Статья 8. функции фонда

Статья 8. Функции фонда

По официальным прогнозам число нетрудоспособных граждан будет увеличиваться, в то время как процент работающего населения падать.

Под пенсионерами, в первую очередь, понимают лиц преклонного возраста – тех, кто в силу своих лет уже не может осуществлять трудовую функцию. Их, действительно, большинство.

Однако выплаты также получают инвалиды всех возрастов – их почти 11 миллионов человек.

  Кроме этого, существует пенсия по потере кормильца, на которую вправе рассчитывать несовершеннолетние и студенты (при определенных условиях).

Задача по обеспечению выплат всем этим категориям населения лежит на Пенсионном фонде России. Однако его организационные функции не сводятся лишь к назначению и выплате пенсий. Они намного шире, как и задачи, стоящие перед ПФР. О функциях и назначении пенсионного фонда и пойдет речь в статье далее.

Что такое Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд России представляет самостоятельную, обособленную от органов государственной власти организацию, основным назначением которой является управление денежными средствами, аккумулирующимися на его счетах в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

Деньги, которыми заведует данная структура, являются собственностью государства, однако они не входят в часть бюджетов какого-либо уровня. В этой связи ПФР, а также ФСС (соцстрах) и ФОМС (обязательное медицинское страхование) называют внебюджетными фондами.

Отделения организации присутствуют в каждом регионе и городе страны, при этом имеет довольно сложную вертикальную структуру. Разберем ее в иерархическом порядке, начиная с руководящих органов.

Центральный аппарат

Включает в себя Правление ПФР, являющееся основным распорядительным органом фонда. Оно состоит из Председателя и его заместителей, курирующих работу по отдельным направлениям деятельности.

Кроме этого, в состав Центрального аппарата входит Ревизионная комиссия, осуществляющая внутренний аудит, и информационный центр, ответственный за функционирование и администрирование системы персонифицированного учета.

Немаловажную роль в деятельности ПФР отведено Исполнительной дирекции, которая обеспечивает контроль работы территориальных подразделений фонда на местах.

Статья 8. Функции фонда

Окружные управления

В структуре ПФР восемь окружных управлений, по числу федеральных округов страны. Их задачей является координация деятельности территориальных отделений на местах.

Региональные отделения

ПФР России имеет управления в 84 регионах Российской Федерации. Они, в свою очередь, координируют работу клиентских подразделений, которые, как правило, имеются в каждом муниципалитете. Именно сюда обращаются граждане при решении вопросов о назначении им пенсионных выплат.

История создания

Пенсионного фонда как такового не существовало до 1990 года. Это объясняется существовавшей при СССР социально-экономической системой.

По сути, единственным работодателем во времена Советского Союза было само государства в лице его различных и многочисленных структур.

Частных предприятий не было и даже знаменитые кооперативы, которые появились во времена перестройки, не обладали многими признаками обособленной коммерческой организации.

В этой связи для выплаты пенсии не было необходимости в каком-либо посреднике между пенсионером и государством, которые и обеспечивало материальное обеспечение гражданам пенсионного возраста напрямую из бюджета.

В период распада Союза ССР на фоне краха сложившейся социально-экономической системы и всеобщего кризиса, охватившего все сферы жизни общества и государства, последнее заявило о невозможности исполнения своих социальных обязательств. В этой связи был сформирован Пенсионный фонд России, наполнение которого не было непосредственного связано с бюджетом страны. Это произошло в 1990 году.

В период становления рыночных отношений, на протяжении 90-х годов прошлого века, Пенсионный фонд России испытывал постоянный дефицит средств, последствиями которого были периодические перебои с выплатами пенсий.

Для его покрытия ПФР использовал практику привлечения заемных средств, в том числе и в коммерческих структурах. В последующие года ситуация стабилизировалась на фоне улучшения экономической обстановки в стране.

Статья 8. Функции фонда

В 2002 была проведена крупная реформа системы пенсионного обеспечения, которая осуществила переход ее на страховые принципы.

В 2019 году Правительство РФ приняло решение о повышении возраста выхода на пенсию. Реформа будет проходить поэтапно и завершится в 2028 году.

Роль и назначение ПФР

Пенсионный фонд России является ведущей и крупнейшей организацией, входящей в сферу социального обеспечения РФ. ПФР играет ведущую роль в функционировании системы обязательного пенсионного страхования, за счет чего миллионы россиян получают выплаты, обеспечивающие их материальные потребности.

