Статья 49. Предвыборная агитация

Праймериз или досрочная агитация?

Сейчас по всей России разворачивается агитационная подготовка к предварительным внутрипартийным (ЕР)выборам, как их сейчас на американский манер именуют «праймериз».

Статья 49. Предвыборная агитация

Вот и в моём городке оргработа вошла в заключительную фазу.

Сначала активисты ЕР оформили общественное объединение «Команда «города N», где в создании объединения формально принимало множество местных общественных объединений, но ни словом не упоминалась Единая Россия, словно она здесь не при чём. Создание этого объединения приветствовал региональный ОНФ, однако искушённому наблюдателю и мне, в том числе, было понятно, кто главный созидатель «Команды города».

И вот, наконец , этому пришло веское подтверждение.

После праздника Победы, все почтовые ящики наполнились агитационными материалами «Команды города», которое откровенно пишет в своём 4-хполосном информационном красочном бюллетене на мелованной дорогой бумаге тиражом 11 тыс. экземпляров (примерно численность всех квартир в МКД города), что «превратить город N в идеальный город мы сумеем, только объединив усилия.

  • Поэтому мы должны сформировать список кандидатов в городской Совет, которые пойдут на выборы при поддержке нашего движения.»
  • Вместе с бюллетенем вложена листовка Команды города с групповой фотографией всей команды кандидатов в городские депутаты на одной её стороне, на другой стороне предвыборные тезисы конкретного кандидата по данному городскому округу, его фото и краткая автобиография.
  • Мало того, некоторые жители мне рассказывали, что группы агитаторов ходили по квартирам и предлагали подписать некий подписной лист в поддержку данного кандидата.

Если ещё кому-то непонятно в чём здесь криминал, то скажу, что, согласно ст. 49 п.1 №ФЗ-67, начало агитационного периода определяется «со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов..»,., до которого ещё не менее двух месяцев.

Понятно, что в данном случае нарушен закон и вместе с ним принцип равенства кандидатов в депутаты на одинаковый агитационный период.

Однако члены команды мне могут возразить, что на 22 мая назначены «праймериз»-предварительные внутрипартийные выборы в партии Единой России.

Вот тут то и кроется новая политтехнология, когда вроде бы внутрипартийные выборы по своему размаху и вовлечённости граждан превращаются в полноценный агитационный процесс, который захватывает всех горожан и ни чем не отличается от агитации в сроки , положенные по закону.

Интересно, что ответит на эти мои аргументы городская прокуратура, ТИК и ЦИК. Здесь возможно два варианта объяснения ситуации.

Предвыборная агитация, ее ???? формы и виды — Политология

1. Предвыборная агитация и политическая реклама  2. Формы предвыборной агитации  3. Виды агитационного воздействия 

  • Публичные выступления во время выборов
  • Реализация листовочной кампании

4. Проведение агитации в СМИ: пресса, телевидение, радио, интернет

  • Наружная (уличная) реклама
  • Технология адресной агитации

5. Организация проведения кампании «От человека к человеку» 6. Предвыборная агитация на улице

Статья 49. Предвыборная агитация

Предвыборная агитация и политическая реклама 

В избирательном законодательстве много внимания уделяется поддержке информационным элементам избирательного процесса, включая сведения электората и прямую агитационную кампанию.

Агитационную кампанию можно считать, как политическую деятельность. Откровенно говоря, политическая агитация имеет большие сходства с рекламой такого же характера.

Замечание 1

Можно подумать, что предвыборная агитация и политическая реклама являются идентичными понятиями, но это совершенно не так. Естественно, у них довольно много чего общего из характеристик, например, преследуемые цели, методы и формы воздействия, субъекты и объекты

У термина «политическая реклама» нет четкого определения в законодательной терминологии, хотя у нее есть характеристики, присущие агитации, и она преследует такие же цели. Это получение определенного результата на выборах.

Все это находит свое подтверждение в Центральной избирательной комиссии РФ, главным заданием политической рекламы будет формирование мнения социума об определенных кандидатах и партиях. Различительной чертой от остальных жанров информационного воздействия является краткость, преобладание эмоций над смысловой нагрузкой, повторами и «привлекательностью».

