Статья 5. Состав перемещенных культурных ценностей

Сергей Глезеров

Форум, посвященный судьбе перемещенных книжных ценностей, — Германо-Российский библиотечный диалог — был учрежден еще десять лет назад. Осенью в Берлине прошло уже восьмое заседание. На нем впервые прозвучала информация о том, из каких книгохранилищ Германии после войны в Государственную Публичную библиотеку (ныне РНБ) поступили инкунабулы, хранящиеся теперь в отделе редких книг. Изучением этого вопроса занимается наш собеседник, участник встречи в Берлине — научный сотрудник отдела Дарья КРЮКОВА.

Статья 5. Состав перемещенных культурных ценностей

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

— Дарья Борисовна, о том, что в РНБ хранятся книги, вывезенные из побежденной Германии в СССР в качестве компенсации за причиненный нам культурный ущерб, раньше старались особенно не говорить…

— Действительно, «трофейная» часть нашего собрания долгое время оставалась вне поля зрения как отечественных, так и зарубежных исследователей. Книги не обрабатывали и не вводили в фонд. Планомерно заниматься выявлением, описанием и каталогизацией изданий немецкого происхождения мы начали лишь в 2017 году.

Для немецкой стороны озвученная мною информация была открытием. РНБ впервые поделилась информацией о перемещенных изданиях.

Хотя по сравнению с другими российскими библиотеками, куда попали вывезенные из Германии книги, у нас подобный фонд невелик.

Тем не менее это примерно седьмая часть нашего собрания инкунабул, то есть книг, созданных в Европе за первые пятьдесят лет книгопечатания, до 1500 года.

Информация об инкунабулах немецкого происхождения содержалась в отделе редких книг в специальной картотеке с пометкой «спецэшелон», доступной только сотрудникам. В ходе общей документальной проверки фонда обнаруживались экземпляры, не зафиксированные в этой картотеке.

Удалось выяснить, что инкунабулы из Германии поступали в РНБ с 1947-го по 1948 год. Принадлежность книги к определенной немецкой библиотеке легче всего определялась по наличию ее штампа. Работу осложняло то, что в свое время их отклеивали, срезали и соскабливали.

Тем не менее общее число переплетов, о «трофейном» происхождении которых можно говорить совершенно точно, составило 1056. Больше всего — из городских библиотек Гамбурга (499) и Любека (359). 24 тома — из городской библиотеки Бремена, 172 — из библиотеки соборной гимназии Гальберштадта.

— Но ведь все эти города были в зоне оккупации союзников. Как же книги попали в СССР?

— Наиболее ценные собрания этих библиотек еще в самом начале войны власти Германии эвакуировали в Саксонию. Оттуда их и вывезли в СССР трофейные бригады.

В определенном смысле это стало спасением книг: в шахтах, где они были спрятаны, условия хранения были чрезвычайно далеки от допустимых.

К счастью, книги почти не пострадали, и сохранность перемещенных инкунабул в целом очень хорошая.

Статья 5. Состав перемещенных культурных ценностейВ Петербурге терминологию уличного искусства собрали в одной книге

Репертуар изданий достаточно широк. В основном это книги теологического и юридического характера: богословские трактаты, библейские комментарии.

Есть исторические хроники, книги естественно-научного содержания — так называемые народные энциклопедии, травники, медицинские сочинения, астрологические таблицы.

Среди перемещенных инкунабул есть дубли собственных экземпляров РНБ, так что теперь ряд первопечатных изданий в фонде нашей библиотеки представлен сразу несколькими экземплярами.

Один из наиболее важных результатов проделанной ныне работы — выявление инкунабул, принадлежавших библиотеке гимназии при соборе Св. Стефана в Гальберштадте. Дело в том, что после Второй мировой войны рукописи и, по всей видимости, инкунабулы из этого собрания считались утерянными.

Согласно одной из версий, они погибли в пожаре, опустошившем Гальберштадт в конце войны. Часть рукописного собрания Стефанеума была обнаружена в конце 1990-х годов в научной библиотеке Московского государственного университета и подробно исследована отечественными и зарубежными коллегами.