Кроме этого, назначением и задачами ПФР являются:

  • обеспечение контроля поступления страховых взносов;
  • аккумуляция денежных средств, поступающих в фонд;
  • изыскания дополнительных источников поступления денег.

На данный момент задачи, стоящие перед ПФР, выполняются фондом в полном объеме.

Из каких средств формируется фонд

Основой современной пенсионной системы РФ является принцип солидарности поколений. Это означает, что денежные средства, которые выплачиваются ПФР в качестве материального обеспечения пенсионеров, поступают, преимущественно, за счет взносов ныне работающих граждан. Им же будет выплачиваться пенсия за счет взносов последующих поколений.

Данный принцип имеет определенные изъяны, к примеру, стремительное увеличение числа граждан пенсионного возраста относительно количества работающих, однако действенной альтернативы ему пока что нет.

Итак, основным источников средств, за счет которых формируется фонд, являются страховые взносы. В соответствии с законом их платят работодатели за своих сотрудников.

Какой-либо единой, фиксированной суммы страховых взносов в данном случае не предусмотрено, поскольку она зависит непосредственно от уровня заработной платы работников составляя 22% от нее.

Перечисленные средства конвертируются в ИПК, параметр которого влияет на возможность получения страховой пенсии в будущем, а также на ее размер.

Важно! Индивидуальные предприниматели, хоть и являются физическими лицами, однако обязаны перечислять взносы сами за себя за своих сотрудников (при наличии) в самостоятельном порядке.

За неисполнение обязанностей по уплате страховых взносов для организаций-работодателей предусмотрены штрафные санкции.

Кроме страховых взносов, которые и формируют подавляющая часть бюджета фонда, финансирование последнего происходит также из следующих источников:

  • добровольные переводы граждан (в дополнение к обязательным взносам);
  • перечисления из бюджета Российской Федерации.

Функции Пенсионного фонда

К основным функциям следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • выплата пенсий и пособий застрахованным гражданам;
  • формирование бюджета фонда за счет сбора страховых взносов;
  • установление права на материнский капитал, а также контроль расходования данных средств на целевые нужды;
  • участие в программе государственного софинансирования пенсий. На данный момент действие ее приостановлено.

Справка! ПФР исполняет функции надзорного органа при осуществлении контроля перечисления страховых взносов организациями.

В целях обеспечения большей доступности предоставляемых фондом услуг на сайте ПФР присутствует возможность создания личного кабинета. Единственным условием для этого является наличие подтвержденной учетной записи на портале «Госуслуги», поскольку доступ к электронным сервисам ПФР осуществляется через ЕСИА.

Статья 8. Функции фонда

Личный кабинет на сайте ПФР предоставляет следующие возможности:

  • получение информации о состоянии лицевого счета;
  • получение справок для предоставления по месту требования;
  • подача заявления на выдачу пенсии или заявки на распоряжение средствами материнского капитала;
  • возможность смены негосударственного пенсионного фонда.

Функционал личного кабинета на сайте ПФР расширяется с течением времени.

Негосударственные пенсионные фонды

Кроме ПФР, который является государственной структурой, существует достаточно большое количество частных пенсионных фондов. Их основной задачей является привлечение средств граждан и инвестирование их в различные экономически выгодные проекты, за счет чего клиенты НПФ получат доход, что значительно увеличит размер пенсии, часть которой будет выплачиваться этим фондом.

Стать клиентом негосударственного пенсионного фонда можно, заключив с последним соответствующий договор. В этом случае часть страховых взносов будет направляться на счета НПФ. Кроме этого, гражданин вправе в добровольном порядке перечислять денежные средства в выбранный фонд для формирования негосударственной, дополнительной пенсии.

Пенсионный фонд России является одной из крупнейших организаций в России, основной задачей которой является обеспечение бесперебойных выплат денежных средств пенсионерам. Кроме этого, ПФР осуществляет деятельность по администрированию страховых взносов, что и является основным источником его финансирования.

