Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине xix века — история России

Общественные движения в России во 2 половине XIX в

В общественном движении России этого пе­риода можно четко выделить три этапа: 50— 60-е гг., 70-е — начало 80-х гг. и 80—90-е гг. Не­обходимо выявить характерные черты этих эта­пов и дать краткий анализ основных требований, выдвигавшихся на каждом из них.

Первый этап (50—60-е гг.): ослабление цензурного гнета после прихода к власти Алек­сандра II.

Идет процесс становления либераль­но-буржуазного и радикально-демократического течений общественной мысли: участие западни­ков и славянофилов в разработке крестьянской реформы, деятельность Вольной русской ти­пографии в Лондоне, издание А. И. Герценом и Н. П.

Огаревым «Полярной звезды» и «Колоко­ла», их влияние на радикализацию общественно­го мнения, начало зарождения народничества, деятельнос­ть «Земли и воли» в 1860-е гг.

Второй этап (70-е — начало 80-х гг.): становление и расцвет народничества. Основ­ные идеи: теория некапиталистического разви­тия России, идея перехода к социализму. Главная цель — опираясь на крестьянскую общину, миновать капитализм  и  перейти  непосредственно  к  соци­ализму.

Движение народников прошло в своем разви­тии четыре этапа:

1)   середина 60-х — начало 70-х гг. — этап становления: деятельность разрозненных круж­ков (покушение Д. В. Каракозова на Александра II в 1866 г.)

2)   начало 1870-х — 1876 г. — пропаган­дистский этап. Главное событие — «хождение в народ» с целью поднять крестьян на борьбу с са­модержавием. Причины неудачи: непонимание крестьянами отвлеченных идей, их царистские иллюзии;

3)   1876—1879 гг. — бунтарский этап. Про­изошло организационное оформление движе­ния — была создана новая «Земля и воля» (1876);

4) 1879—1881 гг. — заговорщицкий, или ге­роический, этап. Раскол «Земли и воли» из-за разногласий по вопросу о методах борьбы на «Черный передел» (Г. В. Плеханов) и «Народную волю» (А. Д. Михайлов). Переход наро­довольцев к тактике индивидуального террора. Цель — цареубийство и дезорганизация прави­тельства, что должно было облегчить захват власти.

Ключевые даты

Апрель 1879 г. — покушение народовольца на Александра II

Ноябрь 1879 г. — попытка взрыва царского поезда под Москвой.

Февраль 1880 г. — взрыв столовой Зимнего дворца, произведенный С. А. Халтуриным.

1 марта 1881 г. — убийство Александра II.

Итоги: тактика заговора и террора себя не оправдала и привела к обратному результату — политике контрреформ Александра III. Сами на­родовольцы все силы потратили на организацию цареубийства, сил на захват власти у них не оста­лось. К тому же они недооценивали силу бюро­кратического аппарата.

Третий этап (80—90-е гг.): спад револю­ционной борьбы. Сказав о перерождении народ­ничества, необходимо охарактеризовать сущ­ность либерального народничества и взгляды лидера этого движения — Н. К. Михайловского: мирная пропаганда социалистических идей.

Также шел процесс рас­пространения марксизма в России: группа «Ос­вобождение труда» (1883—1893) Г. В. Плеханова и его критика народничества.

Причины особой попу­лярности марксистских идей в России: ост­рота рабочего вопроса, низкий уровень жизни на­селения, логичность и простота марксистских построений, их доступность для понимания прос­того человека, особенности менталитета русского народа — коллективизм, взаимовыручка, общинность, мессианство.

Необходимо также рассказать о либераль­ном движении, связанном прежде всего с земст­вами, и консервативном течении обществен­ной мысли (К. П. Победоносцев, М. Н. Катков), его влиянии на выработку внутриполитического курса страны.

Вывод: общественную мысль в России вто­рой половины XIX в.

отличала идеологическая пестрота: в ней были представлены все направле­ния — от реакционно-консервативного до ради­кально-демократического.

Общественная мысль развивалась в обстановке отсутствия гласности и минимальных гражданских свобод, что обусло­вило оппозиционность большинства обществен­ных движений по отношению к власти.

