Законодательство об образовании — советы юриста

  • Город
  • Наука и образование

Сегодня, 16 марта, Госдума в третьем, окончательном чтении приняла поправки в закон «Об образовании». Он касается ведения просветительской деятельности — теперь делать это можно только с согласования.

Поправки вызвали бурную дискуссию в научной среде: ведущие ученые и популяризаторы страны высказывают опасение, что осудить теперь можно будет любого из них. Петицию против них подписало почти 240 тысяч человек. «Собака.

ru» рассказывает, что это за документ и какие претензии предъявляют к нему представители научного сообщества.

  • Законодательство об образовании - советы юриста

В ноябре 2020 года группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комиссии Совфеда по защите госсуверенитета Андреем Климовым и главой думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым внесла в Госдуму законопроект о просветительской деятельности. Несмотря на возмущения ученых и популяризаторов, 16 марта его одобрили в третьем, окончательном чтении.

О чем говорится в законопроекте?

Текст самих поправок занимает ровно одну страницу (две — вместе с фамилиями авторов и заголовками).

В них разъясняется, что же такое «просветительская деятельность» — это «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации». Упоминается, что «не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни». Также в случае принятия этих поправок образовательным организациям придется согласовывать с Минобрнауки и Минпросвещения все международные договоры и работу с иностранными учеными.

Зачем это нужно?

В пояснительной записке к закону прямо говорится, что главная его цель — противодействие иностранному вмешательству: «Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из‑за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя.

В целях недопустимости негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс предлагается наделить федеральные органы государственной власти, уполномоченные в сфере образования, полномочием по координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи соответствующих заключений».

  • Законодательство об образовании - советы юриста

Несмотря на то, что комитет по образованию и науке рекомендовал принять документ, в его заключении к законопроекту предъявляется масса претензий. В частности, там указывается на противоречие: поправки вносятся в закон об образовании, при этом направлены на регулирование деятельности, осуществляемой «вне рамок образовательных программ».

Также обращается внимание на то, что определение просветительской деятельности слишком размыто («отсутствуют признаки, отделяющие ее от развлекательной и информационной деятельности»). Комитет утверждает, что «предложенные нормы дублируются в других законодательных актах» и что они «существенно усложняют регуляторное воздействие без снижения социально значимых рисков».

Всего претензии заняли пять страниц, что в пять раз больше самого законопроекта.

Как отреагировали ученые и просветители?

Инициатива сразу вызвала критику научного и просветительского сообщества. Участники нулевых чтений в Общественной палате (видео доступно здесь) высказались резко против изменений. Они заявили, что в проекте размыто определение «просветительской деятельности» и под нее подпадают любые сайты, YouTube-каналы, подкасты и лекции в школах.

Против документа высказался в своем открытом письме вице-президент РАН, глава Комиссии РАН по популяризации науки Алексей Хохлов, а декларацию против него подписали почти 1 200 ученых.

Астрофизик, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов подготовил петицию, где подчеркивается, что «многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения». Ее подписали почти 240 тысяч человек.

«Сами по себе эти поправки создают ощущение тривиальности, безобидности и тавтологичности. Но важно, что они создают новую сущность, внесенную в свод законов — просветительскую деятельность как юридическое понятие. Регулироваться она будет не этими незначительными поправками, а многочисленными дополнительными законами и регламентами, которые будут приниматься после.

Кроме одного пункта: согласно этим поправкам, если вы заключаете договор с зарубежным университетом или берете студента на стажировку, каждый раз вы должны провести его через федеральное ведомство. Это жуткая бюрократическая нагрузка, которая затормозит работу.

Это стоит времени и денег, но самое главное — это не нужно, потому что информация о всех таких договорах и так предоставляется, но в уведомительном формате.

Вся конкретика вынесена за рамки поправок, мы этого не видим. Чего ждать, мы можем понять, только посмотрев на пояснительную записку. А в ней четко написано, что мотивом были вовсе не лжеученые или религиозные фундаменталисты, а «иностранное вмешательство». У просветительского сообщества поправки вызывают большие опасения».

«Налицо попытка государства взять под контроль свободу распространения знаний. У нас нет сомнений в том, что принятие Законопроекта № 1057895-7 крайне негативно скажется на развитии науки, культуры и технологий в нашей стране.

