Статья 24. Организация общественных работ

Статья 24. Организация общественных работ

Понятие

Возможность заключить временный (срочный) трудовой договор имеет любой незанятый гражданин. Именно для таких людей проводится организация общественных работ. Предприятия, в свою очередь, за счет своих средств их финансируют.

Общественными работами являются типы деятельности, имеющие социально-полезную направленность. Они предназначены для дополнительной материальной поддержки безработных граждан. Направление на общественные работы выдается в центрах занятости.

Такая деятельность обусловливается реальной социальной потребностью.

Субъекты

Для ее выполнения обычно не требуется предварительная профессиональная подготовка, особый уровень квалификации, специальные умения или навыки.

Исполнительные органы регионов и муниципалитетов наделяются полномочиями формировать условия для привлечения граждан на общественные работы.

Право на участие в такой деятельности имеют лица, зарегистрированные в центрах занятости и ищущие работу, а также не стоящие в таких службах на учете, но нетрудоустроенные.

Статья 24. Организация общественных работ

Деятельность

Порядок, в соответствии с которым осуществляются общественные работы, определяется в положении, утвержденном правительством в 1997 г. В этом документе достаточно четко и подробно установлены направления социально-полезной деятельности. В частности, положение определяет следующие виды общественных работ:

  1. Строительство автодорог, их содержание и ремонт, прокладка канализационных, водопроводных, газовых и прочих коммуникационных сетей.
  2. Выполнение сельскохозяйственных мелиоративных мероприятий, работы в лесной отрасли.
  3. Переработка, заготовка, хранение с/х продукции.
  4. Реконструкция, строительство жилья, социально-культурных объектов, восстановление исторических, архитектурных памятников, заповедных зон, комплексов.
  5. Обслуживание пассажиров на транспорте, работа в сфере связи.
  6. Эксплуатация ЖКХ и бытовое обслуживание граждан.
  7. Благоустройство и озеленение территорий, развитие зон туризма и отдыха, лесопаркового хозяйства.
  8. Обеспечение ухода за инвалидами, больными, престарелыми людьми.
  9. Сбор и переработка вторсырья и отходов.
  10. Обеспечение отдыха и оздоровления детей во время каникул, обслуживание курортных и санаторных зон.
  11. Проведение общественно-культурных мероприятий (фестивалей, спортивных состязаний, переписи населения и пр.).
  12. Прочая доступная социально полезная деятельность.

Важные моменты

Статья 24. Организация общественных работ

Специфика договора

С лицами, которые направляются на общественные работы, наниматель заключает соответствующее соглашение. Гражданин может расторгнуть контракт досрочно в случае временного или постоянного трудоустройства. Время, в течение которого субъект осуществлял социально-полезную деятельность, будет засчитано ему в стаж. Трудовой договор имеет ряд особенностей.

Они обусловливаются в первую очередь спецификой деятельности. Контракт такого рода можно заключить только с теми лицами, которые включены в перечень, определенный законодательством. При этом федеральные подразделения службы занятости проводят предварительный подбор кадров для нанимателя.

В некоторых случаях для выполнения той или иной деятельности у кандидата должна быть определенная квалификация.

Срочный характер контракта

Общественные работы не являются постоянными. Они предполагают определенную временную деятельность, установленную законодательством. В ст. 59 ТК оговариваются случаи, когда наниматель может заключить срочный трудовой контракт.

В качестве одного из них выступает оформление рабочих отношений с лицами, направленными на выполнение социально-полезной деятельности службой занятости. Контракт может заключаться как по инициативе нанимателя, так и по предложению соискателя.

В связи с тем что цели общественных работ состоят в обеспечении временной занятости населения, дополнительной материальной поддержке лиц, срочный характер договора вполне обоснован.

Нюансы

Необходимо отметить, что субъект, принятый на общественную работу, не снимается с учета и продолжает получать пособие от службы занятости.

Кроме этого, выступая как участник трудовых отношений, он может рассчитывать на денежное вознаграждение. Однако в законодательстве предусматривается исключение.

