Статья 2. Унитарное предприятие

Статья 2. Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, главная особенность которой в том, что право собственности компании на имущество здесь отсутствует. «Унитарный» означает единый, неделимый, т.е. имущество нельзя разделить на доли, как это делается в акционерных обществах. Унитарным может быть не только предприятие, но даже целое государство.

Учредители и виды унитарных организаций

Учредителями унитарного предприятия могут быть:

  1. Российская Федерация
  2. Субъект РФ (республика, край, область, округ)
  3. Муниципальное образование

И не могут быть физические и юридические лица. Правовой статус УП регулируется №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Устав унитарных предприятий утверждается ведомствами, министерствами или прочими федеральными органами. Кроме стандартных сведений, он должен содержать информацию о целях и предмете деятельности УП, а также о величине его уставного фонда.

Унитарные организации делятся на некоммерческие и коммерческие, а последние на государственные (наиболее важные для экономики страны) и муниципальные УП. Разделение показано на схеме ниже.

Статья 2. Унитарное предприятие

Кроме того, по типу управления имуществом унитарные предприятия делятся на:

  1. оперативное управление
  2. хозяйственное ведение

Коммерческие УП используют право хозяйственного ведения, а казенные предприятия и учреждения оперативное управление (ст. 114 и 115 ГК РФ). В виде фабрик и заводов последние известны в России с 18 века.

Признак Оперативное управление Хозяйственное ведение
Правомочия Распоряжение любым имуществом только с согласия собственника.Предприятие занимается реализацией продукцией самостоятельно. При распоряжении движимым имуществом не требуется согласие учредителя. При распоряжении недвижимым имуществом – требуется.
Ответственность Субсидиарная ответственность учредителя (право взыскания долга с другого лица, в том числе с государства). Самостоятельная ответственность. Возможность банкротства (неспособность погасить кредиторскую задолженность).
Примеры предприятий ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ», МКП г. Ижевска «Горсвет», МКП г. Калининграда «Управление капитального строительства» ГУП Республики Тыва «Макаронпром», МУП г.Апатиты «Рембыттехника», ГУП Ростовской области «Аптека 398»

Государственное унитарное предприятие

По административно-территориальному делению выделяют:

1. Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП)

ФГУП имеют своим учредителем институты РФ и как коммерческие юридические лица преследуют две цели: реализацию определенных задач государства на федеральном уровне и получение прибыли, которая, однако, нередко имеет второстепенное значение. Имущество такого предприятия может формироваться из заемных средств банков, государственных дотаций, собственной прибыли и др. Примеры организаций:

  1. ФГУП «Центр единых научно-технических разработок»
  2. ФГУП «Киноконцерн Мосфильм»
  3. ФГУП «Исследовательский центр инноваций и энергоэффективности»
  4. ФГУП «Инженерно-технический центр министерства обороны Российской Федерации» и т.д.

Интересный факт: ФГУП «Почта России» (крупнейшее ФГУП в РФ) недавно было реорганизовано в акционерное общество (АО). Этот шаг можно расценивать как попытку привлечь инвестиции для реорганизации деятельности, а также как поиск источника финансирования при наличии долгов.

Вообще не следует путать государственные унитарные предприятия (как организационно-правовую форму) с юридическими лицами, у которых доля акций принадлежит государству: у унитарных предприятий нет акций.

Например, ФГУП «Охрана» Росгвардии – это федеральное государственное унитарное предприятие, а ПАО «Сбербанк» — это акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит Минфину РФ.

Остальные акции принадлежат иностранным и российским компаниям, а также частным инвесторам. Для Сбербанка прибыль является приоритетной задачей.

2. Государственные унитарные предприятия субъектов РФ (ГУП)

ГУП очень похожи на предыдущий пункт, с той разницей, что их учредителями являются субъекты РФ. Уставный фонд ГУП должен составлять не менее 5000 МРОТ, величина федерального МРОТ с 2021 года 12 792 руб. в месяц. В регионах допустимы свои ставки, но не ниже федерального значения.

Банкротство ГУП вполне возможно. Например, в 2020 году на грани банкротства оказался «Ленгипроинжпроект» (ЛГИП), который не расплатился со своим подрядчиком и должен около 20 млн. рублей. Рассмотрение дела пока отложено. В 2018 г.