Знание – одна из базовых ценностей нашей цивилизации. Для нас – ученых, журналистов, преподавателей, представителей других профессий – приумножение и распространение знания стало делом жизни.

Просветительство и популяризация науки – наш профессиональный и гражданский долг, для выполнения которого нам не требуется чье-либо разрешение.

Сама постановка вопроса о лицензировании или иной регламентации просветительской деятельности со стороны государственных структур глубоко оскорбительна для нас.

Руководствуясь ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей нам свободу слова и отсутствие цензуры, мы, нижеподписавшиеся, заявляем, что в случае принятия Законопроекта № 1057895-7:

  • Мы продолжим заниматься просветительской деятельностью, не признавая правомочности тех ограничительных мер, которые могут быть введены на основе этого закона.
  • Мы не будем обращаться за каким-либо видом лицензии, если таковая будет введена законом или подзаконными актами.
  • Мы не будем предоставлять предварительные тексты выступлений или презентаций для согласования с государственными органами.
  • Мы считаем глубоко порочной саму концепцию Законопроекта № 1057895-7, которая не может быть улучшена отдельными поправками. Мы требуем немедленного отзыва этого позорного законопроекта из Государственной Думы».
  • «На наш взгляд, законопроект не решает ни одного вопроса, связанного с развитием просветительской и научно-популяризаторской деятельности в России, а создает лишь дополнительные преграды для осуществления этой деятельности.
  • Законопроект является излишним, а его принятие лишь увеличит ненужную бюрократическую нагрузку на организаторов работы по популяризации науки и научному просвещению.
  • Предлагаемые изменения в статью 105 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вводят норму об обязательном наличии заключения Министерства науки и высшего образования РФ при подписании университетами любых договоров о международном сотрудничестве (за исключением договоров об обучении иностранных студентов).

Нереалистичность реализации такой нормы очевидна для всех, кто сталкивался с организацией международной деятельности в современном университете.

Согласовывать с Минобрнауки РФ придется, в частности, договора о зачислении на работу иностранных преподавателей, о научно-техническом сотрудничестве при реализации различных научных проектов и т. д.

Это ставит под угрозу выполнение национальных проектов «Наука» и «Образование», заметная часть мероприятий которых связана с осуществлением университетами международной деятельности. Прописываемые в законопроекте ограничения приведут только к усилению бюрократической нагрузки на организаторов этих мероприятий.

Очевидно, что чрезмерное и ненужное зарегулирование в конечном счете приведет к отставанию нашей страны в критически важных областях науки и технологий».

«Это завинчивание гаек, направленное на высказывания в области общественных и гуманитарных наук.

Но поскольку так явно это сформулировать нельзя — как-то уж совсем будет нелепо выглядеть — то сформулировали так, что попало всем.

А дальше это стандартная история: принимается законопроект, по которому нельзя ничего и никому. Ясно, что за всеми следить не будут, зато можно будет избирательно наказать любого.

Основная проблема этого законопроекта — он просто глуп. Первые его три пункта повторяют уже действующее законодательство и поэтому являются бессмысленными. А четвертый его пункт, который обязывает получать разрешения, физически неисполним. Бюрократические органы, которые должны будут его исполнять, захлебнутся на первом шаге».

«Сейчас происходит попытка реставрации советских норм, когда вокруг был враждебный капиталистический лагерь.

Через какое-то время ситуация изменилась, и в научном сообществе появилась надежда, что Россия сможет интегрироваться в мировое сообщество, потому что наука без международной коммуникации сейчас не работает.

Но сейчас Россия находится в изоляции, и особенно это видно в астрономии. С точки зрения сенатора Климова, это хорошо. Я считаю, что это контрпродуктивно и ни к чему хорошему не приведет».

Создательница экошколы Zero Waste & Sustainability School и экомагазина Noplasticitsfantastic.

«Возмущена ситуацией с законопроектом о просветительской деятельности, ведь теперь в России станут вне закона проекты, подобные моим, просветительским – экошкола Zero Waste & Sustainability School и Noplasticitsfantastic.

