Реформы андропова начала 80-х годов — история России

Реформы Андропова начала 80-х годов

Реформы Андропова начала 80-х годов

После периода застоя, связанного с нахождением у власти Брежнева, страна жаждала перемен. Прежние строгие порядки коммунистической власти остались в прошлом, а экономический кризис стал суровой реальностью.

После смерти Брежнева в ноябре 1982 года, на пост генерального секретаря был назначен Юрий Владимиров Андропов, на которого возлагались приличный надежды.

Простые люди видели в лидере сильного политика, способного продолжить линию партии, вернув стране былое могущество.

В кулуарах самой партии наоборот ходили расхожие мнения о том, что Андропов якобы слишком стар, и вытянуть государство из затяжного кризиса ему не под силу.

Несмотря на довольно короткий период нахождения у власти, генеральному секретарю удалось провести несколько важных реформ, сказавшихся коренным образом на будущем страны.

Экономические реформы Андропова

Как видный деятель коммунистической партии, имеющий представление обо всей подноготной государства, Андропов понимал, что главная его цель — улучшить экономическое положение страны. Он ратовал за изменение отношения к труду, за борьбу с коррупцией и произволом в торговле. Какие же меры экономического изменения положения в стране использовал новый генеральный секретарь?

  • Были ужесточены меры трудовой дисциплины, вплоть до того, что в местах общественного скопления проводились облавы с целью выявить прогульщиков и тунеядцев.
  • Андропов вел активную борьбу со спекуляцией и нетрудовыми источниками дохода.
  • Ужесточились меры борьбы с коррупцией и злоупотреблением в торговле.
  • Андропов продолжал настаивать на наращивании экономического влияния отечественной продукции и полной ликвидации иностранных товаров.

Своеобразная политика генерального секретаря в экономическом секторе дала свои плоды. В частности, уже в 1983 году был достигнут прирост в объемах производства народного хозяйства в 6%. Однако меры, вводимые Андроповым носили временный характер, и они вряд ли могли обеспечить долговременный экономический прирост.

Деятельность в сфере партийной чистки

Реформы Андропова напрямую касались и устройства государственного аппарата. В частности, после прихода к власти в конце 1982 года, Андропов заметно сократил численность аппарата государственного секретаря.

В дальнейшем, 19 министров лишились работы, произошло переизбрание новых лиц коммунистической партии на самые ответственные посты.

Андропов, как и его предшественники, пытается сформировать вокруг себя некую группу сподвижников, готовых поддерживать все его реформы.

Также генеральный секретарь привлекает к государственной деятельности видных ученых, докторов экономических наук. В этот же период наблюдаются послабления в плане государственного давления на интеллигенцию.

В дальнейшем, деятельность лидеров коммунистической партии будет направлена именно на уменьшение количества лиц, причастных в государственному управлению, и на улучшение связей с интеллигенцией.

Реформаторские действия касательно внешней политики

Андропов придерживался более открытой модели внешней политики, нежели его предшественники. Однако отношения с США все еще оставались крайне натянутыми. В недолговременный период нахождения Андропова у власти произошло несколько ключевых событий, повлиявших на развитие внешнеполитической стратегии СССР.

  • 8 марта 1983 года — Рональд Рейган называет СССР «империей зла».
  • 23 марта 1983 советский истребитель сбил пассажирский самолет с 283 пассажирами на борту, из-за чего в международной прессе стали проскальзывать моменты давления на советскую власть.
  • Улучшение отношений с Китаем.
  • Размещение США атомных ракет в Великобритании, ФРГ и Бельгии.

Несмотря на то, что Андропов пытался добиться разрядки международных отношений, его реформы привели лишь к ухудшению положения СССР на мировой арене.

В итоге, можно сказать, что реформы Андропова были логичными и цельными, они были направлены на улучшение экономического и социального положения в стране.

Однако сам генеральный секретарь не успел воплотить все свои идеи, поскольку уже осенью 1983 года состояние Андропова резко ухудшилось. Стране нужен был молодой и смелый правитель, способный направить СССР по совершенно новому пути развития.

Однако стране предстояло еще несколько лет напряженно ждать глобальных изменений.

Рекомендуем ознакомится: http://histerl.ru

Источник: http://worldunique.ru/punkt-1/istoriya-stran/31188-reformy-yu

Переломный период в истории России (80–90 гг. XX в.)

В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ политического устройства и духовной жизни общества.

Коренные изменения условий развития производства и методов руководство экономикой, преобразование в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечавшиеся перестройкой.

Они привели к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десяти лет советской системы.

К началу 80-х гг. Советский Союз достиг нового технического уровня, развились отрасли промышленности (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений.

Сформировались и действовали единые энергосистема, транспортная система, система автоматической связи, нефти- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов.

Однако административно-командная система управления, практика планирования и опека директивных органов над предприятиями сохранялись.

Курс на «обновление общества». В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю. В. Андроповым. В марте 1985 г.

Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Совет министров СССР на тот момент возглавил Н. И. Рыжков. М. С.

 Горбачев и поддерживавшие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма».

