Служебная проверка – мероприятие особого рода, которое должно восстановить порядок и дисциплину на предприятии.
Работодатель вправе разработать Положение о порядке проведения служебных проверок в организации.
Что представляет собой служебная проверка?
Служебная проверка – расследование, в ходе которого устанавливается виновность сотрудника, а также обстоятельства произошедшего. Как правило, она проводится в рамках государственной службы. Однако расследование может выполняться и в коммерческих компаниях. В этом случае требуется утвердить соответствующие локальные акты. Обычно проверка осуществляется в крупных организациях.
ВАЖНО! Несмотря на то что в законе не изложен порядок служебного расследования в коммерческих структурах, мероприятие важно проводить правильно. Все этапы проверки оформляются документально.
В ходе должны быть найдены твердые доказательства виновности сотрудника.
Если основные правила не выполняются, трудящийся, в отношении которого было инициировано расследование, может обратиться в трудовую инспекцию.
Законодательное обоснование
В законе закреплено лишь понятие проверки, применяемое по отношению к государственным служащим. Все нюансы расследования содержатся в ФЗ №79 от 26 июня 2017 года. Относительно проверок в органах МВД РФ актуален приказ МВД от 26 марта 2013 года №161. Все остальные особенности и обстоятельства проверки можно найти в тех или иных статьях ТК РФ.
Что является основаниями для принятия решения о проведении служебной проверки?
В каких случаях проводится проверка?
Расследование должно быть обусловлено конкретной причиной. Как правило, это следующие обстоятельства:
- Работником допущен проступок, признаки которого изложены в статьях 192-193, 195 ТК РФ. Рациональность проведения расследования в этом случае обусловлена тяжестью последствий проступка. К примеру, проверка в обязательном порядке осуществляется при угрозе увольнения сотрудника. Она актуальна при прогулах работника, мелком и крупном хищении, разглашении тайны.
- Трудящийся привлекается к материальной ответственности. Основания для привлечения, а также порядок взыскания средств изложены в статьях 232-233, 238-250 ТК РФ. Если работник привлечен к ответственности на основании результатов проведенной инвентаризации, дополнительно проводить расследование не нужно. Оно заменяется проверкой соответствующей комиссией.
- Работник совершил деяние, которое может повлечь за собой увольнение. Перечень таких деяний изложен в статье 81 ТК РФ. К примеру, это необоснованное решение управленца, повлекшее за собой материальный ущерб для компании.
- Были нарушены правила оформления трудового договора, которые зафиксированы в статье 84 ТК РФ. К примеру, это несовместимость обязанностей работника с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями.
- Обстоятельства, при наличии которых служебное расследование оговорено в нормативных актах. К примеру, это несчастные случаи во время выполнения сотрудником своей работы.
К СВЕДЕНИЮ! Как правило, служебная проверка осуществляется по факту совершения работником дисциплинарного проступка.
ВАЖНО! Если расследование осуществляется в коммерческой компании, основания для его проведения нужно изложить в соответствующих локальных актах.
Базовые задачи расследования
Рассмотрим основные задачи проведения проверки в компании:
- Установление факта совершения виновного действия, на основании которого вынесено дисциплинарное взыскание.
- Выявление времени и обстоятельств произошедшего, анализ последствий, определение размера имеющегося ущерба.
- Поиск работника, который совершил дисциплинарный проступок.
- Определение виновности лица.
- Анализ мотивов совершения проступка, дополнительных обстоятельств.
К СВЕДЕНИЮ! Руководителю компании рекомендуется утвердить рекомендации по проведению профилактических мероприятий, нужных для устранения причин, повлекших за собой дисциплинарный проступок.
Порядок осуществления служебной проверки
ВАЖНО! Рекомендации по алгоритму проведения служебной проверки от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Как правило, сначала поступают сведения о противоправном деянии. Затем руководитель утверждает решение о начале служебной проверки. Рекомендуется выполнять ее в течение 3 дней после обнаружения проступка. Проверка должна быть закончена не позже 20 суток с даты ее начала.
Расследование осуществляется или специально назначенным для этого работником, или комиссией. Оно проводится на основании приказа или другого распорядительного документа, в котором нужно обязательно указать ряд сведений:
- Причину осуществления расследования.
- Участников, входящих в комиссию, а также ее председателя.
- Полномочия комиссии.
- Сроки, отведенные на проверку.
- Сроки направления руководителю документов о результатах расследования.
Как правило, участники комиссии – это сотрудники подразделения кадров, представители подразделений безопасности, финансов. За работу комиссии отвечает председатель.
Для участия в комиссии не стоит привлекать виновное лицо, его родственников или подчиненных. Это может привести к необъективным результатам расследования.
ВНИМАНИЕ! Приказ о начале служебного расследования должен быть подписан всеми участниками комиссии, а также лицом, факт виновности которого устанавливается.
Права и обязанности участников комиссии
У участников комиссии есть следующие права:
- Вызов сотрудников к себе и получение от них объяснений в письменной форме.
