Статья 2. Судья — член судейского сообщества

Работа на должности судьи гарантирует не только высокие зарплаты и общественный статус, но и пожизненное пенсионное обеспечение, по размеру не сильно уступающее зарплате.

Пенсия судей, порядок ее начисления и дополнительных выплат описывается в федеральных законах 400-ФЗ и 126-ФЗ, а также специализированных законах №4468-I и 3132-I.

Подробнее о нюансах расчет выплат для судейского сообщества читайте в нашей статье.

Пенсия судей в 2020 году: размер, расчет и условия назначения

В основном регулирование персонального обеспечения судей производится законом №3231. В нем описываются как особенности начисления улучшенной «пенсии», так и подсчет стажа с необходимыми условиями. Если судья не проходит по стажу ни для выслуги лет, ни по пожизненному обеспечению, то его вопрос рассматривается в стандартном порядке, через Пенсионный Фонд России.

Гарантии для сотрудников судов описаны в Постановление Правительства №425. Там же указывается минимальный стаж для назначения пожизненного обеспечения. Работающий судья не имеет права для получения персонального содержания, поэтому первым шагом станет выход в отставку. Сделать это можно как самостоятельно, подав письменное заявление, так и автоматически.

Количество судей, лишенных полномочий в прошлом году

Каждое из этих событий может стать причиной отставки судьи с полным сохранением своих привилегий. В случае судебного разбирательства и увольнения по статье либо уголовного наказания судейские привилегии аннулируются, и юрист имеет право рассчитывать только на обычную пенсию, оформляемую ПФР.

Разновидности выплат для судей в отставке

Получить пенсионное содержание могут граждане РФ, имеющие не менее двадцати лет юридического стажа, которые были проведены на следующих должностях:

  • арбитр или судья вне зависимости от категории;
  • прокурор, адвокат, их заместители и помощники (или любая другая профессия, требующая профильного юридического образования);
  • органы юстиции, любая должность, связанная с судопроизводством.

Судья, вышедший в отставку или сменивший должность, начиная с 55 лет (50 для женщин) может обратиться за одной из трех разновидностей выплат:

  1. Стандартная страховая пенсия, выплачиваемая гражданам России на общих основаниях.
  2. Обеспечение по выслуге лет (закон 4468-I).
  3. Пожизненное содержание (закон 3132-I).

Страховая пенсия начисляется в соответствии с выплатами, ежемесячно отчисляемых с зарплаты судьи в Пенсионный фонд.

Несмотря на то, что итоговая сумма выходит заметно выше средней по стране, эта разновидность судейской пенсии является самой маленькой, поэтому подавать заявление на ее получение стоит только при недостаточном стаже для второго и третьего варианта. Судья, проработавший менее 10 лет в юридической сфере, на специализированную пенсию не имеет права.

При 25-летнем стаже судья имеет право на немедленный выход на пенсию по выслуге лет, даже если пенсионный возраст еще не достигнут.

В отличие от третьего пункта с денежным довольствием, выплата содержания по выслуге лет проводится по общему для всех сотрудников силовых ведомств закону №4468-I.

В статье 14 указывается, что пенсионер имеет право на довольствие от 50 до 85% зарплаты в зависимости от выслуги (50% после 20 лет, затем по 3 дополнительных процента за каждый следующий год).

При достижении 20-летнего стажа, юрист имеет право выбрать ежемесячное пожизненное содержание, составляющее от 80 до 85% заработка активного судьи на аналогичной должности.

Размер процентного значения зависит от величины стажа — за каждый дополнительный год добавляется по одному проценту.

Опция пожизненного содержания описана в специализированном законе 3132-I о статусе судей.

Обеспечение судей КС оговаривается отдельным постановлением правительства за номером 425

Также, в постановлении №425 описывается порядок выплат иждивенцам и членам семьи умершего (или погибшего) судьи, если на момент смерти он все еще не ушел в отставку.

Дополнительное материальное обеспечение

Помимо основной пенсии или пожизненного содержания, судья может получить выплаты при наличии государственных наград. Статья 1 №21-ФЗ определяет следующие категории лиц, которым полагается дополнительное обеспечение:

  • Герои СССР и России;
  • награжденные орденами Андрея Первозванного, Славы, Ленина, «За заслуги перед Отечеством», «За службу Родине»;
  • обладатели госпремий СССР и РФ;
  • чемпионы Олимпийских и Паралимпийских игр.

