Статья 24.15. Продление, изменение условий и расторжение контракта

Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» допускает возможность изменения существенных условий контракта. Перечень случаев, когда условия контракта могут быть изменены поо соглашению сторон, приведен в части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ. Согласно закону, это может быть сделано:

  • 1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика контрактом:
  • а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
  • б) если по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара (объем работы или услуги) увеличивается или уменьшается не более чем на 10%.
  • С 1 июля 2019 года в часть 1 ст. 95 введен подпункт «в», допускающий возможность изменения условий контракта по соглашению сторон:

в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение цены контракта не более чем на 10%. Статья 24.15. Продление, изменение условий и расторжение контракта

  1. 2) если цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;
  2. 3) если цена контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта федерации на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;
  3. 4) если цена контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;
  4. 5) изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
  5. 6) в случаях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика лимитов бюджетных обязательств.
  6. 7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ, при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением, если такая возможность была предусмотрена контрактом.

С 1 июля 2019 года в часть 1 ст. 95 также добавлены основания для изменений существенных условий контракта в случаях, не предусмотренных закупочной документацией и/или контрактом.

8) если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого равна или превышает предельный размер цены, установленный Правительством, возникли обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.

Воспользоваться указанным основанием для пересмотра условий контракта можно только при наличии письменного обоснования такого шага на основании решения Правительства, исполнительного органа власти субъекта федерации или местной администрации, для нужд которых соответственно и производилась закупка. Одновременно должно выполняться условие, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и/или цены контракта более чем на 30%.

Во исполнение указанной нормы закона «О контрактной системе» Правительство РФ своим постановлением от 20.07.2019 года № 948 установило соответствующий  порог цены контракта в размере 100 миллионов рублей.

9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия не исполнен в установленный срок из-за необходимости внесения изменений в проектную документацию либо по вине подрядчика.

В этом случае допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (формулировка закона 44-ФЗ). Говоря русским языком, срок контракта может быть увеличен не более чем в два раза.

Если срок исполнения контракта увеличивается по вине подрядчика, то изменение условий контракта возможно только при отсутствии у неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек, штрафов или пеней, предъявленных заказчиком.

10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 ст. 93 закона.

Добавленным пунктом сняты ограничения на изменение по соглашению сторон существенных условий контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при закупках различных товаров, работ или услуг, в том числе, закупках у естественных монополий, закупках услуг по тепло-, водо-, электро- и гозоснабжению, коммунальных услуг, закупках услуг по управлению многоквартирными домами и т.п.

Банковские гарантии, кредиты и займы, факторинг

для поставщиков госзаказа

С 1 июля 2019 года в ст. 95 также была добавлена часть 17.1, посвященная заключению контракта с новым участником в случаях, когда контракт с предыдущим участником расторгнут. Суть нововведения выглядит следующим образом:  Статья 24.15. Продление, изменение условий и расторжение контракта

17.1. В случае расторжения контракта по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта заказчик имеет право заключить контракт с участником, занявшим второе место по результатам закупки.

При этом при расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, заключение нового контракта допускается в случае, если в связи с таким расторжением было принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Условия изменения и расторжения контракта подробно описаны в ст. 95 закона «О контрактной системе в сфере закупок», имеющей достаточно большой объем. В этой статье  мы кратко рассказали только об изменениях в законе, вступивших в силу с 1 июля 2019г.

Если же Вам на практике пришлось столкнуться с необходимостью изменения существенных условий контракта либо контракт может быть расторгнут, эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют Вам внимательно ознакомиться с полным текстом статьи 95.

Это поможет Вам избежать возможных неприятностей.

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

Кредитно-Страховое агентство — участвуйте и побеждайте вместе с нами !

Статья 24.15. Продление, изменение условий и расторжение контракта

Поправки в закон о контрактной системе меняют подход к строительным торгам

19.05.2019

Экономика

1 июля 2019 года вступают в действие поправки в закон о контрактной системе (44-ФЗ), которые существенно меняют требования к проведению торгов в строительной отрасли.

Президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин представил журналу «Строительство» разъяснения на этот счет.

РАЗЪЯСНЕНИЕ

Об отдельных вопросах изменения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с принятием Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Возможность и порядок внесения изменений в существенные условия контракта при его исполнении регулируются статьей 95 «Изменение, расторжение контракта» Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в ряде случаев, предусмотренных указанной статьей.

1. Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в пункт 1 части 1 ст. 95 с 1 июля 2019 года вводится специальный подпункт «в» для строительных работ следующего содержания:

«в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта».

Одновременно строительные работы выведены из-под действия подпункта «б».

Примечание:

Принципиальным нововведением является появление понятия «изменение видов выполняемых работ по контракту». В действующей редакции 44-ФЗ речь шла только о возможности изменения цены при изменении объема работ.

По общему правилу виды работ и объем работ по контракту являются существенными условиями контракта, которые не могут изменяться. При этом норма пп. «б» п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона 44-ФЗ позволяет изменять только условие об объеме работ по подписанному контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) в пределах десяти процентов и только, если это было предусмотрено в документации о закупке и контракте. Изменять содержание, виды работ данная норма не позволяет.

Приведенная норма также ставит в зависимость увеличение цены контракта от увеличения объема работ, который также не может превышать десять процентов.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1) Возможность изменения объема и (или) видов выполняемых работ должна быть предусмотрена в документации о закупке, условиями контракта и не должна приводить к изменению предмета закупки (контракта). Вопросы изменения объема и (или) видов выполняемых работ являются прерогативой заказчика.

Читайте также:  Статья 8. Государственная поддержка развития наукограда

2) Необходимость изменения объемов и (или) видов выполняемых работ по контракту может быть вызвана внесением изменений в проектную документацию или уточнением проектных решений в рабочей документации, разрабатываемой в процессе исполнения контракта — если в ходе исполнения контракта выяснилось, что потребность в выполнении отдельных видов работ отсутствует, при этом есть потребность в выполнении других работ для достижения, предусмотренного контрактом результата. При этом приоритетными являются потребности заказчика.

Примечание:

Данное положение применяется с учетом необходимости получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

Так, согласно части 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу.

Решение о направлении документов для проведения повторной экспертизы в отношении объекта капитального строительства принимается застройщиком (техническим заказчиком) самостоятельно.

В соответствии с пунктом 44 Положения № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» в случае, если в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, внесены изменения в части технических решений, которые влияют на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, такая проектная документация направляется повторно для проведения государственной экспертизы. Также по инициативе застройщика или технического заказчика повторно на государственную экспертизу может быть направлена проектная документация, в которой внесенные изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.

Также следует учесть, что в соответствии с частью 2 статьи 8.

3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. Проверка сметной стоимости осуществляется в отношении объектов капитального строительства независимо от обязательности государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Учитывая, что с 1 января 2019 г. изменился предмет экспертизы, включающий в себя проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, государственная экспертиза по объектам, указанным в частях 2 и 3 статьи 49 ГрК РФ, в том числе капитальный ремонт объектов капитального строительства, проводится исключительно в части проверки достоверности определения сметной стоимости.

3)

Исполнение контракта по 44-ФЗ 2021 г

Срок действия государственного контракта является одним из важнейших параметров для любой государственной закупки. С учетом сроков действия контракта определяется ответственность сторон: они требуются для определения добросовестности заказчика и поставщика.

Нарушение установленных сроков действия контракта может стать основанием для начисления неустойки. Между тем в 44-ФЗ не прописано четкое определение сроков действия контракта и порядок их установления. Но по нормам ст. 425 ГК договор вступает в силу с момента подписания и действует до окончания исполнения обязательств или до конкретной даты, которая прописана документально.

Стоит различать понятия срок действия контракта и срок исполнения. Срок действия является более широким понятием: он указывает на временной период, в течение которого контракт сохраняет свое значение и юридическую силу.