- Просмотр документов, которые относятся к делу.
- Истребование необходимых документов.
- Получение консультаций специалистов.
У участников комиссии также есть обязанности:
- Осуществление мер по выяснению всех обстоятельств дела.
- Рассмотрение заявлений, которые относятся к произошедшему.
- Обеспечение конфиденциальности.
- Составление акта о результатах проведенного расследования.
- Документальное оформление всех этапов проверки.
Все права и обязанности участников обусловлены необходимостью быстро и эффективно провести проверку.
Права предположительно виновного лица
Лицо, в отношении которого выполняется служебное расследование, также наделено рядом прав:
- Изложение в письменном виде своей точки зрения на проступок.
- Требование приобщения к материалам дела документов, подтверждающих позицию сотрудника.
- Подача заявления об исключении из состава комиссии определенного участника с обоснованием этой просьбы.
- Ознакомление с собранными по делу материалами.
Сотрудник имеет право защищать свою позицию, приводить аргументы в свою пользу.
ВАЖНО! Виновное лицо может отказаться от подачи объяснений в письменной форме. В этом случае составляется акт, в котором указывается отказ сотрудника от объяснений.
Заключительная часть служебной проверки
В завершении проверки требуется составить акт с изложением результатов расследования. В частности, в документе указывается следующая информация:
- Участники комиссии и ее председатель.
- Сведения о противоправном деянии.
- Данные о предположительно виновном лице.
- Причины произошедшего.
- Информация о мере ответственности сотрудника за произошедшее.
К этому заключению прилагается ряд документов. Это может быть приказ о проведении расследования, характеристика на сотрудника, объяснения касательно произошедшего, прочие бумаги.
Служебная проверка в организации : полномочия работодателя
Н.И. Тимофеев, А.М. Ильина
Опубликовано в номере: Кадры предприятия N2 / 2004
ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В каждой организации рано или поздно возникают ситуации, когда работодатель вынужден принимать управленческие решения, негативным образом отражающиеся на отдельных работниках.
Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности, увольнении работников по некоторым предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами основаниям и других подобных ситуациях.
Заметим, что в число таких работников могут попадать и руководители организаций.
- Издание подобных распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя, как следует из положений трудового законодательства, должно базироваться на установлении соответствующих фактических обстоятельств, с одной стороны, предопределяемых каждый раз непосредственно самой конкретной ситуацией, а, с другой, — оцениваемых с применением некоторых общих подходов.
- Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств, предшествующему принятию работодателем того или иного решения, и служит так называемый «институт служебной проверки».
Уточним, что единого порядка проведения служебных проверок в организациях ни Трудовым кодексом РФ, ни каким-либо другим общезначимым нормативным актом федерального уровня не установлено. К тому же сам термин «служебная проверка» законодательно закреплен лишь в нормативных актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы.
Тем не менее, в ряде достаточно крупных организаций со значительной численностью работающего в ней персонала применяются локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения служебных проверок.
При этом нередко должностные лица, в первую очередь, из числа административно-управленческого персонала организации, сталкиваясь с необходимостью установления тех или иных обстоятельств (например, обстоятельств совершения работником дисциплинарного проступка), фактически проводят служебные проверки, не соотнося свои действия с нормами законодательства (без надлежащего документального оформления, используя недопустимое вторжение в частную жизнь работников и т.п.).
Наконец, нельзя не отметить и то обстоятельство, что результаты правильно проведенной служебной проверки, оформленные соответствующим образом, могут стать дополнительным доказательством правомерности действий работодателя в случае возникновения трудового спора.
В этой связи рассмотрим в общем виде некоторые вопросы, которые, как представляется, не следует оставлять без внимания работодателю при проведении служебных проверок.
Вопросы, связанные с расследованием несчастных случаев на производстве, регулирование которых осуществляется в соответствии со статьями 227 — 231 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом от 24.07.
1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в рамках данной статьи не рассматриваются.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЛЕКУЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ
К числу таких обстоятельств (случаев), по нашему мнению, можно отнести следующие: 1. Совершение работником дисциплинарного проступка (статьи 192, 193, 195 Трудового кодекса РФ).
При принятии решения о необходимости проведения служебной проверки работодателю, в первую очередь, нужно исходить как из характера совершенного проступка, так и из тех негативных последствий (в том числе материальных), которые возникли или могут возникнуть в связи с этим.
Также следует иметь в виду и то, какой именно вид дисциплинарного взыскания (увольнение, выговор или замечание) может быть применен к виновному работнику.
Например, проводить служебную проверку, конечно же, необходимо в случаях, когда речь может идти об увольнении по одному из оснований, предусмотренных статьей 81 Кодекса 1) по пункту 5 — за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
2) пункту 6 — за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, к числу которых относятся:
- прогул (подпункт «а»);
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подпункт «б»);
- разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подпункт «в»);
- совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подпункт «г»);
- нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подпункт «д»);
3) пункту 10 — за однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей. 2. Привлечение работника к материальной ответственности (статьи 232, 233, 238 — 250 Трудового кодекса РФ).