Источник: http://uclg.ru/education/otechestvennaya_istoriya/8_klass/rossiya_v_80-90-e_godyi_XIX_veka/lecture_obschestvennyie_dvijeniya_v_rossii_vo_2_polovine_XIX_v___organizatsii___uchastniki__deyatelnost.html

Идейная борьба и общественное движение в россии во второй половине xix в

Во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьян­ской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений.

Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и сти­мулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства.

Однако реализация реформы и её итоги вызвали обострение идейно- политической борьбы, еще большее размежевание общества.

Причины подъема общественного движения.Главная — сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодер­жавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным по­ложением дворянства, отсутствием демократических свобод.

Не менее значимая причина — нерешенность аграрно-крестъянского вопроса, ко­торый оставался центральным в общественной жизни страны.

К преж­ним социальным противоречиям (между крестьянами и помещиками) добавились новые, вызываемые развитием капитализма, — между рабо­чими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консерватив­ным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи. Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализа­ции, то усиление репрессий) также активизировали общественное дви­жение.

Отличительной чертой общественной жизни России второй полови­ны XIX в. была политическая инертность широких народных масс. Кре­стьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г.

, быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую инертность проявляла и буржуазия.

Это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обу­словливало крайне узкую социальную основу для деятельности револю­ционеров.

В пореформенный период окончательно оформились три направле­ния в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Консерваторы.Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значи­тельная часть крестьянства.

Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России.

Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных кон­фликтов.

В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыбле­мость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. В социально-экономической сфере они ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. Во внешней поли­тике ими развивались идеи панславизма — единение славянских народов вокруг России.

В духовной сфере представители консервативной интел­лигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религи­озности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традицион­ных моральные принципы. (Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» обна­жил безнравственность их деятельности.

)

Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье- бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. М.Н. Катков в газете «Московские ведомости» доступно для народа формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное мнение.

Либералы.Социальную основу либерального направления составля­ли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).

Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути историче­ского развития России. Либералы настаивали на введении конституци­онных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они вы­ступали за создание общероссийского выборного органа (Земского со­бора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монар­хия.

Во внутриполитической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности России.

В социально-экономической сфере они приветст­вовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предла­гали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные плате­жи, провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Признание неприкосно­венности личности, ее права на свободное духовное развитие было ос­новой их морально-этических взглядов.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятель­ность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» — ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либера­лы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деяте­ли (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Ро- дичев, П.А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппо­зиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характер из- за политической слабости буржуазии и близость к консерватизму. Либералов и консерваторов объединяла боязнь народного «бунта» и действий радикалов.

Радикалы.Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвя­тившие себя служению народу.

Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой пра­вительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций).

Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоре­тики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действо­вать за границей.

Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.

В радикальном направлении второй половины XIX в. господствую­щее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма».

В истории движения радикалов второй половины XIX в.

Читайте также:  Русская православная церковь. к.п. победоносцев - история России

выделяются три этапа: 60-е годы — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы -оформление народнической доктрины и деятельность организаций рево­люционных народников; 80-90-е годы — активизация либеральных на­родников и начало распространения марксизма, на основе которого бы­ли созданы первые социал-демократические группы.

Источник: https://megalektsii.ru/s16742t2.html

Brainmove: Материалы: История: Конспект «Общественное движение во второй половине XIX века»

«Общественное движение во второй половине XIX века»

Вторая половина XIX в. в духовной сфере характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, во второй половине 50-х гг. XIX в.

(период подготовки крестьян­ской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось сближение разных идейных направлений.

С другой стороны, реализация ре­формы и ее итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы, еще большее размежевание общества.

Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. было снижение политической активности широких народных масс. Народ сохранял веру в «доброго» царя. Крестьянские волнения, вспыхнув­шие после 1861 г., быстро прекратились, рабочее движение находилось в за­чаточном состоянии. Политическую инертность проявляла и буржуазия.

В пореформенный период получают окончательное оформление три на­правления в общественном движении — консерваторы, либералы, радикалы. Кроме того, начинается формирование революционного движения.

Социальную основу консервативного направления составляли реакцион­ное дворянство, духовенство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм остался в идеологических рамках теории «официальной на­родности».

·         Во внутриполитической области консерваторы боролись за сохранение са­модержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ.

