Статья 9. Сроки привлечения народных заседателей к исполнению своих обязанностей

При осуществлении правосудия народный заседатель обладает тем же статусом, что и профессиональный судья. Положение «О народных заседателях» утверждено декретом Президента 15 июля 2001г.

в соотв-ии с этим положением народными заседателями могут быть граждане РБ , достигшие 25 лет и постоянно проживающие на тер-ии района или города . срок привлечения народного заседателя к исполнению своих обязанностей не может превышать 21 день в году.

За исполнение обязанностей народного заседателя гарантируются выплаты в размере среднего заработка, кот-ый они получают по месту работы.

Неработающим нар-ым зас-ям за время исполнения обяз-тей в суде выплаты в размере среднего заработка для местности по месту прохождения суда. В необходимых случаях нар-ым засед-ям выплачиваются командировочные расходы.

33. Понятие и значение судейского сообщества. В соответствии со ст.141 КОСиСС судейское сообщество Республики Беларусь составляют судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи судов общей юрисдикции, а также судьи, находящиеся в отставке.

Принадлежность судьи к судейскому сообществу определяется фактом наделения его полномочиями судьи и не требует какого-либо иного подтверждения.

съезд судей Республики Беларусь;Республиканский совет судей;

Конференции судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска);Высшая квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь, квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска).Основными задачами органов судейского сообщества являются: поддержание авторитета судебной власти; обеспечение соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемых к ним Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства и Кодексом чести судьи Республики Беларусь; защита прав и законных интересов судей; содействие реализации гарантий независимости и неприкосновенности судей; совершенствование судебной системы и судопроизводства (ст. 144 КОСиС).

3) неукоснительное соблюдение независимости судей (ст. 145 КОСиС).

При необходимости может быть проведено закрытое заседание органа судейского сообщества.

Республиканский совет судей, квалификационные коллегии судей организуются на основе выборности, сменяемости и подотчетности перед органами, их избравшими. Подотчетность квалификационных коллегий судей не распространяется на принятие ими решений (заключений) по конкретным материалам.

  • Республиканский совет судей, Высшая квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь, квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска) избираются на четыре года.
  • Досрочное прекращение полномочий выборных органов судейского сообщества не допускается, за исключением случаев, когда такое решение примут съезд судей Республики Беларусь в отношении Республиканского совета судей или соответствующая конференция судей в отношении избранной ею квалификационной коллегии судей, а также Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в отношении Высшей квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь.
  • Правила подготовки, порядок проведения заседаний органа судейского сообщества, принятия и оформления его решений, контроля за их исполнением, иные вопросы организации его работы определяются регламентом соответствующего органа судейского сообщества.

34. Съезд судей, Республиканский совет судей Республики Беларусь, их задачи и полномочия. Съезд судей Республики Беларусь — высший орган судейского сообщества, представляющий интересы всего судейского сообщества.

Съезд судей Республики Беларусь осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов, а также судей в отставке.

Съезд судей Республики Беларусь созывается, как правило, один раз в четыре года. В случае необходимости может созываться внеочередной съезд судей Республики Беларусь.

Съезд судей Республики Беларусь созывается Республиканским советом судей.

Статья 9. Сроки привлечения народных заседателей к исполнению своих обязанностей

Решение о созыве съезда судей Республики Беларусь принимается, как правило, не позднее чем за четыре месяца до его проведения.

Внеочередной съезд судей Республики Беларусь может быть созван Президентом Республики Беларусь или Республиканским советом судей. С инициативой проведения внеочередного съезда судей Республики Беларусь в Республиканский совет судей вправе обратиться Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, конференции судей судов не менее двух областей (города Минска).

  1. Республиканский совет судей обязан рассмотреть обращение о проведении съезда судей Республики Беларусь в месячный срок и принять по нему решение, которое является окончательным.
  2. Съезд судей Республики Беларусь: рассматривает в пределах своей компетенции актуальные проблемы работы судов, а также вопросы правового, материального и социального положения судей;
  3. обсуждает вопросы судебной практики, вносит субъектам права законодательной инициативы предложения по совершенствованию законодательных актов;
  4. проводит обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся статуса судей, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения работы судов и иных вопросов их деятельности;

35. Высшая квалификационная коллегия судей: порядок формирования и компетенция.Квалификационные коллегии судей ККС создаются в целях поддержания высоких профессиональных и моральных стандартов судей, усиление гарантий их независимости и высокого престижа судейского труда.