Оно состоит в том, что при поступлении на общественную работу пособие не выплачивается гражданам, для которых такая деятельность считается подходящей. К таким лицам относят:

  1. Ранее не трудоустроенных и не имеющих профессии.
  2. Уволенным больше 1 раза на протяжении 1 года, предшествовавшего началу незанятости, за дисциплинарные и прочие нарушения.
  3. Прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Возможности нанимателей и соискателей

Для оформления договора гражданин предоставляет направление от службы занятости. При его выдаче уполномоченный орган должен учитывать профессиональные и возрастные особенности гражданина, состояние его здоровья.

Кроме этого обязательно согласие нетрудоустроенного лица на выполнение конкретной деятельности. При приеме на работу субъект представляет кроме направления документы, перечень которых определен в ст. 65 ТК.

Наниматель, в свою очередь, должен заключить с кандидатом договор.

Однако, как показывает практика, в ряде случаев работодатель отказывается принимать гражданина на работу. Это может произойти в силу нескольких причин. Например, соискатель не подходит нанимателю по своим профессиональным качествам.

Однако, как выше было указано, общественные работы не предполагают специальной квалификации. В этой связи представляется, что отказ нанимателя будет противоречить нормативным положениям.

Отказ в трудоустройстве может быть обжалован самим соискателем или службой занятости.

Статья 24. Организация общественных работ

Особые случаи

Имея определенный опыт общественной работы, гражданин может согласиться на предложение службы занятости, взять направление на предприятие, но на этапе переговоров отказаться от оформления трудовых отношений по существенным для него причинам.

Как в данном случае расценивать действия лица? Будет ли его отказ считаться непринятием подходящей работы? Ответы на эти вопросы зависят от конкретных обстоятельств. В частности, необходимо выяснить, что именно не устроило гражданина.

Возможно, условия, которые предлагал наниматель, противоречили ТК или не были заранее оговорены со службой занятости. В урегулировании ситуации обязательным является участие органа, выдавшего направление.

Ключевые пункты в контракте

Как и в любом другом трудовом договоре, в срочном соглашении на выполнение общественных работ должны оговариваться основные условия осуществления деятельности. К ним, в частности, относят описание места их проведения, непосредственной трудовой функции, а также периода, в течение которого гражданин будет занят.

В случае отсутствия согласованности по перечисленным условиям трудовой договор не будет считаться заключенным. Если же условия удовлетворяют обе стороны, они могут оговорить и дополнительные пункты соглашения. Например, контракт может предусматривать испытательный срок.

При неудовлетворительном его результате договор может быть прекращен по ст. 71 ТК.

Вместе с тем представляется, что установление испытательного срока является нецелесообразным. Как правило, общественные работы назначаются на короткий период. Если же деятельность является сезонной, испытательный срок не может быть больше 2 недель.

Оплата труда лиц, осуществляющих общественные работы, производится по общим правилам, установленным в законодательстве. Вознаграждение граждане получают за фактически выполненную деятельность. При этом его размер не может быть меньше МРОТ.

Наниматель не вправе изменять ключевые условия контракта без согласия работника.

Расторжение соглашения

Трудовые отношения могут быть прекращены по инициативе гражданина, если он устроился на постоянную или временную работу. Контракт оформляется добровольно, на такой же основе он может и расторгаться.

В законодательстве, к сожалению, недостаточно четко излагается порядок, по которому осуществляется перезаключение или прекращение контракта. В целом в данном случае действует общее правило. В соответствии с ним оформляется приказ об увольнении. Факт прекращения деятельности отражается в трудовой книжке.

Статья 24. Организация общественных работ

Общественные работы: наказание

УК предусматривает различные виды санкций за преступления. В качестве одной из них выступают общественные работы.

Наказание исполняется по месту проживания осужденного на объектах, которые определяются распорядительными и административными органами по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ).

Субъекты привлекаются к деятельности не позже 15 суток после поступления в инспекцию соответствующего судебного распоряжения с копией решения (приговора). Инспекция ведет учет осужденных, разъясняет условия и порядок отбывания наказания.

Кроме этого УИИ определяет деятельность, которую будут осуществлять субъекты, согласовывает перечень объектов с распорядительными и административными органами. В обязанности инспекции входит также обеспечение контроля поведения осужденных, ведение суммарного учета отработанного ими времени.

