Статья 68. Свидетельство о смерти

  • 2 Ноября, 2018
  • Документы
  • Юлия Абдулбарова

Такое тяжелое событие, как смерть близкого, оборачивается для его родственников еще и необходимостью оформления различного рода документов. Подтверждающих кончину, дающих право на получение пособия, для снятия умершего человека с регистрационного учета. Одной из таких бумаг является справка о смерти. В статье мы разберем содержание документа, цель его получения. Разберемся, где выдают подобную бумагу, что нужно для ее получения.

Что это?

Справка о смерти — это стандартный бланк формы №33. Содержит следующие графы, обязательные к заполнению должностным лицом:

  • Фамилия, имя и отчество покойного.
  • Дата рождения.
  • Дата смерти.
  • Информация об акте, в котором зафиксирована смерть человека.
  • Подробное объяснение причин, от чего гражданин скончался.
  • Место смерти.
  • Информация о государственном органе (ЗАГСе), где была зарегистрирована смерть гражданина.
  • Дата выдачи документа.
  • Официальная печать организации.
  • Подпись руководителя регионального органа записи актов гражданского состояния.

Фото документа демонстрирует, как выглядит справка о смерти.

Для чего нужен документ?

Справку формы №33 получают родственники, близкие покойного. Или посторонний человек, который взял на себя организацию похорон усопшего.

Для чего нужна справка о смерти? Она необходима для получения данными гражданами выделяемого государством пособия на погребение. Эта материальная помощь способна частично покрыть затраты на проведение похорон, сопутствующие траурные мероприятия.

Где можно получить документ?

Кто выдает справки о смерти? Данный документ оформляется в отделениях ЗАГСа. Обратим ваше внимание на то, что он предоставляется вместе со свидетельством о смерти в один и тот же день. Оформление этих документов полностью бесплатно для родственников, близких усопшего.

Федеральное законодательство определяет четкий срок, в который работники ЗАГСа должны предоставить заявителю свидетельство и справку о смерти его близкого или родственника. Это 6 месяцев. В большинстве случаев и справка, и свидетельство о смерти гражданина предоставляются заявителю непосредственно в день обращения.

Если справка о смерти утеряна, испорчена, украдена, то за выдачей ее дубликата следует обратиться в тот же ЗАГС, где был получен первый экземпляр документа. И оригинал, и дубликат наделены в этом случае равной юридической силой.

Какие нужны документы для получения?

Справка о смерти выдается в отделе ЗАГСа. Чтобы получить эту бумагу, заявитель должен собрать следующее:

  • Документ, удостоверяющий собственную личность.
  • Документ, удостоверяющий личность покойного.
  • Медицинское заключение о факте смерти.

В какой загс обращаться?

Весьма актуальный вопрос — в какое отделение ЗАГСа необходимо обратиться, чтобы получить справку о смерти родственника? Российское законодательство допускает несколько вариантов:

  • По месту смерти гражданина.
  • По местонахождению медицинского учреждения, где была зафиксирована его смерть.
  • По месту последней прописки покойного.

Дубликат документа возможно получить также в любом из этих отделений. Ограничение одно — только в том, где ранее вы оформляли оригинал.

Если же человек умер в другой стране, будучи при этом гражданином Российской Федерации, то справку о смерти получают в другом государстве — по месту его кончины.

Правила, условия выдачи такой бумаги, необходимые для этого документы могут существенно отличаться от предписаний, установленных российским законодательством.

Однако во всех случаях близким покойного необходимо сообщить о случившемся в консульство РФ.

Другая документация, подтверждающая кончину человека

Помимо справки формы №33, родственникам и близким усопшего необходимо оформить и остальные важные документы, подтверждающие факт его кончины:

  • Медицинская справка о смерти. Документ выдается медучреждением, где скончался человек, или моргом. Это та бумага, в которую по закону допустимо вносить изменения. На основании данного медицинского заключения в ЗАГСе выдают справку и свидетельство о смерти гражданина.
  • Свидетельство о смерти. В РФ это основной документ, подтверждающий кончину человека. Какие-либо изменения, поправки в него вносить недопустимо. Свидетельство оформляется на специальной гербовой бумаге с высокой степенью защиты.
  • Справка о смерти формы №34. Это уже архивный документ. В отличие от формы №33 тут отсутствует графа «Причина смерти». Изменения, дополнительные сведения допускается вносить только в специальное поле на бланке.

Все вышеперечисленные документы, кроме медицинского заключения, оформляются в отделении ЗАГСа. Еще раз отметим, что их получение бесплатно, за исключением последнего документа. Госпошлина за оформление справки формы №34 составляет 100 рублей.

Свидетельство или справка?

Многие путают между собой эти документы. Но свидетельство о смерти и справка формы № 33 — это различные документы. Объединяет их лишь факт, что они оформляются в ЗАГСе.

Рассмотрим разницу:

  • Свидетельство о смерти. Данный документ в России подтверждает, что конкретный гражданин мертв. Это важный документ на специальном бланке, отличающимся высокой степенью защиты от подделок и фальсификации. Такое свидетельство позволяет родственникам и близким усопшего обращаться в судебные инстанции с различными исками по наследственным, имущественным и иным вопросам.
  • Справка о смерти. Получение данного документа не обязательно. Он необходим только в том случае, когда семья покойного желает получить от государства денежную компенсацию за погребение. Бумага так же выдается в ЗАГСе, как и свидетельство о смерти. Основанием для ее выдачи выступает то же медицинское заключение, оформленное в медучреждении или морге.

