Статья 2. делимитация континентального шельфа

Понятие, установление границ. Таким образом, шельф — это окаймляющая ма­терик отмель до резкого изменения рельефа морского дна, то. е. до склона.

Правовое определение континентального шельфа и харак­теристика его правового режима содержатся в Конвенции о континентальном шельфе 1958-г. и в ч. VI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

В Конвенции ООН по мор­скому праву 1982 г. континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. В основу установления его внешней границы положен внешний предел подводной окраи­ны материка.

Согласно ст. 76 Конвенции, «континентальный шельф при­брежного государства включает в себя морское дно и недра под­водных районов, простирающихся за пределы его территори­ального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной ок­раины материка…».

Согласно второму варианту, государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территори­ального моря, если внешняя граница подводной окраины мате­рика не простирается на такое расстояние.

Третий вариант используется, когда подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от ис­ходных линий, от которых отсчитывается ширина территори­ального моря.

В этом случае у государства есть выбор: внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ши­рина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Если континентальный шельф примыкает к территориям двух государств и более, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется на осно­ве соглашения между ними. В 1970 г. между ФРГ, Данией и Нидерландами — в Северном море.

Данные о границах континентального шельфа государства направляют в Комиссию по границам континентального шель­фа, созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Проблема разграничения континентального шельфа нередко вызывает споры между государствами. Они должны решаться путем переговоров или с применением иных мирных средств, в том числе путем обращения в Международный Суд ООН, кото­рый принимает к рассмотрению и решает такого рода споры.

Правовой режим. Он определяется Конвенцией о конти­нентальном шельфе 1958 г. и Конвенцией по морскому праву 1982 г.

: «Прибрежное государство осуществляет над континен­тальным шельфом суверенные права в целях разведки и раз­работки его естественных богатств» (соответственно ст. 2 и ст. 77).

Права признаются исключительными в том смысле, что если прибрежное государство не ведет разведки и не разраба­тывает богатств континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия.

Естественные богатства включают минеральные и иные неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы «сидячих видов», т. е. те организмы, которые в надлежащий с промысловой точки зрения период своего раз­вития либо прикреплены к морскому дну, либо могут передви­гаться только по морскому дну или в его недрах.

Таким образом, для прав прибрежного государства в отно­шении континентального шельфа характерны два основных признака: 1) целевой характер — разведка и разработка есте­ственных богатств; 2) исключительность, т. е. бесспорная при­надлежность данному прибрежному государству.

В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российская Федерация на континентальном шельфе, как и в исключительной экономической зоне, обладает суверенными правами и осуще­ствляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Согласно Федеральному закону «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. РФ осуществляет:

Статья 2. Делимитация континентального шельфа

  • 1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов;
  • 2) исключительное право разрешать и регулировать буро­вые работы на континентальном шельфе для любых целей;
  • 3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искус­ственных островов, установок и сооружений;

4) юрисдикцию в отношении морских научных исследова­ний, защиты и сохранения морской среды, прокладки и экс­плуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации (ст. 5).

Компетентные органы РФ в установленном законом поряд­ке выдают разрешение на использование ресурсов континен­тального шельфа юридическим и физическим лицам.

В целях разведки и разработки государство вправе возво­дить на континентальном шельфе сооружения и иные установ­ки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиу­сом в 500 м.

Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства.

Ни сооружения, ни зоны безо­пасности вокруг них не должны быть помехой на обычных мор­ских путях, имеющих существенное значение для международ­ного судоходства.

Исследования на континентальном шельфе могут осущест­вляться с согласия прибрежного государства.

Однако прибреж­ное государство, как правило, не должно отказывать в своем согласии, если просьба исходит от обладающего надлежащей квалификацией учреждения для проведения чисто научного исследования физических или биологических свойств конти­нентального шельфа. На­пример согласно ст.

82, при разработке неживых ресурсов кон­тинентального шельфа за пределами 200 миль государства обя­заны производить отчисления или взносы натурой. Взносы и отчисления вносятся ежегодно, начиная с шестого года (т. е. в первые 5 лет разработки государства от отчислений освобож­даются).