Срок исполнения контракта может не совпадать со сроком действия и обычно заканчивается раньше. Именно срок исполнения контракта является существенным условием по 44-ФЗ, а срок действия таковым не является.

Отсутствие данного параметра в договоре является важным нарушением и может стать основанием для признания контракта недействительным.

Под сроком исполнения контракта понимается временной период, за который поставщик и государственный заказчик обязаны полностью исполнить свои обязательства. Но после исполнения всех обязательств у сторон должно остаться время на проверку и подготовку документов. В этих целях введено в действие понятие общего срока договора по 44-ФЗ.

В контрактах, в которых предполагается поставка товаров и услуг, также применяется понятие срока поставки. По своей юридической силе оно полностью совпадает со сроком исполнения.

В случае если обязательства не были выполнены, а сроки действия контракта и сроки его исполнения истекли, это не означает их аннулирования. Обязательства по государственному контракту сохраняются. Исключение составляют госконтракты, в которых указано, что с прекращением срока действия аннулируются и обязательства.

Заказчик прописывает в закупке обязательство для поставщика (победителя закупки) предоставить обеспечение исполнения контракта. Сроки действия обеспечения в виде банковской гарантии также напрямую связаны со сроком действия контракта. Банковская гарантия должна полностью покрывать срок действия и на месяц превышать срок исполнения.

Также срок действия контракта не является тождественным понятием для срока исковой давности или гарантийного периода. Срок исковой давности по контракту устанавливается равным 3 годам по ст. 196 ГК. Он берет отсчет с момента окончания сроков исполнения обязательств и не превышает 10 лет.

Выполнение обязательств после окончания срока действия

В п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса указано, что в договоре предусматривают, что окончание срока действия договора ведет к прекращению обязательств сторон по договору. Договор, в котором нет этого условия, признают действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Следовательно, если в контракте не предусмотрено прекращение обязательств сторон из-за истечения срока действия госконтракта, он продолжает действовать и, следовательно, выполнение работ после окончания срока действия контракта по 44-ФЗ происходит до достижения всего объема работ по контракту. Дополнительное соглашение об увеличении срока действия госконтракта не заключается.

Если в госконтракте прописана поставка товара по заявкам заказчика и такая заявка отправляется после окончания предусмотренного контрактом срока поставки, это квалифицируют как изменение условий контракта при отсутствии установленной в 44-ФЗ возможности это сделать.

ВАЖНО!

За такие действия госзаказчику грозит административная ответственность по ч. 4 ст. 7.32 КоАП (административный штраф на должностных лиц в размере 20 000 руб., на юрлиц — в размере 200 000 руб.).

Таким образом, подавать заявку на поставку товара после окончания срока действия контракта по 44-ФЗ не рекомендуется.

Расторжение контракта по 44-ФЗ: особенности и последствия | Контур.Закупки

В ходе закупочной деятельности нередко возникновение ситуаций, когда одна из сторон не соблюдает положения, прописанные в договоре. Если организациям не удаётся разрешить разногласия при общении, он может быть расторгнут. В статье 95 (ч. 8) Закона № 44 нормативно установлены следующие основания:

  • по соглашению сторон
  • в одностороннем порядке
  • по решению суда

Расторжение госконтракта является серьёзным шагом для организации. Перед тем как решиться на него, следует оценить возможные неблагоприятные последствия. Рассмотрим, как выбрать наиболее подходящий способ.

Расторжение контракта по соглашению сторон

В случае отсутствия претензий у сторон, подписавших контракт, возможно его расторжение. Данное условие определено Законом № 44 и может не прописываться дополнительно в договоре. Осуществляется в любое время без дополнительного обоснования.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Вероятны случаи, при возникновении которых госконтракт расторгается по соглашению:

  • невозможно выполнение договора исполнителем по не зависящим от него обстоятельствам
  • заказчик утратил потребность в товаре или услуге, а исполнитель готов к расторжению контракта без возмещения материального ущерба
  • выполнение госконтракта невозможно по причине возникновения форс-мажорных обстоятельств (природные и техногенные катастрофы и аварии, эпидемии и др.)

