Статья 29. Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств

30 апреля 2020 года Правительство Российской Федерации приняло два постановления (далее – «Постановления»), которыми были введены запреты и ограничения на допуск иностранных промышленных товаров в целях осуществления госзакупок, а также закупок для нужд обороны страны и безопасности государства:

  • Постановление № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (далее – «Постановление № 616»),

и

  • Постановление № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Постановление № 617»).

Статья 29. Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств

Оба Постановления уточняют порядок применения национального режима при осуществлении закупок, предусмотренного статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В частности, Постановление № 616 устанавливает запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, согласно приведенному в приложении перечню.

Указанный перечень содержит 125 товаров, включающих мебель, транспортные средства, машины и оборудование, инструменты, приборы, бумагу и картон, обувь и одежду.

Данный перечень заменяет собой ранее существовавшие перечни, утвержденные постановлениями Правительства РФ, в том числе, постановление № 791 (в отношении товаров легкой промышленности), № 1072 (в отношении товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности) и некоторые другие.

Вместе с тем, новый перечень не полностью повторяет ранее существовавшие отдельные перечни – часть товаров из него исключена (например, спортивное огнестрельное оружие, запчасти и патроны к нему), а также добавлены новые товары (в частности, бумага и картон).

  • Для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства Постановление № 616 устанавливает запрет на допуск в отношении всех иностранных промышленных товаров, а также работ и услуг, выполняемых иностранными лицами.
  • Установленные Постановлением № 616 запреты распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и / или лизинга.
  • При этом запреты Постановления № 616 не распространяются на:
  • иностранные товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
  • случаи отсутствия на территории РФ производства соответствующего промышленного товара (что может подтверждаться разрешением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а в отношении товаров, не включенных в перечень – заказчиком самостоятельно)
  • товары стоимостью не более 100,000 рублей, закупка которых в совокупности не превышает 1 миллиона рублей (за исключением отдельных товаров из перечня)
  • закупки, осуществляемые ФСБ РФ, ФСО РФ, СВР РФ, ОВР Минобороны РФ, и некоторыми иными госорганами Российской Федерации (за исключением закупок отдельных видов товаров при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 2 миллионов рублей)
  • некоторые иные случаи.

Для подтверждения того, что товар не подпадает под запрет, необходимо предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции (в отношении произведённых в РФ товаров) либо выписку из реестра евразийской промышленной продукции (для произведённых в ЕАЭС товаров). Ведение указанных реестров будет осуществляться Минпромторгом.

Постановление № 616 вступило в силу с 1 мая 2020 года, за исключением отдельных положений (запреты в отношении автомобилей и колесных транспортных средств вступают в силу с 1 июля 2020 года).

Что касается Постановления № 617, то указанным постановлением были введены ограничения допуска для иностранных промышленных товаров для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с приложенным к Постановлению перечнем, состоящим из 174 позиций.

Среди перечисленных в перечне товаров – канцелярские принадлежности, химические вещества, удобрения, радиаторы, конвекторы, насосы, строительные материалы и фурнитура, музыкальные инструменты, игры и игрушки, спортивный инвентарь и иные. Как и Постановление № 616, Постановление № 617 не распространяется на товары из стран-членов ЕАЭС.

В отношении содержащихся в перечне иностранных товаров вводится правило «третий лишний». Указанное правило означает, что если для участия в государственной / муниципальной закупке подано не менее двух заявок с товарами, происходящими из РФ или стран ЕАЭС, то заказчик обязан отклонить все заявки, относящиеся к закупке иностранных товаров.

В качестве документа-подтверждения страны происхождения промышленного товара предоставляется:

  • информация от участника закупки о том, что товар находится в реестре российской промышленной продукции (ведение которого осуществляет Минпромторг), с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации (если применимо),

либо

  • сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом государства – члена ЕАЭС по форме СТ-1.

Постановление № 617 вступило в силу с 1 мая 2020 года; оно не применяется к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок и приглашения принять участие в которых были направлены до указанной даты.

Статья 29. Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств

Статья 29. Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств

Статья 29. Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости и извещения о событиях и отраслевые отчеты Industry Insights на свою почту.

