Статья 7. равенство всех перед законом и судом

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Полезные статьи и выписки по арбитражу » Общие положения » Равенство всех перед законом и судом

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении.

Содержание

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении. Равенство граждан и организаций предусматривает обязанность всех сторон дела соблюдать законы. Предметом в процессе реализации принципа равенства выступает право граждан на получение судебной защиты.

Принцип равенства граждан перед законом и судом, суть данного принципа

В соответствии с базовыми юридическими принципами в любом судебном процессе все стороны судебного разбирательства считаются равными перед законом и судом. Соответственно, судебные органы не должны отдавать предпочтение кому-либо из учреждений, органов или участвующим в судебном разбирательстве сторонам, учитывая следующие виды принадлежности:

  • государственная;
  • половая;
  • национальная;
  • политическая;
  • социальная;
  • расовая;
  • языковая и др.

Также в процессе судебного разбирательства в арбитражных судебных органах не должны учитываться следующие характеристики граждан, органов или учреждений:

  • происхождение;
  • место проживания;
  • образование;
  • должностное положение;
  • место рождения;
  • религиозные предпочтения;
  • факт принадлежности к каким-либо общественным организациям или объединениям;
  • имущественное положение;
  • характер и род занятия;
  • профессиональные предпочтения;
  • личные убеждения;
  • иные основания и характеристики, которые предусматриваются действующим законодательством.

Суть равенства сторон перед судом

Равенство граждан, учреждений и организаций перед судебными органами заключается в необходимости постоянного использования единого судебного порядка, который регламентируется арбитражно-процессуальным законодательством.

При этом не учитывается вид и класс арбитражного судебного органа, который рассматривает судебное дело впервые. Аналогичным также является порядок рассмотрения гражданских дел, которые относятся к следующим разновидностям судебных производств:

  • апелляционное;
  • надзорное;
  • кассационное.

Принцип равенства всех граждан, учреждений и организаций перед арбитражными судебными органами в процессе повторного пересмотра судебных дел с учетом новых и заново открывшихся обстоятельств, доказательств и фактов.

Суд не должен учитывать те обстоятельства, под которыми понимаются происхождение, образование, языковые и религиозные предпочтения, род занятий или социальное положение и др.

Сотрудники арбитражных судебных органов обязаны одинаково относиться ко всем сторонам судебного процесса при осуществлении ими следующих действий:

  • в процессе реализации права на предоставление доказательственной базы;
  • при использовании права заявлять ходатайства и требования;
  • в процессе участия в рассмотрении доказательств.

Суть равенства граждан и организаций перед законом

Равенство всех граждан, учреждений и организаций перед законом гарантируется наличием единого гражданского законодательства.

Если же при любых обстоятельствах гражданские законные нормы были нарушены, то все нарушенные права, интересы и свободы подлежат восстановлению в обязательном порядке.

При этом восстановление законности должно совершаться в отношении всех сторон судебного процесса:

  • граждан, которые совершили правонарушение и нарушили нормы законодательства;
  • лиц и органов, которые считаются пострадавшими по конкретному судебному делу;
  • иных лиц, которые являются участниками судебного разбирательства.

При применении принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед законом не должны учитываться какие-либо показатели и характеристики сторон. Если в судебном разбирательстве пострадавшей или нарушившей стороной выступает организация или учреждение, то при разбирательстве не учитываются следующие факторы:

  • место фактического расположения;
  • факт подчиненности;
  • организационная форма;
  • юридическая форма собственности.

Если при арбитражном судебном разбирательстве любой из сторон выступают граждане, то в целях обеспечения принципа равенства всех перед законом, не должны учитываться следующие характеристики граждан:

  • происхождение;
  • расовая принадлежность;
  • язык;
  • место проживания;
  • принадлежность к общественным организациям и объединениям;
  • должностное положение;
  • профессиональные предпочтения;
  • национальная принадлежность;
  • вероисповедание;
  • имущественное и материальное положение;
  • половые характеристики;
  • личные убеждения и взгляды.