·         В социально — экономической — за укрепление позиций дворянства, сохра­нение помещичьего землевладения.

·         Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единения сла­вянских народов вокруг России.

·         В духовной сфере отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти.

·         Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. И. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрок­ратический аппарат, церковь и реакционная печать.

Социальную основу либерального направления составляли часть буржуазии и помещиков, интеллигенция.

·         Они отстаивали идею общего с Западной Европой пути исторического развития. Стремились к введению конституционного правления, демократи­ческих свобод, продолжению реформ и расширению прав и функций мест­ных органов самоуправления — земств.

·         Либералы стояли за эволюционный путь развития и считали реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавной властью.

·         Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. В. Долгоруков и др.). Их организационной опорой были научные общества, земства, журналы («Русская мысль», «Вест­ник Европы»),

·         Особенности российского либерализма:

1.      близость к консерватизму;

2.      дворянский характер (из-за политической слабости буржуазии);

3.      отсутствие устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству;

4.      объединение либералов с консерваторами против радикалов.

Радикальное направление во второй половине XIX в. было представлено выходцами из разных слоев общества, которые стремились представлять ин­тересы рабочих и крестьян.

Особенности российского радикализма:

·         значительное влияние на его развитие оказывала реакционная полити­ка правительства (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собра­ний и организаций);

·   в самой России могли существовать только тайные организации;

·   теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать заграницей. Это способствовало укреплению связей русского и западноевропейского революционных движений.

В истории радикального направления второй половины XIX в. исследова­тели выделяют три этапа:

       60-е гг. — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;

       70-е гг. — оформление народнического направления и деятельность организаций революционных народников;

   80—90-е гг. — активизация либеральных народников и начало распрост­ранения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демок­ратические группы.

Наиболее сплоченной группой противников царизма в России были рево­люционеры-разночинцы (разночинцы — выходцы из различных сословий: ду­ховенства, купечества, мещанства, мелких чиновников), пришедшие на смену дворянам-революционерам первой половины XIX в.

Родоначальниками теории «русского социализма» А. И. Герценом и Н. Г. Черны­шевским были сформулированы основные положения народнической идео­логии. Народничество — направление общественной мысли и общественное движение (значительное влияние на которое оказали идеи Ш. Фурье, П. Ж. Прудона, К. А. Сен-Симона, Р. Оуэна), основанное на следующих положениях:

1) капитализм (в том числе в России) — это упадок, регресс;

2) можно сразу построить справедливое общество — социализм, минуя капитализм; при этом важная роль отводилась общине (лидеры народников считали общину идеалом общественного устройства).

Сторонником стихийного развития и безгосударственного устройства об­щества был М. А. Бакунин (1814—1976) — бунтарское или анархистское на­правление народничества. Бакунин М.А.

предложил модель безгосударственного социализма, которая основывалась на федерации по­строенных «снизу вверх» свободных организаций: рабочие ассоциации, об­щины, волости, области, народы. Бакунин выступал за крестьянскую рево­люцию, к которой крестьяне якобы были готовы, — необходим был только тол­чок.

Расчет делался на революционную интеллигенцию, и тогда крестьянский бунт уничтожил бы самодержавие и привел к победе социализма.

Главная работа, в которой Бакунин изложил свои взгляды, — «Государ­ственность и анархия».

Его учение, получившее название анархизма, безвлас­тия, возрождало древнее противоречие идеалов общины и государственной власти.

Бакунин требовал немедленного уничтожения государства и вечевой демократии снизу доверху. «Народ — прирожденный бунтарь, враг государ­ства. Для организации революции ему надо лишь помочь объединиться».

Сторонник пропагандистского направления — П. Л. Лавров (1823—1900), преподаватель математики в военных заведениях, полковник, член «Земли и воли», редактор журналов «Вперед!» и «Вестник «Народной воли».

Он счи­тал, что для осуществления революции нужна долгая пропагандистская работа, чтобы большинство народа осознало и одобрило принципы будущего строя и необходимость революции. Однако, по его мнению, массы народа инертны.

Чтобы начать революцию, нужны критически мыслящие личности, интелли­генты, мученики, о которых народ слагал бы легенды. Они должны соединить современные демократические идеи и тягу крестьян к справедливости, проло­жив тем самым дорогу к социальной революции.

