Статья 31. Свобода международного транзита

Киеву остаётся довольствоваться обещаниями

–Большинство СМИ сообщили о соглашении США и Германии по «Северному потоку — 2» и привели его основные пункты, однако мне не попадались комментарии, указавшие на следующую фразу из совместного заявления двух держав: «Это будет включать усилия по защите и увеличению возможностей для обратных потоков газа на Украину с целью полностью защитить Украину от потенциальных будущих попыток России сократить поставки газа в страну».

Статья 31. Свобода международного транзита

Позвольте, как можно сократить в будущем то, чего, по заявлениям Киева, нет уже несколько лет? «Мы соскочили с российской «газовой иглы», на которой сидели много лет… Казалось бы, обречены были сидеть на ней вечно, но уже два года не покупаем газа в России», – хвастался Порошенко.

«Украинский транзит» – эвфемизм, выражение-протез. Ни для кого не секрет российское происхождение «венгерского» и «словацкого» газа, которым сейчас удовлетворяет свои потребности Украина. Не секрет и то, что западную границу Украины этот газ пересекает (в обоих направлениях) лишь виртуально…

Исчезновение потребности в украинском транзите делает Россию свободной в вопросах поставки газа для Украины. Получать российский газ «окольными путями» и дальше у Украины не получится. А других поставщиков у неё нет. Без продолжения физического поступления газа через российско-украинскую границу Украину ждет жесточайший энергетический кризис.

Главный акцент в американо-германском соглашении сделан на транзите, но императивных пунктов здесь нет, заявление содержит такую формулировку: «Германия обязуется использовать все доступные средства влияния». А если «доступных» окажется недостаточно?

Более конкретен пункт о том, что Германия должна назначить спецпредставителя на переговоры о продлении транзита на 10 лет и «переговоры должны начаться как можно скорее, но не позднее 1 сентября».

Очевидна привязка этих переговоров к сертификации и вводу в эксплуатацию «Северного потока — 2», которая должна производиться именно в эти сроки, но снова мы не видим жёстких условий согласования двух процессов.

Статья 31. Свобода международного транзита

В любом случае выторговать для Украины «эксклюзивные» в плане цены и объемов условия транзита наверняка не выйдет. Речь может идти только о коммерчески выгодном транзите, как заявили российские представители.

У России есть и другие козыри.

Два года назад, в преддверии решающих раундов переговоров о продлении газового транзита, ФСК отмечал: «Пока стороны готовят аргументы, ключевым для адвокатов Украины будет «гуманитарный»: нельзя, мол, оставлять целую страну без такого жизненно важного ресурса, как газ. Вот тут и возникнет встречный вопрос – а целый регион (Крым) оставлять без воды можно?! Неужели вода, в том числе питьевая, менее необходима для нормальной жизни людей, чем природный газ?»

Статья 31. Свобода международного транзита

Андрей Богдан, бывший в тот момент главой офиса Зеленского, рассказал, что заключенные договоренности носили куда более широкий характер, чем транзит газа. «В документе есть то ли 12, то ли 13 пунктов. Это какой-то алгоритм действий.

«Мы вам – корабли, вы нам – воду в Крым, мы вам – пленных, вы нам – прямое авиасообщение. Мы вам – 3 млрд долл. по решению суда, а вы нам что-то»… То, что я вижу, это то, что мы его [Путина] как-то жестко кинули.

Наобещали одно – не сделали ничего», – констатировал Богдан.

Наверно, в США и в Германии хотели бы, чтобы в Москве «забыли» о том эпизоде, но, судя по всему, не получится. Уже на следующий день после публикации американо-германского соглашения Россия подала в ЕСПЧ иск против Украины, который стал первой межгосударственной жалобой, поданной в ЕСПЧ властями РФ.

В нем много позиций, но я бы обратил внимание на «блокирование Северо-Крымского канала «как основного источника пресной воды для жителей Крымского полуострова». То есть вопрос выносится на официальный уровень и обойти его будет сложно.

  • Однако главной проблемой при выполнении американо-германских договорённостей по Украине станет сама киевская власть, вошедшая в роль избалованного ребенка, который своими истериками приучил взрослых выполнять его капризы и не требовать от него того, что он  не хочет делать.
  • Зеленский и его подчиненные все более развязно высказывают претензии западным партнерам и даже начинают пугать их поворотом в сторону Китая.
  • Издание Politico сообщило, что Вашингтон попросил Киев «сбавить обороты» в критике соглашения по «Северному потоку — 2», предупредив, что это может сказаться на двусторонних отношениях. 

