Статья 18. Состояние войны

Не только физические нарушения становятся причиной освобождения от призыва молодого человека. Это может случиться и при наличии психических расстройств. Призывнику с таким диагнозом приписывается 18 статья в военном билете.

Основанием для этого являются результаты пройденного мужчиной медицинского осмотра. Если психиатр в ходе диагностики обнаружит у молодого человека явные психические отклонения, то этот факт он в обязательном порядке зафиксирует в военном билете.

Расшифровка статьи

Статья 18 делится на несколько подвидов. Каждый из них имеет определенные признаки отличия. Приписать мужчине ту или иную статью 18 имеет право только квалифицированный специалист после проведения предварительной диагностики.

18А

18А статья в билете считается одной из самых неприятных. Человек, которому она приписывается, является недееспособным. Все из-за того, что его текущее психическое состояние здоровья не позволяет полноценно отвечать за совершенные действия и поступки.

Мужчины со статьей 18А в военном билете не могут находиться в окружении людей. Поэтому служба в армии оказывается для них под полным запретом.

Психическое расстройство имеет высокую степень выраженности.

Из-за этого человеку со статьей 18А приходится практически все свое время проводить в стационаре с целью прохождения полноценной терапии.

Такие люди не должны находиться в социуме, так как они могут представлять реальную опасность для здоровья и жизни окружающих.

18Б

Статья 18. Состояние войныМолодой человек, имеющий психическое заболевание, попадает под статью 18 б

Буква «Б» в статье 18 указывает на наличие у призывника психического нарушения, которое имеет свойство периодически проявляться. Приступы болезни при этом характеризуются отсутствием критического состояния. Но они все равно значительно осложняют жизнь человека.

Под статьей 18Б предусмотрено психическое нарушение, которое приводит к сексуальному расстройству и инфантильности. Ее часто приписывают мужчинам, отличающимся гомосексуализмом и транссексуальностью.

Под ст. 18, которая прописывается в военном билете, попадают следующие патологии:

  • сексуальное нарушение;
  • личностное расстройство;
  • расстройство влечений;
  • нарушенное психическое поведение;
  • эмоциональное расстройство.

  Воинская дисциплина: что это такое, история и особенности

Молодой человек, который не имеет врожденных психических отклонений, может стать заложником 18 статьи. К этому приводят полученные им травмы головы или развитие заболеваний, которые отражаются на психоэмоциональном состоянии мужчины.

Военно-медицинская экспертиза

В ходе проведения медицинского исследования у призывника выявляются признаки психического заболевания, которые дают право врачу указать в военном билете отметку ст. 18.

После этого его направляют на более детальную диагностику в специализированное медицинское учреждение.

Здесь проводится полноценная экспертиза, по итогам которой принимается решение о возможности допущения призывника в армию.

Ставить отметку в военном билете может только тот узкопрофильный специалист, который занимался диагностикой конкретного молодого человека с психическим нарушением.

Если в ходе диагностики появится отметка о статье 18Б, которая потом указывается в военном билете, то призывника снимают со срочной службы и причисляют в группу запаса.

В этом случае молодой человек может быть призван, если в государстве будет военное положение. Запасников принято призывать во вторую очередь.

При желании призывники со статьей 18Б могут получить специальность в военном деле. При этом они не обязаны полностью проходить службу в армии.

Мужчинам с такой статьей категорически запрещается служить на подводной лодке. Это правило распространяется не только на мирное, но и на военное время.

Ограничения со статьей 18

Статья 18. Состояние войныИмея в военном билете статью 18, в будущем получить хорошую официальную работ, будет довольно сложно

Как расшифровывается ст. 18 было указано выше. Расшифровка понятна, теперь остается изучить вопрос о наличии ограничений, которые дает данная статья. В первую очередь молодой человек, получивший такую приписку в военном билете, получает освобождение от прохождения службы. Если ему присваивается категория «Б», то мужчина сможет поучаствовать в военных действиях в случае призыва группы запасников.

Присутствие указанной статьи в военном билете имеет определенные ограничения для молодого человека в гражданской жизни. В большинстве случаев она приписывается призывникам, у которых имеются психические нарушения. В результате этого могут появиться такие сложности:

  • Отказ в получении водительских прав ввиду запрета на вождение автомобильными средствами.
  • Сложности в получении трудоустройства. Чаще всего мужчинам с такой статьей отказывают в приеме на работу, если ее выполнение предполагает повышенную ответственность.

Об этих нюансах стоит помнить молодым людям, которые пытаются избежать службы в армии, притворившись психически нездоровым человеком. Если план сработает, то в будущем эти действия принесут немало проблем.