Размер отчислений или взноса за шестой год состав­ляет 1% стоимости или объема продукции на участке; он уве­личивается на 1% каждый год до двенадцатого года, а затем, в последующие годы составляет 7%. Отчисления производятся через Международный орган по морскому дну, который рас­пределяет их между государствами — участниками Конвенции на основе принципа справедливости.

Юридическая консультация 24/7

Правовой режим исключительной экономической зоны и континентального шельфа — это сфера, на которую рас­пространяется юрисдикция государства, касающиеся юри­дического статуса и режима морских пространств, которые тщательно и детально регулируют порядок их установления, исследования и использования в мирных целях и на благо че­ловечества.

Отношения, складывающиеся в рамках использования континентального шельфа, весьма многогранны, они попада­ют в поле регулирующего воздействия многих отраслей, как международного, так и внутригосударственного права.

Здесь следует иметь в виду прежде всего нормы международного публичного права, а что касается права внутригосударствен­ного, то под ним подразумевается право тех государств, кото­рые имеют морские участки государственной границы. Сам по себе континентальный шельф материально был и остается прежде всего географическим участком, частью территории.

Но следует указать и на тот факт, что в различных отраслях права тот или иной объект материального мира отражается через призму специфики предмета регулирования соответ­ствующей отрасли.

Современное юридическое определение континенталь­ного шельфа, которое дано в Конвенции ООН по морско­му праву 1982 года, хотя и исходит из геоморфологического и геологического понятия шельфа, однако в значительной мере от него отличается. Его основу составляет сформулиро­ванное в решении Международного суда 1969 года по делам «Континентальный шельф Северного моря (ФРГ/Дания; ФРГ/

Нидерланды)» понимание континентального шель­фа, как естественного продолжения сухопутной территории государства.

В этом решении Суд, в частности, отметил, что подводные районы, представляющие собой континентальный шельф, «могут считаться в действительности частью террито­рии, в отношении которой прибрежное государство уже об­ладает верховенством, в том смысле, что они, хотя и покрыты водой, являются продлением или продолжением этой терри­тории, распространением ее по дну моря».

Согласно статье 76 Конвенции по морскому праву, конти­нентальный шельф означает морское дно и недра подводного района, который начинается за пределами территориального моря.

Этот район охватывает естественное продолжение сухо­путной территории прибрежного государства и простирается либо на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, даже если внешняя граница подводной окраины материка располо­жена ближе 200 миль, либо если такая граница расположена дальше 200 миль, вплоть до нее, но с определенными ограни­чениями по максимальной ширине шельфа.

Таким образом, из приведенного определения можно вы­делить следующее:

  • юридический континентальный шельф охватывает не только собственно континентальный шельф в его естественно­научном понимании, но и континентальный склон и конти­нентальный подъем, как части подводной окраины материка;
  • если внешняя граница подводной окраины материка расположена ближе 200 морских миль, то юридический кон­тинентальный шельф включает также дно океана между окон­чанием подводной окраины и 200-мильным пределом.

Континентальный шельф, как в пределах 200 миль, так и распространяющийся далее, представляет собой единую кон­цепцию с точки зрения её основного правового содержания.

Это означает, что в целом правовой режим континентального шельфа не различается в зависимости от того, на каком рас­стоянии от берега проходит его внешняя граница. Кроме того, можно говорить и о единстве принципов делимитации кон­тинентального шельфа в пределах и за пределами 200 миль.

Статья 83 Конвенции, в частности, не проводит различия между разграничением континентального шельфа в пределах 200 миль и разграничением расширенного континентального шельфа.

Внешние границы континентального шельфа в пределах 200 миль и расширенного континентального шельфа, однако, устанавливаются по разным правилам.

Граница континен­тального шельфа по 200-мильному пределу существует в силу неотъемлемого права прибрежного государства, и от него не требуется специального заявления или обоснования для её подтверждения.

Оно лишь указывает такую границу на картах или с помощью перечней координат, которые доводятся до общего сведения, а также сдаются на хранение Генеральному секретарю ООН и Генеральному секретарю Международно­го органа по морскому дну.