Неизвестно, как долго в западных столицах будут терпеть  «шалости» Киева. Первым наказанием может стать отказ в тех бонусах, которые обещаны Украине. Впрочем, в любом случае и они прописаны в соглашении без конкретики, кроме 165 млн долл. которые Германия должна внести в создаваемый энергетический фонд размером в 1 млрд (остальных инвесторов ещё нужно найти).

В 90-е годы под давлением европейских государств Украина, испытавшая тогда тяжелый энергетический кризис, согласилась закрыть Чернобыльскую АЭС, которая обеспечивала ей 15% производства электроэнергии. С обещанной компенсационной помощью на строительство энергоблоков на других станциях «цивилизованные» партнеры кинули Украину на несколько миллиардов долларов.

Уверен, что так же произойдет и в этот раз. Это проблемы страны, выбравшей такой курс и таких друзей.

И уж точно для красного словца в американо-немецкое соглашение внесен следующий пункт: «Если Россия попытается использовать энергию в качестве оружия или совершит дальнейшие агрессивные действия против Украины, Германия примет меры на национальном уровне и потребует эффективных мер на европейском уровне, включая санкции, для ограничения экспортных возможностей России в Европу в энергетическом секторе и/или в других экономически значимых секторах. Это обязательство призвано гарантировать, что Россия не будет злоупотреблять никакими трубопроводами, включая «Северный поток – 2», для достижения агрессивных политических целей, используя энергию в качестве оружия». Себя санкциями, тем более из солидарности с Украиной, европейцы точно не накажут.

Так что Киеву остаётся довольствоваться обещаниями.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Конец дружбе. С 1 апреля «Большой договор» между Украиной и РФ больше не действует

В день выборов о прекращении действия соглашения написал на своей странице в Facebook президент Петр Порошенко.

«Как и обещал, с 1 апреля, после завершения всех формальных процедур, прекращает действие так называемый базовый договор с Москвой, которая так и не смогла отбросить свои имперские амбиции», — сообщил Порошенко.

По его словам, Украина «шаг за шагом» продолжит идти своим путем, «возвращаясь домой, в Европу», и «рвать путы Москвы». Он пояснил, что договор решили разорвать только сейчас, поскольку раньше документ был нужен, чтобы использовать его как базу для многочисленных исков Украины к России в международные суды.

История подписания договора и обязательства сторон

Договор о дружбе между Россией и Украиной, получивший наименование «Большой договор», был подписан 31 мая 1997 г. президентами обоих государств — Леонидом Кучмой и Борисом Ельциным.

Основным камнем преткновения между двумя странами оставался неурегулированный вопрос о статусе Черноморского флота.

Соглашение о разделе флота было подписано за три дня до заключения Большого договора — 28 мая 1997 года, что открыло возможность подписания соглашения: за РФ оставались 80% флота, но Украина оставляла за собой право ограничивать воинский контингент России в Крыму.

Несмотря на то, что в правительстве и парламенте России существовали значительные оппоненты, говорившие о том, что нельзя признавать Крым и Севастополь частью Украины, он был ратифицирован. Договор вступил в силу почти через два года после его подписания — 1 апреля 1999 года.

Кому был выгоден Большой договор между Украиной и Россией Статья 31. Свобода международного транзита© РИА Новости, Михаил Мокрушин / Перейти в фотобанк

Исходя из соглашения, стороны официально признали существующие границы, закрепив принципы стратегического партнерства. В документе содержится 41 пункт, на основе которых Москва и Киев давали друг другу определенные гарантии. В частности, стороны договорились развивать «равноправное и взаимовыгодное» сотрудничество в экономике, воздерживаясь от нанесения друг другу экономического ущерба, и обеспечивать свободу транзита через территории друг друга. Они также должны были обеспечивать «защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории», предоставлять возможность национальным меньшинствам «сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру».

  • Договор обеспечивал равные права гражданам РФ на территории Украины и наоборот.
  • «Каждая из Высоких Договаривающихся сторон гарантирует гражданам другой стороны права и свободы на тех же основаниях и в таком же объеме, что и своим собственным гражданам, кроме случаев, установленных национальным законодательством сторон или их международными договорами», — говорится в статье 10 соглашения.
  • Кроме того, оба государства должны предпринимать меры для «предотвращения и пресечения любых действий, которые представляют собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости».