Равенство граждан и организаций перед законом не ограничивается исключительно равенством перед гражданским законодательством. Все стороны судебного разбирательства считаются равными перед всеми федеральными законами. К перечню таких законов относятся все нормативно-правовые акты, которые содержат в себе нормы материального и процессуального права.

Случаи нарушения принципа равенства граждан перед законом и судом. Ответственность за данное нарушение

Судья, который является председателем в процессе рассмотрения конкретного судебного дела, обязан гарантировать и обеспечить всем участникам процесса возможность для использования и осуществления своих прав, регламентированных законодательством.

Такие действия судья (и суд) обязан совершать в отношении всех лиц, которые являются сторонами дела – граждан, учреждений и органов. При этом судебные арбитражные органы обязаны соблюдать все нормы и принципы, которые гарантируют равенство всех сторон.

Нарушение принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед судом и законом влечет за собой уголовную ответственность.

Лицо, которое нарушило принцип равноправия сторон, наказывается в соответствии с нормами действующего законодательства.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

3. Иванов и Ремнев в нетрезвом состоянии совершили хулиганские действия в ресторане «Север». При избрании меры пресечения суд учел, что Иванов ранее дважды судим, на работе характеризуется отрицательно. Ремнев, же характеризуется положительно, на иждивении имеет трех несовершеннолетних детей, ранее не судим, чистосердечно раскаялся в содеянном.

Поэтому суд приговорил Иванова к лишению свободы на три года с отбыванием наказания в колонии строгого режима, а Ремнева — к штрафу в размере семьсот тысяч рублей. Не нарушен ли в данном случае принцип равенства граждан перед законом и судом? Не находится ли в противоречии с принципом равенства граждан правила о подсудности уголовных дел (ст.

31-35 УПК РФ), в соответствии с которыми дела в первой инстанции рассматриваются в зависимости от тяжести преступления, важности и сложности дела судами, относящимися к разным звеньям судебной системы, вплоть до Верховного Суда РФ? Не противоречит ли принцип равенства граждан правилам подсудности дел военным судам различных звеньев в зависимости от звания и должности привлекаемого к ответственности лица?

Надежда27.12.2020 10:03

Добрый день!

Ответы на студенческую задачу ищите в законодательстве: ст. 19 Конституции РФ, ст. 73 УПК РФ, ст. 61 УПК РФ.

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.Юридическая группа МИП — Москва№1 в рейтинге адвокатов России — top-advokats.ruКонсультации проводят адвокаты с 20 летним опытом в офисе, по скайпу или телефону

Читайте также:  Статья 27. Применение оружия

Телефон для записи +7 (499) 938-82-06

Максимова Людмила Сергеевна27.12.2020 21:10

Задать дополнительный вопрос

П. и Г. в нетрезвом состоянии совершили хулиганские действия в ресторане «Север». При избрании меры наказания суд учел, что П. ранее дважды судим, на работе характеризуется отрицательно. Г.

же характеризуется положительно, имеет постоянное место жительства, семью, у него на иждивении трое несовершеннолетних детей, ранее не судим, чистосердечно раскаялся в содеянном. Поэтому суд приговорил П. к лишению свободы сроком на три года с отбыванием наказания в колонии строгого режима, а Г.

– к одному году лишения свободы с применением наказания условно. Не нарушен ли в данном случае принцип равенства граждан перед законом и судом? Раскройте содержание и значение этого принципа.

Не находятся ли в противоречии с принципом равенства граждан правила о подсудности уголовных дел, в соответствии с которыми дела в первой инстанции рассматриваются в зависимости от тяжести преступления, важности и сложности дела судами, относящимися к разным звеньям судебной системы, вплоть до Верховного Суда РФ? Не противоречат ли принципу равенства граждан правила подсудности дел военным судам различных звеньев в зависимости от звания и должности привлекаемого к ответственности лица? Не нарушает ли принцип равенства граждан перед законом и судом особый порядок привлечения к уголовной ответственности судей?