Размер выплат указывается во второй статье этого же закона и колеблется в диапазоне от 250 до 415 процентов от общероссийской социальной пенсии.

Отставка судей: особенности

Профессия: судья

Ровно половина участников судебных дел считают, что суд несправедлив и судьи выносят все решения по блату.

Ольга Макеева

юрист, 25 лет прожила с судьей под одной крышей

Профиль автора

Так думают те, кто проиграл. Победители тоже редко хвалят судей. Обычно они считают, что судьи получают огромную зарплату просто так и что разрешенное дело — заслуга не судьи, а адвокатов.

Я юрист, а моя мама — судья. Я знаю, что не каждому по силам выдержать нагрузку и ответственность, которая ложится на судей. В этой статье я расскажу, кто может стать судьей, за что судьи получают зарплату и привилегии и за какие фото в соцсетях судью могут лишить полномочий.

У судебной системы в России не лучшая репутация: много пишут о необъективности судей, их зависимости от руководства, взятках и других проблемах. Мы расскажем только о формальной стороне вопроса: кто такой судья по закону.

Говоря о недостатках судов, нужно понимать, что Россия большая и каждый день здесь работают тысячи судей, которые рассматривают десятки тысяч дел. На этом фоне обязательно найдутся те, кто ведет себя плохо.

И еще: судьи — это люди. Если ваш ребенок получает юридическое образование, он тоже может стать судьей. Если, например, он стал судьей и берет взятку, то он — преступник.

Не какой-то абстрактный судья, а конкретно ваш ребенок. Значит, так он воспитан.

И наоборот: если ваш ребенок стал судьей и не взял взятку, а вел дела аккуратно и по закону, то внезапно он стал одним из тех людей, которые делают свою работу хорошо, и им хочется гордиться.

У каждого продажного судьи есть мама и папа, которые его так воспитали.

Но отложим в сторону морально-воспитательный вопрос. Что говорит о судье закон?

Судья — это человек, которого государство наделило правом разрешать споры между компаниями, гражданами и представителями власти. Когда возникает конфликт и стороны не могут договориться, они могут задать вопросы суду: «Кто прав?» и «Что теперь делать?».

Судья работает на государственной должности, как, например, руководители фракций в Госдуме, федеральные министры и президент. Государственные должности созданы для исполнения функций государственных органов России. То есть судья — это представитель власти, он выносит приговоры и решения не от себя лично, а именем России.

Остальные дела рассматривают судьи федеральных судов. Иногда их еще называют федеральными судьями, но в законе такого понятия нет. К федеральным судам относятся арбитражные суды, суды общей юрисдикции и военные суды.

Решение любого суда можно обжаловать в вышестоящий суд. Высший орган судебной власти — Верховный суд РФ — последняя инстанция для пересмотра дел в России.

Еще есть Конституционный суд РФ. Он проверяет законы на соответствие Конституции РФ и может отменить любой закон, если он ей противоречит.

Чтобы стать судьей, нужно получить юридическое образование, отработать минимум пять лет по специальности, сдать квалификационный экзамен и пройти конкурс.

Читайте также:  Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Для вышестоящих судов требования еще выше, и попасть в них сложнее. Например, чтобы стать судьей конституционного суда, нужно иметь безупречную репутацию, признанную высокую квалификацию в области права и не менее 15 лет опыта работы по юридической специальности. Почти у всех судей конституционного суда есть ученая степень, десятки опубликованных работ, учебников и монографий.

Согласно социологическому исследованию профессии судьи, большинство судей пришли в профессию из судебных, следственных органов и прокуратуры.

В мировых судах 70% судей — женщины. В судах уровня субъекта РФ мужчин и женщин почти поровну — 43% против 57%. В Верховном суде РФ женщин 32%, а в Конституционном суде РФ всего 18% — три женщины и тринадцать мужчин.

Многие недовольны, что в судьи берут только своих: из секретарей или помощников судей. Но так везде: в банк часто приходят работать из другого банка, а в магазин — из другого магазина. Только работая в суде, можно узнать внутреннюю кухню и понять, чего ждать. А руководство может проверить деловые качества будущего судьи.