Следует отметить, что в случае, если работник привлекается к материальной ответственности по результатам инвентаризации (плановой или внеплановой), проводить дополнительно служебную проверку представляется нецелесообразным, поскольку, как правило, инвентаризационная комиссия в процессе проверки выявляет и оценивает все необходимые факты и обстоятельства. Попутно укажем также, что основным нормативным актом, определяющим общий порядок проведения в организациях инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
В частности, как следует из пунктов 2.2 и 2.
3 Методических указаний, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия; при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии; персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.
3. Совершение работником деяния, влекущего возможность его увольнения с работы по определенным основаниям. Такие основания предусмотрены:
- пунктом 7 статьи 81 Трудового кодекса РФ — совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
- пунктом 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ — совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
- пунктом 9 статьи 81 Трудового кодекса РФ — принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;
- пунктом 11 статьи 81 Трудового кодекса РФ — представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;
О служебной проверке
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) предусматривает обязательное проведение служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания. В ходе такой проверки устанавливаются:
- — факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
- — вина гражданского служащего;
- — причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
- — характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
— обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (если она проводится по письменному заявлению гражданского служащего — ч. 1 ст. 59 Федеральный закон).
Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
Гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, не может в ней участвовать. Если такой факт имеет место, гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки.
При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 4,5 ст. 59 Федерального закона).
Обязанность контролировать своевременность и правильность проведения служебной проверки возлагается на представителя нанимателя, назначившего ее.
Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, вправе на ее время отстранить от замещаемой должности гражданского служащего, в отношении которого проводится эта проверка. При этом за гражданским служащим сохраняется денежное содержание по замещаемой должности гражданской службы (ч. 7 ст. 59 Федерального закона).
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (ч. 6 ст. 59 Федерального закона). В нем указываются (ч. 9 ст. 59 Федерального закона):
— факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
— предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого она проводилась (ч. 10 ст. 59 Федерального закона).
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе (ч. 8 ст. 59 Федерального закона):
- — давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
- — обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, перед представителем нанимателя, назначившим проверку;
- — знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
- Методические рекомендации об организации проведения служебных проверок в Правительстве Пензенской области и исполнительных органах государственной власти Пензенской области
Служебная проверка в отношении гражданского служащего | Юридическая консультация онлайн
Служебная проверка может быть запрошена по ряду весомых причин. Только имея четко сформулированный мотив для начала расследования, наниматель может провести данное мероприятие.
В этом материале мы разберем что собой представляет служебная проверка в отношении гражданского служащего, какие существуют мотивы для проведения данного расследования и все сопутствующие нюансы.
Гражданские государственные служащие: список профессий
- Гражданскими служащими считаются представители профессий, связанных с управлением государственных систем.
- К ним относятся все служащие от представителей налоговых инспекций до прокуроров, судей, полицейских и народных депутатов.
- Когда в нормальной работе подразделения государственной структуры замечены сбои, работодатель может начать служебную проверку в отношении лица, который предполагаемо мог стать виновником сбоя.
Роль служебной проверки
Внутреннее расследование может быть запущено при обнаружении факта дисциплинарного нарушения со стороны одного из сотрудников, при обнаружении утечки средств или нанесения ущерба при невыясненных обстоятельствах, или в случаях нестандартных или несчастных происшествий на рабочем месте.
То есть, для запуска расследования существуют следующие причины:
- Наличие убытков или финансовых проблем появившийся при невыясненных обстоятельствах;
- Установленный факт совершения дисциплинарного проступка;
- Установленный факт несчастного случая на предприятии;
- Подозрение некоторых лиц в совершении проступка.
Внутреннее расследование может быть запущено спустя не более чем три дня с момента возникновения причины для проверки.
Важно. Суть расследования состоит в том, что она выявляет все факты нарушений, которые могли привести к имущественным или другим потерям предприятия, оценивает масштаб произошедшего и выдвигает предполагаемую меру наказания виновного на согласование работодателя.
Документальное оформление расследования
Для того, чтобы внутренняя проверка прошла правомерно нанимателю необходимо издать приказ или другой соответствующий документ, в котором будут указаны:
- Основные мотивы для проведения расследования;
- Лица, которые считаются подозреваемыми;
- Состав проверяющей комиссии, ее главу и полномочия;
- Сроки завершения расследования.
Обычно алгоритм проверки такой:
- Руководитель или один из гражданских служащих обнаруживает происшествие, которое может послужить поводом для проведения проверки.
- Назначаются члены проверяющей комиссии. Это могут представители отдела кадров, или другие лица из штата сотрудников, которые не заинтересованы в результатах расследования.
- Назначается глава комиссии, который под контролем нанимателя руководит расследованием.
