Народы сибири — история России

Народы Сибири

Территорию Сибири можно назвать действительно многонациональной. На сегодняшний день её население в большей степени представляют русские. Начиная 1897 годом, и по сей день численность населения только растет.

Основу русского населения Сибири составляли торговцы, казаки и крестьяне. Главным образом коренное население располагается на территории Тобольска, Томска, Красноярска и Иркутска.

В начале восемнадцатого века русское население стало расселяться в южной части Сибири – Забайкалье, Алтае и Минусинских степях. В конце восемнадцатого века, в Сибирь переселилось огромное количество крестьян.

Они расположились преимущественно на территории Приморья, Казахстана и Алтая. А после начала строительства железной дороги и становления городов, численность населения стала расти еще быстрее.

Многочисленные народы Сибири

Современное состояние

Пришедшие на сибирские земли казаки и местные якуты стали очень дружны, они прониклись доверием друг к другу. Спустя некоторое время, они уже не делили себя на местных и туземцев. Совершались интернациональные браки, которые повлекли за собой смешение кровей. Основные народы, населяющие Сибирь, являются:

Чуванцы

Чуванцы расположились на территории Чукотского автономного округа. Национальный язык – чукотский, со временем полностью был вытеснен русским. Первая перепись населения в конце восемнадцатого века официально подтвердила 275 представителя чуванцев, обосновавшихся на территории Сибири и 177, перемещавшихся с место на место. Сейчас общее количество представителей этого народа около 1300.

Чуванцы занимались охотой и рыболовством, заводили ездовых собак. А главным занятием народа было оленеводство.

Орочи

— расположились на территории Хабаровского края. Этот народ имел и другое название – нани, которое также повсеместно употреблялось.

Язык народа – орочский, говорили на нем только старейшие представители народа, к тому же, он был бесписьменным. По официальной первой переписи численность населения орочей составляла 915 человек. Орочи преимущественно занимались охотой.

Отлавливали не только лесных обитателей, но и дичь. Сейчас представителей этого народа около 1000.Энцы

Энцы

были достаточно малочисленным народом. Их количество в первую перепись населения составляло всего 378 человек. Они кочевали в районах Енисея и Нижней Тунгуски. Язык энцев был похож на ненецкий, отличие было в звуковом составе. Сейчас осталось около 300 представителей.

Ительмены

обосновались на территории Камчатки, раньше они назывались камчадалами. Родной язык народа – ительменский, который является достаточно сложным и включает в себя четыре диалекта.

Численность ительменов, судя по первой переписи населения, составляла 825 человек. Ительмены в большинстве занимались отловом лососевых пород рыбы, также было распространено собирательство ягод, грибов и пряностей.

Сейчас ( по перепеси 2010 года) чуть больше 3000 представителей этой народности.Кеты

Кеты

— стали коренными жителями Красноярского края. Их количество на конец восемнадцатого века составляло 1017 человек. Кетский язык являлся изолированным от других языков Азии. Кеты практиковали сельское хозяйств, охоту и рыболовство. Кроме того, они стали основоположниками торговли. Основным товаром была пушнина. По перепеси 2010 года — 1219 человек

Коряки

— расположились на территории Камчатской области и Чукотского автономного округа.  Язык коряков наиболее близок к чукотскому. Основная сфера деятельности народа – оленеводство. Даже название народа переводится на русский языка как «богатый оленями». Численность населения в конце восемнадцатого века составляла 7335 человек.  Сейчас  ~ 9000.

Манси

Манси —  коренное население Ханты-Мансийского автономного округа . Ближайшие языковые родственники хантов. Используют мансийский язык, но вследствие активной ассимиляции около 60 % перешли на  русский язык. Численность — 12269 (2010 год.)

Тувинцы

— тюркский народ, коренное население Тувы .

Говорят на тувинском языке, входящем в саянскую группу тюркских языков. Верующие — буддисты, сохраняются также традиционные культы (шаманизм). Всего более 300 000 представителей. Один из самый многочисленный народ Сибири.

Буряты

— коренное население Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края.

Некоторые этнические группы бурят до сих пор делятся на роды и племена. Буряты в своей массе не однородны и условно делятся по этнотерриториальному признаку. Основная религия — Буддизм, местами можно встретить традиционные культы. Самый многочисленный из народов Сибири. Всего более 620 тысяч представителей, из них 461 тысяча живет на территории РФ.

Якуты

-народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков.  На 2010 год в России проживало 478,1 тыс. якутов.

Конечно есть еще множество совсем малочисленных народностей которые проживают на территории  Сибири и на описание их уйдет далеко не одна страница, но тенденция к ассимиляции со временем приводит к полному исчезновению малых народов.

Становление культуры в Сибири

Культура Сибири многослойна настолько, насколько огромно количество национальностей, проживающих на её территории. От каждого заселения местный народ принимал что-то новое для себя.

В первую очередь это коснулось орудий труда и бытовых принадлежностей. Пришлые казаки стали использовать в быту оленьи шкуры, местные орудия рыболовства, малицы из обихода якутов.