Именно на изменение строя общества, а не на формы политической власти обращал внимание Лавров.

П. Н. Ткачев (1844—1885) — теоретик заговорщического направления на­родничества, из дворян, окончил Петербургский университет, сотрудничал во многих журналах. С 1873 г. за границей издавал журнал «Набат». Как и Лавров, Ткачев подчеркивал роль активного меньшинства в революции.

Но основную цель он видел не в подъеме крестьянских масс на революционную борьбу, а в захвате государственной власти сильной подпольной организаци­ей революционеров.

Лозунгу социальной революции он противопоставил ло­зунг политической революции, создания нового, революционного государ­ства, которое возьмет в свои руки промышленность, банки, транспорт, сред­ства связи.

Ткачев был прагматиком, он скептически относился к идее о добром и разумном человеке, предпочитая надеждам на человека силу влас­ти. Он был прямым противником анархизма. Многие его идеи позднее про­явились в практике народовольцев и большевиков.

Народнические кружки начала 60-х гг. вели пропагандистскую работу и использовали политический террор. Кружок Н. А. Ишутина организовал переплетную артель, швейную мастерскую. В 1866 г. член организации Д. В. Каракозов совершил покушение на императора Александра II. Он был схвачен на месте преступления, а организация «ишутинцев» разгромлена.

В конце 60-х гг. бывший учитель С. Г. Нечаев (1850—1881) создал тайную организацию под символическим названием «Топор, или Народная расправа» (1869). В составленном им «Катехизисе революционера» насилие рассматри­валось как главный способ достижения победы революции.

Члены общества должны были во имя революции отказаться от всех моральных норм, испове­дуя правило: «Цель оправдывает средства». Отвергая общественный порядок, они отказывались от родственных чувств, дружбы и любви ради идеи револю­ции. В их глазах лишалась цены сама человеческая жизнь (убийство студента И. И. Иванова, отказавшегося подчиниться Нечаеву).

Этим стиралась грани­ца между революционной борьбой и преступлением, во многом предвосхи­щалась практика большевизма.

Идеология народничества оказала влияние на практику движения. В 1874 г. осуществляется так называемое «хождение в народ» для пропаганды социалис­тических идей и подготовки крестьянского восстания.

«Хождение в народ» показало, что крестьяне не стремятся к революции. Напротив, они сами по­могали арестовывать «смутьянов», «врагов царя».

Часть народников такое по­ведение крестьян толкнуло назад, к террористической борьбе.

В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и воля» (не следует отождествлять ее с организацией под таким же названием, созданной в 1862 г. при участии Н. Г. Чернышевского для объединения революционных сил и под­готовки крестьянского восстания и прекратившей свое существование в 1864 г.).

В результате общего кризиса народничества и внутренних разногласий «Земля и воля» распадается на две организации — «Народную волю» (А. И. Же­лябов, А. Д. Михайлов, С. Л.

Перовская) и «Черный передел» (Г. В. Плеханов, В. Н. Игнатов, О. В. Аптекман).

После убийства Александра II  народниче­ские организации были практически разгромлены, а идеология народниче­ства находилась в глубоком кризисе.

Влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е гг. предпринимаются первые попытки создания рабочих организаций. В 1875 г. в Одессе возник «Южнороссийский союз рабочих» (руководитель Е. О. Заславский), а в 1878 г.

Читайте также:  «белая» армия: цели, движущие силы, основополагающие идеи - история России

в Петербурге — «Северный союз русских рабочих» (В. П. Обнорский, С. Н. Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустрой­ство. Рабочие организации в этот период находились под сильным влиянием народников.

В 80-е гг. рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова. В 90-е гг. наблюдается новый подъем стачечного движения.

В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть ин­теллигенции обращается к марксизму. В начале 80-х гг. в эмиграции Г. В. Пле­ханов (1856—1918) объединил вокруг себя единомышленников (П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов) и занялся серьезным изучением марксизма.

Осенью 1883 г. в одной из швейцарских газет появилось объявление о на­чале издания «Библиотеки современного социализма».

С этой работы начала свою деятельность группа «Освобождение труда», издавшая за 20 лет своей деятельности свыше 250 произведений.