— Каковы перспективы дальнейшей работы с перемещенными инкунабулами, хранящимися в РНБ?

— В первую очередь надо подготовить максимально подробные описания каждого выявленного экземпляра. Краткая информация в скором времени будет загружена в общую электронную базу данных библиотеки.

Чего ждут от нас в Германии? В первую очередь — информации о том, какие именно инкунабулы немецкого происхождения входят теперь в фонд РНБ. А также интересуют прежние шифры этих книг, поскольку в германских книгохранилищах сохранились содержащие их старые описи.

Вопрос о возвращении этих книг в Германию никогда не поднимался, нет его и сейчас.

Согласно действующему закону РФ «О перемещенных культурных ценностях», все перевезенные из Германии произведения искусства являются собственностью нашей страны.

Поэтому обсуждаются лишь вопрос о максимально скором введении выявленных книжных памятников в мировой культурный и научный оборот, а также совместные проекты оцифровки и каталогизации перемещенных книг.

Примером может служить деятельность Российской государственной библиотеки. Сейчас там занимаются оцифровкой подобных изданий, затем электронные версии размещают в каталогах российских библиотек, а также на цифровых порталах Europeana (европейской цифровой библиотеки) и в электронных каталогах Британской библиотеки. В частности, оцифрована нотная коллекция принцессы Амалии Саксонской.

В РГБ думают даже открыть немецкий культурный центр. Возможно, нечто подобное со временем появится и в наших стенах.

#книги #культурное наследие #культурные ценности

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (6584) от 09.12.2019 под заголовком «Операция «спецэшелон»».

Перемещенные культурные ценности — это… Что такое Перемещенные культурные ценности?

Перемещённые культурные ценности — культурные ценности, перемещённые в осуществление компенсаторной реституции (то есть в качестве возмещения за культурные ценности, уничтоженные или разграбленные на советской территории оккупантами) с территорий Германии и её бывших военных союзников — Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии на территорию СССР в результате деятельности специальных организаций трофейных бригад по выявлению и изъятию культурных ценностей на территориях Советской военной администрации (Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Австрии, Германии) в соответствии с приказами Политического руководства страны и под активном участиии органов СМЕРШ и НКВД. Большая часть была перемещена ещё до окончания воины и заседаний по реституции. При этом не было надлежащего учета и единицей измерения культурных ценностей был отправленный ящик.

С началом Второй мировой войны в нацистской Германии был создан ряд специальных организаций для выявления и изъятия культурных ценностей на захваченных территориях.

Среди них Аппарат генерального посредника для учёта немецких культурных ценностей на присоединённых восточных территориях («Генеральное посредничество „Восток“»), находивишийся в ведении Гиммлера, батальон особого назначения под командованием штурмбанфюрера СС барона фон Кюнсберга, состоявший из специалистов в области культуры и искусства, подчинявшийся министру иностранных дел И. фон Риббентропу, штаб рейхсляйтера Розенберга, и учреждённый им же «Центр по охвату и сбору культурных ценностей на оккупированных восточных территориях» и др.

Помимо разграбления имущества оккупанты уничтожили многочисленные памятники русской культуры и истории, архитектурные шедевры с многовековой историей.

Поэтому после разгрома агрессора моральная и культурная обоснованность равноценного возмещения им нанесённого ущерба не вызывала сомнений ни у кого.

По решениям союзнических оккупационных властей (Контрольный совет) Германия обязывалась восстановить разграбленные ценности своим культурным достоянием.

21 января 1946 Контрольный Совет принял документ «Определение понятия „реституция“», в котором излагались её общие принципы, а 17 апреля 1946 — документ «Четырёхсторонняя процедура реституции», в котором излагались её методы и механизм реализации. Германия вообще отказалась от требования возвращения предметов искусства, конфискованного оккупационными силами ещё при подписании Парижского договора.

Из этого, по мнению профессора Н. Адрианова и других российских юристов, следует, что культурные ценности, перемещение которых из Германии производилось на основании актов Союзной Контрольной власти и военных администраций зон оккупации, являются законно вывезенными и возвращению не подлежат. Профессор А.

