Статья 3. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Какие дополнительные социальные гарантии действуют со стороны государства в отношении детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей? Попробуем разобраться в отечественном законодательстве, актуальном в настоящее время.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Право на устройство в семью

159 — ФЗ «О дополнительных гарантиях» предполагает предоставление детям-сиротам и детям, у которых родители лишены прав, гарантии в области обеспечения достойных условий для образования, жизни, труда, здравоохранения, снабжения жильем, уплаты сборов и налогов, а также в иных сферах, которые предусмотрены законодательными актами субъектов РФ.

Рассматривая дополнительные гарантии детей-сирот, остановимся на праве устройства в семью. Закон гарантирует право на удочерение (усыновление): взятие под опеку (до достижения четырнадцатилетнего возраста) либо попечительство (в возрастном диапазоне 14-10 лет). Сирот принимают в патронажную либо приемную семью.

Если подобной возможности временно не будет, в таком случае до устройства ребенка в семью он имеет право на пребывание в специальной организации для детей-сирот (право реализуется в рамках Семейного кодекса РФ).

Передача под опеку либо попечительство сестер и братьев разными лицами Семейного кодекса РФ не допускается. Исключения составляют только особые случаи, указанные в ст. 124 СК РФ.

В случае передачи ребенка под опеку либо при попечительстве гарантируется учет его мнения. Если ему исполнилось 10 лет, его согласие является обязательным условием.

159-ФЗ (ст. 139) гарантирует сохранение тайны усыновления. В случае ее разглашения предусматривается уголовная ответственность.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Гарантии в сфере образования

В нашей стране у детей-сирот есть разнообразные гарантии в сфере образования. Перечислим некоторые из них, знание которых позволяет ребятам рассчитывать на особый порядок зачисления в учебные заведения.

Закон о дополнительных гарантиях детям-сиротам предполагает следующие гарантии:

  • право на получение бесплатного второго профессионального среднего образования по программе подготовки рабочих кадров;
  • приоритетное право приема в ОУ, реализующие программы общего среднего и общего основного образования, объединенные с дополнительными развивающими программами, которые необходимы для подготовки к государственной либо военной службе, включая и государственную службу казначейства РФ;
  • право на прием на разнообразные подготовительные отделения государственных образовательных федеральных организаций высшей ступени на обучение за счет бюджетных средств (если у ребенка есть среднее общее образование);
  • приоритетное право на зачисление в ОУ по программам бакалавриата и специалитета на бюджетной основе в случае успешной сдачи вступительных испытаний;
  • полное обеспечение за счет государства процесса обучения по образовательным программам среднего очного профессионального либо высшего образования (бюджетное обучение);
  • право на выплату социальной государственной стипендии на протяжении всего обучения в среднем специальном либо высшем учебном заведении;
  • на выплату пособия на покупку учебно-методических пособий и письменных принадлежностей в количестве трехмесячной стипендии, а также заработной платы, которая начисляется при прохождении производственной практики (обучения);
  • право сохранения стипендии и государственного обеспечения на время академического отпуска, взятого по рекомендациям врача.

Дополнительная гарантия касается бесплатного проезда на пригородном, городском транспорте (помимо такси). Одни раз в год дети-сироты могут бесплатно отправиться к месту учебы и месту проживания в порядке, который установлен нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Выпускников государственных федеральных образовательных учреждений, признанных сиротами, государство обязано обеспечивать постельным бельем, обувью, одеждой, мебелью по установленным нормам, а также единовременным денежным пособием.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Гарантии в рамках здравоохранения

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» имеет раздел, касающийся сферы здравоохранения. В частности:

  • право на бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях, включая высокотехнологичное лечение, диспансеризацию, медицинские осмотры, оздоровительные программы, лечение за счет федерального бюджета за пределами страны;
  • на получение путевки в санатории или оздоровительном лагере при наличии рекомендаций врача.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Обеспечение в сфере труда

ФЗ о дополнительных гарантиях содержит и раздел, касающийся обеспечения сирот различными гарантиями в трудовой области:

  • ведение диагностики и профориентационной работы в соответствии с состоянием физического здоровья (для ребят с 14 до 18 лет подобной работой занимаются сотрудники службы занятости);
  • выплата денежного пособия по безработице (его назначают ребятам, которые находятся в поисках работы, либо прошли регистрацию в статусе безработного) осуществляется 6 месяцев в размере средней заработной платы, существующей в субъекте РФ;
  • дополнительная гарантия касается и трудоустройства при сокращении предприятия (приемник работодателя обязан обеспечить дополнительное обучение и трудоустроить сироту за свой счет)

Юридическая помощь

Дети-сироты и те, которые остались без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь. Дополнительная гарантия предоставляется при оплате разных льгот по уплате сборов и налогов. Эта категория детей освобождается от обложения НДФЛ доходов в качестве благотворительной помощи, уплаты государственной пошлины за получение паспорта гражданина РФ.