В РБ создаются К К-ии: судей Верховного суда; судей областных и районных судов; судей Военных судов; Хозяйственных судов. ККС Верховного суда избираются на Пленуме Верховного суда из числа его членов. ККС областей и судей Военных судов избираются на конференциях соотв-их судов из числа судей этих судов.

ККС Хозяйственных судов изберается на пленуме Хоз-ого суда из числа судей Хоз-ых судов. ККС формируются сроком на три года и отчитываются перед избравшими их органами не реже одного раза в год, а также по истечению сроков их полномочий.

Организация деят-ти ККС, а также порядок их избрания опр-ся положением «О ККС, судов РБ» утвержденным указом президента от 4.12.97. Полномочия ККС судей опр-ся ст71 закона « о статусе судей и судоустройства». В соотв-ии с ней ККС:1.утверждает персональный состав экз-ой комисси по приёму квалиф-ого экзамена у лиц притендующих на судейскую должность. 2.

опр-ет порядок подготовки и проведение квалиф-ых экзаменов. 3.рассматривает заявление лиц притендующих на должность судьи, и с учетом результатов экзамена даёт заключение о рекомендации их на эти должности, либо отказе. 4.

Направляет председателю суда заключение о возможности назначение лиц на должность судьи, о возможности назначения лица на должность председателя или заместителя председателя суда, а также об освобождении их от этих должностей, о возможности прекращения или преостановления полномочий судьи. 5.

проводит квалиф-ую аттестацию судй и принимает решение о присвоении им квал-ых классов. 6.рассм-ет вопросы о дисциплинарной ответственности судей. 7.Выступает в защиту чести , достоинства прав и интересов судей. 8.

даёт заключение по вопросам связанным с возбуждением уголовного дела в отношении судьи, привлечение его к уголовной ответственности, освобождение от должности, приостановление полномочий судьи, признание его находящимся в отставке. 9.рассм-ие жалобы и предоставление на действие судьи позорящие авторитет судебной власти.10.даёт заключение по вопросам предоставления судей к гос-ым наградам и присвоения им почетных званий РБ. Полномочия ККС Верховного суда: 1.осуществляет полномочия с4по11записаные выше. 2.Рассматривает жалобы и представления на решение квалиф-ых коллегий судей областей и Военныхсудов.

36. Конференции и квалификационные коллегии судей, их задачи и полномочия.

Конференции судейявляются органами судейского сообщества Республики Беларусь.

В Республике Беларусь конференции судей проходят на уровне области (г.Минска).

  • Конференция судей:
  • обсуждает вопросы судебной практики и вносит субъектам права законодательной инициативы предложения по совершенствованию законодательных актов;
  • рассматривает актуальные проблемы работы судов, а также вопросы правового, материального и социального положения судей;
  • заслушивает председателя соответствующей квалификационной коллегии судей о проделанной работе;
  • представляет съезду судей Республики Беларусь предложения по кандидатурам в состав Республиканского совета судей;
  • обеспечивает выполнение поручений Республиканского совета судей.
  • Конференции судей созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
  • Квалификационные коллегии судей образуются в целях поддержания высоких стандартов профессиональных и моральных качеств судей, закрепленных в Кодексе чести судьи Республики Беларусь, усиления гарантий их независимости, повышения ответственности и дисциплины в работе судов и судей и высокого престижа судейского труда.
  • В Республике Беларусь создаются:
  • • Высшая квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Бе-ларусь;
  • • квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска).

Судья не может являться одновременно членом квалификационных коллегий судей разных уровней. Члены квалификационных коллегий судей не могут входить в состав Республиканского совета судей.

37.Материальное и социальное обеспечение судей.

