Статья 10. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты

Количество заявок на регистрацию товарных знаков ежегодно возрастает. Об этом свидетельствуют официальные отчеты о деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента). В то же время, не по всем из этих заявок ведомство выносит положительные решения.

Основания для отказа в регистрации товарного знака перечислены в статье 1483 Гражданского кодекса РФ. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

Сходством до степени смешения признается подобие товарных знаков друг другу, даже если в них присутствуют отдельные отличия. Например, «ИНТЕЛИС» и «ИНТЕЛИСС». Сходство до степени смешения запрещено законодательством РФ, потому что может вводить потребителей в заблуждение относительно производителя товара. 

Под различительной способностью понимают свойство товарного знака, позволяющее потребителю отличить продукцию одного производителя от аналогичной продукции другого. В противном случае, например, «КОФЕ ЭСПРЕССО» или «РЖАНОЙ ХЛЕБ» будут указывать на вид товара и являться описательными.

Например, на регистрацию претендует обозначение «ПРОСТОРЫ АЛТАЯ», юридический адрес заявителя которого зафиксирован в другом субъекте РФ – Хабаровском крае. Подобное расхождение запрещается законодательством, поскольку также может вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его производителя.

Отказ в регистрации товарного знака вне зависимости от основания приводит к потере обозначения и финансовых средств, вложенных в его создание и раскрутку. Государственная пошлина за регистрацию товарного знака также не возвращается.

Тем не менее решение Роспатента возможно оспорить в Палате по патентным спорам (структурное подразделение Федерального института промышленной собственности) и добиться получения свидетельства на товарный знак.

Согласно ст. 1500 ГК РФ для подачи возражения в Палату по патентным спорам заявителю дается 4 месяца со дня направления Роспатентом соответствующего решения об отказе в регистрации товарного знака. Сумма государственной пошлины за подачу возражения будет зависеть от основания отказа.

В случае, если данный срок был пропущен, то в течение последующих 6 месяцев согласно ст. 1501 ГК РФ заявитель вправе его восстановить. Обязательным условием для такого ходатайства является указание и подтверждение причин, по которым положенный срок не был соблюден. В данном случае сумма государственной пошлины будет увеличена. 

Безусловно, на процесс оспаривания решения Роспатента влияет основание, согласно которому обозначению было отказано в регистрации. Кроме того, необходимо учитывать и обстоятельства конкретной ситуации.

Например, в случае со сходством до степени смешения для того, чтобы убедить специалистов государственного органа в обратном, используется сравнительный анализ спорных обозначений, который показывает, что они могут сосуществовать друг с другом на рынке, не оказывая негативного влияния на потребителя. Такая экспертиза проводится по звуковому, смысловому и визуальному критериям.

Если говорить о доказательстве различительной способности, то для этого потребуется подтверждение реализации товара и проведения рекламной компании для него.

Также может быть применен и другой инструмент – опрос общественного мнения. Он будет свидетельствовать о том, что потребитель узнает по товару его производителя.

Что касается использования географического названия, то на примере описанного выше обозначения «ПРОСТОРЫ АЛТАЯ» необходимо обозначить его географическую мотивировку – подтвердить, что производство, не смотря на адрес регистрации юридического лица, находится именно в Алтайском крае.

Что делаем мы?

  • Оцениваем перспективы оспаривания решения о регистрации товарного знака;
  • Анализируем риски реализации проекта;
  • Готовим позицию и собираем доказательственную базу;
  • Представляем интересы при рассмотрении возражения в Палате по патентным спорам;
  • Получаем решение по итогам рассмотрения возражения.
  • Вся необходимая информация передается на стадии проведения оценки перспектив дела, далее могут потребоваться только уточнения.

Более подробную информацию об услугах, стоимости и сроках Вы можете узнать, связавшись с нашими менеджерами по контактным телефонам офисов, либо заполнив форму обратной связи.