Местным и региональным законодательством дополнительно могут быть разработаны иные льготы по налогам, в том числе и освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Важные моменты

Список льгот, представленный выше, не является полным. Дополнительная гарантия сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, разрабатывается в каждом конкретном российском регионе, учитывая его социально-экономические и климатические условия. К примеру, предусматривается финансовая поддержка при организации отдыха и оздоровления данной категории граждан.

При наличии медицинских показаний сироты и дети, оставшиеся без родителей, получают право на бесплатную путевку в детский лагерь или санаторий, а также на оплату проезда к месту лечения (отдыха).

Если путевка приобретается самостоятельно опекунами (попечителями), патронатными воспитателями или приемными родителями, они могут рассчитывать на компенсацию понесенных расходов, предоставив в местные службы опеки и попечительства подтверждающие документы.

Читайте также:  Законодательство о договорах и обязательствах - советы юриста

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Кто может рассчитывать на льготы

Назначаются льготы ребенку-сироте местными властями и федеральным правительством РФ. Чтобы получить материальную поддержку, необходимо подтвердить соответствующий статус. Сиротами считают несовершеннолетних граждан, которые не имеют родителей. Признаются сиротами те дети, у которых родители решением суда лишены прав на воспитание. Назначение льгот возможно в нескольких случаях:

  • невозможно установить личность родителей;
  • по суду они признаны безвестно отсутствующими;
  • объявлены умершими;
  • признаны недееспособными;
  • находятся в местах лишения свободы;
  • отказываются забирать детей из государственных организаций (детского сада, школы, больницы, санатория)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Специальные пенсии и компенсации

Самой значимой мерой материальной поддержки для сирот считают возможность получить специальную социальную пенсию. Если умерли родители ребенка, а у них был страховой стаж, до достижения совершеннолетия назначается подобная выплата. Поддержка допускается до 23 лет, если сирота продолжает обучение на очной форме высшего либо среднего технического учебного заведения.

Для того чтобы были сделаны такие выплаты, необходимо поступать в государственные учреждения, причем исключительно на очную форму обучения (оплачивается за счет государственного бюджета только первое высшее образование).

Подведем итоги

  • Важным подспорьем для молодого человека, не имеющего родителей, который находился до совершеннолетнего возраста в детских домах, является право на получение собственной комнаты (квартиры) за счет государственных средств.
  • Есть у детей-сирот и право на оплату коммунальных услуг в льготном режиме, что является существенной материальной помощью данной категории граждан в России.
  • Надеемся, что данная статья ответила на все вопросы наших читателей.

Гарантии по социальной поддержке детей сирот

Форма права в России носит изъявительный характер, поэтому о своих правах необходимо изъявлять путем написания заявления в соответствующую государственную структуру.

Кто именно и на какие преференции имеет право?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-94-16. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Определение сироты

Данное понятие содержится в ст. 1 ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это лица, которые в период до 18 лет лишились своих родителей в силу:

  • их смерти;
  • лишения родительских прав;
  • отказа от ребенка после его рождения;
  • признания пропавшими без вести;
  • признания недееспособными;
  • отбывания наказания в местах лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это два разных термина. Последний предполагает наличие биологических родителей, которые живы, но уклоняются от исполнения своих обязанностей или не могут их выполнить в силу ряда объективных причин (например, лишение свободы).

Законы о социальных гарантиях сиротам

Основные законы, которые закрепляют за сиротами льготы и преференции – это:

На основании этих документов сироты могут получать пенсию, бесплатное жилье, ряд льгот и социальных выплат. Согласно ст. 5 ФЗ-159, все расходы, связанные с содержанием несовершеннолетних сирот, ложатся на региональный бюджет. Исключения делаются для тех, кто получают образование в учреждениях федерального значения.

Список гарантий во каждом регионе может отличаться. Он включает в себя все, указанное в федеральном законе, но на региональном уровне возможно оказание дополнительной поддержки. Все зависит от возможностей бюджета субъекта РФ.

Помощь и социальная защита данной категории граждан

Закон предусматривает всестороннюю помощь детям, которые оказались без попечения родителей. В частности, предусмотрены:

  • льготы;
  • пособия и единовременные выплаты;
  • выплата пенсии;
  • предоставление жилья;
  • иные преференции, установленные региональным законодательством.

Льготы

В ФЗ-159 предусмотрено, что дети имеют право на получение льгот до момента получения ими диплома или аттестата об образовании (ст. 6 п. 3).

