Общественные движения в России во 2 половине XIX в
В общественном движении России этого периода можно четко выделить три этапа: 50— 60-е гг., 70-е — начало 80-х гг. и 80—90-е гг. Необходимо выявить характерные черты этих этапов и дать краткий анализ основных требований, выдвигавшихся на каждом из них.
Первый этап (50—60-е гг.): ослабление цензурного гнета после прихода к власти Александра II.
Идет процесс становления либерально-буржуазного и радикально-демократического течений общественной мысли: участие западников и славянофилов в разработке крестьянской реформы, деятельность Вольной русской типографии в Лондоне, издание А. И. Герценом и Н. П.
Огаревым «Полярной звезды» и «Колокола», их влияние на радикализацию общественного мнения, начало зарождения народничества, деятельность «Земли и воли» в 1860-е гг.
Второй этап (70-е — начало 80-х гг.): становление и расцвет народничества. Основные идеи: теория некапиталистического развития России, идея перехода к социализму. Главная цель — опираясь на крестьянскую общину, миновать капитализм и перейти непосредственно к социализму.
Движение народников прошло в своем развитии четыре этапа:
1) середина 60-х — начало 70-х гг. — этап становления: деятельность разрозненных кружков (покушение Д. В. Каракозова на Александра II в 1866 г.)
2) начало 1870-х — 1876 г. — пропагандистский этап. Главное событие — «хождение в народ» с целью поднять крестьян на борьбу с самодержавием. Причины неудачи: непонимание крестьянами отвлеченных идей, их царистские иллюзии;
3) 1876—1879 гг. — бунтарский этап. Произошло организационное оформление движения — была создана новая «Земля и воля» (1876);
4) 1879—1881 гг. — заговорщицкий, или героический, этап. Раскол «Земли и воли» из-за разногласий по вопросу о методах борьбы на «Черный передел» (Г. В. Плеханов) и «Народную волю» (А. Д. Михайлов). Переход народовольцев к тактике индивидуального террора. Цель — цареубийство и дезорганизация правительства, что должно было облегчить захват власти.
Ключевые даты
Апрель 1879 г. — покушение народовольца на Александра II
Ноябрь 1879 г. — попытка взрыва царского поезда под Москвой.
Февраль 1880 г. — взрыв столовой Зимнего дворца, произведенный С. А. Халтуриным.
1 марта 1881 г. — убийство Александра II.
Итоги: тактика заговора и террора себя не оправдала и привела к обратному результату — политике контрреформ Александра III. Сами народовольцы все силы потратили на организацию цареубийства, сил на захват власти у них не осталось. К тому же они недооценивали силу бюрократического аппарата.
Третий этап (80—90-е гг.): спад революционной борьбы. Сказав о перерождении народничества, необходимо охарактеризовать сущность либерального народничества и взгляды лидера этого движения — Н. К. Михайловского: мирная пропаганда социалистических идей.
Также шел процесс распространения марксизма в России: группа «Освобождение труда» (1883—1893) Г. В. Плеханова и его критика народничества.
Причины особой популярности марксистских идей в России: острота рабочего вопроса, низкий уровень жизни населения, логичность и простота марксистских построений, их доступность для понимания простого человека, особенности менталитета русского народа — коллективизм, взаимовыручка, общинность, мессианство.
Необходимо также рассказать о либеральном движении, связанном прежде всего с земствами, и консервативном течении общественной мысли (К. П. Победоносцев, М. Н. Катков), его влиянии на выработку внутриполитического курса страны.
Вывод: общественную мысль в России второй половины XIX в.
отличала идеологическая пестрота: в ней были представлены все направления — от реакционно-консервативного до радикально-демократического.
Общественная мысль развивалась в обстановке отсутствия гласности и минимальных гражданских свобод, что обусловило оппозиционность большинства общественных движений по отношению к власти.
Источник: http://uclg.ru/education/otechestvennaya_istoriya/8_klass/rossiya_v_80-90-e_godyi_XIX_veka/lecture_obschestvennyie_dvijeniya_v_rossii_vo_2_polovine_XIX_v___organizatsii___uchastniki__deyatelnost.html
Идейная борьба и общественное движение в россии во второй половине xix в
Во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений.
Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства.
Однако реализация реформы и её итоги вызвали обострение идейно- политической борьбы, еще большее размежевание общества.
