Статья 26. Начало расследования и его проведение

Статья 26. Начало расследования и его проведение

Согласно российскому УПК за возбуждением уголовного дела следует стадия предварительного расследования. По закону срок предварительного следствия по уголовному делу не может превышать 2 месяцев. Начало предварительного расследования исчисляется с момента возбуждения уголовного дела.

Статья 26. Начало расследования и его проведение

Определение и цели предварительного расследования

Предварительное следствие необходимо для того, чтобы установить все обстоятельства преступления, сформировать прочную доказательную базу для передачи дела в суд.

Основными целями данной процедуры является:

  1. Раскрытые преступления;
  2. Обнаружение преступника, реабилитация ошибочно обвиненного человека;
  3. Сбор весомых доказательств для предъявления обвинения злоумышленнику в суде;
  4. Обеспечение условий, необходимых для личного присутствия обвиняемого на судебных заседаниях.

Важные нюансы

Срок предварительного расследования может быть продлен исключительно в случае, если для этого есть основания.

В уголовной практике же, напротив, приветствуется максимально быстрое завершение досудебного расследования, ведь это гарантирует:

  1. Возможность контролировать ход следствия, эффективность работы сотрудников внутренних органов;
  2. Право на доступ к правосудию без каких-либо отсрочек или задержек;
  3. Максимальную эффективность наказания вследствие сокращения времени между моментом совершения преступления и вступления приговора в законную силу;
  4. Контроль срока действия мер процессуального принуждения (домашнего ареста, подписки о невыезде и т.д.).

Моментом окончания срока предварительного расследования считается:

  • Вынесение постановления о прекращении дела в случае отсутствия состава преступления;
  • Передача уголовного дела с обвинительным заключением прокурору.

ВНИМАНИЕ !!! Продлить срок предварительного следствия по уголовному делу может только руководитель следственного органа.

Для этого следователь, ведущий расследование, должен подать соответствующее заявление уполномоченному лицу не позднее, чем в течение 5 дней с момента окончания установленного законом двухмесячного периода.

Условия для перерыва или продления сроков предварительного следствия по уголовному делу

Согласно процессуальному кодексу, перерыв в предварительном расследовании может быть взят только однажды. Основаниями для этого является невозможность подозреваемого участвовать в деле в связи с тяжким заболеванием или неизвестным для следователей местонахождением. При возобновлении расследования исчисляется дополнительный месячный срок для продолжения расследования.

Стандартный срок предварительного следствия составляет 2 месяца, однако решением руководителя соответствующих следственных органов он может быть продлен до 12 месяцев. Обычно такое практикуется в уголовном деле, расследование которого представляет серьезные трудности для следователей.

ВНИМАНИЕ !!! Срок предварительного следствия может быть продлен и после 12 месяцев, однако это происходит лишь в исключительных случаях при расследовании особо тяжких преступлений.

После возвращения на дополнительное расследование у следственной группы есть месяц, чтобы собрать необходимую доказательную базу или оправдать подозреваемого. Если необходимо продлить сроки дополнительно, это происходит в рамках 162 статьи УПК РФ.

Что подразумевают следственные действия

В ходе предварительного расследования проводятся определенные следственные действия.

Ограниченный срок проведения предварительного следствия отчасти связан с тем, что эти действия оказывают моральное давление на обвиняемого или подозреваемого.

Следователям отводится максимум 2 месяца, чтобы найти неопровержимые доказательства вины человека. Если этого не сделать, уголовное производство будет закрыто.

Согласно УПК РФ, к следственным действиям относятся:

  • Осмотр места происшествия, находящихся там улик и доказательств;
  • При необходимости – эксгумация и осмотр трупа;
  • Обыск подозреваемого;
  • Допрос всех участников дела – пострадавших, подозреваемых, свидетелей;
  • Проведение следственного эксперимента;
  • При необходимости – процедура опознания;
  • Контроль и запись всех переговоров;
  • Запросы на выдачу операторами информации о переговорах подозреваемого с другими абонентами;
  • Проведение судебных экспертиз (при необходимости).

Подозреваемый не имеет права отказаться от всех этих процедур, даже если на самом деле он не виновен и в ходе следственных действий будет обнаружен реальный преступник.