А те, в свою очередь, присматривали за скотом туземцев, когда те отсутствовали в своих домах.

В качестве материала для строительства использовались различные породы дерева, коих на территории Сибири предостаточно и до сих пор. Как правило, это была ель или сосна.

Климат на территории Сибири резко – континентальный, это проявляется в суровых зимах и жарком лете. В таких условиях местные жители прекрасно выращивали сахарную свеклу, картофель, морковь и другие овощи.

В лесной зоне можно было собрать различные грибы – грузди, маслята, подосиновики, и ягоды — голубика, жимолость или черемуха. На юге Красноярского края выращивали и фрукты. Добытое мясо и выловленную рыбу, как правило, готовили на костре, используя в качестве добавок травы тайги.

На данный момент кухня Сибири выделяется активным использованием домашней консервации.

Источник: https://goturist.ru/narody-sibiri/

«История Сибири с древнейших времен до наших дней»

Несмотря на то, что время выхода в свет неизбежно повлияло на некоторые выводы и оценки, 5–томное академическое издание «История Сибири с древнейших времен до наших дней», вышедшее в 1968–1969 годах под редакцией академика Алексея Павловича Окладникова, и поныне остаётся авторитетнейшим комплексным исследованием по истории Сибири, являя собой замечательный памятник советской научной мысли.

«История Сибири с древнейших времен до наших дней»: библиографическое описание

История Сибири с древнейших времен до наших дней (в 5 томах) / гл. ред. А.П. Окладников . — Л: Наука. Ленингр. отд–ние, 1968–1969.

Содержание

Том 1. Древняя Сибирь (Читать)

Первый том посвящен народам Сибири до присоединения к России. В нем охвачено, по крайней мере 25 тысячелетий сибирской истории, начиная с наиболее древних, известных в настоящее время, палеолитических культур каменного века и кончая периодом, непосредственно предшествующим приходу русских за Урал.

В нём в основном на новом археологическом материале с привлечением данных этнографии, языкознания, а также антропологии и четвертичной геологии освещен исторический путь многочисленных народов Сибири.

Показаны своеобразие их исторического развития и самобытный вклад в общечеловеческую мировую культуру, культурно–этнические связи и взаимодействие народов Сибири с соседними странами и народами.

Глава первая. История изучения древнейшего прошлого Сибири

Раздел первый ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЫ

Глава вторая. Сибирь в древнекаменном веке. Эпоха палеолита

​Глава третья. Сибирь в новокаменном веке. Эпоха неолита

Глава четвертая. Сибирь в бронзовом веке

Раздел второй ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ И ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА

Глава пятая. Сибирь в раннем железном веке. Первые племенные союзы

Глава шестая. Тюрки Сибири в VI—X вв. Первые государства

Глава седьмая. Дальний Восток в эпоху тунгусских государств. Бохай и Золотая империя (чжурчясени)

Глава восьмая. Народы Сибири перед присоединением к Русскому государству 

Том 2. Сибирь в составе феодальной России (Читать)

Второй том хронологически охватывает большой этап исторического развития Сибирской земли – с конца XVI до середины XIX века.

Присоединение Сибири к Русскому государству с конца XVI века обусловило коренной перелом в ее истории, отразившийся на этническом развитии и всех сторонах жизни местного населения и приведший к тому, что в относительно короткий срок Сибирская земля со своим этнически разнообразным населением, среди которого стали численно преобладать русские, превратилась в органическую часть многонационального Российского государства.

Раздел первый ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В СОСТАВЕ РОССИИ В XVI—НАЧАЛЕ XVIII в.

Глава первая. Присоединение Сибири к Русскому государству

Глава вторая. Хозяйственное освоение Сибири русским населением и народы Сибири

Глава третья. Социальные отношения, управление и классовая борьба

  1. Развитие феодальных отношений
  2. Управление
  3. Классовая борьба

Глава четвертая. Начало изучения Сибири. Культура края

  1. Накопление научных сведений о Сибири
  2. Культура

Раздел второй СИБИРЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 20—80-е ГОДЫ XVIII в.

Глава пятая. Производительные силы и социально-экономическое развитие

Глава шестая. Управление и классовая борьба

  1. Управление
  2. Классовая борьба

Глава седьмая. Культура края и исследование Сибири

  1. Культура
  2. Научные экспедиции и изучение Сибири

Раздел третий СИБИРЬ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И РОСТА КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ В КОНЦЕ XVIII—ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Глава восьмая. Экономическое развитие и социальные отношения

Глава девятая. Классовая борьба

Глава десятая. Управление, политическая ссылка и развитие общественной мысли в Сибири

Глава одиннадцатая. Культура Сибири

Том 3. Сибирь в эпоху капитализма (Читать)

В третьем томе исследуется процесс социально–экономического, политического и культурного развития огромной части России в эпоху капитализма вплоть до 1917 года. В пореформенное время совершался процесс развития капитализма вширь – сфера его господства распространялась и на сибирские окраины России.