Как можно что-то менять в лучшую сторону, когда тебе хотят перерезать все возможности доносить полезную и важную в наше время информацию? Только-только в России начали говорить об изменении климата и об окружающей среде и делать первые шаги для улучшения ситуации.

Вся моя деятельность сейчас основана на просветительской деятельности – я прочитала больше сотни лекций в разных городах на тему Zero waste и важности осознанного потребления, плачу налоги, если получаю доход от этой деятельности (хотя чаще всего это бесплатно). А выходит, что это будет вне закона?

Разве так много у нас достойных государственных проектов которые, к примеру, популяризируют знания об изменении климата простым языком? Или хотя бы объясняют, как элементарно жить более экологично, если в твоем городе даже нет организованнного раздельного сбора отходов? В университетах учат этому?

Читайте также:  Статья 9. понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Погрязнуть в бумажной волоките в и без того сложной сфере – это последнее, что я хотела бы делать. Я хочу только иметь возможность легально обучать людей, чтобы они улучшали свою жизнь, понимали, как вести бизнес экологичнее или смогли объяснить своим детям, как заботиться о планете.

Во всех прогрессивных странах, такая деятельность поддерживается всесторонне, а тут – сплошное выживание и вечная несправедливая борьба».

Права и обязанности родителей в области образования — законы и нормативные акты

Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в котором урегулированы права родителей как законных представителей детей при реализации последними их прав, и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать. 

Рассмотрим подробнее основные правовые источники, которые описывают права и обязанности родителей обучающихся.

Конституция 

Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43. 

Пункт 1. Каждый имеет право на образование.Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.Пункт 3.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.Пункт 5.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Что это значит

В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей по воспитанию и образованию детей входит это обеспечить. 

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до высших учебных заведений.

Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.

Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.

Законодательство об образовании - советы юриста

Семейный кодекс

В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта:

Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Что это значит

Как видно из Семейного кодекса, права и обязанности родителей в сфере образования подразумевают свободу выбора: они могут самостоятельно решать, как и где будут учиться их дети. В этом же документе описана и ответственность родителей за воспитание и обучение детей.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях и их ответственности. 

Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Согласно 44 статье, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», а также обеспечить получение детьми общего образования. Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям. 

Обязанность соблюдать правила

Также согласно этой статье, родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся. В обязанности родителей также входит уважение чести и достоинства работников образовательного учреждения и других обучающихся. 

Право родителей школьников выбирать форму обучения

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс эта форма обучения называется семейной, а в 10-11 — самообразованием. 

При этом родители с учётом мнения ребёнка вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент. 

Право родителей в школе получать информацию

Также 44 статья даёт родителям право ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте.

Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ.

Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Право родителей участвовать в управлении школой

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», права родителей в сфере образования включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.

Право защищать интересы ребёнка

Родители могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали. 

Законодательство об образовании - советы юриста Источник: freepik.com / @Pressfoto

Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», при нарушении прав ребёнка родители имеют право:

  • направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать не запрещённые законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

                                                  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы.

Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального нормативного акта школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия.

Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории.

Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, то имеет право написать жалобу на имя директора. 

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам.

На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, но не всегда есть такая возможность.

Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно). 

Резюме

Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций. 

Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы. 

Читайте также:  Раздел V. Прекращение и приостановление действия международных договоров российской федерации

Если права ребёнка и родителей в школе нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру. 

Закон о Просвещении или цензура государственного образования

Три чтения в Государственной Думе прошли поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации». Изменения нарекли «Законом о просветительской деятельности».

По своему объёму правки занимают около двух страниц форматом А4, однако по своему содержанию документ вынуждает говорить много, долго, с вкраплениями злости и печали.

При этом  у некоторых прочитавших документ (или, наоборот, — непрочитавших) сложилось совсем ложное и слишком тираническое представление о правках. Давайте разберёмся, где кислород перекрыли, а где ещё можно дышать спокойно.

Коротко о том, что правки меняют:

Закон (называть его уже будем так????) вступит в силу с 1 июня 2021 года (в случае прохождения в Совете Федерации и подписания Президентом РФ). Он вводит определение понятия «просветительская деятельность».

Нарушая логические законы, определение повторяет термин, то есть выглядит следующим образом: просветительская деятельность, по мнению законодателей, это деятельность (но так в Думе любят делать часто, так что скажем «в лучших традициях»).