Национальный режим

При закупках по закону № 44-ФЗ работает национальный режим. Требование о соблюдении национального режима прописано в статье 14 закона № 44-ФЗ и нормативно-правовых актах, принятых в соответствии с этой статьей.

Механизмы работы национального режима были описаны в предыдущих статьях «Национальный режим в контрактной системе»,  «Ограничение допуска товаров», «Условия допуска товаров в Контрактной системе».

Напомню, что в рамках национального режима  действуют три основных механизма:

  • запрет на допуск;
  • ограничения допуска;
  • особые условия допуска.

По применению данных механизмов  национальный режим в рамках 14 статьи содержал 10 постановлений Правительства по разным видам товаров, работ, услуг.

C 1 мая 2020 года Правительство установило дополнительные ограничения допуска на закупки отдельных видов иностранных промышленных товаров, а также утвердило новый перечень иностранных товаров с запретом на допуск.

Некоторые из ранее действующих постановлений утратили силу.

Утратили силу следующие постановления:

Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 – легкая промышленность;

Постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 – для нужд обороны страны и безопасности государства;

Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2011 г. №1119 –спортивное  огнестрельное оружие с нарезным стволом, патроны и боеприпасы

Постановление Правительства РФ от 07 марта 2019г. № 239 – товары  станкоинструментальной промышленности для нужд обороны и безопасности государства.

  • На сегодняшний день  национальный режим содержит следующие нормативно правовые акты
  • Запрет на допуск

С 1 мая 2020 года, в рамках национального режима, постановлением Правительства от 30.04.2020 № 616 установлен единый перечень для закупок промышленных товаров, в том числе для нужд обороны и безопасности страны.  В данный перечень  включены:

товары легкой промышленности

Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств

В
соответствии с законодательством о
налогах и сборах не допускается
устанавливать дифференцированные
ставки налогов и сборов (за исключением
ввозных таможенных пошлин) в зависимости
от страны происхождения товаров.

Технические,
фармакологические, санитарные,
ветеринарные, фитосанитарные и
экологические требования, а также
требования обязательного подтверждения
соответствия применяются к товарам,
происходящим из иностранного государства,
таким же образом, каким они применяются
к аналогичным товарам российского
происхождения.

Товарам,
происходящим из иностранного государства
или групп иностранных государств,
предоставляется режим не менее
благоприятный, чем режим, предоставляемый
аналогичным товарам российского
происхождения или непосредственно
конкурирующим товарам российского
происхождения в отношении продажи,
предложения к продаже, покупки, перевозки,
распределения или использования на
внутреннем рынке Российской Федерации.
Данное положение не препятствует
применению дифференцированных платежей,
связанных с перевозкой и основанных
исключительно на стоимости эксплуатации
транспортных средств, а не на происхождении
товара.

Товарам,
происходящим из иностранного государства
или групп иностранных государств,
которые не имеют международных договоров
с Российской Федерацией о предоставлении
товарам российского происхождения
режима, предусмотренного частями 2 и 3
настоящей статьи, в соответствии с
законодательством Российской Федерации
может предоставляться иной режим
регулирования.

Положения
настоящей статьи не применяются к
поставкам товаров для государственных
или муниципальных нужд.

Особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности

Приграничная
торговля

Приграничная
торговля осуществляется, как правило,
на основе международного договора
Российской Федерации с сопредельным
иностранным государством или группой
сопредельных иностранных государств,
предусматривающего предоставление
особого благоприятного режима
внешнеторговой деятельности в отношении
внешней торговли товарами и услугами,
осуществляемой исключительно для
удовлетворения местных потребностей
в товарах и услугах, произведенных в
пределах соответствующих приграничных
территорий и предназначенных для
потребления физическими лицами, имеющими
постоянное место жительства на этих
территориях, и юридическими лицами,
имеющими место нахождения на этих
территориях. При этом указанный особый
благоприятный режим не распространяется
на другие иностранные государства или
группы иностранных государств, с которыми
у Российской Федерации заключены
международные договоры, предусматривающие
предоставление режима не менее
благоприятного, чем режим, предоставленный
любому другому иностранному государству.