Суть «обновления общества» его инициатор М. С. Горбачев видел в соединение социализма и демократии, в установление «лучшего социализма». В состав Политбюро ЦК партии были включены новые члены — лица, разделявшие идеи Генерального секретаря (Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б. Н. Ельцин и А. Н. Яковлев.

Курс на повышение доходов населения, на рост его образования и улучшения жилищных условий способствовал развитию потребностей, повышению спроса на новые, более качественные товары и предметы потребления.

Однако производство товаров народного потребления, организация снабжения продовольствием, развитие сферы услуг, торговли, транспорта, индустрии отдыха и культуры, медицинского обслуживания было на низком уровне. В 60-е — первой половине 80-х гг.

возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.

Для более глубокого понимания выше перечисленных проблем остановимся на краткой характеристике политического развития СССР.

Перемены в общественно- политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало новый всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Широкое обсуждения нового правительственного курса проходило на массовых митингах граждан.

На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии «обновления разъяснял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных городов М. С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения.

Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей.

Были заменены председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компартии большинства союзных республик и т. д.

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразование в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи совершенствования социалистического общества.

Реформы политической системы: В 1985–1986 г. Развернулась борьба с нарушениями производительной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряды бывших государственных деятелей.

В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.

) На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросам о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. С.

 Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразованию политической системы общества.

Михаил Сергеевич Горбачёв, ставший в 1985 г. генеральным секретарём КПСС, был встречен обществом как лидер совершенно новой формации.

После коротких правлений Андропова и Черненко молодой лидер вернул обществу ощущение долгосрочной стабильности

Людей подкупала его молодость, выступления без бумажек, выходы в народ и программа реформ, лозунги которой — «перестройка, ускорение, гласность» — на несколько лет превратились в символы обновления страны.

Горбачёв имел свой взгляд на природу кризиса советской системы.

По его мнению, причина лежит не в недостатках социализма, а в недостаточном использовании его возможностей.

Это и предопределило цели его реформаторского курса:

—         «перестройка», т. е. внесение структурных и организационных изменений;

—         «гласность», т. е. выявление всех недостатков, препятствовавших ускорению социалистического развития;

—         «ускорение», т. е. вывод советской экономики на мировой уровень за счёт:

—         — опоры на живое творчество масс;

—         — поворота к науке;

—         — приоритета социальной сферы;

—         — избавления от искажений социалистической морали.

Замысел реформ был изложен Горбачёвым на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г.

В короткий срок был омоложен верхний эшелон руководства: Николай Рыжков стал премьер-министром, Борис Ельцин — секретарём ЦК и позже 1-ым секретарём Московского горкома партии и т. п.

Аппарат не только омолаживался, но и освобождался от наиболее консервативных членов — к 1987 г. было заменено 70 % Политбюро, 60 % секретарей обкомов партии, 40 % членов ЦК.

Политическое реформирование (1988 — март 1990 гг.)

Первый этап экономических реформ (1985–87 гг.) был направлен на подъём экономики с минимальными затратами за счёт «скрытых резервов».

На этом этапе не затрагивалась сама политическая система, а признавалась лишь необходимость совершенствования избирательной системы и контроля «снизу».

Концепция экономических реформ, разработанная к лету 1987 г., лишь в отдалённом будущем предполагала вхождение в рыночные отношения.

Ближайшей же задачей ставилась перестройка управления экономикой — переход от преимущественно административных к экономическим методам управления, т. е. перевод предприятий на хозрасчёт и самофинансирование.

Таким образом, наряду с экономической самостоятельностью должно было сохраняться государственное планирование экономики.

Эти идеи вылились в Закон о госпредприятии 1987 г.:

—         сохранялся принцип плановой экономики в виде госзаказа;

—         разрешение различных форм кооперации (однако, такие формы как акционерная, коллективная и частная ещё не предусматривались).

Важную роль сыграли и скороспелые и ничем не подкрепленные мероприятия Горбачёва.

—         Перенос упора с нового строительства на техническое перевооружение действующих предприятий.

—         Импорт был переориентирован с ширпотреба на новейшую технику, но из-за неправильной эксплуатации, отсутствия специалистов, запчастей и сырья необходимого качества эта техника простаивала.

—         В школьной реформе упор делался на всеобщее компьютерное обучение, чтобы быстро создать кадровую базу для научно-технического прогресса.

—         Но наша компьютерная техника была настолько отсталой и слабой, что не могла обеспечить этих нужд не только в качественном принципе, но и в количественном.

—         Постановление ЦК «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» 1985 г.

—         Эта мера, направленная на укрепление дисциплины, напоминала эпоху Н. С. Хрущёва.

—         «Закон о госприемке» должен был повысить дисциплину и качество на производстве, но привёл лишь к сокращению производства.

Читайте также:  Массовое движение в 30 - 40-х годах xix века - история России

—         Промышленность не способна была соответствовать заявленному уровню качества.

В октябре 1987 г. неожиданно с критикой хода «перестройки» выступил Б. Н. Ельцин.

Он критиковал не только консервативизм Лигачёва, но и нерешительность и полумеры самого Горбачёва.

В 1990 г. в верхах было разработано две экономические программы, что ознаменовало переход ко 2-ому этапу экономических реформ:

Правительственная (Рыжков) и «500 дней» (Шаталин — Явлинский).