Особенности получения дубликата

Мы уже отмечали, что получение дубликата справки формы № 33 возможно. Непосредственно это регулирует ст. 9 ФЗ № 143. Утрата подобного документа не свидетельствует о том, что теряется его юридическая сила. К слову, повторная выдача всех справок, так или иначе отражающих гражданское состояние физического лица, в РФ возможна.

Заявление на оформление дубликата при этом возможно подать как лично, так и воспользовавшись почтовыми услугами. При непосредственном обращении в отделение ЗАГСа второй экземпляр справки можно получить сразу же в день визита.

Сегодня возможно оформить заявление на выдачу дубликата справки о смерти родственника и дистанционно — воспользовавшись интернет-порталом Госуслуги.

Повторную справку может получить родственник усопшего или иное заинтересованное лицо. Потребуется продемонстрировать документы, так или иначе, отражающие причастность к проведению похорон или родственную связь с покойным.

Предоставление компенсации на похороны

Мы разобрали, как получить справку о смерти. Как уже говорилось, именно этот документ дает право на предоставление компенсации похорон. Этот момент регулирует ст. 9 ФЗ №8 «О погребении и похоронном деле» (1996). В частности, здесь перечислены услуги, за которые государство предоставляет компенсацию:

  • Оформление документации, необходимой для погребения покойного.
  • Перевозка тела умершего в крематорий или на кладбище.
  • Собственно, кремация или погребение.

Важный нюанс здесь: сумма, потраченная на вышеобозначенное, не должна превышать величину социального пособия. Это второй вариант государственной помощи при погребении гражданина.

Сумма, которая выплачивается близким и родственникам покойного, занимающихся его похоронами, не статична. Она зависит от уровня рыночных цен, инфляции. Поэтому изменяется каждый год. На 2018-й это чуть более 5,5 тысяч рублей. Непосредственно этот момент регулирует ст. 10 ФЗ № 8 «О погребении и похоронном деле».

Оформление пособия

Где можно получить справку о смерти гражданина? В отделении ЗАГСа. За государственной помощью в виде компенсации за проведение похорон при этом нужно обращаться в иные инстанции:

  • Отделение Пенсионного фонда (соответственно, если покойный был пенсионером).
  • Организация, предприятие-работодатель покойного (если он на момент смерти числился его сотрудником).
  • Местный военкомат (в случае если покойный был военнослужащим — как действующим, так и вышедшим в запас). Стоит отметить, что оказание материальной помощи при погребении военных несколько иное. Его регулирует ст. 11 ФЗ «О погребении и похоронном деле». Сумма компенсации здесь будет отличаться от стандартной.
  • Органы социального обеспечения (в иных случаях).

Список необходимых для предоставления компенсации документов разнится в зависимости от того, в какую инстанцию вы обращаетесь. Однако везде вам будет нужно следующее:

  • Документ, удостоверяющий вашу личность.
  • Справка из ЗАГСа о смерти гражданина.
  • Свидетельство о смерти на его имя.

Региональные пособия

Помимо федеральной компенсации, родственники и близкие покойного могут получить материальную поддержку и из регионального бюджета. Здесь будет учитываться статус усопшего, а также финансовое положение той семьи, что понесла утрату. Среди необходимых документов для получения регионального пособия также числится и справка о смерти, выдаваемая в отделе ЗАГСа.

Как правило, компенсационные выплаты в регионах РФ превышают по объему федеральную помощь. Приведем для сравнения некоторые размеры компенсаций:

  • Москва. Величина компенсации — от 11 тысяч рублей.
  • Санкт-Петербург. Единовременная выплата родственникам покойного в размере 9 тысяч рублей.
  • Московская область. Семье покойного положена региональная денежная компенсация, величина которой начинается от 4 тысяч рублей.

Справка о смерти формы № 33 — документ, которые оформляется в отделениях ЗАГСа. Получить его может как родственник покойного, так и иное заинтересованное лицо, организовавшее похороны усопшего. Данная справка дает право на получение федерального и регионального денежного пособия на погребение.

Свидетельство о смерти

Как получить свидетельство о смерти? Вопрос становится актуальным для всех членов семьи умершего, поскольку без данного документа человека нельзя захоронить, а после без него не вступить в право наследования.

Особый интерес данная информация представляет для тех, чьи родные умерли не по месту регистрации / жительства / прописки, а далеко от дома, в другом городе или стране. Необходимо знать, как и где получить свидетельство, какова схема действий и какие бумаги нужны для подтверждения смерти человека.

С декабря 1917 года силу приобретает декрет «О введении книг актов состояния», и с этого момента все данные собираются управляющим комитетом. В 1969 г устанавливается единая форма и справка о смерти приобретает статус документа строгой отчетности.

В текущее время подтверждение факта смерти и выдача свидетельств регламентируется на законодательном уровне. Основной регламент закреплен в ФЗ от 15.11.97, в ст. с 64 по 68. За последние 5 лет свидетельство о смерти родственника не претерпело никаких изменений, собственно, как и порядок его получения.