  • Приграничная
    торговля может осуществляться между
    российскими лицами, имеющими постоянное
    место нахождения (место жительства) на
    приграничной территории Российской
    Федерации, и иностранными лицами,
    имеющими постоянное место нахождения
    (место жительства) на соответствующей
    приграничной территории, определенной
    в международном договоре Российской
    Федерации с сопредельным иностранным
    государством, исключительно для
    удовлетворения местных нужд в товарах
    и услугах, произведенных в пределах
    соответствующих приграничных территорий
    и предназначенных для потребления в
    пределах соответствующих приграничных
    территорий.
  • Порядок
    осуществления приграничной торговли
    и соответствующие приграничные
    территории, на которых устанавливаются
    особые режимы осуществления внешнеторговой
    деятельности, определяются Правительством
    Российской Федерации в соответствии с
    международными договорами Российской
    Федерации с сопредельными иностранными
    государствами и федеральными законами.
  • Особые
    экономические зоны
  • Особый
    режим хозяйственной, в том числе
    внешнеторговой, деятельности на
    территориях особых экономических зон
    устанавливается Федеральным законом
    «Об особых экономических зонах в
    Российской Федерации».
Читайте также:  Статья 14. Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций

Вопрос
№86. Правовое положение субъектов ВЭД.
Разрешение споров между участниками
ВЭД.

  1. Субъектами
    ВЭД являются государственные органы,
    осуществляющие ее регулирование, а
    также хозяйствующие субъекты, которые
    ведут такую деятельность.
  2. Государственное
    регулирование ВЭД в РФ осуществляют:
  3. Президент:
  4. определяет
    основные направления торговой политики
    в РФ;
  5. -определяет
    порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ
    драгметаллов и драгоценных камней;
  6. -устанавливает
    запреты и ограничения внешней торговли
    товарами, услугами и интеллектуальной
    собственностью.
  7. Правительство:
  8. обеспечивает
    проведение в РФ единой торговой политики
    и осуществляет меры по ее реализации;
  9. -применяет
    специальные защитные меры, антидемпинговые
    меры при осуществлении внешней торговли
    товарами;
  10. -устанавливает
    ставки таможенного тарифа;
  11. -вводит
    количественные ограничения экспорта
    и импорта товаров;
  12. -определяет
    порядок лицензирования в сфере внешней
    торговли товарами.
  13. Министерство
    экономического развития:
  14. Является
    федеральным органом исполнительной
    власти, осуществляющим функции по
    выработке государственной политики и
    нормативно-правовому регулированию в
    сфере анализа и прогнозирования
    социально-экономического развития,
    развития предпринимательской деятельности,
    внешнеэкономической деятельности (за
    исключением внешней торговли), создания
    и функционирования особых экономических
    зон.
  15. Министерство
    промышленности и торговли:

Является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере промышленного и оборонно-промышленного
комплексов, развития авиационной
техники, внешней и внутренней торговли.
Осуществляет функции по поддержке
экспорта промышленной продукции,
обеспечения доступа на рынки товаров
и услуг.

  • Федеральная
    таможенная служба:
  • Является
    уполномоченным федеральным органом
    исполнительной власти, осуществляющим
    функции по выработке государственной
    политики и нормативному правовому
    регулированию, контролю и надзору в
    области таможенного дела, а также функции
    агента валютного контроля.
  • Федеральная
    служба по военно-техническому
    сотрудничеству:
  • Является
    федеральным органом исполнительной
    власти, осуществляющим функции по
    контролю и надзору в области
    военно-технического сотрудничества РФ
    с иностранными государствами.

Непосредственными
участниками ВЭД являются хозяйствующие
субъекты:
российские
и иностранные физические и юридические
лица, имеющие право осуществлять
предпринимательскую, в том числе
внешнеэкономическую, деятельность.
Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации и муниципальные образования
осуществляют внешнеторговую деятельность
только в случаях, установленных
федеральными законами.

Право
на осуществление ВЭД в отношении
продукции военного назначения
приобретается после получения
свидетельства и занесения в реестр,
который ведется ФСВТС России.