Читайте также:  Венский конгресс 1814 - 1815 гг. - история России

Отсутствие помещичьего землевладения стимулировало рост капиталистических отношений, но более широкое развитие капитализма томозилось докапиталистическими пережитками. Особенность развития Сибири в конце XIX – начале XX века определялась тем, что она продолжала оставаться аграрно–сырьевой базой центра страны.

Однако в это время усилилась роль Сибири как сферы приложения свободных капиталов. Рост внутреннего общероссийского российского рынка, приток русских и иностранных капиталов дали толчок развитию сибирской промышленности. Важнейшее значение для развития Сибири имело проведение Сибирской железной дороги.

Великий Сибирский путь усилил экономические, политические и культурные связи сибирских окраин с Европейской Россией, способствовал росту переселения в Сибирь, придал мощный импульс развитию новых отраслей экономики.

Раздел первый СИБИРЬ В ПЕРИОД ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА (60—90-е ГОДЫ XIX в.)

Глава первая. Развитие капитализма в Сибири в 60—90-х годах XIX в.

Глава вторая. Народы Сибири во второй половине XIX и начале XX в.

Глава третья. Политическая ссылка, общественное движение и классовая борьба в Сибири во второй половине XIX в.

Раздел второй СИБИРЬ В ПЕРИОД ИМПЕРИАЛИЗМА

Глава четвертая. Экономическое развитие Сибири в конце XIX и начале XX в.

Глава пятая. Революционное движение в Сибири в конце XIX—начале XX в.

Глава шестая. Революционное движение в Сибири периода первой русской революции 1905—1907 гг.

Том 4. Сибирь в период строительства социализма (Читать)

В IV томе освещено (естественно – с позиции советской исторической школы), как победа Октябрьской революции 1917 года и последовавшие за ней события – гражданская война, восстановление хозяйства и социалистическое строительство – отразились на истории Сибирского края. Хронологические рамки тома – 1917–1937 годы.

Раздел первый ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В СИБИРИ

Глава первая. Великая Октябрьская социалистическая революция

Глава вторая. Организация Советской власти и первые социалистические мероприятия

Глава третья. Гражданская война

Раздел второй СИБИРЬ В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ И НАЧАЛА РЕКОНСТРУКЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (1921-1928 гг.)

Глава четвертая. Борьба за восстановление народного хозяйства (1921 — 1925 гг.) 

Глава пятая. Начало социалистической реконструкции народного хозяйства (1926-1928 гг.)

Глава шестая. Культурное строительство

Том 5. Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму (Читать)

Заключительный том рассказывает о развитии Сибири в годы социалистического строительства с конца 1930–х до середины 1960–х годов. Важное место в томе занимает освещение неоценимого вклада сибиряков в дело победы в Великой Отечественной войне.

Раздел первый СИБИРЬ НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1937—1945 гг.)

Глава первая. Сибирь в годы упрочения и развития социалистического общества (1937—июнь 1941 г.) 

Глава вторая. Сибирь в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 — 1945 г.) 

Раздел второй СИБИРЬ В ГОДЫ ПОСЛЕВОЕННЫХ ПЯТИЛЕТОК (1946-1958 гг.)

Глава третья. Сибирь в период восстановления и развития народного хозяйства (1946—1950 гг.) 

Глава четвертая. Сибирь на завершающем этапе социалистического строительства (1951—1958 гг.) 

Глава пятая. Культура и наука (1946—1958 гг.) 

Глава шестая. Национальные районы Сибири 

Раздел третий СИБИРЬ НА НОВОМ ЭТАПЕ КОММУНИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (1959-1965 гг.)

Глава седьмая. Строительство материально-технической базы коммунизма. Дальнейшее совершенствование общественных отношений 

Глава восьмая. Культура и наука 

Глава девятая. Национальные районы Сибири 

Источник: http://irkipedia.ru/node/3644/%E2%80%A6

Роль народов Сибири в истории

Роль народов Сибири в истории

Весь обобщенный документальный материал наглядно опровергает расистские взгляды на всемирную историю, на взаимоотношения к. место в ней «малых» и «больших» народов.

Народы Сибири внесли оригинальный вклад в мировую культуру. Их история — нераздельная и существенная часть истории советского народа, а вместе с ней и всемирной истории человечества. Она начинается с освоения человеком пространства между Уралом и Тихим океаном.

Первоначальное проникновение человека в Северную Азию произошло, возможно, значительно раньше, чем принято думать, еще задолго до последнего, сартанского, оледенения. 20—25 тыс. лет тому назад на берегах.

Ангары, Енисея, Селенги и Лены уже существовали общины палеолитических охотников, добывавшие себе пищу охотой на мамонтов, носорогов и северных оленей.

Палеолитические люди при этом проникали сюда не из одного какого-либо центра, а из различных областей Европы и Азии, в первую очередь из приледниковой зоны Европы, а также из Средней Азии и, вероятно, из Центральной Азии — Монголии.