Если же государство — участник Конвенции намерено провести границу континентального шельфа по внешней границе подводной окраины материка, которая находится далее 200 морских миль, то для этого при­меняются специальные методы и процедура, которые опре­делены в Конвенции, и задействуется международный орган, созданный для этой цели.

Особая процедура установления внешней границы рас­ширенного континентального шельфа накладывает опре­деленный отпечаток на процесс его разграничения между государствами и на возможность участия в этом процессе международного суда или арбитража.

Хотелось бы отметить, что не подлежит сомнению, что права государства на континентальный шельф существуют ipso facto и ab initio в силу его суверенитета над сухопутной территорией, к которой он прилегает.

Равным образом в со­ответствии с пунктом 3 статьи 77 «права прибрежного госу­дарства на континентальный шельф не зависят от эффектив­ной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления».

Однако применительно к расширенному континентальному шельфу эти положения имеют определен­ные нюансы.

Для того чтобы государство могло пользоваться принадлежащими ему правами, не вторгаясь в районы, яв­ляющиеся общим наследием человечества, оно должно знать пределы пространственной сферы, в которой они могут осу­ществляться. Именно этой цели служат положения статьи 76 Конвенции о внешних границах расширенного континенталь­ного шельфа.

Установление государством внешней границы континен­тального шельфа на основании зафиксированных в статье 76 Конвенции естественно-научных критериев подчинено прави­лам и процедуре, предусмотренным в этой же статье.

Эти пра­вила и процедура предполагают, что наличие рекомендаций Комиссии представляет собой обязательное условие, только при соблюдении которого граница становится юридически действительной.

В данном случае перед нами ситуация (она не уникальна в международном праве), когда действительность одностороннего акта государства зависит от соблюдения при его принятии условий, установленных международным пра­вом.

В 2016 году Российская нефтяная компания впервые при­ступает к бурению на иностранном шельфе в качестве опе­ратора. Бурение на шельфовом месторождении во Вьетнаме начинает «Роснефть».

На лицензионном участке, где работает компания, расположено два газоконденсатных месторожде­ния — Лан Тай и Лан До с начальными запасами газа в 68 млрд. м. Добыча там ведется с 2002 г. Теперь, чтобы поддержать её уровень, на одном из блоков, наши специалисты предложили провести геолого-разведочные работы.

По итогам сейсмораз­ведки они обнаружили дополнительные залежи газа в объёме 12,6 млрд. м3 и 600 тыс. тонн конденсата. В проекте участвуют также «ПетроВьетнам» и Индийская компания ОНГК, но они ограничены в финансировании, и всю операционную деятель­ность контролирует наша компания.

И вот первый экзамен точности российской экспертизы. В НК говорят, что подгото­вились к бурению основательно, собрали значительный объем технической информации. Поэтому ожидают успеха обнару­жения углеводородов. И хотя в южных иностранных морях «Роснефть» пока ещё не бурила, опыт шельфового бурения у неё весьма успешен.

Она стала пионером на Сахалине, где уже идёт промышленная добыча. Она успешно пробурила сква­жину на месторождении «Победа» в Карском море, показав тем самым высокий уровень своей шельфовой экспертизы.

Вьетнамский проект реализуется на основе Соглашения о разделе продукции (СРП). Оно предполагает фиксированную стоимость газа с ежегодной индексацией. А это значит, что производство практически не зависит от рыночных бурь. Вьет­намские проекты по итогам 2015 г.

, как говорят в компании, «обеспечили положительный денежный поток даже с учётом финансирования имеющихся новых проектов в этой стране».

По итогам 2015 года действующие Вьетнамские проекты (Блок 06-1 и проект Трубопровод «Нам Кон Сон») обеспечили поло­жительный денежный поток даже с учетом финансирования имеющихся новых проектов в стране (проект ГРР (геолого­разведочных работ) на Блоке 06.

1 и проект ГРР (геологораз­ведочных работ) на Блоке 05.3/11). «Роснефть» поддерживает рост экономики Вьетнама — газ, добытый на лицензионных участках во Вьетнаме в 2015 году обеспечил около 12 процен­тов энергетических потребностей страны.

