Статья 17. применение сил и средств органов внутренних дел российской федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций

На взрывоопасных предприятиях чаще всего к причинам взрыва относят: разрушение и повреждение производственных емкостей, аппаратуры и трубопроводов; отступление от установленного технологического режима; отсутствие постоянного контроля за исправностью производственной аппаратуры и оборудования и современностью проведения ремонтных работ.

Большую опасность для 
жизни и здоровья населения представляют взрывы в жилых и общественных зданиях, а также в общественных местах.  Главная причина взрыва – неразумное поведение граждан, в основном подростков и детей. Однако в последнее время получили распространение случаи, связанные с применением взрывчатых веществ, прежде всего, это террористические акты.

III. Охрана общественного порядка и безопасности органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях

3.1 Задачи полиции при чрезвычайных ситуациях

Статья 17 Федерального закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»14 устанавливает, что при ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 
не содержат в себе преступного и противоправного посягательства, однако и в данных условиях на органы внутренних дел возлагается ряд обязанностей: необходимость принятия неотложных мер по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участие в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях; участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии15.

Степень возможности 
возникновения в России ЧС природного и техногенного характера достаточно высока и связана с ее географическим положением, климатическими условиями, размерами территории, наличием большого числа высоко рисковых производств, низким техническим уровнем их защищенности, социальными и многими другими причинами.

Для ОВД особенности организации деятельности при ЧС природного и техногенного характера обуславливаются характером явления, вызвавшего ЧС; масштабом возможных негативных последствий для населения, объектов экологии (в том числе объектов жизнеобеспечения и высоко рисковых объектов); возможным характером поведения людей (в том числе сотрудников ОВД) и т.д.

Таким образом, общими задачами ОВД для обеспечения общественного порядка при ЧС являются:

    • обеспечение оперативно-служебной и мобилизационной готовности;
    • непрерывный сбор данных оперативно-служебной обстановки;
    • подготовка управленческих решений;
    • информационно-аналитическое и организационное обеспечение управленческих решений;
    • подготовка проектов и организация реализации комплексных программ и планов;
    • своевременное выполнение подразделениями и службами задач, приказов и распоряжений;
    • контроль за выполнением подразделениями и службами поставленных задач и оказание им практической и методической помощи;
    • организация всех видов связи, средств автоматизации и вычислительной техники;
    • изучение, обобщение и распространение положительного опыта служебной и служебно-боевой деятельности;
    • доклад вышестоящему штабу данных оперативно-служебной обстановки и принятых начальником органа внутренних дел решений;
    • информирование начальников и штабов подчиненных, взаимодействующих и соседних органов внутренних дел о новых данных оперативной обстановки;
    • организационно-штатное обеспечение органа внутренних дел;
    • правовое обеспечение деятельности органа внутренних дел;
    • обеспечение международного сотрудничества органа внутренних дел;
    • организационно-методическое обеспечение работы нижестоящих штабов органов внутренних дел;
    • организация и совершенствование системы управления органами внутренних дел, обеспечение ее бесперебойной работы, охраны, маскировки, защиты от радиоэлектронного подавления;
    • организация изучения общественного мнения о состоянии правопорядка и эффективности деятельности органа внутренних дел.

Также к задачам ОВД 
при возникновении ЧС относятся:

    • оцепление и охрана места происшествия;
    • проведение противопожарных и первоочередных аварийно спасательных работ;
    • обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в зоне оцепления и вокруг ее с помощью усиленных постов, патрулей и т.д.;
    • обеспечение контрольно-пропускного режима;
    • усиление охраны зданий органов государственной власти, объектов жизнеобеспечения;
    • обеспечение охраны имущества, ценностей и документов, оставшихся без присмотра владельцев;
    • оповещение населения и участников движения о границах опасных зон;
    • организация учета граждан в зонах и пунктах их размещения16;
  • Анализ ликвидации крупных 
    аварий и катастроф на атомных 
    электростанциях, химических предприятиях, на транспорте позволяет выделить ряд специфических функций, которые предопределяют особенности организации деятельности ОВД на указанных объектах.
  • Обеспечение готовности ОВД и внутренних войск к ликвидации последствий радиоактивного заражения 
    местности занимает особое место  в общем перечне задач по защите населения и территорий в этих ситуациях.
  • Радиационные и химические аварии имеют свои характерные особенности, негативно влияющие на осуществление 
    защитных мероприятий, к числу которых 
    относятся:
    • невозможность прогнозирования аварии по времени;
    • высокая вероятность тяжелых последствий для жизни и здоровья людей, подвергшихся радиационному и химическому воздействию;
    • сложность заблаговременного принятия эффективных защитных мер;
    • непредсказуемость экономических последствий;