Бланкенагель и германские юристы оспаривают эти выводы, полагая, что культурные ценности не могли быть вывезены в соответствии с положениями пункта 2 статьи 56 IV Гаагской конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» (1907), запрещающего конфискацию, разрушение или причинение вреда объектам культуры и науки, также пункта 1 статьи 27, литера Ж статьи 23, статьи 28 и 47, предусматривающих другую защиту культурных объектов от специфических опасностей войны. [1]. [2][3]

Ценности, вывезенные из Германии, в течение всего времени существования СССР прятались в запасниках музеев, а официально их существование отрицалось. В 1956 г.

часть ценностей (включая Пергамский алтарь и Сикстинская Мадонна были возвращены ГДР, при чем без какого-либо упоминания права собственности на них СССР и при недвусмысленном признании того факта, что данные ценности являются частью немецкого культурного наследия.

[2]

Статья 5. Состав перемещенных культурных ценностей

Утраченный при нацистском разграблении Кракова портрет кисти Рафаэля.

15 апреля 1998 в России принят Федеральный Закон «О культурных ценностях, перемещённых в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации».

Согласно этому закону, перемещённые после Второй мировой войны культурные ценности, оставшиеся в России, были и являются её национальным достоянием. По мнению профессора А.

Бланкенагеля, этот закон «является, возможно, нарушением права собственности различных собственников: Федеративной Республики Германии, как немецких юридических и физических лиц, так и юридических и физических лиц других государств, чья собственность захвачена немецкими, а потом советскими войсками».

Закон, по его мнению, противоречит пункту 2 статьи 16 Договора о дружбе между СССР и ФРГ от 9 ноября 1990 года и статье 15 Конвенции о сотрудничестве в области культуры между РФ и ФРГ от 8 июля 1993 года, которые оба устанавливают обязанность сторон возвратить утерянные или нелегально перемещенные культурные ценности[2]

Советское и российское государства почти ничего не сделали для розыска своих собственных культурных ценностей, перемещённых на Запад в результате агрессии Германии против СССР. Считалось, что выяснить местонахождение их крайне сложно, а добиться возвращения практически невозможно, так как большинство похищенных произведений искусства находится в частных коллекциях.

Читайте также:  Статья 10. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты

В Германии, наоборот, ещё со времён оккупации государственные чиновники, научная общественность, представители культуры и искусства не прекращали усилий по установлению местонахождения перемещённых немецких культурных ценностей. Более того, немецкая общественность активно поддерживает идею возврата этих ценностей в Германию.

Федеральный Конституционный суд ФРГ в своём решении от 18 апреля 1996 года указывал, что признание законности и правомерности осуществлённых в годы Второй мировой войны изъятий собственности, их необратимости и исключение их пересмотра или ревизии судами Германии либо другими государственными органами являлось одним из условий, на которых СССР дал своё согласие на воссоединение Германии в 1990 году. Данное условие имеет обязывающую силу и по отношению к Германии, и по отношению к Российской Федерации как правопреемнице СССР. Российские юристы и публицисты трактуют его как относящеется также к перемещенным культурным ценностям.

13 июня 2005, выступая в Государственной думе, министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов заявил, что от России требуют возвращения перемещённых ценностей восемь стран: Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Люксембург, Нидерланды и Украина.

Россия может удовлетворить часть этих претензий: Австрия, в частности, хочет вернуть экспонаты из Австрийской национальной библиотеки, Венгрия — библиотеку Шарошпатакского реформаторского колледжа, Греция — архив еврейской общины города Салоники, Нидерланды — архивные документы, живопись и гравюры, Бельгия — 40 архивных фондов, Украина — фрагменты фресок.

Необходимо добавить что само немецкое правительство не торопится с возвращением в Россию укреденных ценностей. Так была найдена и возвращена только одна мозаика из Янтарной комнаты. Остальное якобы неизвестно где находится.

В Германии также не рассматривается вопрос о возвращении украденного фашистами у немецких евреев.

Так, например большое собрание ворованного искусства находится в Мюнхенском музее, однако директор музея, который занимал свой пост и во время нацистов выступает против возвращения законным наследникам. Это обосновывается тем что это может нанести вред немецкой культуре.