Правовой статус внебюджетных фондов социального страхования. Отличия государственного и негосударственного пенсионного фонда

Статья 8. Функции фондаСогласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, то есть государством, создающим условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека[1]. Данное положение является нормой-целью, а конкретизация понятия социального государства – направлением развития РФ в данной сфере. Одним из проявлений реализации данного направления является функционирование внебюджетных фондов социального страхования. Они подразделяются на государственные и негосударственные. В настоящее время ведутся дискуссии об изменении статуса фондов, что, в конечном счете, повлияет на пенсионные выплаты социально незащищенным слоям населения.

Читайте также:  Статья 29. Ответственность должностных лиц органов государственного надзора

Н.В.

Миляков приводит следующее определение государственных внебюджетных фондов: «Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь»[2], негосударственные фонды определяются как «особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное социальное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда»[3].

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

  1.  Положение о пенсионном фонде Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2122-I
  2.  Гражданский, Налоговый и Бюджетный Кодексы РФ
  3.  Федеральный Закон от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»  
  4.  Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. «О фонде социального страхования Российской Федерации»
  5.  Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»
  6.  Федеральный Закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

  • На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].
  • ПФР – финансово-кредитное учреждение, осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].
  • ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].
  • ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1.  Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2.  Назначаются Правительством  РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3.  Целевой характер деятельности.
  4.  Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Что касается негосударственных фондов социального страхования, то они являются некоммерческими организациями. Их статус регулируется Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О негосударственных пенсионных фондах».

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

После того, как в общих чертах понятна характеристика государственных социальных фондов, в частности, ПФР, необходимо осветить статус негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В ч.1 ст.

2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»  дается следующее определение: «Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию»[9].

Деятельность НПФ регулируется, помимо Конституции, Гражданского Кодекса и Налогового Кодекса, Федеральными законами «О негосударственных пенсионных фондах», «О некоммерческих организациях». НПФ действует на основе лицензии. В его задачи входит формирование, учет, накопление и распределение денежных средств между гражданами-вкладчиками по договору пенсионного обеспечения.

  1. Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:
  2. — сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;
  3. — организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;
  4. — международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;
  5. — статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;
  6. — юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.
  7. ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].
  8. Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями.

Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные.

Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]
  • НПФ обязан:
  • — исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;
  • — осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;
  • -не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу.

По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов.

В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку.[15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству.

Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству.

Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда.[16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР).

Читайте также:  Статья 29. Собрание граждан

Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу.

Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий.  В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций.

В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью.

Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы.

Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

  1.  Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.
  2.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.
  3.  Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.

Управление фондом

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Юр. лица » Управление фондом

Правовое положение, организационная структура, органы управления фондов.

Содержание

Фондом в России признается структура, созданная для реализации не противоречащих закону социально значимых целей в сфере благотворительности, культуры, образования. Работа фондов, в зависимости от сферы деятельности, регламентирована отраслевым законодательством, например – 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Правовое положение, организационная структура, органы управления фондов описаны в пределах подпараграфа первого (ст.123.17-123.20) §7 «Некоммерческие унитарные организации» гл.4 Гражданского кодекса.

Признак «некоммерческие» подразумевает отсутствие у фонда правовых оснований для реализации деятельности, связанной с извлечением прибыли.

Законодатель сделал некоторые попущения в отношении некоммерческих структур, в отдельных случаях позволяя им предоставлять платные услуги или осуществлять мероприятия, связанные с получением дохода, впоследствии направляемого на реализацию уставных целей. Для фондов запрет коммерческой деятельности является абсолютным.

Признак «унитарные» следует рассматривать в контексте ст. 65.1 ГК, действие которой распространяется также на некоммерческие структуры. Корпоративные организации функционируют на основе членства.

Иными словами, их учредители автоматически признаются членами и формируют органы управления. Учредители унитарных организаций (в т. ч.

– фондов) членства в созданных ими структурах не приобретают, в число руководящих органов не входят.

Это имеет ключевое значение для определения структуры органов фонда:

  • Во-первых, необходимо обеспечить учредителям контроль пожертвований, которые являются главным источником формирования доходов фонда, возможность эффективно контролировать расходование средств. Законодатель разрешил этот вопрос, предусмотрев для фондов такой надзорный орган как попечительский совет.
  • Во-вторых, необходимо предотвратить произвол, самоуправство и разного рода злоупотребления со стороны управленцев. Ввиду некоммерческого использования средств фонда проконтролировать эффективность вложений очень сложно. Проблема разрешена путем установления обязательной коллегиальности высших органов управления фондом. По задумке законодателя члены коллегиальных органов контролируют друг друга.