Ее деятельность оказала значитель­ное влияние на образование марксистских групп и кружков в России (Д. Благоева и М. И. Бруснева в Петербурге, Н. Е. Федосеева в Поволжье и др.).

Лидерами русского марксизма были В. И. Ульянов-Ленин, Ю. О. Мартов, А. А. Богданов. В 1895 г. был основан социал-демократический «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 г. на нелегальном съезде в Минске было положено начало Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

Источник: http://www.brainmove.ru/materials.php?material_id=75

1. Общественное движение и идейная борьба в России во II половине XIX века

1861 год характеризовался резким обострением обстановки в деревне. Крестьяне, которым объявили Положение 19 февраля 1861 года, не верили, что это истинный царский закон, требуя земли.

В отдельных случаях дело доходило до десятитысячных собраний, заканчивавшихся применением войск и сотнями убитых.

В общественной жизни в целом произошло значительное раскрепощение сознания широких кругов населения.

В общественном сознании образовалось три течения: радикальное, либеральное и консервативное. Консерваторы выступали за незыблемость самодержавия. Радикалы — за его свержение. Либералы пытались добиться большей гражданской свободы в обществе, но при этом не стремились к перемене политического строя.

Либеральное движение конца 50-х — начала 60-х гг. было самым широким, и имело множество различных оттенков. Либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм, либералы действовали через печать и земство.

Демократизация общества отразилась на составе участников общественного движения.

Если в первой половине XIX века среди оппозиционных деятелей (от декабристов до Герцена) преобладали представители дворян, то в 60-е годы активное участие в общественной жизни стали принимать люди самых разных «чинов» (то есть общественных групп). Это позволило советским исследователям, вслед за Лениным, говорить о переходе с 1861 года от дворянского к разночинскому этапу освободительного движения.

На волне демократического подъёма по стране возникает ряд подпольных кружков, в конце 1861 года объединившихся в организацию «Земля и воля». У руководства организацией стояли Александр и Николай Серно-Соловьевичи, Николай Обручев, Александр Слепцов, активное участие в её делах принимал Чернышевский, помогали из Лондона Огарёв и Герцен.

Название организации отражало основные, по мнению её участников, требования народа и было связано с программой возврата отрезков, принудительного выкупа помещичьей земли государством, создания выборного местного самоуправления и центрального народного представительства.

Программа была по современным меркам вполне умеренной, однако на её осуществление при царском правительстве рассчитывать не приходилось. Поэтому участники «Земли и воли» готовились к вооружённому захвату власти.

Его перспективу они связывали с весной 1863 года, когда, с 19 февраля 1863 года, по всей стране должно было начаться заключение выкупных актов.

Однако в 1862 году были арестованы Николай Серно-Соловьевич и Чернышевский; при этом последнего по недоказанному обвинению сослали в Сибирь, так что он сошёл с политической арены. Кроме того, внутри самой организации существовали разногласия по идеологическим вопросам. В итоге к весне 1864 года «Земля и воля» ликвидировалась.

Незначительное в начале 1860-х годов, рабочее население России значительно увеличилось в течение следующих двух десятилетий. Ввиду нечеловеческих условий жизни и труда росло и рабочее движение, ставшее на исходе 70-х годов вполне обычным явлением. Число забастовок измерялось десятками в год, временами случались и крупные стачки, для разгона которых применялись войска.

К 1875 году относится создание в Одессе Южно-российского союза русских рабочих. Раскрытый полицией уже через несколько месяцев, Союз примечателен тем, что это была первая рабочая организация в России. Через три года, в 1878 году, в Петербурге появился Северный союз русских рабочих.

Цель его была достаточно очевидной — «ниспровержение существующего политического и экономического строя как крайне несправедливого». Непосредственными требованиями были: введение демократических свобод, развитие трудового законодательства и т.п. Особо стоит отметить «учреждение свободной народной федерации общин на началах русского обычного права».

Таким образом, разворачивающееся рабочее движение основывалось на народнической, крестьянской идеологии.

Однако, начало 1880-х годов явило кризис народнического движения, стремившегося опереться на крестьян в борьбе за смену строя. На смену народничеству пришёл уже надёжно укрепившийся к тому времени в Европе марксизм.

