Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении вынужденного переселенца

Библиографическая ссылка на статью:
Шиховцова И.В. Административное регламентирование межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти // Политика, государство и право. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/06/1685 (дата обращения: 12.04.2021).

В 2005г. один из этапов административной реформы сопровождался распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2005 года.[1] Согласно данному распоряжению были утверждены положения  Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006 – 2008 годы.

Требование по совершенствованию законодательства и определило одно из направлений административной реформы, которое заключало в себе определение, а так же нормативное закрепление принципов и порядка взаимодействия органов исполнительной власти  и подведомственных органов, а так же межведомственное взаимодействие по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг. Концепция реформы дала начало обширному применению и внедрению административного регламентирования в деятельности федеральных  исполнительных органов . Нормативную базу, которая регулирует вопросы разработки и принятия административных регламентов, составляют  Постановления Правительства о регламентах : Правительства Российской Федерации [2],  разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг [3], типовой регламент внутренней организации [4], а так же типовой регламент взаимодействия [5].

В законодательстве и юридической литературе применяется определение «административный регламент», согласно которому представляет собой ведомственный нормативный акт, который устанавливает порядок реализации функций отдельного органа и определяет способы осуществления возложенных на него государственно-властных полномочий, а так же устанавливает  способы взаимодействия подведомственных структур органа и формы взаимоотношений органа с внешними субъектами.

Впервые нормативное определение данного понятия было дано в ст. 47 Закона о государственной гражданской службе [6], где говорится о должностном регламенте гражданского служащего, который определяет его служебную деятельность, и административном регламенте государственного органа, чьей составной частью является должностной регламент.

Но из определения не ясно что же представляет собой регламент государственного органа. В контексте Типового регламента взаимодействия (п. 1.

2) понятие “регламент федерального органа исполнительной власти” охватывает: регламенты:  федерального исполнительного органа  власти, исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг и должностные регламенты.

Согласно Типового регламента взаимодействия названные в нем регламенты составляют единый регламент органа исполнительной власти.

Но В данный перечень Типового регламента взаимодействия не вошли регламенты по  взаимодействию,  в отличие от проекта закона «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти Российской Федерации», который так и не стал законом. В своей статье Ноздрачев А.Ф.

в одной из классификаций административных регламентов предлагает различать, относительно предмета регулирования, следующие виды административных регламентов: органа исполнительной власти, межведомственного взаимодействия, исполнения государственной функции; предоставления государственных услуг, должностные регламенты.[7]

Согласно Типовому регламенту взаимодействия федеральных пунктом 2 определено федеральным исполнительным органам власти разработать и утвердить собственные регламенты, которые должны быть разработаны в соответствии с Типовым регламентом и согласно установленному порядку.

Целью административных регламентов является урегулированное выполнение всех государственных функций и отдельных процессов, обеспечивающих их исполнение, в том числе связанных с оказанием государственных услуг.

Это осуществляется путём   регламентирования последовательно выполняемых действий, процедур и их стадий, сроков исполнения, вариативностью возможных решений, результата, должностного положения исполнителя и т. д.

На данный период времени, действующие регламенты взаимодействия федеральных исполнительных органов возможно  классифицировать:

1. Регламенты межведомственного взаимодействия между федеральными исполнительными органами власти по вопросам осуществления определённой совместной функции.

2. Регламенты по взаимодействию ФОИВ с его территориальными органами и другими соподчиненными исполнительными органами

Первая категория регулирует совместное исполнение государственной функции несколькими органами исполнительной власти. Здесь обнаруживается сходство с административными регламентами исполнения государственных функций.

Основное отличие в том, что регламент взаимодействия регулирует совместное исполнение одной функции, закреплённой за каждым участником в её реализации органом.

В свою очередь административный регламент исполнения государственной функции регулирует исполнение функции, закрепленный за одним органом исполнительной  власти для обеспечения которой необходимо участие другого органа.

В деятельности органов исполнительной власти встречаются регламенты взаимодействия, которые не утверждены нормативными правовыми актами и  носят рекомендательный характер.

На деле наблюдается смешение двух форм регламентов, которые задумывались как взаимодополняющие. В отношении этого вопроса следует согласиться с некоторыми авторами, отмечающими объединяющими эти два вида в одну группу.

