Презентация и конспект урока истории в 5 классе по теме «Расцвет Римской империи во 2 веке»
Инфоурок › История › Конспекты › Презентация и конспект урока истории в 5 классе по теме «Расцвет Римской империи во 2 веке»
Выбранный для просмотра документ 63 Расцвет Римской империи во 2..ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Правление Траяна Историк Публий Тацит « …это были годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает»
2 слайд Описание слайда:
Тема урока: « Расцвет Римской империи во II веке.»
3 слайд Описание слайда:
Отказ от использования рабов. Правление Траяна (98 – 117 г.) Римляне строили на века. План урока:
4 слайд Описание слайда:
96 – 192 гг. – правление династии Антонинов называют золотым веком Римской империи.
5 слайд Описание слайда:
Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве Во времена империи выросли размеры имений в Италии, провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные участки, в каждом из которых трудилось огромное количество рабов. Но за ними очень трудно было уследить.
6 слайд Описание слайда:
Владельцы поместий на-чали делить свои учас-тки на несколько час-тей, которые затем раздавали для обра-ботки беднякам, или отпущенным на волю рабам за определенную плату. 1.ОТКАЗ ОТ РАБСКОГО ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ.
7 слайд Описание слайда:
За пользование участком земледельцы отдавали владельцу земли треть урожая. Этих людей стали назы-вать КОЛОНАМИ.
8 слайд Описание слайда:
Колоны – земледельцы, которые брали землю для обработки на несколько лет. Запишем определение:
9 слайд Описание слайда:
«Рабы с хижинами» — рабы, которые получали от своего хозяина участки земли, рабочий скот, и орудия труда, отдавая за это часть урожая Запишем определение:
10 слайд Описание слайда:
Дион Кассий писал: « Он выделялся среди всех справедливостью, храбростью и непритязательностью привычек…Он никому не завидовал и никого не убивал, но уважал и возвышал всех достойных людей без исключения, не испытывая к ним ненависти или страха…»
11 слайд Описание слайда:
«Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку …» Аврелий Виктор писал:
12 слайд Описание слайда:
Правление Траяна ( 98-117 г.). «Наилучший из императоров» Траян происходил из испанского рода. В правление Нерона отец Траяна вошёл в состав сената. в 98 году Траян стал первым римским императором из провинции. Марк Ульпий Нерва Траян
13 слайд Описание слайда:
Правление Траяна. « Я хочу быть таким императором, какого сам бы желал себе, если бы был подданным»
14 слайд Описание слайда:
Физкультминутка А, теперь, ребята, встали, Быстро руки вверх подняли, помахали Повернулись вправо, влево. Руки вверх опять подняли, потянулись Повернулись вправо, влево. Тихо сели – вновь за дело!
15 слайд Описание слайда:
Битва с даками. Рельефное изображение
16 слайд Описание слайда:
Строительство любого здания шло с разрешения императора. Любое сооружение строилось с запасом прочности. В Риме был изобретен бетон- песок и мелкие камни смешивали с известью, разбавляли водой и получали раствор, соединявший каменные плиты намертво. Амфитеатр в Арле. Римляне строили на века.
17 слайд Описание слайда:
Париж Современный Лондон. Великобритания Современная Австрия. Вена. Кёльн. Германия.
18 слайд Описание слайда:
Римляне строили на века. Для снабжения Рима и других городов водой строили водопроводы. В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым текла вода.
19 слайд Описание слайда:
Одними из красивейших сооружений Древнего Рима были похожие друг на друга ВИАДУКИ и АКВЕДУКИ. ВИАДУК- арочный мост через реку или ущелье. АКВЕДУК- каменная труба, или кладка для подачи воды. Что-бы вода текла самотеком строились арочные опоры. Пон-дю-Гар. Акведук в Южной Франции.
20 слайд Описание слайда:
Для перевода труб через низины и реки возводились мосты со многими полукруглыми арками. Римляне строили на века. Римский мост в Галлии ( нынешней Франции)
21 слайд Описание слайда:
Римляне строили на века. Римляне изобрели бетон. При сооружении здания выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня, которые заливались смесью из мелких камешков, песка и извести
22 слайд Описание слайда:
Римляне строили на века. Форум Траяна 300 м в длину, и 185 м в высоту
23 слайд Описание слайда:
Римляне строили на века. Римские термы ( бани)
24 слайд Описание слайда:
Римляне строили на века. Храм Пантеон в Риме Храм Сатурна
25 слайд Описание слайда:
Римляне строили на века. Театр в Древнем Риме
26 слайд Описание слайда:
Римляне строили на века. В Риме по его приказу перестроили одну из площадей, получившую название Форум Траяна. В центре этой красивейшей площади находилась колонна, поставленная в честь побед императора над даками. Сверху донизу ее покрывают рельефы, изображающие военные сцены. Колонна Траяна и поныне украшает город Рим.
