступления оппозиции за восстановление демократических свобод. Рухнули прежние режимы в Польше, Венгрии, Югославии и Албании.

Свержение социалистических правительств в этих странах происходило мирным путем, что дало повод назвать эти события «бархатными революциями». Практически во всех этих странах к власти пришла оппозиция. Создаются демократические органы власти. Начинается переход к рыночной экономике и приватизация предприятий.

Во многих странах это приводит к ухудшению экономической ситуации.

Политика «невмешательства», которую заняло советское руководство в этих событиях, привело к нарушению стратегического равновесия в Европе и усилению НАТО. Отказ стран Восточной Европы от социалистической модели развития привел к роспуску в 1991 г. СЭВ и ОВД. Советский Союз теряет своих традиционных стратегических партнеров.

Его влияние в Европе и мире в целом слабеет. Исчезает биполярная модель мира (Восток — Запад). Меняется политическая карта Европы. Югославия распалась на независимую Словению, Хорватию и Македонию. Сербия и Черногория остались в составе Югославии, в Боснии и Герцеговине началась война на почве межнациональных противоречий.

Серьезным политическим просчетом и уступкой Западу со стороны СССР можно считать объединение Германии в 1990 г. Еще в ноябре 1989 г. была разрушена берлинская стена. Во время встречи с канцлером Г. Колем (февраль 1990 г.) М.С.

Горбачев предложил ему «взять процесс объединения Германии в свои руки» и согласился на объединение Германии без всяких условий. В результате объединенная Германия стала членом НАТО, что укрепило этот блок.

Взамен СССР получил экономическую помощь в размере 10 млрд марок на обустройство выводимых с территории Германии советских войск, которые, кстати, впоследствии осели в коммерческих банках и до военнослужащих так и не дошли.

С распадом СЭВ Советский Союз теряет своих торговых партнеров. Доля стран Восточной Европы во внешнеторговом обороте СССР сокращается с 50 до 16%. Не следует забывать, что в рамках СЭВ существовала экономическая интеграция, ликвидация которой тяжело отразилась на народном хозяйстве.

В условиях углубления экономического кризиса в СССР в начале 1990-х годов Горбачев был вынужден обратиться к финансовой помощи стран Запада. Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Он был принят в Международный валютный фонд.

Однако Запад не торопился оказывать эффективную экономическую помощь Советскому государству.

В годы «перестройки» советские дипломаты пытаются наладить тесные экономические и политические контакты с большинством стран. Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей.

Между двумя странами были достигнуты договоренности о совместных работах по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Были заключены дипломатические отношения и расширены экономические контакты с Израилем.

Со Швецией, Норвегией и Финляндией были подписаны договоры о совместном освоении природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

В заключение следует подчеркнуть, что к началу 1990-х годов в мире произошли серьезные перемены, суть которых заключалась в прекращении «холодной войны», исчезновении социалистического содружества и ослаблении позиций СССР на мировой арене.

Октябрьские события 1993 г.

События 21 сентября

Руководство Верховного совета получило информацию из своих источников, о том что в 18 часов планируется выступление Бориса Ельцина по телевидению, в котором он заявит о роспуске Верховного Совета. Для обсуждения этого вопроса в 14.

00 в Доме Советов состоялось чрезвычайное заседание руководства Верховного совета с участием генерального прокурора Валентина Степанкова, начальника Генерального штаба Вооружённых сил РФ Михаила Колесникова, а также генерала Валерия Ачалова. На 17.

30 было назначено заседание президиума ВС РФ, а сотрудникам буфетов отдано распоряжение продолжать работу сегодня «до упора», в Белый дом доставлены диваны и постельное бельё[37].

В 17.

30 на экстренном заседании президиума ВС РФ, председатель ВС РФ Руслан Хасбулатов заявил, что в стране сложилась критическая ситуация и предупредил народных депутатов и избирателей о том, что «возможны любые события». Он призвал всех парламентариев быть в ближайшее время начеку, связаться со своими избирателями и в случае необходимости «встать на пути антиконституционного переворота»[37].

Источник: https://lektsia.com/2x73c5.html

Ссылка на основную публикацию