Расторжение подготавливается как дополнительное соглашение к госконтракту в форме, аналогичной той, в которой подписан сам контракт (на бумажном носителе или в электронном виде).

Соглашение содержит следующие сведения:

  • реквизиты заключивших договор сторон
  • причины расторжения
  • наименование и количество поставленного и оплаченного товара (оказанной услуги)
  • если требуется ‒ сроки возврата перечисленного аванса или обеспечения
  • факт отсутствия претензий у сторон

В письме № Д28и-130, подготовленном Минэкономразвития России, содержится разъяснение, что госконтракт не может быть расторгнут частично. Данная процедура не предусмотрена Законом № 44. При поставке товара или оказании услуг не в полном объёме заказчик осуществляет приёмку и оплату по факту.

Согласно данным ЕИС, во II квартале 2020 года было расторгнуто 103 519 контрактов общей стоимостью 234 млрд рублей. В 98 % случаев контракты расторгались по соглашению сторон.

Читайте также:  Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации

: 10 ошибок поставщиков при участии в закупках

Возможные последствия! Расторжение госконтракта по соглашению сторон является верным решением, так как поставщик не вносится в РНП (См. также: “Как действовать, чтобы не оказаться в реестре недобросовестных поставщиков“).

Однако в этот документ необходимо внести положение о прекращении обязательств сторон «в том числе в части несения ответственности».

Иначе заказчик может подать иск о взыскании неустойки вплоть до момента истечения срока исковой давности на основании норм статьи 196 ГК РФ.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

По инициативе заказчика

Обязательно закрепите возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке в тексте договора. Причины одностороннего расторжения должны быть обоснованы. Сюда можно отнести действия поставщика, когда он:

  • внёс в заявку недостоверную информацию о себе или товаре (например, страна происхождения указана как Япония, а поставлено китайское оборудование)
  • отгрузил некачественный товар
  • не начинал работы или осуществляет их недостаточно быстро (не сможет заменить трубы горячего водоснабжения к началу отопительного сезона)

В случае проведения экспертизы должно быть заключение о том, что поставленный товар ненадлежащего качества. Причины для расторжения контракта должны быть достаточно весомыми, и заказчик обязан оплатить частично поставленные товары или выполненные работы, даже если расторжение контракта происходит по его инициативе. Дальнейшие действия регламентированы частями 12‒15 статьи 95 Закона №44.

После принятия решения о расторжении контракта заказчик в течение трёх рабочих дней направляет информацию об этом в ЕИС (См. также: “Электронный документооборот в закупках“).

Поставщику направляет об этом заказное письмо или сообщение в электронном виде с указанием замечаний. Поставщику даётся десять дней на устранение недостатков. Если этого не произошло, решение вступает в силу.

Если недостатки исправлены, то заказчик отменяет своё решение.

Устранять недостатки можно однократно. В случае повторного нарушения условий контракта заказчик не отменит собственное решение.

Возможные последствия! На основании части 16 ст. 95 Закона № 44 сведения об организации, с которой расторгли контракт по инициативе заказчика, включат в РНП. Также заказчик имеет право на возмещение понесённого ущерба по части 23 той же статьи.

: Новый порядок подачи жалоб по 44-ФЗ

По инициативе поставщика

Поставщик имеет возможность подготовить отказ от исполнения контракта при наличии её закрепления в тексте договора и нарушении его прав. Исполнитель в течение трёх дней сообщает заказчику о принятом решении. Согласно ч. 21 ст. 95 Закона № 44 если заказчиком через десять дней не устранены нарушения, решение о расторжении вступит в силу.

