Статья 42. Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 августа 2016 г. N АКПИ16-735

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Назаровой А.М.

при секретаре Стратиенко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Общероссийской политической партии «ВОЛЯ»,

установил:

Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ» (далее — Партия) создана 20 мая 2012 г. на учредительном съезде Партии.

Решение о государственной регистрации Партии при создании принято Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2012 г. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) 18 октября 2012 г., ОГРН .

Устав Партии, утвержденный решением учредительного съезда Партии от 20 мая 2012 г., является ныне действующим.

Лицами, действующими от имени Партии без доверенности, являются: Председатель Партии Лада-Русь С.М., председатель Центрального Совета Голышева И.В., председатель Исполнительного комитета Тиль И.А., сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности.

В судебном заседании представители Минюста России Анохина Е.С. и Харламова А.М.

поддержали заявленное требование, просили применить меры предварительной защиты в виде приостановления деятельности Партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений до вступления решения в законную силу, обратить имущество Партии, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, в собственность Российской Федерации, обратить решение о ликвидации Партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в части прекращения ее деятельности, региональных отделений и иных структурных подразделений к немедленному исполнению.

Представители Партии Егорова Н.В. и адвокат Ислямутдинова Р.И. административный иск не признали, считая его необоснованным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон от 11 июля 2001 г.

N 95-ФЗ) политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Основания, по которым политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации, закреплены в пункте 3 статьи 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ.

Политическая партия может быть также ликвидирована в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (пункт 8 статьи 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ).

Гражданам об их политических правах

⇐ Прекращение деятельности общественного объединения и политической партии

Существует ряд ситуаций, когда может быть ликвидирована не политическая партия в целом, а только ее региональное отделение и иное структурное подразделение. Эти ситуации указаны в статье 42 Федерального закона «О политических партиях».

Региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии могут быть ликвидированы по решению съезда политической партии, а в случае, предусмотренном ее уставом, и по решению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, по решению суда, а также в случае ликвидации политической партии. Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии осуществляется на основании и в порядке, предусмотренных уставом политической партии.

В каких случаях осуществляется ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда? Это происходит в следующих случаях:

  1. создания и деятельности политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности; создания структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в вооруженных силах, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях, а также деятельности политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в вооруженных силах, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных органов государственной власти, в государственных организациях; кроме того, запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений;
  2. неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии;
  3. отсутствия в региональном отделении политической партии необходимого числа членов политической партии;
  4. неоднократного непредставления региональным отделением политической партии в установленный срок в соответствующий территориальный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.
  • Заявление о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии вносится в Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа федеральным уполномоченным органом или соответствующим территориальным органом.
  • Не допускается ликвидация регионального отделения политической партии по решению суда со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов законодательного органа соответствующего субъекта Федерации и до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случая создания и деятельности политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
  • Государственная регистрация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии в связи с их ликвидацией осуществляется в срок не более чем 10 рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.
Читайте также:  Статья 43. Материальные компенсации в случаях гибели (смерти) сотрудника таможенного органа, причинения вреда его здоровью, уничтожения или повреждения его имущества в связи с исполнением им должностных обязанностей

Судебная практика знает немало примеров ликвидации региональных отделений политических партий по различным основаниям.

Так, учредительным съездом политической партии «Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса» было принято решение о создании регионального отделения партии в Чувашской Республике.

Решением общего собрания региональное отделение было образовано, избраны его руководящие органы: политический совет, председатель регионального отделения, ревизионная комиссия.

3 марта 2003 г. Управление Минюста России по Чувашской Республике произвело государственную регистрацию регионального отделения политической партии «Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса» в Чувашской Республике.

Затем это Управление обратилось в суд с иском о ликвидации регионального отделения партии по тем основаниям, что на момент его государственной регистрации 3 марта 2003 г.

отделение партии не имело того количества членов партии, которое необходимо для регистрации регионального отделения, тогда как согласно действующему в то время положению Федерального закона «О политических партиях» более чем в половине субъектов Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов партии, а в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 50 членов.