Обе программы склонялись к радикализации реформ и переходу к рыночным отношениям, обе включали признание частной собственности и приватизацию, как передачу гос. собственности пока только в собственность трудовых коллективов, базовые же отрасли (энергетика, топливо, транспорт и т. п.) должны были оставаться в руках государства.

Второй этап «перестройки» (1988 — март 1990 гг.) начался с XIX Всесоюзной конференции КПСС (лето 1988 г.), на которой была поставлена задача радикальной демократизации партии, а через неё и общества.

Партия должна была сохранить роль политического авангарда, а административно-управленческие функции и государственная власть планировалось передать Советам.

Но партийная бюрократия не желали лишаться даже части своей власти, что подтолкнуло реформаторов к идее полного переноса власти в Советы, которые выступали на реформаторских позициях.

Подобный курс был с радостью встречен либерально-демократическими силами.

В обществе из «неформалов» возникают политические группы и организации, объединившие различные общественные силы.

В национальных республиках и городах формируются «Народные фронты», повсеместно проходят митинги и манифестации.

К сожалению, переносом власти в местные Советы воспользовались и национальные сепаратисты, выступающие на националистических позициях.

Наиболее кровавые столкновения на национальной почве произошли в Карабахе и в Грузии.

Карабахский конфликт, начавшийся осенью 1987 г., превратился в один из самых кровавых на территории СССР, продолжившись и в постсоветское время.

Нагорный Карабах, являясь автономной областью в составе Азербайджанской ССР, на 80 % был населен армянами.

Эта область была создана на армянской территории в 1923 г. для укрепления интернационализма между армянами и азербайджанцами.

Но в конце 80-х эта земля превратилась в первую «горячую точку» на советском пространстве.

Начало 1989 г. прошло на волне политической активности народных масс — общество было захвачено выборами I съезда народных депутатов СССР.

После распада СССР страна столкнулась с большими трудностями и в социально-экономической и политической областях. В этой связи приведем оценку состояния экономики России, данную в постановлении Совета Министров Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. о социально-экономическом положении страны: за январь — сентябрь 1993 г.

по сравнению с тем же периодом прошлого года произведенный национальный доход сократился на 15 %, объем промышленного производства — на 16,5 %, общая задолженность промышленных предприятий и строительных организаций возросла, составив 11,3 трлн.

рублей, замедлились темпы приватизации крупных и средних предприятий, не удалось добиться повышения жизненного уровня населения.

Литература:

1)      История России А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева. Т. Ф. Сивохина

2)      «История России» Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов

3)      История России Б. В. Леванов, В. А. Корнилов, В. В. Рябов.

Основные термины (генерируются автоматически): XXVII, государственная власть, общество, реформа, советская система, эта.

Источник: https://moluch.ru/conf/hist/archive/129/7665/

Реформы Андропова

Реформы Андропова начала 80-х годов

  • После периода застоя страна жаждала перемен. Прежние строгие порядки коммунистической власти остались в прошлом, а экономический кризис стал суровой реальностью. На Андропова же которого возлагались приличные надежды. Несмотря на довольно короткий период нахождения у власти, генеральному секретарю удалось провести несколько важных реформ, сказавшихся коренным образом на будущем страны.

Экономические реформы Андропова

  • Андропов понимал, что главная его цель — улучшить экономическое положение страны. Он ратовал за изменение отношения к труду, за борьбу с коррупцией и произволом в торговле. Какие же меры экономического изменения положения в стране использовал новый генеральный секретарь?
  • -Были ужесточены меры трудовой дисциплины, вплоть до того, что в местах общественного скопления проводились облавы с целью выявить прогульщиков и тунеядцев.
  • -Андропов вел активную борьбу со спекуляцией(скупка и перепродажа ценностей).
  • -Ужесточились меры борьбы с коррупцией и злоупотреблением в торговле.
  • -Андропов продолжал настаивать на наращивании экономического влияния отечественной продукции и полной ликвидации иностранных товаров.(Политика протекционизма).
  • Итог: Своеобразная политика генерального секретаря в экономическом секторе дала свои плоды. В частности, уже в 1983 году был достигнут прирост в объемах производства народного хозяйства в 6%. Однако меры, вводимые Андроповым носили временный характер, и они вряд ли могли обеспечить долговременный экономический прирост.

Деятельность в сфере партийной чистки

Реформы Андропова напрямую касались и устройства государственного аппарата. В частности, после прихода к власти, Андропов заметно сократил численность аппарата государственного секретаря. В дальнейшем, 19 министров лишились работы, произошло переизбрание новых лиц коммунистической партии на самые ответственные посты.

Андропов, как и его предшественники, пытается сформировать вокруг себя некую группу сподвижников, готовых поддерживать все его реформы. Также генеральный секретарь привлекает к государственной деятельности видных ученых, докторов экономических наук.

В дальнейшем, деятельность лидеров коммунистической партии будет направлена именно на уменьшение количества лиц, причастных в государственному управлению, и на улучшение связей с интеллигенцией.