Заказчик может расторгнуть подписанный контракт только по веским причинам:

  • необоснованный отказ заказчика принять товар или оплатить оказанные услуги
  • возникновение обстоятельств непреодолимой силы
  • существенное изменение обстоятельств. Здесь надо чётко следовать нормам статьи 451 гражданского законодательства

Поставщик имеет право на возмещение затрат. Например, средств, направленных на получение банковского обеспечения контракта или приобретение товара у производителя.

В 2020 году заказчики и исполнители могут менять сроки, а также цену контракта, если исполнение его условий невозможно по причине распространения новой коронавирусной инфекции. Например, при работе университета в дистанционном режиме и отсутствии потребности в работе столовой можно не расторгать контракт на поставку продуктов, а продлить.

Возможные последствия! Не следует прибегать к расторжению контракта только на том основании, что он стал невыгодным из-за повышения цен.

Подобную ситуацию можно было спрогнозировать, и, приступив к выполнению условий контракта, выиграть суд будет практически нереально.

При подобном исходе поставщик будет признан уклоняющимся от исполнения контракта. За этим последует включение в РНП.

Расторжение контракта по решению суда

Обращение в суд подаётся, если:

  • в контракте не закреплена возможность расторгнуть контракт по инициативе одной из сторон
  • возможность текстом договора предусмотрена, но на расторжении настаивает лишь одна из сторон, а другая не соглашается с основанием для этого

Возможные последствия! Последствия будут зависеть от того, чью позицию примет суд. Если примут решение в пользу заказчика, то сведения об исполнителе включат в РНП.

: Как уменьшить риски при работе с госконтрактами: 10 правил

Советы тем, кто хочет избежать негативных последствий при закупках

  1. Тщательно анализируйте аукционную документацию (техническое задание, проект контракта и др.) перед подачей заявки.
  2. Фиксируйте результаты предварительных переговоров с представителями заказчика в электронных письмах.
  3. Проверяйте оформление документов. Храните сопроводительную документацию на товары. Сверяйте её с информацией в поданной заявке.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-ФЗ: в каких случаях возможно отказаться от исполнения контракта, и как это правильно сделать?

Одностороннее расторжение контракта зачастую приводит к судебным разбирательствам и включению исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков. По статистике более 2/3 поставщиков оказываются в РНП именно по причине одностороннего прекращения обязательств заказчиком (показатель 2019 года).

Участникам закупок нужно уметь отстаивать свои интересы и знать особенности  расторжения контракта, описанные в контрактном законодательстве. 44-ФЗ стоит не только на защите прав заказчиков, но и поставщиков. В Законе приводятся случаи, когда поставщик может отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке при соблюдении определенных условий.

Рассмотрим примеры из судебной практики, когда ведомство вставало на сторону заказчиков и, наоборот, выносило решение не в их пользу. Поймем, могут ли заказчики злоупотреблять своими полномочиями и прекращать контракт, ссылаясь на некачественное его исполнение, чтобы не платить исполнителям за работу. И как исполнителям защититься от таких ситуаций.

Общие положения

В контрактном законодательстве закреплено три основания, по которым контракт может быть расторгнут (ч.8 ст.95 44-ФЗ):

  • стороны обоюдно согласовали данную необходимость;
  • суд вынес решение о расторжении обязательств;
  • одна из сторон пожелала прекратить контракт на основании ГК РФ.

Заказчик может в одностороннем порядке отказаться от контракта, если это право было изначально прописано в контракте и не нарушаются положения гражданского законодательства (ч.9 ст.95 44-ФЗ).

Законодательство обязывает заказчиков разорвать договор в следующих случаях (ч.15 ст.95 44-ФЗ):

  • участник предоставил недостоверные сведения, вследствие которых смог выиграть в закупке;
  • поставленный товар расходится с требованиями, установленными в извещении и закупочной документации;
  • расторгнут инвестиционный контракт на поставку товара, выпущенного на территории РФ или усовершенствованного (доработанного) в РФ.