После этого выплаты и преференции перестают действовать. На сегодняшний день данная категория граждан имеет право на следующие льготы:

  • трудоустройство постинтернатным сопровождением;
  • право на получение дополнительного образования через службу занятости на бесплатной основе;
  • получение второго средне-специального или высшего образования;
  • бесплатный проезд в муниципальном транспорте;
  • бесплатные продукты питания во время обучения в муниципальных учреждениях;
  • сохранение стипендии при уходе в академический отпуск в результате заболевания;
  • предоставление льготных путевок в санаторно-курортные организации;
  • оплата проезда до санаториев из регионального бюджета;
  • оказание медицинской помощи бесплатно;
  • специальные условия для зачисления в образовательные учреждения;
  • иные льготы, которые регламентируются региональным законодательством.

Таким образом, существует обширный список действующих преференций. Необходимо знать о них для их использования.

Обычно органы опеки сами подают документы, но иногда сироте требуется самостоятельно или через своего законного представителя заявлять о своих правах. Это актуально для тех детей, которые живут не в интернате.

Также есть льготы для опекунов, которые решили усыновить ребенка. к ним относятся:

  • единовременная денежная выплата;
  • сокращенный рабочий день с понижением размера зарплаты;
  • возможность отказаться от командировок и ночных смен, если ребенку менее 5 лет;
  • получение дополнительно 4 административных дней с сохранением зарплаты;
  • налоговый вычет.

Оформлять эти пособия и льготы необходимо в отделе пособий и социальных выплат. Он находится в здании районной администрации.

ВАЖНО: если сирота является инвалидом, то он имеет право на получение дополнительных льгот. Для этого необходимо предоставить бумаги, подтверждающие инвалидность. Однако подтверждать такие преференции требуется каждый год, когда те, которые указаны в ФЗ-159, предоставляются до достижения совершеннолетия.

Не имеют право на государственную поддержку сироты, которые постоянно проживают не на территории РФ или у которых есть регистрация в России и в другой стране одновременно.

При выявлении данного факта все льготы, пенсии и иные пособия перестают действовать. При продолжении получения средств от государства по каким-то причинам ПФР может в судебном порядке заставить сироту вернуть полученные им деньги.

Читайте также:  Глава 10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью

Пособия

Закон предусматривает предоставление нескольких пособий детям-сиротам, а именно:

  • специальное социальное пособие, величина которого устанавливается федеральным законом с учетом индексации по уровню инфляции;
  • получение денежных средств на покупку учебников и канцелярии.

В зависимости от региона, деньги могут выдаваться на покупку канцелярии, а может предоставляться компенсация. В последнем случае требуется сохранять все квитанции, счет-фактуры и чеки, свидетельствующие об оплате.

Предъявив их в отдел социальных выплат, можно получить компенсацию в установленные законом сроки. Этот способ социальной поддержки предпочтительнее, так как компенсация составляет 100%. А выплаты может не хватить на приобретение книг и канцерных принадлежностей.

Пенсии

Ребенок имеет право на получение трудовой пенсии только в том случае, если один из его родителей был официально трудоустроен. Если работают (работали) оба родителя, то выбирается тот, у кого зарплата больше. Это позволит получить большую сумму.

Также существует социальная пенсия. Она актуальна в том случае, если родители сироты нигде официально не были трудоустроены. Ее размер устанавливается региональным правительством.

ВАЖНО: при лишении родительских прав родителей у них появляется обязательство по оплате алиментов ребенку.

При отказе платить их возможно возбуждение исполнительного производства.Тогда деньги будут списываться со счетов должника в принудительном порядке.

В период отсутствия у родителей работы и во время их нахождения на бирже труда выплаты производятся из регионального бюджета.

Предоставление жилья

Информация о правилах предоставления квадратных метров несовершеннолетним подробно описана в ФЗ-159. Жильё предоставляется в порядке очередности. Возможны разные варианты.

Сохранение за несовершеннолетним жилой недвижимости, которая принадлежала его родителям до их смерти или до момента признания их недееспособными.

Это также актуально при лишении родительских прав или признании без вести пропавшими. Проживать сирота может совместно с опекуном.

Реализация жилья с долей сироты возможна исключительно через органы опеки. Они обязаны предоставить разрешение на сделку. Его возможно получить на основании обязательства выделить равноценную долю в новом объекте недвижимости.