Алена 18.04.2019 12:44

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП».

Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: [email protected] . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 938-82-06 г.

Москва, Старопименовский переулок 18 [email protected] http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович05.06.2019 17:12

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

06.06.2019 10:30

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи:

Все равны перед законом и судом… | "Право на защиту и помощь"

Конституционная норма, которая стала часто упоминаемой и, можно сказать, крылатой фразой современности. Ведь в соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

А все ли граждане равны перед законом?

В настоящее время мы все чаще задумываемся о том, какие права и свободы гарантированы человеку и гражданину. Но забываем о том, что многие люди из тех, кто нас окружает, кто является гражданами нашей страны, но волею судьбы лишены элементарных вещей, например, не имеют регистрации по месту жительства или месту пребывания, не могут реализовать эти права и свободы.

И на минутку представьте, что у этого человека ещё и нет документов (потерял, украли, вовремя не получил, да мало ли случаев бывает в жизни).

Все! Это человек выпал из жизни, он отсутствует в правовом поле, он ущемлён в правах: где-то открыто, где-то завуалированно, где-то в силу сложившихся обстоятельств, но факт остается фактом – он «на дне».

Только из-за одного социального статуса человека — «бездомный – лицо без определённого места жительства» – уже нарушается конституционное право, закреплённое в ч.1 ст.21 Конституции РФ: Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Вспомните, как называют у нас бездомного человека? В основном, пренебрежительно брезгливо – БОМЖ. Это как клеймо, как ограничитель: ты – не такой как мы.

Но ведь, несмотря ни на что, бездомный остаётся человеком со своими мыслями, мечтами, возможностями, характером.

К сожалению, для государственной машины с выстроенной бюрократической системой и различными бюджетными процессами на первом месте стоит не человек, а его документы. По сути, бумага.

Давайте рассмотрим возможность реализации бездомным или лицом, не имеющим документа, удостоверяющего личность, некоторых конституционно закреплённых прав.

Например, закреплено в статье 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Это право ограничено статьей 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:  «При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность».

Возникает сложность для бездомного: отсутствие паспорта препятствует подаче заявлений о восстановлении тех или иных документов (например, свидетельства о рождении, документов об образовании). Невозможно подать заявление в суд, так как специалист суда, в первую очередь, будет проверять наличие паспорта; не примут заявление и о признании нуждающимся в жилье и предоставлении жилья и проч.

Или еще, закреплено в статье 37 Конституции РФ: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Ограничения в статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации:  «…при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, кроме прочего, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность…».

Сложность для бездомного: отсутствие паспорта делает невозможным заключение трудового договора. На практике, отсутствие регистрации по месту жительства и/или месту пребывания также становится причиной отказа в приеме на работу. Ситуация еще более отягчается наличием у потенциального работника судимости (пусть даже и погашенной).

Следующее неотъемлемое право закреплено в части 1 статье 41 Конституции РФ: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».

Конкретизировано в статье 94 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «в системе персонифицированного учета осуществляется обработка следующих персональных данных о лицах, которым оказываются медицинские услуги:

  • 1) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии);
  • 2) пол;
  • 3) дата рождения;
  • 4) место рождения;
  • 5) гражданство;
  • 6) данные документа, удостоверяющего личность;
  • 7) место жительства;
  • 8) место регистрации;
  • 9) дата регистрации;
  • 10) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
  • 11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица (при наличии);…
Читайте также:  Статья 16. требования к транспортированию отходов

Сложность для бездомного: при возникновении необходимости в получении медицинской помощи трудность заключается в том, что медицинский работник требует предоставления полиса обязательного медицинского страхования и паспорт. Без предоставления этих документов оказывается только лишь скорая медицинская помощь. Иные виды медицинской помощи становятся недоступными.