Реформаторские действия касательно внешней политики

  • Андропов придерживался более открытой модели внешней политики, нежели его предшественники. Однако отношения с США все еще оставались крайне натянутыми. В недолговременный период нахождения Андропова у власти произошло несколько ключевых событий, повлиявших на развитие внешнеполитической стратегии СССР.
  • -8 марта 1983 года — Рональд Рейган называет СССР «империей зла».
  • -1 сентября 1983 советский истребитель сбил пассажирский самолет с 283 пассажирами на борту, из-за чего в международной прессе стали проскальзывать моменты давления на советскую власть.
  • -Улучшение отношений с Китаем.
  • -Размещение США атомных ракет в Великобритании, ФРГ и Бельгии. Итог: Несмотря на то, что Андропов пытался добиться разрядки международных отношений, его реформы привели лишь к ухудшению положения СССР на мировой арене.

Вывод:

  • В итоге, можно сказать, что реформы Андропова были логичными и цельными, они были направлены на улучшение экономического и социального положения в стране. Однако сам генеральный секретарь не успел воплотить все свои идеи, поскольку уже осенью 1983 года состояние Андропова резко ухудшилось. Стране нужен был молодой и смелый правитель, способный направить СССР по совершенно новому пути развития. Однако стране предстояло еще несколько лет напряженно ждать глобальных изменений.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/rieformy-andropova.html

План Андропова. Существовал ли в реальности план Андропова

После распада Советского Союза и воцарившегося в стране хаоса, многие советские граждане были убеждены, что всё происходящее является частью плана Юрия Владимировича Андропова, одного из умнейших руководителей страны и главы комитета госбезопасности СССР.

Из уст в уста передавалась «секретная информация» о том, что это специально всё «замутили», для того, чтобы выявить чуждых советскому обществу элементов, которых впоследствии посадят или расстреляют. В очередной раз проявилась наивная вера русского народа в «доброго царя».

Уже минуло три десятка лет с тех времён, но глядя на то, что у руля государства находится офицер КГБ – ФСБ, а выходцы из этой структуры заняли почти все посты в верхних эшелонах власти и бизнеса, начинаешь думать, что «план Андропова» — это не такая уж и выдумка.

Так мог ли на самом деле существовать некий план, который разработало ведомство Андропова на закате существования Советского Союза? Если собрать в единое целое обрывки из высказываний высокопоставленных чекистов, в разное время проговорившихся об этом, то можно нарисовать вполне правдоподобную картину происходившего в те и последующие годы.

Андропов, стоявший во главе такой серьёзной организацией как КГБ СССР, знал всю ужасающую картину реального положения дел в стране.

Неэффективная экономика, коррумпированное партийное руководство, отсутствие у людей всякого желания строить «светлое будущее» и, как следствие, повальное пьянство населения.

Прибавьте сюда тотальный дефицит товаров и продуктов, и картина государства-монстра будет полной.

Обладая аналитическим умом и лишённый иллюзий коммунистических идей, Андропов в середине 70-х годов прошлого столетия поручил группе особо доверенных лиц разработать план реорганизации политической и экономической жизни страны.

Вспомните слова Путина, о том, что большевистский принцип федерализма оказался бомбой замедленного действия, подложенной под российскую государственность. А ведь впервые эту мысль высказал именно Юрий Андропов, предложив ликвидировать построение государства по национальному принципу.

Новое государство, по идее Андропова, должно было базироваться на численности населения по регионам и производственной целесообразности административных границ. Роль образующей нации в новых районах должна была сведена к минимуму или погашена полностью.

Таким образом, планировалось полностью избавиться от межнациональной розни, которая существовала всегда, даже во времена «дружбы народов», хотя и не в таких масштабах, как в наши дни. Главную опасность для государства Андропов видел в партийной номенклатуре, которую называл «источником коррупционной и бюрократической язвы, заразившей Советский Союз».

КГБ СССР в те годы был единственной структурой, куда эта зараза не проникла. Поэтому в первые годы реформ планировалось ввести жёсткую диктатуру, ключевые посты распределить между руководителями гос.безопасности, а деятельность КПСС – запретить. Народу можно было это объяснить тем, что партия переродилась и дискредитировала себя, её ряды нуждаются в жёсткой «чистке».

Шестую статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС планировалось отменить.

Понятно, что это были бы не популярные (как бы сказали сейчас) меры. Вполне возможно они бы встретили сопротивление как у партийных кадров, у которых отбирались насиженные тёплые места, так и у простого народа, отвыкшего от строгой дисциплины. Поэтому было ожидаемо возрождение лагерной системы.

Но ужесточение политического режима являлось не самоцелью, а необходимым условием проведения масштабных экономических реформ, общий смысл которых заключался в радикальной перестройке народного хозяйства. Сегодня путь, по которому Андропов собирался направить страну, называют китайским.

Для проведения подобных реформ требовались специалисты новой формации, экономисты, лишённые идеологических догм, способные на основе производственных мощностей СССР выстроить новую, экономически эффективную модель государства.

Было решено отобрать таких людей из числа советских молодых специалистов и отправить их для обучения в зарубежные университеты, естественно под неусыпным контролем «органов». Из наиболее известных людей, вошедших в эту группу можно назвать Чубайса и Гайдара.

Реформы, по замыслу Андропова, должны были начаться в десяти экспериментальных зонах, причём в каждой из них планировалось развивать разный сценарий. По результатам преобразований необходимо было выделить наиболее оптимальный путь реформирования страны. Для осуществления столь грандиозных планов необходимы были колоссальные финансовые ресурсы.