Для аварий, связанных 
с выбросом радиоактивных и аварийно химически опасных веществ, характерно наличие следующих опасных факторов:

    • внезапно возникновение и стремительное развитие событий и явлений, вызывающих резкое осложнение оперативной обстановки;
    • возрастание реальной угрозы жизни и здоровью людей, их имущества;
    • выход из строя либо разрушение объектов;
    • возможность возникновения паники среди населения.

В этих обстоятельствах 
на деятельность ОВД и ВВ МВД России оказывают влияние большой объем 
поступающей информации, необходимость принятия нестандартных решений, физическое напряжение, риск для жизни и здоровья и т.п.

3.2 Участие ОВД в ликвидации последствий ЧС

Большое значение при ликвидации последствий, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами природного и техногенного характера имеет взаимодействие формирования МЧС России, а также силы и средства других ведомств (МВД, Минобороны, ФСБ и т.д.) водящие в состав сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основной целью взаимодействия данных формирований является спасение людей и материальных ценностей, а также быстрая ликвидация последствий произошедшего стихийного бедствия или катастрофы.

Характер и порядок действий привлекаемых сил и средств зависит от вида стихийного бедствия, сложившейся обстановки, подготовленности привлекаемых сил, времени года и суток, погодных условий и других факторов.  

Особенно нужно обратить внимание, что успех действий зависит 
от своевременной организации и 
проведения разведки и всестороннего, объективного учета конкретных условий обстановки.

ОВД участвуют в выявлении 
и оценке масштабов последствий 
применения оружия массового поражения 
и аварий на радиационно, химически 
и биологически опасных объектах. Для такого участия в МВД России создана система выявления и оценки масштабов последствий применения оружия массового поражения и аварий на радиационно, химически, биологически опасных объектах (СВОП МВД России)17.

Основными задачами ОВД 
при осуществлении данного вида деятельности является:

    • прогнозирование возможной радиационной, химической, биологической обстановки на обслуживаемой территории;
    • сбор, обобщение, анализ данных о применении оружия массового поражения, авариях (разрешениях);
    • установление факта радиационного, химического, биологического заражения на обслуживаемой территории;
    • выявление масштабов последствий применения оружия массового поражения и произошедших аварий;
    • установление угрозы от произошедшего;
    • взаимное оповещение и обмен информацией с взаимодействующими службами, министерствами и ведомствами о радиационной, химической и биологической обстановке.

3.3 Организация действий сил и средств ОВД при ликвидации ЧС

Действия сил и средств 
ОВД при чрезвычайных ситуациях 
осуществляется по заблаговременному 
разработанному оперативному плану, в 
котором определен порядок действий и расчет сил и средств при чрезвычайных ситуациях.

