Статья 36. порядок поддержки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений

Понятие садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество – это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Регулирование деятельности таких некоммерческих организаций осуществляется на основе Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ (ред. от 02.11.2004).

Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества создаются для эксплуатации земельных участков, которые граждане имеют право получить во владение, пользование и распоряжение.

В таком товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет целевых взносов, является собственностью его членов.

В то же время имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица.

Специальный фонд формируется из вступительных и членских взносов некоммерческого товарищества, доходов от его хозяйственной деятельности и других источников.

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества не отвечают по его обязательствам, а такие товарищества не отвечают по обязательствам своих членов.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество как некоммерческая организация вправе вести предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Садоводы, огородники и дачники имеют право создавать фонды взаимного кредитования, проката и иные фонды.

Фонды взаимного кредитования создаются для предоставления кредитов на возведение и ремонт жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройства садовых, огородных и дачных земельных участков. Кредиты выдаются только учредителями фонда взаимного кредитования.

  • Данный фонд осуществляет свою деятельность на основе устава, утвержденного учредителями. В уставе должна содержаться следующая информация:
  • Сведения о сумме взносов учредителей;
  • Сведения об объектах кредитования;
  • Порядок очередности предоставления кредита;
  • Правила ведения кассовых операций;
  • Перечень должностных лиц, уполномоченных вести кассовые операции;
  • Порядок контроля за соблюдением кассовой дисциплины и ответственность за ее нарушение;
  • Порядок ревизии фонда взаимного кредитования;
  • Сведения о банках, в которых хранятся деньги данного фонда.
  • Фонд проката образуется садоводами, огородниками или дачниками для обеспечения учредителей некоммерческого товарищества современным оборудованием, которое используется при возведении и ремонте жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройстве и обработке садовых, огородных и дачных земельных участков. Фонд осуществляет свою деятельность на основе устава, в котором в обязательном порядке должны быть отражены следующие данные:
  • Сведения о сумме целевого взноса учредителей;
  • Перечень средств производства, приобретаемых для фонда проката;
  • Порядок предоставления садоводам, огородникам и дачникам средств производства для временного пользования;
  • Перечень должностных лиц, ответственных за организацию работы фонда проката.
  • Создание и управление садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами

Такого рода некоммерческие организации создаются на основании решения граждан в результате учреждения либо реорганизации. При этом численность членов таких товариществ должна быть не менее трех человек. Функционируют некоммерческие товарищества на основе устава.

  1. Для государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества предоставляются:
  2. Заявление о государственной регистрации;
  3. Решение его учредителей, утвержденное общим собранием;
  4. Документ об уплате регистрационного сбора;
  5. Документы, удостоверяющие права на земельные участки (для реорганизуемых садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ), либо документы о предварительном выборе земельного участка (для вновь создаваемых некоммерческих товариществ).

В садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество могут вступить граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста и имеющие земельные участки в границах товарищества. При ликвидации такого некоммерческого товарищества его участники могут получить причитающуюся долю имущества общего пользования.

Органами управления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества являются общее собрание его членов, правление товарищества, его председатель.

Осуществляется государственная поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ путем принятия различных мер, направленных на эффективное функционирование этих товариществ. Среди них следует выделить такую меру, как предоставление льгот товариществам и их участникам при уплате налогов.

Кроме того, органы государственной власти оказывают некоммерческим товариществам поддержку посредством предоставления помещений, средств связи, оргтехники, коммунальных услуг на льготных условиях их ассоциациям, союзам.

Государство выдает на льготных условиях под залог садовых, огородных и дачных земельных участков и другого недвижимого имущества кредиты на приобретение земельных участков, их обустройство и др.

Реорганизация и ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества

Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества может осуществляться в виде слияния, присоединения, разделения, выделения, изменения организационно-правовой формы.