Некоторые следственные действия могут проводиться только при наличии соответствующего судебного постановления.

К ним относятся:

  • Обыск в доме без согласия владельцев (для этого нужен ордер);
  • Конфискация определенного имущества, фигурирующего в деле;
  • Выемка вещей, заложенных в ломбард;
  • Изъятие документов, содержащих государственную тайну, а также содержащих сведения о финансовых активах, кредитных задолженностях подозреваемого;
  • Тайный контроль телефонных переговоров подозреваемого.

ВАЖНО !!! В ходе досудебного расследования должны соблюдаться все права и свободы граждан. Следователи должны действовать только в рамках закона – не допускаются никакие физические или моральные меры воздействия, противоречащие действующему законодательству и нормам морали.

Несчастный случай в образовательной организации — Статьи — Консалтинговая группа "Аюдар"

Несчастный случай может произойти в любой школе, в любом детском саду и другой организации, даже самой образцовой – дети есть дети. Поэтому руководителю важно ознакомиться с регламентом расследования и учета несчастных случаев, подготовленным Минздравом.

В силу пп. 4 п. 4 ст.

41 Закона об образовании[1] расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время их пребывания в образовательной организации осуществляется в порядке, установленном Минобрнауки, по согласованию с Минздравом.

Такой Порядок[2] 29.09.2017 зарегистрирован в Минюсте[3] (под № 48372) и пока еще не вступил законную силу. До этого времени Минобразования рекомендует[4] руководствоваться ст. 227 – 231 ТК РФ.

Как в Порядке прописан алгоритм действия руководителя учреждения и на что следует обратить особое внимание?

Что такое несчастный случай?

Порядок устанавливает правила проведения расследования, оформления и учета несчастных случаев, происшедших с обучающимися во время их пребывания в образовательных организациях (далее условно – школах).

К несчастным случаям отнесены: травмы (в том числе нанесенные другим лицом); острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение током, молнией, излучением; повреждения, нанесенные животными и насекомыми, а также полученные в результате контакта с растениями; вред здоровью вследствие взрывов, аварий (в частности, в ДТП), разрушения сооружений, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иной вред здоровью, обусловленный воздействием внешних факторов. Результатом несчастного случая может быть вред здоровью либо смерть обучающегося (п. 1[5]).

Где может произойти несчастный случай?

  • Согласно п. 3 Порядка расследованию и учету подлежат несчастные случаи, произошедшие:
  • 1) во время уроков (проводимых в том числе за пределами школы) и перемен, а также до и после занятий, время которых определено правилами внутреннего распорядка, графиком работы и иными локальными нормативными актами;
  • 2) при проведении внеклассных и других мероприятий в неучебные дни, если организатор – школа;
  • 3) при прохождении учебной или производственной практики и осуществление другого общественно-полезного труда на участках, выделенных школой или под руководством и контролем школьных представителей;

4) при проведении школой соревнований и других активностей (тренировок, экскурсий, походов и т. д.);

5) при следовании обучающихся к месту учебы или проведения мероприятий, если оно организовано по распорядительному акту руководителя школы (его заместителя);

6) при действиях обучающихся, которые обусловлены школьным уставом, правилами внутреннего распорядка либо совершаются в интересах школы, в целях сохранения жизни и здоровья учеников (в том числе предотвращение катастрофы, аварии и т. п.).

Обратите внимание:

Пункт 24 Порядка включает несчастные случаи, которые в зависимости от конкретных обстоятельств могут по решению комиссии квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с образовательной деятельностью. К ним относятся:

  • повлекшие смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденные медорганизациями и следственными органами;
  • повлекшие смерть, единственной причиной которой (по заключению медорганизации) явилось алкогольное, наркотическое или токсическое отравление;
  • происшедшие при совершении обучающимся действий, квалифицированных правоохранительными органами как преступление.

О расследовании такого случая тоже необходимо составить акт по образцам, приведенным в приложениях 4 и 5 к Порядку.

Контролировать ход расследования, учет несчастных случаев и выполнение мероприятий по их предотвращению в образовательной организации должен ее учредитель (п. 6).