Информация, изложенная в представленном для государственной регистрации протоколе общего собрания от 1 сентября 2002 г., о том, что численность членов регионального отделения партии составляет 102 человека, в ходе проведенной специалистами Управления Минюста России по Чувашской Республике проверки не нашла подтверждения.

Прием в члены партии в соответствии с уставом не осуществлялся, решение о приеме в члены партии политическим советом регионального отделения партии и федеральным политическим советом партии на момент регистрации не принималось, поскольку решение о приеме в члены регионального отделения партии 102 человек было принято после регистрации регионального отделения партии, согласно представленному решению политического совета регионального отделения партии, — 6 мая 2003 г.

Данные нарушения закона, по мнению судебных органов, являются грубыми и носят неустранимый характер, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица. Решением Верховного суда Чувашской Республики от 19 августа 2003 г. заявление было удовлетворено. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения также не усмотрела.

Решение суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Следует учитывать, что отмена решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения влечет за собой возмещение государством всех убытков, понесенных политической партией в связи с незаконным приостановлением ее деятельности, деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии либо незаконной ликвидацией политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Региональные отделения политических партий активно пользуются правом обжалования в суд незаконных решений об их ликвидации.

Например, Главное управление Минюста России по Хабаровскому краю обратилось в краевой суд с иском о ликвидации Хабаровского краевого отделения Общероссийского политического общественного движения «Коммунисты, трудовая Россия — за Советский Союз», сославшись на то, что ответчик в нарушение требований Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу вышеуказанного закона не представил в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «а» — «д», «л» пункта 1 статьи 5 упомянутого федерального закона. Решением Хабаровского краевого суда от 3 октября 2003 г. иск был удовлетворен. Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

  1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях».
  2. Иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю к Хабаровскому краевому отделению Общероссийского политического общественного движения «Коммунисты, трудовая Россия — за Советский Союз» о ликвидации юридического лица был основан не на нормах статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», а на иных основаниях, предусмотренных статьями 29 и 52 этого же закона, а также статьями 5 и 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».
  3. При принятии дела к производству Хабаровского краевого суда это обстоятельство учтено не было, что привело к рассмотрению дела с нарушением правил о подсудности, поскольку требования о ликвидации общественного объединения в связи с прекращением им своей деятельности в качестве юридического лица по основаниям, указанным в статьях 29, 52 Федерального закона «Об общественных объединениях», статьях 5 и 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», в силу статьи 24 Гражданского процессуального Российской Федерации подлежат рассмотрению в соответствующем районном суде.
  4. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала, что ликвидация юридического лица по основаниям непредставления им в регистрирующий орган необходимых сведений возможна вследствие фактического прекращения деятельности юридического лица либо противоправного уклонения его органов и должностных лиц от выполнения этой обязанности.
  5. В этой связи юридически значимым для данного дела обстоятельством являлись причины, по которым Хабаровское краевое отделение Общероссийского политического общественного движения «Коммунисты, трудовая Россия — за Советский Союз» не выполнило требований пункта 3 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».
Читайте также:  Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

При рассмотрении данного судебного дела это обстоятельство также не было учтено судом, хотя при наличии возможности до принятия судом решения по делу о ликвидации юридического лица по этим основаниям устранить нарушение порядка регистрации юридического лица его ликвидация обоснованной признана быть не может.

Доводы представителя ответчика о том, что УМНС России по Хабаровскому краю в адрес Хабаровского краевого отделения Общероссийского политического общественного движения «Коммунисты, трудовая Россия — за Советский Союз» не направлялось письмо о предоставлении в регистрирующий орган сообщения по форме, установленной приложением 6 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 349, суду также следует проверить, поскольку это обстоятельство может иметь значение при решении судом вопроса о том, были ли в данном случае нарушения порядка перерегистрации общественного объединения существенными и неустранимыми либо они совершены в результате неведения и могут быть исправлены.

Регистрация политической партии в 2021 году: пошаговая инструкция и сроки

Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Вместе с тем, права юридического лица партия приобретает  с момента государственной регистрации партии в соответствующем реестре. Кроме того, законодатель установил срок для такой регистрации: 6 месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии. В связи с тем что законодатель предусматривает ряд особых прав политическим партиям, в том числе связанных с государственным и муниципальным управлениям, к созданию партии предъявляются особые требования. В настоящей статье мы представляем подробную инструкцию по регистрации партий с учетом новых правил, этапы создания и регистрации партии.