Для решения основных и вспомогательных задач при 
ЧС природного и техногенного характера 
привлеченные силы и средства могут 
формироваться в группы боевого 
порядка, из которых создаются наряды:

    • группа патрулирования — для охраны общественного порядка в пунктах размещения эвакуированных при ликвидации ЧС;
    • группа оцепления – для локализации зоны ликвидации последствий ЧС;
    • группа охраны – для усиления охраны особо важных объектов;
    • группа организации дорожного движения – для предотвращения проезда автомашин в зону ликвидации ЧС;
    • оперативная группа – для выявления причин возникновения ЧС , лиц, причастных к этому, свидетелей, а также дл борьбы с уголовной, экономической и организованной преступностью в районах проведения эвакуации;
    • группа установления личности погибших;
    • группа оказания помощи пострадавшим и их родственникам;
    • организационно-аналитическая группа – для сбора информации об оперативной обстановке;
    • группа связи;
    • группа эвакуации;
    • группа медицинского обеспечения – для оказания первой неотложной медицинской помощи пострадавшим и заболевшим;
    • резерв – для решения внезапно возникающих задач при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера18.
Читайте также:  Статья 7.1. Документированная информация о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине

Таким образом, учитывая то, что вероятность аварий, катастроф, пожаров, и других чрезвычайных ситуаций велика, законодатель предъявляет к сотрудникам правоохранительны

К вопросу об особенностях подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах

Быстрянцев Александр ФедоровичФедеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Bystryantzev Alexander FedorovichFederal State Public Educational Establishment of Higher Training «Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

Библиографическая ссылка на статью:
Быстрянцев А.Ф. К вопросу об особенностях подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах // Политика, государство и право. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/06/3886 (дата обращения: 12.04.2021).

Криминогенная обстановка в Российской Федерации выступает дестабилизирующим фактором для формирования цивилизованного государства. Развитие преступности в России представляет собой реальную угрозу ее национальной безопасности.

Обеспечение общественной безопасности, в первую очередь, включает в себя правоохранительную деятельность, в которой ведущая роль отводится Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД России), а также недавно созданной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии).

Необходимость обеспечения общественной безопасности органами правоохраны вызвана целым комплексом чрезвычайных обстоятельств, которые с ужасающей периодичностью сотрясают нашу страну.

Так, только за первое полугодие 2015 года в России официально зарегистрировано 77 техногенных чрезвычайных ситуаций, 12 авиационных катастроф, 3 аварии на магистральных трубопроводах, 4 взрыва в зданиях, сооружениях социально-бытового и жилого назначения и ряд других ЧС [1].

В среднем чрезвычайные ситуации в стране возникают почти ежедневно. Ежемесячно в них гибнет более полусотни ни в чем не повинных людей.

По прогнозам отечественных ученых, ежегодно число катастроф будет только увеличиваться.

Одним из условий успешного достижения целей обеспечения общественной безопасности является проведение на постоянной основе качественного обучения личного состава органов внутренних дел и других правоохранительных органов действиям при чрезвычайных обстоятельствах с последующим его анализом.

При этом важным элементом своевременного реагирования органов внутренних дел на чрезвычайные обстоятельства является оперативность передачи соответствующей информации, а также незамедлительное рассредоточение и использование сил и средств, что в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий.

Общая методология обучения сотрудников органов внутренних дел принятию управленческих решений с использованием современных информационных технологий на сегодняшний день ещё не разработана.

В этой связи актуализируется задача создания частных методик обучения сотрудников ОВД принятию управленческих решений.

В особых случаях, когда чрезвычайная ситуация принимает крайне негативный для страны и общества характер, государство, основываясь на Конституции России и федеральном законодательстве обеспечивает общественную безопасность введением режимов военного или чрезвычайного положения.

Это основные правовые режимы, которые вводятся в качестве временной социально-правовой меры и допускают ограничение прав и законных интересов граждан. Их функционирование оправдывается необходимостью достижения высшей цели общественной безопасности.

С их помощью реализуются меры по защите государства, общества и личности от самых серьезных угроз.

Термин чрезвычайное положение обычно принято понимать в двух аспектах. С одной стороны – это ситуация, которая появляется, складывается и изменяется, а с другой – это режим, которых вводится, продлевается или отменяется.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» как социальные конфликты, так и бедствия, вызванные техногенными, природными и биологическими факторами (эпизоотии, эпидемии и т.п.) объединены единым универсальным термином – «угроза безопасности» [2].