Поэтому, с начала 80-х годов, руководство советских спецслужб начало на специальных оффшорных счетах аккумулировалась часть экспортной выручки СССР. Но что-то пошло не так. Придя после смерти Брежнева к верховной власти, Андропов принялся энергично наводить порядок в стране, отстраняя от власти коррумпированную партийную верхушку.

Читайте также:  Внешняя политика ссср в конце 60-х - начале 80-х гг. - история России

В первую очередь необходимо было лишить парт.аппарат поддержки силовиков. Поэтому был выдан ордер на арест министра внутренних дел Щёлокова, ставший к тому времени символом прогнившей советской номенклатуры. Лишённый всех званий и наград Щёлоков успел пустить себе пулю в висок, до того, как за ним «пришли».

Семьи Андропова и Щёлокова жили в одном доме, в одном подъезде, на одной лестничной площадке. После самоубийства мужа, жена Щёлокова совершила покушение на Андропова. Подкараулив у дверей квартиры, она зашла с ним в лифт и произвела несколько выстрелов из пистолета, после чего застрелилась сама.

Юрий Владимирович остался жив, но у него обострилось заболевание почек, приведшее к его скорой кончине.

После смерти Андропова не нашлось человека способного претворить его планы в жизнь. Испуганная партийная верхушка избрала генсеком КПСС дряхлого и немощного Константина Черненко, поставив крест на всех начинаниях Андропова. Его последователям пришлось уйти в подполье, сохранив финансовые накопления на офшорных счетах. Контроль над группой экономистов, обучающихся в зарубежных университетах, был утрачен.

Но Черненко был слишком стар, чтобы надолго задержаться у руля власти и вскоре «скоропостижно» скончался. Первым лицом государства стал Михаил Горбачёв, один из выдвиженцев Андропова. У Горбачёва было понимание о необходимости реформ в стране, но отсутствовала твёрдость духа для последовательности в их проведения .

В итоге он стал марионеткой в руках сил, нелегально заработавших в последние годы СССР огромные состояния и желавших выйти из тени. Сил, которые жаждали стать новыми хозяевами страны. Начался управляемый хаос, целью которого являлось разжигание недовольства у народа властью и подготовка правительственного переворота.

«Молодые реформаторы», которых готовили для экономических преобразований, активно включились в разграбление госсобственности и уничтожение производственных мощностей Советского Союза.

Руководители советских республик вступили в сговор между собой и подписали «Беловежское соглашение», согласно которому республики объявляли о своём суверенитете и становились независимыми государствами. Таким образом, СССР прекратил своё существование.

Окружение Ельцина так торопилось получить в своё безраздельное пользование российские просторы, что совершенно не удосужилось проработать пункты о границах новых государств. В результате чего Крым, отвоёванный у Османской империи и ставший частью России ещё при Екатерине II, отошёл Украине. До сих пор приходится разгребать последствия этого скорого дележа страны.

Но грош цена была бы нашей службе госбезопасности, если бы она сдала все свои позиции в великой некогда стране. Уйдя на «дно», кадровые разведчики сохранили силы и финансы для претворения в жизнь плана своего шефа, правда, уже в сильно трансформированном виде.

Ведь ситуация в стране изменилась кардинально, и нужно было приспосабливаться к новой реальности. Заметим, что сам Андропов не являлся догматиком и обладал гибким мышлением.

Ещё в июне 1983 года он высказал такую мысль: «Если говорить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические.

Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок»

Второй президент России, выходец из структур КГБ – ФСБ, Владимир Путин чётко следует трансформированному плану, разработанному когда-то в ведомстве Андропова.

Проведены все ключевые реформы — монетизация льгот, налоговая, образовательная, военная, медицинская, сейчас на очереди пенсионная. И хотя проходит это без реального общественного обсуждения, все они абсолютно либеральные. Свой диктаторский ресурс Путин использует на полную, но он у него весьма ограничен.

Президент не может распустить парламент, не может устроить полноценную номенклатурную чистку, много чего он не может. Но он обеспечил максимальный уровень западничества и демократии, на которые была согласна силовая элита, которая, в свою очередь, обеспечивает проведение модернизации экономики. Это и есть план Андропова, только без ГУЛАГа и гражданской войны. Поэтому и эффект не такой впечатляющий.

Источник: https://free-rupor.ru/andropov_plan

Юрий Владимирович Андропов

Биография Юрия Владимировича Андропова является довольно запутанной. Часто сведения о нем противоречат друг другу. Однако известно, что настоящая фамилия Андропова — Флекенштейн. Родился Андропов 15 июня 1914 г.

в Ставропольской губернии. В 1931 г. окончил полный курс семилетней фабрично-заводской школы, а в 1936 г. – Рыбинский речной техникум.

Обучался в Карело-Финском государственном университете и заочно окончил Высшую школу при ЦК КПСС.

Он примкнул к ВЛКСМ в 1930 г. Занимал пост секретаря ЦК комсомола Карелии до 1944 г. В период Великой Отечественной войны участвовал в партизанском движении. В 1944 г. Андропов перешел на партийную работу, получив должность второго секретаря Петрозаводского горкома партии. С 1951 г. находился в аппарате ЦК КПСС.