Далее, к просветительской деятельности отнесено всё мыслимое и немыслимое, что не связано с аккредитованными в образовательных учреждениях программами, а именно: распространение знаний, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Также очень хочется отметить формулировку, возвышающую Конституцию до пределов  совершенства. Итак, «не допускается побуждение к действиям, противоречащим Конституции РФ».

А это значит, что преподователь должен знать все положения Конституции и не допускать мысли, что в ней могут быть изменения, а если такие изменения когда-нибудь случатся, то он должен знать, что теперь Конституция стала только лучше. 

То есть просветительская деятельность — это любые активности, направленные на передачу знаний. Закон утверждает, что просветительской деятельностью может заниматься как юридическое, так и физическое лицо, а также ИП. Это означает, что в любой организационно-правовой форме, желая заниматься просвещением, вы подлежите регулированию по новым правилам.

  • Допустим, ввели определение, ну а что это меняет?
  • Соль в том, что лицо (юридическое, физическое, ИП) может начать просвещать в образовательной организации только если программа «просвещения» согласована с федеральными органами исполнительной власти (наверное, это будет Рособразование), то есть сначала одобрение властей, потом договор с образовательной организацией, и уже потом само преподавание.
  • Если чиновнику в государственном органе не понравится содержание преподнесённой программы, то осуществлять её вы не сможете, поскольку образовательная организация просто не подпишет договор.
  • А теперь о самих неприятностях

Просвещение по сути своей – целое культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли. Именно просвещение лежит в основе эволюционного развития общества: от тёмного средневековья к целой эпохе Просвещения, от феодализма к капитализму и так далее.

Кант в статье «Что такое просвещение?» дал хороший ответ, указав, что просвещение – это выход человека из своего несовершеннолетия. Далее он потребовал для просвещения только одного – свободы, и привёл примеры, как эту свободу душат. Посмотрите-ка, какой знакомый сценарий(!): офицер говорит – «не рассуждайте, а упражняйтесь», советник министерства финансов – «не рассуждайте, а платите».

Депутаты РФ дружно в голос заявили обществу: «согласовывайте, о чем вы хотите рассуждать».

В Интернете куча вопросов, люди заранее переживают: «А что именно мне надо будет согласовывать?», «А как я буду читать лекции?», «А как же мои образовательные онлайн курсы?».

Действительно, закон вводит понятие просветительской деятельности и хочет/пытается её регламентировать, но на самом деле регулированию подлежат только те программы, которые будут «завязаны» на образовательную организацию.

То есть согласование упадёт на голову тем, кто захочет в школе или университете вести факультатив, тем, кто пожелает прочитать в альма-матер авторскую лекцию, тем, кто захочет предоставить на базе образовательных организаций онлайн курс.

Возможно, что согласование ждёт и тех, кто захочет выпустить учебник, не «обязательный», не рекомендованный государственными органами к образовательной программе, а независимый и основанный на собственных долгих научных изысканиях, и такой учебник планирует находится в какой-нибудь школьной библиотеке.

В законе нет чёткой нормы, указывающей, что любая деятельность по преподаванию будет согласовываться с органами исполнительной власти. То есть на независимых площадках автор остаётся независим в своём исполнении.

При этом сразу оговоримся, это не значит, что на него не действуют нормы административной, уголовной ответственности за разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена юридическая ответственность.

В Законе присутствует указание, что Правительство установит порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности.

Скорее всего, Правительство на уровне Министерства Просвещения предложит определённую форму, по которой лектор, желающий выступить на базе образовательной организации по договору, цензурит свою программу, ну и конечно утвердит порядок «слежки» за потенциальным лектором.

Кто-нибудь из власти сможет посетить лекцию в образовательном учреждении и соотнести сказанное с утвержденным планом перед заключением договора.

Вопросы без очевидного ответа

Законодатель от переполняемых благих намерений научить людей прекрасному и избавить от всякого рода неурядиц совсем забыл пояснить, по какой норме закона будут наказывать тех, кто просто не согласовал свою программу, но выступил? И еще более интересно, что будет считаться разжиганием расовой или религиозной розни?