При ином раскладе заказчик вправе единолично прекратить действие договора, если поставщик игнорирует существенные условия:

  • предоставил товар ненадлежащего качества, некачественно провел работы;
  • не единожды срывает сроки отгрузки товара;
  • не укладывается в срок с выполнением работ.

В 44-ом Законе указаны обязательные условия, которые должны быть выполнены для правомерного прекращения обязательств в одностороннем порядке (ч.12 – 22 ст.95 44-ФЗ):

  • противоположная сторона должна быть надлежащим образом проинформирована о таком решении;
  • решение об одностороннем прекращении обязательств может быть отменено, если противоположная сторона в установленный законом срок (10 дней) исправила допущенные несоответствия.

Положительным моментом для поставщиков является то, что право одностороннего расторжения закреплено не только за заказчиками, но и за ними (ч.19 ст.95 44-ФЗ).

Таким образом, контрактное законодательство выступает в роли «уравновешивателя» позиций обеих сторон, а также является основанием для исполнителей отстаивать свою добросовестность и восстанавливаться в правах, если к ним были применены некомпетентные меры.

Если договорные отношения прекращаются в результате одностороннего отказа, инициированного одной из сторон, то вторая сторона может потребовать возмещение только фактически понесенных финансовых потерь (ч.23 ст.95 44-ФЗ).

Болезненный вопрос, который волнует многих участников закупок: может ли заказчик отменить контракт, не заплатить за исполненные обязательства и не подписать приемочные документы, необоснованно сославшись на то, что поставщик выполнил работу некачественно или нарушил сроки? Иначе говоря, может ли заказчик злоупотреблять своим положением?

Отвечаем: заказчик может отменить контракт, имея на то лишь весомый повод. А оплатить качественно и в срок выполненную работу он обязан, даже если контракт расторгается.

Причины и условия, которые являются основанием для одностороннего прекращения обязательств по 44-ФЗ

Рассмотрим причины и условия, которые приводят к отказу от контракта одной из сторон:

  1. Одна из сторон нарушила принципиальные положения договора и, тем самым, спровоцировала для другой стороны ущерб, лишивший ее возможности получить результат, предусмотренный этим договором (ч.2 ст.450 ГК РФ). Также в самом контракте изначально могут быть прописаны конкретные причины для одностороннего отказа от обязательств.
  2. В тексте договора необходимо установить меры ответственности для сторон за некачественное исполнение или неисполнение ими своих обязательств (ч.4 ст.34 44-ФЗ). Также отдельным пунктом указываются пени и штрафы за несоблюдение сроков оплаты (ч.5 ст.34 44-ФЗ).

На основании этих пунктов исполнитель вправе потребовать возмещения финансового урона, который он понес от прекращения контракта.

Какое законодательство берется за основу при исполнении и расторжении контракта: контрактное или ГК РФ?

В 44-ФЗ сказано, что договор может быть расторгнут по договоренности сторон, судебному решению или инициирован односторонний отказ от обязательств в соответствии с ГК РФ.

Читайте также:  Раздел VIII. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны

Следовательно, если какие-то положения и компетенции не отражены в 44-ФЗ, то нужно обращаться к гражданскому законодательству и другим Федеральным законам, которые дополняют 44-ФЗ.

Иные Федеральные законы не должны расходиться с 44-ФЗ (ч.1 ст.2 44-ФЗ).

Прекращение обязательств по 44-ФЗ

Для доказательства факта некачественного оказания услуг или несоблюдения норм законодательства заказчик может привлечь экспертов для оценки действий поставщика. Если экспертиза выявит нарушения по исполнению контракта со стороны поставщика, то на основании данной фиксации заказчик вправе отказаться от контракта в одностороннем формате (ч.10, 11 ст.95 44-ФЗ).

После того как заказчик примет решение о необходимости отменить контракт, у него есть 3 дня, в течение которых нужно успеть опубликовать данное решение на Портале госзакупок – zakupki.gov.ru (ЕИС).