Как снять статью 18

Статья 18. Состояние войныДля снятия статьи 18, нужно пройти повторное медицинское обследование

У молодого человека может возникнуть необходимость в снятии статьи 18. Сделать это можно, но достаточно сложно. Чтобы добиться желанной цели, требуется пройти переосвидетельствование.

Мужчина сам вправе выбирать, в каком именно медицинском учреждении он будет проходить обследование с целью перепроверки заключения медкомиссии. Частные клиники не учитываются.

По итогу повторной проверки мужчине выдается результат экспертизы.

В нем значится его текущий показатель здоровья. Если медики не обнаружат никаких проблем со стороны психического здоровья, то призывник может вновь отправиться в военкомат. Ему потребуется написать заявление.

В нем излагается просьба об изменении группы годности.

Из военкомата призывника могут направить в ведомственный госпиталь. Там ему предстоит пройти еще одну медицинскую экспертизу. Если психические отклонения не будут обнаружены, то молодому человеку припишут другую статью в случае такой необходимости.

Вопрос снятия статьи может оказаться затрудненным по причине нежелания сотрудника военного комиссариата идти навстречу призывнику.

В этом случае ему придется проделать более долгий путь, чтобы добиться поставленной цели.

Мужчине потребуется отправиться в суд, который в дальнейшем направляет истца на прохождение дополнительного освидетельствования. Именно его результат будет влиять на решение о снятии статьи.

Граждане, которые были причислены к группе запаса, по закону должны в обязательном порядке проходить освидетельствование. Это требуется для определения их годности к военной службе на текущий момент времени. Если новый диагноз не является удовлетворительным для молодого человека, который ранее считался непригодным к армии, то он имеет право пройти еще одно медицинское обследование.

  Добавляют ли бром в армии в солдатскую еду?

Военкоматы: Терпение Шойгу лопнуло

На позабытые и позаброшенные военкоматы наконец-то обратили внимание в Минобороны, собственно, именно этому ведомству они и подчиняются. Структурное, можно сказать, подразделение, стоящее на всех видах довольствия.

Но это лишь на словах, в результате многочисленных «реформ», большая часть которых свелась к лишению сотрудников военных комиссариатов воинских званий и сокращению самих военкоматов, эти учреждения потеряли свой былой статус и авторитет.

«Огражданились», можно сказать.

Считается, что военкоматы «убил» министр обороны Анатолий Сердюков (2007−2012 гг.), но и его предшественники, в большей степени и Сергей Иванов (2001−2007 гг.) тоже руку к этому приложили. Оба, к слову, к Минобороны прежде отношения не имевшие, а потому и особого пиетета к структуре военных комиссариатов не имевшие.

Нынешний министр обороны Сергей Шойгу, хотя тоже из «пиджаков», взялся за возрождение военкоматов практически сразу после своего назначения. Сделал многое, но, видимо, недоделал. И в череде учений, парадов и прочих служебных дел, опять взялся за военкоматы.

Терпение Шойгу лопнуло после недавнего и совершенно неожиданного посещения военкомата Черемушкинского района Москвы — такая случилась внезапная проверка боевой готовности, как в армии.

Статья 18. Состояние войны

На фото: призывник во время медицинского осмотра в сборном пункте Военного комиссариата Калининградской области перед отправкой к местам прохождения военной службы. ( Виталий Невар/ТАСС)

От увиденного министр был в шоке. «Ничего не меняется! У вас микроволновка есть, холодильник есть, а компьютеров, чтобы по „электронке“ связаться с другим военкоматом, нет. Ячейки, почта… Вы что? Как партизаны что ли письма в дупло закладываете? Что за работа такая?», — возмутился Шойгу и сделал оргвыводы.

Уже во время нынешней поездки в Тверскую область, встречаясь с губернатором Игорем Руденей, Шойгу объявил о запуске проекта по приведению к современным требованиям военных комиссариатов и пунктов сбора во всех регионах страны.

«Нам нужно приводить в порядок наши военкоматы. Военкоматы в армии — это как гардероб в театре.

Предлагаю дать старт этому большому мероприятию — приведению в образцовый вид военкоматов, чтобы они были современными, чтобы туда хотелось приходить не по принуждению или по повестке, а по желанию», — озвучил Шойгу грядущую программу, которая, надо полагать, коснётся не только Твери, но и всех военкоматов в России.