Ведь судебное разбирательство Юлии Цветковой показывает, что богатое воображение чиновников и представителей судебной власти позволяет в женском половом органе видеть кощунственную порнографию…

Оттого наверняка, теперь в образовательных учреждениях лекции с названиями «ку-клукс-клан» или соотношении «священной войны» с «крестовыми походами» будет чем-то почти табуированным.

Смельчаков, которые пожелают поговорить на темы с неоднозначной исторической подоплёкой, философов, считающих присоединение Крыма несправедливостью, выселяют на территорию инакомыслящих – то есть куда-то вне школ и ВУЗов.

Инакомыслию не место в образовательных организациях

Все давно понимают, что в школах и образовательных учреждениях, особенно на предметах самых «спорных» наук по типу философии или истории, ведущий – то есть преподаватель, лицо далеко не свободное (наверное, от этого детям порой бывает скучно).

Преподаватель является представителем государственного учреждения и пускает в массы мысль, обязательную к изложению, то есть программную.

Альтернативой получения «невыверенных» знаний, лишенных всякой идеологии, было факультативное преподавание, где в основе лежит именно рассуждение между публикой и преподавателем.

Рассуждение рождается постольку, поскольку преподаватель ограничивается только собственной мыслью, а обучающиеся оказываются не в регулируемом потоке, а в свободном плавании.

Когда такие уроки или лекции случались, то преподаватель мог знать, что он сейчас дышит свободным воздухом, а слушатели у него действительно вольные, поскольку никто не надзирает за услышанным, никто потом от них не потребует ответить словами лектора. Теперь свободное море закрыто. Желается и предполагается, что всё произнесённое лектором на базе образовательных учреждений нашей страны – заранее выверенный сценарий, за которым стоит чье-то чиновничье «согласовано».  

Корень зла —  в чётком прицеле на школьную и студенческую среду. Так что правки в очередной раз нацелены на то, чтобы в уши подрастающего поколения шла исключительно фильтрованная кабинетными слугами информация.

Законодатель четко переиначивает сказанную однажды Монтескьё мысль: «не следует достигать законами того, что можно достигнуть улучшением нравов»…  

Ответы на вопросы

  • Вопрос выставления оценок напрямую не регулируется законодательством. Обычно правила выставления оценок устанавливаются собственными актами школы. На сайте школы в разделе «документы» должен быть размещен акт, например, «Положение о системе оценок» или «Положение о выставлении текущих и итоговых оценок» (может называться по-разному). В этом документе описывается порядок выставления годовых оценок, в том числе, в спорных случаях.
  • Юридическая клиника «Центр образовательного права» Методисты организаций относятся к категории педагогических работников при условии, если в этих организациях осуществляется образовательная деятельность, то есть реализуются какие-либо образовательные программы. В соответствии с п. 21 ст. 2 Закона об образовании педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
  • Юридическая клиника «Центр образовательного права» Начать следует с разъяснения некоторых норм семейного законодательства. Ограничение родительских прав — это отобрание ребёнка у отца и (или) матери без лишения их родительских прав. Эта мера направлена на защиту детей от опасности или вредного воздействия, которые оказываются на них при проживании с отцом или матерью. Ограничение родительских прав нередко путают с их лишением, однако эти меры имеют между собой определенные отличия.
  • Юридическая клиника «Центр образовательного права» Рабочие программы и календарно-тематическое планирование является частью образовательной программы согласно определению, данному в ч. 9 ст. 2 Закона об образовании:
  • Юридическая клиника «Центр образовательного права» Согласно ч. 10 ст. 66 Закона об образовании «Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях». Из чего следует, что ребенок, обучающийся на дому, обучается в образовательной организации, просто временно не может посещать ее физически.
  • Юридическая клиника «Центр образовательного права» В соответствии с ч. 5 ст. 76 Закона об образовании программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В ч. 15 ст. 76 Закона об образовании указано, что лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. П. 10 ст.
  • Юридическая клиника «Центр образовательного права» Ч. 1 ст. 58 Закона об образовании предусматривает, что освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
  • Юридическая клиника «Центр образовательного права» Согласно ст. 3 Закона об образовании обезличивание персональных данных – это отдельная операция с данными, которая входит в понятие «обработка персональных данных».
    Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ст. 6 Закона об образовании).
  • Юридическая клиника «Центр образовательного права» Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в редакции от 17 ноября 2020 г.:
    Лицо, контактировавшее с больным СOVID-19, находится в изоляции (в обсерваторе, по месту жительства) не менее 14 календарных дней со дня последнего контакта с больным СOVID-19 или до выздоровления (в случае развития заболевания).
  • Юридическая клиника «Центр образовательного права» Согласно п. 2 ст. 61 Закона об образовании образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. При этом в законе не содержится закрытого перечня случаев, в которых это может быть сделано по инициативе обучающегося или его родителей (законных представителей).