Содержание

  • 1 Смотри также
  • 2 Сноски
  • 3 Литература
  • 4 Ссылки

Смотри также

  • Трофейное искусство
  • Репарации
  • Трофейные бригады
  • Трофейное дело

Сноски

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Контрабанда культурных ценностей

  • Коллекционеров и торговцев произведениями искусства во все времена не останавливали границы и строгое законодательное регулирование оборота таких предметов. 
  • Проблема борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей носит международный характер и порой связана с противодействием группам, специализирующимся на хищениях, перепродаже и незаконном вывозе за рубеж произведений искусства, старинных монет и других ценностей.
  • При этом привлечь внимание правоохранителей и подвергнуться уголовному преследованию по своему незнанию могут добропорядочные пассажиры и пользователи международных почтовых сервисов.
  • Перемещение культурных ценностей через границу

Для культурных ценностей установлен особый порядок перемещения через границу. Физические и юридические лица имеют право на вывоз, временный вывоз, ввоз или временный ввоз культурных ценностей.

При этом физические лица могут ввозить и вывозить культурные ценности в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых для личного пользования, с соблюдением установленных для перемещения таких предметов условий. Культурные ценности подлежат обязательному письменному декларированию гражданами с применением пассажирской таможенной декларации (ПТД). 

Согласно ст. 5 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» к таковым относятся движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение.

Перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Союз), правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами — членами Союза, определяются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Так, перечень культурных ценностей, подлежащих контролю при перемещении через таможенную границу Российской Федерации определен разделом 2.

20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Союза в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30.

В перечень, в частности входят, входят произведения живописи, скульптуры, печатные издания, монеты, антикварное оружие, музыкальные инструменты и др.

  1. Правовое регулирование ввоза или вывоза культурных ценностей с территории одного государства — члена Союза на территорию другого государства — члена Союза имеет свои особенности.
  2. В частности, несмотря на то, что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (статья 29 Договора о Евразийском экономическом союзе), допускает возможность ограничения оборота отдельных категорий товаров, в том числе для охраны культурных ценностей. 
  3. Порядок ввоза и вывоза гражданами культурных ценностей 
  4. При ввозе физическими лицами в Российскую Федерацию, в том числе при их временном пребывании в стране, культурные ценности подлежат таможенному декларированию в письменной форме с применением ПТД. 

Включенные в Единый перечень культурные ценности, иные предметы и документы освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов вне зависимости от их стоимости и веса.

При ввозе таможенному органу необходимо представить заключение уполномоченного эксперта об отнесении перемещаемых предметов к культурным ценностям.

Соответствующий список экспертов по культурным ценностям с указанием специализации, в том числе осуществляющих экспертизу в аэропортах, размещен на сайте Министерства культуры. 

Вывоз физическими лицами культурных ценностей в качестве товаров для личного пользования возможен при наличии заключения (разрешительного документа) и также предусматривает подачу ПТД.

Вывоз ранее ввезенных в качестве товаров для личного пользования культурных ценностей осуществляется при представлении таможенному органу ПТД, оформленной при ввозе культурных ценностей, содержащей идентификационные признаки указанных культурных ценностей (наименование, автор, год создания, материал и техника создания, размеры и др.).

  • В остальных случаях вывоз (временный вывоз) осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), выданного территориальным управлением Министерства культуры России, либо письменного уведомления об отсутствии необходимости разрешительного документа для вывоза.
  • В случае вывоза физическими лицами оружия, имеющего культурную ценность, но не отнесенного к антикварному оружию, помимо заключения (разрешительного документа), представляется заключение (разрешительный документ) Федеральной службы войск национальной гвардии. 
  • Вывоз культурных ценностей физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами осуществляется на основании соответствующей лицензии.

Статьей 35.1 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» определены культурные ценности, не подлежащие вывозу без обязательства их обратного ввоза (имеющие особое значение, постоянно хранящиеся в государственных музеях и некоторые другие).

Минкультом разработаны методические рекомендации по оформлению документации при ввозе и вывозе культурных ценностей в Российскую Федерацию, которые размещены на сайте министерства.

Уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей

Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей могут повлечь уголовную ответственность по ст. 226.1 УК (контрабанда) или административную по одному из составов, предусмотренных гл. 16 КоАП (административные правонарушения в области таможенного дела).

Также предусмотрена уголовная ответственность (ст.

190 УК) за невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством.

Так, статьей 226.

1 УК предусмотрена ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС культурных ценностей в крупном размере. Преступление относится к тяжким даже при основном неквалифицированном составе и наказывается лишением свободы на срок до семи лет. 

Квалифицирующими признаками преступления являются совершение преступления должностным лицом с использованием служебного положения, применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, а также совершение преступления в составе организованной группы (при этом как признак отсутствует предварительный сговор, но он может быть признан судом отягчающим обстоятельством). Самая строгая санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы до двенадцати лет.

https://www.youtube.com/watch?v=I93CxPxM6Pw\u0026t=607s

Контрабанда возможна путем незаконного перемещения культурных ценностей как через таможенную границу Союза, так и через государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза.

Естественно, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК, необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных предметов к культурным ценностям и их стоимость, для чего следователь и суд должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов. 

Согласно примечанию 4 к ст. 226.1 УК крупным размером культурных ценностей признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Наиболее типичным способом незаконного перемещения физическими лицами культурных ценностей является их провоз пассажирами в багаже при следовании автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом. Нередки случаи пересылки культурных ценностей в международных почтовых отправлениях. Выявляются такие факты в ходе таможенного досмотра багажа или МПО.

  1. Способы контрабанды
  2. Контрабанда культурных ценностей возможна путем их перемещения вне установленных мест, с сокрытием от таможенного контроля, с недостоверным декларированием или недекларированием, а также с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о таких ценностях.
  3. Сокрытие культурных ценностей от таможенного контроля представляет собой совершение любых действий, направленных на то, чтобы затруднить их обнаружение либо утаить их подлинные свойства, в том числе придание одним предметам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах.

Недекларирование как способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований по декларированию товаров, то есть заявлению таможенному органу в установленной форме сведений о товарах, избранной таможенной процедуре и иных необходимых сведений.

Возможно путем не заявления таможенному органу культурных ценностей либо их части (не заявляется часть культурных ценностей, либо при перемещении нескольких предметов в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном из них, либо таможенному органу представляются культурные ценности, отличные от тех, сведения о которых были заявлены в таможенной декларации).

Читайте также:  Законодательство о договорах и обязательствах - советы юриста

Если декларантом заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения, то указанные действия рассматриваются как недостоверное декларирование товаров.

Также контрабанда возможна путем предоставления таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения культурных ценностей документов, содержащих недостоверные сведения о ввозимых или вывозимых предметах.

Незаконное перемещение предметов, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельных официального документа, печати, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК. Если лицо использует подделанный им же официальный документ, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных статьями 327 и  226.1 УК РФ.

Что будет с изъятыми культурными ценностями?

По делам данной категории применяются положения главы 15.1 УК о конфискации предметов незаконного перемещения через границу и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 УПК при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды.

В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды обращаются по решению суда в собственность государства. При этом споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Заключение

Как показывает практика, зачастую граждане не декларируют перевозимые предметы из-за банального незнания таможенного законодательства, порядка ввоза и вывоза культурных ценностей, а также не осведомленности о том, какие предметы запрещено перемещать через границу. При пересылке предметов в международных почтовых отправлениях отправители и получатели не проверяют запрещены ли они к перемещению данным способом, не обращаются к актуальным информационным ресурсам Минкульта, таможенных органов и почтовых служб.

Транспортировка культурных ценностей строго контролируется. Чтобы не стать фигурантом уголовного дела, необходимо серьезно подойти к вопросу оформления разрешительной документации и заранее предусмотреть все нюансы перемещения культурных ценностей через границу.

Культурные ценности, порядок перемещения

Временный порядок ввоза и вывоза культурных ценностей 2018

Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов, взимаемых за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее – таможенные сборы), установлены статьей 47 Федерального закона от  03.08.2018 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).