Орг-ное и материально-техническое обеспечение деятельности судов осуществляется для создания условий, необходимых для функционирования судов: формирования структуры судов, подбор и расстановка кадров в аппарате судов, материально-техническое обеспечение судов, повышенная квалификация судей и работников аппарата судов, ведение судебной статистики и др. условий. Для реализации этих функций создаются спец органы, осущ-щие организационное и материально- техническое обеспечения судов.Полномочия:1. Разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации судов;2. Осущ-ют подбор и подготовку кадров судей.3. организуют работу по материально-техническому обеспечению и созданию надлежащих условий деятельности судов; ведение суд-ной статистики, исполнения суд-ных решений. 4. разрабатывают и осуществляют меры направления судей; и т.д. Организационное обеспечение деятельности судов осущ-ся: 1.Министерством юстиции – в отношении областных и районных судов. 2.Управлениями юстиции исполкомов, областей – в отношении районных судов. 3.ВХСом – в отношении хоз-ных судов Организационное обеспечения деятельности военных судов осуществляется Министерством Юстиции (М.Ю.), а материально-техническое обеспечения – Министерство Обороны. Согласно ст.15 «О суд-ве и статусе судей»,организ-е и матер-е обеспечение деят-ти судов в РБ осуществляется:

Читайте также:  Статья 26.3. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи

1.Министерством юстиции РБ — в отношении обл., Минского городск. и район.(городских);

2.Управлениями юстиции исполнит. комитетов областей, г. Минска – в отношении хоз. судов областей и хоз. суда г. Минска.

  1. Перечисленные органы в соответствии со своей компетенцией:
  2. –разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации судов;
  3. –осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов;

–организуют работу по матер.-технич. обеспечению и созданию надлежащих условий для их деят-ти, ведению суд. статистики, исполнению суд. решений;

–разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей;

–осуществляют иные полномочия по организационному и матер.– технич. обеспечению деят­–ти судов в соответствии с действующим законодательством.

38. Министерство юстиции Республики Беларусь: структура, задачи.

Мин.юс.– республиканский орган гос. управл-я, подчиненный Совету Министров РБ. В систему Мин. юса входят:

управл-я юстиции облисполкомов и Мингорисполкома; гос. нотариальные конторы; НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы; комитет по авторским и смежным правам.

Структурные подразделения аппарата министерства: управл-е законодательства о гос. и соц. строительстве; управл-е организац-го обеспечения деят-ти судов;управл-е общ. объединений;управл-е нотариата, ЗАГСа, правового просвещения и лицензирования юрид. деят-ти; управле-ние правовой экспертизы правовых актов Нац.

Банка и органов гос.управл-я; управл-е правового обеспечения внешних связей, включающее международно-правовой отдел и отдел по исполнению междунар. договоров и правовой помощи;отдел организациионного обеспечения деят-ти адвокатуры; отдел кадров; отделы бух.

учета, отчетности и ревизионной работы; планово-финансовый отдел; общий отдел.

39. Система Мин. юстиции Р. Б.Главные упр. юстиции обл. (Мин. городского) исполнительных комитетов Р.Б. их задачи.

  • Міністэрства юстыцыі Рэспублікі Беларусь) — республиканский орган государственного управления, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь, — непосредственно ПРЕЗ. РБ
  • В систему Минюста входят:г
  • лавные управления юстиции облисполкомов и Минского горисполкома
  • Республиканский трудовой арбитраж
  • · государственные организации, подчиненные Минюсту
  • · отделы записи актов гражданского состояния райгорисполкомов и местных администраций районов в городах
  • · Дома (Дворцы) гражданских обрядов горисполкомов.
  • Структура центрального аппарата[
  • В структуру Минюста входят главные управления, управления, отделы, Департамент с правами юридического лица
  • · Главное управление принудительного исполнения
  • · Управление организации и контроля принудительного исполнения
  • · Управление правового регулирования исполнительного производства
  • · Отдел принудительного исполнения
  • · Управление адвокатуры и лицензирования юридической деятельности
  • · Управление нотариата и загсов
  • · Главное управление нормотворческой деятелв сфере экономики и экологии
  • · Управление правового регулирования гражданских, экологических отношений, лицензирования и внешнеэкономической деятельности
  • · Управление правового регулирования бюджетно-финансовых отношений и налогообложения
  • · Главное управление нормотворческой деят в сфере госстроительства
  • · Управление правового регулир социальной деятельности государства
  • · Управление правового регулирования конституционного строительства и правоохранительной деятельности
  • · Управление правового обеспечения внешних связей
  • · Международно-правовой отдел
  • · Отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи
  • · Управление Единого государственного регистра юридических лиц
  • · Управление информационно-технического и материального обеспечения
  • · Отдел информационного-технического обеспечения
  • · Отдел материального обеспечения
  • · Управление правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления
  • · Отдел правовой экспертизы правовых актов отраслей материального права
  • · Отдел контроля и правовой экспертизы правовых актов
  • · Управление кадров и идеологической работы
  • · Управление общественных объединений
  • · Управление финансово-экономической работы, бухгалтерского учета и отчетности
  • · Отдел делопроизводства и специальной работы