Причины подъема общественного движения.Главная — сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод.
Не менее значимая причина — нерешенность аграрно-крестъянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны.
К прежним социальным противоречиям (между крестьянами и помещиками) добавились новые, вызываемые развитием капитализма, — между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи. Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение.
Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. была политическая инертность широких народных масс. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г.
, быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую инертность проявляла и буржуазия.
Это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обусловливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров.
В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.
Консерваторы.Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.
Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России.
Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов.
В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.
Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. В социально-экономической сфере они ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единение славянских народов вокруг России.
В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционных моральные принципы. (Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» обнажил безнравственность их деятельности.
)
Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье- бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. М.Н. Катков в газете «Московские ведомости» доступно для народа формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное мнение.
Либералы.Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).
Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия.
Во внутриполитической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности России.
В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные платежи, провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов.
Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» — ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.
Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Ро- дичев, П.А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.
Особенности российского либерализма: его дворянский характер из- за политической слабости буржуазии и близость к консерватизму. Либералов и консерваторов объединяла боязнь народного «бунта» и действий радикалов.
Радикалы.Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).
Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу.
Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций).
Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей.
Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.
В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма».
В истории движения радикалов второй половины XIX в.
выделяются три этапа: 60-е годы — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы -оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников; 80-90-е годы — активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.
Источник: https://megalektsii.ru/s16742t2.html
Brainmove: Материалы: История: Конспект «Общественное движение во второй половине XIX века»
«Общественное движение во второй половине XIX века»
Вторая половина XIX в. в духовной сфере характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, во второй половине 50-х гг. XIX в.
(период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось сближение разных идейных направлений.
С другой стороны, реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы, еще большее размежевание общества.
Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. было снижение политической активности широких народных масс. Народ сохранял веру в «доброго» царя. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро прекратились, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Политическую инертность проявляла и буржуазия.
В пореформенный период получают окончательное оформление три направления в общественном движении — консерваторы, либералы, радикалы. Кроме того, начинается формирование революционного движения.
Социальную основу консервативного направления составляли реакционное дворянство, духовенство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм остался в идеологических рамках теории «официальной народности».
· Во внутриполитической области консерваторы боролись за сохранение самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ.
· В социально — экономической — за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения.
· Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единения славянских народов вокруг России.
· В духовной сфере отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти.
· Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. И. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать.
Социальную основу либерального направления составляли часть буржуазии и помещиков, интеллигенция.
· Они отстаивали идею общего с Западной Европой пути исторического развития. Стремились к введению конституционного правления, демократических свобод, продолжению реформ и расширению прав и функций местных органов самоуправления — земств.
· Либералы стояли за эволюционный путь развития и считали реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавной властью.
· Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. В. Долгоруков и др.). Их организационной опорой были научные общества, земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы»),
· Особенности российского либерализма:
1. близость к консерватизму;
2. дворянский характер (из-за политической слабости буржуазии);
3. отсутствие устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству;
4. объединение либералов с консерваторами против радикалов.
Радикальное направление во второй половине XIX в. было представлено выходцами из разных слоев общества, которые стремились представлять интересы рабочих и крестьян.
Особенности российского радикализма:
· значительное влияние на его развитие оказывала реакционная политика правительства (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций);
· в самой России могли существовать только тайные организации;
· теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать заграницей. Это способствовало укреплению связей русского и западноевропейского революционных движений.
В истории радикального направления второй половины XIX в. исследователи выделяют три этапа:
60-е гг. — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;
70-е гг. — оформление народнического направления и деятельность организаций революционных народников;
80—90-е гг. — активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.
Наиболее сплоченной группой противников царизма в России были революционеры-разночинцы (разночинцы — выходцы из различных сословий: духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников), пришедшие на смену дворянам-революционерам первой половины XIX в.
Родоначальниками теории «русского социализма» А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским были сформулированы основные положения народнической идеологии. Народничество — направление общественной мысли и общественное движение (значительное влияние на которое оказали идеи Ш. Фурье, П. Ж. Прудона, К. А. Сен-Симона, Р. Оуэна), основанное на следующих положениях:
1) капитализм (в том числе в России) — это упадок, регресс;
2) можно сразу построить справедливое общество — социализм, минуя капитализм; при этом важная роль отводилась общине (лидеры народников считали общину идеалом общественного устройства).
