Раздел ii. режим и экологическое оздоровление территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на чернобыльской аэс

РАЗДЕЛ IIРЕЖИМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИОАКТИВНОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

(наименование раздела в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ

Статья 7. Зоны радиоактивного загрязнения

  • Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
  • из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан (абзац в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ;
  • Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (часть в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ.
  • (Часть дополнительно включена с 9 января 2017 года Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 509-ФЗ)

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр);на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв.км.Указанные территории подразделяются на следующие зоны:зона отчуждения;зона отселения;зона проживания с правом на отселение;зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Статья 8. Зона отчуждения

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано (часть в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ.

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ.

Статья 9. Зона отселения

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв.км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв.км, или плутонием-239, 240 — свыше 0,1 Ки/кв.км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв.

км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселение людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается.

На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Зона проживания с правом на отселение

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв.км.

Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения

Статья 11. Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом

Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км.

В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В данной зоне помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер.

Статья 12. Экологическое оздоровление территории Российской Федерации, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы

На территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, государственный экологический надзор и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды), государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот.(Часть в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ.Организация и обеспечение государственного экологического надзора и государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, планирование и осуществление мер по ее экологическому оздоровлению осуществляются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ.

Как выполняются чернобыльские программы Союзного государства

— В Беларуси и России до сих пор сохраняются значительные территории отселения, земли, выведенные из хозяйственного использования в связи с высокими уровнями радиоактивного загрязнения, — прокомментировали ситуацию в департаменте по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС МЧС Беларуси.

— Есть риски трансграничного переноса радионуклидов при лесных пожарах. Это требует согласованных действий по обеспечению специального режима территорий с высокими уровнями радиоактивного загрязнения.

Нужно продолжать совместные усилия по защите населения, реабилитации загрязненных земель и их поэтапному возвращению в нормальное состояние… Какие же задачи решали четыре чернобыльские программы? Вначале главным было снизить риск для живущих на загрязненных территориях.

Поэтому средства направлялись в основном на строительство и оснащение медицинских центров для оказания специализированной врачебной помощи. Затем разрабатывались стандарты диагностики и лечения заболеваний, проводились экологическое просвещение населения и реабилитация пострадавших земель.

В ходе выполнения третьей чернобыльской программы был создан каталог доз облучения определенных групп населения Гомельской области. Заметным событием стала подготовка атласа современных и прогнозных аспектов последствий чернобыльской катастрофы на пострадавших территориях России и Беларуси.

Итогом четвертой программы стали внедрение новых медицинских технологий, обновление приборной базы для контроля радиоактивного загрязнения, создание российско-белорусского интернет-портала по проблемам преодоления катастрофы. На эти и другие задачи только в Беларуси было направлено 80 млн долларов.

Союзная программа стала важным дополнением национальных государственных программ по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.

Она предусматривала значительные капитальные вложения в строительство и оснащение медицинских объектов, осуществление пилотных проектов адресной реабилитации хозяйств на загрязненных территориях.

Что сегодня происходит в «Чернобыле»

С 2019 года выполняется пятая программа Союзного государства. Ее основные задачи — совершенствование систем радиационной безопасности населения и аграрного производства, создание условий для возврата радиоактивно загрязненных территорий к нормальной жизнедеятельности.

С этой целью реализуется комплекс совместных мероприятий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ.

Предусмотрена разработка новых подходов к технологиям, направленным на снижение уровня радионуклидов в сельскохозяйственной продукции, снижение рисков трансграничного переноса радионуклидов при чрезвычайных ситуациях и повышение оперативности при их ликвидации.

Пройдут обследования отселенных (отчужденных) территорий России и Беларуси на предмет возможности их возврата в хозяйственный оборот, совместные мероприятия по комплексному радиоэкологическому мониторингу территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Эти работы будут проводиться в Гомельской и Могилевской областях Беларуси и в Брянской области России.

Читайте также:  Глава II. Основы экономической деятельности в области племенного животноводства

Как отметила председатель комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий Галина Филиппович, пятая союзная программа направлена на обеспечение полноценного социально-экономического развития приграничных территорий Беларуси и России. Важной составляющей является минимизация воздействия на человека малых доз радиации, которые еще присутствуют на пострадавших землях. Там предстоит создать безопасные условия проживания.

Заказчики: МЧС России; МЧС и Национальная академия наук Беларуси.

Финансирование: За счет средств бюджета Союзного государства в размере 992 млн 385 тысяч российских рублей. Доля России — 65%, доля Беларуси — 35%.