Уникальный веб-сервис для управления интеллектуальной собственностью

  • Проверка знаков онлайн
  • Заявка на регистрацию за минуту
  • Согласование документов в один клик
  • Мониторинг сроков и изменений
  • Пресечение нарушений
  • Конфиденциальность

Признание и рейтинги

  • лидер по защите товарных знаков в России по версии WTR
  • входим в совет по интеллектуальной собственности ТПП РФ
  • члены Московской торгово-промышленной палаты
  • среди лидеров электронной подачи заявок ФИПС
  • входим в главный рейтинг юридических компаний РФ
  • признаны в рейтинге «Лидеров юридической отрасли»
  • резиденты инновационного центра Сколково
  • отмечены в международном рейтинге юристов
  • среди ведущих компаний в международных листингах
  • официальный партнер российского экспортного центра
  • состоим в международной ассоциации по товарным знакам
  • партнёры Клуба директоров по науке и инновациям

17 лет

успешной юридической практики в России и в 125 зарубежных странах

топ-10

среди лидеров подачи заявок на товарные знаки в Роспатент

17 000

зарегистрированных товарных знаков и патентов

Правовой режим торгово-промышленной палаты

Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного объединения их учредителей, то есть образуется по инициативе не менее пятнадцати учредителей.

Учредители торгово-промышленной палаты созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и образуются руководящие органы торгово-промышленной палаты.

Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их

  • организационно-правовой формы и предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.
  • Устав торгово-промышленной палаты должен предусматривать:
  • а) наименование, цели, задачи и функции торгово-промышленной палаты;
  • б) наименование территории, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою деятельность;
  • в) условия и порядок приема в члены торгово-промышленной палаты и выхода из нее;
  • г) права и обязанности членов торгово-промышленной палаты;
  • д) порядок образования руководящих органов торгово-промышленной палаты и их компетенцию, сроки их полномочий и порядок принятия ими решений;
  1. е) источники формирования имущества торгово-промышленной палаты;
  2. ж) порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты;
  3. з) порядок прекращения деятельности торгово-промышленной палаты.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности торгово-промышленной палаты. Устав торгово-промышленной палаты не должен противоречить законодательству Российской Федерации и уставу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Торгово-промышленные палаты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Законом специального порядка государственной регистрации торгово-промышленных палат.

Решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) или его территориальным органом.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации торгово-промышленных палат, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным органом юстиции или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации торгово-промышленных палат определяется Правительством Российской Федерации.

  • Решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты, созданной на территории нескольких субъектов Российской Федерации, и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации принимается федеральным органом юстиции.
  • Решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты, созданной на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа юстиции в соответствующем субъекте Российской Федерации.
  • Для государственной регистрации торгово-промышленной палаты в месячный срок со дня принятия устава в федеральный орган юстиции или его территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации подаются следующие документы:
  • — заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты;

  1. — устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;
  2. — протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты;
  3. — решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты;
  4. — документ об уплате государственной пошлины.
  5. Федеральный орган юстиции или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленной палаты направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
  6. На основании указанного решения, принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты.

Федеральный орган юстиции или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о торгово-промышленной палате выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц.

При этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации торгово-промышленной палаты, документ, подтверждающий факт внесения записи о торгово-промышленной палате в единый государственный реестр юридических лиц, должен быть выдан заявителю не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации торгово-промышленной палаты.

Торгово-промышленная палата приобретает права юридического лица со дня внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.

Торгово-промышленная палата обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента такого изменения. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от торгово-промышленной палаты сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о торгово-промышленной палате.

  • Неоднократное непредставление торгово-промышленной палатой в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты, в суд с требованием о ее ликвидации.
  • Изменения, вносимые в устав торгово-промышленной палаты, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация торгово-промышленной палаты.
  • За государственную регистрацию торгово-промышленной палаты, изменений, вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Статья 47. Порядок и сроки обжалования

Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты возможен лишь в случае нарушения установленного настоящим Законом порядка создания торгово-промышленной палаты или несоответствия ее устава законодательству Российской Федерации. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты по другим мотивам является незаконным.

Об отказе в регистрации торгово-промышленной палаты орган, принимающий решение о ее государственной регистрации, обязан сообщить заявителю в письменной форме в месячный срок со дня подачи заявления с указанием положений законодательства Российской Федерации, которым противоречит представленный устав.

Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты может быть обжалован в арбитражный суд.

Деятельность торгово-промышленных палат прекращается путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) или ликвидации.

Реорганизация и ликвидация торгово-промышленных палат осуществляются решениями их высших руководящих органов. Торгово-промышленные палаты могут быть ликвидированы также в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация торговопромышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Законом. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты при ее создании.

Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, представляются в федеральный орган юстиции или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации. При этом перечень указанных документов и порядок их представления определяются Правительством Российской Федерации.

Федеральный орган юстиции или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией или торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение. Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией и торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, определяется Правительством Российской Федерации.

  1. Государственная регистрация торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.
  2. Государственная регистрация торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в указанной государственной регистрации на основании статьи 10 настоящего Закона, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.
  3. В случае слияния двух или нескольких торгово-промышленных палат все имущественные права и обязанности каждой из них переходят к вновь образованной торгово-промышленной палате.
  4. При присоединении торгово-промышленной палаты к другой торгово-промышленной палате к последней переходят все имущественные права и обязанности присоединенной палаты.

В случае разделения торгово-промышленной палаты к образованным в результате этого разделения торгово-промышленным палатам переходят в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованной торгово-промышленной палаты.

При выделении из торгово-промышленной палаты одной или нескольких торгово-промышленных палат к каждой из них переходят в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованной торгово-промышленной палаты.

Разделение имущественных прав и обязанностей утверждается высшим руководящим органом реорганизованной торгово-промышленной палаты.

Имущество ликвидированной торгово-промышленной палаты после удовлетворения претензий кредиторов направляется на цели, предусмотренные ее уставом.

Что такое сертификат по форме СТ-1 для госзакупок? В каких случаях он необходим и как его получить?

Оформлением Сертификатов занимается Торгово-промышленная палата (далее — ТПП) страны-экспортера или компании, которые имеют специальную лицензию на проведение экспертиз и выдачу Сертификатов. Данный разрешительный документы требуется для каждой поставки/партии груза, который перевозится на двух и более транспортных средствах от одного грузополучателя к одному отправителю.

Для оформления СТ-1 в ТТП нужно предоставить:

  • заявление в установленной форме;
  • документы, подтверждающие производство / переработку товара на территории РФ;
  • сведения о составе продукции с указанием происхождения производных;
  • данные по весу, условиям хранения и эксплуатации товара;
  • контракт на внешне-торговую сделку;
  • накладные и счет-фактуры на каждую партию товара.
  • Выше указан лишь основной перечень документов, который может меняться (дополняться).

Если документы предоставлены в ТПП не в полном объеме, либо при оформлении допущены ошибки, неточности или помарки, то время получения информации от ТНН может увеличиться на неопределенный срок.

Если предоставленные в ТПП документы не будут соответствовать требованиям, утвержденным постановлением Правления ТПП России, то Вам будут вынуждены отказать в оформлении СТ-1. Направьте свои усилия и сэкономленные средства на дальнейшее развитие своего бизнеса, а экспорт Ваших товаров из России доверьте нашей компании ООО ИФК «Титан74».

Как проверить Сертификат СТ-1 на подлинность?

Для проверки Вы можете воспользоваться онлайн реестром сертификатов СТ-1.

Оформление Сертификата СТ-1 требует определенных усилий и знаний в сфере ВЭД. Для того чтобы сэкономить драгоценное время и нервы при оформлении СТ-1, Вам стоит обратиться к профессионалам.

Наша компания имеет огромный опыт в проведении экспортных сделок, поэтому мы совершенно точно знаем, какие документы потребуются для вывоза Вашего груза. ООО ИФК «Титан74» поможет Вам получить Сертификат о происхождении товара в кротчайшие сроки для быстрого прохождения таможни.

За более подробной информацией о получении сертификата СТ 1 или любых других, обращайтесь к нашим специалистам.

Процедура получения

Для получения сертификата по форме СТ-1 заинтересованному лицу необходимо обратиться в региональную Торгово-промышленную палату с комплектом документов. Обратиться за сертификатом может юридическое лицо или предприниматель, которые являются непосредственным производителем товаров или его поставщиком.

Процедура получения сертификата по форме СТ-1 предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Подача заявления и комплекта подтверждающих документов.
  2. Документы будут рассматриваться в течение не более 5 дней.
  3. Экспертами ТПП оформляется первичный акт экспертизы.
  4. Заявитель оплачивает услуги по удостоверению сертификата (документ оформляется на платной основе). В настоящее время плата за сертификат составляет 1650 р.
  5. Выдается сертификат по форме СТ-1 или официальное решение об отказе выдать сертификат.
  6. Сотрудники ТПП вносят данные сертификата в единую базу.