Высший коллегиальный орган фонда, вопросы его исключительной компетенции

Законодатель не дал названия высшему органу управления фонда, оставив этот вопрос на усмотрение учредителей.

Наибольшее распространение в правоприменительной практике получили такие наименования как «собрание» и «общее собрание». Ключевое требование к этому органу – коллегиальность. Оно отображено непосредственно в ст. 123.17, 123.19 ГК.

Общее собрание это зачастую многочисленный и «громоздкий» орган, который:

  • собирается единожды за оговоренный уставом период (например, раз в полугодие);
  • созывается по необходимости.

Законодатель применяет понятие «исключительная компетенция». Объем полномочий, которым высший коллегиальный орган обладает в силу ст.123.19 ГК, уставом может быть только расширен.

  • Общее собрание обладает статусными полномочиями. Прежде всего, оно устанавливает приоритетные сферы деятельности фонда и векторы расходования его средств. Последние должны соответствовать целям создания фонда, выписанным в уставе. При необходимости собрание вносит правки в устав или принимает документ в новой редакции.
  • Закон наделяет высший коллегиальный орган полномочиями определять источники доходов фонда. Думается, что реализовывать такие функции фонд может лишь условно. Дело в том, что члены собрания – наемные управленцы. Они не являются учредителями фонда или его финансовыми донорами. Обязывать кого-либо жертвовать средства и/или имущество в пользу фонда они, конечно, не вправе. Вместе с тем, фонд не имеет оснований отказывать в принятии пожертвований от любых заинтересованных в его деятельности лиц. Вместе с тем, общее собрание инициирует популяризацию деятельности фонда, сбор средств и т. п.
  • Высший коллегиальный орган образовывает все другие органы управления, определяет их персональный состав. Он же при необходимости прекращает деятельность должностных лиц таких органов досрочно.
  • Общее собрание утверждает годовые планы и отчеты о деятельности, составленные на основании бухгалтерской и финотчестности. Он также дает согласие исполнительному органу на совершение крупных гражданских сделок.
  • Коллегиальный орган не вправе инициировать создание или участие в действующих хозяйственных обществах. Впрочем, это полномочие может быть отнесено к компетенции иных органов. Собрание принимает решения о создании филиалов и территориальных представительств фонда.

Исполнительный орган управления фонда, его функции и компетенция

Организационное обеспечение текущей деятельности фонда ложится на исполнительный орган. Законодатель не предъявляет к составу исполнительных органов каких-либо требований, а также не устанавливает его названия.

Основываясь на предписаниях ГК и правоприменительной практике можно утверждать следующее:

  • Исполнительный орган фонда бывает коллегиальным и единоличным.
  • Есть возможность комбинирования: гендиректор/председатель + правление. Тогда значимые вопросы подведомственны коллегиальному, малозначимые – единоличному исполнительному органу.
  • В пределах коллегиального исполнительного органа крупных фондов могут функционировать отделения, сектора.

Исполнительный орган фонда по общему правилу избирается его высшим коллегиальным органом. Однако профильным законодательством о фондах отдельных видов, а также уставом фонда это полномочие может быть отнесено к прерогативам учредителей.

К компетенции исполнительного органа/органов фонда относится разрешение всех вопросов его функционирования и деятельности, кроме отнесенных к исключительной компетенции общего собрания или иного высшего коллегиального органа.

В пределах п.3 ст. 123.19 ГК законодатель ссылается на возможность возложения на члена исполнительного органа обязательства компенсировать убытки, причиненные фонду его неправомерными действиями/бездействием, ненадлежащим исполнением служебных обязанностей и т. п. Основания и порядок привлечения к ответственности должностных лиц исполнительных органов юридических лиц оговорен ст.53.1 ГК.

Понятие и полномочия попечительского совета фонда

Попечительский совет фонда – это контрольно-надзорный орган, необходимость существования которого обусловлена унитарностью фонда и отсутствием в его пределах членских отношений.

Учредители и финансовые доноры фонда не входят в состав его руководящих органов, поэтому контролировать и влиять на расходование средств они могут только косвенно:

  • избирая исполнительный орган (если предусмотрено уставом);
  • участвуя в работе попечительского совета.
Читайте также:  Статья 26. ответственность за разглашение сведений о защищаемом лице и мерах безопасности

Членами попечительского совета обычно выступают его учредители и благотворители, пожертвования которых формируют основу финансовой деятельности фонда.