Сторонником стихийного развития и безгосударственного устройства общества был М. А. Бакунин (1814—1976) — бунтарское или анархистское направление народничества. Бакунин М.А.
предложил модель безгосударственного социализма, которая основывалась на федерации построенных «снизу вверх» свободных организаций: рабочие ассоциации, общины, волости, области, народы. Бакунин выступал за крестьянскую революцию, к которой крестьяне якобы были готовы, — необходим был только толчок.
Расчет делался на революционную интеллигенцию, и тогда крестьянский бунт уничтожил бы самодержавие и привел к победе социализма.
Главная работа, в которой Бакунин изложил свои взгляды, — «Государственность и анархия».
Его учение, получившее название анархизма, безвластия, возрождало древнее противоречие идеалов общины и государственной власти.
Бакунин требовал немедленного уничтожения государства и вечевой демократии снизу доверху. «Народ — прирожденный бунтарь, враг государства. Для организации революции ему надо лишь помочь объединиться».
Сторонник пропагандистского направления — П. Л. Лавров (1823—1900), преподаватель математики в военных заведениях, полковник, член «Земли и воли», редактор журналов «Вперед!» и «Вестник «Народной воли».
Он считал, что для осуществления революции нужна долгая пропагандистская работа, чтобы большинство народа осознало и одобрило принципы будущего строя и необходимость революции. Однако, по его мнению, массы народа инертны.
Чтобы начать революцию, нужны критически мыслящие личности, интеллигенты, мученики, о которых народ слагал бы легенды. Они должны соединить современные демократические идеи и тягу крестьян к справедливости, проложив тем самым дорогу к социальной революции.
Именно на изменение строя общества, а не на формы политической власти обращал внимание Лавров.
П. Н. Ткачев (1844—1885) — теоретик заговорщического направления народничества, из дворян, окончил Петербургский университет, сотрудничал во многих журналах. С 1873 г. за границей издавал журнал «Набат». Как и Лавров, Ткачев подчеркивал роль активного меньшинства в революции.
Но основную цель он видел не в подъеме крестьянских масс на революционную борьбу, а в захвате государственной власти сильной подпольной организацией революционеров.
Лозунгу социальной революции он противопоставил лозунг политической революции, создания нового, революционного государства, которое возьмет в свои руки промышленность, банки, транспорт, средства связи.
Ткачев был прагматиком, он скептически относился к идее о добром и разумном человеке, предпочитая надеждам на человека силу власти. Он был прямым противником анархизма. Многие его идеи позднее проявились в практике народовольцев и большевиков.
Народнические кружки начала 60-х гг. вели пропагандистскую работу и использовали политический террор. Кружок Н. А. Ишутина организовал переплетную артель, швейную мастерскую. В 1866 г. член организации Д. В. Каракозов совершил покушение на императора Александра II. Он был схвачен на месте преступления, а организация «ишутинцев» разгромлена.
В конце 60-х гг. бывший учитель С. Г. Нечаев (1850—1881) создал тайную организацию под символическим названием «Топор, или Народная расправа» (1869). В составленном им «Катехизисе революционера» насилие рассматривалось как главный способ достижения победы революции.
Члены общества должны были во имя революции отказаться от всех моральных норм, исповедуя правило: «Цель оправдывает средства». Отвергая общественный порядок, они отказывались от родственных чувств, дружбы и любви ради идеи революции. В их глазах лишалась цены сама человеческая жизнь (убийство студента И. И. Иванова, отказавшегося подчиниться Нечаеву).
Этим стиралась граница между революционной борьбой и преступлением, во многом предвосхищалась практика большевизма.
Идеология народничества оказала влияние на практику движения. В 1874 г. осуществляется так называемое «хождение в народ» для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания.
«Хождение в народ» показало, что крестьяне не стремятся к революции. Напротив, они сами помогали арестовывать «смутьянов», «врагов царя».
Часть народников такое поведение крестьян толкнуло назад, к террористической борьбе.
В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и воля» (не следует отождествлять ее с организацией под таким же названием, созданной в 1862 г. при участии Н. Г. Чернышевского для объединения революционных сил и подготовки крестьянского восстания и прекратившей свое существование в 1864 г.).
В результате общего кризиса народничества и внутренних разногласий «Земля и воля» распадается на две организации — «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л.