Регистрация гражданских состояний (рождения или смерти человека) выполняется согласно стандартной процедуре.

Как и где получить свидетельство о смерти

Первое, что понадобится для регистрации изменений гражданского состояния — медицинское свидетельство о смерти.

Читайте также:  Статья 1. Общие положения

Его получают в той организации, где гражданин скончался: морг поликлиники, диспансер, дом престарелых, хоспис, роддом и др. Выдается оно исключительно родственникам или законным представителям.

Получая свидетельство о смерти родственника, обратившийся обязан расписаться на отрывном корешке бланка, эта часть остается врачам.

Образец.

Где получить свидетельство после смерти? Следующий этап — обращение в отдел ЗАГСа, занимающийся регистрацией смерти.

В большинстве случаев нужен ЗАГС, находящийся ближе всего к месту регистрации усопшего. Однако ст.

63 ФЗ «Об актах гражданского состояния» говорит, что справка о смерти получается и по месту обнаружения тела или по месту расположения учреждения, выдавшего медицинское свидетельство.

Согласно подзаконным актам, получение свидетельства (в исключительных случаях) становится возможным по:

  • месту прописки/регистрации/проживания детей, родителей или супруга усопшего;
  • месту расположения суда, вынесшего решение о признании факта смерти.

Если гражданин умер во время командировки в отдаленную местность, где нет ЗАГСа, то смерть регистрируют в ближайшем городе где таковой имеется. Когда смерть наступает во время путешествия, регистрирует ее ЗАГС, находящийся ближе всего к месту снятия тела пассажира с транспорта.

Нужно написать заявление, на основании которого сделают соответствующую запись в книге Актов гражданского состояния, а само гербовое свидетельство о смерти будет получено в тот же день. В дополнение к свидетельству выдается справка для погребального социального пособия.

Предварительное получение медицинского заключения

Прежде, чем зарегистрировать изменения гражданского состояния в ЗАГСе, требуется получить медицинское освидетельствование смерти. Оно выдается учреждением, установившим/констатировавшим смерть гражданина. Справка оформляется по форме № 106/у-08.

Форма 106/у-08 отдается на руки вместе с телом — близким родственникам, членам семьи, правоохранителям или законному представителю (опекуну). При захоронении на средства государственного, в частности, медицинского учреждения — оно должно передать документы в ЗАГС самостоятельно. Гербовое свидетельство о смерти подкрепляется подписью главврача.

Чтобы получить справку на руки, обратившийся предоставляет паспорт и полис обязательного медицинского страхования на имя усопшего, а также свой паспорт. При отсутствии паспорта умершего — приносят выписку из домовой книги (получают в ЖЭКе по месту регистрации/прописки).

Какие документы предоставляются в ЗАГС

В список необходимых бумаг входят:

  • заявление;
  • документы, подтверждающие личность заявителя и личность умершего;
  • если нужно — документы, демонстрирующие переход умершего или заявителя от ФИО в актовых записях, к ФИО в паспортах;
  • доказательства родственной связи между обратившемся и умершим;
  • медицинское заключение о смерти. Допустим как гособразец, так и справка от частнопрактикующего специалиста;
  • документы, являющиеся основанием для составления актовой записи об изменении гражданского состояния;
  • если нужно — судебное постановление (вступившее в силу), устанавливающее смерть и объявляющее гражданина умершим;
  • если усопший был репрессирован, а затем реабилитирован, то документы из компетентных органов;
  • при действиях от лица семьи покойного, заявитель предоставляет доверенность, заверенную нотариусом.

При получении свидетельства с целью его отправки за границу — оно должно быть переведено и нотариально заверено. Выдавая свидетельство о смерти, гос органы в своих действиях руководствуются ФЗ №8 «О погребении и похоронном деле», ФЗ №143 «Об актах гражданского состояния».

Какие данные внесены в свидетельство

ФИО покойного, гражданство, дата и место смерти. А также дата составления свидетельства, номер соответствующей актовой записи, полное наименование органа ЗАГСа, зарегистрировавшего смерть.

Получая, документ нужно его тщательно вычитать, проверяя правильность дат, информацию о месте смерти, наличие гербовой печати, визы должностных лиц.

Внесение изменений и зачеркиваний категорически запрещено.

Копия свидетельства о смерти

При утере оригинала или его полной негодности — нужно получить дубликат свидетельства. Обращаются в тот ЗАГС, который ранее делал соответствующую актовую запись. Копия предоставляется в тот же день.

Если запрос отправлялся через интернет или почту, например, с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг или службу МФЦ, то документ отправят по месту пребывания / прописки / жительства заявителя.

Чтобы оформить (восстановить) свидетельство, нужно заплатить гос пошлину в 350 р.

Свидетельство о перинатальной смерти

Медицинское свидетельство о смерти ребенка оформляется по форме №106-2/у-08 и позволяет провести государственную регистрацию в ЗАГСе, если речь идет о мертворожденном или смерти малыша, родившегося живым, но погибшего в срок 168 часов.

Справка выдается тем учреждением, медики которого оказывали родовспомогательную помощь, или тем, в которое женщина обратилась после родов. Свидетельство о смерти ребенка может быть выдано и частным врачом, если роды проходили вне клиники.