Замечание 2

Но, исходя из объяснений Центральной избирательной комиссии РФ, все же есть довольно значительная разница между рекламными материалами и продвижение политических сил на предвыборной кампании

Этим отличием стала финансовый базис или источник финансирования подобных материалов. Избирательная кампания проходит за деньги со счетов разных избирательных фондов, ассоциаций, отдельных кандидатов, а вот политическая реклама совершенно не попадает в такую категорию. Именно из-за этого масштабы и уровень воздействия ее на электорат не регламентируется законодательным контролем.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В качестве политической рекламы можно организовать самостоятельное независимое направление для формирования мнения социума, и размер такого влияния будет зависеть непосредственно от средств кандидата или ассоциации, вложенных в это дело. И здесь не будет никакого равенства кандидатов или партий, потому что у каждого свои возможности.

Формы предвыборной агитации 

В России можно встретить следующие формы предвыборной агитации:

  • призыв отдать голос в поддержку или против определенного кандидата/партии;
  • выражение предпочтения кандидату/партии разными методами, которые разрешены законом;
  • обсуждение возможных результатов при проходе кандидата или не проходе;
  • распространение информационных сведений касательно кандидата, включая положительные и отрицательные отзывы;
  • распространение информации касательно деятельности кандидата, не имеющей отношения к профессиональной или выполнении должностных полномочий;
  • все законные активности, помогающие получить положительный или отрицательный результат для кандидата.

Виды агитационного воздействия 

Публичные выступления во время выборов

Наиболее популярным и эффективным видом агитации с давних времен считалось публичное выступление.

Умение отлично владеть словом и заставлять людей слушать является одним из главных и важнейших инструментов успешного политика, неотъемлемой составляющей его имиджа.

А еще более важной деталью станет тот факт, что кандидату не стоит опускаться до уровня личностных нападений на оппонентов во время проведения публичных дебатов.

Читайте также:  Статья 2. Унитарное предприятие

Реализация листовочной кампании

В современном мире ни одна предвыборная кампания не обходиться без распространения листовок. Буклет – недорогое и надежное издание, довольно быстрый и эффективный способ добавить активности избирательной агитации, также позволяет автору проявить творческий потенциал.

Проведение агитации в СМИ: пресса, телевидение, радио, интернет

Наиболее важным каналом воздействия на электорат в предвыборной кампании в современном мире становятся медиа. Отлично проведенная политическая агитация в печатных СМИ или по телевидению привлечет больше внимания со стороны избирателей, которые готовы будут поверить в обещания кандидата.

Наружная (уличная) реклама

Использование наружных видов рекламы также один из самых популярных видов агитации, которые передают краткие обращения кандидата или же отображают суть его предвыборной кампании для широких масс. Такая реклама может быть реализована не только на улице, но и в общественных местах и транспорте.

Технология адресной агитации

Благодаря прямому политическому стимулированию можно получить прямой доступ к сведениям людей, которым она предназначена. Это тщательно проработанные и целенаправленные политические акции. Здесь предполагается наличие избирательной базы и ее постоянное наполнение. Эта информация нужна для личного обращения кандидата к своему электорату.

Организация проведения кампании «От человека к человеку»

Подобная кампания может проходить везде, где могут находиться потенциальные избиратели, как в зданиях, так и на улицах. Главным заданием такого вида агитации является сделать незнакомого кандидата – знакомым, а если уже знакомый – превратить в единомышленника.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Предвыборная агитация на улице

Обеспечение посещения людей к определенному кандидату – дело сложное и практически невыполнимое. А вот организовать встречу кандидата со своими избирателями – это проще и имеет много способов для реализации.

Наиболее результативным станет проведение такой встречи на улице, к примеру, во время посещения:

  • организаций и коммерческих предприятий; 
  • образовательных учреждений; 
  • социальных объектов (дома престарелых, больницы и т.п.); 
  • зон отдыха, дискотеки, клубы; 
  • спортивных мероприятий; 
  • собраний общественных организаций; 
  • агитационные походы или поездки;
  • проведение массовых общественных акций: слушания, демонстрации, забастовки, пикеты. 

Пожалуй, одним из максимально эффективных видов предвыборной агитации станет массовая избирательная кампания. Сюда входят митинги, встречи политиков с электоратом, демонстрации, визиты во время массовых протестов и забастовок и другое.

Замечание 3 

Принимать участие в собраниях – это отличный способ остаться в человеческой памяти и положительно повлиять на их мотивацию к участию в процедуре выборов. Поэтому забастовки часто используются как правительством, так и оппозиционными кандидатами. Они могут перерасти в митинг с голодовкой или другими формами протеста

chapter09

    СТАТЬЯ 45. Предвыборная агитация и сроки ее проведения

    Граждане Российской Федерации, кандидаты в депутаты Государственной Думы, избирательные объединения, избирательные блоки вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.

      Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:

      1. федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;
      2. воинским частям, военным учреждениям и организациям;
      3. благотворительным организациям и религиозным объединениям;
      4. членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.

    Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах.

      Предвыборная агитация может проводиться:

      1. через средства массовой информации;
      2. путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных предвыборных мероприятий);
      3. путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

    Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.

    Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации запрещается вести информационные теле- и радио- программы, участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами в депутаты Государственной Думы либо их доверенными лицами.

    СТАТЬЯ 46. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации

    При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.

    Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации.

    Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.

    Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ.

    Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

    Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата, федерального списка кандидатов. Указанные представления рассматриваются судом в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов — немедленно.

    СТАТЬЯ 47. Предвыборная агитация через средства массовой информации

    • Кандидаты в депутаты, избирательные объединения, избирательные блоки имеют право на предоставление им эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях (бесплатно, равное количество предоставленного эфирного времени, одно время выхода в эфир и другие условия).
    • Инструкция о порядке предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам на каналах государственных телерадиокомпаний издается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации, при обязательном рассмотрении предложений кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.
    • В целях проведения предвыборной агитации избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе использовать государственные телерадиокомпании.
    • Кандидаты в депутаты вправе использовать для проведения предвыборной агитации региональные государственные телерадиокомпании.
    • Должностные лица редакций периодических печатных изданий, одним из учредителей (соучредителей) которых являются государственные или муниципальные органы, государственные предприятия, учреждения и организации либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации), обязаны обеспечивать равные возможности публикации агитационных предвыборных материалов для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.
    • Порядок публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях, указанных в части пятой настоящей статьи, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации.

    Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде публичных предвыборных дебатов, » круглых столов » , пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы и в иных не запрещенных законом формах. При этом избирательное объединение, избирательный блок, кандидат в депутаты вправе самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.

    Запрещается прерывать теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг.

    В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборной агитации кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило в начале указанных программ, без комментариев. Данные информационные блоки не оплачиваются кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.

    Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, в том числе в теле- и радиопрограммах, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

    Теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение шести месяцев со дня выхода указанных программ в эфир.

    СТАТЬЯ 48. Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях

    Периодические печатные издания, учрежденные органами законодательной (представительной), исполнительной, судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не вправе публиковать агитационные предвыборные материалы кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков.

    Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации) и которое предоставило кандидату в депутаты, избирательному объединению, избирательному блоку место на полосе, не вправе отказать другому кандидату в депутаты, избирательному объединению, избирательному блоку (региональной группе избирательного объединения) в месте на полосе на тех же условиях и обязано сделать это в ближайших номерах.

    СТАТЬЯ 49. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями

    Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты, избирательным объединениям, избирательным блокам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и доверенных лиц с избирателями.

    Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пятидневный срок со дня их подачи и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией.

    По требованию избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов в депутаты и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для всех кандидатов и избирательных объединений, избирательных блоков.

    Не могут предоставляться для этих целей здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

    СТАТЬЯ 50. Распространение агитационных печатных материалов

    1. Избирательные объединения, кандидаты в депутаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные печатные материалы.
    2. Агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск.
    3. Запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов.
    4. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов.

    "Ковидные" выборы-2021: агитировать нельзя, но если очень хочется – то можно

    Новые законы, как горячие пирожки из печки, десятками выходили из-под руки законотворцев накануне Нового года. Сюда попал и закон о запрете политической агитации в социальных сетях.

    Если документ будет принят окончательно, то отныне вслух открыто высказывать свои политические предпочтения разрешат только тем, кто «официально заключит договор с той или иной партией или кандидатом».

    Тем же, кто просто напишет на эту тему на своей страничке, грозит штраф до 20 тысяч рублей для граждан и до 500 тысяч рублей для должностных лиц. А ведь в последние годы политические кампании весьма успешно осваивали интернет пространство.

    Как теперь будут действовать кандидаты на теплое место госслужбы в 2021-м? неукоснительно соблюдать новые требования? Или пытаться обхитрить закон? А быть может, просто внесут данные штрафы в свою статью расходов на пропаганду? Об этом «Новые Известия» спросили политологов и авторов политических телеграм каналов. По их мнению, в этом законе несложно найти лазейку. Но придется проявлять креатив.

    Илья Гращенков– генеральный директор Центра развития региональной политики:

    — Давайте сначала вникнем в само понятие «агитация». Одно дело разместить банеры «Голосуйте за Тяпкина», — это агитация, и не очень-то и действенная. Другое – заказать публикации, очерняющие оппонентов того самого Тяпкина. Это и сработает лучше, и под статью не попадет. Сейчас не практикуют прямой агитации, воздействуют нативно, на сознание.