Обязанности руководителя

Руководителя (или его заместителя) о несчастном случае незамедлительно обязано проинформировать лицо, проводившее урок или мероприятие, во время которого произошло ЧП (п. 5).

  1. Рассмотрим подробно алгоритм действий руководителя образовательной организации (или его заместителя) при наступлении несчастного случая:
  2. 1) немедленно организовать оказание первой помощи и – при необходимости – доставку пострадавшего в медорганизацию;
  3. 2) принять неотложные меры по предотвращению чрезвычайной ситуации, чтобы не пострадали другие;
  4. 3) зафиксировать до начала расследования обстановку в момент происшествия (например, схемы, фотографирование, видеосъемка), но при условии, что это не угрожает жизни и здоровью других лиц, возникновению иных чрезвычайных обстоятельств;
  5. 4) принять меры по устранению причин, вызвавших несчастный случай;
  6. 5) проинформировать о происшествии учредителя, родителей пострадавшего;

6) принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования и оформлению его материалов (п. 7).

Читайте также:  Статья 27. Ликвидация кооператива

Внимание! Если несчастный случай:

  • групповой (пострадало более одного обучающегося, независимо от степени тяжести травм);
  • тяжелый (обучающийся получил серьезные травмы);
  • со смертельным исходом, –

то руководитель обязан в течение суток с момента получения сведений о происшествии сообщить[6] о нем в территориальный орган МВД, родителям или законным представителям пострадавшего, учредителю, в представительный орган обучающихся образовательной организации (при наличии). Сообщение может быть отправлено по телефону, электронной почтой, а также посредством иных доступных видов связи (п. 8).

Если тяжелые последствия несчастного случая проявились позже (установлен тяжкий вред здоровью, возросло количество пострадавших, пострадавший умер), руководитель в течение трех суток после получения информации о последствиях обязан проинформировать о происшедшем МВД, учредителя, представительный орган обучающихся (п. 12).

Расследование несчастного случаяю

Для расследования несчастного случая должна быть создана комиссия. Если пострадавший один и повреждения легкие, то комиссию формирует руководитель учреждения, если последствия тяжелые – то учредитель (п. 9, 10).

Руководитель должен включить в комиссию не менее трех человек и утвердить состав распорядительным актом. Комиссию возглавляет он сам (или его заместитель). Другими членами могут быть специалист по охране труда, уполномоченный от представительного органа обучающихся.

Совершеннолетние пострадавшие или законные представители несовершеннолетних пострадавших имеют право на личное участие в расследовании (без включения в состав комиссии), а также на ознакомление с материалами расследования (п. 15).

А вот лицо, проводившее занятия или мероприятия, во время которого случилось происшествие, в состав комиссии включать запрещается (п. 9).

Срок проведения расследования – три календарных дня с момента ЧП. Алгоритм работы комиссии образовательного учреждения прописан в п. 16 Порядка.

К сведению:

Если комиссию формирует учредитель, то в ее состав включаются представители организации, в которой произошел несчастный случай (кроме лиц, причастных к ЧП).

Если несчастный случай произошел при прохождении производственной практики, его расследует работодатель, но в составе комиссии также должен быть представитель образовательной организации (п. 10, 11).

По требованию комиссии руководитель учреждения, где произошел несчастный случай, обеспечивает получение экспертного заключения по результатам необходимых экспертиз, причем за счет средств своей организации (п. 18). Руководитель также может направить запрос в медорганизацию, оказывавшую помощь пострадавшему, о выдаче медзаключения или заключения о причине смерти (п. 19).

В обязанности руководителя входит и утверждение акта, составленного не позднее трех рабочих дней после завершения расследования несчастного случая (п. 21).

Если о несчастном случае руководитель не был своевременно проинформирован или вред, нанесенный здоровью обучающегося, был выявлен не сразу, то комиссия проводит расследование такого случая в соответствии с его квалификацией по заявлению совершеннолетнего пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), родителей (законного представителя) несовершеннолетнего пострадавшего в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления в образовательную организацию (п. 13).

Учет несчастных случаев

Руководитель обязан не только своевременно расследовать, но так же и учитывать несчастные случаи, разрабатывать и реализовывать мероприятия по их предупреждению. Учет и принятие мер фиксируются им в журнале регистрации несчастных случаев с обучающимися (п. 25).