Особенности национального режима при закупках компаний с государственным участием

  • 6 августа 2019 г.
  • Младший юрист Юридической фирмы «BRACE»
  • Ольга Гусева
  • С учетом политической ситуации и активным введением ЕС и Россией санкций, вопрос применения национального режима в закупках становится особенно актуальным.
  • Национальный режим представляет собой определенные правила, которые применяются в отношении:

• продукции, происходящей из иностранного государства или группы иностранных государств в процессе проведения закупок отдельными видами юридических лиц, указанными в Федеральном законе от 18.07.

2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ);

  1. • работ и услуг, которые выполняются (оказываются) иностранными лицами при осуществлении заказчиками закупок;
  2. • на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, указанных международными договорами Российской Федерации.
  3. Национальный режим применяется в целях развития внутренней экономики страны, формирования наиболее выгодных условий для российских производителей.
  4. Страна происхождения товара, как правило, подтверждается следующими документами:
  5. • сертификат, который выдается соответствующим органом страны происхождения продукции;
  6. • заключение о происхождении – выдается Минпромторгом России;
  7. • декларация – составляется в свободной форме;
  8. • акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

• копия специального инвестиционного контракта, согласно которому юридическое лицо инвестирует в производство товара в стране не менее 3 млрд. рублей и более, и товар закупается без конкурса.

В частности, согласно пункту 2 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Ниже рассмотрим особенности применения национального режима в рамках Закона № 223-ФЗ.

Применение национального режима по 223-ФЗ

Применение национального режима в рамках Закона № 223-ФЗ регламентировано постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г.

№ 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925).

Целью Постановления № 925 является предоставление преимущества для товаров, работ, услуг отечественного производителя. Процедурами закупки, при которых Постановление № 925 реализуется, являются конкурс, аукцион и иные способы закупки. Исключение составляют закупки у единственного поставщика.

В п. 8 Постановления № 925 содержится норма, согласно которой приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014.

При этом само Постановление № 925 не содержит указаний, при каких условиях должно применяться указанное в п. 8 Постановления Генеральное соглашение по тарифам и торговле и Договор о Евразийском экономическом союзе.

В Приложении № 25 к Договору о создании ЕАЭС содержится определение национального режима.

Под ним следует понимать режим, предусматривающий, что каждое государство-член ЕАЭС для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств-членов и поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги.

Таким образом, с точки зрения самого Договора о ЕАЭС, Российская Федерация как его участник обязана установить национальный режим в закупках и для товаров, происходящих с территории государств-членов ЕАЭС.

Судебная практика на данный счет достаточно разнообразна. Приведем несколько примеров.

Так, в целях исполнения требований пункта 8 Постановления № 925 в документацию о закупке было включено условие о том, что приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами устанавливается с учетом положений ГААТ 1994 г. и Договора о ЕАЭС. В состав ГАТТ 1994 г.

входит Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г.

Принимая во внимание то, что предметом закупки являлось право заключения договора на изготовление и поставку оборудования, что ГАТТ прямо предусмотрено предоставление одинаково благоприятного режима предложений было предложено оборудование, странами происхождения которого являются Российская Федерация и государство-участник ВТО – Китайская Народная Республика, закупочной комиссией приоритет согласно Постановлению Правительства № 925 никому из участников предоставлен не был1. То есть в данном случае УФАС посчитало, что иностранные товары приравниваются к российским товарам.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России, устанавливая, что только товарам, страной происхождения которых является государство-член ЕАЭС, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами, зарегистрированными на территории государства-члена ЕАЭС, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами2.

Существует также аналогичное судебное решение, которым установлено, что в соответствии с п. 1 ст. 1 ГААТ 1947 г.

любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставление любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территории всех других Договаривающихся Сторон. Согласно ГААТ 1947 г. КНР является по соглашению договаривающейся стороной. Учитывая изложенное, преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляются также в части товаров, производимых на территории КНР. Таким образом, УФАС в данном решении подтвердил, что товары из КНР в рамках Постановления № 925 приравниваются к российским товарам3.