Депутат Тайсаев: Решение Украины не продлевать Большой договор — популистский шаг Статья 31. Свобода международного транзита© РИА Новости, Сергей Мамонтов / Перейти в фотобанк

  1. Договор предусматривал взаимное признание дипломов друг друга, кооперацию в экономической, научной, правовой, культурной сферах, транспорте, экологии, сфере социальной защиты и трудовых отношений, экологии, борьбе с терроризмом и организованной преступностью.
  2. Отдельно говорилось о сотрудничестве в Азово-Черноморском бассейне, что должно было регламентироваться подписанием специального договора.
Читайте также:  Ведение ИП по упрощенке «с нуля» - советы юриста

Согласно статье 40 договора он должен был действовать в течение 10 лет. Он был продлен даже во времена президентства Виктора Ющенко, придерживавшегося националистической риторики и прозападного курса во внешней политике.

Денонсация договора после Майдана и ее последствия

Ситуация изменилась после победы Майдана в 2014 г., когда новая киевская власть взяла курс на односторонний пересмотр заключенных ранее соглашений в сторону их разрыва, обосновывая это «российской агрессией» против Украины.

Денонсации договора в первую очередь добивались представители национал-радикальных сил. В связи с этим возникла юридическая коллизия: Украина объявляла, что она воюет с государством, в отношении которого действует Договор о дружбе.

Причина крылась в признании границ, ибо в случае денонсации эти данные статьи Договора (а следовательно и обязательства сторон) утрачивают юридическую силу.

Стоит отметить, что действующая киевская власть своими инициативами об ограничении прав русскоязычных граждан и национальных меньшинств, законами, направленными на тотальную украинизацию, переписывание истории, курс на вступление в НАТО сама превратила договор в фикцию.

Украина вводила против РФ торгово-экономические санкции, прервала авиационное сообщение, задерживала российский транспорт на суше и на море.

В России в 2016 году группа депутатов Госдумы направила запрос на имя министра иностранных дел Сергея Лаврова, заявив о необходимости денонсации Большого договора с Украиной, но МИД РФ тогда выступил против данного решения.

«Наш потенциальный выход из Большого договора вряд ли будет способствовать решению тех проблем, которые благодаря усилиям Киева накопились к настоящему времени в российско-украинских отношениях», — говорилось в ответе Лаврова депутатам Госдумы.

По мнению депутата Госдумы Константина Затулина, договор был односторонне выгоден Украине.

Погребинский: Москва не будет обсуждать с Киевом новый Большой договор Статья 31. Свобода международного транзита© РИА Новости, Михаил Воскресенский / Перейти в фотобанк

«Наша трактовка договора состоит в том, что, конечно, наше признание, сделанное в этом договоре, границ взаимосвязано с темой договора — дружба, сотрудничество и партнерство. То есть, нет дружбы, сотрудничества и партнерства, по идее, возникает повод к тому, чтобы сказать: «Значит, надо все вопросы решать заново, в том числе и вопросы по границам». Поэтому лично я буду предлагать и предлагаю уже (…), что нам нужно, по крайней мере, в части этого договора, его денонсировать — в части, касающейся статьи второй, а именно признание границ», — говорил он в интервью «РИА Новости».

Однако в свете предвыборной кампании инициативу в деле разрыва с РФ взял на себя действующий президент Петр Порошенко, который свои провалы во внутренней политике решил компенсировать за счет антироссийской риторики, приняв сторону «партии войны». Так в августе 2018 г.

он дал МИД Украины указание подготовить основания для расторжения «Большого договора». В октябре 2018 года истек срок, когда стороны должны были заявить о намерении продлить или расторгнуть действие договора на очередной период.

Украина уже разорвала 49 двусторонних документов и намерена прекратить действие еще 50.

После инцидента в Керченском проливе 25 ноября 2018 г., спровоцированного действиями украинской стороны, Порошенко подал соответствующий законопроект в парламент, большинство депутатов которого поддержали данное решение. Таким образом, Договор о дружбе сотрудничестве и партнёрстве между РФ и Украиной де-факто прекратил существование. Формально он еще действовал до 1 апреля 2019 года.

Основные сложности в связи с прекращением договора лягут на плечи миллионов граждан Украины, живущих и работающих в РФ, ибо количество граждан России, проживающих в Украине на порядок меньше. В связи с этим органам российской государственной власти предстоит продумать законодательные меры, чтобы украинцы не чувствовали себя ущемленными.

Председатель политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук полагает, что разрыв договора, где идет речь о признании границ, может обернуться для Украины непредсказуемыми последствиями — особенно, если Москва не признает выборы, которые пройдут 31 марта.

«Возможное непризнание выборов Россией — это первый момент. Второй — это прекращение действия с 1 апреля Большого договора о дружбе по инициативе украинской власти. Это было очень глупое и опасное решение.