Образовательные организации до 20 января наступившего года обязаны направить учредителю отчет о происшедших несчастных случаях за истекший год (образец отчета – в приложении 7 к Порядку).

* * *

Если руководитель откажется проводить расследование несчастного случая, то возникшие разногласия рассматриваются судебными органами (п. 26).

[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Особенности расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних

Глава 50 УПК РФ регулирует производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Законом установлены необходимые требования, обязательные для исполнения лицом, проводящим предварительное расследование по такому уголовному делу.

Органами дознания и предварительного следствия в ходе расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, должны быть выполнены требования ст. 421 УПК РФ об установлении возраста несовершеннолетнего. Число, месяц, год его рождения должны быть подтверждены свидетельством о рождении или паспортом, а при отсутствии — копией формы № 1.

При производстве следственных действий по уголовным делам, наряду с защитником (адвокатом), необходимо обязательное участие законных представителей несовершеннолетних, педагогов, психологов (ст.ст. 48, 191, 424-426 УПК РФ).

При этом законный представитель должен допускаться к участию в деле с момента первого допроса несовершеннолетнего. В соответствии с ч. 12 ст.

5 УПК РФ законными представителями являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший.

В случае отсутствия родителей, назначенных опекунов либо попечителей, когда несовершеннолетний фактически проживает у родственников, не являющихся законными представителями, в качестве законного представителя несовершеннолетнего назначается представитель органа опеки и попечительства.

Статьей 425 УПК РФ предусмотрено обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от 14 до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет — при условии, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. В соответствии с ч. 62 ст. 5 УПК РФ педагог — педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся.

Уровень психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего устанавливается путем истребования сведений о нахождении подростка на учете у нарколога, психиатра.

Об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего могут свидетельствовать данные о его низкой успеваемости, перенесенных черепно-мозговых травмах и иных заболеваниях, ненадлежащие условия воспитания в семье, жестокое обращение с подростком.

Поводами к сомнению в способности несовершеннолетнего осознавать значение своих действий и руководить ими могут служить несоразмерность объективного поведения подростка с целями его действий, необычность мотивации его поведения.

При наличии сведений о возможном отставании подростка в психическом развитии, несовершеннолетний подозреваемый должен допрашиваться с участием специалиста-психолога.

При расследовании уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, проведение допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие психолога обязательно.

Показания несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, полученные без участия педагога или психолога, в силу ч. 2 ст. 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами.

Согласно ст.ст. 191, 425 УПК РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. Продолжительность следственных действий имеет существенные ограничения и зависит от возраста несовершеннолетнего.

Их производство в ночное время допускается в исключительных случаях, не терпящих отлагательства. При этом в случае неявки без уважительных причин по вызову лица, осуществляющего досудебное производство по уголовному делу, несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет приводу не подлежат.

Применение видеозаписи или киносъемки допускается в ходе следственных действий, осуществляемых с участием несовершеннолетнего, если они или их законные представители против этого не возражают. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле и не предъявляются подозреваемому, обвиняемому, его законному представителю и защитнику.

Согласно ч. 2 ст. 423 УПК РФ при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность передачи его под присмотр в порядке, установленном ст. 105 УПК РФ. В соответствии со ст. 108 УПК РФ, ч.

6 ст. 88 УК РФ мера пресечения в виде заключения под стражу не может быть избрана несовершеннолетним, впервые совершившим преступление небольшой и средней тяжести в возрасте до 16 лет, а также остальным несовершеннолетним, совершившим впервые преступление небольшой тяжести.