27 слайд Описание слайда:
Тестирование 1. Лучшим из римских императоров римляне считали: а) Цезаря; в) Траяна; б) Октавиана Августа; г) Нерона.
28 слайд Описание слайда:
Тестирование 2. В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли: а) Египет; в) Финикия; б)Парфянское царство;г) Македония.
29 слайд Описание слайда:
Тестирование 3. Колоны — это: а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет; б) греки, выходцы из причерноморских колоний; в) пленники, участвующие в триумфальном шествии. г) рабы, получившие от хозяина участок земли.
30 слайд Описание слайда:
Тестирование 4. Колоны хорошо работали, потому что: А) им за это платили деньги Б) их били палками за невыполнение работы В) были заинтересованы в своём труде
31 слайд Описание слайда:
Тестирование 5. В годы правления Траяна: а) усилился гнёт людей б) прекратились казни по ложным доносам в) продолжились завоевания римлян г) римляне потеряли огромные территории
32 слайд Описание слайда:
Тестирование 6. Годы правление Траяна: а) 98-117 г. б) 92 – 115 г.; в) 90 – 110 г. г) 85-112 г.
33 слайд Описание слайда:
Тестирование 7. Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре: а) Нероне; б) Цезаре; в) Траяне; г) Октавиане Августе.
34 слайд Описание слайда:
Тестирование 8. Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»: а) Нерон; б) Траян; в) Антоний; г) Октавиан Август.
35 слайд Описание слайда:
Тестирование 9. Рабы с хижинами — это рабы: а) получившие от хозяина в пользование участок земли; б) ставшие свободными земледельцами после указа Траяна; в) составившие основу римского войска; г) земледельцы, взявшие землю на срок 5 лет.
36 слайд Описание слайда:
Тестирование 10. Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском хозяйстве, потому что: а) рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот; б) прекратились завоевания, и рабов стало меньше; в) невозможно было уследить за работой рабов; г) их стало выгодно продавать по высокой цене.
37 слайд Описание слайда:
Ответы: — в 2 – в 3 – а 4 –в 5 –б 6 – а 7 – б 8 – а 9 – г 10 – в
38 слайд Описание слайда:
Критерии оценки: 5-7 баллов «3» 8-9 баллов «4» 10 Баллов «5»
39 слайд Описание слайда:
Домашнее задание: Параграф 57 о/в.
Сообщение, презентации по рассматриваемым вопросам следующего урока «Вечный город» и его жители» Задание по желанию: *Основываясь на материале учебника, сравните достижения Рима в период правления Цезаря, Октавиана Августа и Траяна. Оформите в виде таблицы. *Основываясь на материале учебника, сравните достижения Рима в период правления Цезаря, Октавиана Августа и Траяна. Оформите в виде таблицы.
Общая информация
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-i-konspekt-uroka-istorii-v-klasse-po-teme-rascvet-rimskoy-imperii-vo-veke-1883537.html
Видеоурок «Расцвет Римской империи во II веке»
Содержание:
§ 1 Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве
Во втором веке нашей эры начался период наивысшего расцвета Римской империи. Произошли значительные изменения в социальной, экономической и политической сферах.
Крупные земледельцы постепенно отказывались от принудительного труда рабов, что оказывало положительное влияние на экономику империи. Реформы императора Траяна привели к стабилизации политической жизни Рима.
Кроме того, в Риме и в других городах Италии происходило бурное развитие строительства и архитектуры.
Во времена империи продолжали существовать крупные земельные имения – латифундии.
Основными работниками являлись рабы, незаинтересованные в результатах своего труда. Для увеличения производительности приходилось содержать многочисленных надсмотрщиков и сторожей, что значительно повышало цену на сельскохозяйственную продукцию.
В хозяйство постоянно внедрялись новые механизмы. Так, например, появились водяные мельницы, значительно ускорявшие помол зерна. Но их использование требовало постоянного наблюдения. Поэтому во многих латифундиях хозяева заставляли рабов размалывать зерно ручными мельницами.
Были изобретены сложный плуг и жатка, приводимая в движение быком, но рабам не доверяли ценные орудия труда, а давали для работы грубые серпы и старые тяжелые плуги. Таким образом, рабский труд, как основа производства, сдерживал развитие экономики.
Сельское хозяйство постепенно вступало в полосу кризиса.
Многие богатые землевладельцы, понимая тупиковость прежней формы рабовладения, давали рабам участки земли, орудия труда и разрешали им обзаводиться семьей. Рабы получали право пользоваться частью урожая, а другую часть отдавали господину. Их нельзя было продавать без тех участков земли, на которых они работали. Такие рабы назывались «рабами с хижинами».
Часть земельных участков владельцы крупных имений передавали в аренду беднякам. Таких свободных арендаторов называли «колонами». За пользование землей они должны были отдавать владельцу земли часть урожая или платить арендную плату.