Долгожданная, нужно отметить программа, но ждут от неё не только приведения самих зданий и оргтехники в порядок. Например, возвращения воинских званий, которые отобрал у военкоматчиков Сердюков

Сергей Шойгу, к слову, «перекос» военкомовской реформы решил исправить ещё в 2013 году. Предполагалось, что воинские звания вернут военным комиссарам субъектов федерации, но не выше полковника, поскольку генеральские звания присваивает президент.

Помимо этого предусматривалось, что в комиссариатах появится ещё несколько офицерских должностей, поскольку у военного начальника должны быть в подчинении офицеры.

Шла речь о том, что военкомы, как призываемые из запаса офицеры, должны пройти медицинское освидетельствование и соответствующую переаттестацию.

Однако, до реализации этой идеи дело тогда так и не дошло и сотрудники военкоматов так и остались гражданскими служащими.

Замысел Шойгу был понятен — профессия военкома становилась всё менее популярной, в том числе из-за отсутствия воинского звания, а это, минуточку, для полковника 13 тысяч рублей, а для капитана 11 тысяч. Деньги немалые.

Опять же можно предположить, не утвердительно, а лишь с определенной долей вероятности, что военкомам стали… меньше давать взяток, по сравнению с предыдущими годами. Отказников и уклонистов заметно поубавилось, связано это с уменьшением срока службы до одного года, достойными условиями службы, практически исчезнувшей «дедовщины» и общим повышением авторитета Вооруженных сил.

Исчезла, так сказать, «прибавка» к окладу. Впрочем, взятки пусть и в усеченном виде в военкоматах как позорное явление сохранилось.

Читайте также:  Статья 35. Представительный орган муниципального образования

Что такое военкомат? В обывательском представлении — заведение, где происходит процедура призыва в армию, которой ещё несколько лет назад пугали потенциальных новобранцев.

Служба считалась не престижной, пресловутая «дедовщина» вводила матерей и даже видавших виды отцов в состояние ступора, а повестка из военкомата считалась едва ли не приговором с пребыванием в тюремной зоне.

Помните выражение: «Забрали в армию?».

Ситуация изменилась — призыв в армию уже никого не пугает, а в некоторых регионах России родители новобранцев пытаются даже заплатить, чтобы отправить любимое чадо на службу. Не изменилась только сама функция работы военных комиссариатов — контроль и учет за призывным контингентом.

В 1941-м году, когда на СССР напала фашистская Германия, численность армии (РККА) определялась штатом мирного времени, многие дивизии были кадрированными, людей, боевых штыков, катастрофически не хватало.

С учетом крупных потерь на первом этапе Великой Отечественной войны, армия могла оказаться обескровленной, небоеспособной.

Сформированная к тому времени система военных комиссариатов по всей стране смогла обеспечить призыв новобранцев и запасников в достаточном количестве для успешного ведения боевых действий.

При этом учитывалась необходимость качественной подготовки бойцов в учебных полках и центрах, командного состава в военных училищах и курсах офицерской подготовки. И вся эта система исправно работала на протяжении долгих четырех лет войны.

В отличии от Германии, которая в последний год войны посылала на фронт сопливых юнцов (гитлерюгенд) и престарелых инвалидов, советская система мобилизационной подготовки была в состоянии обеспечить призыв в армию за счет возрастного резерва, позволяющего активно участвовать в боевых действиях.

Военный комиссариат — это штатное подразделение Министерства обороны. Можно подумать, что это не самое престижное место службы, не связанное с боевой подготовкой, учениями и маневрами. Не совсем так — военкомат является первичной ступенькой для любого военнослужащего, а для тех, кто находится в запасе, это еще и связь с армией, которой могут потребоваться опыт и способности матерых служак.

Ещё несколько лет назад военный комиссариат Московской области возглавлял генерал-майор Александр Фомин. Вовсе не «паркетный генерал» — Герой России, участник боевых действий в Афганистане, Таджикистане, Чечне.

Закончил академию Генштаба. Действующий член координационного совета Ассоциации офицеров подразделений специального назначения ГРУ.

При всем при этом, пошел служить военным комиссаром вначале Тульской, а потом и Московской области (с 2010 по 2016 годы).

«Армия начинается с солдата, и солдат этот изначально должен быть высшего качество, в том числе морально-волевого, — говорил Александр Гурьевич. — В армии его всему научат, но нужен человеческий фактор, нужен патриот своей страны. И военкомат — первая ступенька в этом воспитании».

— Военные комиссариаты представляют собой территориальные органы Министерства обороны в субъектах России, районах и городах, — рассказывает бывший военком Савеловского района Москвы полковник Сергей Моисеев. — Во взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления военные комиссариаты разрабатывают планы проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на военное время.