Процедура расследования

  • Расследование инициируется на основе заявления (петиции) национального производителя непосредственно конкурирующего или аналогичного товара, либо объединения национальных производителей, либо по собственной инициативе уполномоченного органа.
  • Основной целью проведения расследования является установление возросшего, демпингового или субсидируемого импорта и обусловленного этим импортом ущерба  или угрозы причинения ущерба отрасли экономики.
  • Заявление (петиция) подается:
  • — национальным производителем  непосредственно конкурирующего товара (при подаче заявления о применении специальной защитной меры) или аналогичного товара (при подаче заявления о применении антидемпинговой меры или компенсационной меры);
  • — объединением национальных производителей, большинство участников которого производят непосредственно конкурирующий товар (при подаче заявления о применении специальной защитной меры) или аналогичный товар (при подаче заявления о применении антидемпинговой меры.
  • Причины подачи заявления (петиции) могут быть разные и варьируются в зависимости от типа расследования, например:
  • 1. Существенное увеличение импортных поставок, и как следствие, потеря рынков сбыта и снижение доли национальных производителей на внутреннем рынке;
  • 2. Падение цен на национальном рынке вследствие демпинговой политики экспортеров третьих стран;
Читайте также:  Статья 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации

3. Отрицательное воздействие на занятость, производство, запасы и другие факторы.

    Заявление (петиция) должно быть оформлено надлежащим образом и содержать всю необходимую для целей проведения расследования информацию.

   Уполномоченный орган обязан опубликовать уведомление об инициировании расследования  в официальном источнике страны местонахождения и уведомить уполномоченные органы государств, в отношении продукции которых инициировано расследование. В большинстве случаев, орган, проводящий расследование, направляет уведомление всем известным экспортерам из третьих стран.

Что делать, если Вы получаете информацию о начале расследования в отношении Вашего товара?

  1. Оцените перспективы положительного исхода расследования в случае Вашего участия, затраты на участие.

  2. Примите решение об участии в расследовании.

  3. Свяжитесь с органом, проводящим расследование, и зарегистрируйтесь в качестве заинтересованной стороны.

  4. Получите вопросник для заполнения.

  5.  Соберите информацию для вопросника, заполните «ответник».

  6. В установленный срок направьте «ответник» уполномоченному органу.

  7. Готовьте аргументы и доказательства.

  8. Если необходимо, запросите консультации.

 Основные фазы расследования

  1. Подача заявления (петиции) национальным производителем в уполномоченный орган.

  2. В случае принятия уполномоченным органом решения о начале расследования — публикация уведомления в официальном печатном издании и направление уведомления заинтересованным сторонам.

  3. Регистрация участников расследования (обычно предоставляется от 21 до 30 дней для регистрации в расследовании с даты публикации уведомления).

  4. Проведение консультаций и переговоров.

  5. Направление вопросников и запросов на получение необходимой информации (обычно предоставляется 30-45 дней на заполнение вопросников).

  6. Получение ответов на вопросники и дополнительные запросы.

  7. Проведение проверочных визитов (могут быть проведены как до опубликования предварительных результатов, так и после).

  8. Предварительные меры (могут быть введены не ранее, чем   через   60   дней   с   даты возбуждения расследования).

  9. Публичные слушания.

  10. Окончательные результаты.

В чем особенность специального защитного расследования?

Специальные защитные меры вводятся в экстренных случаях в отношении возросшего импорта отдельного товара, который приводит к ущербу или создает угрозу причинения такого ущерба независимо от страны происхождения товара.

Сотрудничество компаний с уполномоченным органом, проводящим расследование, играет важную роль в ходе расследования, однако по сравнению с антидемпинговым и компенсационным расследованием  по результатам специального защитного расследования не рассчитывается индивидуальная специальная пошлина для экспортера.

Вместе с тем, если Вы сотрудничаете с органом, проводящим расследования, Вы имеете право представлять комментарии и свое мнение, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.

Роль Минэкономразвития России?

  1. Минэкономразвития России на постоянной основе проводит мониторинг применяемых иностранными государствами мер защиты рынка.
  2. Эксперты  Минэкономазвития России обладают достаточными знаниями и обширной практикой защиты российских компаний в ходе расследования.
  3. Компаниям, вовлеченным в процедуры антидемпингового, компенсационного и спецзащитного расследования, рекомендуется незамедлительно связаться с Департаментом торговых переговоров  Минэкономразвития России в целях выработки общей стратегии защиты интересов российских производителей в ходе расследования.
  4. Более подробная информация приведена о роли Минэкономразвития России.