При ликвидации земельный участок и недвижимое имущество, находившиеся в совместной собственности или в собственности товарищества и оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, могут быть проданы с согласия бывших членов объединения, а вырученные средства переданы им в равных долях.

Работа на своем участке считается одной из распространенных форм досуга многих людей. Вместе со своими близкими дачники и садоводы составляют практически половину населения страны. Их особенно много в крупных городах Европейской части России.

На современной карте садоводческих товариществ присутствует порядка 80 тыс. объединений граждан. Они поставляют почти половину ягод и плодов, овощей, выращиваемых в стране.

Рассмотрим далее подробно, что собой представляет садоводческое некоммерческое товарищество.

Нормативная база

У огородников, садоводов и дачников много общего. Однако они отличаются друг от друга по ряду признаков. ФЗ-66 «О садоводческих товариществах, огородных и дачных объединениях» дает определения этим трем категориям. Участки предоставляются гражданам для различных целей.

Огородные и садовые наделы используются для выращивания овощных, плодово-ягодных и прочих сельскохозяйственных культур. Дачные участки предоставляются для отдыха, но с возможностью обрабатывать землю и собирать урожай.

При этом садовые и огородные наделы отличаются тем, что владельцы первых могут возводить на них хозяйственные и жилые постройки. У хозяев дачных участков такая возможность может быть, а может и отсутствовать.

Садовод не обладает правом зарегистрироваться в жилом строении, возведенном на своей земле. Такая возможность предоставляться владельцам дач.

Юридические разногласия

До 1990 г. на садовых участках граждане могли строить только одноэтажные летние домики. При этом размеры сооружений жестко регламентировались. Предельно допустимые размеры построек устанавливал устав садоводческого товарищества. В начале 90-х ситуация в стране резко изменилась. Однако законодательство осталось прежним.

Игнорирование нормотворцами изменений вызвало множество споров в обществе. Вполне закономерной реакцией на возникшую дискуссию стало Постановление КС № 7-П от 14 апреля 2008 г. В связи с многочисленными жалобами граждан был проверен абз. 2 ст.

1 ФЗ «О садоводческих товариществах, огородных и дачных обществах» на предмет соответствия Конституции. Впоследствии было принято еще несколько актов по данному вопросу.

В результате запрет на регистрацию лиц по месту проживания в пригородном строении, находящемся на садовом участке, расположенном в пределах территории населенных пунктов, был признан несоответствующим Основному закону. Такой вывод присутствует в постановлении КС № 13-П от 30 июня 2011 г.

Садоводческое некоммерческое товарищество

В нормативных актах не установлено запретов на ведение индивидуального хозяйства. Однако, как показала практика, в объединении людей больше пользы как для них самих, так и для общества. В этой связи граждане на добровольной основе учреждают объединения, в задачу которых входит содействие участникам в решении общих социально-хозяйственных вопросов.

В качестве одного из распространенных видов таких объединений выступает садоводческое товарищество (СНТ). Это может быть крупное или небольшое объединение граждан. Основным условием является наличие не менее трех членов. Закон «О садоводческих товариществах» требует обязательной их регистрации. Она осуществляется в порядке, установленном для юридических лиц.

Статья 36. Порядок поддержки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений

Учредительный документ: особенности

В качестве него выступает устав. Он утверждается на общем собрании участников объединения. В течение нескольких последних десятилетий в стране произошло достаточно много существенных изменений.

Некоторые из них внесли серьезные коррективы в общественную и экономическую жизнь населения. Коснулись изменения и различных объединений граждан, в том числе, садоводческие товарищества. Учредительная документация таких обществ должна соответствовать существующей ситуации в стране.

На практике же достаточно часто уставы товариществ составлены по типовому образцу.

Это далеко не всегда соответствует реалиям жизни. Из этого следует, что основной документ СНТ не способствует улучшению схемы управления объединением, не помогает рационально распоряжаться совместным имуществом.

В результате те, кто вступил в садоводческое товарищество, не могут в полной мере реализовать свои гражданские права и исполнить обязанности, возложенные на них.