в такой же ситуации находился саратовский ГУП «Сартехинвентаризация» (БТИ), не плативший сотрудникам зарплату, однако все же сумевший погасить долги. Альтернативой банкротству при невыполнении обязательств может служить приватизация, т.е.

передача ГУП в частные руки.

 Другие примеры предприятий:

  1. ГУП «Ингушэлектросервис»
  2. ГУП Саратовской области «Облводстрой»
  3. ГУП Курской области «Курский рыборазводный завод» и т.д.

Статья 2. Унитарное предприятие

Муниципальное унитарное предприятие

В отличие от ГУП, такая организация создается муниципалитетом, а работа регламентирована нормативными актами органов местного самоуправления (администрация районов, городов). Размер уставного фонда МУП должен быть не менее 1000 МРОТ.

Понятно, что здесь риск банкротства еще выше, чем в предыдущем случае: например, в 2017 году банкротом стало МУП «Автотранспортные перевозки» в Северо-Западном округе, МУП ЖКХ «Энергия» и др. Примеры организаций:

  1. МУП г. Нижневартовска «Специализированное автотранспортное управление»
  2. МУП г. Благовещенска «Банно-прачечные услуги»
  3. МУП г. Приморска «Южный гавань» и др.

Мнение экономистов: считается, что МУП является неэффективной организационно-правовой формой экономической деятельности. Производительность труда работников МУП по оценкам в 4-5 раз ниже, чем у работников иных организационно-правовых форм. Почему же она выживает? Потому что эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками муниципальных властей.

Сферы экономики, где обязательны формы собственности УП:

  • производство общественных благ (оборона, наука, культура, водоснабжение, уборка мусора и т.д.);
  • естественные монополии (почта, транспорт, энергетика);
  • предприятия стратегического назначения (судостроение, атомная энергетика, космическая отрасль)

Производственное унитарное предприятие

В отличие от российских ГУП и МУП, в Беларуси используется другое разделение:

Основной вид деятельности ТУП – продажа продукции, тогда как ПУП занимаются ее производством. Примеры:

  1. ПУП «Донаприс» — производство  плодовых и фруктово-ягодных столовых вин (Гомельская область);
  2. ПУП «Белкоопмех» — производство пушно-мехового сырья (г. Минск);
  3. ПУП «Завод СВТ» — производство контрольно-измерительных приборов (г. Минск);
  4. ПУП «Завод Белит» — производство бытовых электрических приборов и бытовой радиоэлектронной радиоаппаратуры (Витебская область);
  5. ТУП «Минск кристалл трейд», связанный с алкогольной продукцией, и др.

В России ПУП отсутствуют. Интересно, что в Беларуси УП дают около 70% ВВП (существенно выше, чем в России и Европе), поскольку страна в большой части сохранила советскую модель функционирования экономики.

Статья 2. Унитарное предприятие

Продукция ПУП востребована на внутреннем рынке и частично идет на экспорт, так что ПУП и ТУП еще и наиболее популярные формы предприятий на территории Беларуси.  ПУП Беларуси самостоятельно определяет размер своего уставного фонда.

Статистика

На конец 2019 года в РФ насчитывалось около 17 тыс. унитарных предприятий разного уровня (по данным ФНС России), однако ежегодно наблюдается тенденция к снижению их количества. В России в унитарных организациях работают около 3,5 млн. человек, т.е. примерно 2.5% общего населения страны.

Топ-3 унитарных предприятия по объему годовой выручки в РФ (по данным СПАРК):

  1. ГУП «Московский метрополитен» – 108 млрд. руб. Транспортные услуги.
  2. ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» – 93 млрд. руб. Управление воздушным транспортом и его обслуживание.
  3. ГУП «Мосгортранс» – 45 млрд. руб. Транспортные услуги.

Причины создания, плюсы и минусы УП

  • решение оперативных и стратегических вопросов, социальных задач;
  • использование государственного и муниципального имущества;
  • осуществление экономически убыточных, но необходимых видов деятельности.