Однако, ранее имели место и противоположные решения. Например, в одном из решений контрольным органом было установлено, что поскольку аутентичное толкование и иное легальное толкование Постановления № 925 на сегодняшний момент отсутствует, правоприменитель должен опираться на текст Постановления № 925 в той редакции, в какой постановление действует.

Исходя из буквального толкования пункта 8 Постановления № 925, приоритет должен предоставляться ТРУ исключительно российского происхождения.

Последствием некорректного толкования данного постановления является предоставление приоритета странам-участникам ВТО и ЕАЭС.

С учетом того, что в ВТО на сегодняшний день входит порядка 164 государств, применение Постановления № 925 в таком случае вряд ли станет действенным механизмом импортозамещения, поскольку утрачивается изначально установленный смысл приоритетности товаров российского происхождения.

Возможными последствиями некорректного толкования данного Постановления является предоставление приоритета не только Российской Федерации, но и еще 170 странам-участникам ВТО (США, Япония, Украина Швеция, Франция, Гамбия, Лаос и др.). Постановление № 925 в таком случае потеряет свой политико-правовой смысл и экономический эффект4.

Читайте также:  Глава iv. права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы, общественная экологическая экспертиза

В соответствии с Постановлением № 925 к победителю применяется 15%-ный понижающий коэффициент в случае, если закупка проводилась путем конкурса или в виде иной процедуры, при которой победитель определялся на основе стоимостных критериев и сопоставлением заявок, соответствующим документации. При этом заявка должна содержать российские товары, либо выполняться российским лицом. При выполнении данных условий контракт заключается по цене участника-победителя, предложившего наиболее низкую цену.

Контракт заключается с победителем по сниженной на 15 % цене в том случае, если процедура проводилась путем аукциона или способом понижения цены на «шаг». А также, если в заявке указан иностранный товар, либо услуга, оказываемая иностранным лицом.

Если при данных условиях цена контракта снижается до нуля и проводится на право заключения договора, то договор заключается с победителем по стоимости выше на 15 % от предложенной им.

В Постановлении № 925 не приводится перечень товаров, работ, услуг, к которым применяются запреты, ограничения и условия к допуску. Поэтому национальный режим по Закону № 223-ФЗ имеет огромную сферу действия.

В случаях, когда на участие в электронном аукционе подано несколько заявок и от российских поставщиков, и от иностранных, но российские заявки в ходе торгов были отклонены, то заказчик должен снизить цену договора иностранному поставщику.

На практике достаточно часто встречаются смешанные заявки, которые также регулируются правилами, установленными Постановлением № 925.

В таких ситуациях необходимо определить стоимостное соотношение товаров российского происхождения, работ и услуг, осуществляемых российскими лицами, и товаров иностранного происхождения, работ и услуг, осуществляемых иностранными лицами, а так же, исходя из способа закупки, правильно применить Постановление №925.

  • В случае, если при проведении конкурса или аналога конкурса, в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг снижение цены при расчете по критериям не применяется.
  • Получается, если в конкурсе участвует смешанная заявка, в которой товаров, работ или услуг (далее – ТРУ) российского происхождения менее 50%, то снижение цены при расчете по критериям не применяется.
  • На аукционе или аналоге аукциона, если в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг, то снижение цены договора не применяется.
  • Таким образом, если в аукционе участвует смешанная заявка, в которой ТРУ российского происхождения более 50%, то снижение цены договора не применяется.

При размещении закупок важно учитывать, что определенного перечня ТРУ по данному Постановлению № 925 не предусмотрено, в отличие от закупок по Федеральному закону от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентированных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г.

№ 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это, в свою очередь, означает, что действие Постановления № 925 распространяется на все виды товаров, работ и услуг.

Действие Постановления № 925 также распространяется на все способы закупки согласно положению о закупках, а исключением являются закупки у единственного поставщика. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.12.

2017 №505-ФЗ, разделивший закупки по Закону № 223-ФЗ на конкурентные и неконкурентные, не увеличило количество исключений из действия Постановления № 925. Все конкурентные и неконкурентные закупки, кроме закупок у единственного поставщика, должны проводиться в соответствии с Постановлением № 925.