Необходимые документы

Для получения сертификата по форме СТ-1 необходимо обратиться в Торгово-промышленную палату со следующим комплектом документов:

  1. Документы на компанию-заявителя: копия устава, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, доверенность на представление интересов.
  2. Регистрационные документы на поставляемый товар.
  3. Перечень составляющих его деталей и узлов.
  4. Соглашение о поставке продукции.
  5. Заявление на получение сертификата.
  6. Подтверждающие факт производства товара на российской территории документы. Это акт экспертизы или (при его отсутствии) — сведения, подтверждающие наличие производственных мощностей, персонала и технических возможностей производства.

Правила заполнения бланка заявки

Для получения сертификата по форме СТ-1 нужно заполнить специальный бланк заявки. В нем нужно указать следующие сведения:

  1. Наименование заказчика в статусе юрлица или ИП.
  2. Просьба выдать сертификат СТ-1.
  3. Наименование продукции, на которую оформляется сертификат.
  4. Отправитель.
  5. Экспортер.
  6. Получатель.
  7. Импортер.
  8. Транспортные средства.
  9. Маршрут следования.
  10. Номер контракта.
  11. Количество грузовых мест и упаковка.
  12. ТН ВЭД.
  13. Вес товара.
  14. Наименование счета-фактуры.
  15. Контактные сведения заказчика.
  16. Подпись заказчика.
  17. Обязательство произвести оплату в установленные сроки.

В самом сертификате СТ-1 содержится 13 граф:

  • В первой графе указывается наименование грузоотправителя (экспортера), его местонахождение.
  • Во 2-й графе — наименование и адрес получателя груза (импортера).
  • В 3-й графе – сведения о транспортных средствах, осуществляющих перевозку.
  • В 4-й графе прописываются данные по регистрационному номеру сертификата с указанием страны выдачи документа и государства, для которого он предназначен.
  • В 5-й графе указываются служебные отметки.
  • В 6-й графе прописывается порядковый номер груза.
  • В 7-й – данные о видах упаковки и количествах мест.
  • В 8-й – описание товара, которое нужно для его идентификации (например, его коммерческое наименование).
  • В 9-й – указываются критерии происхождения товаров.
  • В 10-й прописываются данные по количеству товаров с указанием их количественных характеристик.
  • В 11-й графе заполняются сведения о стоимости или количественных характеристиках поставки.
  • 12 графу заполняет уполномоченный за выдачу сертификата орган.
  • В 13-й графе указывается страна производства или переработки товара.
Читайте также:  Федеральный закон от 23.03.1998 N 35-ФЗ "О ратификации Конвенции об упразднении принудительного труда"

Сроки действия

Сертификат СТ-1 имеет ограниченный срок действия. Для участия в государственных торгах он оформляется на период до окончания закупочной процедуры. В некоторых случаях сертификат оформляется на период до 3 месяцев, что позволяет поставщику участвовать сразу в нескольких закупках.

При оформлении сертификата на лекарственные средства он имеет сроки действия до года.

Есть ли основания для отказа в выдаче сертификата

В определенных случаях Торгово-Промышленная палата имеет право отказать заявителю в выдаче сертификата по форме СТ-1. В качестве оснований для отказа могут выступать:

  1. Предоставление неполного комплекта документов.
  2. Неоплаченная госпошлина (плата за оказание услуги).
  3. Производство товара в стране, которая не является членом соглашения о свободной торговле.

Таким образом, сертификат о происхождении товара СТ-1 выдается уполномоченными организациями для подтверждения факта производства товара на территории РФ или ЕАЭС. Он необходим для участия в государственных закупках в отношении товаров из утвержденного Правительством перечня.

В таких закупках создаются преференции для товаров российского производства и ограничивается импорт. Для получения документа необходимо обращаться в Торгово-промышленную палату.

Сертификат СТ-1 в рамках государственных торгов необходим поставщику для подтверждения страны происхождения отдельных видов товара, произведенного на территории стран единого экономического союза, если закупка проводится с применением национального режима.

Также форма СТ-1 может использоваться для прохождения таможенного контроля при вывозе таких товаров, произведенных на территории РФ, в страны СНГ.