Средняя зарплата секретаря суда — 15 тысяч рублей до вычета налогов. Пока однокурсники нормально зарабатывают в юридических фирмах, секретарь суда за копейки пишет протоколы и успокаивает недовольных представителей. На этом этапе многие желающие сдаются.

Требования к претенденту на должность судьи зависят от того, в каком суде он будет осуществлять свои полномочия. Но есть и общие условия.

Высшее юридическое образование. Это может быть как очная, так и заочная форма обучения, но уровень образования должен быть только «специалист» или «магистр». Диплома бакалавра недостаточно.

Опыт работы не менее 5 лет. Работать обязательно нужно в должности, которая требует высшего юридического образования. Можно быть преподавателем юридических дисциплин, юристом в консалтинговой фирме, адвокатом или нотариусом.

Дееспособность. Кандидат на должность судьи не может состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Желающие стать судьей проходят обязательное медицинское освидетельствование.

Гражданство РФ. Если гражданства нет или есть вид на жительство иностранного государства, судьей стать не получится.

Помимо основных требований кандидат должен собрать кучу документов и сдать экзамен.

Квалификационный экзамен. Экзамен на должность судьи похож на экзамен в вузе. Вместо преподавателя — комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Она состоит из опытных судей и правоведов региона. Как правило, экзамен проводится раз в месяц.

Сдают не все. Например, в 2017 году в Санкт-Петербурге не сдал каждый третий претендент. Для тех, кому не повезло, следующая попытка разрешается только через полгода.

Статистика сдачи экзамена на должность судьи в Санкт-Петербурге за 2017 год

Конкурс на должность. Кроме экзамена кандидату в судьи нужно пройти конкурс на должность. Причем результаты экзамена действительны три года со дня сдачи. Это значит, что если не пройти конкурс за три года, все нужно начинать заново.

Объявления о вакансиях публикуются на сайте конкретного суда, квалификационной коллегии и в СМИ. Как только появится подходящая вакансия, претендент должен подать в квалификационную коллегию судей своего региона заявление и необходимые документы.

Квалификационная коллегия судей проверяет информацию о каждом кандидате и решает, кого из претендентов рекомендовать на должность судьи. По каждому претенденту коллегия направляет запросы в государственные органы — МВД, службу судебных приставов, налоговую и ФСБ. Причем органы проверяют всех членов семьи претендента на должность.

Если все в порядке, кандидат получает заключение о даче рекомендации на должность судьи.

Утверждение Президентом РФ. Последнее слово за главой государства, если речь о федеральном судье. На этом этапе отклоняется еще 15—20% кандидатур. После окончательной проверки президент подписывает указ о назначении судьи на должность.

Мировых судей утверждает местное законодательное собрание.

После назначения судья приносит присягу и может начинать работать.

Государство предоставляет судьям достойную оплату труда, неприкосновенность и социальные гарантии. Эти преимущества не личная привилегия судей, а гарантия вынесения законных и справедливых судебных решений. А еще — плата за ту ответственность, которую они на себя берут.

Судья обязан лишить кого-то свободы, имущества, денег, общения с детьми, если этого требует закон. До 1996 года самым строгим наказанием за преступления была смертная казнь. То есть раньше судьи были вправе даже лишить кого-то жизни. Сейчас смертная казнь не назначается, хотя от этого ответственность судьи меньше не становится.

Неприкосновенность. Неприкосновенность — это защита судьи от задержания, обыска, привлечения к уголовной или административной ответственности.

Например, чтобы привлечь судью районного суда к уголовной ответственности, председатель Следственного комитета России должен запросить согласие квалификационной коллегии судей субъекта. В квалификационную коллегию входят представители президента, общественности и судов разных уровней. Только после согласия коллегии председатель следственного комитета может возбудить уголовное дело.

Материальное обеспечение. Государство оплачивает судьям и членам их семьи медицинский полис ДМС и санаторно-курортное лечение. Это выгодно даже тем, кто любит отдыхать за границей: если судья откажется от путевки в санаторий, в конце года ему выплатят компенсацию ее стоимости.

Судьям, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, государство предоставляет квартиру. Для этого специальная комиссия проверяет жилье судьи.

Если количество квадратных метров на судью и членов семьи меньше общей учетной нормы субъекта РФ, судью поставят в очередь и компенсируют расходы по найму жилья до предоставления квартиры.