- Издается соответствующий письменный указ, и отдается на подпись всем членам комиссии и подозреваемому лицу.
- Члены комиссии опрашивают всех сотрудников, которые могут повлиять на ход проверки. Запрашивают письменные объяснения всех участников проверки, фиксируют документально ход проверки. Тщательно проверяют все документы и поступающие заявления.
- Комиссия выносит вердикт о происшествии, доказывает или опровергает вину подозреваемого и предлагает меры взыскания для виновного.
Расследование может длиться до двадцати дней с момента ее начала. По завершению расследования комиссия предоставляет работодателю акт с заключением и прикладывает все фигурирующие в проверке документы.
Важно. Подозреваемый гражданский служащий, в отношении которого развернута служебная проверка обязан быть оповещен о проведения мероприятия.
Полномочия членов комиссии
Участие в расследовании в составе проверяющей комиссии возможно только на добровольной основе. Все члены комиссии имеют более расширенные полномочия, чем другие сотрудники, которые девствуют только на время проведения служебной проверки.
Члены комиссии уполномочены:
- Опрашивать рабочий коллектив;
- Запрашивать письменные объяснения у сотрудников компании;
- Проверять документы, которые имеют вес в ходе расследования;
- Изучать все поступающие заявки от коллег подозреваемого;
- Получать консультацию компетентных специалистов (юристов, программистов и т.д.).
Кроме полномочий все члены комиссии получают дополнительные обязанности, которые они будут выполнять до завершения служебной проверки.
Основные обязанности:
- Соблюдать тайну расследования;
- Быть непредвзятыми и объективными;
- Внимательно изучать все источники, которые причастны к проверке;
- Реагировать на поступающие заявки;
- Фиксировать каждый шаг расследования в письменном виде.
Важно. Члены комиссии не должны разглашать промежуточные результаты проверки коллегам или друзьям подозреваемого.
Допустимые меры защиты интересов подозреваемого
Подозреваемый гражданский сотрудник имеет право на защиту свои интересов. В некоторых случаях он может быть отстранен от выполнения должностных обязанностей. Этот факт нисколько не влияет на заработную плату подозреваемого за отчетный период, и на его возможность участвовать в расследовании.
Влиять на ход проверку напрямую или узнать промежуточные выводы комиссии подозреваемый не может.
Однако он может:
- В письменном виде объяснить свои действия и изложить свое видение ситуации;
- Предложить рассмотреть комиссии конкретные документы;
- Потребовать у работодателя исключить некоторых членов комиссии по уважительной причине;
- Узнать результаты проверки по ее завершению и оспорить их.
Важно. Уважительными причинами для замены или отстранения членов комиссии по требованию подозреваемого могут выступить: некомпетентность, не квалифицированность, несоблюдение конфиденциальности и прочие.
Оформление результат проверки
Результаты внутреннего расследования должны быть готовы и документально отражены уже на двадцатые сутки после начала мероприятия.
Члены комиссии и ее руководитель обязаны предоставить работодателю акт, содержащий:
- Полный список членов комиссии, их инициалы и занимаемые должности;
- Обоснование причины по которой была развернута проверка;
- Выводы о ходе проверки (есть ли вина подозреваемого, причинно-следственные связи между дисциплинарным проступком и его последствиями);
- Меры, которые могут быть применены в отношении гражданского служащего нанимателем (устный выговор, лишение премии, увольнение, возмещение убытков).
Кроме этого документы комиссии должна предоставить работодателю все документы, которые подтверждают их выводы о проверке.
Важно. Без документов, которые подтверждают виновность подозреваемого выводы проверки могут быть расценены как неправомерные.
Чрезвычайные ситуации как повод для проведения проверки
Чаще всего поводом или мотивом для начала внутреннего расследования выступают дисциплинарные проступки гражданских случаев. Но бывает так, что в рабочее время сотрудник получает травмы вследствие несчастного случая на предприятии.
Поскольку работодатель несет прямую ответственность за жизнь и здоровье своих подчиненных ему необходимо провести служебную проверку и выяснить что послужило причиной возникновения внештатной ситуации.
Важно. Несчастным случаем может считаться только тот, который произошел без вины сотрудника в рабочее время в пределах предприятия при выполнении прямых обязанностей.
Все другие случаи выходят за рамки определения «несчастный случай» и могут привести к ответственности со стороны сотрудника. Это возможно если, например, работник пренебрег должностными инструкциями или техникой безопасности труда, вследствие чего лишился трудоспособности на определенный промежуток времени.
Заключение
- Высокая ответственность при выполнении должностных обязанностей гражданскими государственными служащими требует регулярных проверок при выявлении фактов минимального нарушения дисциплинарного порядка.
- Служащий, в отношении которого развернуто расследование может принимать участие в мероприятии и отстаивать свою правоту.
- Члены проверяющей комиссии обязаны непредвзято оценивать документы и факты для вынесения объективного вердикта.