Нормативно-правовые акты указывают в каких случаях необходимо предоставлять этот сертификат при участии в госзакупках:

Отказ ТПП в выдаче сертификата о форс-мажоре не является окончательным в споре организаций

МОСКВА, 8 августа. /ТАСС/. Отказ торгово-промышленных палат в выдаче сертификатов об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор) не является окончательным решением в споре между частными организациями, так как они могут разрешить разногласия в судебном порядке. Об этом сообщил в субботу ТАСС вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Вадим Чубаров.

ТПП единственная в стране занимается с 18 марта выдачей заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по внешнеторговым контрактам. Форс-мажором определяются те ограничительные или иные специальные меры, которые принимает правительство РФ и региональные власти на территории России, если из-за них работающая в стране компания не может выполнить свои контрактные обязательства.

Чубаров рассказал, что в Арбитражный суд Москвы обратилась с иском коммерческая организация, посчитавшая незаконными отказ ТПП России в выдаче истцу сертификата о форс-мажоре по внешнеторговому контракту.

При этом ранее ТПП уведомила своим письмом истца об отсутствии оснований для выдачи документа, поскольку «не было доказано наличие причинной связи между обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью исполнения обязательств по контракту», а также не был представлен полный пакет документов, который бы подтверждал наличие указанных обстоятельств.

«По итогам заседания 5 августа суд определил, что ТПП России не наделена какими-либо публичными (властными) полномочиями по отношению к сторонам, участвующим в споре об обстоятельствах непреодолимой силы.

Суд установил, что сертификат ТПП является по своей правовой природе заключением независимой экспертной организации, которое содержит экспертное мнение о наличии обстоятельств непреодолимой силы, исходя из условий конкретной внешнеторговой сделки.

Более того, даже при наличии сертификата ТПП России о форс-мажоре сторона договора вправе не согласиться с позицией другой стороны и с экспертным мнением палаты, [в этом случае] спор между сторонами договора подлежит разрешению в судебном порядке», — сказал Чубаров, уточнив, что в итоге столичный суд производство по делу прекратил.

Вице-президент считает, что арбитражным судом вынесено крайне важное «прецедентное решение для всей системы торгово-промышленных палат».

«Оно с одной стороны, показывает, что отказ торгово-промышленной палаты в выдаче сертификата или заключения об обстоятельствах непреодолимой силы не является окончательным, а с другой — подчеркивает важный международно-правовой статус сертификата о форс-мажоре, выдаваемого палатой.

Признавая законность его выдачи, стороны контракта тем самым избегают необходимости доказывать обстоятельства форс-мажора в многочисленных и затратных судебных и арбитражных разбирательствах», — добавил он.

Торгово-Промышленная Палата и разрешительные документы

Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) является результатом добровольного объединения российских предпринимателей. Целью такого союза является защита и лоббирование (т.е.

пробивание) интересов российского бизнеса на всех уровнях общества. ТПП РФ – некоммерческая и негосударственная организация.

Основой ее является членство организаций (коммерческих и некоммерческих) и индивидуальных предпринимателей России.

Функционирует ТПП на основе ФЗ «О торгово-промышленных палатах в РФ», принятого в 1993 году, и Устава объединения. Стать членом ТПП можно только на добровольной основе. ТПП имеет 74 региональных представительства в России и множественные представительства за рубежом.

ФЗ предусматривает исполнение данной структурой, в том числе, следующих государственных функций:

  • оформление разрешительных документов ТПП и удостоверение сертификатов происхождения путем сертификационной экспертизы;
  • проведение технических экспертиз;
  • экспертные заключения в области товарной продукции (о рыночных ценах, о нахождении товара в употреблении до пересечения им границы РФ, о содержании спирта и другие) – иначе товарная экспертиза;
  • удостоверение фитосанитарных, ветеринарных и гигиенических сертификатов для внешнеэкономической деятельности;
  • удостоверение фос-мажорных обстоятельств иначе — свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы.

Разрешительные документы ТПП, подтверждающие страну происхождения

Такой сертификат требуется таможенными органами импортирующей страны.

Цель оформления сертификатов происхождения — осуществление нетарифных и тарифных мер регулирования ввоза и вывоза товара на таможенную территорию.