Вместе с тем, выглядит очевидным, что природные катаклизмы и социальные конфликты требуют различных подходов для их локализации: в первом случае преобладают меры спасения и экстренной помощи, во втором – правоохранительные меры (предотвращение, предупреждение и пресечение).

  • Применительно к обстоятельствам социального характера в ведомственных нормативных документах чаще применяется термин «чрезвычайные обстоятельства». Общими задачами подготовки к действиям при чрезвычайных обстоятельствах выступают:
  • — развитие осмотрительности, бдительности, разумной осторожности и принятие во внимание психологических факторов при оценке ситуаций;
  • — вооружение сотрудников педагогическими и психологическими знаниями в объеме, который обеспечивал бы понимание ими возможных проблем их профессиональной деятельности;
  • — повышение оптимизма и уверенности в себе для успешного преодоления трудностей, встречающихся в профессиональной деятельности;
  • — развитие профессионально важных психологических личностных качеств и свойств;
  • — повышение психологической устойчивости к особому типу обстоятельств, которые характерны для определенной категории сотрудников;
  • — формирование умений и навыков, обеспечивающих успешные действия при попадании в чрезвычайные обстоятельства;

— формирование установок на совместные, согласованные действия, а также умений и навыков совместных действий [3, с. 73].

А.В.

Снеговой небезосновательно предлагает рассматривать деятельность полиции при чрезвычайных обстоятельствах как основанный на законе вид правоохранительной деятельности, который осуществляется полицией в пределах ее компетенции во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, и направленный на предупреждение и пресечение чрезвычайных обстоятельств социального характера, участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также на минимизацию последствий чрезвычайных обстоятельств [4, с. 67].

В отечественном законодательстве и научной литературе термины и «чрезвычайные ситуации» и «чрезвычайные обстоятельства» используются в различных смыслах. Чаще всего они носят довольно-таки противоречивый характер, что в вполне определенным образом сказывается на качестве управленческой деятельности руководителей структурных подразделений органов внутренних дел.

Чрезвычайные обстоятельства выступают в качестве непосредственной угрозы жизни и безопасности населения или конституционному строю государства, и ликвидировать их невозможно без применения мер чрезвычайного характера. Основными причинами возникновения чрезвычайных обстоятельств являются чрезвычайные происшествия и чрезвычайные ситуации.

  1. Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате опасного природного явления, катастрофы, аварии, стихийного или иного бедствия, способные повлечь за собой или уже повлекшие человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [5].
  2. Проанализировав нормативно-правовые акты, обеспечивающие деятельность руководителей органов внутренних дел можно сделать вывод, что наиболее распространёнными терминами, которые раскрывают суть деятельности органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций являются:
  3. — чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера;
  4. — чрезвычайные ситуации биологического и социального характера;
  5. — чрезвычайные обстоятельства криминального характера;
  6. — особый правовой режим чрезвычайного положения;
  7. — особый правовой режим военного положения.
  8. Успешное решение возложенных на подразделения органов внутренних дел служебно-боевых и оперативно-служебных задач, требует от руководителей всех степеней неуклонного повышения уровня руководства подчиненными сотрудниками, а также улучшение качества их профессиональной готовности.
  9. Подготовка сил и средств органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах включает в себя:
  10. — подготовку управленческих органов;
  11. — индивидуальную подготовку сотрудников;
  12. — подготовку подразделений и элементов группировки сил и средств к выполнению служебно-боевых и оперативно-служебных задач;
  13. — морально-психологическое и материально-техническое обеспечение действий привлекаемого к мероприятиям личного состава.
Читайте также:  Статья 16. Порядок внесения на ратификацию международных договоров

Организация подготовки управленческих органов возлагается на штабные подразделения. Все занятия, учения и тренировки чаще всего организуются на местности в целях максимального приближения идеальной обстановки к обстановке реальной.