В соответствии с частью 4 пункта 1 указанной статьи Закона  таможенные сборы не взимаются в отношении культурных ценностей при их  помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза государственными, негосударственными  и муниципальными музеями, государственными и негосударственными архивами, библиотеками, иными государственными и муниципальными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования; при завершении действия указанных процедур помещением товаров под процедуру реэкспорта и реимпорта товаров соответственно; а также в отношении культурных ценностей, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Кроме того, таможенные сборы не взимаются в отношении культурных ценностей, возвращаемых в случаях незаконного вывоза из Российской Федерации или незаконного ввоза в Российскую Федерацию (часть  5пункта 1 статьи  47 Закона).

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 (далее – Перечень).

  • Согласно пункту 16 Перечня установлено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимых культурных ценностей при соблюдении следующих условий:
  • – культурные ценности не старше 100 лет (товары, являющиеся произведениями искусства, предметами коллекционирования и антиквариата), а также иные товары, ввоз и вывоз которых регулируется законодательством Таможенного союза или законодательством государств – членов Таможенного союза) – если такие товары остаются в собственности иностранного лица;
  • – культурные ценности старше 100 лет (товары, являющиеся произведениями искусства, предметами коллекционирования и антиквариата, а также иные товары, ввоз и вывоз которых регулируется законодательством Таможенного союза или законодательством государств – членов Таможенного союза) – если такие товары остаются в собственности иностранного лица и ввозятся на безвозмездной основе для демонстрации на выставках.

Полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении культурных ценностей старше 100 лет предоставляется на срок их временного ввоза. В иных случаях срок временного ввоза не должен превышать один год (пункт 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331).

  1. Нормативным правовым актом, устанавливающим систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ).
  2. Согласно подпункту 4 статьи 150 НК РФ ввоз в Российскую Федерацию культурных ценностей, приобретенных государственными или муниципальными учреждениями, культурных ценностей, полученных в дар государственными и муниципальными учреждениями культуры, государственными и муниципальными архивами, а также культурных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации, не подлежит налогообложению.
  3. Положения указанного подпункта применяются при условии представления в таможенные органы подтверждения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, либо в случае, если приобретенные, полученные в дар культурные ценности являются документами Архивного фонда Российской Федерации или другими архивными документами, подтверждения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, о соблюдении условий, установленных предыдущим абзацем.

Освобождение от налогообложения ввоза иных культурных ценностей применяется в соответствии с подпунктом 4.1 статьи 150 НК РФ.

Положениями указанного подпункта установлено, что ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, культурных ценностей не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при условии представления в таможенные органы экспертного заключения, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, содержащего вывод об отнесении исследуемого движимого предмета к культурным ценностям.

Информация о порядке оформления культурных ценностей

Перечень культурных ценностей, подлежащих контролю при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), определен разделом 2.

20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами ЕАЭС в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 (далее – Решение).

К такой категории товаров относятся художественные ценности, скульптуры, иконы, антикварное оружие, предметы техники, монеты и т.д.

  • Перемещение культурных ценностей осуществляется в соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, утвержденным Решением (далее – Положение).
  • Культурные ценности, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
  • Ввоз культурных ценностей

В соответствии с Решением совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее – Решение Совета ЕЭК) культурные ценности, ввозимые физическими лицами, освобождаются от уплаты таможенных платежей вне зависимости от их стоимости и веса.

В данном случае осуществляется их таможенное декларирование в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (далее – ПТД), форма и порядок заполнения которой утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287.

Подача ПТД должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе письма Минкультуры России на бланке с гербовой печатью либо заключения уполномоченных экспертов.

В случае ввоза на таможенную территорию ЕАЭС культурных ценностей не для личного пользования (юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательской деятельности) их таможенное декларирование должно производиться путем подачи декларации на товары, форма и инструкция по заполнению которой утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257.

При этом представляются письма Минкультуры России на бланке с гербовой печатью, подтверждающие целевое назначение, и ввозимые культурные ценности освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов (Соглашение о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 г.).