Читайте также:  Статья 5. гарантии нотариальной деятельности

Статья 24. Организация общественных работ

Ключевые условия

Реализация общественных работ осуществляется на определенных для осужденных объектах в срок, установленный судом. Лица, выполняющие деятельность, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка на предприятии, добросовестно относиться к поставленным перед ними задачам.

В случае изменения места проживания осужденные должны уведомить об этом инспекцию. Субъекты, отбывающие наказание и получившие трудовой отпуск на основном предприятии, не освобождаются от общественных работ.

Если лицу во время выполнения им социально-полезной деятельности предоставлены дни отдыха, обусловленные необходимостью пройти обучение, уважительными причинами семейного либо личного характера, она приостанавливается до окончания отпуска. Об этом осужденный уведомляет инспекцию и представляет подтверждающие документы.

При возникновении в процессе выполнения общественных работ обстоятельств, определенных в ч. 4 ст. 49 УК, УИИ отправляет в судебную инстанцию представление об освобождении субъекта от последующего отбывания наказания.

Исчисление сроков

Период наказания определяется в часах, на протяжении которых лицо выполняло общественные работы. Продолжительность занятости не может быть больше:

  • 4 часов в выходные и дни, в которые осужденный осуществляет профессиональную деятельность на основном предприятии либо проходит обучение;
  • 2 часов в рабочие дни до либо после завершения учебы/основной деятельности, а при ходатайстве субъекта – 4 ч.

Статья 24. Организация общественных работ

Обязанности администрации предприятия

На руководителя организации, в которой осужденные выполняют общественную работу, возлагается обеспечение контроля деятельности субъекта. В частности, администрация следит за тем, чтобы лица осуществляли ту деятельность, которая определена для них.

Кроме этого руководство предприятия уведомляет УИИ о количестве отработанных часов либо об уклонении осужденных от работы.

При причинении субъекту увечья, которое связано с его производственной деятельностью, ему полагается возмещение вреда в порядке, установленном законодательством.

Ответственность осужденных

Злостно уклоняющимся от выполнения общественных работ признается осужденный:

  1. Не появившийся на предприятии без уважительной причины больше 2 раз после предупреждения на протяжении всего вмененного ему срока.
  2. Совершивший больше 2 раз другие нарушения дисциплины.
  3. Скрывшийся для уклонения от отбывания наказания.

К субъектам, злостно уклоняющимся от выполнения вмененной им деятельности, применяются более жесткие уголовные санкции.

Общественные работы: польза и для безработных, и для работодателей

01 октября 2019 в 11:30

Службой занятости на протяжении уже многих лет проводятся мероприятия по организации временного трудоустройства для граждан, находящихся в поиске постоянного места работы. 

Что это – общественные работы?

Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, имеющие социально полезную направленность, организуемые для обеспечения временной занятости безработных и ищущих работу граждан. В общественных работах может участвовать практически каждый человек: от работника не требуется специальной подготовки, опыта, знаний.

Как это работает?

Для участия в данных мероприятиях работодатель с центром занятости заключает договор о сотрудничестве. Далее центр занятости направляет в организации граждан, стоящих на учете и желающих поучаствовать в общественных работах.

Между работодателем и безработным заключается срочный трудовой договор. При желании он может быть расторгнут сторонами досрочно, например, при устройстве гражданина на постоянную работу.

Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

За общественные работы гражданин получает заработную плату, размер которой не может быть ниже МРОТ — минимального размера оплаты труда. Кроме этого работники дополнительно получают материальную поддержку от центра занятости от 1725,00 руб. до 3450,00 руб. Эта сумма перечисляется ежемесячно на расчетный счет гражданина в период временного трудоустройства.

  • В какие сферы деятельности могут привлечь?
  • Безработные граждане могут быть привлечены к выполнению следующих видов работ:
  • — строительство дорог, их ремонт и содержание;
  • — проведение сельскохозяйственных мелиоративных работ, работ в лесном хозяйстве;
  • — заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
  • — обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
  • — эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
  • — озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства;
  • — уход за престарелыми, инвалидами и больными;
  • — обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул;
  • — организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

— проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.) и др.