Департамент по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС МЧС Беларуси разрабатывает проект Государственной программы по преодолению последствий аварии на 2021-2025 годы и проводит прием заявок на участие в ней.

Основные цели: дальнейшее снижение риска неблагоприятных последствий для здоровья граждан, поддержание на достигнутом уровне защитных мероприятий, осуществление радиационного мониторинга и контроля радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и продукции, содействие социально-экономическому развитию регионов при безусловном выполнении требований радиационной безопасности.

Правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС

Переросшая в катастрофу глобального масштаба авария на Чернобыльской АЭС является самой тяжелой и трагической из всех 26 происшедших к тому времени (26 апреля 1986 г.) подобных аварий в мире.

На долю Республики Беларусь пришлось около 70 процентов загрязненной радионуклидами территории Европейской части бывшего СССР. Под радиацией оказалось 23% территории республики, где до переселения проживало свыше 2,2 млн.

человек, расположено 53 города и около 4 тысяч иных населенных пунктов. Наибольшему загрязнению подверглась территория республики цезием-137 — 46,5 тыс. кв. км.

Вследствие выпадения большого количества радиоактивных долгоживущих элементов из сельскохозяйственного оборота минимум на 30 лет выбыло 265 тыс. га сельхозугодий. Радиационное загрязнение лесных фитоценозов выявлено на 25% лесного фонда стран.

Катастрофические последствия аварии выразились в загрязнении огромных регионов радионуклидами с различными периодами полураспада, радиационном облучении миллионов человек. В результате катастрофы сформировался новый социально-политический и биохимический регион — Чернобыльская провинция.

  • К числу основных составляющих экономического ущерба от чернобыльской катастрофы относятся прямые потери, связанные с:
  • — изъятием из сельскохозяйственного производства плодородных пахотных земель;
  • — сокращение пользования лесными, минерально-сырьевыми, топливными и другими природными ресурсами;
  • — прекращением деятельности предприятий и учреждений социальной сферы в зонах отчуждения и отселения;
  • — снижением объемов производства и окупаемости средств, вложенных в здания, сооружения, мелиоративные системы и другие.
  • Экономические затраты на преодоление последствий катастрофы связаны с переселением людей, перепрофилированием предприятий промышленности, агропромышленного комплекса, других отраслей, а также обеспечением безопасных условий жизнедеятельности и социальной защиты населения, проживающего в районах радиоактивного загрязнения.

Правовой режим территорий Республики Беларусь, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, устанавливает Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Закон регулирует режим территорий радиоактивного загрязнения, условия проживания, осуществление хозяйственной, научно-исследовательской и другой деятельности на этих территориях.

  1. Территория радиоактивного загрязнения — это часть территории Республики Беларусь, на которой в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС возникло долговременное загрязнение окружающей среды.
  2. Законом подразделяются на пять зон:
  3. 1) зона эвакуации (отчуждения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 г. в соответствии с существовавшими нормами радиационной безопасности было эвакуировано население (30-километровая зона и территория, с которой проведено дополнительное отселение;
  4. 2) зона первоочередного отселения
  5. 3) зона последующего отселения
  6. 4) зона с правом на отселение
  7. 5) зона проживания с периодическим радиационным контролем.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» радиационно опасными признаются земли, расположенные на территориях радиоактивного загрязнения, на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей республиканским допустимым уровням содержания радионуклидов или межгосударственным экономическим соглашениям. Данные земли в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия радиации на человека исключаются из хозяйственного пользования либо на них вводятся ограничения хозяйственной деятельности.

Радиационно опасные земли, которые в установленном порядке исключаются из хозяйственного пользования ввиду непригодности их использования по основному целевому назначению, выделяются как земли отчуждения и могут быть изъяты в установленном порядке у собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей. На указанных землях могут проводиться научно-исследовательские работы, работы по локализации и утилизации радиоактивных отходов и другие виды работ, определенные Советом Министров Республики Беларусь или международными договорами.

Радиационно опасные земли, не отнесенные к землям отчуждения, переводятся в разряд земель ограниченного хозяйственного использования.