- Работодатель обязан следить за ходом проверки и принять окончательное решение о виновности подозреваемого и присвоенной для него меры взыскания, в случае доказательства вины.
Ещё нет оценки
В какой срок должны уведомить сотрудника полиции о назначении в отношении него служебной проверки? — вопрос №14884659 © 9111.ru — 2021 г
Порядок проведения служебной проверки в МВД регламентируется приказом Министерства Внутренних Дел №161 от 2013 года. К сожалению, достаточно часто имеет место пренебрежение данным законом.
Наиболее распространенные случаи нарушения правил проведения внутренней проверки связаны со следующими обстоятельствами:
- Служебную проверку осуществляет лицо, не уполномоченное на данное действие.
- Решение о проведении комплекса мероприятий по внутренней проверке принимается не руководителем структурного подразделения.
- Несоблюдение сроков внутреннего расследования.
- Начало внутреннего расследования не совпадает с моментом озвучивания информации о проступке. Оно должно начаться не позже, чем через 2 недели.
- Недостаточное количество или полное отсутствие фактических доказательств или аргументированных объяснений того члена персонала, в отношении которого инициирована проверка.
Важнейшей частью внутреннего расследования является подготовка комплекса документов. Грубое нарушение — проведение служебной проверки в МВД без достаточного количества документов, которые должны стать основанием для заключения.
Например, в материалах обязательно должна присутствовать информация из кадрового департамента того структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник. Кроме того, нарушением также является отсутствие справки о том, состоит ли данный член коллектива в профсоюзе Главного Управления Министерства Внутренних Дел или нет.
Наконец, работа по расследованию дисциплинарного проступка считается практически бесполезной, если руководству не предоставлены структурированные выводы о причинах, повлекших проступок.
Опись вложения Ф 107 почта России скачать бланк 2021 году
Задача внутренней проверки сводится к выяснению всех сопутствующих факторов, обстоятельств и условий, спровоцировавших нарушение внутреннего регламента.
Это необходимо не только для выяснения максимально объективной картины инцидента, но и для выработки комплекса профилактических мероприятий во избежание образования прецедента.
Сначала к начальству, потом – в суд: как обжаловать взыскания госслужащим
Рабочий конфликт, который грозил полицейскому лишением работы, он пытался решить через свое руководство. Такой метод ему не помог и привел к увольнению.
За это время сотрудник пропустил срок исковой давности для обжалования тех актов служебной проверки, с которых и начались разногласия.
Верховный суд объяснил, что в такой ситуации является уважительной причиной пропуска срока исковой давности.
Весной 2021 года в отношении полицейского Андрея Королева* служба собственной безопасности провела проверку, которая обнаружила, что страж порядка выезжал за границу. Проверяющие сочли, что этой поездкой сотрудник нарушил правила хранения гостайны, к которой имел доступ. По итогам проверки Королева лишили доступа к секретным сведениям и временно отстранили от работы.
Полицейский не согласился с таким решением и летом того же года подал рапорт на имя своего руководителя, в котором объяснил, – другие страны он посещал, но обо всех заграничных полетах информировал начальство и правила хранения гостайны не нарушал.
Ответа на свое обращение страж порядка так и не получил, зато вместо этого сотруднику предложили перейти на другую должность, где доступ к секретным сведениям не нужен. Королев отказался от такого предложения, и в декабре 2021 года его уволили.
Тогда экс-сотрудник обжаловал в судебном порядке не только свое увольнение, но и акт служебной проверки вместе с лишением доступа к гостайне. Первая инстанция ему отказала, сославшись на пропуск трехмесячной исковой давности.
Суд пояснил, что заявителю надо было сразу же оспаривать акт проверки и запрет на доступ к секретным сведениям, а не ждать больше полугода.
А вот Судебная коллегия по гражданским делам ВС отменила такое решение. ВС пояснил, что Королев поздно обратился в суд по уважительной причине: работник обжаловал все перечисленные решения своему руководству, но так и не дождался от начальства ответа на эти жалобы. (По материалам апелляционной практики Судебной коллегии по гражданским делам ВС).
*Имена и фамилии участников дела изменены.
С полным текстом обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными госслужащими, утвержденным Президиумом ВС 15 ноября 2021 года можно ознакомиться здесь.
- Трудовое законодательство, Госслужба, Исковая давность, Суды и судьи
- Полиция
- Верховный суд РФ
- Трудовые отношения
Служебная проверка в МВД: правила проведения
Итак, решение о начале внутреннего расследования принимается не позже чем через 2 недели с момента поступления сигнала о нарушении регламента. Именно этот сигнал и является чаще всего основанием для инициирования проверки.
Срок проведения служебной проверки составляет 30 дней. При этом из данного периода исключаются дни (или недели), во время которых сотрудник был болен. Кроме того, в данный отрезок времени не входит время пребывания его в платном отпуске.
Сотрудникам МВД часто приходится выполнять функциональные обязанности, связанные с разъездами или пребыванием в другом регионе. Время, проведенное в командировке, также не входит в срок служебной проверки в МВД.