Например, в Санкт-Петербурге на одного жильца в квартире должно приходиться не меньше 9 квадратных метров.

Размер пожизненного содержания меньше средней зарплаты судьи — 80% от дохода на соответствующей должности.

Мантия и молоток. Судейская мантия — символ судебной власти. Судья обязан носить мантию в течение всего рабочего дня. Еще судье полагается форма — обувь и блузка или рубашка. А вот специальный деревянный молоток, который всегда под рукой у судей в телевизоре, на самом деле в России не используется.

На первый взгляд действительно кажется, что работа судьи — это мечта каждого. Но помимо привилегий у судей много ограничений.

Судья имеет обязательства по отношению к государству и обществу. Все требования, которые применяются к действующим судьям, распространяются и на судей в отставке.

Нагрузка. Работа судьи подразумевает необходимость перерабатывать большой поток дел в ограниченный промежуток времени. В среднем каждый судья рассматривает 180 дел в месяц. Есть те, на кого приходится 10—20 дел в неделю, а у некоторых их больше 50. Обычно столько дел в неделю рассматривают судьи Москвы и Санкт-Петербурга.

50 дел в неделю означает, что каждый день судья выносит решения по десяти делам: 48 минут на одно дело при восьмичасовом рабочем дне. Но обычно дела затягиваются, кто-то опаздывает или нужно опросить свидетелей, поэтому задержки в суде — частое явление.

У судей официально ненормированный рабочий день. Но уйти с работы пораньше не получится — судья должен всегда быть на месте. А вот задержаться до позднего вечера или выйти в выходной — обычное дело.

Судья работает не один. В аппарат судьи входят два человека — секретарь и помощник. Секретарь направляет повестки, пишет протокол и говорит: «Прошу всех встать!» на судебном заседании. Помощник готовит проекты простых судебных документов. За тем, чтобы аппарат делал свою работу качественно и вовремя, следит судья, а в случае ошибок отвечает за них.

Судебный процесс. Все сроки, связанные с рассмотрением дела, установлены законом и контролируются председателем суда и вышестоящими судами. У каждого суда есть сайт, где можно отследить движение каждого дела и ознакомиться с результатами рассмотрения.

За этим следит помощник судьи. Если очередной этап дела не будет в срок зафиксирован на сайте, появится повод для жалоб. Но и без этого причин пожаловаться на судей много.

Если стороне показалось, что судья оказывает противнику больше внимания, это уже повод обвинить во взятках.

Любая отмена решения вышестоящим судом и нарушение сроков — это брак в работе, минус в премии и в репутации судьи. Каждую неделю на совещании судей подробно разбираются все отмены и изменения решений. Иногда вышестоящие инстанции отправляют дело на новое рассмотрение в тот же суд, и все нужно начинать сначала. В профессии судьи очень жесткие дедлайны и контроль качества.

  1. Судья — это государственная должность. Судья выносит приговоры и решения не от себя лично, а именем Российской Федерации.
  2. Чтобы стать судьей самого низшего звена, нужно получить высшее юридическое образование, проработать 5 лет по специальности, дождаться 25 лет, сдать экзамен, найти вакансию и пройти конкурс.
  3. Репутация судьи должна быть безупречной. Поэтому судьи должны следить за сказанным в личных разговорах и опубликованным в соцсетях и тщательно выбирать компанию для досуга. Судьи ограничены Кодексом судейской этики.
  4. Судьи очень много работают. В среднем каждый судья рассматривает 180 дел в месяц.
  5. У судей много привилегий, в том числе неприкосновенность, большая пенсия или ежемесячное пожизненное содержание. По закону всё это — гарантия правосудия.
Читайте также:  Статья 26.4. Обжалование решений экзаменационных комиссий

Иллюзия правосудия. Кто такие ВККС, ККС?. Судебное сообщество и судебная этика

Материал подготовлен на основании переписки с ККС РБ, думаю также уместно указать, что мнение основано на оценочном суждении. Информация представлена в соответствии Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Здравствуйте, читатели! Приветствую Всех Вас в Здравии и Бодрости духа!. И с оптимизмом глядящих в будущее правосудия.