Преимущества по сравнению с другими организационно-правовыми формами собственности:

  • надзор и защита вышестоящих государственных органов;
  • субсидии и дотации от государства;
  • очень часто монопольное право на оказание услуг, выполнение работ (электроэнергия, коммунальные услуги, авиа и ж/д перевозки);
  • риски банкротства отсутствуют или минимальны;
  • низкие процентные ставки по кредитам

Недостатки:

  • отсутствие ведения свободной коммерческой деятельности;
  • жесткий контроль со стороны вышестоящих органов (согласование смет, планов ФХД);
  • длительный процесс согласования крупных сделок;
  • медлительность в принятии управленческих решений, смены стратегии развития, процедурах закупки товаров, работ, услуг

Статья 2. Унитарное предприятие

Мировой опыт

В зарубежных странах используется различная терминология для обозначения предприятий унитарного типа. В Дании это государственные корпорации, в Италии субъекты публичного права, в Швеции – государственные коммерческие агентства. В России как синоним УП очень часто используют формулировку «госсектор». Влияние госсектора на ВВП варьируется в зависимости от типа экономики страны.

По данным РБК, в Китае госсектор дает около 40% ВВП, в России и других бывших республиках СССР – 35%, странах Восточной Европы – 20-25%, в странах Западной Европы лишь около 10%. В США унитарные предприятия называют государственными корпорациями. Они дают всего 3-4% ВВП.

В каждой стране свои сферы деятельности, где преобладает госсектор.

В Италии это металлургия и электротехническая промышленность, во Франции аэрокосмическая и химическая промышленность, в Испании производство электроэнергии и водоснабжение.

В США на унитарной основе действует космическая отрасль, почта и железнодорожные перевозки, а в Сингапуре – аэропорты, морские порты, мобильные операторы, авиакомпании.

Новые тенденции

Поправки в ФЗ ограничивают случаи создания и конкретизируют сферы деятельности унитарных предприятий:

  • искусство, культура, кино;
  • естественные монополии;
  • радиоактивные отходы;
  • за пределами РФ;
  • иные случаи (регулируются ФЗ, актами президента и правительства РФ)

Организации, которые не подпадают под данные условия, будут подлежать ликвидации или реорганизации по решению суда. Крайний срок: 1 января 2025 года. В результате все большую популярность набирает реорганизация МУП в акционерные общества с долями акций муниципалитета и частного бизнеса (государственно-частное партнерство).

Заключение

Унитарные предприятия (особенно ФГУП) выполняют важные социальные функции, решает оперативные и стратегические задачи, которые перед ними ставятся государством и муниципальными образованиями.

Однако они менее эффективны экономически, часто рассчитывают на дотации и больше отягощены бюрократией, чем частный бизнес.

Результатом последних изменений в законе должно стать привлечение частного капитала и преобразование заметного числа УП в акционерные общества.

Читайте также:  Статья 60. Порядок исследования вопросов
Характеристика МУП ГУП ПУП
Страна, в которой представлена данная организационно-правовая форма Россия Россия Беларусь
Сфера деятельности Производство, торговля, сфера услуг Производство, торговля, сфера услуг Производство
Собственник Муниципальное образование Субъект РФ Административно-территориальная единица
Размер уставного фонда Не менее 1000 МРОТ Не менее 5000 МРОТ Нет ограничений

Унитарные предприятия – новая реальность (Часть 2)

В продолжение нашей темы речь пойдёт о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в настоящее время осуществляющих хозяйственную деятельность. Итак, в соответствии с новациями, внесёнными Федеральным законом от 27.12.2019 г.

№ 485-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», унитарные предприятия, созданные до 8 января 2020 года, и осуществляющие деятельность на конкурентных товарных рынках, подлежат ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года.

Статья 2. Унитарное предприятие

Учредителям унитарных предприятий, в роли которых выступают федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, прежде всего, необходимо проанализировать деятельность созданных ими предприятий на предмет соответствия действующим антимонопольным требованиям. Как мы отмечали ранее, большая часть унитарных предприятий работают в сферах с достаточно развитой конкуренцией — в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, управлении жилым фондом, в сфере торговли и оказания услуг. В связи с этим, собственнику имущества унитарного предприятия рано или поздно придётся принимать определенное решение — о ликвидации или реорганизации предприятия, так как в случае непринятия соответствующих мер в установленный законом срок, такие предприятия будут ликвидированы в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Рассмотрим подробнее порядок ликвидации, возможные способы реорганизации унитарных предприятий и порядок приватизации унитарного предприятия.