40.Понятия и задачи прокуратуры. Основные этапы развития органов прокуратуры РБ..Прокуратура это самостоятельный провохранительный орган г-ва, призванный осущ-ть надзор за точным исполнениям и единообразным применения н.п.а.

Деят-ть пр-ры направлена на обеспечения верховенства з-на, укрепления законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов г-ва, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общ-ных объед-ний.

Прокурорский надзор это деят-ть, осущ-мая прокуратурой от имени г-ва по обеспечению точного исполнения и единообразного применения н.п.а

Прокурорский надзор осущ-ся от имени г-ва. Он распространяется на все н.п.а., обладающих юридической силой.Не смотря на то, что прок-ра уполномочена осущ-ть надзор за соблюдением закона подавляющих больш-вом гос.

органов и должностных лиц, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами, она не уполномочена надзирать за Призедентом, высшими органами зак-ной и исп-ной власти, за Конст-ным судом.

Основные этапы развития органов прокуратуры РБ.

ст 19 АПК РФ с ми

1.

Арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами по ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.
2.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно содержать обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний и может быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства, в том числе при каждом новом рассмотрении дела.

Суд обязан разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство в определении о принятии искового заявления к производству суда и при подготовке дела к судебному разбирательству.

3. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей разрешается арбитражным судом в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.

В случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

4. Наличие случая, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 18 настоящего Кодекса, является основанием для замены арбитражного заседателя. В этом случае другая кандидатура арбитражного заседателя определяется в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.

Если после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей, указанное дело рассматривается судьей единолично.

В случае неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей дело может быть рассмотрено судьей единолично, если стороны или их представители присутствуют в данном судебном заседании и не возражают против рассмотрения дела судьей единолично.

Если хотя бы одна из сторон возражает против рассмотрения дела судьей единолично, суд объявляет перерыв в судебном заседании или откладывает судебное разбирательство.

Если проведение нового судебного заседания невозможно вследствие неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей, суд по ходатайству одной из сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела судьей единолично и открыть судебное заседание в первой инстанции.

5. При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.

6. Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

7. Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ.

Комментарий к статье 19 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Привлечение арбитражных заседателей к участию в процессе рассмотрения дел регулируется комментируемой статьей и Законом об арбитражных заседателях (в редакции Федеральных законов от 25 июля 2002 г.

N 116-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ, от 29 июня 2009 г. N 136-ФЗ).

Принятию названного Закона предшествовало проведение правового эксперимента по привлечению арбитражных заседателей к рассмотрению дел в арбитражных судах.

Институт арбитражных заседателей отличается от существовавшего ранее института народных заседателей в судах общей юрисдикции. Институт народных заседателей в судопроизводстве отражал участие граждан в отправлении правосудия.

Арбитражные заседатели призваны оказывать профессиональную помощь в силу имеющегося у них опыта хозяйственной, экономической деятельности. Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ при утверждении в 1996 г.

Читайте также:  Статья 7. Восстановление воинских захоронений

Положения об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей указал, что эксперимент по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей направлен на создание условий для привлечения к осуществлению правосудия в арбитражных судах лиц, обладающих специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

2.

Арбитражные заседатели привлекаются для рассмотрения дел только в судах первой инстанции.

  • Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.
  • В силу действующего законодательства арбитражными заседателями не могут быть:
  • 1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
  • 2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
  • 3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
  • 4) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы РФ, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;
  • 5) судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
  • 6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.
  • Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу, текст которой установлен Законом.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном ст. 3 Закона об арбитражных заседателях.

  1. Если срок полномочий арбитражного заседателя истекает в процессе рассмотрения дела с его участием, то он может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела по существу.
  2. 3. Рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей возможно только при наличии определенных условий:
  3. — ходатайство стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления;
  4. — ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной;

— дело должно отличаться особой сложностью. Закон не дает определения сложности дела, в любом случае это оценочная категория, к которой можно отнести дела, по которым еще не сложилась судебная практика, трудоемкие дела с большим количеством лиц, участвующих в деле, многоэпизодные дела и пр.;

— необходимы специальные познания в области экономики, финансов, управления. Это очень верный подход законодателя, демонстрирующий отличие арбитражных заседателей от действовавших ранее народных заседателей — наличие специализации и опыта в области экономики, финансов и управления;

— ходатайство должно быть заявлено не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства.

На стадии подготовки дела суд обязан разъяснить сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей. Наиболее правильным представляется указание на такое право в определении о подготовке дела.

Поскольку в арбитражном процессе судьи часто выносят одно определение о принятии дела к производству и его подготовке, в котором указывают и время проведения предварительного судебного заседания, то упоминание в этом определении о праве сторон на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей не только желательно, но и необходимо, так как первая встреча судьи со сторонами может произойти в срок менее чем за месяц до судебного разбирательства.

Закон не оговаривает форму заявления ходатайства: волеизъявление может быть выражено в письменной форме в виде отдельного документа, быть включено в исковое заявление, отзыв на иск, встречное исковое заявление. Но в ходатайстве должно быть обоснование сложности дела и необходимости специальных познаний в области экономики, финансов, управления.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей разрешается в порядке, определенном ст. 159 АПК РФ (ч. 3 ст. 19). По результатам рассмотрения выносится определение.

Для удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей необходимо наличие всех указанных выше требований, для отказа в удовлетворении ходатайства достаточно отсутствия любого из перечисленных положений.

Но других оснований для отказа в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей закон не называет.

В случае если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, кандидатуры арбитражных заседателей выбираются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке, с учетом их специализации и путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

В судах существуют разные системы выбора арбитражных заседателей. Там, где используется электронное распределение дел, аналогичный механизм применяется и для объективного выбора арбитражных заседателей.

Списки арбитражных заседателей формируются и утверждаются в порядке, установленном федеральным законодательством.

Арбитражные суды субъектов РФ формируют списки арбитражных заседателей на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции. Списки арбитражных заседателей представляются в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются пленумом названного суда.

Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации. Для удобства выбора сторонами кандидатур арбитражных заседателей их списки размещаются на сайтах судов в Интернете, в информационных киосках, иных средствах, доступных для сторон.

Каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя из списка арбитражных заседателей и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее чем за 10 дней до начала судебного разбирательства. Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру.

Процессуальное право стороны на выбор кандидатуры арбитражного заседателя реализуется на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (ч. 2 ст. 137 АПК РФ).

При участии в деле нескольких истцов или ответчиков (ст. 46 АПК РФ) суд предлагает соучастникам выбрать общую кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела.

В случае отсутствия между соучастниками согласия по поводу общей кандидатуры арбитражного заседателя председательствующий в заседании самостоятельно выбирает такую кандидатуру из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, путем случайной выборки с использованием автоматизированной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда (Постановление Пленума ВАС РФ от 1 июля 2010 г. N 38 «О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия»).

4. В отношении арбитражных заседателей может быть заявлен отвод или они сами могут заявить самоотвод (см. комментарии к гл. 3 АПК РФ). Если после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей, указанное дело рассматривается судьей единолично.

Если замена арбитражного заседателя возможна, то она осуществляется по правилам ч. ч. 2, 3 ст. 18 АПК РФ. В случае замены выбывшего арбитражного заседателя рассмотрение дела начинается сначала.