Колоны больше рабов были заинтересованы в результатах своего труда, работали лучше и собирали больший урожай. Однако то и дело возникали проблемы. Бедняки не имели орудий труда, скота и зерна на посев и были вынуждены брать в долг у землевладельца.
Если случался неурожай, и колоны не могли вернуть долг, то они попадали в полную зависимость от хозяина участка.
§ 2 Правление Траяна
>
В начале II века римским императором стал Траян (годы правления 98-117 годы н э.). Это был последний великий полководец в римской истории. Траян максимально раздвинул пределы государства. Ему удалось подчинить племена даков, проживавших в Восточной Европе.
Кроме того, Траян вел успешную войну с Парфянским царством, сумев подчинить себе все Междуречье. Однако этот успех был недолог. Еще при жизни императора население Востока восстало против захватчиков, и Междуречье было потеряно.
Больше завоевательных войн Рим не вел, вынужденный окончательно перейти к обороне собственных границ.
Подданные любили Траяна. В отличие от своих предшественников, предпочитавших передвигаться по Риму на носилках, Траян всегда ходил пешком. Придя к власти, император избавил Рим от казней по ложным доносам.
Как пишет римский историк Плиний Младший в своей похвальной речи (панегирике) Траяну: «Все доносчики…были посажены на наскоро сколоченные корабли и отданы на волю волн: пусть, мол, отплывают, пусть бегут от земли, опустошенной через их доносы». Так были наказаны доносчики явные. На анонимные доносы император просто не реагировал.
Как пишет тот же Плиний, теперь «…страх внушают не доносчики, а закон». За честность и справедливость сенат наградил Траяна титулом «Наилучший император».
§ 3 Достижения в строительстве
Именно во II в. н.э. римляне перешли к обустройству жизни в отдаленных провинциях. Основывались новые города, строились водопроводные каналы – акведуки,
был изобретен новый материал – бетон. При строительстве зданий из камня или кирпича на небольшом расстоянии друг от друга возводились две стенки, пространство между которыми заполнялось бетоном. Когда смесь затвердевала, получалась прочная стена. Такая технология позволяла строить качественно, быстро и дешево. Во всех городах империи возводились бесчисленные амфитеатры, храмы, портики.
В честь победы над даками император Траян приказал построить большую площадь, получившую название «форум Траяна».
Входом на нее служила большая триумфальная арка. Сама площадь имела в длину более 200 метров и была щедро украшена изящными галереями и статуями Траяна. Там же располагался рынок, библиотека и суды.
На Форуме была установлена величественная колонна Траяна, доминировавшая над всем комплексом.
Колонна была украшена замечательными по своей выразительности рельефами, повествующими о военных победах императора.
§ 4 Краткие итоги урока
Подведем итоги урока:
1.во II веке Римская империя достигла максимального развития;
2.основой сельскохозяйственного производства стал труд свободных граждан – колонов;
3.в правление императора Траяна прошли последние завоевательные войны, и Рим был вынужден перейти к обороне своих границ.
Источник: https://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Rastsvet-Rimskoy-imperii-vo-II-veke
Расцвет Римской империи во 2 -м веке
Расцвет Римской империи во 2 -м веке.
План: 1) «Пять хороших императоров» . 2) Переход от рабства к колонату. 3) Величайшие постройки римлян.
«Пять хороших императоров» . Наивысшего расцвета Римская империя достигла во II веке нашей эры. Этот период вошел в историю, как эпоха «Пяти хороших императоров» (96 -180 гг. ): 1) Нерва (96 — 98 гг. ) 2) Траян (98 — 117 гг. ) 3) Адриан (117 — 138 гг. ) 4) Антонин Пий (138 — 161 гг. ) 5) Марк Аврелий (161 — 180 гг. )
Дион Кассий писал: « Он выделялся среди всех справедливостью, храбростью и непритязательностью привычек…Он никому не завидовал и никого не убивал, но уважал и возвышал всех достойных людей без исключения, не испытывая к ним ненависти или страха…»
Деятельность Траяна. Самостоятельно, п. 2 пар. 57. Выпишите, что относится к государственной деятельности Траяна. 1) Расправа с доносчиками. 2) Установление свободы слова. 3) Завоевание Дакии, подчинение даков на левом берегу Дуная. 4) Активное строительство.
Переход от рабства к колонату. Как вы думаете, хорошо ли работали рабы? Обоснуйте свой ответ. Как изменить положение?
Переход от рабства к колонату. Невыгодность и неэффективность рабского труда заставила землевладельцев искать выход из ситуации.
Некоторые рабовладельцы решили, что рабы будут лучше работать, если будут заинтересованы в результатах своего труда. Они начинают давать таким рабам землю и инвентарь в пользование (т. е.