  1. Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
  2. • путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
  3. • иными способами, установленными положением о закупке.
  4. В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
  5. 1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
  6. а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
  7. б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
  8. 2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
  9. 3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением установленных Законом № 223-ФЗ требований.
  10. Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям осуществления конкурентной закупки, указанным выше.

Механизмы применения Постановления № 925

Исходя из количества возможных способов проведения закупок были разработаны два механизма применения Постановления № 925.

Первый механизм регламентирует проведение конкурса или аналога конкурса (запрос котировок и запрос предложений), когда выбор победителя осуществляется по одному (наименьшая цена) или нескольким критериям (оценка и сопоставление), указанным в заявке на участие.

Второй механизм применения Постановления № 925 предполагает ситуацию, когда установлен размер шага, на который может изменяться НМЦК. Согласно указанному механизму в случаях, когда в заявке победителя нет предложения ТРУ российского происхождения может быть заключен договор с победителем по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора.

  • Таким образом, в положении и документации необходимо описать:
  • • критерии оценки (снижение цены на 15 %);
  • • заключение договора (снижение/увеличение цены на 15 %);
  • • условие отнесения участника закупки к российским/иностранным лицам;
  • • когда приоритет ТРУ не предоставляется;
  • • требования к составу заявки на участие в закупке;
  • • порядок рассмотрения заявок (не может быть отказа в допуске из- за отсутствия страны происхождения);
  • • порядок заключения договора (страна из заявки);
  • • порядок изменения договора (замена страны).
  • Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ использовать Постановление № 925 необходимо всегда, а также с учетом ГАТТ 1994 года и Договора о ЕАЭС и практики УФАС.

Применяя Постановление № 925 на практике важно установить границы его применения. Постановление № 925 вступило в силу с 01.01.2017 и не распространяется на закупки, извещения, о проведении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие, в которых направлены до дня вступления в силу Постановления.

Таким образом, можно сделать вывод, что национальный режим направлен на развитие экономического благосостояния нашей страны и на поддержку российского товаропроизводителя и создание ему экономически выгодных условий участия в закупках.

________________________

1 Решение УФАС по городу Москве от 9 ноября 2018 г. № 1-00-1848/77.

Национальный режим при осуществлении закупок (Баланцев Е.В.)

Дата размещения статьи: 24.10.2017

При осуществлении заказчиками закупок к товарам (работам, услугам), происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, применяется национальный режим на условиях, равных с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).

Общие положения

При осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе (далее — Закон N 44-ФЗ) участники закупки могут предлагать к поставке (выполнению, оказанию):- товары, происходящие из иностранных государств;- работы, услуги, соответственно выполняемые, оказываемые иностранными лицами.

  • Регламентация участия в закупках иностранных товаров (работ, услуг) осуществляется путем установления запретов, ограничений, условий допуска таких товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
  • Национальный режим

В настоящее время в соответствии с пунктом 30 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение N 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕвразЭС), подписанному в г. Астане 29.05.

2014) национальный режим в сфере закупок применяется в отношении товаров (работ и услуг), происходящих с территорий других государств — членов ЕвразЭС, а также в отношении потенциальных поставщиков и поставщиков других государств — членов ЕвразЭС, предлагающих такие товары, работы и услуги.

В соответствии с пунктом 2 указанного Протокола национальный режим — это режим, предусматривающий, что каждое государство — член ЕвразЭС для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств — членов ЕвразЭС и поставщикам государств — членов ЕвразЭС, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги.

Это означает, что для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации товары (работы, услуги), происходящие из стран — членов ЕвразЭС, приравниваются к товарам (работам, услугам) российского происхождения. При этом установленные запреты, ограничения, условия допуска к таким товарам, работам, услугам не применяются.

Допуски и запреты

Читайте также:  Статья 6. обязательность судебных постановлений

Национальный режим по Закону № 44-ФЗ: практика применения

По применению национального режима в соответствии с Законом № 44-ФЗ на практике возникает немало вопросов. С этой статье будет рассмотрен ряд вопросов, к примеру, где получить сертификат СТ-1?