ЛИКВИДАЦИЯ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В соответствии со ст. 35 Федерального Закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ) унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

Ликвидация унитарного предприятия влечёт за собой полное прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Процесс ликвидации организации регламентируется Гражданским Кодексом РФ и Законом № 161-ФЗ и состоит из последовательности шагов, представленных на Рисунке 1.

Статья 2. Унитарное предприятие Статья 2. Унитарное предприятие

  • Рисунок 1. Процесс ликвидации унитарного предприятия
  • Собственник имущества назначает ликвидационную комиссию, и с этого момента к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия, включая право выступать от имени ликвидируемого предприятия в суде.
  • В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объёме, председатель ликвидационной комиссии предприятия должен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании унитарного предприятия банкротом.

В целом процедура ликвидации унитарного предприятия аналогична процедуре ликвидации любого хозяйственного общества, так как основные её этапы регламентированы Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГК РФ). А вот процедура реорганизации, преобразования унитарного предприятия имеет свои особенности.

СПОСОБЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Преобразовывать государственные и муниципальные унитарные предприятия можно в соответствии с законодательством о приватизации. В ст.13 Федерального закона от 21.12.2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон № 178-ФЗ) указаны способы приватизации государственного и муниципального имущества.

Одним из способов приватизации, является преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью.

Форма хозяйственного общества, в которую превратится унитарное предприятие, в первую очередь зависит от размера балансовой стоимости активов унитарного предприятия.

Минимальный размер уставного капитала для хозяйственных обществ, установленный законодательством, составляет: для публичного акционерного общества (ПАО) – 100 000 рублей, для непубличного АО (НПАО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО) – 10 000 рублей.

При этом хочется обратить внимание, что публичным является акционерное общество, акции которого публично размещаются путём открытой подписки на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Организационную форму, в которую будет преобразовано унитарное предприятие, учредитель определяет самостоятельно.

Возможность преобразования в ООО предусмотрена не для всех приватизируемых предприятий. Помимо размера уставного капитала есть и другие критерии, которые необходимо учитывать при принятии решения о форме реорганизации унитарного предприятия.

Приватизация путём преобразования в ООО возможна при условии, что унитарное предприятие имеет признаки, по которым его можно отнести к субъектам малого и среднего предпринимательства. Данные критерии установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г.

№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 04.04.

2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Предельные значения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству представлены на рисунке 2.

Статья 2. Унитарное предприятие

Рисунок 2. Предельные значения критериев отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства

  • Таким образом, исходя из приведённых норм можно сделать вывод, что приватизация путём преобразования в общество с ограниченной ответственностью применима для унитарных предприятий с уставным капиталом, превышающим 100 тыс. рублей, средней численностью до 250 человек и выручкой от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующие приватизации три календарных года не больше 2 млрд. рублей.
  1. ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
  2. Приватизация унитарного предприятия путём преобразования включает в себя следующие этапы.
  3. На первом этапе унитарное предприятие включается в прогнозный план (программу) приватизации на соответствующий календарный год.

Со дня утверждения программы приватизации деятельность унитарного предприятия ограничена законом. В соответствии с п.3 ст. 14 Закона № 178-ФЗ со дня утверждения программы приватизации и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества  унитарное предприятие без согласия собственника его имущества не вправе:

  • сокращать численность работников;
  • совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов на последнюю отчётную дату или более чем в 10 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия, а также сделки, связанные с возможностью отчуждения имущества.

На втором этапе определяется балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия.

Она определяется, как сумма стоимости его чистых активов  по данным промежуточного баланса и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Для определения стоимости проводится инвентаризация.

На основе данных инвентаризации, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных унитарному предприятию, составляется передаточный акт.

Причём в случае приватизации передаточный акт составляется на начальном этапе приватизации — ещё до принятия решения о ней. Ведь на основании ст.

11 Закона № 178-ФЗ именно в передаточном акте определяется состав имущественного комплекса унитарного предприятия, подлежащего приватизации.

В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия.