В этой связи к разработке учредительного документа необходимо подойти не как к формальности, а с полным пониманием всей его важности.

В нем должны быть прописаны условия, порядок, в соответствии с которыми создается садоводческое товарищество, правила вступления в него участников и выхода из объединения, их обязанности, права, ответственность. При этом все разделы должны учитывать специфику формируемого СНТ, соответствовать федеральным и региональным нормативным актам.

Статья 36. Порядок поддержки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений

Управление

Новый закон о садоводческих товариществах с 1 января 2021 года

Новый закон о садоводческих товариществах, вступил в действие с 1 января 2021 года. Он принес важные изменения, которые коснулись не только дачников, но и других землевладельцев.

Статья 36. Порядок поддержки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединенийЧто нового?

Одним из самых важных нововведений в законе является исключение такого юридического понятия как «некоммерческое объединение граждан». Также в законе перестают фигурировать такие термины как садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие формы организаций.

Читайте также:  Статья 11. нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

Как гласит статья 4 ФЗ №217, а именно ее первый пункт, владельцы земельных наделов, признанных садовыми, а также огородными, и лица, которые хотят получить в пользование такие участки, обладают правом «запускать» садоводческие некоммерческие товарищества (далее СНТ), и огороднические товарищества некоммерческого вида—ОНТ.

Создавать подобные товарищества, как гласит 9 статья ФЗ №217, имею право такие лица:

  1. Граждане, которые впоследствии предоставят товариществу участок земли, который находится в собственности у государства либо муниципалитета.
  2. Граждане, во владении которых находятся садовые либо огородные наделы земли.

Прекращение деятельности организаций, которые создавались гражданами для садового, огородного или дачного хозяйства до момента вступления в силу действующего ФЗ №217 не требуется.

Говоря проще, СНТ, а также иные формы организаций, которые существовали до 1 января 2021 года, могут не прекращать свое существование, а просто привести в порядок документы, руководствуясь новым регламентом.

Кто теперь будет выступать в роли органа управления

ФЗ №217, а именно его 16 статья, гласит, что органом управления в товариществах принято считать общее собрание всех его членов. Стоит отметить, что количество лиц в товариществе должно быть не менее 7.

После организации какой-либо из форм товарищества необходимо создать единоличный исполнительный орган, а именно выбрать председателя. Также обязательно должен быть действующий коллегиальный орган исполнения — правление товарищества.

Кроме того, в товариществе должна быть проверяющая комиссия и соответственно ревизор.

Такие нововведения полностью упраздняют имевший ранее место термин « уполномоченных» лиц, которые выступали от каждой улицы товарищества.

Каким образом будет все решаться

О правовом статусе и проблематике защиты прав садоводческих и дачных некоммерческих объединений

Понимая как, увы, невелик интерес, все же выставляю заключение диссертационной работы (здесь половину и половину в следующем посте).

Миллионы граждан Российской Федерации являются членами тысяч и тысяч некоммерческих объединений граждан – садоводческих и огороднических товариществ, дачных потребительских кооперативов, других объединений. Большинство из них созданы в период социалистического строя и функционируют по настоящее время.

Как ни странно это прозвучит, но проблематика защиты их прав была избрана темой магистерской диссертации по той причине, что правомочия обсуждаемых объединений именно приходится защищать в суде – вопреки тому статусу, который таким объединениям был придан ранее советским, а затем российским правом.

Сам по себе правовой статус (в силу того, что мы фактически не знаем примеров осуществления такими объединениями предпринимательской деятельности) защищал бы их наилучшим образом, если бы не проблемы в правоприменении, так как он не подразумевает (возможно, за исключением некоторых ситуаций) такой их ответственности как гражданско-правовая, и абсолютно, с нашей точки зрения, не подразумевает правовых оснований для привлечения их к административной ответственности.