Освоение новых областей в глубине Азии было вместе с тем процессом возникновения новых очагов культуры, в том числе искусства.

Об этом свидетельствуют замечательные образцы реалистического в своей основе художественного творчества охотников на мамонтов, найденные сначала у Военного госпиталя в Иркутске, а затем — в Мальте и Бурети, такие же в основном, как в Дордони, в Моравии, на Дону в Костёнках. или в Мезине на Украине.

Культура палеолитических племен Сибири, какой она окончательна сложилась к концу ледникового периода, обнаруживает удивительную УСТОЙЧИВОСТЬ. Здесь не произошло такого крутого перелома, каким была «микролитическая революция» на западе. Минуя ее, древние племена Сибири вступили в новую, неолитическую, эру своей истории.

Это объясняется, нужно думать, с одной стороны, стабильностью этнического состава местного населения на протяжении тысячелетий, а с другой — тем, что еще в недрах палеолита и особенно на том этапе, который можно назвать сибирским мезолитом или с одинаковым правом эпипалеолитом, здесь были заложены основы дальнейшего прогресса.

В это время появляются вкладышевые орудия, а затем и гарпуны. Рано было приручено и первое в истории домашнее животное — собака.

В Сибири 4—5 тыс. лет тому назад потомки палеолитических людей, люди неолита, все еще в подавляющем своем большинстве находились на уровне древнего охотничье-собирательского и рыболовецкого хозяйства. Однако это хозяйство уже нельзя было назвать примитивным. У охотников Прибайкалья появляется, например, первый в мире серовский лук

усиленного или даже сложного типа. Они создают богатый набор орудий, обслуживающих потребности их охотничьего производства. У них складывается оригинальный тип легкой распашной одежды и, должно быть, появляются лодки-берестянки и лыжи.

Развивается и реалистическое искусство, анималистическое в основе.

Одним словом, возникает своеобразный этнографический комплекс культуры пеших охотников тайги, определявшийся жизнью человека в новых ландшафтных условиях: открытые пространства степей и тундр ледниковой эпохи теперь сменила тайга, безбрежное зеленое море.

Одновременно возникают не менее развитые и специализированные культуры дальневосточных рыболовов и морских охотников, а в Приморье и на Среднем Амуре — также и земледельцев — представителей принципиально нового производящего хозяйства.

На фоне этого прогрессивного развития в области материальной культуры и хозяйства происходят не менее важные события в иной сфере исторического процесса — этнической.

К западу от Урала и до Енисея выступает целостным массивом группа неолитических памятников, для которых характерны такие признаки, как ямочный и струйчатый орнамент на сосудах и образ птицы (утки) в искусстве.

К востоку от Енисея в Восточной Сибири распространены своеобразные памятники байкальской неолитической культуры и других родственных ей культур таежных охотников. Третий большой мир неолитических племен начинается в верховьях Амура и может быть назван дальневосточным, или тихоокеанским.

Внутри каждой такой области можно проследить более мелкие локальные подразделения, которые нередко переслаиваются и мозаичным образом перекрывают друг друга. За взаимоотношениями групп неолитических памятников — археологических культур прослеживаются еще более сложные отношения конкретных этнических образований.

Между Уралом и Енисеем развертывался процесс становления угро-самоедской этнической общности. В восточносибирской тайге и верховьях Амура возник тот этнокультурный комплекс, который сохранился до недавнего времени у северных тунгусов и их двойников по культуре (но не по языку)—юкагиров.

На Амуре и в Приморье жили группы племен, культура которых, как свидетельствует археология и этнография, пережиточно уцелела у амурских племен XVIII—XIX вв. — нивхов, ульчей и нанайцев.

У ительменов же и у оседлых коряков, а также у эскимосов древняя неолитическая культура устойчиво жила и господствовала вплоть до соприкосновения с европейцами.

Неолитическая эпоха явилась, таким образом, решающим этноисторическим рубежом в прошлом народов Сибири и Дальнего Востока, периодом первоначального оформления тех этнических групп и культур, которые так или иначе дошли до нашего времени и являются в полном смысле этого слова аборигенными — исходной основой для дальнейшего развития сибирских народностей.

В дальнейшем, в эпоху бронзы и в раннем железном веке, когда камень в технике сменяется металлом, происходят новые большие перемены в хозяйстве ряда сибирских племен, в первую очередь тех из них, которые заселяли плодородную Минусинскую котловину, Туву, степи Западной Сибири и степные области Забайкалья. Уже во II тыс. до н. э. у андроновских племен складывается комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство, классическим образцом которого стал затем в I тыс. до н. э. уклад жизни тагарских племен в Минусинском крае. Затем в степях Евразии и на Алтае распространяются скотоводы, конные кочевники с их войлочными юртами, «звериным» стилем и первыми эпическими поэмами, с хищной воинственной аристократией во главе. Передвижения кочевых племен и их социальный строй, все возрастающие потребности степной аристократии к роскоши способствовали резкому расширению политиче-

ских, экономических и культурных связей с другими странами, в том числе со скифами-саками и древними цивилизациями классического Востока. Вместе с тем начинается экспансия степняков, преимущественно иранцев по языку и культуре, в области, занятые носителями древней охотничье-рыболовческой культуры. Так возникает, в частности, удивительно «гибридное» искусство усть-полуйской культуры.