В случае мертворождения или детской смерти за пределами клинического стационара и без присутствия медика — проводят судебно-медицинскую экспертизу. Справка выдается судмедэкспертом.

Если младенец родился мертвым или умер во время поездки/полета на судне/поезде/самолете — свидетельство выдается медорганизацией, в которую доставили тело (по маршруту следования).

Чтобы получить свидетельство, подтверждающее смерть гражданина, необходимо: зафиксировать факт смерти, подать заявление в ЗАГС, получить документ на руки.

Только медицинские организации обладают правом фиксации факта смерти, но в исключительных случаях это делает суди или иные компетентные госорганы.

Получить дубликат можно одним способом — отправить запрос в ЗАГС, вносить правки и исправления в свидетельство нельзя.

Кто имеет право получить свидетельство о смерти?

Свидетельство о смерти, заверенное гербовой печатью — главный документ, который официально подтверждает факт кончины и обосновывает законность похорон. Такое свидетельство необходимо для решения всех социальных и юридических вопросов, связанных с уходом человека из жизни, в том числе имеющих отношение к жилью и наследству.

Поскольку кончина человека обязательно должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке, отдел ЗАГС уполномочен принять заявление об этом и, соответственно, выдать свидетельство о смерти достаточно широкому кругу официальных и частных лиц.

Кто может подать заявление о регистрации смерти и получить гербовый документ?

Чаще всего за свидетельством о смерти в ЗАГС обращается:

  • родственник покойного, т.е., супруга (супруг), один из родителей, усыновителей (удочерителей), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка или внуки;
  • человек, назначенный ответственным за погребение согласно волеизъявлению умершего;
  • законный представитель покойного;
  • ритуальный агент, действующей по оформленной на него доверенности.

Каждый из них имеет право получить гербовый документ, подтверждающий факт кончины.

В определённых ситуациях свидетельство о смерти также получают:

  • работники жилищно-коммунальных служб, которые, например, нашли тело одинокого умершего в его квартире;
  • сотрудники администрации организации здравоохранения, где скончался пациент, не имеющий родственников.
  • сотрудники иной организации по месту наступления смерти.
  • представители организации по месту обнаружения умершего.

Таким образом, уход человека из жизни может быть официально зарегистрирован практически при любых обстоятельствах, сопровождавших кончину и обнаружение тела.

Помощь при оформлении свидетельства о смерти

Близкому родственнику покойного не обязательно в дни скорби брать на себя хлопоты, связанные с оформлением документов о регистрации смерти. Решение этих вопросов можно поручить доверенному лицу — агенту ООО «Городская Ритуальная Служба».

Наш специалист оперативно получит гербовое свидетельство и проведёт все действия, требуемые для организации достойных похорон. Телефон +З75 (44) 505-38-45 работает круглосуточно. Наш представитель приедет по адресу, указанному при вызове, не позднее получаса после звонка.

Вместе со свидетельством о смерти выдаётся справка для пособия на погребение. Значит ли это, что, например, администрация больницы, в которой умер одинокий пациент, получит пособие?

Нет, пособие на погребение имеет право получить только специализированная организация, которая провела похороны этого пациента. В Минске такой организацией является УП «Спецкомбинат КБО».

После того, как заявление о регистрации смерти подано, когда выдадут свидетельство о смерти?

Если не требуется дополнительных запросов в другие инстанции, ЗАГС оформляет и выдаёт свидетельство в тот же день. В том случае, когда такие запросы нужны, оформление документа занимает до месяца.

Можно ли поручить агенту ООО «Городская Ритуальная Служба» оформление не только свидетельства о смерти, но и других документов для похорон?

Безусловно, можно. Наши представители оказывают всестороннюю помощь на всех этапах организации погребения, в том числе при оформлении всех требуемых документов.

30 июня 2021

Хочу выразить огромную благодарность агенту Локису Максиму за помощь в трудную минуту, за его умение работать с людьми.

Татьяна

30 июня 2021

Благодарность Самойлович Екатерине Васильевне за оказанную помощь, в оказании услуг по организации погребения.

Анжела

полезный материал

остались вопросы

1 нравится

10 октября 2020

Возможно, вам будет интересно:

Признаки скорой смерти человека

Уход человека из жизни уникален, однако, если это постепенное угасание, связанное с возрастом или длительной болезнью, можно выделить ряд общих признаков…

Нанесение мемориальных надписей: резьба, гравировка

Чтобы воспроизвести на памятнике из натурального камня фамилию, имя, отчество покойного, даты его жизни, эпитафию, строки молитв и священных текстов…

Как устанавливают оградку на кладбище

На наших кладбищах, в отличие от европейских и американских, участок с могилой принято огораживать. Оградка становится элементом благоустройства и выполняется…

Общество с Ограниченной Ответственностью «Городская Ритуальная Служба» 220090, г. Минск, ул. Олешева, 12а, пом.3 р/с BY27 OLMP 3012 0001 1894 2000 0933 в ОАО «Белгазпромбанк», БИК OLMPBY2X г. Минск, ул. Притыцкого, д.60/2

УНП 193 210 398

Свидетельство о смерти: назначение, места и способы получения | МосГупРитуал

Свидетельство о смерти – это тот государственный документ, без которого невозможно получить разрешение на погребение усопшего. Оно печатается на официальном бланке и имеет водяные знаки, свидетельствующие о подлинности.