Наиболее серьезную озабоченность вызывает тот факт, что судебная и внесудебная практика начиная приблизительно с 2005 года дает нам примеры привлечения обсуждаемых объединений к административной ответственности органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, судебными органами.

При советском социалистическом строе проблемы таких объединений проистекали в основном из внутренних правоотношений, а проблем, возникающих «извне», практически не наблюдалось. Начиная с 90-х гг. ХХ в. с усилением после (по нашим наблюдениям) 2005-06 гг.

проблемы, возникающие из правоотношений между такими объединениями и государственными структурами, а в том числе и с органами местного самоуправления, которые не являются по закону органами государственной власти, но служат элементом государственного устройства, стали нарастать буквально «как снежный ком».

При этом следует учесть, что правовой статус таких объединений по сравнению с тем, которым они обладали в советском праве, не должен был претерпеть изменений и согласно российскому праву и законодательству не претерпел – также соответственно и тому, что сами объединения (в советское время существовавшие исключительно в форме садовых товариществ и дачно-строительных кооперативов) не были ликвидированы или реорганизованы в переходный период становления российского права, которое сохранило за ними первоначальные правомочия и дееспособность. 

Одной из задач данного исследования можно назвать изучение законодательства «переходного периода», когда еще действовали уже измененные нормативные акты СССР-РСФСР, и на смену им приходили законодательные акты РФ.

Такое изучение было необходимо для выявления четко прописанных ранее норм (в отличие от аналогичных им, но принятых впоследствии), которые не должны были изменить правовое регулирование обсуждаемых вопросов в сторону ухудшения правового положения, умаления прав обсуждаемых объединений.

Единственное, что изменилось в их статусе с приходом рыночных отношений, это наделение правом осуществлять предпринимательскую деятельность, однако законодатель не углублялся в вопрос, возможна ли для них сама реализация такого права.

По аналогии с правом и законодательством европейских стран и США в российском праве и законодательстве появились понятия коммерческих и, в отличие от них, некоммерческих организаций. Упоминание о том, что садоводческие и другие подобные некоммерческие объединения являются некоммерческими организациями, впервые появилось в 1998 г.

в принятом специальном Законе № 66-ФЗ. При этом в ГК РФ и в соответствии с ГК РФ ни одна из определенных для таких объединений организационно-правовых форм не упоминалась, не считая того, что положения о потребительском кооперативе перешли в ГК РФ из предшествовавшего ему ГК РСФСР, но теперь как о форме некоммерческой организации.

Авторы изученных нами диссертационных исследований подходили к вопросу о правосубъектности некоммерческих организаций и объединений, изначально занимая позицию, что они являются юридическими лицами, и не рассматривая при этом вопрос, должны ли они ими являться и могут ли они юридическими лицами не являться.

Регулирующий внутренние правоотношения в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (и отдельные моменты существования таких объединений в публичном правовом поле) Закон № 66-ФЗ, действие которого закончится 1 января 2019 года, сохраняет преемственность правового регулирования в отношении садоводческих товариществ, дачно-строительных кооперативов в ХХ в. до начала становления рыночной экономики в России. Период с 1992 до 1998 года, когда был наконец принят Закон № 66-ФЗ (напомним, что ранее в законодательстве СССР и России такие объединения не только не имели специального закона, но и не упоминались в гражданских кодексах республик, за исключением того, что форма существования дачно-строительного кооператива отвечала положениям ГК РСФСР о кооперативной собственности), а также последующие несколько лет были относительно «спокойными» для таких объединений. Они не являлись стороной иных судебных процессов, кроме тех, которые были инициированы изнутри, а именно – споров между членами объединений, между членами объединений и правлением и т.п.

Начиная примерно с 2005 г. стали наблюдаться контрольно-надзорные вмешательства со стороны органов пожарного надзора, экологического надзора, налоговых и других органов, ранее не имевшие места в отношении садоводческих и дачных некоммерческих объединений.