Предисловие

Данное эссе посвящается проблеме связанного с обращением к судебному сообществу ( взявшего на себя функции инквизиции), а началось все с банального отсутствия документов (подробно тут)

Начну, прежде всего, с того что в данной статье, попытались разобраться с устройством судебной системы. Один читатель в буквальном смысле, высказался: — «Не разбираетесь в судопроизводстве — нехрен лезть туда» (авторская пунктуация)

Вот это послужило поводом, посмотреть на вопрос А судьи -кто? Кто их делает судьями? И начали вникать в структуру устройства Судебного сообщества. И так по порядку. ????

Судья — член судейского сообщества.

Согласно статьи 2 части 1 Федерального закона №30-ФЗ (ниже есть ссылка) Судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». то есть лицо, Гражданин РФ, принесший присягу становиться Судьей и автоматически становиться членом судебного сообщества.

Органом судейского сообщества также являются :Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;

  • В Статье 4 федерального закона №30-ФЗ указаны основные задачи органов судейского сообщества, а именно:
  • 1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
  • 2) защита прав и законных интересов судей;
  • 3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  • 4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
  • Обратившись к сайту судебного сообщества Квалификационная коллегия судей, узнать информацию о деятельности и целях данной структуры на примере ( ККС РБ ), со страницы их сайта так и не удалось, неизвестна так же история создания данного органа (в данном случае судебное сообщество как то, ограничило информацию о истории и целей создания данного данного органа) являющееся ветвью судебной системы.

Сведения о ККС РБ

Сведения о ККС РБ

  1. В нашей истории, данная инстанция имеет существенное значение в разрешении вопроса (позволяет ответить за Судью) в виду того что, они отвечают кого они делают судьями. Поводом явилось, модный тренд разоблачать таких же как они (видимо эволюция началась)
  2. ВККС РФ и ККС РБ структуры судебного сообщества, насколько стало понятно из документов, это немного разные ветви одного дерева.
  3. Так как в первой инстанции из материалов кассационной жалобы исчезают документы по неизвестным причинам (то данное деяние следует считать дисциплинарным проступком или чем то иным со стороны Судьи).

Из сведений на сайте ККС, есть информация прием обращений разъясняются действия которые необходимо осуществить. Хотя и предусмотрена электронная обработка документа, но интерфейс у них слабенький, регистрация обращений только в формате DOC, DOCX. в ГАС ПРАВОСУДИИ не регистрируется.

Порядок обращения в ККС

Порядок обращения в ККС

Порядок рассмотрения жалобы о совершении судьей дисциплинарного проступка

  • (как следует и определен порядок обращения в ККС )
  • Статьей 22 Федерального закона от 14 марта 202 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»
  • в части 2 которого указано Жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие в квалификационную коллегию судей от органов (кроме органов судейского сообщества), а также от граждан и должностных лиц, рассматриваются квалификационной коллегией судей самостоятельно.

Статьей 27 «Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей» в части 6 указано что, поступившая жалоба изучается на предмет наличия в ней сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка. Проверка жалобы может быть поручена члену квалификационной коллегии судей в соответствии с пунктом 2 статьи 13 настоящего Положения.

При наличии в жалобе сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка председатель квалификационной коллегии судей либо президиум квалификационной коллегии судей принимает решение о проверке жалобы квалификационной коллегией судей самостоятельно путем образования комиссии или о направлении жалобы для проверки председателю соответствующего или вышестоящего суда.

Возникновение ситуации ( отсутствие документов в материалах дела), Как квалифицировать ?

Вот, ранее при ознакомлении с материалом дела, человеком было выявлено о том, что материалах дела отсутствуют документы прикладываемые к Кассационной жалобе.

Судейское сообщество в российской федерации и органы судейского сообщества

судейское сообщество мировой судья

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» судейское сообщество образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему России. Как установлено в ч. 2 ст.

118 Конституции Российской Федерации, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с ч. 3 указанной конституционной статьи судебная система России устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Там же предусмотрено, что создание чрезвычайных судов не допускается.

На основании гл. VII «Судебная власть» Конституции Российской Федерации и в ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему России.

В соответствии с ч. 3 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.

N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам относятся: Конституционный Суд России; Верховный Суд России, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд России, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Из Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» следует, что в судейское сообщество не входят: судьи судов, не отправляющих правосудие от имени государства, т.е. третейские судьи и арбитры (Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» Закон РФ от 7.07.1993 г.

Читайте также:  Статья 11. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации

N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — N 32. — С. 1240, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» ФЗ от 24.07. 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 30. — С.