О правилах "выживания" при проведении доследственной проверки (часть 1)

Адвокат Константин Добиков 16.12.2017

  • Доследственная проверка – это комплекс процессуальных мероприятий, проводимых правоохранительными органами, в целях проверки наличия либо отсутствия состава преступления.
  • Основанием для проведения доследственной проверки является информация о возможном подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении.
  • Мероприятия проводимые в ходе доследственной проверки регулируются несколькими законами: ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ «О полиции», ФЗ «О федеральной службе безопасности», а также нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Мероприятия, проводимые сотрудниками правоохранительных органов в рамках доследственной проверки

Следователи и дознаватели вправе:

•Требовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ; •Назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок; •Производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование лиц; •Требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов. •Поручать сотрудникам полиции проведении оперативно-розыскных мероприятий.

  1. В соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрен перечень возможных 15 мероприятий, наиболее частые из них:
  2. • Опрос; • Сбор образцов для сравнительного исследования; • Проверочная закупка; • Наблюдение; • Обследование помещений, участков местности, транспортных средств; • Прослушивание телефонных переговоров; • Оперативный эксперимент.
  3. Полученные в результате мероприятий материалы могут использоваться в качестве доказательств в рамках уголовных дел в случае их соответствия нормам уголовно-процессуального кодекса.

Доследственная проверка как часть предварительного расследования

УДК 343.1

Страницы в журнале: 138-141

А.С. ЛИЗУНОВ,

  • аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин Волжской государственной академии водного транспорта
  • Рассматриваются авторские подходы к определению места доследственной проверки в структуре уголовного процесса; формулируется вывод о том, что в современном уголовном процессе России доследственная проверка должна стать частью предварительного расследования.
  • Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, доследственная проверка, структура уголовного процесса, предварительное расследование.
  • Pre-Investigation Checks as Part of Preliminary Investigation
  • Lizunov A.
  • Author discusses the approaches to the definition of place of preliminary inquiries in the framework of criminal proceedings; formulated the conclusion that in the modern Russian criminal trial investigation verification should be part of the preliminary investigation.
  • Keywords: criminal proceedings, pre-investigation checks, structure of the criminal process, preliminary investigation.

Термин «доследственная проверка»[1] является относительно новым. Но новый он, конечно, не в том смысле, что ранее не использовался на страницах печатных изданий и официальных документов[2], а также в среде практических работников[3], а в том, что до настоящего времени он предметно в теории уголовного процесса не исследовался и, соответственно, не был введен в научный оборот.

По нашему мнению, доследственная проверка — это регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, в ходе которой проверяется достоверность первоначальных сведений о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливается предварительная квалификация совершенного деяния, а также предпринимаются неотложные меры к быстрому раскрытию преступления.

В настоящее время уголовно-процессуальная технология производства доследственной проверки вобрала в себя значительное число проблем как теоретического, так и нормативно-прикладного характера. Одной из таких проблем является неопределенность места доследственной проверки в структуре современного уголовного процесса России.

Как правило, в научной и учебной литературе доследственная проверка рассматривается в качестве структурного элемента, составной части стадии возбуждения уголовного дела[4]. На этой основе исследователи уголовного процесса нередко в своих работах как бы подменяют понятие «возбуждение уголовного дела» термином «доследственная проверка», рассматривают их как тождественные и взаимозаменяемые.

Например, по мнению А.П. Рыжакова, возбуждение уголовного дела — это промежуток времени, в течение которого осуществляется специфического рода уголовно-процессуальная деятельность, именуемая предварительной проверкой заявлений (сообщений о преступлении). В этом и проявляется сущность данной стадии[5].

Примечательно, что параллельное использование дефиниций имеет место в основном в тех случаях, когда возникает необходимость охарактеризовать именно познавательную деятельность, связанную с установлением основания возбуждения уголовного дела.

Подобная позиция, невзирая на то, что она получила наибольшее распространение в юридической литературе, на наш взгляд, является спорной.

Деятельность по проверке сообщения о преступлении нередко выходит за границы, очерченные стадией возбуждения уголовного дела.

Сказанное отчетливо проявляется при производстве фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления при отсутствии повода для возбуждения уголовного дела.

Такая ситуация возможна, когда лицо, совершающее преступление, застигнуто с поличным на месте совершения преступления. Очевидно, что фактическое задержание — это не что иное, как юридический факт (действие), порождающий возникновение уголовно-процессуальных правоотношений.