Рассмотрев действующие регламенты, можно сделать вывод, о том, что  административные регламенты взаимодействия исполнительных органов  на деле используются не так  интенсивно, как действующие административные регламенты исполнения государственных функций и  предоставления государственных услуг. Во всяком случае их существенно меньше.

Здесь необходимо подчеркнуть особое значение утверждённых Правительством РФ типового регламента взаимодействия и типового регламента внутренней организации, которые в совокупности  определяют общие признаки осуществления деятельности исполнительных органов по реализации своих полномочий и взаимодействия этих органов, в т.ч. правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами .

  • Зачастую межведомственное взаимодействие регулируется регламентами внутренней организации или регламентами исполнения государственной функции.
  • К примеру, согласно Приказу  МВД РФ  “Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним”[8]  пунктом 20 указано: Запрос сведений проводится посредством формирования и направления межведомственных запросов через систему межведомственного электронного взаимодействия с помощью   электронной подписи.
  • Нормы по взаимодействию органов исполнительной власти с территориальными органами, а также с подведомственными и прочими органами исполнительной власти субъектов отражается  в регламентах внутренней организации.
  • Такой вид регламента, как регламент взаимодействия получил минимальное распространения в субъектах Российской Федерации.
  • Зачастую в  субъектах ограничиваются установкой порядка разработки  регламентов исполнения государственных функций и  предоставления государственных услуг. Их чего следует вывод о слабом закреплении нормативно-правовых  требований к административным регламентам взаимодействия
Читайте также:  Статья 10. Сведения, представляемые физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы

Важное место во взаимодействии исполнительных органов занимает система межведомственного взаимодействия.

Главным инструментом данной системы является Интернет-портал государственных услуг Росреестра, доступ к которому осуществлён по электронному адресу portal.rosreestr.ru.

На сегодняшний день на портале указан перечень услуг, которые осуществляются при межведомственном взаимодействии. Перечень включает в себя 294 услуги, оказываемые ФОИВ.

В рамках межведомственного взаимодействия орган исполнительной власти, осуществляющий  деятельность по оказанию   государственных услуг, не может требовать у заявителей предъявления документов и информации, которые находятся в архивах других государственных органов либо органов местного самоуправления. Исключение составляют документы «личного хранения». [9]

Говоря о положительных нововведениях в области межведомственного взаимодействия, которые могут в дальнейшем способствовать распространению регламентного регулирования в этой области, не остаётся без внимания утверждение Постановлением Правительства РФ Положения о системе межведомственного электронного документооборота.[10]

Под межведомственным электронным документооборотом понимается взаимодействие федеральных информационных систем  электронного документооборота, представляющий собой обмен электронными сообщениями (ведение служебной переписки в электронной форме) между участниками межведомственного электронного документооборота.

На сегодняшний день формируется новое направление, которое представляет собой систему электронных административных регламентов, в основе которых лежит систем электронной обработки. Данная форма регламентов позволяет анализировать информацию в ходе выполнения процедур.

  1. Разработка электронных административных регламентов направлена на решение таких задач, как:
  2. • Эффективное исполнение функций исполнительными органами;
  3. • Разработка четко регламентированных вариантов решения в различных предусмотренных ситуациях;
  4. • Сокращение сроков выполнения процедур по оказанию услуг;
  5. Таким образом, можно сделать вывод, что новая электронная форма регламента может служить основой эффективного взаимодействия органов государственной власти.

Одним из феноменов административной реформы по взаимодействию при осуществлении деятельности является многофункциональный центр. Понятие многофункциональный центр ввел федеральный закон “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” .[11]

Многофункциональный центр не является органом власти, а представляет собой организацию, осуществляющую согласно с федеральными законами деятельность по предоставлению услуг, как в бумажной форме, так и в электронной.

Оказание услуг осуществляется согласно принципу «одного окна».

  МФЦ  уполномочены заключать соглашения по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, а также с исполнительными органами муниципальной власти по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Исходя из анализа нормативно-правовых актов, регулирующих процедуры взаимодействия исполнительных органов, можно сделать выводы:

1.           Нет единой формы разработки и принятия административных регламентов взаимодействия. Типовой регламент взаимодействия не содержит требований к описанию процедур и порядка взаимодействии разных федеральных органов;

2.           «Регламенты взаимодействия», которые существуют на настоящее время представляют собой переименованные регламенты внутренней организации, а в некоторых случаях не являются  административными регламентами.