По применению национального режима в соответствии с Законом № 44-ФЗ на практике возникает немало вопросов, к примеру: как подтвердить российское происхождение определенных товаров? Где получить сертификат формы СТ-1? Что делать в случае, если заявка содержит российский и иностранный товар?

Каким образом узнать, что в государственной закупке действует национальный режим?

Если на какой-либо товар распространяется нацрежим, то в плане-графике государственный заказчик должен указать требование, а в закупочных документах отразить:

  • ссылку на правительственное постановление, на основании которого действует национальный режим;
  • условие, касающееся того, что в заявке участником указывается цена за единицу по каждой позиции, и участник является ответственным за предоставление недостоверной информации о стране, где товар был произведен;
  • какими документами участник имеет возможность подтвердить, что место происхождения товара – одна из стран ЕАЭС.

Какими документами можно подтвердить страну происхождения товара?

Какой документ необходимо приложить к заявке, определяется видом продукции. Это может быть:

  • акт экспертизы ТПП (срок его действия составляет один год);
  • декларация о стране происхождения (в свободной форме);
  • сертификат по форме СТ-1, который выдан на основании акта экспертизы либо по заявлению поставщика: годовой (на лекарства), трехмесячный либо разовый;
  • СПИК, или копия специального инвестиционного контракта (если юридическое лицо инвестирует более 3 млрд. рублей в производство товара в России, а государство производит его закупку без проведения конкурса).
  • При закупках ряда товаров Правительство РФ указывает, какими документами участник закупки имеет право подтвердить страну происхождения.
  • К примеру, при проведении закупок радиоэлектронной продукции:
  • При проведении закупок товаров машиностроения или мебели:
  • актом экспертизы ТПП;
  • СПИК;
  • сертификатом по форме СТ-1.
  1. При проведении закупок медицинских изделий, для которых имеются ограничения допуска, – сертификатом по форме СТ-1.
  2. При проведении закупок продуктов – декларацией о стране, где был произведен товар (в свободной форме), а также стране его происхождения.
  3. При проведении закупок товаров легкой промышленности – декларацией страны происхождения товаров, а также материалов и полуфабрикатов, которые были использованы для производства товарной продукции.
  4. При проведении закупок программного обеспечения – названием ПО, а также декларацией о стране его происхождения (в свободной форме).

Если при проведении закупок не устанавливается обязательное требование о предоставлении сертификата по форме СТ-1, то участником самостоятельно определяется форма, являющаяся подтверждением страны производства. Это может быть сертификат по форме СТ-1, декларация либо другой вышеуказанный документ.

Продавец и изготовитель продукции могут в свободной форме самостоятельно составить декларацию о стране-производителе товара (приказ МЭР РФ № 155 от 25 марта 2014 г.). К примеру, есть возможность прикрепить к заявке таблицу со страной происхождения и товарами по каждой из позиций.

Название страны происхождения должно быть указано в полном соответствии с классификатором стран мира (например, в нем нет страны США – есть Соединенные Штаты Америки).

Из-за такого казалось бы безобидного сокращения заказчик может отклонить вашу заявку, и будет прав. Например, об этом указано в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.09.

2017 № Ф10-3317/2017 по делу № А54-7222/2016. 

Что может быть, если к заявке не будут приложены подтверждающие документы?

При наличии запрета на закупки иностранных товаров заявка без подтверждающих документов будет отклонена (к примеру, если вами поставляются товары легкой промышленности или мебель).

Если нет запрета на поставку иностранных товаров, однако для российских товаров действует ценовая преференция, заявка будет рассматриваться как иностранная. То есть, при проведении аукциона надо будет заключать госконтракт с ценой, которая на 15 процентов меньше от предложенной, в других же конкурентных закупках при оценке заявки участник не получит снижающего коэффициента к своей цене.

Если при проведении закупки есть правило «третий лишний», то заявка участника будет рассмотрена как заявка с товаром иностранного производства. Если на госзакупку пришли минимум два участника, подтвердившие российское происхождение товара, то заявка будет отклонена.

В сертификате по форме СТ-1 и декларации указаны разные данные: что будет?

В первой части заявки на участие в электронном аукционе поставщиком должна быть задекларирована страна происхождения, во второй – приложен сертификат по форме СТ-1 (если таковой необходим).