Бурить шельфовую скважину будут японской буровой — в соответствии с законодательством Вьетнама. Правда, низкие цены на нефть снижают и стоимость сервисных услуг, поэтому условия получились гораздо выгоднее, чем планировали.

Од­нако НК неслучайно активно участвует в проекте отечествен­ного судостроительного кластера «Звезда». По завершении его строительства, считают нефтяники, станет возможным созда­ние российского оборудования для шельфовой добычи.

Компания рассматривает этот бизнес как путь к проек­там и в других странах региона.

В последнее время она не раз давала понять, что не ударилась в панику от происходящего, а, наоборот, считает нынешний кризис возможностью расши­рить в перспективе долю рынка.

Именно поэтому увеличивает инвестиции в производство на 30% в этом году, хотя крупные мировые компании уже свернули свои на 30%. В этом смысле особенно важно, что вьетнамский проект не поставочный, а именно производственный.

Да и прогнозы у наших нефтяников достаточно оптими­стичны. Глава компании Игорь Сечин уже к концу нынешнего года ожидает роста глобального спроса на энергоносители. Энергетические потребности мировой экономики растут, уверены в «Роснефти», и вынуждают искать новые источни­ки энергии, поскольку старые месторождения истощаются. Шельфовые запасы — один из них.

У компании есть ещё один аргумент в пользу расшире­ния вьетнамского бизнеса. Энергетическая безопасность этой страны, считают здесь, входит в круг российских интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

А газ, добытый на лицен­зионных участках в 2015 г., обеспечил около 12% энергетиче­ских потребностей Вьетнама.

Кроме того, шельфовые проекты создают рабочие места для местных жителей и дают дополни­тельный доход местным и международным компаниям.

Несмотря на снижение стоимости нефти и газа на миро­вых рынках, энергетические потребности мировой экономики вынуждают мировых лидеров рынка искать и разрабатывать новые источники энергии, ведь истощение традиционных ме­сторождений — реальная тенденция последних десятилетий. В этом контексте запасы шельфовых месторождений — ключ к решению проблемы обеспечения мировой энергетической безопасности.

И хотя конкретные прогнозы по добыче на вьетнамских участках можно будет делать только после испытания новых скважин, эксперты уже говорят, что операторская работа «Роснефти» на шельфе может стать платформой для возмож­ного роста бизнеса в других странах Юго-Восточной Азии.

Вьетнамский шельф всегда вызывал особую заинтересо­ванность у российских компаний. Местный топливно-энер­гетический комплекс вообще обязан своему становлению российским геологам: в 60-е годы прошлого века группа от­ечественных специалистов провела масштабные изыскания углеводородов, по итогам которых была создана первая карта недр Вьетнама.

Сегодня азиатской стране выгодно вести кооперацию с иностранными компаниями, продуманное фискальное за­конодательство привлекло множество лидеров отрасли.

Ре­ализация проектов на шельфе страны несет существенный перспективный потенциал: истощение традиционных место­рождений стало реальной тенденцией последних десятиле­тий, а за счет морских, обладающих значительной ресурсной базой, можно существенно повысить энергетическую безопас­ность мировой экономики в целом.

ЗЯБЛИЦЕВА Светлана Андреевнаассистент кафедры гражданского права и процесса Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного технического университета в г. Шахты

ШАХВЕРДИЕВА Ольга Закировнаассистент кафедры гражданского права и процесса Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного технического университета в г. Шахты

Делимитация континентального шельфа

Вместе с закреплением юридического понятия «континентальный шельф» Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. одновременно определила, каким образом должна осуществляться его делимитация.

В частности в ней говорится, что всякая делимитация континентального шельфа между противолежащими или смежными государствами, имеющими общий континентальный шельф, должна осуществляться на основе соглашения между заинтересованными сторонами с учетом возможных особых обстоятельств.

С учетом приведенного выше положения были заключены: Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики о границах морских вод и континентального шельфа в Финском заливе, от 20 мая1965 г.

в Хельсинки.

В данном соглашении договаривающиеся Стороны соглашаются о проведении линии морской границы между СССР и Финляндией, а также линий границ советских и финляндских территориальных вод в Финском заливе на участке к северо-востоку от острова Гогланд (Сурсари);

Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики о границе континентального шельфа между СССР и Финляндией в северо-восточной части Балтийского моря, от 5 мая 1967 г. в Хельсинки.