Приглашаем к сотрудничеству работодателей!

Пока безработный трудится на общественных работах, работодатель может оценить его деловые и профессиональные качества и в дальнейшем принять решение о предоставлении гражданину постоянного места работы. Таким образом, общественные работы – для соискателя это отличный способ временную занятость превратить в постоянную, а для работодателя – подобрать сотрудника, оценив его качества и умения.

Екатеринбургский центр занятости ежегодно заключает договоры с предприятиями города по организации общественных работ. В настоящее время мы предлагаем работодателям рассмотреть возможность участия в данной программе в 2020 году.

Подробную информацию по данной государственной услуге в сфере занятости населения можно узнать в Екатеринбургском центре занятости по адресу: г. Екатеринбург, ул. Восточная, 64 или по тел. 350-02-13.

Для справки:

В 2018 году на общественных работах трудилось 1 403 человека. Для этого Екатеринбургский центр занятости заключил 75 договоров с работодателями. В текущем году в этой программе примут участие свыше 1 500 человек.

Государственное казенное учреждение службы занятости населения

Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости»

Общественные работы

  • В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
  • В целях организации общественных работ ежегодно распоряжением Правительства Сахалинской области утверждается перечень видов оплачиваемых общественных работ, рекомендуемых для их организации в муниципальных образованиях Сахалинской области на текущий год.
  • В перечень включены более 100 видов оплачиваемых общественных работ, из них наиболее востребованные в Сахалинской области работы по благоустройству, санитарной очистке и озеленению территории, по подготовке к отопительному сезону, проведению сельскохозяйственных, подсобных и вспомогательных работ, очистке дорожных покрытий от грязи в местах, недоступных для дорожной техники, подсобные работы в строительстве и в сфере жилищно-коммунального хозяйства и другие.
  • Оплачиваемые общественные работы носят временный характер, имеют социальную значимость и не требуют специальной подготовки.
  • Государственную услугу по организации оплачиваемых общественных работ оказывают областные казенные учреждения центры занятости населения муниципальных образований Сахалинской области (далее – центр занятости населения).

Получателями государственной услуги могут быть граждане, ищущие работу, и безработные граждане. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

В период участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, кроме граждан:

  • впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии;
  • прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность;
  • отказавшихся повысить квалификацию по имеющейся профессии;
  • состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавших;
  • уволенных более одного раза за нарушение трудовой дисциплины;
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Читайте также:  Глава iii. права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

В период участия в общественных работах безработным гражданам, может оказываться материальная поддержка в размере минимального пособия по безработице.

Предоставление государственной услуги по организации оплачиваемых общественных работ может сопровождаться оказанием следующих государственных услуг:

  • по содействию гражданам в поиске подходящей работы;
  • по информированию о положении на рынке труда;
  • по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
  • по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы – безработным гражданам.

Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Статья 24. Организация общественных работ

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам — в других организациях.

Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

2. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор.

Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, также имеют право на участие в общественных работах.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

3. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона).

4. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

5. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов Российской Федерации и фонда занятости.

6. Положение об организации общественных работ утверждается Правительством Российской Федерации.

Органы службы занятости, их права и обязанности

Работу органов службы занятости возглавляет и организует Министерство труда и социального развития РФ с его органами на местах.

Финансирование органов службы занятости производится за счет средств федерального бюджета на соответствующий год.

Из федерального бюджета финансируются расходы на выплату по­собий по безработице и стипендий в размерах, установленных Законом о занятости, а также расходы на прочие выплаты безработным гражданам, осуществление мероприятий по содействию трудоустройству населения, организацию профессионального обу­чения безработных граждан и профессиональной ориентации граждан, содержание органов и учреждений федеральной госу­дарственной службы занятости населения и другие мероприятия по содействию занятости населения.

В соответствии с Законом о занятости по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и ор­ганов местного самоуправления мероприятия по содействию за­нятости населения, в том числе по социальной поддержке безра­ботных, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).

Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников.