Таким образом, особенность реализации прав состоит в том, что Конституция РФ закрепляет это право, а подзаконные акты, пусть и ненавязчиво, но ограничивают, дискриминируют бездомного.

Более того, при реализации законодательных норм лицо без определённого места жительства часто сталкивается с, так называемым, «человеческим фактором». То есть подвергается дискриминации со стороны правоприменителя.

Что бы мы ни говорили, о чем бы мы не спорили, но мы обязаны помочь человеку, который попал в беду.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ

Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)

       Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

       1. Сформулированное в комментируемой статье положение об осуществлении арбитражным судом правосудия на началах равенства граждан и организаций перед законом и судом вытекает из требований ст. 8 и 19 Конституции РФ, а также ст.

7 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.

«О судебной системе Российской Федерации»*(17) о равенстве всех перед законом и судом независимо от каких-либо признаков и обстоятельств, о равном признании и защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

       Принцип равенства перед законом и судом в арбитражном процессе предполагает равенство прав и обязанностей всех субъектов правоотношений, возникающих в связи с рассмотрением и разрешением арбитражным судом дела во всех его производствах и стадиях. Действие данного принципа распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, на иностранные организации и международные организации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 254 АПК).

       2.

При рассмотрении и разрешении дела арбитражный суд в установленной процессуальным законом процедуре выявляет содержание спорных материальных правоотношений, определяет права и обязанности их субъектов и решением приказывает им привести свое поведение в соответствие с предписаниями применяемых норм материального права. Следовательно, равенство всех перед законом и судом при осуществлении правосудия имеет процессуальный и материально-правовой аспекты.

       Равенство перед законом и судом в процессуальном аспекте взаимосвязано с принципом процессуального равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст.

8 АПК), но по сравнению с ним имеет более широкое содержание, поскольку включает в себя равенство процессуальных прав и обязанностей не только противостоящих друг другу в состязательном процессе сторон и других лиц, участвующих в деле, но всех других субъектов судопроизводства.

Материально-правовой аспект равенства требует от суда определять права и обязанности субъектов спорных отношений независимо от каких-либо характеризующих их признаков и обстоятельств в строгом соответствии с предписаниями материального закона.

       3.

При характеристике данного принципа следует учитывать, что субъекты процессуальных правоотношений различаются по своим процессуальным функциям и целям участия в судопроизводстве, в связи с чем различается и содержание их прав и обязанностей, предусмотренных законом. Кроме того, закон для некоторых категорий субъектов судопроизводства устанавливает определенные преимущества или ограничения.

       Например, в соответствии со ст. 105 АПК и ст. 5 Закона РФ от 19 декабря 1991 г. (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г.

, с последующими изменениями и дополнениями) «О государственной пошлине»*(18) некоторые участники рассмотрения дела в арбитражных судах пользуются льготами по уплате государственной пошлины. Согласно ч. 3 ст.

62 Конституции РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором, объем прав и обязанностей иностранных лиц и лиц без гражданства может быть иным, чем у граждан РФ. Соответственно в ст.

254 АПК устанавливается, что иностранным лицам предоставляются процессуальные льготы, если они предусмотрены международным договором; вместе с тем Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав граждан и организаций РФ.

       4.

Подобные примеры не противоречат принципу равенства всех перед законом и судом, поскольку законодатель вправе принимать во внимание особенность тех или иных категорий лиц и в связи с этим устанавливать для них различные правила поведения с учетом задач и целей судопроизводства. Равенство в данном случае будет проявляться внутри соответствующей категории субъектов арбитражного процесса, обладающих определенными признаками.

Принцип равенства всех перед законом и судом в уголовном судопроизводстве

Положение о равенстве
перед законом и судом отвечает статье 7 Всеобщей декларации прав человека,
которая провозгласила, что все люди равны перед законом и имеют право, без
всякого различия, на равную защиту законом.