Революционные идеи Карла Маркса основывались на его экономических взглядах, провозглашавших капитализм передовой стадией развития общества, которой, однако, присущи серьёзные внутренние противоречия между капиталистами и непосредственными производителями.

Соответственно, Маркс предсказывал, что капитализм должен смениться иным общественным строем, основанном на более справедливом распределении, и произойти это должно именно с опорой на пролетариат. Естественно поэтому, что именно с пролетарским (рабочим) движением и связано развитие марксизма в России.

Проникновению в Россию марксизма сильно способствовали оказавшиеся на Западе в изгнании народники: Плеханов, Засулич, Аксельрод и другие. Признав ошибочность своих прежних взглядов, они приняли идеи Маркса.

Перемену эту наглядно характеризуют слова Плеханова: «Историческая роль русского пролетариата настолько же революционна, насколько консервативна роль мужика».

Сложившаяся на основе названных революционеров группа «Освобождение труда» стала переводить и издавать Маркса, что способствовало распространению в России марксистских кружков.

Помимо либералов были и консерваторы. Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа С.С. Уварова, ставшего впоследствии министром народного просвещения.

Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил, как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества.

Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т.д.

Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.

Консерваторы, противники существенных перемен в жизни общества, оказались в сложном положении: защищать старое в конце 50-х — начале 60-х гг. не решался никто.

Поэтому главными устремлениями консерваторов стали попытки оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников и, по возможности, не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Активность консерваторов имела определенный успех.

Из правительства постепенно были удалены основные разработчики крестьянской реформы. Александр II надеялся, что подобный шаг приведет к примирению сословий и смягчит негодование дворян.

Таким образом, революционное движение в России вступило в конце XIX века в новый этап.

революционный борьба социалистический

2. Основные тенденции развития РФ в 1990-е — начало XXI века

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/17632

открытая библиотека учебной информации

Социальный строй.

Переходный характер исторического развития пореформенной России и многоукладность экономики обусловливали своеобразие социальной структуры и разнообразие социальных антагонизмов. Сохранилось сословное делœение общества.

Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями.

Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат). В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.

Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам. Их неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ экономическое ослабление не сказалось на социально-политическом влиянии.

Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничье-бюрократическом аппарате, армии и общественной жизни.

Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.

Быстро росла буржуазия, набиравшая экономическую силу. При этом она играла незначительную роль в социальной системе.

Политически слабая и неорганизованная, она поддерживала самодержавие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивало экспансионистскую внешнюю политику и возможность эксплуатации трудящихся.

Часть буржуазии вырастала из «капиталистах крестьян», обогатившихся за счет ростовщичества, торговли и отхожих промыслов.

Социальное расслоение крестьянства выделœение кулаков и разорение основной массы было результатом проникновения в деревню капиталистических отношений.

Обнищавшее крестьянство и городская беднота служили источником формирования пролетариата.

Особенность рабочего класса России состояла в том, что в нем, с одной стороны, постепенно созревал кадровый пролетариат, окончательно порвавший с деревней, а с другой оставались не потерявшие свою связь с нею. Положение российского рабочего класса существенно отличалось от западно-европейского.

Читайте также:  Кабинет министров анны иоанновны - история России

Жесткая система эксплуатации, тяжелые условия труда и быта͵ отсутствие системы страхования всœе это обусловливало развитие рабочего движения и облегчало антиправительственную деятельность революционеров.

Во второй половинœе 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определœенное сближение разных идейных направлений.

Все общество понимало крайне важность обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства.

При этом реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы, еще большее размежевание общества.

Читайте также

  • — Реконструкция Парижа XIX в.

    Новые материалы. Железобетон. Железобетон появился в 1868 г., когда садовник Монье применял железную сетку в качестве каркаса для бетонных цветочных горшков. Железобетон не находил широкого применения до 1990-х гг., когда его одновременно стали использовать в Америке Эргст… [читать подробенее]

  • — Архитектура XIX в.

    Развитие архитектуры первой половины XIX в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. С начала XIXв. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое железо. Во второй половине XIX в. стала… [читать подробенее]

  • — Государство США в XIX — начале XX вв.