Положение о Министерстве труда и социального развития РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 ап­реля 1997 г.

, предусматривает, что это министерство «возглавля­ет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения и службы по урегулированию кол­лективных трудовых споров».

Оно создает свои территориальные органы службы занятости и урегулирования коллективных тру­довых споров.

Федеральная государственная служба занятости населения является единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на:

оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

  • разработку и реализацию федеральных, территориальных (рес­публиканских, краевых, областных, окружных, районных, город­ских) и других программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытываю­щих трудности в поиске работы;
  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работо­дателям в подборе необходимых работников;
  • организацию при необходимости профессиональной ориента­ции, профессиональной подготовки, переподготовки и повыше­ния квалификации безработных граждан;
  • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации.
  • Работу федеральной государственной службы занятости насе­ления возглавляет и организует федеральный орган исполнитель­ной власти, ведающий вопросами в области занятости населения.
  • Следует иметь в виду, что территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответ­ствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
  • На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы за­нятости координируют свою деятельность с деятельностью соот­ветствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
  • Органы службы занятости совместно с органами государст­венной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления осуществляют разработку и реализацию государст­венной политики в области содействия занятости населения.

Услуги, связанные с содействием занятости населения, пре­доставляются гражданам бесплатно. Однако, учреждения феде­ральной государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги, пречень и порядок предоставления которых определяются Правительством РФ.

  1. Права органов службы занятости населения следующие:
  2. запрашивать у работодателей соответствующую информацию о предполагаемом высвобождении работников и данные о по­требности в рабочей силе, о числе высвобожденных, принятых и уволенных;
  3. направлять работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе, граждан для трудоустройства;
  4. разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов самоуправления предложения об установлении квот приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите.
  5. заключать по доверенности работодателей от их имени дого­воры с гражданами о работе в другой местности, выплачивать им за счет средств работодателя компенсации по переезду в дру­гую местность для работы;
  6. направлять безработных граждан по их желанию на оплачи­ваемые общественные работы;
  7. оказывать материальную помощь семьям безработных; взыскивать с работодателей в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним.
  8. Обязанности органов службы занятости населения следую­щие:
  9. анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабо­чую силу и информировать о состоянии рынка труда;
  10. вести учет свободных рабочих мест и трудоустраиваемых гра­ждан;
  11. информировать граждан и работодателей о возможностях по­лучения работы и обеспечения рабочей силой;
  12. помогать гражданам в поиске подходящей работы, а работо­дателям — в подборе необходимых работников;
  13. организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации безработных граждан в учебных центрах органов занятости и других учебных заведениях;
  14. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудо­устройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
  15. регистрировать безработных и оказывать им помощь;
  16. разрабатывать федеральные, территориальные (республикан­ские и региональные) программы занятости граждан;
  17. оплачивать стоимость профподготовки и переподготовки гра­ждан, если их трудоустройство требует этого, и устанавливать им стипендии на время обучения и выплачивать их;
  18. назначать пособия по безработице и приостанавливать их вы­плату;
  19. устанавливать надбавки на иждивенцев к этим пособиям;
  20. подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих в России.
Читайте также:  Статья 43. обеспечение безопасности космических и летательных аппаратов с ядерными установками и радиационными источниками

Обязанности и права работодателя. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации. «О занятости населения в Рос­сийской Федерации» по существу дал новую редакцию ст. 25 «Содействие работодателей в обеспечении занятости населения».