на ограниченное время) в обмен на 1/3 часть собранного с этой земли урожая. Весь остальной урожай (2/3) такой раб оставлял себе.
«Рабы с хижинами» . Рабы с хижинами — рабы, которые получали от своего хозяина участки земли, рабочий скот, и орудия труда и отдав за это часть урожая
Колоны – свободные бедняки, которые брали землю, орудия обработки, скот на несколько лет в аренду, расплачиваясь частью урожая с их владельцем.
Величайшие сооружения Империи. Колизей (амфитеатр Флавиев) 72 -80 гг.
Величайшие сооружения Империи. Пантеон (храм всех богов). 126 г.
Величайшие сооружения Империи. Форум и колонна Траяна. 113 г. Архитектор Аполлодор из Дамаска.
Величайшие сооружения Империи. Рынок Траяна. 110 -112 гг. Аполлодор из Дамаска.
Величайшие сооружения Империи. Мост через р. Гвадиана времен Траяна. (совр. Испания)
Величайшие сооружения Империи. Алькантарский мост (совр. Испания) 106 г. Архитектор Юлий Лацер
Величайшие сооружения Империи. Вилла Адриана
Д/з — пар. 57, 58.
Источник: https://present5.com/rascvet-rimskoj-imperii-vo-2-m-veke/
Расцвет империи во II веке
Вопросы занятия
· Сельское хозяйство Римской империи во II веке
· Император Траян
· Строительство в Римской империи
Вы, наверное, слышали такое выражение – «Золотой век».
Как вы думаете, что оно означает? Может то, что в это время люди делали орудия труда из золота? Как в каменном веке из камня, бронзовом – из бронзы, железном – из железа? Но давайте посмотрим на ленту времени.
«Золотого века» там нет. Что же тогда? Оказывается, «Золотой век» – это крылатое выражение. Так говорят о периоде времени, когда, скажем, наука, культура или государство достигают расцвета.
У Римской империи тоже был свой «Золотой век». Пришелся он на эпоху правления династии Антони́нов (96–192 годы). Об этом времени сегодня и пойдет речь.
Сельское хозяйство Римской империи во II веке.
Во времена империи, как в Италии, так и в провинциях, размеры имений богатых римлян стали еще больше. Богачам принадлежали огромные земельные владения. В них трудились сотни рабов. Но ко II веку рабский труд стал невыгоден.
К этому времени уменьшился приток военнопленных (Рим завоевал почти всех соседей) и цены на рабов выросли. Жители многих провинций получили права римских граждан, теперь их нельзя было превратить в рабов за долги.
Кроме того, невольники работали плохо, раба не интересовало, что и как вырастет на земле господина. На их содержание (охрану, питание и прочее) приходилось тратить много денег.
Все это привело к тому, что в крупных имениях урожайность виноградников, оливковых рощ и полей падала. Поголовье скота уменьшалось.
Тогда самые дальновидные землевладельцы поступили так. Свои обширные земли они разделили на небольшие участки. Их раздали свободным беднякам. За эту землю бедняки постоянно отдавали хозяину земли часть урожая, чаще всего одну треть. Свободные бедняки, бравшие землю для обработки, получили название «коло́ны». Это слово произошло от латинского «ко̀лонус», что значит земледелец.
Главное отличие колона от раба в том, что он был заинтересован вырастить хороший урожай. Со временем многие владельцы имений начали давать участки земли и своим рабам. Также раб получал рабочий скот и орудия труда.
Такие рабы строили себе на участке хижину, им разрешалось заводить семью. «Рабы с хижинами» платили господину, как и колоны, лишь часть урожая. Все остальное они оставляли себе.
Если «рабов с хижинами» продавали, то только вместе с участками, на которых они работали.
Во II веке успешно развивалось не только сельское хозяйство Римской империи. За это столетие было восстановлено могущество Римского государства, а жизнь простых римлян вошла в свое нормальное русло.
Император Траян.
В 98 году римским императором стал Трая́н. Он правил до 117 года.
О его правлении историк Тацит писал следующее: «Наступили годы счастья… каждый мог думать, что хочет, и говорить, что думает». Даже через века, римляне называли Траяна «лучшим из императоров».
Чтобы понять почему, давайте вернемся немного назад. После гибели Нерона и жестокой борьбы за власть в Риме воцарилась новая династия Фла́виев. Из ее представителей более всего известен Веспасиа́н, который мудро правил государством до 79 года. Но ни он, ни его преемники не стали (или не захотели) бороться с доносительством.
Дело в том, что по закону граждане должны были сообщать в сенат или правителю о заговорах или иных угрозах государству. Но со временем эта на первый взгляд правильная норма стала средством обогащения и способом получить власть.
Доходило до того, что достаточно было намекнуть императору, что любимый солдатами полководец может поднять мятеж, и того лишали жизни.