Что же изменилось именно в указанные годы? Этот переломный момент и его последствия подробно рассмотрены в параграфах 1.2, 1.4, 1.

5, и одной из причин вероятнее всего является исключение из законодательных актов термина «предприятие» с его заменой на другие: сначала – «организация», затем – «юридическое лицо».

Причем термин «организация» так и не обрел дефиниции в законодательстве, и сохраняется правовая неопределенность в понятийном аппарате, при том что НК РФ оперирует исключительно понятием «организация», а КоАП РФ – «юридическое лицо».  

В отсутствие законных оснований для привлечения некоммерческих объединений к ответственности таким косвенным основанием стала их повсеместная государственная регистрация в качестве юридических лиц, осуществлявшаяся согласно принятому в 2001 году Закону № 129-ФЗ, но не в добровольном, а фактически в принудительном порядке.

Соответственно в то же время в судебной практике они появляются в качестве лиц, привлекаемых по делам об административных правонарушениях в порядке введенного в действие КоАП РФ, который устанавливал вину юридических лиц.

Надзорные органы стали полагать их субъектами административных правоотношений, а органы прокуратуры также и субъектами гражданско-правовой ответственности.

Действия и решения указанных ведомств в некоторых случаях принимают критический, даже абсурдный характер: к примеру, один из дачных поселков получил предписание в определенный срок построить на собственные средства наружный противопожарный сухотруб протяженностью 11 километров.

Защита прав некоммерческих объединений и защита их от незаконного возложения обязанностей оказывается проблематичной, когда на другой стороне спора – орган государственной власти, демонстрирующий непонимание их правового статуса и, как следствие, неправильное правоприменение.

В то же время кардинальные изменения в главу 4 ГК РФ о юридических лицах, внесенные Законом от 05.05.

2014 № 99-ФЗ, никак не затронули основополагающую для ГК РФ статью 2 о том, что гражданское законодательство определяет правовое положение именно участников гражданского оборота, тем более, в статью 50 был внесен пункт 6, согласно которому к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства по статье 2, правила Кодекса не применяются.

Однако в силу неправомерного обязания, фактически, понуждения пройти в 2002 г.

государственную регистрацию в качестве юридических лиц, а в 2004 году – «выбрать» вид экономической деятельности, садоводческие и дачные объединения, ранее подлежавшие регистрации в органах юстиции, оказались в одной базе данных ФНС РФ с юридическими лицами – коммерческими организациями, государственными корпорациями и компаниями, унитарными предприятиями, правительственными некоммерческими организациями и НКО, созданными муниципальными советами. Такие действия можно расценивать как непрофессионализм власти или как умысел, а тем более – ошибку, но в результате был нарушен конституционный принцип доверия к установленному правопорядку, который гарантирует гражданам и объединениям граждан уверенность в неизменности своего официально признанного статуса. Защита уже приобретенных прав при внесении изменений в правовое регулирование также является конституционным требованием.

В дальнейшем любая инициатива пересмотреть оформленные в таком порядке правоотношения с налоговыми органами пресекалась с обоснованием, что заявители изначально вступили в эти правоотношения якобы добровольно.

Читайте также:  Статья 78.4 БК РФ. Предоставление субсидий в целях финансового обеспечения исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (действующая редакция)

При этом неопределенность в отношении организационной формы крестьянского (фермерского) хозяйства, которая первоначально была также отнесена к юридическим лицам, со временем была устранена. Крестьянское (фермерское) хозяйство по действующему законодательству вправе быть созданным как с образованием, так и без образования юридического лица.

Что касается садоводческих и дачных объединений, абсолютно не имеющих, в отличие от указанных хозяйств, условий для осуществления экономической деятельности с целью извлечения прибыли, то им такое право так и не было предоставлено.