Отсюда — целый комплекс задач: организация воинского учета, призыв граждан на военную службу, отбор кандидатов для ее прохождения по контракту, бронирование рабочих и служащих за предприятиями.

Военкоматы оказывают помощь образовательным учреждениям в организации и проведении обязательной и добровольной подготовки юношей к военной службе, овладению ими военно-учетными специальностями и военно-прикладными видами спорта.

Также военкоматы проводят отбор юношей и девушек в военно-учебные заведения. Содействуют в своевременном и полном представлении гражданам, уволенным в запас, установленных законодательством льгот, прав и социальных гарантий.

Ведут архивно-розыскную работу, участвуют в мероприятиях по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.

В общем, не случайно сейчас министр обороны Сергей Шойгу вновь взялся за военкоматы и не случайно сравнил их с гардеробами в театре — армия начинается именно здесь. И если сами Вооруженные силы сейчас в приоритете и приобретают новый облик боевой и организованной структуры, то почему «вешалка» в виде военкоматов не просто застыла в своём развитии, но и потеряла свои былые позиции?

Массовый отказ от вакцинации скрывает реальное состояние нашего общества

03.06.2021 19:10:00

Российской прививочной аномалии нужен серьезный анализ

Статья 18. Состояние войны Фото агентства городских новостей «Москва»

Россия отличается от других стран высокой избыточной смертностью и очень низким уровнем вакцинации при относительной доступности этой защиты от коронавируса. Избыточная смертность в нашей стране с момента объявления пандемии достигла полумиллиона человек.

А большинство граждан РФ просто не хотят прививаться. Объяснения этого парадокса звучат от политиков, экспертов и комментаторов самые разные.

Одни известные политики утверждают, что граждане РФ не хотят прививаться потому, что президент Владимир Путин не рассказал, какую именно вакцину он выбрал для прививки.

Еще одно часто звучащее объяснение – полноценные испытания «Спутника» были прерваны на третьем этапе, и поэтому, дескать, россияне и уклоняются от прививки. Евросоюз не признает российские вакцины, и поэтому россияне им не доверяют – это еще один вариант объяснений.

Но вряд ли российский глубинный народ так уж сильно зависит от интриг европейских политиков. Или интересуется предпочтениями президента между вакцинами Pfizer, Moderna или «Спутник». Возможно, отказ от вакцинации в гораздо большей степени объясняется традиционным для России пренебрежением собственным здоровьем.

Часто в качестве причин бойкота вакцинации в РФ социологи называют глубокое недоверие граждан к нынешнему государству, всеобщую подозрительность и популярность конспирологических объяснений реальности.

Антипрививочные и антинаучные убеждения действительно существуют в самых разных странах. Во многих государствах есть люди, которые верят в дьявольское чипирование или в угрозу вакцинной стерилизации.

Так что один этот фактор вряд ли объяснит аномально высокий уровень не желающих прививаться в России.

По данным социологов, не хотят вакцинироваться примерно 60% взрослого населения РФ. Причем этот показатель почти не меняется уже много месяцев. Но вряд ли почти две трети населения РФ убеждены в теориях о дьявольском чипировании.

Хотя и исключать этого тоже нет оснований. Научное знание или доказательная медицина в современной России явно не в почете. Отказываются от прививки даже врачи, учителя и преподаватели университетов.

Неужели эпидемия мракобесия поразила и людей с высшим образованием?

Определенная часть противников прививки – это молодые люди, которые убеждены в легком течении вирусной пневмонии у них. Часть граждан с хроническими заболеваниями также отказываются от вакцин из-за опасений тяжелых побочных последствий. Но молодежь и пациенты с противопоказаниями составляют заметно меньше половины населения. Значит, в обществе есть и другие мотивы отказа от вакцинации.

Нежелание вакцинироваться скорее всего связано и с фактором добровольности. Ведь доля уклоняющихся от обязательных младенческих или подростковых прививок, по официальной статистике, не превышает 5%. Выходит, что один и тот же человек не противится обязательным прививкам для себя и своей семьи. Но он же вдруг становится противником вакцинации, когда ему предоставляется свобода выбора.

Серьезное исследование причин вакцинного бойкота покажет, что в РФ живут не только патриоты, оптимисты и защитники режима. Анализ может выявить и признаки глубоких общественных болезней, всеобщего недоверия, озлобленности, архаичности, разобщенности и неспособности к разумной коллективной защите.

На сегодня в России полностью привились менее 9% населения. Хотя бы один укол сделали менее 12%. Это означает, никакого значимого влияния на масштаб эпидемии и скорость ее распространения российская вакцинация оказывать не будет. По крайней мере в обозримой перспективе. Таким образом, полноценной вакцинной защиты Россия не получает. И будет нести потери от коронавируса еще не один год. 