Сказанное, в частности, подтверждается тем, что именно с этого момента исчисляется общий срок задержания (48 часов). Поэтому нет оснований сомневаться в том, что с момента фактического задержания осуществляется уголовно-процессуальная деятельность.

Можно привести и другие примеры, подтверждающие правильность высказанной позиции относительно границ доследственной проверки. Скажем, анонимное сообщение о преступлении в силу прямого указания в законе (ч. 7 ст.

141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 года; далее — УПК РФ) не является поводом для возбуждения уголовного дела.

Но если предположить, что в анонимном сообщении содержатся сведения о готовящемся террористическом акте или ином преступлении, совершение которого создает угрозу гибели значительного числа людей, очевидно, что в этом случае оно не останется без внимания правоохранительных органов.

Читайте также:  Статья 16.3. Служебное удостоверение

Уголовно-процессуальная практика знает случаи, когда в ходе расследования уголовного дела выявляются дополнительные эпизоды преступной деятельности, расследование которых по тем или иным причинам не целесообразно выделять в отдельное производство.

По этому поводу Конституционный суд Российской Федерации в определении от 21.10.

2008 № 600-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пивоварова Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 175 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» отметил, что определение того, является ли вновь обнаруженное преступное деяние составной частью события преступления, по которому ранее уже было возбуждено уголовное дело, или оно образует самостоятельное событие преступления, по признакам которого должно быть возбуждено новое уголовное дело, относится к компетенции правоприменительного органа.

Рекомендации этого плана встречаются и на страницах научных публикаций. Так, А.

Панюков считает не требующими возбуждения уголовного дела следующие случаи: когда к уголовной ответственности привлекаются соучастники преступления, если уголовное дело возбуждено по факту его совершения; когда уголовное дело было возбуждено в отношении лица, а в рамках расследования выявлены другие факты преступной деятельности этого лица; не требуется возбуждать уголовное дело по новому факту в отношении лица, привлеченного к уголовной ответственности в рамках уголовного дела, возбужденного по факту правонарушения, а также в случаях, когда уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица, а в ходе предварительного расследования устанавливается непричастность этого лица к преступлению и факту его совершения другим лицом[6].

В целом разделяя данную позицию, отметим: обнаружение нового эпизода преступной деятельности в ходе расследования уголовного дела не снимает обязанности с должностного лица органа уголовного судопроизводство составить рапорт об обнаружении признаков преступления[7], который будет являться одним из видов сообщения о преступлении (п. 43 ст. 5 УПК РФ). Таким образом, можно сказать, что сообщение о преступлении применительно к описанной ситуации будет проверяться уже в рамках стадии предварительного расследования, т. е. следственным путем.

Совокупность сказанного подтверждает ранее сделанный вывод о том, что доследственная проверка не всегда ограничивается исключительно рамками стадии возбуждения уголовного дела, в отдельных случаях выходит за ее пределы.

В этом контексте обратим внимание еще на одну законодательную неточность. Как известно, любая стадия уголовного процесса завершается принятием итогового решения, которое, как правило, оформляется посредством вынесения соответствующего правоприменительного акта.

Применительно к стадии возбуждения уголовного дела таковым актом является постановление.

Термин «постановление» законодатель трактует как «любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично; решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления» (п. 25 ст. 5 УПК РФ). Обращает на себя внимание то, что законодатель не предусматривает возможности вынесения постановления до начала предварительного расследования, т. е. на стадии возбуждения уголовного дела. Исходя из этого, можно высказать следующее предположение: авторы УПК РФ отнесли постановление о возбуждении уголовного дела к актам предварительного расследования. Однако в этом случае остается непонятным, в рамках какой стадии уголовного процесса выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В процессе поиска наиболее оптимального положения доследственной проверки в структуре отечественного уголовного процесса полезно обратиться к опыту зарубежных стран. Заметим, что в настоящее время известная отечественному уголовному процессу стадия возбуждения уголовного дела не имеет аналогов в большинстве стран мира.

В современных условиях она присутствует преимущественно в уголовных судопроизводствах стран постсоветского пространства.