В качестве одной из наиболее распространенных форм обучения управленческих органов выступают штабные тренировки и деловые игры. Их сущность проявляется в том, что сотрудники, проходящие обучение, в соответствии с их функциональными обязанностями, самостоятельно выполняют ту или иную работу по управлению структурным подразделением при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

  • Деловые игры (штабные тренировки) нацелены на приобретение навыков управленческой деятельности, в частности:
  • — на выработку у руководителей навыков и умений в использовании инновационных средств управления, современных компьютерных технологий и средств автоматизации при проведении оперативно-тактических расчетов, анализе обстановки и принятии верного решения;
  • — на проверку уровня подготовки руководителей и практического освоения ими технических приемов, средств и методов деятельности по управлению подразделениями в период возникновения чрезвычайных обстоятельств;
  • — на формирование оперативности и слаженности в деятельности органов управления.

Анализ, обобщение и претворение в жизнь накопленного опыта управления органами внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах имеет важнейшее значение, так как позволяет использовать передовую практику, выявлять современные тенденции и не допускать совершения типичных ошибок.

Безусловно, успех всякой операции, в первую очередь, зависит от степени психологической и профессиональной готовности личного состава, когда в результате проведенных специальных мероприятий (деловых игр, тренировок, учений) сотрудники, применяя всевозможные легальные средства и способы, готовы наиболее эффективно решать поставленные государством и обществом задачи.

Для повышения качества подготовки руководителей органов внутренних дел в анализируемом направлении сегодня крайне актуальным является применение современных компьютерных технологий и технических средств обучения.

Такое решение целесообразно реализовывать, используя технический комплекс ситуационного центра, интегрирующий в себе развитые системы информационно-аналитической поддержки, средства мультимедийного видеоотображения информации и средства коллективной работы в режиме реального времени [6, с. 64].

  1. Современное инфокоммуникационное оборудование ситуационных центров и имеющиеся телекоммуникационные системы, как правило, позволяют осуществлять все виды информационных процессов (сбор, хранение, обработка, передача информации). Для обучения принятия управленческих решений оборудование должно удовлетворять следующим требованиям:
  2. — позволять организовать несколько специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ);
  3. — обеспечивать возможность организации обмена информацией и передачи команд управления между АРМ с использованием различных инфокоммуникационных технологий;
  4. — обеспечивать возможность оперативного доступа к информационным ресурсам;
  5. — содержать коллективные устройства отображения информации.

Применение современных технологий позволяет осуществить моделирование задач в чрезвычайных ситуациях и обучить сотрудников процессу принятия решения многократно в течение одного занятия, что обеспечивает более эффективное привитие знаний, умений и навыков, которые необходимы для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел [7, с. 108].

  • В тоже время система обучения должна реализовывать следующие возможности:
  • — работать в режиме реального времени, то есть ограничивать время на принятие решений;
  • — обеспечивать взаимодействие руководящего состава подразделений, привлекаемых к проведению штабных тренировок (занятий);
  • — вести протоколирование вводных задач и принимаемых решений;
  • — проводить анализ принимаемых решений и давать им полную оценку сразу или после проведения занятия;
  • — позволять обучаемому принимать нестандартные решения.
  • Одной из форм обучения является проведение занятий в виде деловой игры.

Проведение деловой игры требует выработку плана занятия, который включает в себя цель, учебные вопросы, условия (общая и частная обстановка), справочные данные, перечень задач с предусмотренным временем выполнения, используемые информационные технологии, а также определение критериев оценки обучаемых. Предварительная работа по подготовке и проведению деловой игры включает в себя разработку материала иллюстраций для наглядности и подготовку мультимедийных средств.

О.В. Пьянков и А.Ф.

Самороковский в своей работе приводят пример эффективности деловой игры с использованием информационно-технических технологий, в частности, «проведение деловой игры в рамках дисциплины «Тактико-специальная подготовка» по теме: «Действия подразделений органов внутренних дел по поиску и задержанию вооружённых и особо опасных правонарушителей» включало в себя выполнение 11 заданий.

В заданиях курсантам предлагалось принять или выбрать решение по управлению силами и средствами органов внутренних дел в кризисной ситуации с возможностью доступа к ресурсам системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел.