Никакого состояния войны между Россией и Японией давно нет

Мирный договор с Россией нужен японцам только на условиях сдачи Москвой Курильских островов

Несмотря на разъяснения специалистов, российские журналисты и политологи нередко продолжают утверждать, что якобы между Российской Федерацией и Японией до сих пор сохраняется «формальное состояние войны», а потому-де необходимо как можно скорее подписывать с Токио мирный договор. Логика незатейлива – раз отсутствует мирный договор, значит, продолжается состояние войны.

Не думаю, что такие утверждения делаются по злому умыслу. Просто с лёгкостью готовые писать о довольно тонкой материи российско-японских отношений люди не берут на себя труд хотя бы в общих чертах познакомиться с историей послевоенного урегулирования.

  • Это требует вернуться к проблеме и внести в неё ясность.
  • Никакого «состояния войны» между Российской Федерацией и Японией нет уже более 60 лет.
  • Статья 1 подписанной 19 октября 1956 года Советско-японской совместной декларации гласит: «Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей Декларации, и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения».

Статья 2 объявляет: «Между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией восстанавливаются дипломатические и консульские отношения. При этом имеется в виду, что оба государства незамедлительно обменяются дипломатическими представителями в ранге Посла, а вопрос об учреждении консульств соответственно на территории СССР и Японии будет разрешен в дипломатическом порядке».

27 ноября 1956 года Совместная декларация единогласно была ратифицирована палатой представителей японского парламента, а 2 декабря и палатой советников.

8 декабря ратификацию Совместной декларации и других документов утвердил император Японии. В тот же день она была ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР. Затем 12 декабря 1956 г.

в Токио состоялась церемония обмена грамотами, что означало вступление Совместной декларации и прилагаемого к ней протокола в силу.

Читайте также:  Статья 13. права и обязанности вкладчиков, участников, застрахованных лиц и страхователей

Статья 18. Состояние войны

Дальневосточный регион, включая Курильские острова

Обеим сторонам надо признать, что Советско-японская совместная декларация сыграла и продолжает играть роль мирного договора между двумя странами. В ней зафиксированы все положения, обычно составляющие содержание документов, окончательно оформляющих послевоенное урегулирование и восстановление двусторонних отношений.

Вопреки утверждениям японской стороны, в Совместной декларации определено и условие территориального размежевания двух стран. Статья 9 констатирует: «Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении Мирного Договора.

При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан. – А.К.) с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

И советское правительство было готово выполнить это положение, хотя и навязанное Н. Хрущёвым чисто волюнтаристски.

После ратификации Совместной декларации из Москвы в Сахалинскую область были направлены разъяснения по поводу предстоящей, как тогда считалось, передачи островов Хабомаи и Шикотан под японскую юрисдикцию.

Одновременно подтверждалась линия на развёртывание хозяйственного развития остальных островов Курильской гряды.

Однако США в ультимативной форме потребовали отказаться от заключения советско-японского мирного договора на условиях Совместной декларации. Под нажимом Вашингтона японское правительство, «обосновывая» своё нежелание заключать договор, произвольно выдвинуло  неприемлемые для СССР требования  «вернуть Японии четыре южнокурильских острова».

Это было отходом и нарушением буквы и духа Совместной декларации 1956 года, тогда как советское правительство действовало в строгом соответствии с достигнутыми договорённостями.

Советский Союз отказался от получения репараций от Японии, согласился досрочно освободить отбывавших наказание японских военных преступников, поддержал просьбу Японии о приёме в ООН.

Заключение в январе 1960 года направленного против СССР и КНР обновлённого японо-американского военного союза вынудило Москву заявить о невозможности выполнения положения статьи 9 Совместной декларации 1956 года.

В памятной записке  японскому правительству от 27 января 1960 года говорится: «…Советский Союз не может, разумеется, проходить мимо такого шага, как заключение Японией нового военного договора, подтачивающего устои Дальнего Востока, создающего препятствия развитию советско-японских отношений. В связи с тем, что этот договор фактически лишает Японию независимости и иностранные войска, находящиеся в Японии в результате ее капитуляции, продолжат свое пребывание на японской территории, складывается новое положение, при котором невозможно осуществление обещания Советского правительства о передаче Японии островов Хабомаи и Сикотана.

Соглашаясь на передачу Японии указанных островов после заключения мирного договора, Советское правительство шло навстречу пожеланиям Японии, учитывало национальные интересы японского государства и миролюбивые намерения, выражавшиеся в то время японским правительством в ходе советско-японских переговоров.