И третий момент — если останется нынешний президент с его курсом на пещерную русофобию и ухудшение отношений с Россией. Сопоставьте все эти три фактора.

Какой будет результат? Вывод делайте сами», — сказал Медведчук.

«С прекращением большого количества договоров и нормативной базы в отношениях между Россией и Украиной, изменится статус правовой защиты этих людей, на территории соседа, на территории РФ. То есть эти люди останутся без защиты. Эти люди работают там, потому что в Украине они работы не нашли», — добавил политик.

Таким образом, в показном стремлении «навредить России», действующая украинская власть сделает хуже судьбу миллионов своих сограждан, которые живут и работают на ее территории.

В сухом остатке

На самом деле разрыв Большого договора между Украиной и РФ будет иметь существенное отношение для взаимоотношений двух стран, возможно даже определяющее.

Ведь теперь целый рад положений договора перестают действовать:• Признание границ по состоянию на 1997 год;• Признание документов, в т.ч.

дипломов об окончании вузов;• Судьбу двусторонних соглашений, которые базируются на Большом договоре (например, об Азовском море, о торговле);• Гарантия гражданам соседней страны таких же прав, как гражданам своей страны;

• Неприменение силы, угрозы силой, в т.ч. экономического давления.

Очевидно, что теперь у России руки в отношение Украины, что называется, развязаны.

И поэтому после второго тура президентских выборов на Украине, именно Россия будет определяться с дальнейшим форматом отношений с соседней, ранее дружественной, а теперь враждебным ей государством.

Принцип свободы транзита в международном праве и национальном законодательстве Республики Беларусь

Принцип свободы транзита в международном праве и национальном законодательстве республики беларусь

В настоящее время идет процесс активного развития современного международного права как в целом, так и отдельных его отраслей.

Одним из наиболее активных направлений данного процесса является расширение круга источников каждой отрасли международного права.

Это происходит как за счет заключения новых международных соглашений, так и за счет появления новых международных обычаев и новых принципов международного права.

Однако на сегодняшний день в международной правовой литературе наблюдается недостаточный интерес к указанной тематике. Не уделяется должного внимания рассмотрению становления отраслевых принципов и обычаев в ряде динамично развивающихся отраслей международного права, таких как международное транспортное и таможенное право.

Потому целью настоящей статьи является анализ существующей международной нормативной правовой базы в сфере международного таможенного и транспортного права, выявление определенных закономерностей ее формирования и обоснование существования в действующем правовом поле такого отраслевого принципа международного права, как принцип свободы транзита.

Сформированное в основном в середине ХХ века современное международное право имеет ряд основополагающих принципов, закрепленных в Уставе ООН 1945 г. и развитых затем в некоторых других международно-правовых документах.

Данный тип норм характеризуется набором отличительных признаков, среди которых одним из ключевых является обязательность для всех субъектов международного права. Подобная обязательность определена п.6 ст.

2 Устава ООН: «Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности».

Безусловно, в процессе эволюции международного права неоднократно возникала необходимость дополнения основных принципов другими: либо более узкими по сфере их действия, либо относящимися ко всей системе международного права, но еще не до конца сформированными и не закрепленными в международно-правовых актах.

Среди наиболее четко оформившихся отраслевых принципов можно отметить принцип неделимости международной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности других государств в праве международной безопасности, принцип преференциального режима для развивающихся государств и принцип участия всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах.

Одной из наиболее активно развивающихся отраслей является международное транспортное право.

Если рассматривать его в качестве совокупности международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения по перевозке пассажиров и грузов, то в данном аспекте оно является подотраслью международного экономического права.

Помимо характерных для данной отрасли права принципов, международное транспортное право в процессе своей эволюции активно формирует и свои специфические.

В совокупности правоотношений, регулируемых нормами международного транспортного права, достаточно большое место занимают правоотношения, связанные с транзитным перемещением товаров.

Не будет преувеличением утверждение, что среди международных организаций в системе международного экономического права центральное место занимает Всемирная торговая организация (далее — ВТО). Она была создана в 1994 г.

в рамках Уругвайского раунда переговоров участников Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, General Agreement on Tariffs and Trade — GATT) (далее — ГАТТ).

Фактически ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое было подписано 23 странами в Женеве в октябре 1947 г. и вступило в силу 1 января 1948 г. В дополнение к нему были приняты многосторонние соглашения с ограниченным кругом участников.

Сегодня правила многосторонних торговых соглашений ГАТТ и ВТО (далее — ГАТТ/ВТО) используются как основа регулирования экспортно-импортных взаимоотношений более 150 стран.