На третьем этапе принимается решение о приватизации, в котором указываются:

  • состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, в том числе здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, с указанием их балансовой стоимости, а также включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • размер уставного капитала общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия;
  • количество, категории и номинальная стоимость акций или доля вклада, которые будут принадлежать участнику общества — публично-правовому образованию (Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию).

На четвёртом этапе утверждается устав создаваемого в процессе преобразования хозяйственного общества. Далее документы направляются в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Хозяйственное общество, созданное в результате преобразования, считается правопреемником унитарного предприятия, и к нему, в силу универсального правопреемства, на основании передаточного акта переходят все права и обязанности реорганизованного предприятия.

  • Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, можно рассматривать как одну из пяти возможных форм реорганизации юридических лиц, предусмотренных ст. 57 ГК РФ, и одновременно способом приватизации государственного и муниципального имущества.

Собственнику имущества унитарного предприятия уже сейчас, с учётом всех обстоятельств, необходимо проанализировать работу действующих унитарных предприятий и принять соответствующее решение либо о ликвидации, либо о реорганизации унитарного предприятия установленным законом способом, выбрав необходимую организационно – правовую форму преобразованного предприятия.

Компания БФТ обладает успешным опы­том в организации и проведении консультаций и обучающих мероприятий, в том числе по разъяснению актуальных изменений законодательства в сфере управления государственным и муниципальным имуществом.

Мы предлагаем комплекс услуг, включающий в себя: консультации по вопросам имущественных и земельных отношений, проведение обучающих семинаров, вебинаров и иных мероприя­тий.

Наши партнёры всегда смогут получить качественную и актуаль­ную информацию по интересующим вопросам и узнать о последних новациях законодательства.

Мы готовы в любое удобное для Вас время предоставить более подробную консультацию по данной тематике. Задать свой вопрос вы можете на странице проекта «Эксперт БФТ». 

Государственные и муниципальные унитарные предприятия количество участников

ГУП может быть государственным или муниципальным. Государственные унитарные предприятия могут быть федеральными или региональными. ФГУП — это федеральное государственное унитарное предприятие, за которым закреплено федеральное имущество. ФГУП ежегодно отчисляют 25% прибыли в федеральный бюджет.

Читайте также:  Статья 4. Правовая основа местного самоуправления

Унитарное предприятие — одна из организационно-правовых форм юридического лица. Помимо унитарных предприятий (ГУП и МУП), бывают общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерные общества (АО), кооперативы, товарищества.

Особенности унитарных предприятий

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Унитарное предприятие лишь управляет/ведает имуществом. Собственность при этом остается в руках государства или муниципального образования. 

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Например, «Государственное унитарное предприятие города Москвы «Моссвет»» или «Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России»».

Руководителя унитарного предприятия назначает собственник — то есть государство или муниципалитет. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Существуют два вида унитарных предприятий — унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ) и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казённые предприятия — ст. 115 ГК РФ).

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), муниципального — не менее 1000 МРОТ.

Унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, поэтому их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, целью деятельности является удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Законодатель регулирует деятельность данных организаций в:

  • Гражданском Кодексе РФ (ст. 113-115);
  • N 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных предприятиях»;
  • Уставных документах организации.

Предлагаем ознакомиться:  Как экономить в кризис – проверенные советы

Согласно перечисленным нормам, данные организации наделяются всеми правами юридических лиц. В то же время они ограничены в отдельных проявлениях товарно-рыночных отношений. Кратко они изложены ниже в данной статье.

Характеристика МУП

Мы собрали наиболее важные черты данных организаций.

Собственник

Образовываются данные организации в результате выделения собственником – муниципальным образованием либо государством – имущественной доли.

Нацелено создание данных организаций на удовлетворение какой-либо потребности или выполнения задач государства. В процессе деятельности организация имеет права извлекать прибыль. Обычно это делается путем сдачи в аренду пустующих зданий или комнат, оказания какого-либо рода услуг, осуществления производства.

Владелец имущественных прав организации на правах хоз. ведения и сама организация являются обособленными друг от друга. За долги организации владелец имущественного права может быть в ответе, только если его действия привели к образованию задолженностей. Сама организация не несет ответственности за задолженности учредителей.