  • 3.           Возможно несколько моделей взаимодействия, что в некоторой степени отражено в практике принятия регламентов взаимодействия:
  • • Взаимодействие между неподведомственными органами;
  • • Взаимодействие между органом исполнительной власти и его территориальными органами;
  • • взаимодействие между органом исполнительной власти и структурами, не являющимися органами исполнительной власти.

Практикой разработки регламентов взаимодействия слабо затронуты вопросы, так называемого межуровневого взаимодействия, а именно взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, между государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Чаще всего взаимодействие затрагивается в регламентах предоставления государственных и муниципальных  услуг, регламентах внутренней организации, а так же соглашениях, которые, в свою очередь являются приложением к регламентам исполнения государственных услуг.

Библиографический список

  1. Распоряжение Правительства РФ «Об одобрении Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2008 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2008 годах» от 5 октября 2005г. № 1789-р // СЗ РФ, 2005, №46, ст.4720.

45. Взаимоотношения Правительства рф и органов исполнительной власти субъектов рф

Правительство
РФ в пределах своих полномочий, в целях
обеспечения сочетания интересов РФ и
субъектов РФ по предметам их совместного
ведения в сфере осуществления
исполнительной власти, координирует
деятельность органов исполнительной
власти субъектов РФ.

Правительство РФ
рассматривает в срок не более одного
месяца внесенные в Правительство РФ
предложения законодательных
(представительных) или исполнительных
органов государственной власти субъектов
РФ по предметам ведения РФ и по предметам
совместного ведения РФ и ее субъектов,
а также сообщает указанным органам о
результатах рассмотрения внесенных
предложений.

Правительство РФ направляет
указанным органам субъектов РФ проекты
своих решений по предметам совместного
ведения РФ и ее субъектов.

Независимость
органов исполнительной власти друг от
друга в пределах предоставленных
законами полномочий обеспечивает
самостоятельность этих органов как в
принятии решений, так и во взаимоотношениях
с другими органами исполнительной
власти.

Самостоятельность органов
исполнительной власти — это не свобода
от федеральных законов, конституционных
положений, от контроля со стороны других
государственных органов, граждан и
общества в целом.

Читайте также:  Статья 35. Представительный орган муниципального образования

Самостоятельность —
это автономное и ответственное выполнение
органом исполнительной власти возложенных
на него функций и полномочий, а также
учет общих направлений деятельности
тех или иных органов государственного
управления.

Между
Правительством РФ и органами исполнительной
власти субъектов РФ устанавливаются
вертикальные связи и отношения. Они
проявляются в прямом организационном
подчинении органов исполнительной
власти субъектов РФ федеральному
Правительству по отдельным вопросам,
а также в координации совместных действий
и принятии совместных решений.

Особенно
важно взаимодействие этих органов
исполнительной власти при осуществлении
ими полномочий по предметам совместного
ведения РФ и ее субъектов, а также
полномочий, передаваемых в порядке
делегирования федеральным органом
исполнительной власти органам
исполнительной власти субъектов РФ,
либо в порядке делегирования органом
исполнительной власти субъекта РФ
федеральным органам исполнительной
власти.

Правительство
РФ в пределах своих полномочий осуществляет
контроль за деятельностью федеральных
органов исполнительной власти, а по
вопросам, отнесенным к ведению РФ и
полномочиям РФ по предметам совместного
ведения РФ и субъектов РФ, также за
деятельностью органов исполнительной
власти субъектов РФ. Правительство РФ
обеспечивает соблюдение федеральными
органами исполнительной власти прав
органов исполнительной власти субъектов
РФ, способствует взаимодействию указанных
органов.

Правительство
РФ в пределах своих полномочий должно
разрешать споры и устранять разногласия
между федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов РФ. В этих целях создаются
согласительные комиссии из представителей
заинтересованных сторон.

Главной
организационно-правовой формой
управленческого воздействия на органы
исполнительной власти субъектов РФ
является координирование их деятельности
Правительством РФ (ст. 43 ФКЗ «О
Правительстве Российской Федерации»).