Одним из основных принципов работы ВТО является создание недискриминационных условий в международной торговле. Достижение данной цели осуществляется ВТО во всех сферах международных экономических и торговых отношений посредством разработки и подписания ее членами многосторонних соглашений, регулирующих практически все стороны международного товарооборота.

Одним из важнейших механизмов, функционирующих в рамках многосторонней системы регулирования торгово-экономических отношений ГАТТ/ВТО, является механизм регулирования транзитных перевозок.

В соответствии со статьей V ГАТТ должна существовать свобода транзита через территорию каждого государства по путям, наиболее подходящим для международного транзита вне зависимости от происхождения транспортного средства, его места отправления и места назначения.

Действие данного механизма направлено на то, чтобы полноправные участники системы ГАТТ/ВТО при осуществлении транзитных перевозок, безусловно, предоставляли друг другу режим наибольшего благоприятствования.

Читайте также:  Статья 1. Основные понятия

Это означает, что в отношении всех сборов, правил и формальностей, связанных с транзитом, каждая страна-участница должна предоставить транзитным перевозкам, идущим на территорию любой другой страны-участницы или из нее, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставленный перевозкам в любую третью страну или из любой третьей страны.

Более того, в отношении транзитных перевозок недопустимо применение дискриминационных мер.

Страна, через территорию которой осуществляется транзит, может требовать, чтобы транзитные перевозки совершались через соответствующую входную таможню.

Вместе с тем транспортные перевозки не вправе подвергаться каким-либо излишним ограничениям, а перевозимые товары должны быть освобождены от пошлин и всех транзитных или других сборов, установленных в отношении транзита, за исключением сборов за перевозку или сборов, соразмерных с административными расходами, вызываемыми транзитом, или со стоимостью предоставляемых услуг.

Гарантии предоставления свободы транзита входят в комплекс обязательств, которые берет на себя страна при вступлении в ВТО. Таким образом, каждая страна, готовящаяся к присоединению к данной организации, обязана будет закрепить принцип свободы транзита в национальном законодательстве.

Помимо ГАТТ, принцип свободы транзита закреплен на международном уровне еще в целом ряде международно-правовых актов.

В первую очередь необходимо отметить Конвенцию о транзитной торговле внутриконтинентальных государств, подписанную в Нью-Йорке 8 июля 1965 г.

Основная цель данного международно-правового документа — предоставление странам, не имеющим выхода к морю в силу своего внутриконтинентального положения, свободу доступа к нему.

Подобное положение считается некоторыми исследователями специальным принципом международного экономического права.

В преамбуле указанной Конвенции закреплены принципы, на которых должно базироваться сотрудничество государств в указанной сфере.

В частности, говорится о том, что признание права каждого не имеющего выхода к морю государства на свободный доступ к морю существенно необходимо для расширения международной торговли и экономического развития.

Также в преамбуле закреплено положение, что все государства должны предоставить не имеющим выхода к морю странам право свободного и неограниченного транзита в целях участия в региональной и международной торговле.

В ст.2 Конвенции непосредственно провозглашается принцип свободы транзита в отношении любых товаров вне зависимости от их происхождения, назначения и других подобных признаков при соблюдении разрешительного порядка транзитного перемещения.

Одним из основных международно-правовых договоров в сфере международного таможенного права является Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границе, заключенная в Женеве 21 октября 1982 г. в целях улучшения международной перевозки грузов.

Данное соглашение является комплексным правовым актом, регламентирующим порядок проведения на границе различных видов контроля (таможенного, медико-санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и некоторых других). Безусловно, в названной Конвенции не могли обойти вниманием вопросы транзитного перемещения товаров, чему и посвящена глава III.

В силу ее положений участники Конвенции соглашаются применять простой и ускоренный режим в отношении транзитных грузов, в особенности грузов, которые перевозятся в соответствии с системой международного таможенного транзита. Кроме того, необходимо отметить, что в ст.

10 Конвенции обращено внимание и на принцип предоставления свободного доступа к морю внутриконтинентальным государствам, что также говорит о достаточной степени закрепления данного отраслевого принципа в международном праве.

Помимо международно-правовых документов универсального характера, приверженность принципу свободы транзита закреплена и в некоторых региональных соглашениях.

Достаточно глубокую проработку на региональном уровне вопросы транспортировки товаров транзитом получили в рамках Содружества Независимых Государств. В соглашениях, подписанных государствами — участниками СНГ, неоднократно декларировалась приверженность принципу свободы транзита.