Обязанности ученика по закону: объясняют юрист и учитель. Часть 1

Знаете ли вы, что в законе прописаны не только обязанности учителя, но и ученика? Статья 43 Закона об образовании говорит о них довольно чётко. Как учителю сделать так, чтобы школьники выполняли свои обязанности и что в них входит?

Какую юридическую силу имеет устав школы, что значит добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу школы и соблюдать технику безопасности?

Мы попросили рассказать об этом семейного юриста Ольгу Горбачёву и учителя физики, информатики и технологии школы №107 Санкт-Петербурга Сергея Костоусова.

Ученик обязан соблюдать устав школы

Что такое устав школы? Где он хранится и как с ним можно познакомиться? Какие законы в целом регулируют жизнь школы?

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

В первую очередь жизнь школы регулирует Конституция РФ — основной закон страны. Затем 43 ФЗ «Об образовании в РФ» (его чаще всего называют просто — «Закон об образовании») и непосредственно устав школы, который является подзаконным актом и не должен противоречить закону об образовании.

Кроме того, в школе должны соблюдаться Декларация о правах ребёнка от 1959 года и Конвенция ООН о правах ребёнка от 1989 года. Эти международные документы были ратифицированы СССР, а, значит, являются обязательными к исполнению на территории нашей страны.

Устав школы — это внутренний документ, регламентирующий жизнь школы и её обитателей. Устав школы хранится в администрации, а также опубликован на сайте школы. Ознакомиться с ним может любой желающий. Как правило, этот документ редко читают, как, например, инструкцию к телефону. Кажется, что всё и так понятно.

В уставе школы прописаны в том числе обязанности ученика. Из последних нововведений — положение об использовании телефонов и гаджетов в школе.

Сергей Костоусов, учитель физики, информатики и технологии школы №107 г. Санкт-Петербург:

Устав школы — один из основных документов учебного учреждения, он опубликован на сайте школы. Формально каждый участник образовательного процесса должен быть знаком с ним. Например, в заявлении на зачисление в школу родитель подписывается, что ознакомлен с уставом. На деле его редко читают до конца.

Я подробно изучил устав школы, только когда нужно было решить вопрос по организации информационной доступности школы. Оказалось, что в нём много полезной информации по организации учебного процесса в целом.

К важным нормативным документам также относятся закон об образовании и Федеральные государственные образовательные стандарты.

Ученик обязан добросовестно учиться

Что входит в понятие «добросовестно учиться» с точки зрения закона?

Ольга Горбачёва:

Этот тезис расшифровал нам пункт 1 статьи 43 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Там написано следующее: «Обучающиеся обязаны: добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы».

Сергей Костоусов:

Слово «добросовестно» лучше всего описал Иммануил Кант в концепции категорического императива. Это значит, что в первую очередь ребёнок (да и взрослый) учится для себя, чтобы получить знания, расширить свою картину мира, а не потому что иначе отругают, поставят двойку или не купят планшет.

У многих учеников внутренняя мотивация отсутствует, поэтому иногда приходится прибегать к внешней стимуляции. Но даже если ребёнку на каком-то предмете скучно, минимальный набор признаков учебной жизни школьнику следует проявлять, и право учителя — от него это требовать. Это вопрос умения организовать себя, ведь не всё в жизни даётся нам весело и просто.

Степень преодоления должна быть, иначе нет движения. Это я как физик говорю.

Ученик обязан бережно относиться к имуществу школы

Что входит в обязанности ученика с точки зрения пользования имуществом школы?