Рассматривая заявку на аукцион, заказчик должен сопоставить документы в двух ее частях: в первой части – страну происхождения, во второй – сертификат по форме СТ-1. Расхождение данных свидетельствует о том, что победителем были предоставлены недостоверные данные. В этом случае заявка будет отклонена как несоответствующая требованиям закупки.

Как заказчиком проверяется происхождение товара?

В случае если в заявке достаточно будет задекларировать страну происхождения товара, госзаказчик верит победителю «на слово»: прописывает в контракте указанную страну происхождения, а проверку документов проводит лишь при приемке товара. В случае если при закупке требуется сертификат по форме СТ-1, заказчики могут самостоятельно убедиться, что он подлинный. Факт выдачи сертификата можно проверить в реестре (на сайте ТПП).

Есть ли возможность задекларировать российский товар, поставив при этом китайский?

Если при проведении закупки действовал национальный режим, то товар заменять не допускается, даже если он имеет улучшенные характеристики. От такого товара заказчик обязан отказаться. Победитель должен будет расторгнуть контракт либо осуществить поставку товара российского происхождения.

Заказчик может пойти навстречу, но только по обоюдному согласию

При расторжении заказчиком госконтракта по суду или в одностороннем порядке на основании предоставления поставщиком недостоверной информации, касающейся соответствия своего товара установленным требованиям, он станет победителем торгов. В таком случае поставщику грозит потеря обеспечения контракта и включение в РНП.

Сертификат по форме СТ-1: как его получить?

Документ можно оформить в региональной ТПП (основанием служит акт экспертизы, выполненный сотрудниками этой же палаты). Этот акт действителен в течение одного года после его выдачи. Для получения сертификата участник торгов должен написать заявление в ТПП, приложив к нему:

  • правоустанавливающие документы (для физических лиц – паспорт, для юридических лиц – свидетельство о регистрации, а также постановке на учет);
  • годовой акт экспертизы (при его наличии).

Если акта не имеется, то чтобы получить СТ-1 необходимо представление:

  • лицензии о производстве товара;
  • сведений, подтверждающих возможность производить товар (в ТПП следует уточнить, какие именно сведения представлять).

В заявке часть товара иностранная, а часть российская: что будет?

Если существует запрет в отношении закупки иностранных товаров, то заявки с полностью либо частично иностранной продукцией будут отклонены. Если же действуют определенные ценовые преференции, действия заказчика будут зависеть от того, какова стоимость товара из ЕАЭС, указанная в заявке.

При аукционных торгах

Если стоимость товара, происходящего из ЕАЭС, составляет более 50 процентов от цены заявки, то у поставщика есть право на получение преференций, и при победе его цена не будет снижена на 15 процентов.

Если указанная в заявке победителя аукционных торгов стоимость товаров из государств, являющихся членами ЕАЭС, составляет менее 50 процентов от стоимости остальных товаров, то при победе общую цену госконтракта снизят на 15 процентов.

При проведении других конкурентных закупок

Если в запросе предложений, котировке либо конкурсе в своей заявке участник предлагает продукции из ЕАЭС более 50 процентов, он получит преференции, а к цене его заявки применяется понижающий коэффициент.

Отметим, что значение имеет не объем товара, а его цена. К примеру, 51 процент от объема заявки составляет соль иностранного производства, 49 процентов – сахар из стран ЕАЭС.

Но поскольку сахар дороже, то в заявке стоимость российского товара будет больше 50 процентов от цены всего объема закупки, при этом поставщик получит преференции.

По этой причине госзаказчик в закупках с национальным режимом будет просить указать происхождение, а также стоимость по каждой позиции товара.

Закупаемый товар не производится в странах ЕАЭС: что делать?

Если закупаемый товар не производится в странах ЕАЭС, то заказчик может приобрести иностранный товар. Единственный документ, доказывающий отсутствие российских аналогов, – соответствующее заключение Минпромторга РФ. Другие же доказательства будут проигнорированы заказчиком, и заявка с иностранным товаром будет отклонена.

Теги: национальный режим,

Количество просмотров: 8120

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал

Ссылка на основную публикацию