В статье 1 данного соглашения говориться, что договаривающиеся Стороны соглашаются, что границей континентального шельфа между СССР и Финляндской Республикой в северо-восточной части Балтийского моря на участке, простирающемся на запад от линии, соединяющей полуостров Ханко- остров Осмуссар- мыс Пысаспеа, до линии, соединяющей советский маяк Ристна на острове Хиума с финским навигационным знаком на острове Гримсерарна, будет являться серединная линия;

Декларация о континентальном шельфе Балтийского моря, 23 октября 1968 г. в Москве. В которой Стороны заявляют, что:

  • 1. В соответствии с положениями Женевской Конвенции 1958 года о континентальном шельфе поверхность и недра дна Балтийского моря как мелководного моря являются сплошным континентальным шельфом, подлежащим разграничению между соответствующими прибалтийскими государствами.
  • 2. Каждое прибалтийское государство в соответствии со статьей 2 Женевской Конвенции 1958 года о континентальном шельфе имеет суверенное право на принадлежащий ему континентальный шельф Балтийского моря в целях разведки и разработки естественных богатств, расположенных на морском дне и в его недрах.
  • 3. Континентальный шельф Балтийского моря должен использоваться всеми государствами исключительно в мирных целях.
  • 4. Разграничение континентального шельфа Балтийского моря должно осуществляться в соответствии с принципами, изложенными в Женевской Конвенции 1958 года о континентальном шельфе и, в частности, в статье 6 указанной Конвенции.
  • 5. Исходные линии для отсчета ширины территориального моря, устанавливаемые каждым из участников Декларации в соответствии со статьями 3 и 4 Женевской Конвенции 1958 года о территориальном море и прилежащей зоне, взаимно признаются и рассматриваются как исходные линии при разграничении континентального шельфа.
  • 6. Точные координаты границ континентального шельфа на Балтийском море определяются путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений между заинтересованными государствами.
  • 7. Права каждого прибрежного государства на континентальный шельф никоим образом не затрагивают правового статуса вод открытого моря, покрывающих шельф, а также правового, статуса воздушного пространства над этими водами.
  • 8. Разведка, разработка и иное использование континентального шельфа Балтийского моря не должны создавать неоправданных помех судоходству, рыболовству и охране животных ресурсов моря.
  • 9. Участки континентального шельфа Балтийского моря не должны передаваться для разведки, разработки и иного использования не прибалтийским государствам, их гражданам или фирмам.
  • 10. Участники Декларации будут консультироваться между собой по вопросам, представляющим взаимный интерес в связи с использованием континентального шельфа Балтийского моря.
  • Если между противолежащими государствами, имеющими общий континентальный шельф, не заключено специальное соглашение и если иная линия границы не оправдывается особыми обстоятельствами, то границей континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, служит срединная линия, каждая точка которой равно отстоит от ближайших точек тех исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
  • Если один и тот же континентальный шельф примыкает к территориям двух смежных государств, то при отсутствии специального соглашения между ними и если иная линия границы не оправдывается особыми обстоятельствами, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется по принципу равного отстояния от ближайших точек тех исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств.
  • Конвенция 1982 года также содержит положения о делимитации континентального шельфа, которые не противоречат упомянутым выше положениям Женевской конвенции 1958 года и общепризнанным принципам, сложившимся в международной практике.

Понятие , границы и правовой режим континентального шельфа

Континентальный шельф

Вопрос о юрисдикции и права собственности по ресурсов морского дна за пределами территориального моря было предложено на рассмотрение Гаагской конференции по кодификации международного права 1930 г., но не обсуждался, хотя практическая необходимость его решения назревала.

В 1942 Великобритания от имени Тринидада заключила с Венесуэлой Договор по подводных районов залива Пария. По этому договору стороны поделили морское дно залива на два сектора, прилегающих к их берегам, и признали права друг друга на соответствующий сектор. При этом на секторы не распространялся суверенитет ни прибрежных государств, ни каких-либо других.