Наконец, служба в Министерстве Внутренних Дел не освобождает человека от семейных обязательств и личной жизни. Если на время внутренней проверки сотрудник по каким-либо субъективным обстоятельствам не присутствовал на службе, а руководитель структурного подразделения признал факт отсутствия уважительным, то это время не включается в срок проверки.
Проверку выполняет уполномоченное лицо, назначенное руководством. В исключительных случаях может быть создана комиссия в составе 3-х человек. Но, как правило, проверки в МВД осуществляются именно одним сотрудником, которому делегируются соответствующие полномочия.
В ситуации, когда последний день внутреннего расследования является нерабочим (приходится на «красное число»), то завершающим днем будет тот, который предшествовал выходному.
Уполномоченное лицо, осуществляющее внутреннюю проверку, имеет право требовать письменное объяснение с членов коллектива, если, по его мнению, они располагают какими-либо данными, имеющими отношения к нарушению внутреннего дисциплинарного регламента. Для сбора информации данный сотрудник может выезжать на место инцидента, где бы оно ни находилось.
Назначенный для проверки сотрудник имеет право:
- Предлагать руководству отстранить от службы сотрудника, в отношении которого проводится внутреннее расследование.
- Требовать для инспекции нужные документы. Для этого им могут осуществляться запросы в нужные инстанции и органы.
- Использовать базу данных МВД для сбора информации.
- Изготавливать копии документов, которые необходимы для установления максимально объективной картины инцидента.
- Инициировать ревизию внутри того структурного подразделения, в котором имел место дисциплинарный проступок.
- Использовать комплекс технических средств в подразделении для документирования, копирования и систематизации нужных документов.
- Инициировать проведение психофизиологического обследования сотрудника, в отношении которого инициирована проверка.
- Инициировать оказание психологической поддержки данного сотрудника.
Важнейшей обязанностью лица, проводящего внутреннюю проверку, является обеспечение конфиденциальности всех этапов работы.
Для того чтобы картина была полной и беспристрастной, к расследованию могут привлекаться специалисты других служб и учреждений. В частности, сотрудник, которому поручено проведение проверки, имеет право ходатайствовать перед руководством о привлечении специалистов, обладающих физико-техническими, научными знаниями для полномасштабных консультаций.
В какой срок должны уведомить сотрудника полиции о назначении в отношении него служебной проверки?
В трудовом кодексе нет такого понятия, как служебная проверка
Трудовой кодекс РФ не содержит четкого определения служебного расследования, но на практике под таковым понимается формализованный порядок установления обстоятельств нарушения.
Основными целями служебного расследования являются:
- Установление факта совершения проступка конкретным лицом.
- Определение законности наложенного на виновное лицо взыскания.
- Наложение взыскания в установленный срок.
Обратите внимание! Конкретного перечня, согласно которому на работников могут быть наложены дисциплинарные взыскания и проведены служебные расследования, в законодательстве нет. Однако работодатели вправе самостоятельно определять данные ситуации и закреплять их в локальных нормативно-правовых актах (в том числе рекомендуется утвердить образец акта служебного расследования на предприятии).
Зачастую указанный перечень выглядит следующим образом:
- Нарушение трудовой дисциплины.
- Невыполнение трудовых обязанностей.
- Нарушение правил техники безопасности.
- Причинение материального ущерба работодателю (в последнем случае проведение служебного расследования обязательно).
Важно! Если в совершенном проступке обнаружены признаки преступления или административного правонарушения, администрация работодателя обязана в установленном порядке сообщить об этом в правоохранительные органы.
Что такое бюджет доходов и расходов (БДР) и БДДС
Когда проводится служебная проверка
Целесообразно организовать служебную проверку (служебное расследование) при следующих обстоятельствах:
- Когда действие или бездействие подчиненного (в рамках выполнения трудовых обязанностей) может повлечь его увольнение по инициативе руководства – на основании одного из пунктов 81-й статьи Трудового кодекса. Например, школьный учитель совершил аморальный поступок или у бухгалтера обнаружена недостача.
- Если работника необходимо привлечь к материальной ответственности за ущерб, нанесенный работодателю. Факт ущерба (убытка, хищения) должен быть выявлен и зафиксирован инвентаризационной комиссией.
- Сотрудник совершил серьезный дисциплинарный проступок, за который может последовать взыскание, вплоть до увольнения (192-я статья Трудового кодекса). Таким проступком, в частности, считается прогул или появление на работе в нетрезвом виде.
- Обнаружено, что при приеме на работу сотрудник предоставил неполную или недостоверную информацию о себе. Например, скрыл, что у него имеются медицинские противопоказания, не позволяющие работать на занимаемой должности. Или предоставил «липовый» диплом.
- Если имел место несчастный случай на производстве.
В этих и иных случаях в ходе служебной проверки тщательно исследуются действия, совершенные работником, или допущенное им бездействие.