Но Советское правительство, учитывая, что новый военный договор, подписанный правительством Японии, направлен против Советского Союза, как и против Китайской Народной Республики, не может содействовать тому, чтобы передачей указанных островов Японии была бы расширена территория, используемая иностранными войсками.

Ввиду этого Советское правительство считает необходимым заявить, что только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Сикотан будут переданы Японии, как это было предусмотрено Совместной декларацией СССР и Японии от 19 октября 1956 года» [выделено нами. – Ред.].

Впоследствии правительство СССР в ответ на японские территориальные требования неизменно отвечало, что «в советско-японских отношениях территориального вопроса нет».

Примером может служить заявление председателя Совета министров СССР Николая Тихонова в феврале 1982 года: «Мы неоднократно, в том числе на самом высоком уровне, заявляли, что в наших отношениях нет такой темы, как якобы нерешенный «территориальный  вопрос»… Утверждать же, что Советский Союз признал существование «территориального вопроса», – значит преднамеренно извращать нашу позицию и вводить в заблуждение общественность Японии. Такие действия японской стороны отнюдь не приближают перспективу достижения договоренности по мирному договору».

Впервые, вопреки прежней позиции СССР, «существование территориального вопроса» признал в апреле 1991 года во время визита в Японию Михаил Горбачёв, поощрив тем самым Токио на эскалацию незаконных, необоснованных требований «возвращения» Японии южнокурильских островов. Спекулируя на отсутствии мирного договора, японское правительство вовлекло затем в переговоры по «территориальному вопросу» и руководство РФ.

Через 75 лет после окончания Второй мировой войны «мирный договор» с Японией является анахронизмом и используется японской стороной исключительно в целях включения в него отказа российского правительства от законно принадлежащих России территорий.

 Вместе с тем нет и быть не может разумных обоснований необходимости «мирного договора» для России – тем более ценой отказа страны-победительницы от собственных территорий.

С таким отказом категорически не согласилось бы подавляющее большинство нашего народа.

В заключение напомним, что у СССР, а теперь у Российской Федерации до сих пор нет мирного договора с главным противником в Великой Отечественной войне – с Германией, что не мешает нормальным межгосударственным отношениям двух государств.

 Недавнее заявление премьер-министра Японии Синдзо Абэ о согласии заключить мирный договор с Россией исключительно на условии отторжения от нашей страны всех южнокурильских островов делает продолжение переговоров по данному (надуманному!) вопросу бесполезным и вредным. Да и японцам пора честно сказать, что российские границы нерушимы, а земли – неотчуждаемы.

По моему многолетнему опыту общения с представителями этого народа знаю, что они хорошо понимают поговорку: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Объявление войны — это… Что такое Объявление войны?

Объявление войны — юридическая, дипломатическая процедура в международном праве и международной политике, заключающаяся в официальном, в установленном порядке уведомлении одним государством другого о прекращении между ними мира и переходе в состояние войны.

Процедура

В соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 года, состоянию войны обязательно должно предшествовать предупреждение в форме обоснованного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны[1]. О состоянии войны должны быть немедленно уведомлены нейтральные державы[2].

Юридические последствия

С момента объявления войны, государство, объявившее войну, и то государство, которому война была объявлена юридически, находятся в состоянии войны независимо от того, начались ли военные действия непосредственно.

Акт объявления войны автоматически влечет за собой наложение ряда прав и обязанностей на обе стороны военного конфликта. С момента объявления войны в действия вступают нормы Международного гуманитарного права.

Дипломатические последствия

Объявление войны выражается в особого рода действиях в рамках международного дипломатического протокола, указывающих на то, что мир между данными государствами нарушен и предстоит вооружённая борьба между ними. Прекращается деятельность дипломатических органов, разного рода представительств и миссий стороны противника. Дипломатам и их семьям предоставляется возможность свободно покинуть страну в установленные сроки.

История

Объявление войны уже в древности признаётся актом, требуемым общенародной моралью. Способы объявления войны весьма различны. На первых порах они носят символический характер. Древние афиняне перед началом войны бросали копьё в неприятельскую страну. Персы требовали земли и воды в знак покорности.

Особой торжественностью отличалось объявление войны в Древнем Риме, где исполнение этих обрядов возлагалось на так называемых фециалов. В средневековой Германии акт объявления войны носил название «Absagung» (Diffidatio). Согласно господствовавшим у французов воззрениям, считалось необходимым, чтобы от момента объявления войны до начала её протекло не менее 90 дней.