Например, при блокировании района проведения специальной операции по поиску и задержанию вооруженных правонарушителей предлагалось выбрать из предложенных вариантов правильную расстановку сил и средств на местности. В предлагаемых вариантах отличия заключались в расстановке сил и средств для проведения специальной операции с нанесением  условных обозначений на схему. Таким образом, от обучаемых требовалось не только умение выбирать тактику действий, но и навыки применения условных обозначений [8, с. 102-107].

  1. Анализ обучения с применение данных деловых игр позволил выделить следующий ряд особенностей:
  2. — необходимость постоянного доступа к информационным ресурсам с целью оперативного получения справочных данных;
  3. — сокращение времени на анализ ситуации и принятие управленческих решений по сравнению с классическими формами проведения занятий;

— правило визуального отображения информации в виде схем, таблиц, рисунков и т.д. с использованием мультимедийных средств;

— совместное обсуждение по поводу рассматриваемой ситуации с принятием решения и последующим разбором с преподавателем занятия;

— наличия интереса и активности обучаемых в процессе проведения всего занятия и постоянный контакт с руководителем занятия.

С учетом данных особенностей дальнейшее использование информационных технологий позволят осуществить проведение деловых игр по управлению силами и средствами в чрезвычайных ситуациях на базе ситуационных центров.

Такие высокотехнологичные составляющие ситуационных центров, как видеоконференцсвязь, система удаленного доступа, возможность коллективной работы, высокопроизводительные вычислительные средства позволяют использовать современные компьютерные технологии для подготовки сотрудников органов внутренних дел действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

Существующие компьютеризированные технологии, оснащение ситуационных центров позволяют организовывать автоматизированные рабочие места должностных лиц органа управления, создаваемых при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Современные инфокоммуникационные технологии позволяют корректировать постоянно изменяющиеся модели определенных чрезвычайных обстоятельств, которые включают в себя описания элементов, вовлекаемые в каждую конкретную ситуацию, реакцию органов управления, приводящую к изменению состояния элементов [9, с. 192].

На базе ситуационного центра возможна организация обучения действиям при чрезвычайных обстоятельствах, при этом происходит имитация ситуации в реальном и вне реального масштаба времени.

Это обеспечивает более эффективное закрепление знаний, формирование навыков и умений, которые необходимы для профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов и привлекаемых к такой работе должностных лиц.

Таким образом, сегодня можно с уверенностью говорить об эффективности применения современных компьютеризированных технологий (в том числе ситуационных центров) при подготовке сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

Библиографический список

  1. Сведения о чрезвычайных ситуациях, происшедших на территории Российской Федерации за 6 месяцев 2015 года // Официальный сайт МЧС России / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii/2015_god (дата обращения: 07.05.2016).

Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуацийКомментарий к статье 17

Положения комментируемой статьи корреспондируют с нормами подп. 7 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

N 3-ФЗ «О полиции», где предусматривается обязанность органов внутренних дел (полиции) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

Читайте также:  Статья 36. международные договоры российской федерации

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г.

N 3-ФЗ допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях возможность проникновения сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций).В рамках Положения о МВД России и Типового положения о территориальном органе МВД России по субъекту РФ, утв. Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года N 699, МВД России наделено полномочиями:- по участию в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;- участию в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;- обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, повышению устойчивости работы органов внутренних дел в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время.

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ при ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел применяются в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством. В условиях возникшей чрезвычайной ситуации и в процессе ее ликвидации решение данных задач приобретает особую актуальность, что предопределяется комплексом обязанностей органов внутренних дел, определенных в ст. 9 указанного Федерального закона:

— предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;- оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;- принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;- выявлять и раскрывать преступления;- обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;- принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра;- участвовать, в соответствии с законом, в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

В соответствии с Приказом МВД РФ от 29 января 2008 г.

N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции», утвердившим Устав патрульно-постовой службы полиции, к основным функциям строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции относится в том числе осуществляемое совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принятие неотложных мер по спасению людей и оказанию им в установленном порядке доврачебной помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах.