Если вы не знаете, как получить свидетельство о смерти близкого, можете прочитать все подробности в данном материале. Или поинтересуйтесь обо всех нюансах у своего ритуального агента, которого предварительно вызвали после кончины человека.

Сметь может настигнуть человека в разных местах – дома, в больнице, на улице, в общественном месте. Исходя из обстоятельств смерти нужно обращаться за получением свидетельства о смерти в определённое учреждение.

Где можно получить свидетельство о смерти

  1. При обычных обстоятельствах смерти за свидетельством о смерти близкого стоит обращаться в Многофункциональный центр государственных услуг «Мои документы».

  2. Если, например, пропавший без вести человек признан в ходе заседания суда умершим, то нужно обращаться в ЗАГС.

  3. Для получения свидетельства о смерти незаконно репрессированного тоже нужно идти в ЗАГС.
Читайте также:  Статья 35.10. Дипломатическая защита прав и интересов граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в связи с временным вывозом культурных ценностей

Какие документы нужно собрать прежде, чем получить свидетельство о смерти человека

  • Ваш паспорт или ритуального агента;
  • Паспорт умершего;
  • Заявление по предоставленному образцу;
  • Мед.свидетельство смерти;
  • Документ о признании смерти судом (если надо);
  • Документ о смерти репрессированного (если требуется);
  • Для умершего иностранного гражданина потребуют переведённый на наш язык и заверенный паспорт.

Получение свидетельства о смерти

Свидетельство о смерти первично выдаётся государственным органом бесплатно в тот день, когда оно было запрошено представителем усопшего и его родственников.

При мёртворождении не выдаётся свидетельство о рождении, а сразу выписывается медицинская справка о смерти. На её основе получается свидетельство о смерти для разрешения на похороны.

Если младенец родился живой, но в течение недели скончался, тогда сначала создаётся справка о рождении, затем справка о констатации смерти. Свидетельство о рождении на руки не выдаётся. На их основании родители получают свидетельство о смерти.

Как получить повторное свидетельство о смерти, если вы потеряли документ ранее

В некоторых случаях может потребоваться дубликат свидетельства о смерти: при потере или затребовании в других официальных органах, либо на всякий случай. Учтите, что заказ юридически действительной копии стоит 200 рублей в виде государственной пошлины.

Для получения повторного документа вам нужно обратиться в то учреждение, где вы его заказывали первично. Чаще всего это ЗАГС, где вам дадут образец заявления для запроса документа о смерти.

Какую информацию следует обязательно указать в заявлении:

  • Паспортные данные лица, запрашивающего дубликат документа;
  • Степень родства, и документы его подтверждающие;
  • Причина затребования копии документа.

Не забудьте взять оригинал документа о смерти. А также предъявите квитанцию об оплате госпошлины.

Если вы по каким-либо причинам не можете присутствовать в ЗАГСЕ очно, то отправьте квиток об оплате вместе с заявлением по почте заказным письмом.

Срок создания и выдачи дубликата документа о смерти человека 30 раб. дней.

Как получить свидетельство о смерти, если российский гражданин скончался за границей

Для получения документа о смерти нужно приехать в Посольство РФ с медицинской справкой о смерти россиянина.

Уточните, в каком местном гос.органе происходит легализация свидетельства о смерти.

Бывает так, что с каким-то государством у Российской Федерации существует соглашение о том, что документы будут признаваться юридически действительными без дополнительной легализации со стороны того иностранного государства, где располагается посольство. Легализация подразумевает под собой получения официального штампа в виде апостиля.

Как исправить ошибки в свидетельстве о смерти

Случается, что в бумагах допускаются ошибки или данные вводятся не полностью. За исправление информации в документе о смерти приходится платить дополнительную госпошлину – 400 руб.

  • Переоформление происходит там же, где и получался изначальный документ.
  • Если вы оформляли свидетельство в ЗАГСе, то нужно приехать туда и взять образец заявления на переоформление по причине ошибки.
  • В заявлении укажите:
  • Паспортную информацию обращающегося,
  • информацию о неправильном оформлении,
  • номер оригинала свидетельства, нуждающегося в исправлении,
  • список документов для обоснования исправлений.

Исправленный документ можно получить на руки в срок от 30 до 60 календарных дней.

Если вы получили отказ в переоформлении документа – следует обратиться в суд.

Новый внешний вид свидетельства о смерти

Теперь свидетельство о смерти печатают на цветном бланке формата А4. Вся информация, кроме подписи ответственного лица, заполняется в компьютере.

Важным нововведением является QR-код для чтения специальной программой смартфонов. Он позволяет свериться с системой ЕГР ЗАГС в режиме реального времени, и удостовериться в подлинности документа.

Помощь ритуального агента в получении свидетельства о смерти

Смерть близкого в большинстве случаев выбивает из колеи, поэтому вникать в нюансы оформления документов, в частности свидетельства, совершенно не хочется.

Надежным вариантом для выполнения этого серьёзного дела является обращение за помощью в похоронное бюро. Ритуальное агентство Мосгупритуал видит смерть каждый день, и каждый агент имеет устойчивую нервную систему, чтобы быстро и без допущения ошибок оформить за вас необходимые документы.