Перовская) и «Черный передел» (Г. В. Плеханов, В. Н. Игнатов, О. В. Аптекман).
После убийства Александра II народнические организации были практически разгромлены, а идеология народничества находилась в глубоком кризисе.
Влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е гг. предпринимаются первые попытки создания рабочих организаций. В 1875 г. в Одессе возник «Южнороссийский союз рабочих» (руководитель Е. О. Заславский), а в 1878 г.
в Петербурге — «Северный союз русских рабочих» (В. П. Обнорский, С. Н. Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. Рабочие организации в этот период находились под сильным влиянием народников.
В 80-е гг. рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова. В 90-е гг. наблюдается новый подъем стачечного движения.
В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму. В начале 80-х гг. в эмиграции Г. В. Плеханов (1856—1918) объединил вокруг себя единомышленников (П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов) и занялся серьезным изучением марксизма.
Осенью 1883 г. в одной из швейцарских газет появилось объявление о начале издания «Библиотеки современного социализма».
С этой работы начала свою деятельность группа «Освобождение труда», издавшая за 20 лет своей деятельности свыше 250 произведений.
Ее деятельность оказала значительное влияние на образование марксистских групп и кружков в России (Д. Благоева и М. И. Бруснева в Петербурге, Н. Е. Федосеева в Поволжье и др.).
Лидерами русского марксизма были В. И. Ульянов-Ленин, Ю. О. Мартов, А. А. Богданов. В 1895 г. был основан социал-демократический «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 г. на нелегальном съезде в Минске было положено начало Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).
Источник: http://www.brainmove.ru/materials.php?material_id=75
1. Общественное движение и идейная борьба в России во II половине XIX века
1861 год характеризовался резким обострением обстановки в деревне. Крестьяне, которым объявили Положение 19 февраля 1861 года, не верили, что это истинный царский закон, требуя земли.
В отдельных случаях дело доходило до десятитысячных собраний, заканчивавшихся применением войск и сотнями убитых.
В общественной жизни в целом произошло значительное раскрепощение сознания широких кругов населения.
В общественном сознании образовалось три течения: радикальное, либеральное и консервативное. Консерваторы выступали за незыблемость самодержавия. Радикалы — за его свержение. Либералы пытались добиться большей гражданской свободы в обществе, но при этом не стремились к перемене политического строя.
Либеральное движение конца 50-х — начала 60-х гг. было самым широким, и имело множество различных оттенков. Либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм, либералы действовали через печать и земство.
Демократизация общества отразилась на составе участников общественного движения.
Если в первой половине XIX века среди оппозиционных деятелей (от декабристов до Герцена) преобладали представители дворян, то в 60-е годы активное участие в общественной жизни стали принимать люди самых разных «чинов» (то есть общественных групп). Это позволило советским исследователям, вслед за Лениным, говорить о переходе с 1861 года от дворянского к разночинскому этапу освободительного движения.
На волне демократического подъёма по стране возникает ряд подпольных кружков, в конце 1861 года объединившихся в организацию «Земля и воля». У руководства организацией стояли Александр и Николай Серно-Соловьевичи, Николай Обручев, Александр Слепцов, активное участие в её делах принимал Чернышевский, помогали из Лондона Огарёв и Герцен.
Название организации отражало основные, по мнению её участников, требования народа и было связано с программой возврата отрезков, принудительного выкупа помещичьей земли государством, создания выборного местного самоуправления и центрального народного представительства.
Программа была по современным меркам вполне умеренной, однако на её осуществление при царском правительстве рассчитывать не приходилось. Поэтому участники «Земли и воли» готовились к вооружённому захвату власти.
Его перспективу они связывали с весной 1863 года, когда, с 19 февраля 1863 года, по всей стране должно было начаться заключение выкупных актов.
Однако в 1862 году были арестованы Николай Серно-Соловьевич и Чернышевский; при этом последнего по недоказанному обвинению сослали в Сибирь, так что он сошёл с политической арены. Кроме того, внутри самой организации существовали разногласия по идеологическим вопросам. В итоге к весне 1864 года «Земля и воля» ликвидировалась.
Незначительное в начале 1860-х годов, рабочее население России значительно увеличилось в течение следующих двух десятилетий. Ввиду нечеловеческих условий жизни и труда росло и рабочее движение, ставшее на исходе 70-х годов вполне обычным явлением. Число забастовок измерялось десятками в год, временами случались и крупные стачки, для разгона которых применялись войска.