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

Бережное отношение к имуществу школы прописано в законе об образовании.

Конкретнее — ученик должен аккуратно пользоваться оборудованием в классе информатики, книгами — в библиотеке, спортинвентарем — на физкультуре, партой и стульями — в классе.

Ответственность за действия ребёнка несут родители, поэтому если ученик что-то сломает, возмещают ущерб они или законные представители.

Сергей Костоусов, учитель физики, информатики и технологии школы №107 г. Санкт-Петербург:

Поскольку в школе все «государственное», дети часто принимают это за своё. Они считают, что можно рисовать на парте, кинуть учебник в соседа или бросить фантик в коридоре. И здесь все зависит от атмосферы в классе и уровня коллективной сознательности. Иногда критическая масса бессознательного превышает норму.

Это бывает непросто, особенно сейчас, когда дети находятся в закреплённых кабинетах, а учителя приходят к ним вести уроки. Закон об образовании детям в этом случае не указ.В одном из классов в нашей школе дети недавно сломали пару стульев, парту пополам и разбили телевизор.

Надо сказать, что некоторые даже во время уроков умудряются рисовать на парте или подоконнике, права учителя в этой ситуации не регламентированы. Кроме экономической стороны вопроса, это ещё и демотивирует педагога: он старался и готовил материал, а ребёнок вместо конспекта рисует на парте что-то неприличное.

Во время моих уроков информатики находятся «хакеры», которые пытаются взломать систему. Обычно им не достаёт навыков, поэтому они забрасывают это дело. Тех, кому всё-таки удаётся куда-то залезть, я примечаю: с ними можно ездить на олимпиады.

Ученик обязан выполнять правила по охране труда, технике безопасности, санитарии и гигиене

Где прописано, как должны быть оборудованы классы физики, химии и информатики, например? Должен ли учитель перед уроком читать детям инструкцию по технике безопасности? Можно ли приносить в класс еду и напитки?

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

В уставе школы должно быть прописано оборудование классов. В классе химии, например, должна быть установлена вытяжка. Химические вещества запрещено выливать в раковину и выбрасывать в мусорку.

Ученик обязан выполнять требования администрации школы и учителей, поскольку школа несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка, пока он находится в ней.

Сергей Костоусов, учитель физики, информатики и технологии школы №107 г. Санкт-Петербург:

Я ревностно слежу за техникой безопасности. Читать перед практическими работами целиком формализованную инструкцию было бы правильно, но на это нет времени, и детям трудно понять, о чём идёт речь. Поэтому перед каждой лабораторной работой я просто предупреждаю, как именно и что нужно сделать.Нарушения возникают достаточно часто: что-то разбивается, разливается и так далее.

Я стараюсь спокойно объяснить, почему произошла такая ситуация: например потому, что на столе находились посторонние предметы — такого быть не должно. Справится с эмоциями удаётся не всегда: иногда приходится ругаться и повышать голос. По методическим рекомендациям в права учителя входит выставление неудовлетворительной оценки при нарушении техники безопасности или требований учителя.

Редко, но приходится прибегать к этой крайней мере.Отдельная история — еда и напитки в кабинете. Это нарушение техники безопасности, и тут я сразу делаю замечание. Случалось, что школьники заливали технику лимонадом, но благодаря оперативной реакции клавиатуру удавалось спасти. На физических лабораторных я особенно трепетно отношусь к работе с током.

У нас есть два понижающих уровня — от распределителя и непосредственно от источника. Детям подаётся напряжение всего в 4 вольта, это неопасно. Однако однажды ученики решили проверить, проводит ли язык ток… Обошлось. Также учителям, которые работают в кабинетах с оборудованием, нужно обрабатывать поверхности после каждого коллектива. Это бывает утомительно, но что поделать.

Продолжение читайте здесь. Расскажем о дежурстве, уборке территории и исключении из школы.

  • О правах и обязанностях школьного учителя читайте здесь
  • Как учителю выстроить отношения с «трудными» родителями учеников — рассказываем здесь
  • Как быть учителю, если его провоцирует ученик? Советы юриста, нейропсихолога и преподавателя — здесь
  • Как учителю сберечь свое личное пространство — здесь
Ссылка на основную публикацию