Целью «деятельности» объединения (указано в кавычках, так как законодательство РФ под «деятельностью» подразумевает экономическую деятельность, которую за 70 и более лет своего существования садоводства и дачные кооперативы никогда не могли осуществлять и не осуществляли) согласно статье 1 специального Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ является содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Такие объединения создавались, как правило, из городских жителей на базе государственных учреждений и предприятий, на средства таких учреждений, предприятий либо их вышестоящих ведомств с целью содействия отдыху граждан. Добровольное участие в дачной либо садоводческой застройке ограничивалось отбором (по решению коллектива и руководства таких учреждений, предприятий) кандидатов в индивидуальные застройщики, впоследствии – кандидатов в члены садоводства, огородничества либо дачно-строительного кооператива. Формулировка «на добровольных началах для содействия своим членам в решении общих хозяйственных и социальных задач» появилась уже в период становления рыночной экономики, но и она не соответствует ни одному из содержащихся в ОКВЭД видов экономической деятельности.

Особенности нового закона о садовых и огороднических товариществах – с 2019 года

Содержание

Причины выпуска нового закона, изменившего статус загородных некоммерческих объединений граждан

Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту — новый закон), принятый в конце июля 2017 года (№ 217-ФЗ), даже своим названием свидетельствует об изменениях, вызванных его появлением. Изменениям и дополнениям были подвергнуты разом 39 ранее принятых законодательных актов. Видимо, по этой причине срок вступления нового закона в силу был отложен до 1 января 2019 года с установлением переходного периода сроком в 5 лет со дня вступления в силу для завершения отдельных реорганизационных процедур.

Основная цель нового закона, который сменил ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в связи с этим утративший силу№66-ФЗ), может рассматриваться как попытка урегулирования ситуаций, сложившихся в «дачном хозяйстве» страны, в котором, где-то успешно, где-то и не очень эффективно трудятся на своё благо 60 миллионов садоводов, дачников и огородников, а это, ни много ни мало, практически половина российского населения.

Самыми болезненными проблемами, вызывающими большие нарекания, как выяснили законодатели при подготовке закона, начавшейся в 2014 году, стали следующие:

  • множественность организационных форм дачных и садоводческих объединений (ДНП, СНТ, различные садоводческие и дачные кооперативы и иные варианты, все совместно представлявшие 9 самостоятельными юридическими формами некоммерческих объединений граждан, создававшихся для ведения загородного хозяйства)
  • нередкие для многих садоводческих и дачных товариществ злостные поборы в виде членских и иных видов взносов
  • былые административные гонения за строительство жилых домов на садовых и дачных участках, а соответственно, и невозможность регистрации (прописки) в возведённых на участках капитальных строениях, абсолютно пригодных для проживания
  • дороговизна бурения и строительства скважин на воду в садоводствах или на отдельных участках, стоимость которых выливается во внушительные размеры (от 1 млн. руб. до 2.5 млн.руб.) и без которых, в отсутствие централизованного водопровода, пребывание на дачах становится просто немыслимым
  • отсутствие реальной поддержки со стороны муниципалитетов уже действующим и образующимся новым дачным и садовым товариществам по обеспечению их инженерными коммуникациями

Как решает проблемы уже не дачная, а «садово-огородная конституция»?

Чтобы понять, какие изменения привнёс новый закон и как он отразился на жизни дачников, сделаем обзор его главных положений, комментируя некоторые особенности.

Новые организационные формы некоммерческих объединений граждан для ведения загородного хозяйства

Из нового закона исключена такая правовая организационная форма объединений граждан, как «дачное некоммерческое товарищество», в связи чем в Земельный, Градостроительный, Водный, Гражданский кодексы, Жилищный РФ, в федеральные законы «О недрах», «О некоммерческих объединениях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации недвижимости», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об особо охраняемых природных территориях», «О сельскохозяйственной кооперации» и в целый ряд других законов уже внесены и будут вноситься далее соответствующие изменения.

Полностью использование понятия о дачных партнёрствах должно исчезнуть через 1.5 года, но вряд ли из бытового лексикона за это время исчезнут привычные слуху слова «дача» и «дачники». Уж, очень они родные.