Или вспомните Нерона. Который обвинил своих противников в том, что они его оскорбили и приказал всех казнить. Также доносчикам доставалась часть имущества казненного. Деньги помогали им быстро продвинуться по службе, занять высокую должность и стать сенаторами. А такие люди были опасны уже для самих императоров.
Поэтому Траян приказал тщательно проверять информацию о заговорах. При нем прекратились казни по ложным доносам. В назидание остальным, Траян приказал схватить известных всему Риму доносчиков и посадить их на наскоро сколоченные корабли. Эти суда вывели в открытое море и предоставили волнам и ветру. Дальнейшая их судьба неизвестна.
Траян был выдающимся полководцем. При нем были сделаны последние в истории Рима завоевания. Траян подчинил племена да́ков, живших по левому берегу реки Дунай. В 106 году богатая золотом и серебром Дакия стала римской провинцией. В это же время римляне подчинили часть Ара́вии.
Затем Траян двинул войска на восток против Парфянского царства. Римлянам удалось подчинить все Междуречье вплоть до Персидского залива, Армению.
https://youtube.com/watch?v=HL7iyIw39II
По легенде, стоя на берегу моря, Траян увидел плывущий на восток корабль и сказал: «Если бы я был молодым, я отправился бы в Индию». Но вскоре в тылу римских войск восстали покоренные народы. Траян был вынужден повернуть назад. На обратном пути он заболел и умер.
Правившие после его смерти императоры отказались от дальнейших завоеваний. Римская империя перешла к обороне своих границ. Тем не менее, к 117 году Римская империя включала в себя большую часть известных в то время стран.
Римляне даже гордились тем, что, «покорив всех, они истребили войну, и дали всем римский мир».
Траян не в пример прежним императорам любил без охраны ходить по улицам Рима, не опасаясь за свою жизнь. Своим мудрым правлением он заслужил доверие людей. Правитель часто говорил: «Я хочу быть таким императором, какого сам бы желал себе, если бы был подданным».
Интересно, что после Траяна, всем последующим императорам сенат желал быть: «счастливее Октавиана Августа и лучше Траяна». Настолько его почитали за заслуги.
Строительство в Римской империи.
В провинциях римляне устанавливали свою власть не только силой оружия. Они основали множество городов. Некоторые из них выросли в столицы современных европейских стран. Например, Париж – это прежний римский город Люте́ция. Вена – Виндобо́на. Лондон – Лонди́ниум.
Римляне прославились как искусные инженеры и строители. Для снабжения Рима и других городов водой они строили многочисленные акведу́ки – водопроводы. Делалось это так.
На возвышенностях (в горах, на высоких холмах) разыскивали источники воды. От них укладывали трубы, по которым вода текла под небольшим уклоном.
Для перевода труб через низины и реки возводили мосты с множеством полукруглых арок.
Римляне заботились о чистоте своей столицы. Еще в царском Риме была построена первая канализация. Она называлась Клоа́ка Ма́ксима. Интересно, что используется она до сих пор.
При Траяне в Остии (главном порту Древнего Рима) была построена новая гавань, у пирса которой мог бы пришвартоваться такой корабль как «Титаник».
Римляне изобрели смесь, похожую на современный бетон. При строительстве здания они выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня. Пространство между ними заполняли бетоном: смесью мелких камешков и песка с раствором извести. Через некоторое время бетон затвердевал, и получалась прочная стена. Применение бетона позволяло строить быстро и дешево.
Поэтому в городах империи возводились многочисленные общественные здания. Такие как храмы, амфитеатры, театры, бани (те́рмы), по́ртики.
Масштабное строительство велось и в самом Риме. По приказу Траяна перестроили одну из площадей города. Она получила название Форум Траяна. На этой площади находилась памятная колонна, поставленная в честь побед императора над даками. Вся она была покрыта рельефами, изображающими эпизоды Дакийских войн. Колонна Траяна до сих пор украшает город Рим.
Рим времен Траяна производил неизгладимое впечатление на путешественников. Один из них писал: «Чужестранцы, побывавшие в этой столице мира, с восторгом рассказывали своим землякам о великолепных зданиях, поражавших их своим величием и красотой, о величавых форумах, о триумфальных арках, которые повествовали о победах и завоеваниях Рима».
А теперь давайте повторим все то, что мы сегодня узнали.
· Во II веке в сельском хозяйстве Римской империи почти перестали использовать рабский труд. Теперь богачи отдавали свою землю в пользование колонам.
· Римский император Траян правил с 98 по 117 годы. Сами римляне называли его «лучшим императором».
· Траян прославился как справедливый правитель и успешный завоеватель.
· Римляне были искусными инженерами и строителями. Они строили на века. Их сооружения до сих пор восхищают своим масштабом и величием.