Понятие неотложных мер в данном нормативном правовом акте не раскрывается.

Для составления представления о таких мерах можно обратиться к ранее действовавшему Уставу патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации, утвержденному Приказом МВД РФ от 18 января 1993 г.

N 17 «О мерах по совершенствованию организации патрульно-постовой службы милиции».

При возникновении чрезвычайных ситуаций патрульно-постовой службе вменяется в обязанность принять следующие неотложные мероприятия:

1) при пожаре: немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть, дежурному по горрайлиноргану и оповестить при необходимости население, организовать тушение пожара, спасение людей и имущества; принять меры по установлению причин возникновения пожара, охране места происшествия и задержанию подозреваемых, установлению свидетелей, очевидцев; при наличии пострадавших вызвать медицинскую помощь или направить их в лечебные учреждения; не допускать в горящие здания никого, кроме лиц, привлеченных к ликвидации пожара;2) при обнаружении неразорвавшихся авиабомб, снарядов, мин, взрывчатых веществ, а также радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опасность для населения: доложить о происшествии дежурному и принять меры к оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей и транспорта; организовать вызов к месту происшествия аварийных или специальных служб, содействовать в эвакуации и спасении людей;3) при возникновении крушений, катастроф и аварий: доложить о случившемся дежурному, должностным лицам; принять меры к спасению людей, имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в лечебные учреждения; организовать тушение пожара; не допускать посторонних к месту происшествия, кроме лиц, привлеченных к ликвидации его последствий; обеспечить охрану места происшествия до прибытия лиц, назначенных для расследования; в необходимых случаях организовать привлечение населения, транспорта и других средств для ликвидации последствий чрезвычайного происшествия;4) при наводнении, паводке: доложить дежурному и запросить решение, оповестить должностных лиц и население об угрозе затопления; принять меры к спасению людей и имущества, при необходимости организовать эвакуацию населения (в первую очередь детей, женщин, престарелых и больных) и имущества, оказать помощь пострадавшим; обеспечить порядок при переправе населения из затопляемых районов; организовать охрану имущества, оставшегося без присмотра;5) при эпидемиях и эпизоотиях: оповестить должностных лиц медицинских учреждений и дежурного о фактах заболевания; соблюдая меры личной безопасности, обеспечить ограничение передвижения людей, транспорта и прогона скота в зараженную зону; организовать охрану источников водоснабжения, очагов возможного заражения; обеспечить общественный порядок в местах скопления людей;6) при землетрясении: выяснить обстановку, установить связь с дежурным, другими нарядами и работниками милиции; обозначить места, опасные для движения транспорта и пешеходов; принять меры к спасению людей и имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в пункты медицинской помощи, а также к локализации и ликвидации пожара;7) во время метелей, ураганов и снежных заносов: доложить обстановку дежурному, усилить наблюдение за движением транспорта и пешеходов, предупреждать водителей и граждан об опасности и необходимых мерах предосторожности; оказать помощь пострадавшим, находящимся в беспомощном состоянии; содействовать в мобилизации трудоспособного населения и транспортных средств для расчистки улиц, дорог и занесенных домов.Согласно Уставу патрульно-постовой службы полиции командир отдельного подразделения патрульно-постовой службы (полка, батальона, роты, взвода, отделения) обязан обеспечивать поддержание постоянной готовности подразделения патрульно-постовой службы к выполнению внезапно возникающих задач при осложнении оперативной обстановки, в особых условиях и при чрезвычайных обстоятельствах.Заместитель командира отдельного подразделения патрульно-постовой службы по службе принимает участие в разработке плана территориального органа МВД России на районном уровне по действиям в чрезвычайных обстоятельствах в части использования сил и средств подразделения, а также схемы оповещения личного состава.Порядок несения службы нарядами патрульно-постовой службы в период проведения массовых мероприятий и при возникновении чрезвычайных обстоятельств определяется приказами начальника территориального органа МВД России на районном уровне и МВД России.

Ссылка на основную публикацию