В случае неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей дело может быть рассмотрено судьей единолично, если стороны или их представители присутствуют в данном судебном заседании и не возражают против рассмотрения дела судьей единолично. Отсутствие возражения сторон против единоличного рассмотрения дела должно быть зафиксировано в протоколе судебного заседания.

Если хотя бы одна из сторон возражает против рассмотрения дела судьей единолично, суд объявляет перерыв в судебном заседании или откладывает судебное разбирательство.

Если проведение нового судебного заседания невозможно вследствие неявки в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей, суд по ходатайству одной из сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела судьей единолично и открыть судебное заседание в первой инстанции.

5. При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами. Но арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

Читайте также:  Статья 4. Обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления и их должностных лиц предоставлять информацию для формирования списков народных заседателей

Другой комментарий к статье 19 АПК РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 19 АПК РФ арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с АПК РФ и федеральным законом.

Они привлекаются по ходатайству стороны в тех случаях, когда дело отличается особой сложностью и (или) в связи с необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

Процессуальное право стороны на привлечение к рассмотрению дела кандидатуры арбитражного заседателя реализуется на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 134 АПК РФ).

Арбитражный суд отказывает в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, заявленного стороной после объявления судом в предварительном судебном заседании об окончании подготовки дела к судебному разбирательству и о назначении дела к судебному разбирательству.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно содержать обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний.

При применении указанных норм судам следует исходить из того, что данное ходатайство рассматривается по правилам ст.

159 АПК РФ и суд вправе отказать в его удовлетворении, если придет к выводу в том числе об отсутствии особой сложности дела, необходимости использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления, а также по причине отсутствия в числе лиц, утвержденных арбитражными заседателями соответствующего арбитражного суда, специалистов в той сфере, в которой при рассмотрении дела требуются специальные знания.

По результатам рассмотрения ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей арбитражный суд выносит определение, которое не подлежит обжалованию.

См.: п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 N 70 «О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия».

2.

В сравнении с ранее действовавшим порядком ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражного заседателя должно быть стороной мотивировано, поскольку в АПК РФ введены определенные условия, при которых допускается возможность участия арбитражных заседателей в процессе, а именно особая сложность дела и (или) необходимость использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления. Таким образом, отсутствие надлежащей аргументации в ходатайстве может служить основанием для его отклонения.

Учитывая внесенные изменения в АПК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 228-ФЗ, сложившаяся практика привлечения арбитражных заседателей к осуществлению правосудия, закрепленная в том числе в актах Президиума ВАС РФ, должна быть изменена.

Привлечение народных заседателей к исполнению обязанностей в суде

1. Суд зазвучит народных заседателей к осуществлению правосудия в порядке очередности на срок не более одного месяца в год, кроме случаев, когда продление этого срока обусловлено необходимостью закончить рассмотрение дела, начатого с их участием.

2. Письменное приглашение для участия в осуществлении правосудия направляется судом народном засідателю не позднее чем за семь дней до начала судебного заседания.

В приглашении указываются права и обязанности народного заседателя, перечень требований к народных заседателей, а также основания для освобождения их от выполнения обязанностей.

Одновременно с приглашением направляется письменное уведомление для работодателя о привлечении лица в качестве народного заседателя.

3. Работодатель обязан освободить народного заседателя от работы на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия. Отказ в освобождении от работы считается неуважением к суду.

4. Народный заседатель обязан вовремя явиться на приглашение суд для участия в судебном заседании. Неявка без уважительных причин в судебное заседание считается неуважением к суду.

Явка народного заседателя в судебное заседание обеспечивается в таком порядке.

Не позже чем за неделю до начала судебного заседания народном засідателю судом направляется письменное приглашение. В письменном приглашении указываются права и обязанности в соответствии народного заседателя или присяжного, перечень требований в отношении народного заседателя и основания для освобождения их от выполнения обязанностей.

Народный заседатель обязан явиться в суд в назначенный день, а при наличии уважительных причин, которые не дают возможности принять участие в рассмотрении дела, заблаговременно уведомить об этом суд. Неявка в судебное заседание без уважительных причин считается неуважением к суду и влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.