Источник: https://videouroki.net/video/63-rastsviet-impierii-vo-ii-viekie.html
Урок по истории Древнего мира 5 класс «Расцвет Римской империи во II веке», ФГОС
Расцвет Римской империи во II веке
PPTX / 1.76 Мб
https://youtube.com/watch?v=LVajHBBxyQ0
Конспект урока по истории в 5а классе.
Учитель: Ставер Людмила Станиславовна.
Тема: Расцвет Римской империи во II веке.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: формирование представления об историческом развитии Римской империи во II веке нашей эры.
Планируемые результаты:
предметные – сформировать представление о личности и деятельности императора Траяна, выявить особенности жизни римского общества в период расцвета империи;
метапредметные — организовывать учебное взаимодействие в парах, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, выбирать средства достижения целей из предложенных, а также искать их самостоятельно, давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
личностные – выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества, воспитывать уважительное отношение к людям, создающим произведения культуры.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, компьютер, учебник, карта «Рост Римского государства в период республики и империи».
Ход урока
Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Мысленно настроимся на работу и пожелаем друг другу удачи. Ведь бытует мнение, что у человека, который не знает своего прошлого, нет хорошего будущего. Да и многие предметы, которыми мы пользуемся до сих пор, были изобретены в прошлые века.
II. Актуализация знаний
— Дома вы отвечали на вопросы со страницы 264. Сейчас обменяйтесь тетрадями, и обратите внимание на слайд. Здесь указаны верные ответы (слайд 2). Проверьте правильность выполнения задания и поставьте оценки.
За 4 правильных ответа – оценка «5», три правильных ответа – «4», один или два правильных ответа – «3». Если нет домашнего задания или тетради, то это оценка «2». В конце урока я соберу тетради и выставлю оценки.
— Как мы видим, на границах с Римской империей жили славяне, наши предки. А как называется наша вера? (христианство)
— Кто может рассказать о первых христианах и об их Учителе? (Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия – Иисуса. Отцом Его был бог Яхве, которому поклонялись евреи, а матерью – Мария, бедная жительница города Назарета.
Мария родила в городе Вифлеем и в этот момент на небе зажглась звезда. Когда Иисус вырос, он собрал вокруг 12 учеников и ходил по Палестине, исцеляя больных и воскрешая мертвых. Иисус говорил, что близится конец мира.
Это будет Страшный суд, все кто не раскаялся, будут наказаны, но для тех, кто уверовал в Иисуса наступит Царство Божие на земле.)
— Как же римляне относились к христианам, ведь именно на их территории зародилась эта вера? Почему? (Римские власти враждебно относились к христианам, жрецам бога Яхве не нравилось, что обычного человека называют Сыном Божиим.
А для римлян он стал смутьяном, в его словах они видели подрыв императорской власти. Среди учеников нашелся предатель Иуда, который за 30 серебряников привел ночью стражу, где находился Иисус. Иуда подошел и поцеловал его, тем самым указав страже на Иисуса.
Его схватили и подвергли пыткам.)
— Покажите на карте, где находится Палестина, и назовите территории, которые также входят в состав Римской империи. (Испания, Галлия, Италия, Греция, Египет, Дакия, Македония, п-ов Малая Азия, Британия)
— Огромной территорией обладало Римское государство, и долгое время им правили деспоты, последним и которых был … (Нерон). В Риме было много рабов, власть принадлежала богатым, и только их мнение учитывалось. Но Нерон погиб, и на его место во втором веке пришла новая династия. Время их правления характеризуют, как золотой век Римской империи. Какая же тема нашего урока?
(Расцвет Римской империи во II веке нашей эры).
— Какие же цели перед нами появляются? Что нам необходимо узнать, чтобы понять, почему именно этот период называют эпохой расцвета. (При каком правителе Римская империя переживала расцвет? Какие изменения произошли, которые характеризовали эпоху расцвета?).
(слайд 3)
План урока
1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.
2. Правление Траяна (98 – 117 г. н.э.)
Проблемный вопрос: Почему римский историк Тацит считал время правления Траяна «годами редкого счастья»?
III. Изучение нового материала
1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве.
— Во времена империи выросли размеры имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудились несколько сотен рабов. Никто из них не был заинтересован в результатах своего труда. Уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого.
— Как вы думаете, хорошо ли работали рабы? Обоснуйте свой ответ.
— Как изменить положение?
— Найдите на стр. 275, что же решили сделать землевладельцы? (разделили свои имения)
— А теперь попробуйте заполнить схему, вписывая вместо вопросов ответы, используя материал учебника стр.275-276 (слайд 4)
— Какое же первое изменение произошло? (рабы стали иметь землю, бедняки и землевладельцы стали сотрудничать)
Подведение итога по первому вопросу.(слайд 5)
Физкультминутка.
2. Правление Траяна (98 -117 гг. н.э.)