    С конца войны за независимость в 1783 г. до начала Гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз. В ходе «индейских войн» происходил захват земель коренного населения — индейцев. В 1803 г. Т. Джефферсон за 15 млн. долларов купил у Наполеона Луизиану -… [читать подробенее]

  • — ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОРОДА XIX ВЕКА

    ЗАПАДНО – ЕВРОПЕЙСКОЕ И АМЕРИКАНСКОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО II ПОЛОВИНЫ XIX В. – НАЧАЛА XX ВЕКА. ЛЕКЦИЯ 13 Рост промышленных центров Великобритании: Лондон, Глазго, Шеффилд, Бирмингем Франция: Париж, Лион, Лилль Германия: Берлин, Гамбург, Мюнхен, Кёльн Выросла… [читать подробенее]

  • — Расознавчі студії XVIII— першої половини XIXст.

    На початок XVIII ст. мандрівники та вчені-натура-лісти накопичили великий фактичний матеріал про фізичні риси населення найвіддаленіших куточків земної кулі. Цей доробок вимагав осмислення та систематизації. Одним із перших свою класифікацію запропонував К. Лінней,… [читать подробенее]

  • — В течение XIX века шло накопление экспериментального материала в биологии. В развитии эволюционных взглядов большую роль сыграли работы российских исследователей.

    Значение теории Ч. Дарвина Эволюционная теория Ч. Дарвина относится к величайшим естественно-научным открытиям XIX века. Идеи Ч. Дарвина оказали влияние на развитие эволюционной палеонтологии, эволюционной эмбриологии и сравнительной анатомии. Исследования в этих… [читать подробенее]

  • — Формирование буржуазного государства Франции в XVIII-XIX вв.

    Основные этапы Великой Французской революции: 1. 14 июля 1789 г. — август 1792 г. — приход к власти крупной буржуазии (фельянов) и установление конституционной монархии. 2. Август 1792 г. — июнь 1793 г. — приход к власти жирондистов, т. е. представителей средней торгово-промышленной… [читать подробенее]

  • — Третий период — вторая четверть XIX в.

    «Восточный вопрос»; основные задачи: укрепить влияние России в Ближневосточном регионе; добиться максимально выгодного для России режима в черноморских проливах; расширить черноморскую торговлю; максимально обезопасить южные границы империи; оказать поддержку… [читать подробенее]

  • — ТЕМА 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

    После гибели Павла на престол взошёл его старший сынАлександр.Воспитанный в либеральном духе, он многим прогрессивным и либерально настроенным людям внушил надежды на серьёзные изменения во внутренней политике страны в сторону её либерализации. Наиболее одиозные и… [читать подробенее]

  • — Тема 5: Российская империя в XIX в.

    1. Социально–экономическое развитие Российской империи в XIX в. 2. Внутренняя и внешняя политика России в правление Александра I 3. Внутренняя и внешняя политика России в правлении Николая I 4. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III. Внешняя политика… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/37390

    Общественное движение в России во второй половине XIX века

    Середина XIX в. ознаменовалась подъёмом общественного движения, что было вызвано необходимостью перемен в правительственной политике. Либеральное движение имело множество различных оттенков. В целом либералы выступали за установление конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы.

    Выступая за мирные формы борьбы, они действовали через печать и земства. Идеи российского либерализма были изложены историками К.Д. Кавелиным и В.Н. Чичериным в «Письме к издателю». Пропагандистами либеральных взглядов стали журналы «Русский вестник» (М.Н. Катков), «Русская беседа» и «Сельское благоустройство» (А.И. Кошелев), «Вестник Европы» (М.М.

    Стасюлевич), газета «Русские ведомости».

    На рубеже 1850-1860 гг. активизировалась деятельность радикального направления. Его идеологическим центром стал журнал «Современник», которым руководили Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Они выступали за освобождение крестьян с максимальными наделами земли при минимальном выкупе.

    Аграрная реформа 1861 г. не способствовала успокоению крестьян. Недовольство крестьян часто завершалось кровавыми столкновениями с войсками. В условиях напряжённой общественно-политической обстановки А.И. Герцен и Н.Г.

    Чернышевский, назвав реформу «грабительской», сформулировали концепцию русского (общинного) социализма, соединив социальный утопизм французских просветителей с бунтарским движением российского крестьянства.