Единство системы государственной власти
обеспечивается положением, согласно
которому высшие должностные лица
республик и главы администраций краев,
областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов
входят в единую систему исполнительной
власти Российской Федерации. Они
подчиняются Президенту РФ и Правительству
РФ по предметам ведения РФ и в пределах
полномочий Российской Федерации по
предметам совместного ведения Федерации
и ее субъектов. В данном случае, конечно,
обнаруживаются субординационные
отношения, отношения прямой организационной
подчиненности федеральным органам
исполнительной власти.

Координация
Правительством РФ деятельности органов
исполнительной власти субъектов РФ
осуществляется в целях обеспечения
сочетания интересов этих субъектов и
всей Федерации.

Органы
исполнительной власти охватывают своей
деятельностью практически все важнейшие
сферы жизнедеятельности общества и
государства: промышленность, науку,
культуру, образование, здравоохранение,
социальную и правоохранительную сферу,
охрану государства и общества, обеспечение
безопасности, обороноспособности,
международную деятельность государства
и т. д. Поэтому необходимы не только
правильная регламентация правового
положения всех органов исполнительной
власти в России, но и законодательное
определение уровней их взаимоотношений,
особенно по предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее
субъектов.

Весьма
важным правовым средством обеспечения
законности правовых актов является
право внесения Правительством РФ
Президенту РФ предложения о приостановлении
действия актов органов исполнительной
власти субъектов РФ в случае их
противоречия Конституции РФ, федеральным
конституционным законам, федеральным
законам, международным обязательствам
РФ или нарушения прав и свобод человека
и гражданина.

Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Жилищные споры » Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений

Перед современным законодательством стоит непростая задача полноценного регулирования всех жилищных отношений.

Содержание

Перед современным законодательством стоит непростая задача полноценного регулирования всех без исключения жилищных отношений. Для этого привлекаются нормы нескольких отраслей права, в особенности гражданского. Но их основой сегодня является жилищное законодательство, в частности Жилищный кодекс РФ.

Что же подразумевают правовые отношения в этой сфере? Законодатель дает простой ответ на этот вопрос, исходя из которого, можно утверждать, что это отношения, обязательные для удовлетворения тех или иных жилищных потребностей всех граждан. В эти важные потребности входит обеспечение граждан необходимым жильем, пользование любым жилым помещением, а, кроме того, управление различными фондами.

Функции разных органов закон немного разграничивает.

Например, определять те правовые основания, на которых некоторым гражданам предоставляется специализированное жилье, вправе устанавливать исключительно федеральные органы.

А вот сам порядок передачи этого жилья могут определять субъекты РФ. Какие же конкретно полномочия в такой важной сфере, как жилищные отношения, имеют органы государственной власти субъектов Российской Федерации?

Полномочия субъектов Федерации в регулировании жилищных отношений

В целом, правовое регулирование всех без исключения жилищных отношений определяет все функции органов государственной власти в этой области.

К примеру, органы местного самоуправления к органам власти как таковым, согласно Конституции РФ, не относятся. И занимаются только теми вопросами, которые имеют местное значение.

Вместе с тем, их могут наделять государственными функциями в соответствии с законом.

Все полномочия органов государственной власти заключаются в законодательных, правоприменительных и контролирующих функциях. Поэтому они проявляются в частности в административных отношениях. Если брать во внимание жилищные отношения, то инициатива субъектов РФ недопустима.

Принятый на уровне субъектов РФ любой нормативный акт не может иметь больше правового основания и юридической силы, чем Жилищный кодекс РФ.

Читайте также:  Сокращенный предпраздничный день при неполном рабочем дне - советы юриста

То же самое говорит и Конституция, согласно которой любое изменение, в том числе, если оно касается жилищных отношений, осуществляется исключительно на федеральном уровне.

Поэтому любой нормативный акт, принятый на этом уровне, обязательно должен соответствовать действующим федеральным нормативным актам.

Исходя из этого, предусматриваются исключительные особенности правового регулирования всех существующих отношений в жилищной сфере.

Помимо этого, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в отличие от тех же функций и обязанностей других органов, считаются более открытыми.

Нормотворческие функции органов государственной власти субъекта РФ в жилищной сфере

Большинство законодательных функций, которые обязаны выполнять органы государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирует Министерство регионального развития РФ. В его компетенции решать проблемы, связанные с правилами учета жилья и пользованиями ими, а также правилами перевода таких помещений в нежилые и т. д.