  • Работодатели содействуют проведению государственной поли­тики занятости населения на основе:
  • соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые от­ношения в соответствии с законодательством Российской Феде­рации;
  • реализации мер, предусмотренных трудовым законодательст­вом, коллективными договорами и соглашениями по защите ра­ботников в случае приостановки производства или увольнения работников; оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной под­готовке и предоставления сверх установленной законодательст­вом Российской Федерации дополнительной материальной помо­щи увольняемым работникам за счет средств организаций и дру­гих работодателей;
  • создания условий для профессиональной подготовки, пере­подготовки и повышения квалификации работающих. При ис­числении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работо­дателями на эти цели;
  • разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение усло­вий труда и иные льготы;
  • соблюдение установленной квоты для трудоустройства инва­лидов;
  • трудоустройства определяемого органами исполнительной влас­ти субъектов Федерации и органами местного самоуправления чис­ла граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резер­вирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройст­ва таких граждан.
  • При принятии решения о ликвидации организации, сокраще­нии численности или штата работников организации и возмож­ном расторжении трудовых договоров с работниками работода­тель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала про­ведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата ра­ботников организации может привести к массовому увольнению работников,— не позднее чем за три месяца до начала проведе­ния соответствующих мероприятий.
  • Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
  • сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информа­цию, необходимую для осуществления деятельности по профес­сиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • информацию о наличии вакантных рабочих мест (должнос­тей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
  • В случае отказа в приеме на работу без уважительных при­чин ранее заявленных выпускников учреждений начального про­фессионального, среднего профессионального и высшего профес­сионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год.
  • При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в служ­бу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.
  • В случае отказа в приеме на работу гражданина, направлен­ного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине от­каза в приеме на работу и возвращает направление гражданину.
  • Законодатель четко закрепил и права работодателей прини­мать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление ор­ганов службы занятости; получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда; при необходи­мости органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, увольняемых из организаций, в целях обеспечения их за­нятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, уволенных из других организаций; обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занято­сти, а также в суд в установленном законом порядке.

Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. в редак­ции от 5 ноября 1999 г., предусматривает последовательную ре­гистрацию органом службы занятости безработных граждан, об­ратившихся в этот орган по месту жительства.

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (до­хода), ищущие работу и готовые приступить к ней, т. е. безработ­ные, регистрируются в органе службы занятости в четыре этапа:

1) первый этап — первичная регистрация в целях учета об­щей численности безработных без предъявления ими каких-либо документов. При этом в регистрационном документе указывают­ся: фамилия, имя и отчество обратившегося, его адрес места жи­тельства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), причина обращения и краткое содержание оказанной ему услуги (информации).

  1. Ему представляется информация о состоянии рынка труда в данной местности, о наличии вакантных мест, оплате и других условиях труда с целью выбора работы, о порядке регистрации в качестве безработного.
  2. На территориях с напряженной ситуацией на рынке труда регистрация осуществляется упрощенно без прохождения пер­вичной регистрации, а перерегистрацию на этих территориях безработные проходят не реже одного раза в месяц, а не двух раз, как обычно;
  3. 2) второй этап — регистрация с целью поиска подходящей работы. При этом безработные предъявляют в орган службы за­нятости по месту жительства справку о среднем заработке (дохо­де, денежном довольствии) за последние три месяца по послед­нему месту работы и предъявляют:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудо­вую книжку или иные документы, подтверждающие стаж, докумен­ты, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Впервые ищущие работу, не имеющие специальности, предъявляют пастЮрт и документ об образовании, а инвалиды — еще и трудовую реко­мендацию или программу их реабилитации. Эта регистрация осу­ществляется со дня обращения при наличии всех необходимых до­кументов.

В течение 10 дней орган службы занятости должен по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая временную, а впервые ищущему, не имеющему специальности,— два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая временную.

При отсутствии работы зарегистрированным безработным может быть предложено при их согласии участие в оплачиваемых общественных работах;

3) третий этап — регистрация граждан в качестве безработ­ных, которая осуществляется на основании решения органа службы занятости, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы, т. е. безработным признается нетрудоустроенный в течение 10 дней со дня его регистрации для поиска подходящей работы.

Датой регистрации в качестве безработного является день принятия органом службы занятости решения о признании его безработным;

4) четвертый этап — перерегистрация безработных, зарегист­рированных в качестве безработных, в сроки, установленные ор­ганом службы занятости, но не более двух раз в месяц. В случае явки безработного в состоянии опьянения факт опьянения (одурманивания) подтверждается актом, составленным работни­ком органа службы занятости.

Отказ в регистрации не лишает права гражданина повторно обратиться в орган занятости через один месяц для решения во­проса о регистрации его в качестве безработного.

Ссылка на основную публикацию