В период с 1954 по 1957 г. был послом СССР в Венгрии. Он являлся сторонником ввода войск в Венгрию в 1956 г., а позже сыграл одну из важнейших ролей в подавлении венгерского восстания против коммунистического режима. До 1967 г. Андропов был главой отдела социалистических стран ЦК КПСС, после чего занял должность председателя КГБ.

Он смог серьезно укрепить и расширить полномочия органов госбезопасности. Вел активную борьбу с диссидентами и правозащитниками. Андроповым инициирована высылка инакомыслящих.

Наиболее известна высылка и лишение гражданства А.И. Солженицына и академика Сахарова (в г. Горький, под надзор КГБ). Он оказал немалое влияние на принятие решения о вводе войск в Чехословакию в 1968 г.

, являлся сторонником ввода войск в Афганистан.

В 1974 г. Андропову присвоено звание Героя соц. труда, а в 1976-м — звание маршала Советского Союза. После избрания на должность генерального секретаря ЦК КПСС 12 ноября 1982 г. началось время правления Андропова.

Был провозглашен курс на преобразование социально-экономической сферы. Но уже через несколько месяцев реформы Андропова были сведены к административным мерам и разоблачению коррупционеров в ближайшем окружении. Внутри страны ужесточился идеологический контроль. В то же время обострилось и противостояние со странами Запада.

Стремясь укрепить личную власть, Андропов с июня 1983 г. совмещал должности председателя Президиума Верховного Совета СССР (главы государства) и генерального секретаря партии.

Смерть Андропова наступила через год, 9 февраля 1984 г., и была вызвана, по официальной версии, отказом почек. На похороны Андропова 14 февраля прибыли главы правительств многих стран, в том числе Д.

Буш — старший и Маргарет Тэтчер.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/pravlenie-andropova-i-ego-reformy/

Время Юрия Андропова — Россия — МК

Что сделало лидера КГБ реформатором

14.10.2009 в 18:45, просмотров: 14035 Ю.В.Андропов пробыл на вершине власти в СССР немногим более двух лет. Этому периоду не повезло. То его сводят к борьбе за дисциплину. То его объявляют началом перестройки. Но чаще вообще игнорируют.  
Для меня важно, был ли у Андропова план перестройки, альтернативный тем, которые имелись у М.С.Горбачева и Б.Н.Ельцина. А точнее, мог ли Андропов дать старт развитию по китайской модели выхода из социализма, при которой этот выход организует правящая при социализме коммунистическая партия.

1. Борьба за вершину пирамиды

Приход Андропова к рулю и ядерной кнопке не был результатом открытой политической борьбы вокруг концепций реформы. Напротив, были по преимуществу подковерные усилия претендента.

Андропов отодвинул одну группу своих конкурентов, используя обвинения в коррупции и взяточничестве.  

Это, конечно, не сталинские разоблачения шпионов и вредителей, не хрущевские ярлыки антипартийности. Он выдвинул борьбу с коррупцией. Это очень понятный массам мотив. Но он далек от проблем того, как выйти из социализма. Андропов устранил и Щелокова, и Медунова вовсе не как противников реформы или сторонников неприемлемого для него варианта реформ.  

И вторая группа конкурентов тоже была отстранена вовсе не в борьбе вокруг проблем реформ. Такие серьезные конкуренты Андропова, как Петр Машеров или Федор Кулаков, ушли из жизни странным образом.  

И Запад Юрий Владимирович “купил” не перспективами реформ, а историческим решением, разрешавшим выезд евреев из СССР. Это была серьезная взятка Западу за его терпимое отношение к приходу лидера КГБ к рулю власти в СССР. Это далеко от реформаторства.  

Для победы Андропову важно было нейтрализовать армию и ВПК.

И тут главным стала “подоспевшая” вовремя афганская война, дискредитировавшая и генералитет, и офицеров, и ВПК, оказавшихся бессильными перед афганскими пастухами.

На вопрос, кому же была нужна эта война и кто больше всего от нее выиграл, логичен ответ: Андропову. Армия от борьбы за кабинет Брежнева была отстранена. Это опять-таки важно, но это еще не реформаторство.  

Возвышению Андропова способствовали слухи и намеки: на его интеллектуальность, любовь к стихам и музыке, западным костюмам и марочным сортам виски, на его либерализм и прагматизм. Но слухов о его программе реформ не было.  

Таким образом, необходимо сделать вывод, что процесс восхождения Ю.В.Андропова на вершину пирамиды советской бюрократии прямого отношения к проблеме реформирования социализма не имел. Носителем программы реформ победивший Андропов не выступал.  

Что же сделало Андропова реформатором?  

Что помешало ему — в духе Брежнева — наслаждаться властью, “совершенствуя” развитой социализм?

2. Мотивы и факторы

Первый фактор — знание реальной ситуации и внутри СССР, и внешней. Он больше всех и лучше всех знал, как отстала страна.

Именно информированность о реальности наших “успехов” буквально толкала Юрия Владимировича, как когда-то одного из его предшественников — Лаврентия Берию, к реформам.