Это важно: наименование учредителя, выделившего изначальные средства на создание организации, обязательно прописывается и в наименовании МУП. Та же структура пользуется полномочием назначения директора в данную организацию.

Уставный капитал

Размер уставного капитала устанавливается уставом организации. Его уровень запрещено устанавливать ниже минимума заработной платы умноженной на 1000.

Статья 2. Унитарное предприятие

Отличительной особенностью является то, что в данных организациях официально не бывает участников. В них есть лишь членство.

Существует две организационно-правовые формы МУП:

  • на правах оперативного управления;
  • на правах хозяйственного ведения (казенные).

Принадлежность к определенной форме признается на основе права распоряжаться выделенным собственником имущества. При первой форме руководитель распоряжается движимым имуществом на свое усмотрение, при второй – пользуется этим правом лишь с одобрения власти.

Организация унитарного типа не наделяется правом передавать части собственности для создания других юридических лиц, дочерних предприятий.

Предлагаем ознакомиться:  Проводки по кассе в бухгалтерском учете

Стоит отметить: организации данного типа в то же время способны приобрести новое имущественное право, быть привлеченными в суд.

Они обладают своим отдельным самостоятельным счетом.

Отличие МБУ от МУП

МУПы создаются, согласно их уставам, с коммерческими целями.

В отличие от них, бюджетная организация не обладает коммерческой направленностью. Они существуют только за счет выделяемого на них бюджета и никогда не создаются на коммерческих основах.

Данный вид организаций в России отличается повышенной устойчивостью в условиях всевозможных кризисов и краха товарно-рыночных отношений. Это вызвано фактическим отсутствием конкуренции со стороны других рыночных субъектов, поскольку сферы деятельности их специфичны.

Государство осуществляет постоянный надзор за своими учреждениями и в случае необходимости оказывает им поддержку. Сами учреждения проявляют стабильность в оплате труда включенным в их состав членам. Такое правовое положение выгодно отличает их и привлекает новую рабочую силу.

Основные положения об унитарном предприятии

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Юр. лица » Основные положения об унитарном предприятии

Это созданная на основании закона коммерческая организация, учрежденная субъектом публичной власти, у которой не возникает прав собственности на переданное ей имущество.

Содержание

Основные положения об унитарном предприятии содержатся в ст. 113 и 114 ГК. Там раскрываются базовые вопросы, определяющие правовое регулирование формирования и деятельности этих юрлиц.

Они конкретизированы в законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В нем содержатся нормы, регулирующие все аспекты деятельности УП.

Специфический характер таких юрлиц предполагает особый порядок, определяющий те или иные действия. В частности процедуры присоединения и преобразования, а также реорганизацию.

Что такое УП?

Общее понятие такой организации дано в ст. 113 ГК. Однако в нем указаны далеко не все основные признаки этого юрлица.

Понятие, предусмотренное ст. 2 закона также является неполным. Выходом может послужить установление основных характеристик УП. Они помогут сформулировать наиболее полное понятие унитарных предприятий.

  • Эта организация является коммерческим юридическим лицом. Основной ее задачей выступает извлечение прибыли.
  • Ей передается имущество, на которое у образованного УП не возникает право собственности. Речь идет о праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
  • Учредителем выступает публично-правовой субъект. Федеральная власть, региональные органы или муниципалитеты.
  • Оно создается только в определенных законом случаях. Ввиду ограничений на участие государства в экономике, действующий порядок подразумевает исключительные причины учреждения УП, связанные с достижением определенных целей (безопасность или социально значимые вопросы). С этим связаны и особые режимы присоединения, преобразования и других процедур, которые могут присутствовать в деятельности УП.

Указанные признаки формируют следующее понятие.

Унитарное предприятие – это созданная на основании закона коммерческая организация, учрежденная субъектом публичной власти в исключительных целях, у которой не возникает прав собственности на переданное ей имущество.

Разновидности УП

Существуют 2 основные классификации УП. Первая связана с учредителем, а вторая – с типом создаваемой организации.

В зависимости от учредителя

Ст. 113 ГК и ст. 2 закона предусматривают порядок создания следующих организаций.