Оформление результатов
Затем результат служебного расследования отражают в акте об этом, который подписывают все члены комиссии. К акту прикладывают все документы, которые были задействованы в процессе проверки: результаты инвентаризации, объяснение сотрудника и т. д.
https://www.youtube.com/watch?v=LYL88gFpMDM
Ситуация такова, что форма акта служебного расследования нормативными документами тоже не утверждена. Поэтому каждое предприятие может разработать свой образец акта о проведении служебного расследования.
Обычно образец акта служебного расследования оформляют в соответствии со стандартными требованиями делопроизводства:
Следует перечислить состав комиссии с указанием должностей и Ф.И.О. ее членов, отразить реквизиты документа, на основании которого она создана и вообще идёт проверка.
Сотрудника необходимо ознакомить с этим документом, получив его подпись. В случае несогласия подписать акт, на нем делают соответствующую пометку.
- На основании выводов комиссии и результатов инвентаризации работодатель издает распоряжение о взыскании с работника материального ущерба.
- Мнение эксперта
- Куртов Михаил Сергеевич
Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.
Внутренним документом, фиксирующим обстоятельства дисциплинарного проступка и наличие его состава, является акт служебного расследования, или акт служебной проверки.
Кстати, обратите внимание на локальные акты организации. Возможно, форма акта служебного расследования на предприятии утверждена. А если нет, на основе нашего примера его можно разработать.
Акт служебного расследования
Порядок проведения расследования
При некоторых видах правонарушений проведение расследования является обязанностью работодателя, в других же случаях оно является добровольной инициативой руководителя. Если такое расследование не провести, то сотрудник в дальнейшем сможет обжаловать дисциплинарное наказание, которому был подвергнут.
Карточка учета организации
Однако процедура расследования достаточно трудоемкая и ответственная, поэтому для нее отдельным приказом назначается специальная комиссия. Основная ее задача: выяснение обстоятельств случившегося, беседы с предполагаемыми виновниками, установление степени их вины, подсчет нанесенного организации ущерба.
В состав комиссии должно входить не менее трех человек из разных подразделений компании.
Все они должны быть достаточно квалифицированными и грамотными специалистами, чтобы провести расследование качественно, на должном уровне, разобрав все мотивы, причинно-следственные связи и прочие обстоятельства.
При этом действовать нужно предельно аккуратно, не допуская нарушения прав работников. Как правило, в комиссию включаются:
В комиссию может входить и руководитель компании.
Ход проверки
Условно служебное расследование можно разделить на несколько этапов:
- Директор издает приказ. Именно так он назначает членов проверяющей группы. Обычно это сотрудники организации, которые имеют достаточно опыта, чтобы разобраться в данном вопросе. Этот приказ и является основанием для проведения расследования.
- Получение информации. Представители комиссии приступают непосредственно к расследованию происшествия. Для этого собирается вся необходимая информация. Подтверждением неправомерных действий работника могут стать жалобы клиентов, инвентаризационные акты, служебные записки и другая документация.
- Получение объяснительных. Проверяющие имеют право запросить объяснительные записки от всех работников, которые имеют отношение к рассматриваемой ситуации. После того, как сотрудник получил такое уведомление, он должен в течение двух дней дать ответ. Это может быть, как объяснительная, так и отказ ее предоставлять.
- Составление акта. После того, как все проверочные мероприятия были проведены, по их результатам оформляется акт служебного расследования. Для этого может использоваться произвольная форма или утвержденный фирменный бланк.
Как правило, после проведения такой проверки определяется виновный. Его необходимо ознакомить с составленным актом. Естественно, ознакомление он должен подтвердить своей подписью. Если работник отказывается ставить свой автограф, этот факт также необходимо документально зафиксировать. Если возникает необходимость, лицо, заполняющее акт, может вносить дополнительные пункты.
Вообще, обвиняемый имеет право потребовать все подробности проведения расследования. Бывают ситуации, когда, по мнению работника в проверке были допущены серьезные ошибки, и он не согласен с указанными результатами.
При этом он имеет право обжаловать данный акт. Не исключены ситуации, когда виновный по разным причинам не может лично ознакомиться с ходом расследования.
Вместо него это может сделать представитель, который имеет соответствующую доверенность.
Дальнейшие действия во многом зависят от результатов проверки и выводов. Например, руководитель может принять решение наказать сотрудника применением дисциплинарного взыскания.
Этот факт также необходимо внести в заключение расследования. После того, как был определен размер нанесенного ущерба и вынесено окончательное решение, распоряжение о наказании должно быть издано в течение одного месяца.
Служебное расследование в отношении работника на предприятии: с чего начать и как провести
После того, как был выявлен проступок, в течение суток выпускается приказ о внутреннем расследовании с подписью руководителя. Одновременно назначается комиссия, в состав которой должно входить не меньше 3-х незаинтересованных профессиональных работников компании. Они будут составлять протокол проверки.