  1. Вывоз культурных ценностей
  2. При вывозе культурных ценностей физическими лицами для личного пользования подлежит заполнению ПТД (юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательской деятельности, – декларация на товары) с представлением разрешительных документов.
  3. В соответствии с Решением вывоз культурных ценностей осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства – члена ЕАЭС, на территории которого зарегистрирован заявитель (в Российской Федерации – Минпромторг России).
  4. Не требуется получение лицензии на вывоз культурных ценностей при наличии разрешительного документа, выдаваемого государственным органом государства – члена ЕАЭС, осуществляющим контроль за вывозом культурных ценностей (в Российской Федерации – Минкультуры России):
  5. на временный вывоз культурных ценностей для организации выставок, презентаций в третьих странах;
  6. на временный вывоз культурных ценностей для осуществления реставрационных работ и научных исследований в третьих странах;
  7. на временный вывоз культурных ценностей для осуществления гастрольно-концертной деятельности и проведения культурно-зрелищных мероприятий в третьих странах;
  8. на временный вывоз культурных ценностей для использования в судебных процессах в третьих странах;
  9. на вывоз культурных ценностей, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза;
  10. на вывоз культурных ценностей физическими лицами для личного пользования.
Читайте также:  Статья 9. Пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами

Единая форма заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень, утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. № 45.

Временный ввоз культурных ценностей

В соответствии с международной практикой товары, предназначенные для демонстрации на выставках и иных подобных мероприятиях, в том числе культурные ценности, ввозятся в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), при которой иностранные товары используются в течение установленного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории ЕАЭС с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 331.

Пунктом 4 в данный перечень включены товары, временно ввозимые для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях (за исключением выставок в местах осуществления производственной или иной коммерческой деятельности, проводимых с целью продажи ввезенных товаров), а также вспомогательные оборудование и материалы, предназначенные для использования при такой демонстрации товаров либо для использования на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях.

В соответствии с пунктом 12 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза  от 20 мая 2010 г.

№ 263, в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с представлением перечня в отношении товаров, предназначенных для проведения демонстраций на выставках, ярмарках и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пунктом 11 перечня категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более продолжительные, чем установленные ТК ЕАЭС, предельные сроки временного ввоза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 375, предельный срок временного ввоза для временно ввозимых культурных ценностей старше 100 лет (товары, являющиеся произведениями искусства, предметами коллекционирования и антиквариата, а также иные товары, ввоз и вывоз которых регулируется правом ЕАЭС или законодательством государств – членов ЕАЭС), в отношении которых предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов составляет 5 лет.

Кроме того, в условиях присоединения Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г.

с принятием ряда приложений в отношении данной категории товаров ввоз на территорию Российской Федерации и обратный вывоз (реэкспорт) с территории Российской Федерации также могут быть осуществлены с применениемкарнета АТА.

При этом в случае соблюдения условий временного ввоза товаров с применением карнета АТА таможенные сборы за таможенное оформление товаров, временно ввозимых с применением карнета АТА, не взимаются.

Перечень таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА, определен приказом ФТС России от 29 сентября 2015 г. № 1957 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА.

  • В соответствии с пунктом 6 приложения № 4 к Решению Совета ЕЭК физические лица могут ввозить культурные ценности, предназначенные для личного пользования, на период своего временного пребывания на территории Российской Федерации в количестве, необходимом для использования в период такого пребывания при условии подтверждения отнесения их к культурным ценностям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • В случае временного ввоза иностранным физическим лицом культурных ценностей для личного пользования в таможенный орган подается ПТД с одновременным представлением документов, подтверждающих отнесение товаров для личного пользования к категории культурных ценностей.
  • Перемещение антикварного оружия и оружия, имеющего культурную ценность

Антикварное оружие (огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до 1899 года, за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы унитарными патронами центрального боя, а также иное холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года) включено в раздел 2.20 Единого перечня.