Таким образом, в 1942 г., еще до создания самого института континентального шельфа, появился договор о его делимитации.

Принято считать, что впервые идея о принадлежности континентального шельфа прибрежному государству была сформулирована в заявлении Президента США Г. Трумэна от 28 сентября 1945: «…

Правительство США считает ресурсы поверхности и недр континентального шельфа, находящегося в открытом море, но примыкает к побережью Соединенных Штатов, принадлежащими США и находятся под их юрисдикцией и контролем «1.

После этого заявления появились претензии на континентальный шельф со стороны многих государств.

Континентальный шельф как международно-правовой институт был впервые установлен в Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. и подтвержден в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В его основу была положена геологическое понятие континентального шельфа. Статья 76 «Определение континентального шельфа» Конвенции 1982 г.

устанавливает: «Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не доходит такого расстояния «(п. 1). В случаях, когда эта окраина простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых измеряются ширина территориального моря, внешняя граница континентального шельфа определяется по сложной формуле, сочетающей геоморфологические данные с дистанционной пределом в 350 миль или расстоянием не далее 100 миль от 2500-метровой изобати2. В этих случаях данные о границе континентального шельфа передаются Комиссии по границам континентального шельфа, дает рекомендации по вопросам установления внешних границ шельфу3. Границы континентального шельфа, установленные прибрежным государством в соответствии с этими рекомендациями, являются окончательными и обязательными для всех (п. 8 ст. 76).

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов (п. 1 ст. 77). В силу этого положения континентальный шельф выделяется в самостоятельную территориальную категорию, поскольку по юридической природе он не может быть отнесен ни к государственной территории, ни к международной территории общего пользования.

Права прибрежного государства в пределах континентального шельфа являются исключительными в том смысле, что, если это государство не осуществляет разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства. При этом права такого государства на континентальный шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления.

Понятие «природные ресурсы» включает минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться, иначе, чем находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами.

Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ограничивать судоходство, права и свободы других государств, предусмотренные в Конвенции 1982 г., или приводить к любым неоправданным препятствий их осуществлению.

Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

Прибрежное государство производит отчисления или взносы натурой в связи с разработкой неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря.

В Конвенции 1982 г. предусматривается, что делимитация (разграничение) континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права, как отмечается в ст. 38 Статута Международного Суда ООН, с целью достижения справедливого решения (п. 1 ст. 83).

До заключения такого соглашения заинтересованные государства прилагают все усилия для достижения временной договоренности практического характера и в течение переходного периода не должны ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению.

Если в течение разумного срока договор не может быть достигнута, заинтересованные государства применяют процедуры, предусмотренные в части XV «Урегулирование споров».

Украина как прибрежной морской державе необходимо находить пути решения проблемы делимитации континентального шельфа с государствами, имеющими с ней смежные побережья. Сейчас идут переговоры по этому непростому вопросу с целью заключения соответствующего соглашения с Россией.

Сложность и актуальность вопроса делимитации морских границ между соседними государствами можно проиллюстрировать спором между Румынией и Украиной по делимитации морских пространств в западной части Черного моря.

«Корни» этой проблемы уходят в 60-е годы XX в., Когда впервые начались переговоры между СССР и Румынией по делимитации континентального шельфа между двумя государствами.Существенную роль в этих переговорах играл вопрос об острове Змеиный, который находился под суверенитетом СССР.

Главным предметом обсуждения на переговорах было значение, которое придавалось этому острову в установлении делимитационной линии. Начальная позиция СССР заключалась в том, что остров Змеиный необходимо предоставить полного влияния на установление равнопромежуточная линии границы.

Но позже в процессе переговоров СССР указал, что в целях достижения компромиссного решения возможно изменение позиции Советского Союза, а именно, остров Змеиный будет частично влиять на установление равнопромежуточная делимитационной линии.

Румыния, в свою очередь, не изменила своей позиции, которая заключалась в том, что остров Змеиный не должен влиять на установление равнопромежуточная линии границы.

Румыния считала, что остров Змеиный является скалой и отстаивала позицию, которая основывалась на положениях п. ст.121 Конвенции 1982 г.