Исторически внедрившиеся в жизнь ещё со времён Петра I, даровавшего своим приближённым за их великие заслуги перед Отчеством землю под усадьбы в великолепных окрестностях Петербурга, они вошли в обиход через слово «дача», означавшее действие царя (как производное от глагола «давать»).

Новый закон ликвидировал искусственно сформированное и до сих пор существующее различие между дачными и садоводческими товариществами, созданными в соответствии с упомянутым уже ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и установил только 2 вида юридического статуса загородных объединений граждан:

  1. садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ)
  2. огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ)

О правах индивидуалов, не желающих вступать в товарищество, изложено ниже. А пока рассмотрим, что нового появилось в СНТ и ОНТ.

Садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество являются видами товарищества собственников недвижимости.

Новые садовые и огородные земельные участки, как и ранее, образуются из земель населённых пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения. Каждый садовый или огородный земельные участки могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.

Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных участках, расположенных в границах территории товарищества, может проводиться правообладателями участков в следующих организационно-правовых формах:

  1. с участием в товариществах
  2. без участия в товариществах

В соответствии с новым законом, установлено, что товарищество может быть образовано с минимальным число членов в 7 человек (часть 2 статьи 16 нового закона). Если требование по численности членов товарищества не будет соблюдаться, то такое некоммерческое объединение может быть ликвидировано по решению суда:

  1. по иску органа госвласти субъекта РФ
  2. по иску органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества
  3. по иску собственника или правообладателя садового или огородного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества

При ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества (за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов), передаётся собственникам участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ:

  • пропорционально их площади
  • вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества (пункт 1 статьи 28 нового закона)

Законом также определены положения, касающиеся:

  1. оснований и порядка принятия в члены товарищества
  2. прав и обязанностей членов товарищества
  3. оснований для прекращения членства
  4. прав и обязанностей органа управления товарищества

которым посвящены несколько глав и статей закона, в том числе и статья 8, раскрывающая основные положения Устава товарищества.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"

Сам закон в прикреплённом файле (doc, 255 КБ), а ниже название глав и статей этого закона.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ
«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

(с изменениями от 22 ноября 2000 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г.)

Принят Государственной Думой 11 марта 1998 года Одобрен Советом Федерации 1 апреля 1998 года

Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия Статья 2. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

Статья 3. Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства

Глава II. Формы ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства Статья 4. Формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений Статья 5. Наименование и место нахождения садоводческого, огороднического или дачного Статья 6.

Правовое положение садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого Статья 7. Правомочия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Статья 8.

Ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке Статья 9. Ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений Статья 10.

Представительства садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и ассоциаций (союзов) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений

Читайте также:  Статья 29. члены семьи, имеющие право на пенсию

Статья 11. Фонды взаимного кредитования и фонды проката

Глава III. Зонирование территории и предоставление садовых, огородных и дачных земельных участков Статья 12. Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений Статья 13.

Определение потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений Статья 14.

Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений

Статья 15. Ограничения предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков

Глава IV. Создание садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений Статья 16.

Создание садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Статья 17. Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Статья 18.

Членство в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении

Статья 19. Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Глава V. Управление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями Статья 20. Органы управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением Статья 21.

Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) Статья 22. Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Статья 23.

Полномочия председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединении и членов его правления Статья 25.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Статья 26. Общественный контроль за соблюдением законодательства

Статья 27. Ведение делопроизводства в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении

Глава VI. Особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков Статья 28. Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков Статья 29. Сделки с садовыми, огородными и дачными земельными участками Статья 30. Права садоводов, огородников и дачников на распоряжение садовыми, огородными и дачными земельными участками

Статья 31. Оборот садовых, огородных и дачных земельных участков

Глава VII. Организация и застройка территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Статья 32. Порядок разработки проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Статья 33. Нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Статья 34. Порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении

Глава VIII. Поддержка садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями Статья 35.