Чтобы сбросить с себя страхи за возможные бюрократические проволочки и задержку похорон, позвольте профессиональному ритуальному агенту с самого начала проконтролировать оформление такого важного документа как свидетельство о смерти.

Если вы сразу же после кончины человека позвоните в Мосгупритуал, мы пришлём вам верного помощника, который проверит правильность заполнения документа – акта констатации смерти – у медицинских работников. Эта справка нужна для дальнейшего получения свидетельства, на основе которого дают разрешение на похороны.

Ритуальный агент может сопровождать вас при оформлении документов, либо самостоятельно съездить во все государственные структуры, чтобы подтвердить смерть человека юридически.

Позвоните в Мосгупритуал по номеру 8 (499) 410-00-00 , чтобы получить консультацию ритуальных агентов с опытом 13 лет.

Что делать, если не согластны с заключением о смерти? — ЗаконностьЗдесь

Свидетельство о смерти — документ, который выдается родственникам усопшего для подтверждения факта его кончины. Документ необходим при оформлении права на наследство, при назначении государством выплат и т.п. Есть ситуации, когда документ нужно оспорить, например, если в записи есть ошибка или есть основания, доказывающие что он поддельный.

Основания

В законе есть основания для признания свидетельства о смерти недействительным, на базе которых истец имеет право обратиться в суд и оспорить его. Когда можно оспорить свидетельство о смерти:

  • Если есть дублирующая запись, сделанная при установлении факта смерти человека;
  • Выявлена повторная и первичная отметка по факту кончины гражданина;
  • Документ составлен без оснований, с ошибками, сфальсифицирован.

Оспорить акт необходимо, если по документам считавшийся умершим гражданин, появился или обнаружено, где он находится. По ст. 46 п.1 ГПК РФ, суд выносит решение о признании недействительным ранее принятое постановление о признании гражданина усопшим.

Новое решение суда — основание, по которому ЗАГС аннулирует ранее выданный документ о кончине гражданина. Процедура производится в момент обращения гражданина, с условием, что он предоставил необходимые бумаги.

ЗАГС не изымает госпошлину за аннулирование актов гражданского состояния.

Кто может оспорить?

Могут ли родственники оспорить свидетельство о смерти? По закону, оспорить запись в акте гражданского состояния могут:

  • Владельцы документальных актов;
  • Законные представители гражданина, на имя которого выдано свидетельство;
  • Заинтересованные лица, т. е. родственники усопшего.

Порядок действий

Как оспорить свидетельство о смерти, куда обращаться? Чтобы оспорить запись о кончине гражданина, необходимо обратиться в суд с иском о признании свидетельства о смерти недействительным.

  • В суде предоставляются основания для признания акта гражданского состояния недействительным.
  • С решением судебной инстанции гражданин обращается в ЗАГС, где акт гражданского состояния аннулируют, согласно судебному постановлению.
  • Документы, которые требует ЗАГС:
  • Прошение признать документ недействительным;
  • Копию решения суда;
  • Оригинал акта, который аннулируется;
  • Идентификационный документ, подтверждающий личность заявителя.

Если бумаги не отвечают нормативным требованиям закона, то суд вправе отказать истцу в оспаривании свидетельства по законным причинам. Оспорить акт гражданского состояния можно только через судебную инстанцию, с предоставлением доказательств права оспаривания. Самостоятельно провести эту процедуру сложно.

Для того, чтобы быстро и без проблем оспорить акт о смерти, нужно обратиться к юристу. Специалисты нашего сайта помогут вам решить проблему с недействительными актами и грамотно представить доказательства в суде.

Скачать образец заявления о признании документа недействительным

Через суд

Чтобы оспорить фальшивое свидетельство о смерти, обращаются в районную судебную инстанцию по месту жительства или относящуюся к месту, где был выдан акт гражданского состояния. Чтобы подать иск о признании свидетельства о смерти незаконным, нужно представить пакет бумаг, подтверждающих право на подачу иска. Необходимые документы для суда:

  • Удостоверение личности истца;
  • Объяснительная, где указана причина, по которой истец хочет оспорить документ;
  • Иск о признании свидетельства о смерти недействительным;
  • Квиток об оплате госпошлины;

Суд рассматривает иск и доказательства по делу и выносит решение в пользу истца.

Исковое заявление

Заявление составляется в свободной форме, с сохранением законодательных норм. В верней части указывается наименование суда, и данные заявителя (т. е. того, на чье имя выдано свидетельство о смерти), и заинтересованного лица.

В основной части указывается дата выдачи документа, наименование органа выдачи и данные записи. Также необходимо указать нормы закона, согласно которым истец имеет право оспорить документ или внести корректировку в запись.