Для обеспечения надлежащей прозрачности деятельности и улучшения имиджа фонда (способствует сбору средств) в попечительский совет зачастую приглашают представителей общественности, известных деятельней культуры, искусства. Это особо актуально для фондов с единственным учредителем.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Государственные внебюджетные фонды — понятие, классификация, функции

Государственные внебюджетные фонды РФ разрабатываются при использовании закона, принятого в 1993 году и прочих законодательных документов, включая акты о федеральном бюджете на 12 месяцев. Несмотря на то, что данные денежные учреждения пребывают в собственности России, они все же выступают независимыми от средств местного и федерального уровня.

Задачи фондов предполагают следование конституционным гражданским правам на пенсию, соцстрахование и поддержку при безработице, охрану здоровья и лечение. Расходная и доходная ведомость предполагает разработку на базе законодательства и прочих нормативно-правовых документов.

Источники внебюджетных фондов, их использование и объемы применения оказывают воздействие на разделение понятий на фонды социально-экономической направленности.

Предназначение и функции

Понятие внебюджетный фонд включает комплекс финансов, пребывающих под контролем местного или централизованного правительства и обладающих четким предназначением. Они выступают значимым компонентом финансовой системы, а образование и цели применения находятся под управлением финансового права.

Данное определение возникло задолго до разработки общего централизованного денежного фонда страны в форме особых счетов и учреждений. Концентрация денег под их обеспечение происходила в специальных учреждениях и требовалась для специальных нужд.

Подобные учреждения были временными, а когда страна исполняла намеченные мероприятия, в них больше не было нужды.

Таким образом, число учреждений регулярно корректировалось, при этом одни появлялись, а другие исчезали, но явно прослеживалась тенденция к росту их числа и объема.

Распространенность и учет особых фондов отражались в некоторых финансовых трудностях, так как в одном бюджете была недостача денег, а в другом – избыточное количество, также были необходимы побочные расходы на управленческую деятельность. Когда произошло закрепление централизованной республики, стартовал отрезок унификации, когда при совмещении разнообразных учреждений был организован государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Когда страна перешла на рыночные отношения, ей потребовалась разработка денежных учреждений, а ключевыми причинами для этого выступили следующие потребности:

  • Социальная охрана людей при снижении объемов производственной сферы, увеличении безработицы, обесценивании денежных средств, дефиците бюджетных денег, возрастании задолженности страны различного типа.
  • Применение денежных средств по назначению.
  • Быстрое исключение социальных трудностей, для чего использовались виды внебюджетных фондов, пребывающие под контролем исполнительных органов власти.
  • Созданные способы перераспределения денег для перевода государства на рыночную экономику.
  • Поддержка нужд регионов.

Основываясь на нормативах, органы власти получили возможность создавать целевые денежные учреждения, которые выступают самостоятельным юрлицом и не требуют использования правительственных средств. Система предполагает разработку государственных бюджетов посредством применения определенных актов правительства, где прописываются функции внебюджетных фондов.

Сегодня значимость финансовых структур растет, а расширение их численности и масштаба объясняется следующими факторами:

  • Органы госвласти получают дополнительные финансы для поддержания хозяйственности и денежной помощи предпринимателям, что особо важно при нестабильности экономической ситуации.
  • Особенности учреждений предполагают независимость от бюджета и использования для решения важнейших задач, нуждающихся в контроле правительства.
  • Финансовые структуры в конкретных условиях способны применяться для закрытия недостачи в бюджете посредством кредитования.

Формы, классификация, варианты доходов

Виды внебюджетных фондов их классификация в РФ предполагает наличие некоторых форм:

  • Пенсионный фонд;
  • Фонд соцстрахования и обязательного медицинского страхования;
  • Фонд занятости населения;
  • Прочие варианты фондов, чье количество сегодня превышает 40 видов.