В случае когда народный заседатель работает, суд, который приглашает его для участия в осуществлении правосудия, обязан не позднее чем за неделю до начала судебного заседания направить письменное уведомление об этом руководству предприятия, учреждения, организации по месту работы народного заседателя.

Руководитель предприятия, учреждения, организации обязан освободить народного заседателя от работы на все время исполнения им обязанностей в суде. Руководитель, который отказал в увільненні от работы работника для участия в осуществлении правосудия, привлекаемого к ответственности за воспрепятствование явке в суд народного заседателя по ст. 1855КУпАП.

При привлечении народных заседателей к осуществлению правосудия суд должен придерживаться очередности и требований закона, чтобы народный заседатель находился в суде не более одного месяца в год.

Исключения составляют случаи, когда дело, рассмотрение которого был начат с участием конкретных заседателей, продолжает рассматриваться более одного месяца, поскольку согласно ст. 258 УПК дело должно быть рассмотрено в одном и том же составе судей.

Нарушения требований закона о неизменности состава суда является безусловным основанием для отмены приговора (п. 13 ст. 370 УПК).

В случае когда для рассмотрения уголовного дела необходим значительное время, по распоряжению председательствующего в судебное заседание может быть вызвано одной или нескольких запасных народных заседателей, которые находятся в зале судебного заседания с начала рассмотрения дела и в случае выбытия народного заседателя из состава суда один из них заменяет выбывшего (ст. 259 УПК).

Права народных заседателей и гарантии их защиты регламентированы этим Законом и уголовно-процессуальным законодательством. Народные заседатели обязаны своевременно явиться в суд и при рассмотрении дела в судебном заседании соблюдать порядок.

Необходимым условием объективности народных заседателей является отсутствие их осведомленности об обстоятельствах дела.

Если же кто-то из кандидатов в народные заседатели проявит свою осведомленность об обстоятельствах дела или об этом станет известно из сведений, предоставленных другими лицами, то судья должен решить вопрос об освобождении народного заседателя от участия в рассмотрении дела.

Кодекс Республики Беларусь О Судоустройстве и Статусе Судей Статья 120. Привлечение народных заседателей к участию в рассмотрении дел в суде

Привлечение народных заседателей к участию в рассмотрении конкретного дела производится соответствующим судом согласно очередности из списка народных заседателей данного суда в порядке, устанавливаемом Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.

Суд информирует народных заседателей о привлечении к рассмотрению конкретного дела и выясняет наличие обстоятельств, предусмотренных частью третьей статьи 117 и частью первой статьи 121 настоящего Кодекса. О наличии либо отсутствии указанных обстоятельств народные заседатели информируют суд путем представления письменного заявления.

При наличии у народного заседателя обстоятельств, предусмотренных частью третьей статьи 117 и частью первой статьи 121 настоящего Кодекса, суд освобождает народного заседателя от исполнения обязанностей по конкретному делу и проводит дополнительный отбор народного заседателя по правилам, предусмотренным настоящей статьей.

Народный заседатель привлекается к исполнению своих обязанностей на срок не более 21 дня в году, а в случае, если время рассмотрения конкретного дела превышает указанный срок, – на срок рассмотрения этого дела.

День, в который народный заседатель привлекался к исполнению своих обязанностей, подлежит включению в названный срок независимо от фактического времени участия народного заседателя в рассмотрении дел в этот день.

  • Учет времени участия народных заседателей в рассмотрении дел в суде и контроль за соблюдением сроков, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, осуществляются соответствующим судом в порядке, устанавливаемом Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.
  • Нарушение предусмотренного настоящей статьей порядка привлечения народных заседателей к участию в рассмотрении конкретного дела является основанием для признания состава суда незаконным.
  • Судья, рассматривающий конкретное дело, разъясняет привлеченным к участию в рассмотрении дела народным заседателям их права и обязанности, порядок судебного разбирательства с учетом особенностей рассматриваемого дела.

Вы юрист? Нужны новые клиенты? Разместите информацию о себе

  1. — Это бесплатно
  2. — Информация о 5 лучших юристах на всех страницах сайта
  3. — Эту рекламу видят более 10 000 посетителей в день
  4. — Для поднятия рейтинга надо отвечать на вопросы пользователей

Зарегистрироваться

Ссылка на основную публикацию