    В своих трудах они развивали мысль об общинных порядках российского крестьянства, которые могут стать залогом на пути к социализму, доказывая, что крестьянская община может быть лучшей формой крестьянской жизни.

    Идеализируя простой народ, они были против его «вываривания в капиталистическом котле»[99], полагая, что община станет ячейкой будущей справедливой организации общества. Монархию должна была сменить республика. Средством достижения социальной справедливости считали крестьянскую революцию. Их взгляды легли в основу революционного народничеств 1870-х гг. Деятельность революционных народников и их последующая трансформация представлены в схеме.

    Революционные народнические кружки
    Организация Н.А. Ишутина, И.А. Худякова (1863-1866). 1866 г.- ишутинец Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Организация разгромлена.
    «Народная расправа» С.Г. Нечаева.

    Организация строилась на основе личной диктатуры и оправданности любых средств во имя революционных целей.

    «Чайковцы» — кружок М.А. Натансона, В.М. Александрова, В.Н. Чайковского. Предъявляли высокие нравственные требования к своим членам. Занимались пропагандистской работой. В 1874 г.

    – инициировали «хождение в народ», призывая крестьян на революцию. Подверглись разгрому.

    «Земля и воля» — тайное общество, действовавшее с 1861 по 1864 гг. Занималось распространением нелегальной литературы, подготовкой к восстанию.

    После ареста руководителей и провала планов восстания принято решение о самороспуске.

    Идейные течения народничества

    ________________________________________________________

    Бунтарское, анархическое. М.А. Бакунин Русский народ по своей природе бунтарь. Революционерам надо объединить бунты в революцию. Государство как источник несправедливости и угнетения должно исчезнуть. Будет создана федерация самоуправляющихся общин и народов на принципах добровольности.
    Пропагандистское. П.Л. Лавров Народ надо подготовить к революции путём пропаганды социалистических идей.
    Заговорщическое. П.Н. Ткачёв Народ революционным потенциалом на обладает. Революция – это захват власти тайной организацией, которая должна овладеть системой управления, провести революционные преобразования. Политическая борьба нужна с целью ослабления существующей власти.
    «Земля и воля» (1876-1879) Руководители: А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, В.Н. Фигнер, А.Д. Морозов  

    Направления деятельности

    Пропаганда. Создание в деревнях своих поселений с целью подготовки революции. Демонстрация у Казанского собора в Петербурге (1876)
    Террор. Цель – ослабление власти, дестабилизация положения в стране, ускорение революции. Покушения В.Засулич на генерала Ф.Ф. Трепова (1878), А. Соловьева на Александра II (1879)
    «Чёрный передел» — организация, оставшаяся на пропагандистских позициях. Лидеры: Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др. С 1880 г. в эмиграции.

    «Народная воля» — организация, перешедшая к террористической деятельности. Создан исполнительный комитет (А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская и др.).

    Подготовили и осуществили восемь покушений на царя. 1 марта 1881 г. – убийство Александра II

    Распалась

    Убийство царя не привело к распаду политической системы и революции. «Народная воля» подверглась разгрому. Безуспешной попыткой возродить народовольческие методы стало покушение на Александра III, организованное в 1887 г. группой студентов, среди которых был А.И. Ульянов, брат В.И.

    Ленина. В «Черном переделе» произошёл раскол. Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод и др. разочаровавшись в народничестве, переходят на позиции марксизма. В 1883 г. они создали группу «Освобождение труда», основную задачу которой они видели в распространении марксизма в России.

    В 1880-е гг. народничество стало либеральным. Наиболее известные его представители, Н.П. Даниельсон, В.П. Воронцов, считали, что улучшение жизни народа следует добиваться при помощи реформ. Либеральные народники вели культурно-просветительскую работу среди населения, использовали различные общественные организации и земства.

    В 1870-1880-х гг. с развитием капиталистических отношений в стране и ростом численности рабочего класса появляется рабочее движение. В 1885 г. в Петербурге из разрозненных марксистских кружков образовался «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его основатели – В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Л. Мартов) и др.

    Таким образом, во второй половине XIX в. общественное движение в России становится важным фактором политической жизни страны, основой формирования будущих политических партий.

    Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1176;

    Источник: http://poznayka.org/s5097t1.html

    Ссылка на основную публикацию