Данное положение устанавливает
юридическое (формальное) равенство всех перед законом вне зависимости от многих
обстоятельств – от расы, пола, языка, национальности, должностного и
имущественного положения, происхождения, вероисповедания, убеждений, места
жительства, принадлежности к общественным объединениям и так далее.

Равенство граждан перед
законом и судом является для российской правовой системы фундаментальным
принципом. Именно это положение нашло свое закрепление в Конституции РФ.
Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

Положение о равенстве
граждан перед законом и судом в уголовном судопроизводстве представлено двумя
составляющими: равенством перед законом и равенством перед судом.

Первая часть
означает, что при возбуждении, расследовании и судебном рассмотрении уголовных
дел ко всем гражданам применяется одно и то же уголовное и уголовно —
процессуальное законодательство: никто не пользуется при этом никакими
преимуществами и не подвергается никаким ограничениям в правах.

Равенство перед судом
означает, что все, кто предстает перед судом, находятся в равном положении
относительно обладания и использования процессуальных прав, обязанностей.

Повышенный интерес
государства к указанной проблеме обусловлен не только уважением общепризнанных
норм и принципов международного права и международных договоров Российской
Федерации, но и рядом обстоятельств, продиктованных заботой о справедливости в
правовой сфере.

Справедливость исходит из
признания равенства между всеми людьми. Справедливость — это требование
соответствия деяния и воздаяния, в частности соответствия прав и обязанностей,
труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания,
соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни
общества и их социального положения в нем.

Указанная идея дает о
себе знать по-разному в отраслевом законодательстве. В одних случаях она прямо
прописана в нормативном акте, в других — существует в опосредованных формах.

Читайте также:  Статья 8. Санаторно-курортное лечение граждан, занятых на работах с химическим оружием

Так, в Уголовном кодексе РФ справедливость возведена в ранг принципа уголовного
права и заключается в том, что наказание и иные меры уголовно-правового
характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть
справедливыми, т.е.

соответствовать характеру и степени общественной опасности
преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1 ст. 6
УК РФ).

А вот в
Уголовно-процессуальном кодексе РФ о справедливости говорится лишь
применительно к приговору суда (ст. 297 УПК РФ).

В то же время ее присутствие
ощущается во многих нормах, регламентирующих выполнение процессуальных действий
и принятие решений.

Именно с ней согласуются правила уголовно-процессуального
доказывания, применения уголовно-процессуального принуждения, отправления правосудия
и т.д.

К сожалению, в УПК РФ не
только не получила должного закрепления идея справедливости, но и обойдено
вниманием важное условие ее реализации: равенство граждан перед законом и
судом. Несмотря на конституционность указанного положения, по непонятным
причинам ему не было найдено места среди принципов уголовного судопроизводства.

Равенство перед судом
означает, что все, кто предстает перед судом, находятся в равном положении
относительно обладания и использования процессуальных прав, обязанностей. В
этом смысле, как верно отмечают К.

Ф. Гуценко и М.А. Ковалев, понятие равенства
перед судом не отличается существенно от понятия равенства перед законом[1].
Очевидно, что равенство перед судом является частным случаем равенства перед
законом.

Следует отметить, что
абсолютное равенство граждан перед законом и судом в уголовном судопроизводстве
в чистом виде не существует и никогда не существовало. Это прежде всего связано
с функционированием особого режима привлечения к уголовной ответственности и
применения мер принуждения к отдельным категориям лиц (судей, прокуроров и
др.).

Кроме того, неравенство
может проявляться и в других формах.