  • Границы радиационно опасных земель устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и периодически пересматриваются Советом Министров Республики Беларусь.
  • Исключение земель из категории радиационно опасных и перевод их в хозяйственное пользование в соответствии с основным целевым назначением, исключение земель из разряда земель отчуждения и перевод их в разряд земель ограниченного хозяйственного пользования производятся по решению Совета Министров Республики Беларусь после их комплексного обследования и экспертных заключений.
  • Управление территориями радиоактивного загрязнения, учет радиационно опасных земель по зонам, составление планово-картографических материалов, ведение земельного кадастра осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и МЧС в соответствии с административно-территориальным устройством, предназначением и направленностью их хозяйственного, научного или иного использования.
  • Для осуществления мер, направленных на улучшение санитарного состояния и снижение радиационной опасности территорий зон первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, создаются специализированные предприятия.
  • Принадлежащие предприятиям (объединениям) независимо от форм собственности, учреждениям и гражданам здания, сооружения, машины, оборудование и иные материальные ценности, в том числе те, за которые выплачена компенсация, а также земля, другие природные ресурсы, находящиеся на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население, являются собственностью Республики Беларусь и переходят в ведение соответствующих областных исполнительных и распорядительных органов.
Читайте также:  Статья 1. Основные понятия

В зоне эвакуации (отчуждения) разрешается только хозяйственная деятельность, связанная с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радиоактивных веществ, выполнением природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ. Данная зона защищается от несанкционированного проникновения в нее людей, всех видов наземного транспорта и другой техники.

  1. В зоне эвакуации (отчуждения) запрещается:
  2. — постоянное проживание населения, несанкционированное пребывание людей;
  3. — несанкционированный въезд всех видов транспортных средств и другой техники, а также сплав леса;
  4. — привлечение к работе лиц без медицинского заключения и их согласия;
  5. — вывоз без специального разрешения МЧС или особо уполномоченных им органов строительных машин и оборудования, домашних вещей, древесины, почвы, торфа, других полезных ископаемых, растительных кормов, лекарственных растений, грибов, ягод и иных продуктов побочного лесопользования (за исключением образцов для научных целей).
  6. Пребывание на территории зоны эвакуации (отчуждения) допускается только при наличии специального разрешения.

На собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, имеющих земельные участки на территориях радиоактивного загрязнения, распространяются права и обязанности, установленные Кодексом Республики Беларусь о земле, с ограничениями, предусматриваемыми Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Они обязаны проводить в соответствии с рекомендациями комплекс специальных агрохимических, агротехнических, агромелиоративных, лесохозяйственных и других мероприятий, направленных на снижение поступления радионуклидов в производимую продукцию. Все затраты на проведение указанных мероприятий возмещаются в полном объеме за счет средств, выделяемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В зонах эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, обеспечивается строгий природоохранный режим, охрана территорий, памятников истории и культуры в соответствии с действующим законодательством.

Охрана общественного порядка, государственной собственности, тушение пожаров и пожарно-профилактический надзор на территориях зон первоочередного и последующего отселения, с которых отселено население, контрольно-пропускной режим при въезде и выезде из этих зон обеспечиваются органами милиции и МЧС.

В целях снижения риска заболеваемости населения и уменьшения доз облучения на территориях радиоактивного загрязнения осуществляются периодический контроль радиоактивного загрязнения почвы, воды, воздуха, продуктов питания, сырья, помещений, медико-биологический и радиоэкологический мониторинг, а также дезактивация территории.

Действующее законодательство запрещает строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение работающих предприятий независимо от ведомственной подчиненности на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения, зоны последующего отселения и зоны с правом на отселение без комплексной оценки состояния окружающей среды в данном регионе. Эти виды деятельности осуществляются только по решению Совета Министров Республики Беларусь или в порядке им устанавливаемом. Режим работы предприятий, учреждений и организаций, которые расположены на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и на которые распространяется действие Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» определяется Советом Министров Республики Беларусь. В частности, в зоне эвакуации установлен шестичасовой рабочий день (при 36-часовой неделе), производится фиксированная доплата работающим за время работы, а в рабочие дни выдается трехразовое питание.

Содержание территорий радиоактивного загрязнения (включая населенные пункты, транспортные магистрали, сети энергообеспечения, связи, водоохранные, мелиоративные системы и другие сооружения), ведение лесного хозяйства, научных исследований, радиационного контроля, охрана общественного порядка, противопожарные мероприятия и другие виды деятельности финансируются за счет средств, выделяемых согласно государственным программам по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и других фондов.

Задачи государственного контроля за соблюдением природоохранного (специального правового) режима, природопользования на территориях радиоактивного загрязнения состоят в обеспечении соблюдения всеми предприятиями (объединениями) независимо от форм собственности, учреждениями, а также гражданами требований законодательства Республики Беларусь в целях снижения радиационного воздействия на население и экологические системы, проведении природовосстановительных и защитных мероприятий, рациональном использовании хозяйственного и научного потенциала этих территорий.

Ссылка на основную публикацию