В частности, в преамбуле Соглашения о порядке транзита, заключенном в Москве 8 февраля 1992 г., страны-члены прямо заявляют о необходимости построения правовой основы транзита грузов по их территории на основе данного принципа.

Помимо этого, договаривающиеся стороны пошли дальше по пути упрощения транзитного перемещения товаров, и в соответствии со ст.

4 Соглашения о порядке транзита транзитные грузы освобождаются от необходимости получения разрешения на транзит по территории государств-участников и от таможенного досмотра.

В развитие Соглашения о порядке транзита было разработано и подписано в Алма-Ате 2 апреля 1992 г.

Соглашение о порядке таможенного оформления транзитных грузов, где детально прописана процедура прохождения товаров от таможни отправления до таможни назначения через промежуточные таможни.

В Соглашении конкретизируется порядок выдачи транзитных документов, объем указываемых в них сведений, а также критерии правомерности транзитного перемещения товаров по территории государств-участников.

В дальнейшем вопросы правового обеспечения транзита товаров получили развитие в Соглашении о порядке транзита через территорию государств — участников Содружества Независимых Государств. В данном документе страны-члены вновь подтвердили свою приверженность принципу свободы транзита и положили его в основу перемещения товаров по своей территории.

Соглашение определяет порядок транзита товаров и транспортных средств через таможенные территории договаривающихся сторон, в соответствии с которым транзитные товары не облагаются таможенными пошлинами и налогами, а также к ним не применяются меры экономической политики. В то же время определено, что государства вправе устанавливать перечни товаров, перемещение которых по их территории запрещено или ограничено.

Республика Беларусь является участником всех вышеперечисленных конвенций и соглашений. Таким образом, комплекс международных обязательств, взятых на себя нашей страной, говорит о том, что на международной арене Беларусь заявила о себе как о государстве, признающем принцип свободы транзита в качестве правовой основы перемещения товаров по своей территории.

Однако в связи с проводящейся с 1995 г. в Республике Беларусь работой по присоединению к ВТО возникла необходимость имплементации статьи V ГАТТ на национальном уровне.

Курс: Правовая регламентация транзита товаров — Безумная гонка

  • Курс: Правовая регламентация транзита товаров
  • Рассмотрены правовое регулирование транзита, перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также доставка товаров под таможенным контролем
  • ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Понятие транзита, его признаки. Гарантии свободы транзита. Нормативная регламентация транзита. Принципы транзита.

Транзитные и транспортные коридоры.

Понятие и принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенные режимы, их классификация. Международный таможенный транзит.

Доставка товаров под таможенным контролем. Понятие таможенного контроля. Порядок доставки товаров под таможенным контролем. Доставка товаров с использованием книжки МДП

  1. Сущность транзита
  2. Понятие транзита, его признаки
  3. В условиях активного развития коммуникаций, средств транспортировки и увеличения объема международных товаропотоков возрастает значение института транзита.

Транзит по Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г. — провоз, движение товаров или пассажиров из одного государства в другое через лежащее на пути третье государство. Как и международная торговля, транзит имеет многовековую историю.

Длительное время товары, провозимые транзитом, облагались таможенными пошлинами. К концу XVIII века осознание противоречия этой политики экономическим интересам государств привело к упрощению условий транзита.

Наметилась тенденция к уменьшению, а в конечном итоге — к освобождению товаров, провозимых по таможенной территории, от уплаты сборов и пошлин.

Заинтересованные государства заключают соглашения, регулирующие условия и порядок транзита. При этом особое внимание уделялось регламентации транзита товаров. Развитие института транзита товаров обусловлено двумя важными моментами.

Первый состоит в объективной потребности международного товарооборота. Второй связан с неодинаковым географическим положением государств. Одни имеют прямой выход к морю — это так называемые «морские государства».

Другие не имеют такого выхода, они именуются “внутриконтинентальными государствами”.

Оба фактора способствовали принятию в 1965 году Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств. Этот важнейший международный правовой источник содержит основные понятия института транзита применительно к внутриконтинентальным государствам.

Транзитное государство в соответствии с Конвенцией о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г. – государство, как имеющее морское побережье, так и не имеющее его государство, расположенное между внутриконтинентальным государством и морем, через территорию которого осуществляется транзитное движение.

Из этого определения следует, что основной признак транзитного государства заключается в обязательном осуществлении через его территорию транзитного движения.

Другой, не менее важный признак — это месторасположение такого государства. Конвенция устанавливает, что оно должно располагаться между внутриконтинентальным государством и морем.

При этом оно может как иметь морское побережье, так и не иметь его, то есть быть внутриконтинентальным.