  • Государственное унитарное предприятие. Так называются организации, учредителями которых выступают региональные власти. Их учредителями выступают те субъекты, которым высшими исполнительными органами делегированы соответствующие полномочия. Цели их создания носят социальный характер. Территория их деятельности ограничивается регионом.
  • Федеральное государственное унитарное предприятие. Закон выделяет такие организации, поскольку их учредителем может быть Правительство, либо другой федеральный орган, который получил соответствующее право. Их создание продиктовано всеми предусмотренными законом целями (безопасность и социальная сфера). Они осуществляют деятельность по всей стране. Особняком стоят предприятия, учрежденные в соответствии со специальным законодательством для осуществления определенных функций. Примером служит «Почта России».
  • Муниципальное унитарное предприятие. Оно учреждается муниципальной властью с целью выполнения ряда социальных функций. Территория деятельности МУПа ограничивается населенным пунктом, районом или другой формой соответствующего образования.

В зависимости от типа предприятия

Ст. 2 закона разделяет виды унитарных предприятий на государственные (муниципальные) и казенные. Они представляют различные формы. Основным отличием между ними выступает статус переданного имущества. Если первые обладают им на праве хозяйственного ведения, то вторым оно предоставлено на праве оперативного управления.

Это существенное отличие, так как казенные предприятия распоряжаются переданным имуществом только с согласия собственника, а остальные самостоятельно, соблюдая необходимый порядок согласования отдельных сделок.

Также существуют и другие особенности. Примером служит уставный фонд. В отличие от государственного или муниципального УП, в казенном предприятии он не формируется.

Правовое положение УП

Правового положение УП урегулировано главой 1 закона. Она устанавливает правоспособность, порядок их участия в других организациях, а также ответственность.

Особенности правоспособности УП

Согласно ст. 3 закона, УП обладают специальной правоспособностью. Необходимо, чтобы все отношения с другими организациями отвечали целям деятельности и ее предмету.

Оно может создаваться как на определенный срок, так и на постоянной основе. Как и остальные организации, оно подлежит процедуре государственной регистрации, после чего и возникает правоспособность.

УП, за исключением казенных, не вправе вести деятельность, не связанную с процессом создания, до тех пор, пока не уставной фонд не сформируется полностью.

Правила участия в других организациях

По общему правилу, УП может участвовать как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях. Однако для реализации такой возможности потребуется согласие учредителя. Оно понадобится и в случаях, связанных с распоряжением долями и вкладами в уставном и складочном капитале, а также акциями.

Отдельное ограничение касается невозможности участия УП в кредитных организациях.

Особенности ответственности УП

Согласно общим правилам, УП не несет ответственности по обязательствам учредителя, но отвечает своим имуществом по собственным.

Учредители ГУПа и МУПа не несут ответственности по его обязательствам. Однако закон предусматривает исключение. Учредитель несет субсидиарную ответственность в случаях, когда банкротство организации обусловлено его действиями.

Читайте также:  Статья 33. Размеры пособия по безработице

В случае с казенными предприятиями, учредители несут субсидиарную ответственность в ситуациях, когда имущества организации недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов.

Особенности реорганизации и ликвидации УП

Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий предусмотрена главой 5 закона. Она устанавливает ряд особых правил проведения таких процедур.

Реорганизация

Реорганизация унитарного предприятия может совершаться во всех возможных формах, при условии соблюдения ряда правил. Она предписывает ограниченный состав участников слияния, присоединения и разделения.

Случаи слияния и присоединения возможны при участии 2-х и более УП. Реорганизация унитарного предприятия в этой форме с другими юрлицами невозможна. Разделение и выделение тоже допускается только с образованием аналогичных организаций.

Реорганизация унитарного предприятия посредством преобразования может осуществляться только в случае создания государственного (муниципального) учреждения, либо автономной некоммерческой организации. Исключения составляют случаи приватизации.

Ликвидация

Ликвидация унитарного предприятия происходит по стандартным для всех юрлиц основаниям (ст. 61 ГК). Процедура предполагает создание ликвидационной комиссии, выполняющей все функции по управлению и работе с кредиторами.

Ликвидация унитарного предприятия считается осуществленной с даты внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Добрый вечер! Наше Государственное Унитарное Предприятие прошло реарганизацию и было создано другое Государственное Унитарное Предприятие с поглащением ряда предприятий угольной промышленности.