Читайте также:  Освобождение территории ссср в 1943 - 1944 гг. - история России

Если сначала эти культурные и политические связи были ориентированы в основном на запад, то в конце I тыс. до н. э. происходят существенные перемены. В степях Центральной Азии возникает мощное племенное объединение гуннов. Развертывается экспансия гуннов на запад. В I тыс. н. э. руководящая роль в степях переходит к тюркам.

Начинаете» новый, тюркский, период в истории Центральной Азии и на всем протяжении «степного пояса» Евразии. Складываются первые степные империи, первые государства кочевников — тюркские каганаты, в которых определяющее место занимают новые, феодальные в основе, социальные отношения.

Отражение этих событий обнаруживается в Сибири повсюду, где могли кочевать степняки со своими стадами, — от Хингана и Кореи до Урала.

В то же время возникают первые государства дальневосточных племен. В Маньчжурии, в Приморье и отчасти на Амуре появляются сначала государства Бохай и империя киданей Ляо, а затем — еще более могущественная Золотая империя чжурчженей (Цзинь).

Эти государства были созданы в одно время с Киевской Русью, в XI—XIII вв. тунгусскими (Бохай и Цзинь) и монгольскими народами (Ляо). Социально-политическая эволюция и экономика дальневосточных племен достигают на этом этапе своей высшей точки.

Но все было прервано новыми событиями катастрофического масштаба, надолго оставившими свой след не только в истории Сибири, но и в мировой истории. В степях по Онону и Керулену под знаменами Чингис-хана собираются монгольские племена.

Завоеватели монголы устремляются сначала против своего извечного врага — чжурчженей, а затем против Китая. Монгольское завоевание уничтожило государство и культуру чжурчженей.

После упорной борьбы под властью монгольских завоевателей на долгое время оказались и многие восточносибирские племена, начиная с «лесных монголов», а также степные кочевники Западной Сибири.

В дальнейшем началась новая агрессия из глубин Азии маньчжурских феодалов, создавших в XVII—XVIII вв. свое столь же могущественное, как и воинственное государство. Маньчжуры на 300 лет покорили Китай и Монголию. Они насаждали в захваченных ими странах, в том числе и в соседней с Сибирью Монголии, свои азиатские порядки и жестоко порабощали покоренные народы.

Их политика способствовала углублению застоя в развитии производительных сил и у тех народов, которые не входили в сферу непосредственного господства маньчжуров.

Застой этот на Дальнем Востоке и в Маньчжурии был вызван сначала тем тяжелым ударом, которым явилось вторжение монголов и гибель государства чжурчженей.

Возникновение маньчжурской империи не способствовало прогрессивному развитию даже и самой родины Цинской династии, Маньчжурии. Она служила лишь источником, откуда маньчжурскими феодалами черпались людские и манные резервы для новых завоеваний.

Приморье же и Приамурье, не принадлежавшие Китаю и маньчжурам, вообще оставались в стороне от всего, что происходило за их пределами: там по-прежнему сохранялись старые первобытнообщинные порядки и сложившиеся веками древние формы хозяйства.

На остальных пространствах Сибири остро сказывалось отрицательное влияние суровых природных условий. Достигнув определенного уровня

в развитии производительных сил, население тайги и тундры исчерпало свои возможности. Оно уже не могло пойти дальше охотничье-рыболовческого хозяйства, опираясь только на собственные силы и ресурсы, без прогрессивных стимулов, без поддержки извне.

Здесь повсюду безраздельно господствовало натуральное хозяйство существовали архаические общественные отношения, не поднимавшиеся первобытной общины. В лучшем случае наблюдалось переплетение первобытнообщинного строя с элементами феодализма.

Решающее значение для дальнейшей истории Сибири имело поэтому то обстоятельство что агрессия маньчжурских феодалов столкнулась со временем с мощной встречной силой Русского централизованного государства и захлебнулась у его границ, простиравшихся уже в XVII в. до Тихого океана.

Включение Сибири в состав России имело свои глубокие причины и соответствовало исторически складывавшейся необходимости. Как писал В. И. Ленин, «Россия географически, экономически и исторически относится не только к Европе, но и к Азии».

1 Вся история Сибири, начиная с палеолита, свидетельствует о тесной связи между Сибирью и пространствами, лежащими к западу от Урала, который больше соединял, чем разъединял народы Восточной Европы и Азии.

Такие контакты начинаются уже в те отдаленные времена, когда охотники за мамонтами начинают освоение освобожденных от льда северных пустынь. Они продолжаются и позже, когда по обе стороны Урала складываются этнические общности финских, самоедских и угорских племен.