В Конвенции дается определение транзитного движения. Транзитное движение по Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г. — следование товаров через территорию какого-либо договаривающегося государства (т.е.

государства, подписавшего Конвенцию), находящегося между внутриконтинентальным государством и морем, в тех случаях, когда это следование является частью полного пути, начинающегося или кончающегося в пределах территории этого внутриконтинентального государства и включающего перевозку морем, непосредственно предшествующую такому следованию или следующую за ним (п. «в» ст. 1).

Из определения понятия «транзитное движение» видно, что оно увязано, во-первых, с характером следования товаров, а во-вторых, с начальным и конечным пунктом их перемещения.

Само следование представляет собой перемещение товаров через территорию какого-либо государства между внутриконтинентальным государством и морем в тех случаях, когда оно является частью полного пути, начинающегося или кончающегося в пределах территории этого внутриконтинентального государства и включающего перевозку морем, непосредственно предшествующую такому перемещению товаров или следующую за ним.

  • В процессе следования товаров возможно выполнение разнообразных операций, в том числе таких, как перегрузка товаров, их складирование, разделение грузовых партий на более мелкие, изменение способа перевозки товаров, а также сборка, разборка или повторная сборка машин и громоздких предметов.
  • Для того чтобы выполнение перечисленных операций не привело к исключению товаров из-под действия института транзитного движения, обязательным условием их осуществления является преследование единственной цели – удобство перевозки.
  • Следует отметить, что возможность сборки, разборки или повторной сборки машин и громоздких предметов не означает возложения обязанности на договаривающиеся стороны создавать у себя постоянные пункты или предприятия для выполнения таких работ.
Читайте также:  Статья 12. Права членов общины малочисленных народов

Характерным для транзитного движения является освобождение его от обложения со стороны каких бы то ни было властей на территории транзитного государства таможенными пошлинами или налогами, взимаемыми в связи с импортом или экспортом. Оно не подлежит обложению также особыми сборами. Исключение составляют лишь сборы, предназначенные только для покрытия связанных с транзитом расходов по надзору за его осуществлением, а также административных расходов.

При этом действует принципиальное положение о том, что ставки этих сборов должны соответствовать расходам, на покрытие которых они предназначаются, то есть фактические ставки не должны превышать связанных с транзитом расходов.

Кроме того, подлежат безусловному соблюдению требования о недопущении дискриминации как по признаку права собственности на товары, места их изготовления, места отправки, ввоза и вывоза, так и по признаку права собственности на транспорт, места его регистрации или флага.

Существенным требованием, предъявляемым к транзитному движению, является беспрепятственное его осуществление, при котором договаривающиеся государства принимают все меры к тому, чтобы избежать задержек или ограничений.

Препятствием выполнения этого условия могут быть только случаи непреодолимой силы.

В тех же случаях, когда в транзитном движении происходят задержки или другие затруднения, компетентные власти транзитных государств и компетентные власти внутриконтинентальных государств сотрудничают в целях их быстрейшего устранения.

Конвенция закрепляет важное положение, стимулирующее развитие и оптимизацию транзита, — его свободу. В статье второй указывается: «Транзитному движению и транзитным средствам обеспечивается свобода транзита».

Для обеспечения свободы транзита договаривающиеся государства должны принимать такие меры по регулированию и осуществлению перевозок через их территорию, которые будут способствовать транзитному движению. При этом не должно проводиться никакой дискриминации ни по признаку места происхождения товаров, ни по признаку их отправки, ввоза, вывоза, ни по признаку назначения товаров.

Не должны применяться дискриминационные меры и в связи с какими-либо обстоятельствами, относящимися к праву собственности на товары или к праву собственности на суда, средства наземного транспорта или иные используемые транспортные средства, а также в связи с местом их регистрации или флагом транспортных средств.

Гарантии свободы транзита

Гарантиями свободы транзита являются: во-первых, установление договаривающимися государствами правил, регулирующих использование транспортных средств в транзитном движении, с учетом международных конвенций, участниками которых они являются; во-вторых, возложение обязанности на каждое договаривающееся государство выдавать разрешение на следование через свою территорию и доступ на такую территорию лицам, передвижение которых необходимо для транспортного движения; в-третьих, выдача разрешения на транзитное движение через свои территориальные воды в соответствии с принципами обычного международного права (ст. 4 Конвенции).