Самые важные законодательные полномочия имеет Правительство РФ, которое решает следующие вопросы:

  • принятие стандартного договора найма;
  • порядок платежей за пользование жильем и всеми услугами;
  • порядок предоставления жилья, находящегося в жилищных фондах субъектов РФ;
  • установление процедуры для определения общей суммы дохода семьи и их имущества, на которой платится налог, если необходимо признать семью малообеспеченной и предоставить им по договору найма соответствующее жилье.

В связи с этим органы государственной власти вправе самостоятельно устанавливать стоимость пользования жильем, а также его ремонта.

Поэтому они в порядке, предварительно установленным соответствующим органом, определяют норму потребления указанных коммунальных услуг. Также они вправе утверждать необходимый размер платы за оказанные услуги.

В их обязанность входит и определение необходимых условий и процедуры назначения некоторым категориям граждан компенсаций за счет государственного бюджета.

По сути, специализированный жилищный фонд – это количество тех жилых помещений, которые были предназначены для некоторых категорий незащищенных слоев населения.

Ими являются жилые помещения для временного и постоянного поселения, которые могут использоваться как служебное жилье, а помимо этого жилые помещения разных фондов и т. д.

Субъекты РФ обязаны осуществлять в этой сфере такие полномочия, как определение процедуры передачи его гражданам.

Жилье по специальному договору найма, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, переходит в пользование только незащищенным слоям населения.

К функциям субъектов РФ относится исключительно установление того правового порядка, который направлен на определение семьи как малоимущей, а, значит, нуждающейся.

А определяют все подробности семейного дохода и имеющегося имущества уже местные органы самоуправления.

Правоприменительные функции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений

Кроме имеющихся законодательных функций у органов государственной власти субъектов РФ существуют также различные правоприменительные полномочия. Они заключаются в признании жилых помещений неподходящими для проживания в них и в постоянном контроле всех фондов.

Согласно законам Российской Федерации эти полномочия могут расцениваться как передача им права самостоятельно выяснять все вопросы и нюансы, непосредственно касающиеся фондов.

Другими словами, в компетенции всех субъектов РФ находится возможность определять органы, ответственные за полный учет жилищного фонда и т. д.

Государство в этом случае вправе заниматься лишь установлением законной процедуры ведения такого учета.

Все необходимые полномочия субъектов РФ регламентируются большим количеством разнообразных нормативных актов.

К примеру, в Москве органы власти выполняют данную функцию с помощью соответствующего закона. Этот важный нормативный акт создан, чтобы устанавливать требования к внедрению в столице системы контроля за состоянием помещений.

Основания и саму процедуру признания жилых домов негодными для использования по назначению устанавливает Правительство РФ. В итоге, полномочия всех субъектов Российской Федерации в этой сфере заключаются в создании комиссий, необходимых для рассмотрения вопросов, связанных с признанием помещений неподходящими для того, чтобы в них проживали люди.

Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в жилищной сфере

Правовое регулирование жилищных отношений субъектами Российской Федерации не ограничивается только рядом законодательных или правоприменительных полномочий.

Для полноценного осуществления процесса правового регулирования этих отношений необходим контроль деятельности тех органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющих государственный надзор.

Он возлагается на специальные жилищные инспекции.

Предусмотрены также и другие полномочия всех органов власти субъектов Российской Федерации. В их непосредственные обязанности входит осуществление такой деятельности, как предоставление жилья по специальному договору найма и определение необходимой площади жилья, а также внесение его в перечень соответствующих фондов.

Также на этом уровне происходит определение финансово незащищенных граждан, а также лиц, имеющих право на служебное жилье.

Кроме порядка законного установления всех категорий лиц, которым полагается государственная помощь с жильем, полномочия субъектов Российской Федерации заключаются также в определении необходимых для получения жилья условий.

Список функций органов государственной власти всех субъектов Российской Федерации, указанный в Жилищном кодексе РФ, нельзя назвать полным. Не стоит забывать, что современная жилищная политика России несколько изменилась. Было сделано достаточно много для формирования существенной нормативной базы, способной полностью обеспечить правовое регулирование жилищных отношений.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Ссылка на основную публикацию