, в котором указано, что «скалы, не пригодны для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, не имеют ни исключительной экономической зоны, ни континентального шельфа» 1.

Основным аргументом является отсутствие ресурсов воды на острове и невозможность жизнедеятельности на острове без морского сообщения с континентом.

Такую же позицию румынская сторона отстаивала на переговорах с Украиной по разграничению континентального шельфа и исключительных экономических зон обоих государств в Черном море (в течение 1998-2004 гг состоялось 24 раунда переговоров). Ход переговорного процесса по данной проблеме показал, что стороны не смогли прийти к согласию относительно влияния острова Змеиный на прохождение делимитационной линии.

Анализ геологического строения острова Змеиный и его морфологическая структура, о чем свидетельствуют материалы, предоставленные специалистами Госкомгеологии Украины, доказывают, что остров Змеиный является неотъемлемой частью большого тектонического блока Восточноевропейской платформы, притоплена часть которой формирует шельф в северо-западной части Черного моря.

Согласно положению п. ст. 121 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которое взаимосвязано с вопросом о геологическом построение острова Змеиный, встал вопрос о его пригодности для поддержания жизни человека и самостоятельной хозяйственной деятельности.

В этом плане следует отметить, что некоторые элементы геологической характеристики острова Змеиный (наличие 10-метрового покрова четвертичных отложений, содержащих почвенный слой, который обеспечивает развитие животного и растительного мира, а также наличие огромного (до 1 км) толщи осадочных отложений палеозоя (что дает возможность предусмотреть наличие собственных запасов воды и других полезных ископаемых) дали основания утверждать, что остров Змеиный пригоден для поддержания жизни человека и самостоятельной хозяйственной деятельности1. Сегодня на территории острова Змеиный площадью 1,5 кв. км проживает около 80 человек — работники маяка, который работает еще с XIX в., гидрограф, ихтиологи, геофизики, пограничники, члены их семей. Верховная Рада Украины в феврале 2007 г. приняла постановление о присвоении населенному пункту на острове Змеиный названия поселок Белое.

Вопрос территории возле острова Змеиный стал наиболее актуальным для румынской стороны в 2001 г.

, когда плавучая буровая установка «Черноморнефтегаза» обнаружила в 40 км к югу от острова значительные залежи углеводородов и 16 сентября 2004 Румыния передала на рассмотрение Международного Суда ООН вопрос о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон между двумя государствами.

С февраля 2009 г. Суд ООН принял решение по делу «Румыния против Украины», согласно которому остров Змеиный не может считаться частью прибрежной линии Украины при определении срединной линии при делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Мотивацию решения по существу Суд начал с определения, что с правовой точки зрения релевантные побережья могут играть двойную роль в делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны: «Во-первых, необходимо определить релевантные побережья для того, чтобы обозначить» в чем заключается сущность в этом деле противоречивых претензий на эти зоны. Во-вторых, релевантные побережья необходимо установить для того, чтобы проверить на третий и последний стадии процесса делимитации, существует диспропорция в соотношении между длиной прибрежных зон каждого государства и морских зон, которые выходят за пределы делимитационной линии каждой из Сторон «.

Суд ООН отметил, что в соответствии с договором между сторонами, все румынское побережье — это побережье, релевантное для делимитации. В результате — длина релевантного побережья Румынии достигает примерно 248 км, тогда как длина релевантного украинского побережья составляет примерно 705 км.

Далее Суд ООН отметил, что его задача прежде всего заключается в идентификации «соответствующих точек на соответствующих побережьях Сторон, которые изменяют прибрежную зону таким образом, что геометрическая фигура, которую формируют линии соединения всех этих точек, отображает общую область побережья» (п. 127 ).

Детально изучив характеристики каждой точки, которую стороны считают целесообразным для проведения приблизительной равноудаленной линии Суд решил использовать полуостров Сакалин и прибрежный конец дамбы Сулина на румынском побережье (п. 141) и остров Цыганка, мыс Тарханкут и мыс Херсонес на украинском побережье (п. 148 ).

По мнению Суда ООН, неприемлемо Точка на острове Змеиный (п. 149).