На практике есть несколько способов реализации права несовершеннолетних сирот на квартиру:

  1. Предоставление застройщиками нескольких квартир в каждом выстроенном доме в социальный фонд. Их него на основании договора социального найма, дети могут получить свои квадратные метры в собственность. В дальнейшем возможно получить разрешение на приватизацию, чтобы распоряжаться объектом по своему усмотрению.
  2. Предоставление денежной выплаты на ремонт. В зависимости от региона, данная сумма может варьироваться.Жилье должно иметь стены, крышу, свет, отопление, водоснабжение и газ при необходимости.

За работой органов самоуправления следят специалисты из прокуратуры. При нарушении прав несовершеннолетнего сироты необходимо обращаться сюда. Сотрудники выполнять проверку и заставят исполнить положения ФЗ-159 в полном объеме.

Прочие меры социальной поддержки

Некоторые регионы расширили количество льгот и преференций, которые установлены ФЗ-159. Так, дети могут получить следующее:

  • запись в дошкольное учреждение или в школу вне очереди;
  • бесплатное обучение в художественных, музыкальных или хореографических школах;
  • льготы во время занятия спортом;
  • посещение культурных объектов бесплатно.

Какие именно льготы есть в конкретно взятом регионе необходимо уточнять у специалистов отдела социальных выплат. Они всегда готовы оказать полную информационную поддержку и подсказать, какие именно документы потребуются для оформления льгот и пособий.

Органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за реализацию права на жилище детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и приравненных к ним лиц

 В связи с рассмотрением Генеральной прокуратурой Российской Федерации обращения директора Федеральной службы судебных приставов Парфенчикова О.А.

, в котором отмечается проблематичность исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и приравненным к ним лицам, в связи с неправильным определением субъектного состава по таким делам, полагаем необходимым обратить внимание прокуроров на нижеследующее.

В качестве одного из видов дополнительной социальной гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих в наличии закрепленного жилья, предусмотрено их право на обеспечение жилой площадью по месту жительства не ниже установленных социальных норм после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Названные положения Федерального закона № 159-ФЗ конкретизированы в ч. 3 ст.

49 ЖК РФ, в соответствии с которой жилые помещения названной категории граждан предоставляются по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации). Порядок предоставления жилых помещений устанавливается Жилищным кодексом РФ, федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и приравненным к ним лицам во внеочередном порядке.

Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 5 и абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ч. 4 ст.

Читайте также:  Статья 63. принятие претензий от кредиторов наследодателя

49 ЖК РФ разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан Российской Федерации является государственным полномочием субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно и за счет собственных бюджетных средств (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).

Обязанность по обеспечению жильем рассматриваемой категории граждан может быть возложена на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями в установленном законом порядке.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.

7, 19), в соответствии с которым наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или субъекта Российской Федерации – и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 71-73).

В развитие названных законоположений ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Соответственно ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма могут предоставляться категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 Кодекса, в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законом порядке соответствующими государственными полномочиями.

О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В
соответствии со ст. 8 Федерального закона  от 21.12.1996г.

№ 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (далее-Закон) дети сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие
закрепление жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном
учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех
видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных
Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих
наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти
по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных
норм. Жилые помещения предоставляются по достижении указанными лицами возраста
18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения

совершеннолетия.

            Орган исполнительной власти  субъектов 
Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской
Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,

которые  подлежат обеспечению жилыми

помещениями.             Нормы Закона возлагают обязанности по обеспечению жилыми
помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на

исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации  и не допускают возможности их передачи

органам  местного самоуправления без
принятия установленном федеральным законом порядке закона субъекта  Российской Федерации о наделении органов
муниципальной власти соответствующими полномочиями. Данные выводы  вытекают из определения Конституционного
Суда  РФ от 05.02.2009 №С205-О-П «По
жалобе муниципального образования городского округа «Город Чита» на нарушение
конституционных прав и свод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального

закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей».             Поскольку законодательство Астраханской области не предусматривает
передачу  органам местного самоуправления
полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей,

оставшихся  без попечения родителей,

данная обязанность возлагается  на
Правительство Астраханской области.

  •             В силу части 2 статьи 57 ЖК РФ жилое помещение по
    договору социального найма  должно быть
    предоставлено указанной категории граждан вне очереди.

            Действующее законодательство не ставит право на
внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия  или отсутствия иных лиц, обладающих
аналогичным правом на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем
других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в

улучшении жилищных условий, не содержит оно указаний  на предоставление жилья в порядке очередности

лиц равной категории.             В соответствии со ст. 10 Закона, за защитой своих прав
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные
представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор
вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской

Федерации.

            Дети сироты, и дети, оставшиеся без попечения  родителей, имею право на бесплатную
юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной

юридической помощи в Российской Федерации»

Ссылка на основную публикацию