  1. В просительной части излагается просьба установить недействительность акта о кончине, с указанием допущенной ошибки в записи или факта фальсификации.
  2. Скачать образец заявления

Наказание

Нередко случается, что гражданин предоставляет фальшивое свидетельство о смерти, с целью провернуть незаконную махинацию, получить выплаты от государства и проч. Что грозит за фальшивое свидетельство о смерти? По закону наказание за фальсификацию бумаг, предусматривается в статье 327 УК РФ. Статья разделена по трем частям:

  • Основная, указывающая на ответственность гражданина за подделку документа в целом, для получения по поддельному акту не положенные права или снять с себя ряд обязанностей. Наказание назначается от заключения под стражу сроком от 24 месяцев и выше, если есть отягчающие обстоятельства;
  • Когда фальсификация — часть более тяжкого преступления, применялась чтобы скрыть или облегчить его, наказание назначается в виде лишения свободы на период от 48 месяцев, или принудительным трудом на этот же период времени;
  • Если гражданин не подделывал бумаги сам, но ему было известно о подделке, и он пользовался бумагами, он обязан выплатить штраф в размере 80 тысяч рублей или пройти исправительные работы в течении 24 месяцев или арест сроком на 6 месяцев.
  • Читайте далее: Как узнать решение суда?
  • (4 3,50

Посмертный эпикриз: как оформляется и для чего нужен? — Про Паллиатив

После смерти человека его близким приходится погружаться в бумажную волокиту, оформлять документы, получать справки, организовывать похороны. Голова идет кругом: посмертный эпикриз, медицинское свидетельство о смерти, гербовое свидетельство — и все это получать в разных инстанциях! 

Читайте также:  Статья 28. общие требования к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Подробно о последовательности оформления документов мы писали здесь. 

Давайте разберемся с назначением этих документов. И, прежде всего, посмертного эпикриза: именно он поможет при отказе от вскрытия или при попытке оспорить причину смерти в суде. 

Что такое посмертный эпикриз?

Это особый медицинский документ, который выдается после смерти человека. Посмертный эпикриз содержит: 

  1. Упоминание обо всех перенесенных заболеваниях, которые были у пациента, травмах и перенесенных операциях.
  2. Посмертный заключительный диагноз — с указанием кодов по МКБ (Международный классификатор болезней). Этот диагноз, скорее всего, будет позже указан в свидетельстве о смерти в качестве причины смерти.
  • Фактически это полная история болезни человека, история наблюдения в стационаре или амбулаторно. 
  • Для чего он нужен? 
  • Посмертный эпикриз, как минимум, нужен для того, чтобы организовать похороны вашего близкого: это звено в цепочке документов на покойного, без которого цепочка не сомкнется.  

Последовательность такая: посмертный эпикриз (из поликлиники/больницы) нужен для получения медицинского свидетельства о смерти (в морге), а медицинское свидетельство — для получения гербового свидетельства о смерти (в МФЦ). Гербовое свидетельство — это и есть своеобразный паспорт умершего, его основной документ, если так можно сказать, т.е. финальный документ, который нам нужен.   

Получается, бумаги на умершего человека готовят три учреждения: медицинское (поликлиника/больница), морг и МФЦ. Именно по такому маршруту придется пройти родным умершего. 

Человек умер дома. Что делать, чтобы получить посмертный эпикриз?

Первым делом нужно позвонить в поликлинику (если поликлиника в эти дни или часы не работает, то — в скорую) и полицию. Обычно в случае смерти пациента сотрудники скорой сами вызывают полицию, но можно ускорить прибытие правоохранителей, если позвонить им самостоятельно.

Врач/фельдшер зафиксирует смерть и выдаст бланк с ее констатацией — с ним вы потом сможете обратиться по месту лечения умершего, напримерв поликлинику по прикреплению или специализированный лечебный центр, и получить посмертный эпикриз.

Полицейские же осмотрят тело и зафиксируют, что на нем нет следов насильственной смерти.

Если ваш близкий умер не дома и не в хосписеКакие шаги необходимо предпринять, если человек умер не в медицинском учреждении и не по месту постоянной регистрации, а в ином месте

  1. А если человек умер в больнице?
  2. Если смерть наступила во время госпитализации, посмертный эпикриз составляет лечащий врач в больнице. 
  3. Кто из родственников и близких умершего может получить посмертный эпикриз, а затем и свидетельство о смерти?

Приоритетное право — у самых близких родственников: супруги, детей, родителей. Если таких родственников у человека нет, то обратиться за эпикризом может и двоюродная сестра, и просто друг — главное иметь на руках бланк с констатацией смерти, который выдал врач.

Такой порядок регламентируется «Рекомендациями по порядку выдачи и заполнения учетной формы N 106/у-08 «Медицинское свидетельство о смерти»», но в каждом регионе есть свой нормативный акт на основе Рекомендаций, т.е. могут быть свои нюансы. Так, в Москве действует Инструкция по правилам заполнения, выдачи, учета и хранения медицинского свидетельства о смерти учетной формы N 106/У-08, где сказано следующее:

«Свидетельство выдается супругу(е), близким родственникам, а при их отсутствии — иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшим на себя организацию погребения в случае отсутствия членов семьи и близких родственников умершего, при предъявлении ими паспорта; свидетельство выдается не позднее одних суток после патологоанатомического вскрытия или после установления причины смерти — оформления заключительного клинического диагноза, если вскрытие не проводилось».

Как отказаться от вскрытия, имея на руках посмертный эпикриз?

Посмертный эпикриз содержит причину смерти и историю болезни. Поэтому везде, где нужно опереться на причину смерти как аргумент, он и нужен. Например, для того, чтобы отказаться от вскрытия: производить вскрытие или нет — решает врач-патологоанатом на основании эпикриза.