Затем родственные скифам Причерноморья, сакам Памира племена и их культуры распространяются вплоть до глубины Центральной Азии. Со временем на берегу Ангары обосновывается согдийская колония, а тюркские племена, по словам летописи, «геройствуют» от Дуная до р. Желтой.

Во времена Монгольской империи русские земли испытали общую судьбу с Сибирью и в то же время стали заслоном на пути завоевателей, грозивших всему остальному миру.

300 лет тому назад этот заслон был отодвинут на Восток до берегов Амура и Саянского хребта, на этот раз против новых претендентов на господство в Азии — маньчжурской династии Цин.

И тогда же народы Сибири навсегда, навеки, объединяются в пределах одного могущественного государства с русским народом и другими народами нашей Родины.

Это был для них новый путь в будущее, сложный и противоречивый, на в целом с точки зрения общей исторической перспективы, безусловно, прогрессивный. Войдя в состав Русского государства, народы Сибири на всем ее пространстве подпадали под власть царизма.

Но в то же время они вошли в прямой контакт с русским народом, приобщились к передовой цивилизации, к высокой культуре русского народа, нашли в ней мощный стимул для своего дальнейшего развития. Началась их совместная борьба за лучшее будущее.

1 В. И. Ленин, Полн. собр. соч. т. 30, стр. 326.

Рекомендуем ознакомится: http://www.protown.ru

Источник: http://worldunique.ru/punkt-1/istoriya/34371-rol-narodov-sibiri-v-istorii

История освоения Сибири в 17 веке :

Процесс включения обширных территорий Сибири и Дальнего Востока в состав Российского государства занял несколько веков. Наиболее значимые события, которые определили дальнейшую судьбу региона, произошли в шестнадцатом-семнадцатом веках.

В нашей статье расскажем, как проходило освоение Сибири в 17 веке кратко, но изложим все имеющиеся факты.

Эта эпоха географических открытий ознаменовалось основанием Тюмени и Якутска, а также открытием Берингова пролива, Камчатки, Чукотки, что значительно расширило границы государства Российского и закрепило его экономические и стратегические позиции.

Этапы освоения Сибири русскими

В советской и российской историографии принято разделение процесса освоения северных земель и включения их в состав государства на пять этапов:

  1. 11-15-е века.
  2. Конец 15-16-х вв.
  3. Конец 16-го-начало 17-го вв.
  4. Середина 17-18 вв.
  5. 19-20-е века.

Цели освоения Сибири и Дальнего Востока

Особенность присоединения Сибирских земель к Русскому государству заключается в том, что освоение осуществлялось в стихийном порядке.

Первопроходцами были крестьяне (бежали от помещиков, чтобы спокойно трудиться на свободной земле в южной части Сибири), купцы и промышленники (искали материальную выгоду, например, у местного населения можно было выменять очень ценный по тем временам мех на сущие безделушки, стоящие копейки). Некоторые отправлялись в Сибирь в поисках славы и делали географические открытия, чтобы остаться в памяти народа.

Освоение Сибири и Дальнего Востока в 17 веке, как во всех последующих, велось с целью расширения территории государства и увеличения численности населения.

Свободные земли за Уральскими горами привлекали высоким экономическим потенциалом: пушниной, ценными металлами.

Позже эти территории действительно стали локомотивом индустриального развития страны, да и в настоящее время Сибирь обладает достаточным потенциалом и является стратегическим регионом России.

Особенности освоения Сибирских земель

Процесс колонизации свободных земель за Уральским хребтом включал постепенное продвижение первооткрывателей на Восток до самого тихоокеанского побережья и закрепление на Камчатском полуострове. В фольклоре народов, населявших северные и восточные земли, для обозначения русских чаще всего используется слово «казак».

В начале освоения Сибири русскими (16-17 века) первопроходцы продвигались, главным образом, по рекам. По суше они шли только в местах водораздела. По прибытии в новую местность, первопроходцы начинали мирные переговоры с местным населением, предлагая присоединиться к царю и платить ясак – натуральный налог, как правило, пушниной. Переговоры не всегда оканчивались успешно.

Тогда дело решалось военным путем. На землях местного населения устраивались остроги или просто зимовья. Там оставалась часть казаков для поддержания покорности племен и сбора ясака. Вслед за казаками шли крестьяне, духовенство, купцы и промышленники. Наибольшее сопротивление оказывали ханты и другие крупные племенные союзы, а также Сибирское ханство.

Кроме того, имели место несколько конфликтов с Китаем.

Новгородские походы до «железных врат»

Новгородцы еще в одиннадцатом веке добрались до Уральских гор («железных врат»), но были разбиты юграми. Югрой тогда называли земли Северного Урала и побережье Ледовитого океана, где проживали местные племена. С середины тринадцатого века Югра уже была освоена новгородцами, но зависимость эта не была прочной. После падения Новгорода задачи по освоению Сибири перешли к Москве.