3019); не являющиеся судьями граждане, привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия, т.е. присяжные заседатели (Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» ФЗ от 20.08. 2004 г.

N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2004. — N 34. — С. 3528, раздел XII УПК РФ) и арбитражные заседатели (Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»ФЗ от 30.05. 2001 г.

N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 23. — С. 2288).

Основная цель деятельности судейского сообщества — выражение интересов судей как носителей судебной власти. Из федеральных конституционных законов, регулирующих формирование и деятельность органов судейского сообщества, основным является Закон о судебной системе, в ч. 1 ст.

29 которого установлено, что для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества. Согласно ч.

3 указанной статьи компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом.

Основные задачи органов судейского сообщества на современном этапе судебной реформы определены в Постановлении VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г.

«О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования»Постановление VI Всероссийского съезда судей от 2.12. 2004 г. «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» // http://www.ssrf.ru/ss_detale.php?id=8, которым признано, что усилия федеральных органов государственной власти и органов судейского сообщества должны быть направлены на:

  • 1. существенное улучшение организационного обеспечения деятельности судов;
  • 2. укрепление гарантий независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения;
  • 3. улучшение материального и социального обеспечения работников аппаратов судов;
  • 4. совершенствование законодательства, предусматривающего обязательность внесудебного порядка и процедуры досудебного урегулирования гражданских и административных споров, закрепление в нем альтернативных средств разрешения дел, а также упрощенных форм судопроизводства, в т.ч. по уголовным делам;
  • 5. реализацию инициатив высших судов и органов судейского сообщества по совершенствованию законодательства с привлечением к этой работе ученых и научных учреждений на договорной основе;
  • 6. повышение роли судейского сообщества и его органов в предотвращении коррупции среди судей;
  • 7. принятие более решительных мер по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи;
  • 8. разрешение проблем, связанных со страхованием, с выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, в том числе пребывавших в отставке;
  • 9. укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами путем подготовки в Российской академии правосудия кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, обучения кандидатов на должности судей федеральных судов в течение 1 — 2 лет, обязательного повышения в ней квалификации судей федеральных судов (один раз в 3 года), а также судей конституционных, уставных судов и мировых судей в соответствии с гражданско-правовыми договорами между субъектами РФ и Российской академией правосудия;
  • 10. принятие дополнительных мер по усилению охраны судов, обеспечению безопасности судей и членов их семей;
  • 11. повышение уровня взаимодействия судебной системы со средствами массовой информации, придание этой работе системного, научно обоснованного характера.

Первоначально высший судебный орган на территории Мурманской области был создан как Совет народных судей 26 февраля 1922 г. по решению Мурманского губернского совещания судебных деятелей советской юстиции.

Функции суда ограничивались рассмотрением кассационных или частных жалоб на приговоры, решения и действия народных судов.

В конце 1927 г., в связи с образованием Мурманского округа суд был реорганизован в Мурманский окружной суд Наркомюста РСФСР, а в июне 1938 (в результате образования Мурманской области) — в Мурманский областной суд.

Суд рассматривал уголовные дела о контрреволюционных и особо опасных преступлениях против государственного управления, о хищениях социалистической собственности, об особо важных должностных и хозяйственных преступлениях, а также гражданские дела между государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями.

В 1954 г. Мурманский областной суд в составе президиума из 5 человек стал осуществлять судебный надзор, получив исключительное право пересмотра вступивших в законную силу приговоров, решений и определений народных судов и судебных коллегий, действующих как суды второй инстанции.

  • В настоящее время на территории Мурманской области отправляют правосудие федеральные суды и мировые судьи, составляющие судебную систему Мурманской области.
  • К федеральным судам относятся: Мурманский областной суд, районные суды, военные суды, составляющие систему судов общей юрисдикции.
  • К судам Мурманской области относятся мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.

29 мая 2002 года после принятия Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ФЗ от 14.03. 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Российская газета. — 2002.

— N 2916 Мурманской областной Думой был принят Закон Мурманской области «О мировых судьях в Мурманской области», согласно которому «Мировые судьи в Мурманской области (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъекта Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Мировые судьи признаются членами судейского сообщества Мурманской области, обладают единым статусом, определяемым Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации»».

Ссылка на основную публикацию