Формы поддержки садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений Статья 36. Порядок поддержки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений Статья 37.

Участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов членов таких объединений

Статья 38. Содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям

Глава IX. Реорганизация и ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Статья 39. Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Статья 40. Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Статья 41.

Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Статья 42. Имущество ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Статья 43. Завершение ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Статья 44.

Запись о прекращении деятельности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Статья 45. Государственная регистрация изменений учредительных документов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений

Глава X. Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов. Ответственность за нарушение законодательства при ведении садоводства, огородничества и дачного хозяйства Статья 46.

Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов Статья 47. Ответственность садоводов, огородников или дачников за нарушение законодательства Статья 48.

Административная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений Статья 49.

Дисциплинарная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства Статья 50. Уголовная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства

Статья 51. Возмещение убытков, причиненных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам

Глава XI. Заключительные положения Статья 52. Вступление в силу настоящего Федерального закона Статья 53. Переходные положения Статья 54. Об отмене ранее принятых законов

Статья 55. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения

Садово́дческие, огоро́днические и да́чные некомме́рческие объедине́ния — некоммерческие организации в Российской Федерации, создаваемые гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства[1].

Классификация по организационно-правовой форме

Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие организационно-правовые формы: садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений:

Некоммерческое товарищество

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество — организация, в которой имущество, созданное или приобретенное за счет взносов членов товарищества является собственностью товарищества, как юридического лица, за исключением имущества, приобретенного или созданного за счет средств т. н. «целевых взносов». При этом, члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества не отвечают по его обязательствам, а товарищество не отвечает по обязательствам своих членов[2].

Некоммерческое партнерство

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство — организация, в которой всё имущество, созданное или приобретенное за счет взносов членов партнерство является собственностью партнерства, как юридического лица. При этом, члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам своих членов[2].

Потребительский кооператив

Садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив — организация, в которой имущество, созданное или приобретенное за счет взносов членов товарищества является собственностью товарищества, как юридического лица.

При этом, члены садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива обязаны ежегодно покрывать образовавшиеся убытки посредством внесения дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответственность по обязательствам такого кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива[2].

Классификация по назначению земельных участков

Земельные участки, предоставляемые гражданам делятся на следующие виды целевого назначения:

Садовый земельный участок

Садовый земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений)[1].

Огородный земельный участок

Огородный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории)[1].

Дачный земельный участок

Дачный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения или жилого дома и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля)[1].

Многообразие видов объединений

Исходя из разнообразия организационно-правовых форм и назначения земельных участков садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения могут создаваться в следующих видах:

  • Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ)
  • Дачное некоммерческое товарищество (ДНТ)
  • Огородническое некоммерческое товарищество (ОНТ)
  • Садоводческое некоммерческое партнерство (СНП)
  • Дачное некоммерческое партнерство (ДНП)
  • Огородническое некоммерческое партнерство (ОНП)
  • Садоводческий потребительский кооператив (СПК)
  • Дачный потребительский кооператив (ДПК)
  • Огороднический потребительский кооператив (ОПК)

Права на земельные участки

Права граждан на земельные участки, предоставленные им, либо приобретенные ими не зависят от членства в садоводческом, огородническом и дачном некоммерческом объединении. Такие объединения не несут ответственности за использованием гражданами принадлежащих им участков и не вправе вмешиваться деятельность граждан на своих участках.

Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения обладают самостоятельными правами на земельные участки, предоставленные таким объединениям, как юридическим лицам, либо приобретенные ими. Члены таких объединений не имеют вещных прав на земельные участки, предоставленные объединению, как юридическому лицу.

Гарантии прав граждан, не изъявивших желание участвовать в объединениях

Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. При этом, размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения[3].

См. также

  • Организация
  • Некоммерческая организация
  • Садоводческое товарищество

Примечания

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Ссылка на основную публикацию