    Да и что уже кривить душей, по этому закону за нарушения санкции просто смешные. Эти деньги – капля в море общего бюджета на политическую кампанию. Запрет на агитацию в печати уже существует, и что мы видим? Все на него плевали, и за день-два до выборов просто печатаются, потом платят эти копейки.

    Политический Telegram канал «Мейстер»:

    — По запрету агитации: будут выкручиваться. Если владельцы пабликов и каналов еще могут заложить свои персональные риски в цену размещения, то кандидату наплевательское отношение к выборному законодательству может стоить снятия с гонки.

    Тем более, что простор для действий достаточно большой.

    А докажите, что этот материал «агитационный», а не «информационный», а докажите, что за него уплачены деньги, а докажите, что они уплачены лицом, как-то связанным с кандидатом, а не «врагами», которые хотят подставить «честного человека».

    В конце концов, ограничения начинают действовать лишь с момента регистрации кандидата. До этого простой гражданин России может хоть весь интернет увесить изображениями своего лица, оплатив это дело со своей личной карты.

    Уже многие годы традиционные СМИ живут в условиях достаточно жестких ограничений, накладываемых выборным законодательством. Это не особо мешает им брать наличные от партий и кандидатов, не сопровождая опубликованные тексты предупреждением об агитации. Так что «под ударом» окажется лишь откровенная агитация «в лоб».

    Автор политического Telegram канала «КАК-ТО ВОТ ТАК» Анатолий Спирин:

    — Для провластных кандидатов эти ограничения проблемой не будут — очевидной жертвой нового закона станет интернет-агитация за оппозиционных, несистемных кандидатов, потому карать будут избирательно и точечно. Полагаю, единственным вариантом избежать ответственности будет создание массовых анонимных интернет-структур, таких же анонимных «лидеров мнений», агитация в чатах, пабликах.

    Только полная анонимность и ставка на массовость со спамом, чат-ботами, сетевыми разрозненными и децентрализованными структурами позволят избежать ответственности. Дальнейшее — уже креатив: например, адаптация новостей под скрытую агитацию, максимальный нативный «посев» в соцсетях в интересах кандидатов.

    Другая часть экспертов и вовсе уверена, что толку от хваленых социальных сетей не много. Деньги на пропаганду в сети идут не малые, да только вот электорат этих сетей не спешит отдавать свою любовь кроме как в виде лайков и репостов.

    Александр Кынев, политолог:

    — Социальные сети все равно не эффективны. Основная ставка на любых выборах была и есть на низкую явку. Посмотрите динамику явки, ее у нас просто нет, хотя бюджеты на агитацию в тех же соцсетях только растут. О чем это говорит? Что на выборы приходят те же люди, которые обязаны их посетить.

    Системы мобилизации этого сегмента избирателей консервативны и отработаны годами. Покажите мне цифры, где будет отражено, что от соцсетей есть эффект. Этих цифр просто нет. Тем не менее, думаю, в агитацию в сетях все равно продолжат вкладываться.

    Штрафы никого не пугают – у нас много разных штрафов, но они никого не останавливают. Как это делается последние годы?

    Кого-то будут поддерживать, но будет больше конспирации. Ролики будут выходить, но от анонимных каналов, чтобы потом не сыскать концов, кто это сделал. Попытка запретить агитацию в сети, это все равно, что попытка запретить лето или зиму. На бумаге это сделать можно, но к жизни это не будет иметь никакого отношения.

    Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:

    — Понятно, что внешний облик выборов изменен, но как будет вестись агитация, особенно при учете нового запрета на ее использование в соцсетях – не известно.

    Пожалуй, это та ситуация, когда ничего, кроме того, что это будут самые непредсказуемые выборы в истории современной России, сказать мы не можем.

    ТГ канал «Кремлевский Мамковед»:

    — В любом случае, перенос внимания избирателей в интернет уже состоялся: в нынешних условиях партиям становится сложнее наладить коммуникацию с электоратом вживую, что вынуждает их переходить к структурам сетевой коммуникации. Одобренный законопроект, запрещающий политическую агитацию в соцсетях, при удачном течении эксперимента, может быть расширен.

    При необходимости противовеса ограничениям на агитацию станут те же сетевые структуры и интернет-технологии, которые получили распространение в период официальной блокировки Telegram. Уже сейчас можно констатировать старт VPN-агитации и проксизацию коммуникаций с избирателями.

Ссылка на основную публикацию