Например, путем начисления соответствующей ставки импортной пошлины и применения льгот на данный вид товара в случае предоставления товарам в стране импортере режима преференций.

В настоящее время в качестве разрешительных документов ТПП России применяется три вида сертификатов происхождения продукции:

  • сертификаты формы СТ-1 на продукцию, экспортируемую в страны СНГ;
  • сертификаты происхождения продукции, выписанные по форме «А» (обозначают Генеральную систему преференций);
  • сертификаты общей формы. Они могут быть оформлены как на английском, так и на русском языках. Могут быть выданы в качестве разрешительных документов ТПП на экспортируемые российские товары, во все страны, кроме стран СНГ, в случаях, когда не требуется оформления других специальных сертификатов происхождения.

Разрешительные документы ТПП предусматривают возможность оформления специальных форм сертификатов происхождения при экспорте в страны Европейского Сообщества следующих видов российской продукции:

  • на некоторые изделия из стали;
  • на некоторые изделия из пушнины.

Данная государственная функция законодательно закреплена за территориальными торгово-промышленными палатами и ТПП России Федеральным Законом «О торгово-промышленных палатах в РФ». Порядок выдачи разрешительных документов ТПП регулируется рядом постановлений правительства РФ, направленных на регулирование в данной сфере деятельности Торгово-Промышленных Палат России.

Получить разрешительные документы ТПП форм А и СТ-1 достаточно сложно, т.к. они связаны с предоставлением серьезных таможенных льгот.

Для этого требуется, в том числе, предоставление всех документов, подтверждающих, что затраты связанные с производством продукции со стороны российского изготовителя составляют не менее 50 % от общего объема себестоимости продукции.

Включая товаротранспортные накладные на импортное сырье и комплектующие, использованные при производстве экспортируемого товара. В том числе, должны быть предоставлены подробные расчеты стоимости со стороны производителя с указанием зарубежной части затрат.

Экспертизы ТПП

Виды экспертиз могут классифицироваться в зависимости от их целевого применения:

  • контрактные ( по условиям договора);
  • потребительская (товарная) — экспертиза товаров народного потребления необходима при возникновении разногласий между продавцом и покупателем;
  • таможенная;
  • судебная экспертиза;
  • страховая экспертиза необходима при наступлении страхового случая;
  • банковская экспертиза при оформлении продукции под залог, в лизинг.

Экспертное заключение ТПП о спиртосодержании

Выдача такого разрешительного документа ТПП регламентировано Постановлением Правительства РФ № 967, выпущенным в 1999 году, и имеющим название «Об обороте и производстве парфюмерно-косметической продукции и спиртосодержащих лекарственных средств».

Часто требуется получить протокол испытаний на спиртосодержащие продукции, который является собой официальным заключением по результатам испытаний о содержании спирта в качестве одного из ингредиентов. Результатом экспертизы является разрешительный документ ТПП – экспертное заключение о содержании спирта в продукции.

Экспертное заключение о рыночных ценах на товары (работы, услуги)

ТПП по запросу осуществляет подготовку экспертных заключений о цене на конкретную номенклатуру за определенный период. Возможна подготовка такой информации по мировым рынкам или различным регионам.

Экспертное заключение используется при определении таможенной стоимости товара, при расчете налогооблагаемой базы, проведении тендеров и аукционов, при судебных разбирательствах, для внутренней отчетности между структурными подразделениями предприятия организацией, в целях анализа.

Правовой статус экспертных заключений ТПП подтверждается ФЗ «О торгово-промышленных палатах». Сведения, представленные ТПП, считаются источником официальной информации.

Пример: так часто требуется Экспертное заключение ТПП о стоимости товаров, бывших в употреблении (б/у), которые пересекают границу.

На основе Письма Федеральной Таможенной Службы России N 06-73/44906 «О перечне товаров, для которых необходимо подтверждение проведения обязательной сертификации» возможен ввоз на территорию РФ продукции без проведения оценки соответствии, при наличии заключения экспертов Торгово-промышленной палаты РФ о том, что товар был уже в употреблении.

Этот факт подтверждает наличие экспертного заключения, составленного Торгово-промышленной Палатой РФ (ТПП) о том, что данный товар относится к категории бывших в употреблении (Б/У). В этом случае при пересечении границы на товар не потребуется сертификат соответствия, если данная продукция включена в перечень обязательных товаров для подтверждения оценки соответствия.