Читайте также:  Расцвет римской империи во ii-м веке - история России

Другой мотив — страх.

Если всему руководству КПСС придется отвечать, то счет к главе КГБ будет особый.  

За борьбу с диссидентством и инакомыслием. За созданное им пятое управление КГБ. За психушки.  

За Сахарова, о котором Андропов доложил Политбюро, что тот 80 раз посещал иностранные посольства и 600 раз встречался с иностранцами.  

За Солженицына, на которого Андропов “стучал” с 1965 года.  

А еще — поддержка террористов во всем мире, в том числе “спецтехникой”.  

А еще — покушение на Папу Римского.  

Чего стоят одни названия записок Юрия Владимировича в Политбюро! “О лицах, представляющих опасность в условиях военного времени”. “О дополнительных сведениях, составляющих государственную тайну”. И т.д., и т.п.  

Страх перед ответственностью за поражение 1941 года гнал Сталина до Берлина в надежде сделать Знамя Победы главной своей индульгенцией.  

Страх перед личной ответственностью за репрессии 37-го года усилил решимость Хрущева обвинить во всем Сталина.  

Страх, несомненно, играл свою роль и в решении Юрия Владимировича реформами спасти и социализм, и себя.  

Важным фактором, определявшим всю личность Андропова и влиявшим на подход Андропова к реформам, была его идеологическая позиция.  

Андропов, несомненно, был человеком идеи, и идейные мотивы для него были — после карьерных — вторые по важности.  

Говоря об академике Юрии Арбатове, Андропов как-то заметил, что Арбатов — коммунист, но не большевик. Сам же Юрий Владимирович был именно большевиком. Собственно, никакой другой идеологии, кроме ленинско-сталинской, он не изучал.

Учился в школе, из которой изгнали религию. Рос в обществе, где уже были “очищены” и учебники, и газеты, и библиотеки. Для него идеология государственного социализма была единственной идеологией.

Все остальные идеологии воспринимались как противники социализма.  

Нетрудно представить, что реформы для Андропова могли быть только на базе марксизма-ленинизма.

Еще один важный момент состоит в том, что Андропов никогда не руководил экономикой — ни на предприятии, ни в отрасли, ни в регионе.  

Возникала антиномия. Как истинный марксист, как большевик, он должен был начать с фундамента, с экономики. Более или менее серьезные реформы должны быть в экономике. Но именно экономики он не знал: ни как теоретик, ни как практик.  

Реформы — при такой идейной базе и при такой мотивации — могли быть только чисткой социализма, развитием его сущности и формированием его истинного облика.  

Таков был старт Ю.В.Андропова.

3. Концепция реформ Андропова

Как собирался Андропов реформировать СССР?  

Есть точка зрения таких уважаемых аналитиков, как Волкогонов, Яковлев, Авторханов: Юрий Владимирович собирался “кагэбэзировать” СССР.  

Как? Устранить прогнившую опору — аппарат КПСС, и оставить у власти КГБ. Для этого укрепить дисциплину, развернуть борьбу с коррупцией, провести чистку бюрократии. Взять реванш за устранение Хрущевым КГБ от власти.  

Был ли такой план у Андропова?  

Думаю, что состояние дел в стране не могло не вызывать у мыслящих кадров КГБ недовольство аппаратом КПСС. Думаю, что это недовольство у кого-то из них доходило до идей тотальной чистки.

В пользу этой версии говорят неоспоримые факты. Терпимое отношение КГБ в 1991 году к устранению КПСС от власти. Передача власти Б.Н.Ельциным именно руководству из КГБ.  

Но есть и серьезные сомнения.  

Во-первых, Юрий Владимирович не только вел борьбу за дисциплину, но и шел на меры децентрализации и экономической самостоятельности. При нем начался перевод пяти министерств на новые условия. При нем — меры по полному хозрасчету. И децентрализация, и рынок в концепцию “кагэбистского” СССР явно не вписываются.  

Во-вторых, в воспоминаниях я встречал оценки Юрием Владимировичем стран социалистического лагеря (“съедят они нас”) и его же оценки антиимпериалистического движения (“стоит кому-то заявить, что он за социализм, как мы бежим к нему с помощью”). Это не ленинизм.  

Но главным, на мой взгляд, является третье: усилия Андропова по разработке программы на будущее и по формированию своей команды.

4. О программе на будущее

Юрий Владимирович начал свою деятельность на посту лидера с того, чего не было ни у Горбачева, ни у Ельцина, — с теоретической разработки перспективы.  

В статье о Карле Марксе он покончил с прежней генеральной линией КПСС на немедленное строительство коммунизма.  

К 1981 году, когда Программа КПСС обещала коммунизм, в СССР, по словам армянского радио, в наличии была только Олимпиада.  

И хотя ряд членов Политбюро, в том числе глава правительства Тихонов, в верстке статьи Юрия Владимировича из ее заглавия настойчиво вычеркивали слово “социалистическое” и заменяли его на “коммунистическое”, сам Юрий Владимирович твердо стоял на своем.

Мы находимся не на стадии коммунистического строительства. И даже не в развитом социализме. Мы находимся только на начальном этапе развитого социализма. Мы не построили развитой социализм, а только входим в него. У нас масса нерешенных проблем прошлого.