— Как же звали императора, который позволил людям почувствовать себя свободнее? Найдите его имя и время правления на стр. 276. (Траян 98 – 117 гг. н.э.)
— «Лучший из императоров». Так римляне называли Траяна (годы его правления: 98—117 годы н. э.). «Я хочу быть таким императором,— любил говорить он,— какого сам бы желал себе, если бы был подданным».
(слайд 6)
Вот, что говорит Аврелий Виктор в своем произведении «О цезарях»:
Траян был справедлив, милостив, долготерпелив, весьма верен друзьям; так, он посвятил другу своему Суре постройку: (именно) бани, именуемые Суранскими.
(9) Он так доверял искренности людей, что, вручая, по обычаю, префекту претория по имени Субуран знак его власти — кинжал, неоднократно ему напоминал: «Даю тебе это оружие для охраны меня, если я буду действовать правильно, если же нет, то против меня». Ведь тому, кто управляет другими, нельзя допускать в себе даже малейшей ошибки.
Мало того, своей выдержкой он смягчал и свойственное ему пристрастие к вину, которым страдал также и Нерва: он не разрешал исполнять приказы, данные после долго затянувшихся пиров.
-Чем же отличился Траян? Прочитайте стр. 277, и заполните пропуски в предложении. (слайд 7)
Подведение итога.
— Римляне строили на века. Многое, что было построено при императоре Траяне, сохранилось до наших дней. Например, столица Франции и столица Великобритании. (Лондон и Париж). (слайд 8)
— А теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка». На слайде вы увидите картинку и комментарий к ней. Необходимо угадать, о чем идет речь. (слайды 9,10,11)
IV. Закрепление изученного материала (слайд 12, 13, 14)
Тестирование:
1. Лучшим из римских императоров римляне считали: а) Цезаря; в) Траяна;
б) Октавиана Августа; г) Нерона.
2. В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли:
а) Египет; в) Финикия;
б) Парфянское царство; г) Македония.
3. Колоны — это:
а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет; б) греки, выходцы из причерноморских колоний; в) пленники, участвующие в триумфальном шествии.
г) рабы, получившие от хозяина участок земли.
4. Колоны хорошо работали, потому что:
а) им за это платили деньги
б) их били палками за невыполнение работы
в) были заинтересованы в своём труде
5. В годы правления Траяна:
а) усилился гнёт людей б) прекратились казни по ложным доносам в) продолжились завоевания римлян
г) римляне потеряли огромные территории
6. Годы правление Траяна: а) 98-117 г. б) 92 – 115 г.; в) 90 – 110 г. г) 85-112 г.
7. Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре:
а) Нероне; б) Цезаре;
в) Траяне; г) Октавиане Августе.
8. Император, приказавший своему слуге заколоть его кинжалом и произнесший перед смертью «Какой великий артист погибает!»:
а) Нерон; б) Траян;
в) Антоний; г) Октавиан Август.
9. Рабы с хижинами — это рабы: а) получившие от хозяина в пользование участок земли; б) ставшие свободными земледельцами после указа Траяна; в) составившие основу римского войска;
г) земледельцы, взявшие землю на срок 5 лет.
10. Римские землевладельцы отказывались от использования рабов в сельском хозяйстве, потому что: а) рабы в имениях не берегли орудия труда, калечили скот; б) прекратились завоевания, и рабов стало меньше; в) невозможно было уследить за работой рабов;
г) их стало выгодно продавать по высокой цене.
Подведение итогов урока.
— Вспомните, какие вопросы мы ставили в начале урока (слайд 15):
— При каком правителе Римская империя переживала расцвет?
— Какие изменения произошли, которые характеризовали эпоху расцвета?
Выставление оценок.
V. Домашнее задание (слайд 16)
— Базовый уровень: § 57 — пересказ, ответить письменно на вопросы стр. 285.
-Повышенный уровень: составить рассказ от лица римского землевладельца в период правления Траяна.
Источники
Материалы к уроку «Расцвет империи во втором веке» учителя истории МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Седовой Э.Л.
Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2015.
Н. И. Шевченко. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс
МБОУ «СШ №1» Ставер Людмила Станиславовна
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_po_istorii_drevnego_mira_5_klass_rastcvet_rims_154402.html
Trojden | Расцвет империи во II (2-м) веке н. э.: Вигасин А. А. — 5 класс
1. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве. Во времена империи стало больше крупных имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудилось несколько сотен рабов. Большинство из них работало плохо, из-под палки.
Но уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого. Тогда наиболее дальновидные землевладельцы разделили свои имения на отдельные участки и раздали их для обработки свободным беднякам. За пользование полученным участком полагалось отдавать часть урожая (обычно одну треть).
Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет, назывались «колоны».
Жатка для уборки зерновых. Реконструкция.
Так мог выглядеть Форум Траяна в древности.
Рельеф с колонны Траяна.