Если расследование проводят согласно служебной записке работника, то завершать его необходимо в течение месяца от дня сдачи документа.
В это время не включается длительность нахождения сотрудника в отпуске или его болезнь, период для учета сведений от представительной структуры работников (это время в общей сложности не должно превышать 6 месяцев).
После 6 месяцев от даты совершения проступка дисциплинарное взыскание теряет свою силу.
, образец
Вообще, такого понятия, как «служебное расследование» в законе не существует. Но в деловой практике оно используется достаточно часто.
Хотя законодательством все-таки регулируются подобные ситуации, пусть и указаны они в косвенной форме. Трудовой кодекс обязывает работодателя, прежде чем требовать возмещение ущерба, его сначала нужно определить.
Также необходимо выяснить обстоятельства случившегося и узнать, какая доля вины лежит на сотруднике. Естественно, всем этим заниматься должна соответствующая комиссия, состоящая из квалифицированных специалистов.
Организация расследования
Как применяются дисциплинарные взыскания, устанавливает статья 193 Трудового кодекса. Именно на неё надо опираться, когда необходимо организовать расследование.
Сначала рассмотрим общую структуру принятия решений. Она будет различаться при дисциплинарном проступке и нанесении ущерба.
Начнём с дисциплинарного проступка: после того, как он обнаружен, работодатель должен предоставить работнику возможность объясниться письменно.
На то, чтобы оформить объяснение, работнику отводится двое суток. Если он отказывается, необходимо будет оформить акт об отказе.
Затем работодатель решает, какие санкции применять, основываясь на объяснениях работника, докладах его руководителя, других документах. Опираясь на них, он издаёт приказ о наложении определённого взыскания.
Непосредственно служебное расследование здесь будет означать сбор документов, указывающих на:
- факт совершения проступка;
- степень вины работника в нём;
- обстоятельства совершения, влияющие на определение меры наказания.
При причинении ущерба сотрудником алгоритм действий будет следующим:
- приказом работодателя создаётся комиссия, включающая в себя минимум троих работников предприятия;
- она выявляет детали нарушения;
- определяется, какое наказание должен понести провинившийся.
Именно это и будет называться служебным расследованием в данном случае. С его помощью выявляется, по каким причинам нанесён ущерб, а также его размеры, определяется, какова степень вины работника, по отношению к которому проводится разбирательство. Далее мы будет рассматривать именно этот вариант, то есть полноценное расследование с комиссией.
В обоих рассмотренных выше случаях на работодателя возлагается выяснение всех обстоятельств перед определением наказания. Необходимо, чтобы они подтверждались документами, ведь наказанный сотрудник может обратиться в суд, и надо будет подтверждать свою позицию. И если наказание не будет чётко обосновано, а вина работника доказана, то суд примет решение именно в его пользу.
Понятие «служебное расследование»
Служебное расследование – это своеобразная совокупность применяемых мер по сбору, анализу и проверке сведений о проступке с целью выявления вины работника, а иногда и установления виновного лица, если сразу это неизвестно.
По ст. 21–22 ТК РФ при подписании трудового договора стороны приобретают права и обязанности. Работодатель вправе привлечь сотрудника к ответственности за нарушения. Но сначала требуется установить, что именно он совершил проступок и действительно присутствует его вина.
- Распространенные нарушения, по которым проводятся расследования:
- • нарушение должностных обязанностей согласно инструкции;
- Этот перечень не является закрытым, на практике может возникнуть и любая другая ситуация, при которой потребуется проведение служебного расследования.
- Когда при нарушении выявлен факт преступления, к примеру, воровство, по завершении служебного расследования руководитель дополнительно может сообщить о нем в правоохранительные органы.
- Мнение эксперта
- Куртов Михаил Сергеевич
Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.
Проверка и изучение материалов сопровождается оформлением специальной документации, чтобы впоследствии у работодателя была возможность отстоять свою правоту.
Как правильно провести служебное расследование: этапы, сроки и формы документов
Важно знать, что проведение служебного расследования – мероприятие внутреннее. Работодатель может вызывать на «допрос» виновного, очевидцев произошедшего и других сотрудников, но только в рамках своей организации, ведомства, учреждения и т.п. Поскольку процедура носит добровольный характер, работники вправе отказаться от участия.
Нельзя заставлять работников проходить проверку полиграфом или без их согласия проводить обыск и личный досмотр. Если для служебного дела требуется заключение эксперта, допускается привлечение третьих лиц (аудиторов, оценщиков, медицинских работников, инженеров и др.) на договорной основе. Закон также разрешает направлять в государственные органы и пр.
организации необходимые для расследования запросы.
После того, как приказом руководителя была сформирована комиссия, начинается выяснение обстоятельств нарушения. У работника запрашивается письменное объяснение. По месту жительства работника рекомендуется направить уведомление – заказным письмом с описью вложения или телеграммой (см. Образец 2).
Интересное: Ростовская область региональный материнский капитал 2020