Свободные земли за Уральским хребтом

Традиционно первый этап (11-15 века) еще не считается покорением Сибири. Официально оно начато походом Ермака в 1580 году, но уже тогда русские знали, что за Уральским хребтом есть обширные территории, оставшиеся практически ничейными после распада Орды.

Читайте также:  Россия в начале 21 века - история России

Местные народности были немногочисленны и слабо развиты, исключением было только Сибирское Ханство, основанное сибирскими татарами. Но в нем постоянно кипели войны и не прекращались междоусобицы.

Это привело к его ослаблению и к тому, что вскоре оно стало частью Русского Царства.

История освоения Сибири в 16-17 веках

Первый поход был предпринят при Иване III. До этого обратить свой взор на восток русским правителям не давали внутриполитические проблемы. Всерьез за свободные земли взялся только Иван IV, да и то в последние годы своего правления. Сибирское ханство формально вошло в состав Российского государства еще в 1555 году, однако позже хан Кучум объявил своих людей свободными от дани царю.

Ответ был дан отправкой туда отряда Ермака. Казачьи сотни под предводительством пяти атаманов захватили столицу татар и основали несколько поселений. В 1586 году в Сибири был заложен первый русский город – Тюмень, в 1587 году казаки основали Тобольск, в 1593 – Сургут, а в 1594 – Тару.

Если кратко, освоение Сибири в 16-17 веках связано со следующими именами:

  1. Семен Курбский и Петр Ушатый (поход в ненецкие и мансийские земли в 1499-1500 годах).
  2. Казак Ермак (поход 1851-1585 годов, освоение Тюмени и Тобольска).
  3. Василий Сукин (не был первопроходцем, но положил начало обустройству русских людей в Сибири).
  4. Казак Пянда (в 1623 году казак начал поход по диким местам, открыл реку Лену, дошел до того места, где позже был заложен Якутск).
  5. Василий Бугор (в 1630 году заложил на Лене город Киренск).
  6. Петр Бекетов (основал Якутск, ставший базой для дальнейшего освоения Сибири в 17 веке).
  7. Иван Москвитин (в 1632 году стал первым европейцем, который вместе со своим отрядом вышел к Охотскому морю).
  8. Иван Стадухин (открыл реку Колыма, исследовал Чукотку и первым заходил на Камчатку).
  9. Семен Дежнев (участвовал в открытии Колымы, в 1648 году полностью прошел Берингов пролив и открыл Аляску).
  10. Василий Поярков (совершил первый поход на Амур).
  11. Ерофей Хабаров (закрепил за Российским государством Приамурье).
  12. Владимир Атласов (в 1697 году присоединил Камчатку).

Таким образом, если говорить кратко, освоение Сибири в 17 веке ознаменовалось заложением основных российских городов и открытием путей, благодаря которым регион в дальнейшем стал играть большое народнохозяйственное и оборонное значение.

Сибирский поход Ермака (1581-1585)

Освоение Сибири казаками в 16-17 веках начато походом Ермака против Сибирского ханства. Отряд из 840 человек был сформирован и оснащен всем необходимым купцами Строгановыми. Поход проходил без ведома царя. Костяк отряда составили атаманы волжских казаков: Ермак Тимофеевич, Матвей Мещеряк, Никита Пан, Иван Кольцо и Яков Михайлов.

В сентябре 1581 года отряд поднялся по притокам Камы до Тагильского перевала. Казаки расчищали себе путь вручную, временами даже тащили суда на себе, подобно бурлакам. На перевале они возвели земляное укрепление, где остались до тех пор, пока по весне не сошел лед. По Тагилу отряд сплавился в Туру.

Первая стычка казаков с сибирскими татарами произошла в современной Свердловской области. Отряд Ермака разгромил конницу князя Епанчи, а затем без боя занял городок Чинги-туру.

Весной-летом 1852 года казаки во главе с Ермаком несколько раз вступали в бой с татарскими князьками, а уже к осени заняли тогдашнюю столицу Сибирского ханства. Через несколько дней татары со всех уголков ханства начали привозить завоевателям дары: рыбу и другие съестные припасы, пушнину.

Ермак позволил им вернуться в свои селения и пообещал защищать от врагов. Всех, явившихся к нему, он обложил податью.

В конце 1582 года Ермак отправил в Москву своего помощника Ивана Кольцо, чтобы тот известил царя о разгроме Кучума – сибирского хана. Иван IV щедро одарил посланника и отправил обратно. По указу царя князь Семен Болховской снарядил еще один отряд, Строгановы выделил еще сорок добровольцев из числа своих людей. Отряд прибыл к Ермаку только к зиме 1584 года.

Завершение похода и основание Тюмени

Ермак в то время успешно покорял татарские городки по Оби и Иртышу, не встречая яростного сопротивления. Но впереди была холодная зима, которую не смогли пережить не только Семен Болховской, назначенный воеводой Сибири, но и большая часть отряда. Температура опускалась до -47 градусов по Цельсию, а достаточного количества припасов не было.