К ним следует относить неодинаковые
процессуальные возможности разных субъектов в зависимости от выполняемого
назначения в уголовном судопроизводстве (например, процессуальные возможности
потерпевшего предпочтительнее, чем возможности свидетеля); возрастных
особенностей, особенностей вменяемости, узаконенного желания сотрудничать с
правоохранительными органами и т.д. Очевидно, что эти обстоятельства отражаются
в дифференциации не только процессуального статуса участников уголовного
судопроизводства, но и уголовно-процессуальной формы. Несмотря на то, что равенство перед законом и судом по ряду объективных
причин не может носить абсолютный характер, оно должно найти свое закрепление в
действующем Уголовно-процессуальном кодексе, став тем нравственно-правовым
идеалом, к которому должны стремиться все уголовно-процессуальные институты.
Наличие же разумных исключений из этого общего правила вряд ли сможет подорвать
устои равенства перед законом и судом в уголовном судопроизводстве.
Предлагаемая мера особенно актуальна в ситуации, когда на законодательном
уровне активно пересматриваются некоторые условия реализации справедливости в
уголовном судопроизводстве.

[1] К.Ф. Гуценко, М.А.
Ковалев. Основные начала уголовного судопроизводства. М.: Книга-сервис, 2013.
С. 50.

Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Комментарий к ст. 4 УК РФ

Основой принципа равенства граждан перед законом являются положения ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом.

Эти положения не означают абсолютного равенства граждан во всех отношениях и независимо ни от каких обстоятельств, но они гарантируют равное положение граждан перед требованиями закона и равное отношение к гражданам суда независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В этой связи можно сказать, что сущность принципа равенства граждан перед законом, закрепленного в УК РФ, состоит в установлении равенства условий привлечения к уголовной ответственности независимо от указанных выше обстоятельств. Но данное положение вовсе не означает равной ответственности лиц, совершивших преступление, и их равного наказания.

В этом отношении граждане не являются равными. Основаниями неравенства могут быть самые различные обстоятельства: пол, возраст, социальное положение, наличие рецидива и т.д. Так, несовершеннолетним, осуждаемым к лишению свободы, в отличие от лиц, совершивших преступление по достижении восемнадцатилетнего возраста, не может быть назначено лишение свободы сроком более десяти лет.

К женщинам в отличие от мужчин не применяется смертная казнь. Совершение преступления с использованием служебного положения может влечь более строгое наказание. Уголовным законом могут быть предусмотрены преступления, совершаемые только специальными субъектами, и т.д.

Но такое дифференцированное установление ответственности не является нарушением принципа равенства граждан перед законом.

Так, Конституционный Суд РФ в Определении от 24 апреля 2002 г. N 118-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мартынова Владимира Андреевича на нарушение его конституционных прав примечанием 1 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации» отметил следующее: как следует из примечания 1 к ст.

285 УК РФ, им устанавливается единый правовой статус граждан, осуществляющих определенные виды деятельности в соответствующих органах и учреждениях, и не предусматривается каких бы то ни было ограничений или преимуществ в связи с полом, расой, национальностью, языком, происхождением и другими обстоятельствами, названными в ст.

19 Конституции Российской Федерации.

Данная статья Конституции Российской Федерации, гарантируя равенство всех перед законом и судом, не исключает возможности установления ответственности (в том числе уголовной) за некоторые деяния, которые могут совершаться только определенными категориями граждан — должностными лицами, военнослужащими и другими так называемыми специальными субъектами.

Исключением из правила равенства граждан перед законом в общеправовом и особенно процессуальном аспектах являются положения, установленные ст. ст. 91, 98, 122 Конституции РФ, где предусматривается неприкосновенность Президента РФ и особый порядок привлечения к ответственности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей.

Определенные изъятия в рассматриваемом плане установлены и в отношении некоторых других категорий лиц.

Подобные изъятия обусловлены необходимостью обеспечения независимости деятельности лиц, выполняющих определенные социальные функции (например, политическую, правоохранительную, судебную деятельность), и соответствуют международным стандартам и условиям существования правового государства.

Судебная практика по статье 4 УК РФ

Ссылка на основную публикацию