  1. Существенное значение в беспрепятственном осуществлении транзита товаров имеет возложение на договаривающиеся государства обязанности предоставлять в пунктах ввоза и вывоза, а в случае необходимости — в пунктах перегрузки соответствующие транспортные средства и погрузочно-разгрузочное оборудование.
  2. В Конвенции дается перечень средств, которые могут использоваться для транспортировки товаров. К ним относятся:
  3. — любой железнодорожный подвижной состав;
  4. — любые морские и речные суда;
  5. — любые средства дорожного транспорта;
  6. — носильщики и вьючные животные — там, где это требуется по местным условиям;
  7. — другие транспортные средства.
  8. Все перечисленные средства причисляются к транспортным средствам, если они используются для транзитного движения.
  9. Положения Конвенции об обязательности предоставления при транзитном движении в пунктах ввоза, вывоза и перегрузки товаров транспортных средств распространяются и на устройства, которые эксплуатируются предприятиями и частными лицами или которые находятся под их управлением.

Устройства, которые предоставляются при транзитном движении в пунктах ввоза, вывоза и перегрузки товаров по Конвенции 1965 г., — транспортные средства, портовые соору-жения и пути, за пользование которыми взимаются тарифы или сборы.

Особое требование предъявляется к организации монопольной службы буксировки, создаваемой на водных путях, которые используются в целях транзита. Она не должна препятствовать транзитному проходу судов.

Конвенция содержит требования к тарифам или сборам при транзите, которые должны быть достаточно оптимальными и способствовать оптимизации института транзита. В первую очередь это касается разумности ставок и условий их применения.

Размеры ставок должны устанавливаться таким образом, чтобы, во-первых, максимально облегчать транзитное движение и, во-вторых, не превышать тарифов и сборов, применяемых договаривающимися государствами при перевозках через их территорию товаров стран, имеющих выход к морю.

Нормативная регламентация и принципы транзита

Международные источники и внутреннее законодательство, регулирующие транзит

Нормативную базу, регулирующую транзит, составляют международные источники и внутреннее (национальное) законодательство. Среди международных источников следует выделить конвенции. К ним относятся Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств (1965 г.

), Международная конвенция о транзите животных, мяса и иных продуктов животноводства (1935 г.), Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (1975 г.). Прочно вошло в практику заключение государствами многосторонних и двусторонних соглашений.

Это, в частности, Соглашение о порядке транзита (1992 г.

), Решение № 6 Совета глав Правительств при межгосударственном Совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации «О соглашении о единых условиях транзита через территории государств-участников таможенного союза» (1998 г.).

Примером двусторонних соглашений служит Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о международном автомобильном соглашении (1993 г.).

При осуществлении международных перевозок практикуется принятие двусторонних протоколов между таможенными ведомствами государств.

В этих нормативных источниках определяется порядок таможенного оформления грузов, ввозимых из третьих стран в оба государства или вывозимых из них в третьи страны.

В качестве примера можно привести Протокол между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Государственным департаментом Эстонской Республики о таможенном оформлении транзитных грузов (1992 г.).

Ведущая роль среди перечисленных международных источников принадлежит Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств, которая была заключена в Нью-Йорке8 июля 1965 г.

СССР подписал Конвенцию 28 декабря 1965 г., а ратифицировал 10 мая 1972 г.

Подтвердив принципы, сформулированные Конвенцией ООН по вопросам торговли и развития, она закрепила важнейшие положения о транзитном государстве, свободе транзита, транзитном движении.

Конвенцией урегулированы вопросы, касающиеся свободных зон и других таможенных возможностей, устранения задержек и ограничений в транзитном движении, документации, связанной с таможенными, транспортными и другими формальностями, хранения транзитных грузов и некоторые другие.

Большое значение в деле регламентации международных перевозок грузов имеет принятие в 1975 году Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП).

Положения этой Конвенции направлены на облегчение международных перевозок грузов дорожными транспортными средствами, улучшение условий перевозок, упрощение и гармонизацию административных, в том числе таможенных формальностей при осуществлении международных перевозок.

Отдельную группу нормативной системы, регламентирующей транзит, составляет внутреннее законодательство. К числу источников законодательства Российской Федерации относятся Таможенный кодекс РФ, а также Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

В Таможенном Кодексе РФ содержится подраздел 2 “Таможенные режимы”, в котором определены и классифицированы виды таможенных режимов.

В главе 18 ”Основные таможенные режимы” этого подраздела среди основной группы режимов выделяется международный таможенный режим.

Ему посвящен отдельный параграф, в котором регулируются вопросы о содержании международного таможенного режима, сфере, условиях и особенностях его применения.

В Таможенном кодексе РФ имеется специальный раздел IV “Таможенный контроль”, определяющий формы и порядок его проведения.

Ссылка на основную публикацию