Позже, а именно с XVII века, объявление войны выражалось в форме особых манифестов, но весьма часто столкновение начиналось и без предварительного оповещения о том (Семилетняя война). Наполеон I перед войной издавал прокламацию лишь для своего войска. Ныне уже вышли из употребления особые акты объявления войны.

Обыкновенно войне предшествует прерывание дипломатических сношений между государствами. Так, российское правительство не посылало в 1877 году формального объявления войны султану, но ограничилось сообщением Порте, через своего поверенного в делах, что дипломатические сношения между Россией и Турцией прерваны.

Иногда момент начатия войны заранее определяется в форме ультиматума, в котором объявляется, что неисполнение данного требования в известный срок будет считаться законным поводом к войне (так называемый casus belli)[3].

См. также

Примечания

Война в международном праве

Состояние войны – прекращение мирных отношений между государствами и фактическое начало военных действий до окончания военных действий или заключения между ними мирного договора.

[adsp-pro-1]

  • Начало войны влияет на действие международных договоров, рассчитанных на мирное сосуществование;
  • Прерываются консульские и дипломатические отношения;
  • К гражданам страны противника может быть применен специальный режим;
  • Имущество, принадлежащее государству-противнику, конфискуется, за исключением имущества дипломатических представительств и консульских учреждений.
Читайте также:  Статья 10. переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности защищаемого лица

Участниками вооруженных конфликтов являются члены вооруженных сил воюющих сторон. В международном гуманитарном праве они получили название комбатанты.

К комбатантам относятся:

  • Регулярные вооруженные силы воюющих сторон;
  • Повстанцы;
  • Ополченцы;
  • Партизаны.
  • Участники освободительных движений.

Комбатанты должны соответствовать ряду признаков, чтобы получить такой статус:

  • Находиться под командованием человека, отвечающего за их действия;
  • Иметь знаки отличия;
  • Открыто носить оружие;
  • Уважать законы и обычаи войны.

Правовой статус комбатанта позволяет ему использовать оружие против вооруженных сил противника и не нести ответственность за это.

Серди регулярных вооруженных сил есть категория лиц, которые относят к некомбатантам – это медицинский персонал, духовный персонал. Их основной задачей не является непосредственное участие в вооруженном конфликте. Даже если они имеют оружие, то могут использовать его только для самозащиты.

На участников вооруженных конфликтов распространяется действие защиты жертв вооруженных конфликтов, если:

  1. Они попали в плен;
  2. Были ранены;
  3. Потерпели кораблекрушение;
  4. Перестали участвовать в военных действиях.

Международно-правовая защита гражданского населения и культурных ценностей

[reklama]

Нападения неизбирательного характера запрещаются, в том числе нападения на установки и сооружения, содержащие источники повышенной опасности (плотины, дамбы, АЭС), а также запрещаются нападение на необходимые для выживания гражданского населения объекты и их уничтожение. Гражданские объекты (любые объекты, не являющиеся военными) не могут быть объектом нападения.

Также защите подлежат культурные ценности – например, такие ценности такие, как памятники архитектуры, искусства или истории, археологические месторасположения, центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей.

Стороны вооруженного конфликта обязуются не использовать культурные ценности в целях, которые могут привести   к разрушению или повреждению этих ценностей, и воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей.

 Нейтралитет в войне

Нейтралитет – состояние, при котором государство не участвует в военных действиях и не оказывает помощи другим государствам по проведению военных действий.

Нейтральное государство – государство, которое не будет участвовать ни в каких военных действиях и не разрешит использование своей территории в военных целях. Территория нейтральных держав неприкосновенна.

Нейтральное государство должно следить, чтобы обязанности по нейтралитету выполнялись также организациями и частными лицами.

Не может рассматриваться как враждебное действие отражение нейтральной державой покушений на ее нейтралитет.

Окончание военных действий и его правовые последствия

От прекращения состояния войны следует отличать прекращение военных действий.

Формы прекращения военных действий:

  • Перемирие – приостановление или прекращение военных действий по соглашению между воющими сторонами. Перемирие может быть местным (на ограниченном участке театра военных действий) и общим (охватывает все военные действия, рассматривается как шаг к установлению мира);
  • Капитуляция – полное или частичное прекращение сопротивления вооруженных сил одной из воюющих сторон. В отличие от перемирия побежденная сторона утрачивает формальное равенство с победителем. Все имущество побежденного переходит к победителю;
  • Безоговорочная капитуляция – подписывается представителем побежденного государства после полного разгрома его вооруженных сил.