Важно

Главное тут — время. Врачи обязаны провести вскрытие в течение трех суток после того, как тело поступило в морг. Чаще всего они делают это сразу, так что если хотите отказаться от вскрытия, подайте заявление об отказе в первый же свой визит в морг (при оформлении медицинского свидетельства о смерти).

 

Если сомнений в диагнозе у врача не возникает, вскрытие могут не производить. Однако окончательное решение все равно остается за патологоанатомом. Специалист может настоять на вскрытии, если точную причину смерти установить сложно.

Есть ряд случаев, когда патологоанатом по закону обязан произвести вскрытие (они перечислены в части 3 статьи 67 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»):

  1. Подозрения на насильственную смерть;
  2. Невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти;
  3. Оказания умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток;
  4. Подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов;
  5. Смерти: а) связанной с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови и (или) ее компонентов; б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него; в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли; г) от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы; д) беременных, рожениц, родильниц (включая последний день послеродового периода) и детей в возрасте до двадцати восьми дней жизни включительно; 6) рождения мертвого ребенка;

    7) необходимости судебно-медицинского исследования.

Если ничто не мешает отказаться от вскрытия, врач-патологоанатом выдаст вам медицинское свидетельство о смерти на основании посмертного эпикриза. 

Если вскрытие все же понадобится, эпикриз может все равно пригодиться для уточнения диагноза умершего.

Похороны и транспортировка гроба в период пандемииРассказываем, как действовать в нестандартных ситуациях, какие нужны документы для похорон и что изменилось из-за пандемии COVID-19

  • Если человек не успел просмотреть эпикриз до вскрытия и теперь сомневается в итоговом диагнозе, можно ли увидеть посмертный эпикриз после вскрытия?
  • Да, родственники умершего или те люди, которые будут заниматься организацией похорон, имеют право изучить посмертный эпикриз и подробные результаты медицинских экспертиз и после вскрытия. 

Если у вас есть подозрение на врачебную ошибку, то на основании этих документов вы можете написать заявление в прокуратуру, которая передаст материалы в следственный комитет — и дальше уже следователи будут разбираться с медицинскими документами. Возможно, в ходе следствия понадобится провести повторное вскрытие, взять дополнительные анализы и образцы у умершего — это позволит уточнить диагноз и разобраться, могли ли ошибки в диагностике/лечении привести к преждевременной смерти.

Также есть другой вариант — обратиться в гражданский суд. Правда, в случае с гражданским иском вам придется самостоятельно собирать доказательства — например, оплатить повторную медицинскую экспертизу. Если ошибка действительно имела место, медицинское учреждение должно будет выплатить компенсацию и покрыть судебные расходы.

Понадобится ли посмертный эпикриз для решения вопросов с банком, страховой и т.д.?

Если умерший был застрахован, то в страховую предоставляется медицинское свидетельство о смерти. Важно, чтобы причина смерти подпадала (соответствовала страховому случаю)  под страховой случай. 

Как правило, медицинского свидетельства о смерти будет достаточно, чтобы это выяснить. Даже если его получали не вы, дубликат такого документа родственники умершего по запросу могут получить в ЗАГСе или МФЦ. А если необходимо, чтобы в бумаге была указана причина смерти, то можно также получить в МФЦ/ЗАГСе справку о смерти — там это будет зафиксировано.

Посмертный эпикриз может быть полезен как дополнительный документ для переговоров со страховой компанией, но чаще всего  он не нужен.

Знать все о своем диагнозе, отказаться от реанимации — и другие юридические права пациентаОбязан ли врач прямо сказать, что я умираю? Что за согласие мы подписываем в поликлиниках? Могу ли я распорядиться отдать свои органы для донорства после смерти?

Страховая компания сомневается в причине смерти, и нужен документ с более подробными данными — а эпикриз вы не получали или потеряли? Есть несколько вариантов решения проблемы.

В соответствии с Приказом Минздрава от 6 июня 2013 г.

N 354н «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий», не позднее, чем через 30 дней после завершения проведения патолого-анатомического вскрытия врач-патологоанатом окончательно оформляет протокол вскрытия.

И родственник либо законный представитель умершего может получить заключение о причине смерти и диагнозе пациента там, где тот лечился,в больнице или поликлинике.

Или можно обратиться в больницу/поликлинику с письменным заявлением о выдаче копии посмертного эпикриза. Супругам, близким родственникам, членам семьи умершего пациента отказать в такой просьбе медицинское учреждение не имеет права.

А если все же откажут, смело пишите жалобу в прокуратуру — на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 13.01.

2020 N 1-П «По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой».

Нужно ли показывать эпикриз в похоронном агентстве — например, когда решается вопрос, хоронить ли человека в закрытом гробу или нет?

Нет, не нужно. 

Информацию о допустимом способе захоронения предоставляют в морге при получении медицинского свидетельства о смерти. Если родственники получали его самостоятельно, то они сами и сообщают ритуальному агенту особенности конкретной ситуации. 

  1. Если документы оформляют представители ритуального агентства, сотрудники морга и передадут им всю необходимую информацию о способе захоронения. 
  2. Какие правила действуют в отношении тех, кто умер от ковида?
  3. Первое — тела всех, кто предположительно умер от коронавирусной инфекции, подлежат обязательному вскрытию. 
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]