Пошаговая подробная инструкция “Регистрация политической партии самостоятельно”

Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать партию в Минюсте самостоятельно? Процесс создания и регистрации партии можно описать пошагово следующим образом:

Шаг 1. Определяем структуру партии и органов управления политической партии

Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии. Также партия должна создать региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ.

Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии. Избрание руководящих органов политической партии/регионального отделения должно осуществляться не реже одного раза в пять лет.

  Политическая партия вправе принять решение об образовании единоличного исполнительного органа, но может не иметь данный орган. Вместе с тем, партия должна также создать контрольно-ревизионные органы.

На данном этапе необходимо определиться с составом учредителей, структурой органов управления, партии, в дальнейшем данные сведения необходимо закрепить в уставе и решении учредительного съезда о создании партии.

Шаг 2. Разрабатываем программу будущей партии

Обязательным документом партии является ее программа. Она должна содержать принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач. Программа предоставляется в регистрирующий орган в бумажном виде (заверенная подписью уполномоченного лица партии) и электронном виде (машиночитаемом).

Шаг 3. Определяем местонахождение “штаб-квартиры” партии

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией, предоставляются на государственную регистрацию партии. Они указываются в заявлении на регистрацию. 

После выбора адреса получаем от собственника помещения документы, подтверждающие использование “юридического” адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации партии, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется).

Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования партии.

Кроме того, мы рекомендуем данные документы представлять и на регистрацию партии, это позволит избежать отказа в регистрации в связи с тем, что адрес является массовым.

Читайте также:  Статья 13. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг

Шаг 4. Разрабатываем устав будущей партии

  • Также обязательным документом для партии является устав. 
  • Устав партии должен содержать следующие сведения:
  • цели и задачи политической партии
  • наименование политической партии, в том числе сокращенное, а также описание символов (если они имеются)
  • условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов
  • порядок учета членов политической партии
  • порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений
  • порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенция указанных органов
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии и ее программу
  • права политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовая ответственность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений и порядок отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений
  • порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах
  • основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов

Устав предоставляется в 3 экземплярах в регистрирующий орган, а также в электронном (машиночитаемом) виде.

Шаг 5. Создание организационного комитета партии

Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет в составе не менее 10 человек. Организационный комитет уведомляет в письменной форме Минюст о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. 

Вместе с уведомлением в Минюст направляются:

  • сведения не менее чем о 10 членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны)
  • протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, контактный телефон)

Шаг 7. Публикация сведений о намерении создать партию, о месте и дате проведения учредительного съезда в печатном издании

Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему документа, указанного в пункте 3 настоящей статьи, публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в Минюст соответствующих документов.

Сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии организационный комитет также публикует в “Российской газете” или иных общероссийских периодических печатных изданиях не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда политической партии. “Российская газета” обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии в течение 2 недель со дня представления в издание данных сведений.

В случае, если организационным комитетом в течение срока его полномочий не будет проведен учредительный съезд политической партии, по истечении этого срока организационный комитет прекращает свою деятельность.

При этом оставшиеся денежные средства организационного комитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество возвращается жертвователям.

В случае невозможности возврата оставшиеся денежные средства и иное имущество организационного комитета обращаются в доход федерального бюджета.

Шаг 8. Создание региональных отделений партии

Одним из требований к партии является наличие региональных отделений партии  не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом региональные отделения представляют заверенные копии протоколов с указанием численности их членов (данный документ подается на регистрацию партии).

Шаг 9. Проведение учредительного съезда и принятие решения о создании партии

Решение о создании партии принимается на учредительном съезде делегатов. Законодатель предъявляет ряд требований к данному съезду.

Учредительный съезд политической партии считается правомочным в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие не менее чем половину субъектов Российской Федерации и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации.

Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Российской Федерации должен быть представлен не менее чем 2 делегатами. Необходимо помнить о том, что членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

Ссылка на основную публикацию