Колоны были заинтересованы в том, чтобы вырастить хороший урожай. Многие владельцы имений стали и рабам давать участки земли, рабочий скот и орудия труда.
Такие рабы строили себе на участке хижину и заводили семью. «Рабы с хижинами» платили господину, как и колоны, лишь часть урожая, оставляя себе всё остальное.
Если «рабов с хижинами» продавали, то только вместе с участками, которые они обрабатывали.
2. Правление Траяна (98—117 годы н. э.). Римляне называли Траяна лучшим из императоров. Траян любил говорить: «Я хочу быть таким императором, какого сам бы желал себе, если бы был подданным». При нём прекратились казни по ложным доносам.
Римляне хорошо помнили, как в недавние времена дурные люди становились доносчиками. Из корысти или зависти они губили ни в чём не повинных людей. Достаточно было намекнуть императору, что любимый солдатами полководец может поднять мятеж, и того лишали жизни.
Вид в наши дни на колонну Траяна в Риме.
Император Траян. Голова древнеримской статуи.
Доносчикам доставалась часть имущества казнённого. Они быстро продвигались по службе, становились консулами и сенаторами. Рабы же доносили на своих господ, желая получить от императора свободу.
Траян приказал схватить известных всему Риму доносчиков, посадить их на наскоро сколоченные корабли. Эти суда вывели в открытое море и предоставили волнам и ветру.
При Траяне перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку. Живший в то время историк Тацит писал «о годах редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает».
Траян был выдающимся полководцем. При нём были сделаны последние в истории Рима завоевания. Траян подчинил племена даков, живших по левому берегу реки Дунай. Затем он двинул войска на Восток против Парфянского царства.
Римлянам удалось захватить всё Междуречье, вплоть до Персидского залива. Но вскоре в тылу римских войск восстали покорённые народы. Траян вынужден был повернуть назад, на обратном пути он заболел и умер.
Правившие после его смерти императоры отказались от дальнейших завоеваний. Римская империя перешла к обороне своих границ.
Разрушение Иерусалима (70 год н. э.)
В конце правления Нерона в Палестине вспыхнуло восстание против римского владычества. Римляне бросили на его подавление огромную армию. Еврейские повстанцы укрылись за стенами Иерусалима. Римляне окружили город. Несмотря на начавшийся голод, осаждённые упорно оборонялись, устраивали вылазки. Наконец римляне под командованием полководца Тита ворвались в город.
Жители Иерусалима продолжали сопротивляться, особенно упорно защищали они главную еврейскую святыню — храм Бога Яхве. Тогда римляне подожгли храм… Воины стали грабить город, убивая всех подряд. По приказу Тита римляне сровняли с землёй Иерусалим вместе с храмом Яхве. От него осталась лишь одна стена (её называют Стеной Плача).
Тысячи евреев были проданы в рабство и сосланы в разные уголки империи.
Триумфальная арка императора Тита в Риме.
3. Римляне строили на века. В провинциях они основали много городов (например, города, позднее названные Париж, Лондон, Вена, Кёльн). Для снабжения водой Рима и других городов строили водопроводы. В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым вода текла под небольшим уклоном. Для перевода труб через низины и реки возводили мосты со многими полукруглыми арками.
Римляне изобрели бетон. При сооружении здания выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня. Пространство между ними заполняли бетоном: смесью мелких камешков и песка с раствором извести.
Через некоторое время бетон затвердевал и получалась прочная стена. Применение бетона позволяло строить быстро и дёшево. В городах империи возводились амфитеатры, театры, храмы, портики, бани.
В память об одержанных победах воздвигали колонны и триумфальные арки.
В Риме по приказу Траяна перестроили одну из площадей, получившую название Форум Траяна. В центре этой красивой площади находилась колонна, поставленная в честь побед императора над даками.
Римский арочный мост в Галлии (нынешней Франции).
Сверху донизу её покрывают рельефы, изображающие военные сцены. Колонна Траяна и поныне украшает город Рим.
Объясните значение слов: колоны, «рабы с хижинами», бетон. Проверьте себя. 1. Почему в I—II (1—2-м) веках н. э. сократились доходы от имений в Италии и провинциях? 2. Как владельцы имений создавали у работников заинтересованность в результатах труда? 3.
Кто и почему лучше работал: закованный в кандалы раб или «раб с хижиной»? 4. Почему доносчиков ненавидели? Как в Риме было покончено с ними? 5. Какие постройки римлян вы запомнили? Каково было их назначение? 6.
При каком императоре и где были сделаны последние в истории Рима завоевания?
Поработайте с картой «Рост Римского государства» (с. 233). Назовите страны и области, находившиеся под властью Рима при императоре Траяне (II век н. э.)
Источник: https://trojden.com/books/world-history/world-history-5-class-vigasin-2015/58