Однако и здесь уже прослеживаются явные перемены, основанные на взвешенном и последовательном анализе отрицательного влияния некоторых рудиментов советского прошлого на развитие уголовного судопроизводства в аспекте повышения его эффективности и правозащитной роли.

В конце 2012 года был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс Украины (далее — УПК Украины), содержащий немало прогрессивных идей, которые могут быть использованы в процессе совершенствования отечественного уголовно-процессуального законодательства. Приведем некоторые выдержки из названного закона.

Статья 214 УПК Украины, поименованная «Начало досудебного расследования», содержит следующее положение: «Следователь, прокурор безотлагательно, но не позже 24 часов после представления заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного выявления им из любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения, обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование»[8]. До внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований украинский законодатель предоставляет возможность в неотложных случаях произвести лишь одно следственное действие — осмотр места происшествия. А в случае выявления признаков уголовного правонарушения на морском или речном судне, которое находится за пределами Украины, досудебное расследование начинается немедленно; сведения о нем вносятся в Единый реестр досудебных расследований при первой возможности (ч. 3 ст. 214 УПК Украины). Весьма интересным представляется порядок определения продолжительности досудебного расследования по УПК Украины. Разделяя уголовные правонарушения на две категории — уголовные преступления и уголовные проступки, закон вводит норму о том, что досудебное расследование должно быть закончено: 1) в течение 1 месяца со дня сообщения лицу о подозрении в совершении уголовного проступка; 2) в течение 2 месяцев со дня сообщения лицу о подозрении в совершении преступления (ч. 1 ст. 219 УПК Украины).

Необходимость реорганизации отечественного досудебного производства в настоящее время признается многими учеными-юристами. При этом одни авторы предлагают отказаться от стадии возбуждения уголовного дела и процедуры производства доследственной проверки в том виде, в каком она существует сейчас[9].

Другие, напротив, считают, что «рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях — это относительно самостоятельная, первоначальная часть… уголовного процесса, которой свойственны все признаки, характеризующие стадию процесса»[10].

По мнению третьих, «верным шагом в этом направлении будет являться такая конструкция досудебного производства по уголовному делу, которая позволит этапу возбуждения уголовного дела не предавать статуса стадии уголовного процесса.

В этой связи необходимо рассматривать возбуждение уголовного дела как один из первоначальных этапов досудебного производства»[11], а постановление о возбуждении уголовного дела считать «служебным, скользящим актом досудебного производства»[12]

Мы разделяем мнение ученых, считающих, что стадия возбуждения уголовного дела должна быть исключена из структуры современного уголовного процесса России[13]. Однако упразднение стадии возбуждения уголовного дела неравнозначно отказу от производства доследственной проверки.

Представляется, что даже если решение о возбуждении уголовного дела будет принято на основании одного лишь повода к этому, мы никуда не уйдем от необходимости проверки первоначальной информации о готовящемся или совершенном преступлении.

Полагаем: в условиях отсутствия стадии возбуждения уголовного дела доследственная проверка должна стать частью предварительного расследования.

В связи с этим украинский опыт относительно определения и процессуальной фиксации начала досудебного расследования, а также порядка исчисления сроков его окончания будет весьма полезен и, на наш взгляд, должен быть воспринят отечественным законодателем.

Иными словами, доследственная проверка, так же как и предварительное расследование, должна начинаться с момента поступления в правоохранительный орган первоначальной информации о готовящемся или совершенном преступлении.

При этом критерием демаркации доследственной проверки от последующей фазы предварительного расследования должно выступить появление в уголовном деле процессуальной фигуры подозреваемого. Именно с этого момента следует вести отсчет сроков окончания предварительного расследования.

В соответствии с этим подходом существующую при расследовании уголовного дела в форме дознания процедуру уведомления лица о подозрении в совершении преступления необходимо распространить также и на предварительное следствие.

Библиография

1 В юридической литературе встречаются различные наименования первоначального этапа уголовного судопроизводства. Несмотря на то что предварительное расследование на сегодняшний день может быть реализовано как в форме дознания, так и в форме предварительного следствия, мы все же из широкого спектра вариантов остановили свой выбор на термине «доследственная проверка».

Ссылка на основную публикацию