Классификация данных учреждений предполагает наполнение путем конкретных финансовых поступлений от:

  • Специального налогообложения и специальных сборов, предписанных для конкретного учреждения;
  • Начислений из доходности компаний всевозможных форм деятельности;
  • Бюджетных финансов;
  • Прибыли коммерческого типа, производимой фондом в качестве юрлица;
  • Займы от ЦБ или прочих банковских структур;
  • Прочий доход на основе определенных законодательных актов;

Помимо этого, в виде денежного потока в финансовые структуры, как и в прочие элементы данной системы, выступает доход государства. Состав фондов, в основном, разрабатывается при реструктуризации именно государственной прибыли.

Ключевыми способами привлечения государственного дохода путем перераспределения при организации денежных структур являются особые сборы и налогообложение, бюджетные и займовые деньги. Основной же методикой выступают законодательные исчисления и налогообложение. Также внушительная доля структур разрабатывается посредством финансов из местных и централизованных бюджетов.

Финансовые начисления из бюджета передаются в форме субсидирования или конкретных оплат из налогообложения, также доходом для денежного учреждения способен выступать заем. В ситуациях положительного сальдо структуры, она может применяться для закупки акций и покупки дохода в виде процентной ставки или дивидендов.

С конца 1993 года каждое денежное учреждение, чья основа сформирована посредством обязательных выплат компаний, организаций и предприятий, входит в общий комплекс республиканского бюджета Российской федерации, но с сохранением целей консолидированных бюджетов.

Особенности внебюджетных фондов

Роль и назначение внебюджетных фондов предполагает наличие некоторых особенностей:

  • Планирование происходит со стороны органов управления и власти с четко поставленной целью;
  • Финансовое наполнение применяется для поддержки расходов страны, не имеющих отношения к бюджету;
  • Основная разработка посредством обязательных начислений от физических и юридических лиц;
  • Используемые страховые взносы и ситуации, происходящие при их выплате, обладают налоговым статусом, при этом тарификацией занимается государство;
  • Взаимоотношения по начислению, выплате и взысканию сборов для внебюджетных фондов регламентируются законодательными актами;
  • Финансовые средства пребывают в собственности страны, не относятся к бюджетам и прочим фондам, не могут быть изъяты для решения задач, которые не предполагает законодательство;
  • Использование фондовых денег производится на основе указа правительства страны или уполномоченных органов.

Основные виды внебюджетных фондов

Ключевыми формами национальных финансовых структур являются пенсионный фонд, соцстрахование и ФОМС.

Первая структура создается посредством национальных денег и бюджета, что становится его базой.

Обеспечение выплат по страховым и накопительным элементам пенсий трудового типа осуществляется посредством аккумулирования, регламентируемого особой долей личного счета конкретного человека.

Финансы пенсионного фонда пребывают в национальной собственности, не относятся к прочим видам денежных учреждений и никоим образом не изымаются.

Говоря о фонде социального страхования, он также обладает автономной и явно направленной структурой.

Его назначение предполагает оплату всевозможных пособий по неработоспособности и родам, в ситуациях, предполагающих рождение ребенка, уход за ним до 2-летнего возраста, оздоровления в санаториях и курортах.

Кроме того, учитывается программа по оздоровлению рабочего населения и их семейств. Возможно и прочее предназначение, отвечающее направленности структуры.

Утверждение акта о соцстраховании произошло в 1993 году по указу Правительства России. Среди ключевых задач создания, помимо обеспечения федеральных пособий, можно выделить организацию и рационализацию направлений страны, используемых для здравоохранения трудящихся и улучшения общего комплекса соцстрахования на уровне страны.

Еще одной значимой государственной структурой является ФОМС — обязательное медстрахование. Текущими нормативными актами предполагается наличие правовых, финансовых и организационных баз для медстрахования населения страны.

В то же время, работа структуры предполагает повышение заинтересованности и ответственности человека, выступающего объектом страхования, а также различных государственных объектов, всевозможных организаций, компаний и прочих систем, нуждающихся в здравоохранении трудящихся.

Создание ФОМС происходит на базе республики и регионов. Посредством этого учреждения осуществляется передача финансов страховым структурам, где применяется местное администрирование.

Страховые организации имеют возможность функционировать лишь с использованием специальных лечений на предоставление обязательного медстрахования, при этом они выбирают соответствующие требованиях медицинские структуры и занимаются оплатой их услуг.

Поступающие из фонда средства структурируются и перераспределяются на услуги медицины для населения, на развитие медицины, создание новых программ и прочих мероприятий, используемых для улучшения здоровья населения страны.

Ссылка на основную публикацию