Читайте также:  Глава 10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью

Минпромторг :: Общая информация

Заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (далее — заключение) выдается Минпромторгом России в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (далее — Правила, постановление № 719).

Постановлением № 719 установлено, что критериями подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации являются:

1 Критерий: Наличие специального инвестиционного контракта, заключенного инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием в целях создания, и (или) модернизации, и (или) освоения производства промышленной продукции и содержащего обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению (со дня начала производства промышленной продукции инвестором и (или) привлеченным инвестором лицом, но не позднее чем по истечении 3 лет с указанной даты) требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению, предусмотренных для промышленной продукции соответствующего вида, а в случае отсутствия такой продукции в указанном приложении — согласно приложению 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (за исключением случаев определения актом Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111.3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стороны — инвестора специального инвестиционного контракта или привлеченного такой стороной-инвестором иного лица, осуществляющих создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, единственным поставщиком указанного товара);

Справочно: с информацией о специальных инвестиционных контрактах можно ознакомиться по ссылке

2 Критерий: Наличие акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предусмотренным приложением к постановлению № 719 (далее — акт экспертизы ТПП РФ).

3 Критерий: Наличие сертификата о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства — участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., в случае отсутствия производимой промышленной продукции в приложении к постановлению № 719 (далее — СТ-1).

Справочно:Приложение к постановлению № 719 содержит требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведённой в Российской Федерации. К настоящему времени требования установлены более чем к 600 наименованиям продукции.

В отношении продукции не включенной в приложение к постановлению № 719 применяются требования, установленные приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.

В целях получения заключения необходимо представить в Минпромторг России заявление о выдаче заключения, подписанное руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, либо иным уполномоченным представителем заявителя.

В заявлении о выдаче заключения обязательно должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктом 3 Правил

  • 1. Заявитель (наименование заявителя — юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя — ИП)
  • 2. ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) ОГРН (ОГРНИП) (основной государственный регистрационный номер — для юридического лица, основной государственный номер индивидуального предпринимателя — для ИП)
  • 3. Адрес местонахождения (для юридического лица (адрес регистрации по месту пребывания либо по месту жительства для ИП)
  • 4. Адрес местонахождения производственных помещений, в которых осуществляется деятельность по производству промышленной продукции

5.

Наименование производимой промышленной продукции (должно быть указано наименование промышленной продукции, марка, модель, любое обозначение, позволяющее идентифицировать продукцию. Целесообразно указать наименование продукции в соответствии с техническими условиями организации либо иным техническим нормативным документом организации)

  1. код ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
  2. код ТН ВЭД ЕАЭС (Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза)
  3. 6. Наименование, номер и дата утверждения одного из документов заявителя (технические условия, стандарт организации, технологический регламент), содержащих требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к производимой промышленной продукции, либо номер одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси)
  4. 7. Сведения о наличии одного из документов:
  5. а) специального инвестиционного контракта (реквизиты, когда и с кем заключен);
  6. б) акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (кем и когда выдан, номер);

в) сертификата о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства — участника Соглашения, в случае отсутствия производимой промышленной продукции в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (кем и когда выдан, номер).

В случае, если заявление о выдаче заключения подписывается не руководителем, а иным уполномоченным представителем заявителя к заявлению должен быть приложен документ (доверенность), предоставляющий полномочия на подписание заявления.

Перечень прилагаемых к заявлению о выдаче заключения документов установлен пунктом 5 Правил:

  • а) копии учредительных документов — для юридического лица;
  • б) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;
  • в) или копии специального инвестиционного контракта;
  • Справочно: В случае наличия заключенного специального инвестиционного контракта
  • или копия акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предусмотренным приложением к постановлению № 719;
  • Справочно: В случае наличия акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
  • или копия сертификата о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства — участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.;
  • Справочно: В случае наличия сертификата о происхождении товара (продукции).
  • г) справка, содержащая информацию: – о параметрах промышленной продукции, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения , качественных характеристик (например: параметры надежности, эргономичности, энергетической эффективности, технологичности, безопасности, экологические, производственные, эксплуатационные параметры, метрологические характеристики и иные параметры промышленной продукции)
  • Справочно: Справка составляется заявителем в произвольной форме.
  • д) копия документа, содержащего требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к производимой промышленной продукции (технические условия, стандарт организации, технологический регламент либо номер одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси))
  • Справочно: Представляется документ, указанный в пункте 6 заявления о выдаче заключения
  • е) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, в которых осуществляется деятельность по производству промышленной продукции, в течение срока действия заключения
  • Справочно: Представляется документ на производственные помещения, адрес которых указан в пункте 4 заявления о выдаче заключения