На нашем бывшем предприятии была создана ликвидационная комиссия, которая выдает справки и еще выполняет какие-то функции (не знаю какие), долги отдавать не хочет или не может (ведь произошла реорганизация предприятия и фактически добычу угля осуществляет новое предприятие, которое говорит, что к долгам прошлого предприятия не имеет отношения).

Скажите кто несет ответственность за долги и должно ли новое унитарное предприятие отдать эти долги, если да, то какие существуют сроки. За ранее благодарен!

Никита17.11.2020 18:07

Добрый день!

Согласно ст. 58 ГК РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/f1589216d5eb86d8485938f84b816120f499351f/,  при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 (Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица) настоящего Кодекса не применяются.

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.Юридическая группа МИП — Москва№1 в рейтинге адвокатов России — top-advokats.ruКонсультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону

Телефон для записи +7 (499) 938-82-06

Максимова Людмила Сергеевна18.11.2020 08:27

Задать дополнительный вопрос

Добрый вечер! Наше Государственное Унитарное Предприятие прошло реарганизацию и было создано другое Государственное Унитарное Предприятие с поглащением ряда предприятий угольной промышленности.

На нашем бывшем предприятии была создана ликвидационная комиссия, которая выдает справки и еще выполняет какие-то функции (не знаю какие), долги отдавать не хочет или не может (ведь произошла реорганизация предприятия и фактически добычу угля осуществляет новое предприятие, которое говорит, что к долгам прошлого предприятия не имеет отношения).

Скажите кто несет ответственность за долги и должно ли новое унитарное предприятие отдать эти долги, если да, то какие существуют сроки. За ранее благодарен!

Никита17.11.2020 18:05

Добрый день!

Согласно ст. 58 ГК РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/f1589216d5eb86d8485938f84b816120f499351f/,  при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 (Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица) настоящего Кодекса не применяются.

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.Юридическая группа МИП — Москва№1 в рейтинге адвокатов России — top-advokats.ruКонсультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону

Телефон для записи +7 (499) 938-82-06

Максимова Людмила Сергеевна18.11.2020 08:31

Задать дополнительный вопрос

Что такое унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту РФ или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности.

При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

  • Типы унитарных предприятий
  • Унитарные предприятия могут быть трех типов:
  • § федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),
  • § государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);
  • § муниципальное предприятие (МУП) – унитарное предприятие муниципального образования.
  • Сущность унитарного предприятия
  • Унитарность – специфическая форма организации деятельности. Унитарность характеризуется:
  • § созданием юридического лица путем выделения собственником определенного имущества, а не объединения собственности нескольких лиц;
  • § сохранением права собственности на имущество за учредителем;
  • § закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);
  • § неделимостью имущества;
  • § отсутствием членства;
  • § единоличными органами управления.
  • Основные причины создания унитарных предприятий
  • К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:
  • § необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;
  • § осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;
  • § обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.
  • Цель деятельности унитарных предприятий
  • Так как в соответствии с пунктом 2 статьи 50 и статьи 113 ГК РФ унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества – государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью их деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд. При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

§ унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

§ унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия; ст. 115 ГК РФ).

  1. Учредительные документы унитарного предприятия
  2. Учредительными документами унитарного предприятия являются:
  3. § решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  4. § решение об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  5. § устав.
  6. Устав унитарного предприятия

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав. Устав – это учредительный документ, утвержденный министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

  • Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия.
  • Унитарное предприятие – единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в ее уставе.
  • Уставный фонд государственного унитарного предприятия
  • Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального – не менее чем 1000 МРОТ.
  • Имущество унитарного предприятия
  • Способы использования имущества унитарного предприятия:
  • § хозяйственное ведение;
  • § оперативное управление.
  • Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
  • При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами.
  • При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное предприятие) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.
  • Источники формирования имущества унитарного предприятия
  • Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
  • § имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
  • § иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
  • § прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
  • § заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
  • § амортизационные отчисления;
  • § капитальные вложения и дотации из бюджета;
  • § дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
  • § добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
  • § иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.
Ссылка на основную публикацию