К 1875 году относится создание в Одессе Южно-российского союза русских рабочих. Раскрытый полицией уже через несколько месяцев, Союз примечателен тем, что это была первая рабочая организация в России. Через три года, в 1878 году, в Петербурге появился Северный союз русских рабочих.
Цель его была достаточно очевидной — «ниспровержение существующего политического и экономического строя как крайне несправедливого». Непосредственными требованиями были: введение демократических свобод, развитие трудового законодательства и т.п. Особо стоит отметить «учреждение свободной народной федерации общин на началах русского обычного права».
Таким образом, разворачивающееся рабочее движение основывалось на народнической, крестьянской идеологии.
Однако, начало 1880-х годов явило кризис народнического движения, стремившегося опереться на крестьян в борьбе за смену строя. На смену народничеству пришёл уже надёжно укрепившийся к тому времени в Европе марксизм.
Революционные идеи Карла Маркса основывались на его экономических взглядах, провозглашавших капитализм передовой стадией развития общества, которой, однако, присущи серьёзные внутренние противоречия между капиталистами и непосредственными производителями.
Соответственно, Маркс предсказывал, что капитализм должен смениться иным общественным строем, основанном на более справедливом распределении, и произойти это должно именно с опорой на пролетариат. Естественно поэтому, что именно с пролетарским (рабочим) движением и связано развитие марксизма в России.
Проникновению в Россию марксизма сильно способствовали оказавшиеся на Западе в изгнании народники: Плеханов, Засулич, Аксельрод и другие. Признав ошибочность своих прежних взглядов, они приняли идеи Маркса.
Перемену эту наглядно характеризуют слова Плеханова: «Историческая роль русского пролетариата настолько же революционна, насколько консервативна роль мужика».
Сложившаяся на основе названных революционеров группа «Освобождение труда» стала переводить и издавать Маркса, что способствовало распространению в России марксистских кружков.
Помимо либералов были и консерваторы. Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа С.С. Уварова, ставшего впоследствии министром народного просвещения.
Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил, как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества.
Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т.д.
Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.
Консерваторы, противники существенных перемен в жизни общества, оказались в сложном положении: защищать старое в конце 50-х — начале 60-х гг. не решался никто.
Поэтому главными устремлениями консерваторов стали попытки оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников и, по возможности, не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Активность консерваторов имела определенный успех.
Из правительства постепенно были удалены основные разработчики крестьянской реформы. Александр II надеялся, что подобный шаг приведет к примирению сословий и смягчит негодование дворян.
Таким образом, революционное движение в России вступило в конце XIX века в новый этап.
революционный борьба социалистический
2. Основные тенденции развития РФ в 1990-е — начало XXI века
Источник: http://hist.bobrodobro.ru/17632
открытая библиотека учебной информации
Социальный строй.
Переходный характер исторического развития пореформенной России и многоукладность экономики обусловливали своеобразие социальной структуры и разнообразие социальных антагонизмов. Сохранилось сословное делœение общества.
Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями.
Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат). В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.
Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам. Их неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ экономическое ослабление не сказалось на социально-политическом влиянии.
Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничье-бюрократическом аппарате, армии и общественной жизни.
Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.
Быстро росла буржуазия, набиравшая экономическую силу. При этом она играла незначительную роль в социальной системе.
Политически слабая и неорганизованная, она поддерживала самодержавие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивало экспансионистскую внешнюю политику и возможность эксплуатации трудящихся.
Часть буржуазии вырастала из «капиталистах крестьян», обогатившихся за счет ростовщичества, торговли и отхожих промыслов.
Социальное расслоение крестьянства выделœение кулаков и разорение основной массы было результатом проникновения в деревню капиталистических отношений.
Обнищавшее крестьянство и городская беднота служили источником формирования пролетариата.
Особенность рабочего класса России состояла в том, что в нем, с одной стороны, постепенно созревал кадровый пролетариат, окончательно порвавший с деревней, а с другой оставались не потерявшие свою связь с нею. Положение российского рабочего класса существенно отличалось от западно-европейского.
Жесткая система эксплуатации, тяжелые условия труда и быта͵ отсутствие системы страхования всœе это обусловливало развитие рабочего движения и облегчало антиправительственную деятельность революционеров.