  1. В соответствии с пунктом 4 Положения вывоз физическими лицами для личного пользования антикварного оружия осуществляется на основании разрешительного документа, выдаваемого государственным органом государства – члена ЕАЭС, осуществляющим контроль за вывозом культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС.
  2. Оружие, не отнесенное к антикварному оружию, но имеющее культурную ценность, перемещается через таможенную границу с учетом норм Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории ЕАЭС и транзита по таможенной территории ЕАЭС гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему и Положения.
  3. Разрешительная документация, представляемая в таможенный орган одновременно с ПТД при перемещении физическими лицами антикварного оружия и оружия, имеющего культурную ценность
Вывоз с территории Российской Федерации Ввоз на территорию Российской Федерации
Антикварное оружие – заключение (разрешительный документ), выдаваемое             Минкультуры России – письмо Минкультуры России на бланке с гербовой печатью
Оружие, имеющее культурную ценность – заключение (разрешительный документ), выдаваемое Минкультуры России;- заключение (разрешительный документ), выдаваемое МВД России – письмо Минкультуры России на бланке с гербовой печатью;- заключение (разрешительный документ), выдаваемое МВД России

МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ. МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ.

МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.

Культурные ценности

Культурные ценности являются предметом лютого фапа состоятельных коллекционеров, музеев и спекулянтов в этой сфере. Многие зарабатывают на этом сотни нефти, и монетизация культурных ценностей, как и любой другой серьёзный бизнес, соприкасается с криминалом. Одни именуются чёрными копателями, достающие ценные предметы буквально из под земли, другие опустошают музеи и архивы, третьи грабят ветеранов (в том числе уже мёртвых). Ну а контрабанду культурных ценностей, разумеется, никто не отменит. Сегодня я остановлюсь всё же на тех случаях, с которыми может столкнуться каждый, не имеющий изначального умысла заниматься контрабандой чайных ложек 17 века.

Общие правила перемещения культурных ценностей через границу в этой стране регулируются отдельным Федеральным законом.

В первую очередь, при намерении перевозить через границу предметы, которые даже потенциально могут попадать под понятие культурных ценностей, нужно отдавать себе отчёт в своих действиях.

Если ты не контрабандист антиквариата, то рекомендуется перестраховываться на каждом этапе. Почитай тематические форумы, канал Злого таможенника, изучи законодательство обеих стран, регулирующее порядок перемещения культурных ценностей.

Скорее всего, тебе может понадобиться разрешение на вывоз/ввоз культурных ценностей или справка о том, что кастрюли твоей бабушки не представляют собой особой ценности для Родины.

Бремя доказательств и благих намерений, в данном случае, лежит на тебе. Разрешение/справка в настоящее время выдаётся Министерством культуры РФ.

Гуглим адрес территориальных подразделений возле дома или ближайшего к нему.

С наличием разрешительных документов, пересекать российскую границу становится куда безопасней. Остаётся только не забыть пройти на красный канал и задекларировать в установленном порядке свои монеточки. Иначе, тобой заинтересуются люди в зелёном…

Специалисты по контрабандной инквизиции

Специалисты по контрабандной инквизиции

Российским законодательством поощряется законный ввоз на ПМЖ предметов антиквариата (даже очень дорогих) для личного пользования.

Для беспошлинного ввоза таких культурных ценностей необходимо обратиться к эксперту, который проведёт экспертизу и даст положительное заключение о том, что ввозимые картины представляет собой культурную ценность.

С такими сурьёзными бумагами на руках ты можешь оформить пассажирскую таможенную декларацию и любоваться своими цацками у себя комнате.

Что же будет, если ты проигнорировал вышеуказанные рекомендации и тебя спалили? Культурные ценности подлежат обязательному таможенному декларированию, поэтому здесь светят в связке статьи 16.2 КоАП РФ и 16.

3 КоАП РФ. Ну а вот если стоимость перевозимых культурных ценностей составляет свыше 100 тысяч российских рублей, то здесь возникает состав преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 226.1 УК РФ.

  • При пересечении границы, стоит быть предельно внимательным, поскольку некоторые события отмотать назад и вернуть всё как было уже не получится, а вот угроза мотать реальный срок вполне себе будет ощутимой.
  • https://t.me/zloytam — канал злого таможенника
  • https://t.me/zloytam4 — чат злого таможенника
  • https://t.me/SiloBZ — Силовой Блок Замкадья
Ссылка на основную публикацию