Мой однокашник по экфаку МГУ, помощник Ю.В.Андропова Б.Г.

Владимиров (вместе с рядом представителей прогрессивной части партийной интеллигенции сыгравший большую роль в подготовке статьи Андропова), даже употреблял термин: нам нужна пятилетка нулевого роста — чтобы “постирать одежду”, “прибрать квартиру” и т.д. Словом, подтянуть “тылы”.  

Насколько прочно стоял на этих позициях сам Юрий Владимирович?  

Не очень. Отступая от коммунизма и говоря о социалистическом строительстве, Юрий Владимирович заявил, что базой всего остается марксизм-ленинизм. Так что подход к анализу будущего был ограничен “красными флажками”.  

Далее, через пару месяцев после статьи о Марксе, Андропов вернулся к термину о “развитии социализма на собственной основе”.  

Видимо, многое зависело от того, кто готовил материалы для него и как себя чувствовал Юрий Владимирович в момент работы над ними.  

Пленум ЦК в 1983 году на первое место поставил борьбу с коррупцией, то есть со следствием, а не с причиной.  

Я уже не говорю о том, что в докладе о 60-летии СССР Юрий Владимирович Андропов не указал на национализм России и республик как на основную и первоочередную опасность будущего.  

Спор о программе на будущее продолжался не один год. По настоянию Е.К.Лигачева и В.А.Медведева (при согласии М.С.Горбачева) было отвергнуто предложение (кажется, В.Печенева) о необходимости новой, четвертой программы КПСС. Взамен была изобретена формулировка: новая редакция Программы КПСС. Это очень связывало теоретический поиск.  

И все же главное было сделано. Как сказал кто-то из обвинителей Андропова: “он лишил советский народ коммунистической перспективы”.

5. Формирование команды

Юрий Владимирович Андропов, думая о будущем, после разработки теории на первое место ставил формирование среди высших руководителей команды, коллектива сторонников реформ.  Прежде всего на ведущую роль был выдвинут М.С.Горбачев, хотя Михаил Сергеевич не мог похвалиться чем-то серьезным в части успехов возглавляемого им участка — сельского хозяйства.

Но появившаяся впоследствии версия (ее огласил А.И.Вольский), что Юрий Владимирович назначил Михаила Сергеевича своим преемником, на мой взгляд, уязвима.

Она принижает роль усилий самого Михаила Сергеевича в борьбе за пост генсека.

А самое главное: Андропов выдвинул в Политбюро и другого явного претендента на роль нового генсека — Романова, переведя его в Москву. В Москву был переведен и Алиев.  

В члены и кандидаты Политбюро были избраны Соломенцев, Воротников, Алиев, Чебриков.

Далее Юрий Владимирович произвел два важных назначения. На пост руководителя орготдела — Е.К.Лигачева, а на пост руководителя экономического отдела — Н.И.Рыжкова.  

Все основные участники перестроечной команды были собраны именно Юрием Владимировичем Андроповым.  

Примечательно, что все выдвинутые — за исключением Чебрикова — были не из КГБ. Это тоже не вяжется с концепцией о планах Андропова “кагэбизировать” страну.  

Но надо отметить и следующее.  

Первое. Команду Андропов набирал только из рядов высшей номенклатуры. “Конец” брал из одной “конюшни”. Что было бы с реформами Петра I, если бы он выбирал “птенцов своего гнезда” только из боярской думы?  

Второе. Юрий Владимирович не устранил брежневское большинство в Политбюро.  

Но самым главным было третье. Команда Андропова отбиралась не “в рубке”, не в бою. Она даже своих взглядов на предстоящие перемены не обсуждала. Юрий Владимирович тем самым создал почву и посеял зерна для будущих конфликтов в своей же команде реформаторов.

* * *

Какие напрашиваются выводы?  

Андропов не стал ни автором, ни организатором реформ.  

Поэтому нельзя говорить об упущенном шансе китайского варианта выхода из социализма на базе “социализма с китайской спецификой” (в котором специфика явно перевешивала социализм). Андропов не был Дэн Сяопином. Он не думал о том, что главное не цвет кошки, а ее умение ловить мышей. Напротив, Юрий Владимирович думал о цвете социализма.  

Шанс китайского варианта выхода из социализма у СССР был. Но был давно — еще у Хрущева. Тот им не воспользовался, направив нас на коммунизм при жизни нынешнего поколения советских людей.

Но хотя сам Андропов выход из социализма не рассматривал даже теоретически, практически он дал старт движению по этому пути.

В развитии страны к перестройке и выходу из социализма Юрий Владимирович Андропов сыграл весомую роль.  

Во-первых, он освободил нас от задач непосредственного строительства коммунизма и тем самым дал теоретический старт поиску новых путей развития.  

Во-вторых, он сформировал в руководстве страны команду лидеров, ориентированных на радикальные перемены, на перестройку.  

Говоря словами из песни Высоцкого, красные флажки остались ограничителями. Но теперь, после Юрия Владимировича Андропова, они оставили варианты развития только по пути реформ.

Гавриил ПОПОВ, президент Международного университета в Москве 

Источник: http://www.mk.ru/367838

Ссылка на основную публикацию