Во второй половинœе 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определœенное сближение разных идейных направлений.
Все общество понимало крайне важность обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства.
При этом реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы, еще большее размежевание общества.
Читайте также
Новые материалы. Железобетон. Железобетон появился в 1868 г., когда садовник Монье применял железную сетку в качестве каркаса для бетонных цветочных горшков. Железобетон не находил широкого применения до 1990-х гг., когда его одновременно стали использовать в Америке Эргст… [читать подробенее]
Развитие архитектуры первой половины XIX в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. С начала XIXв. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое железо. Во второй половине XIX в. стала… [читать подробенее]
С конца войны за независимость в 1783 г. до начала Гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз. В ходе «индейских войн» происходил захват земель коренного населения — индейцев. В 1803 г. Т. Джефферсон за 15 млн. долларов купил у Наполеона Луизиану -… [читать подробенее]
ЗАПАДНО – ЕВРОПЕЙСКОЕ И АМЕРИКАНСКОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО II ПОЛОВИНЫ XIX В. – НАЧАЛА XX ВЕКА. ЛЕКЦИЯ 13 Рост промышленных центров Великобритании: Лондон, Глазго, Шеффилд, Бирмингем Франция: Париж, Лион, Лилль Германия: Берлин, Гамбург, Мюнхен, Кёльн Выросла… [читать подробенее]
На початок XVIII ст. мандрівники та вчені-натура-лісти накопичили великий фактичний матеріал про фізичні риси населення найвіддаленіших куточків земної кулі. Цей доробок вимагав осмислення та систематизації. Одним із перших свою класифікацію запропонував К. Лінней,… [читать подробенее]
Значение теории Ч. Дарвина Эволюционная теория Ч. Дарвина относится к величайшим естественно-научным открытиям XIX века. Идеи Ч. Дарвина оказали влияние на развитие эволюционной палеонтологии, эволюционной эмбриологии и сравнительной анатомии. Исследования в этих… [читать подробенее]
Основные этапы Великой Французской революции: 1. 14 июля 1789 г. — август 1792 г. — приход к власти крупной буржуазии (фельянов) и установление конституционной монархии. 2. Август 1792 г. — июнь 1793 г. — приход к власти жирондистов, т. е. представителей средней торгово-промышленной… [читать подробенее]
«Восточный вопрос»; основные задачи: укрепить влияние России в Ближневосточном регионе; добиться максимально выгодного для России режима в черноморских проливах; расширить черноморскую торговлю; максимально обезопасить южные границы империи; оказать поддержку… [читать подробенее]
После гибели Павла на престол взошёл его старший сынАлександр.Воспитанный в либеральном духе, он многим прогрессивным и либерально настроенным людям внушил надежды на серьёзные изменения во внутренней политике страны в сторону её либерализации. Наиболее одиозные и… [читать подробенее]
1. Социально–экономическое развитие Российской империи в XIX в. 2. Внутренняя и внешняя политика России в правление Александра I 3. Внутренняя и внешняя политика России в правлении Николая I 4. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III. Внешняя политика… [читать подробенее]
Источник: http://oplib.ru/random/view/37390
Общественное движение в России во второй половине XIX века
Середина XIX в. ознаменовалась подъёмом общественного движения, что было вызвано необходимостью перемен в правительственной политике. Либеральное движение имело множество различных оттенков. В целом либералы выступали за установление конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы.
Выступая за мирные формы борьбы, они действовали через печать и земства. Идеи российского либерализма были изложены историками К.Д. Кавелиным и В.Н. Чичериным в «Письме к издателю». Пропагандистами либеральных взглядов стали журналы «Русский вестник» (М.Н. Катков), «Русская беседа» и «Сельское благоустройство» (А.И. Кошелев), «Вестник Европы» (М.М.
Стасюлевич), газета «Русские ведомости».
На рубеже 1850-1860 гг. активизировалась деятельность радикального направления. Его идеологическим центром стал журнал «Современник», которым руководили Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Они выступали за освобождение крестьян с максимальными наделами земли при минимальном выкупе.
Аграрная реформа 1861 г. не способствовала успокоению крестьян. Недовольство крестьян часто завершалось кровавыми столкновениями с войсками. В условиях напряжённой общественно-политической обстановки А.И. Герцен и Н.Г.