Обращаем внимание

В перечне документов, предусмотренных Правилами указаны акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии производимой промышленной продукции требованиям приложения к постановлению № 719 (далее — акт экспертизы) и сертификат о происхождении товара (продукции) по форме СТ-1 (далее — сертификат СТ-1).

В случае, если требования к продукции, производимой организацией, установлены в приложении к постановлению № 719, на продукцию должен быть получен акт экспертизы. Если в приложении к постановлению № 719 продукция, производимая организацией, отсутствует, на продукцию должен быть получен сертификат СТ-1.

Акт экспертизы и сертификат СТ-1 можно получить в территориальных торгово-промышленных палатах Российской Федерации по месту нахождения производственных площадей организации (https://tpprf.ru/ru/ttpp/).

Перечень ТПП РФ уполномоченных на выдачу актов экспертиз и СТ-1 утвержден приказом ТПП РФ от 28 декабря 2017 г. № 95

    1. Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Центральный федеральный округ

    1. Союз «Курская торгово-промышленная палата»
    2. Союз «Торгово-промышленная палата Калужской области»
    3. Союз «Липецкая торгово-промышленная палата»
    4. Союз «Московская торгово-промышленная палата»
    5. Союз «Рязанская торгово-промышленная палата»
    6. Союз «Торгово-промышленная палата Владимирской области»
    7. Союз «Торгово-промышленная палата Воронежской области»
    8. Союз «Торгово-промышленная палата Ивановской области»
    9. Союз «Торгово-промышленная палата Московской области»
    10. Союз «Тверская торгово-промышленная палата»
    11. Союз «Тульская торгово-промышленная палата»
    12. Союз «Торгово-промышленная палата Ярославской области»

Северо-Западный федеральный округ

    1. Союз «Калининградская торгово-промышленная палата»
    2. Союз «Ленинградская областная торгово-промышленная палата»
    3. Союз «Новгородская торгово-промышленная палата»
    4. Союз «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата»
    5. Союз «Торгово-промышленная палата Псковской области»

Южный федеральный округ

    1. Союз «Севастопольская торгово-промышленная палата»
    2. Союз «Волгоградская торгово-промышленная палата»
    3. Союз «Торгово-промышленная палата Краснодарского края»
    4. Союз «Торгово-промышленная палата Ростовской области»

Приволжский федеральный округ

    1. Союз «Вятская торгово-промышленная палата»
    2. Союз «Пензенская областная торгово-промышленная палата»
    3. Союз «Пермская торгово-промышленная палата»
    4. Союз «Торгово-промышленная палата Нижегородской области»
    5. Союз «Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан»
    6. Союз «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан»
    7. Союз «Торгово-промышленная палата Самарской области»
    8. Союз «Торгово-промышленная палата Саратовской области»
    9. Союз «Торгово-промышленная палата Чувашской Республики»
    10. Союз «Удмуртская торгово-промышленная палата»
    11. Союз «Ульяновская областная торгово-промышленная палата»

Уральский федеральный округ

    1. Уральская торгово-промышленная палата (союз)
    2. Южно-Уральская торгово-промышленная палата

Сибирский федеральный округ

    1. Союз «Алтайская торгово-промышленная палата»
    2. Союз «Новосибирская торгово-промышленная палата»
    3. Союз «Омская торгово-промышленная палата»
    4. Союз «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири»
    5. Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата»

Дальневосточный федеральный округ

  1. Союз «Приморская торгово-промышленная палата»

Общая информация

Заявление о выдаче заключения подается в Минпромторг России по адресу: 125039, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2

Время работы экспедиции Минпромторга России :

Пн-Чт: с 9.00 до 17.00, Пт: с 9.00 до 15.45, без перерыва на обед

Тел.: 8 (495) 539-21-66

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]