Весной 1585 года восстал мурза Карача, истребив отряды Якова Михайлова и Ивана Кольцо. Ермак был окружен в столице бывшего Сибирского ханства, но один из атаманов предпринял вылазку и смог отогнать нападавших от города. Отряд понес значительные потери. В живых осталось меньше половины тех, кто был снаряжен Строгановыми в 1581 году. Трое из пяти казачьих атаманов погибли.

В августе 1985 года Ермак погиб в устье Вагая. Казаки, оставшиеся в татарской столице, решили зимовать в Сибири. В сентябре им на помощь отправилась еще одна сотня казаков под командованием Ивана Мансурова, но в Кишлыке служивые никого не застали. Следующая экспедиции (весна 1956 года) была подготовлена гораздо лучше.

Под руководством воеводы Василия Сукина был заложен первый сибирский город Тюмень.

Основание Читы, Якутска, Нерчинска

Первым значительным событием в освоении Сибири в 17 веке стал поход Петра Бекетова по Ангаре и притокам Лены. В 1627 году его в качестве воеводы отправили в Енисейский острог, а на следующий год — на усмирение тунгусов, напавших на отряд Максима Перфильева.

В 1631 году Петр Бекетов стал во главе отряда из тридцати казаков, которым предстояло пройти по реке Лене и закрепиться на ее берегах. Уже к весне 1631 года он срубил острог, который позже был назван Якутском.

Город стал одним из центров освоения Восточной Сибири в 17 веке и позднее.

Поход Ивана Москвитина (1639-1640 гг.)

Иван Москвитин участвовал в походе Копылова в 1635-1638 годах к реке Алдан. Руководитель отряда позже направил часть солдат (39 человек) под командованием Москвитина к Охотскому морю.

В 1638 году Иван Москвитин вышел к берегам моря, совершил походы к рекам Уда и Тауй, получил первые данные об Удском районе.

В результате его походов побережье Охотского моря было исследовано на протяжении 1300 километров, а также открыты Удская губа, Амурский лиман, остров Сахалин, Сахалинский залив, устье Амура. Кроме того, Иван Москвитин привез в Якутск хорошую добычу – много пушного ясака.

Открытие Колымы и Чукотская экспедиция

Освоение Сибири в 17 веке продолжилось походами Семена Дежнева. Он попал в Якутский острог предположительно в 1638 году, проявил себя усмирением нескольких якутских князей, совместно с Михаилом Стадухиным совершил поход на Оймякон для сбора ясака.

В 1643 году Семен Дежнев в составе отряда Михаила Стадухина прибыл на Колыму. Казаки основали Колымское зимовье, которое позже стало крупным острогом, которое назвали Среднеколымск.

Городок стал опорным пунктом освоения Сибири во второй половине 17 века.

На Колыме Дежнев служил до 1647 года, но когда вышел в обратное плавание, крепкие льды закрыли путь, так что решено было остаться в Среднеколымске и дождаться более благоприятного времени.

Знаменательное событие в освоении Сибири в 17 веке произошло летом 1648 года, когда С. Дежнев вышел в Ледовитый океан и прошел Берингов пролив за восемьдесят лет до Витуса Беринга. Примечательно, что даже Берингу не удалось пройти пролив полностью, ограничившись только южной его частью.

Закрепление Приамурья Ерофеем Хабаровым

Освоение Восточной Сибири в 17 веке продолжалось русским промышленником Ерофеем Хабаровым. Свой первый поход он совершил в 1625 году. Хабаров занимался скупкой пушнины, открыл соляные источники на реке Кут и способствовал развитию земледелия на этих землях.

В 1649 году Ерофей Хабаров отправился вверх по Лене и Амуру до городка Албазино. Вернувшись в Якутск с отчетом и за подмогой, он собрал новую экспедицию и продолжил свое дело. Хабаров жестко относился не только к населению Маньчжурии и Даурии, но и к собственным казакам.

За это его переправили в Москву, где началось судебное разбирательство. Бунтовщиков, которые отказались продолжать поход с Ерофеем Хабаровым, оправдали, его самого лишили жалованья и чина. После Хабаров подал прошение государю Российскому.

Царь не восстановил денежное довольствие, но дал Хабарову звание сына боярского и направил его управлять одной из волостей.

Исследователь Камчатки — Владимир Атласов

Для Атласова Камчатка всегда была основной целью. До начала экспедиции на Камчатку в 1697 году русские уже знали о существовании полуострова, но его территория еще не была исследована.

Атласов не был первооткрывателем, зато он первым прошел почти весь полуостров с запада на восток. Владимир Васильевич подробно описал свое путешествие и составил карту. Ему удалось уговорить большую часть местных племен перейти на сторону Российского царя.

Позднее Владимир Атласов был назначен приказчиком на Камчатку.

Источник: https://www.syl.ru/article/356538/istoriya-osvoeniya-sibiri-v-veke

Ссылка на основную публикацию