Чернышевский, назвав реформу «грабительской», сформулировали концепцию русского (общинного) социализма, соединив социальный утопизм французских просветителей с бунтарским движением российского крестьянства.
В своих трудах они развивали мысль об общинных порядках российского крестьянства, которые могут стать залогом на пути к социализму, доказывая, что крестьянская община может быть лучшей формой крестьянской жизни.
Идеализируя простой народ, они были против его «вываривания в капиталистическом котле»[99], полагая, что община станет ячейкой будущей справедливой организации общества. Монархию должна была сменить республика. Средством достижения социальной справедливости считали крестьянскую революцию. Их взгляды легли в основу революционного народничеств 1870-х гг. Деятельность революционных народников и их последующая трансформация представлены в схеме.
Революционные народнические кружки |
Организация Н.А. Ишутина, И.А. Худякова (1863-1866). 1866 г.- ишутинец Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Организация разгромлена. |
«Народная расправа» С.Г. Нечаева.
Организация строилась на основе личной диктатуры и оправданности любых средств во имя революционных целей. |
«Чайковцы» — кружок М.А. Натансона, В.М. Александрова, В.Н. Чайковского. Предъявляли высокие нравственные требования к своим членам. Занимались пропагандистской работой. В 1874 г.
– инициировали «хождение в народ», призывая крестьян на революцию. Подверглись разгрому. |
«Земля и воля» — тайное общество, действовавшее с 1861 по 1864 гг. Занималось распространением нелегальной литературы, подготовкой к восстанию.
После ареста руководителей и провала планов восстания принято решение о самороспуске. |
Идейные течения народничества |
________________________________________________________
Бунтарское, анархическое. М.А. Бакунин | Русский народ по своей природе бунтарь. Революционерам надо объединить бунты в революцию. Государство как источник несправедливости и угнетения должно исчезнуть. Будет создана федерация самоуправляющихся общин и народов на принципах добровольности. |
Пропагандистское. П.Л. Лавров | Народ надо подготовить к революции путём пропаганды социалистических идей. |
Заговорщическое. П.Н. Ткачёв | Народ революционным потенциалом на обладает. Революция – это захват власти тайной организацией, которая должна овладеть системой управления, провести революционные преобразования. Политическая борьба нужна с целью ослабления существующей власти. |
«Земля и воля» (1876-1879) Руководители: А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, В.Н. Фигнер, А.Д. Морозов |
Направления деятельности
Пропаганда. Создание в деревнях своих поселений с целью подготовки революции. Демонстрация у Казанского собора в Петербурге (1876) |
Террор. Цель – ослабление власти, дестабилизация положения в стране, ускорение революции. Покушения В.Засулич на генерала Ф.Ф. Трепова (1878), А. Соловьева на Александра II (1879) |
«Чёрный передел» — организация, оставшаяся на пропагандистских позициях. Лидеры: Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др. С 1880 г. в эмиграции. |
«Народная воля» — организация, перешедшая к террористической деятельности. Создан исполнительный комитет (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская и др.).
Подготовили и осуществили восемь покушений на царя. 1 марта 1881 г. – убийство Александра II |
Распалась
Убийство царя не привело к распаду политической системы и революции. «Народная воля» подверглась разгрому. Безуспешной попыткой возродить народовольческие методы стало покушение на Александра III, организованное в 1887 г. группой студентов, среди которых был А.И. Ульянов, брат В.И.
Ленина. В «Черном переделе» произошёл раскол. Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод и др. разочаровавшись в народничестве, переходят на позиции марксизма. В 1883 г. они создали группу «Освобождение труда», основную задачу которой они видели в распространении марксизма в России.
В 1880-е гг. народничество стало либеральным. Наиболее известные его представители, Н.П. Даниельсон, В.П. Воронцов, считали, что улучшение жизни народа следует добиваться при помощи реформ. Либеральные народники вели культурно-просветительскую работу среди населения, использовали различные общественные организации и земства.
В 1870-1880-х гг. с развитием капиталистических отношений в стране и ростом численности рабочего класса появляется рабочее движение. В 1885 г. в Петербурге из разрозненных марксистских кружков образовался «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его основатели – В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Л. Мартов) и др.
Таким образом, во второй половине XIX в. общественное движение в России становится важным фактором политической жизни страны, основой формирования будущих политических партий.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1176;
Источник: http://poznayka.org/s5097t1.html