Формы окончания войны:

  • Мирный договор – договор, юридически закрепляющий прекращение войны и установление мирных отношений, вопросы территориальной принадлежности, возмещение ущерба и т.д. (Они всегда заключаются от имени государства и подлежат ратификации);
  • Односторонние декларации.

Состояние войны

Состояние войны

отношения между Кыргызской Республикой и государством (государствами), к которым она переходит с момента объявления войны или фактического начала военных действий и которые продолжаются до окончания военных действий или заключения между ними мирного договора.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Состояние войны

отношения государств с момента объявления войны между ними (или фактического начала военных действий) до ее окончания. Согласно ФЗ «Об обороне» от 24 апреля 1996 г. С. в. объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на РФ другого государства или группы государств, а также при необходимости выполнения международных договоров РФ.

Источник: Большой юридический словарь

Состояние войны

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. (ред. от 12 февраля 2015 г.) «Об обороне» в ст. 18 «Состояние войны» гласит, что с.в.

объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.

С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Состояние войны

отношения государств с момента объявления войны между ними (или фактического начала военных действий) до ее окончания. В соответствии с ФЗ РФ «Об обороне» от 24 апреля 1996 г. С. в.

объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на РФ другого государства или группы государств, а т.ж. в случае необходимости выполнения международных договоров РФ. С момента объявления С.в.

или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Состояние войны

официально объявленное властями такое положение в стране, при котором обеспечиваются ведение военных действий и применение иных средств в целях защиты своей территории и безопасности, а также выполнения международных обязательств. В РФ, согласно Федеральному закону «Об обороне» от 31 мая 1996 г., С. в. объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на РФ другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ. С момента объявления С. в. или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Состояние войны

отношения государств с момента объявления войны между ними (или фактического начала военных действий) до ее окончания, оформленного международным актом.

Выражается в открытой борьбе сторон с применением вооруженных сил, различных видов оружия, а также в прекращении дипломатических, финансовых, торговых, др.

связей, конфискации государственной собственности противника (за исключением дипломатических представительств), реквизиции торговых судов, интернировании населения, ограничении гражданской правосубъектности юридических лиц с иностранным капиталом. О С. в.

между государствами уведомляются нейтральные государства. Основной правовой формой вступления в С. в. является ее официальное объявление; формой прекращения С. в. является мирный договор, которому может предшествовать фактическое прекращение военных действий, либо пакт о капитуляции, могут быть заключены и временные соглашения между воюющими.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

Советско японская совместная декларация (1956)

Стороны условились о восстановлении дипломатических и консульских отношений, согласились продолжить переговоры о заключении мирного договора.

Декларация также предусматривала начало в возможно короткий срок переговоров между СССР и Японией о заключении договоров или соглашений по вопросам торговли и торгового мореплавания; вступление в силу одновременно с декларацией конвенции о рыболовстве и соглашения о спасении людей, терпящих бедствие на море.

Обе стороны подтвердили готовность руководствоваться в своих отношениях принципами Устава ООН, не вмешиваться прямо или косвенно во внутренние дела друг друга. СССР изъявил готовность поддержать просьбу Японии о принятии ее в члены Организации Объединенных Наций, согласился освободить всех японских граждан, осужденных в СССР, и репатриировать их на родину.

Декларация фиксировала отказ сторон от взаимных претензий, возникших в результате войны, а также отказ СССР от репарационных претензий к Японии.

Руководство СССР сочло возможным отметить в документе, что, Советский Союз, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактически передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между сторонами.

Одновременно с декларацией был подписан протокол о развитии торговли с взаимным предоставлением режима наибольшего благоприятствования.

После заключения в 1960 году японо‑американского договора о безопасности, СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года.

Советское правительство сочло, что новый военный договор, подписанный правительством Японии, направлен против Советского Союза, как и против Китайской Народной Республики, и передача указанных островов Японии расширила бы территорию, используемую иностранными войсками.

В настоящее время между Россией и Японий так и не заключен мирный договор ввиду принципиальных расхождений в позициях сторон по проблеме пограничного размежевания.

Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно‑правовое оформление.

По Совместной декларации 1956 года оговаривалась передача Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. Именно разграничение статуса двух пар островов в этом документе, как считают эксперты, и создало основные сложности для всего переговорного процесса на протяжении последующих 60 лет.

Идея передачи Японии сначала двух островов, как это оговорено в декларации 1956 года, обсуждалась на встрече лидеров России и Японии Владимира Путина и Ёсиро Мори в 2001 году, но в последующем эту идею отложили.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат. Москва, 2004 г.)

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ссылка на основную публикацию