Суд принял во внимание, что, в соответствии с принципами его юрисдикции, он может в некоторых случаях не учитывать очень малые острова или не предоставлять им полноценных прав в морских зонах, если такой подход несоизмеримы влияния на линию делимитации, о которой идет речь (п. 185 ).

Суд отметил, что все территории, которые подлежат делимитации, расположенные в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе материковых побережий сторон, и, кроме того, находятся на расстоянии 200 морских миль от материкового побережья Украины.

Суд отметил, что остров Змеиный расположен на расстоянии примерно 20 морских миль к востоку от материкового побережья Украины в зоне дельты Дуная.

Учитывая такую ​​географическую конфигурацию и в контексте делимитации с Румынией, любые права на континентальный шельф и исключительную экономическую зону, вероятно созданную островом Змеиный, не могут распространяться дальше прав, которые возникают из-за материковое побережье Украина учитывая южную границу делимитации, как определено Судом . Любые возможные права / юридические титулы, которые возникают через остров Змеиный в восточном направлении, полностью зачисляются прав, которые возникают из-за западное и восточное материковое побережье самой Украины. Суд также отметил, что сама Украина, даже несмотря на то, что она считает, что остров Змеиный подпадает под п. 2 ст. 121 Конвенции ООН по морскому права, не расширяла соответствующую территорию за пределы линии материкового побережья вследствие наличия острова Змеиный в зоне делимитации. В свете этих факторов Суд ООН пришел к выводу, что наличие острова Змеиный не является аргументом для корректировки временной равноудаленной линии (п. 187).Суд напомнил, что территориальные воды длиной 12 морских миль были приписаны острову Змеиный согласно договоренностям между сторонами. Таким образом, по мнению Суда, остров Змеиный не должен в таком случае влиять на делимитации иначе, кроме тех случаев, вытекающих из его роли зоны длиной 12 морских миль в территориальных водах.

Помимо наличия острова Змеиный в зоне делимитации, Суд рассмотрел пять других факторов: возможно неправильное соотношение длины побережья (п. 158-168), замкнутый характер Черного моря и делимитации, которые ранее проводились в регионе (п.

169-178), поведение сторон (концессия на добычу нефти и газа, рыболовство и морские патрули) (п. 189-198), препятствование получению результата (п. 199-201) и некоторые соображения сторон по поводу безопасности (п. 202-204), однако не учел их.

Определенная Судом линия делимитации, для которой основополагающей точкой не выбраны ни дамбу Сулина, ни остров Змеиный, проходит зоной длиной 12 морских миль вокруг острова Змеиный до пересечения с линией, равноудаленной от смежных побережий Румынии и Украины, отсюда следует, что к этой точке линия определяется точками на противоположных берегах Румынии и Украины. С этой поворотной точки линия делимитации проходит вдоль линии, равноудаленной от противоположных побережий Румынии и Украины (п. 206). Суд считает, что линия делимитации совпадает с равноудаленной линии до точки, за которой могут быть затронуты интересы третьих государств (п. 209)

В конце Суд ООН проверил, не вызывает определенное им линия делимитации серьезной непропорциональности в длине соответствующих прибрежных зон и пропорциональном распределении прилегающих территорий.

Отметив, что соотношение длины соответствующих прибрежных зон для Румынии и Украины, согласно подсчетам Суда, составляет примерно 1: 2,8, а соотношение соответствующей морской территории между Румынией и Украиной составляет примерно 1: 2,1, Суд не признал, что начертана линия требует каких-либо изменений (п. 216).

Согласно решению Суда ООН под юрисдикцию Бухареста перешло 79,34% спорных территорий в Черном море. По оценкам румынских экспертов, там находится около 12 млн т нефти и 70 млрд куб. м газа.

В частности, по решению Суда в распоряжение Румынии перешло 90% перспективного нефтегазоносного месторождения на геологической структуре «Олимпийская» (расположенной на расстоянии 40 км к югу от острова Змеиный) 1.

«Учет острова Змеиный означал бы юридический пересмотр географии», — заявила Розалин Хиггинс, председатель Международного Суда ООН, зачитывая решение и, видимо, понимая его неоднозначность.

Ссылка на основную публикацию