После этого он должен проинформировать о своем решении поставщика в установленном порядке с обязательным уведомлением о вручении. Известить поставщика можно разными способами: по email, телеграммой, по факсу, заказным письмом и т.д.

Главное, чтобы на руках у поставщика осталось официальное уведомление, а у заказчика – подтверждение о том, что его решение донесено до поставщика (ч.12 ст.95 44-ФЗ).

Как только исполнитель будет надлежащим образом проинформирован об одностороннем расторжении обязательств заказчиком, начинается отсчет 10-ти дней, после истечения которых контракт получит статус расторгнутого (ч.13 ст.95 44-ФЗ).

Сведения об исполнителе попадают в РНП (ч.16 ст.95 44-ФЗ). Заказчик может отменить свое решение об одностороннем отказе, если в названный 10-дневный срок исполнитель успеет устранить выявленные нарушения (ч.14 ст.95 44-ФЗ). Исполнителю допустимо только один раз совершить ошибку, при повторном нарушении заказчик не отменит свое решение.

Исполнение госконтрактов в период пандемии. Девять акутальных вопросов

30.04.2020

Исполнение госконтрактов в период пандемии. Девять акутальных вопросов.

В условиях пандемии многие Поставщики сталкиваются с проблемами исполнения контрактов: одни Заказчики  не дают Поставщику осуществить поставку, ссылаясь на карантин и отсутствие на объекте уполномоченных на приемку лиц, другие Заказчики, напротив, считают сложившуюся в мире ситуацию не основанием нарушать сроки и настаивают на неукоснительном соблюдении Поставщиками контрактных условий. На что может рассчитывать Поставщик в этих условиях? Ответим на самые актуальные вопросы об исполнении госконтрактов в период пандемии.

1. Может ли победитель отказаться от подписания Контракта? Нет. Но Заказчик может отменить закупку. 

До заключения контракта заказчик вправе отменить закупку по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы – пандемия короновирусной инфекции (ст. 36 44-ФЗ).

Что делать?

Направить Заказчику письмо с подтверждением своего намерения заключить и исполнить контракт, описанием возникших обстоятельств непреодолимой силы и приложением подтверждающих документов, с предложением отменить закупку в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы. 

Если Заказчик не захочет отменить закупку, Вам придется заключить контракт и исполнять его. Отказ от заключения Контракта приведет к признанию Вас уклонившимся и включению в РНП. 

2. Можно ли изменить сроки поставки при заключении Контракта? Да. Заказчик вправе изменить срок поставки до заключения Контракта, но не более, чем на 27 календарных дней.

В соответствии с подп. «д» п. 1 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 443 Заказчик при направлении победителю закупки проекта контракта (доработанного проекта контракта) вправе увеличить срок исполнения обязательств, предусмотренных проектом контракта, на 27 календарных дней. 

Что делать?

При получении проекта Контракта от Заказчика направьте Заказчику протокол разногласий с формулировкой: «На основании подпункта д) пункта 1 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 443 прошу увеличить срок поставки на срок 27 календарных дней».

Одновременно направить Заказчику сопроводительное письмо с обоснованием необходимости увеличения сроков исполнения Контракта.

К письму приложите, при наличии, документы, подтверждающие необходимость увеличения сроков (например, письма контрагентов-поставщиков, официальное подтверждение обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств со стороны Ваших поставщиков), а также подтверждающие возможность осуществления поставки в будущем (гарантирующие письма поставщиков, копии заключенных договоров/выдержки из них). 

Заказчик, в случае согласия, направит Участнику доработанный проект контракта с увеличенным сроком. Вы подписываете контракт с увеличенным сроком со своей стороны и направляете его Заказчику.

Если Заказчик отказывается от продления срока, он повторно направит Вам Контракт на подпись без изменения сроков. В этом случае Контракт должен быть подписан на изначальных условиях. Отказ от подписания Контракта приведет к признанию Вас уклонившимся от заключения Контракта и включению сведений о Вас в РНП.

 3. Можно ли изменить срок поставки и/или цену Контракта на этапе его исполнения? Да. По соглашению сторон.

По соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). 

  •  Что делать? 
  • Если на этапе исполнения Контракта Вы понимаете, что исполнение Контракта будет невозможно по причине независящих от сторон обстоятельств, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, уведомите об этом Заказчика. Содержание уведомления:
  • — описание таких обстоятельств и их влияние на исполнение Контракта;
  • — обоснование срока, на который необходимо продлить срок исполнения Контракта;
  • — обоснование увеличения цены, 

— ссылка на ч. 65 ст. 112 44-ФЗ;

  1. — ссылка на соответствующие правовые акты органов власти.
  2. К уведомлению приложите доказательства возникновения независящих от сторон обстоятельств после заключения Контракта, доказательства невозможности исполнения Контракта на изначальных условиях, проект предлагаемого дополнительного соглашения об изменении сроков и/или цены Контракта.
  3. В случае согласия Заказчика на изменение срока, ему необходимо подготовить письменное обоснование такого изменения и обратиться в соответствующий орган исполнительной власти с просьбой о принятии решения об изменении условий Контракта.

Если решение органа исполнительной власти будет положительным, стороны заключают соответствующее соглашение. Не забудьте одновременно с заключением соглашения или до его заключения предоставить новое обеспечение исполнения Контракта.

В случае отказа Заказчика от обращения за решением или получения отрицательного решения, Контракт должен быть заключен и исполнен на изначальных условиях. В этом случае Вам необходимо собрать все доказательства невозможности исполнения, вести переписку с Заказчиком, иметь доказательства добросовестного поведения поставщика (договоры с субпоставщиками, переписка и т.д.). 

 4. Если в условиях пандемии невозможно поставить товар согласно требованиям заключенного Контракта, можно ли заменить товар другим? Да, но только на товар улучшенного качества и если Заказчик не возражает.

При исполнении контракта по согласованию сторон допускается поставка улучшенного товара, по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте (п. 7 ст. 95 44-ФЗ)

Что делать? 

Письменно обратитесь к Заказчику с описанием обстоятельств невозможности поставки товаров согласно существующим условиям Контракта о качестве, с просьбой согласовать поставку товаров с улучшенными характеристиками, с описанием таких улучшенных характеристик.

К письму приложите доказательства наступления обстоятельств непреодолимой силы,  доказательства улучшенных характеристик предлагаемого товара. При согласовании Заказчиком поставки товара с улучшенными характеристиками, он должен внести изменения в реестр контрактов.

При отказе Заказчика, Контракт подлежит исполнению на существующих условиях. Поставляя товар, не соответствующего условиям Контракта, не согласовав это с Заказчиком, Вы рискуете получить односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта и оказаться в РНП.

5. Можно ли в период пандемии расторгнуть Контракт по соглашению Сторон? Да.

В силу нормы п. 8 ст. 95 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения. 

Что делать? 

Направьте Заказчику письмо с предложением о расторжении Контракта по соглашению сторон.

В письме обоснуйте невозможность исполнения Контракта на условиях закупки со ссылками на обстоятельства, препятствующие исполнению, предложите расторгнуть Контракт по соглашению сторон, в случае, если уже имеются основания для начисления неустойки, гарантируйте Заказчику ее оплату. К письму приложите доказательства невозможности исполнения Контракта на условиях закупки и проект соглашения о расторжении контракта.

Если Заказчик согласен, подписываете соглашение о расторжении контракта. При необходимости, не забудьте уплатить неустойку.

В случае отказа Заказчика от расторжения Контракта, продолжайте исполнение Контракта. 

6. Как выйти из невыгодного Контракта, если Заказчик не хочет его изменять или расторгать? Изменить или расторгнуть в судебном порядке.         

Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения (п. 1 ст. 451 ГК РФ).

Что делать? 

Если Вы использовали все вышеописанные варианты и исчерпаны все доступные способы изменения или расторжения Контракта, однако сторонами так и не достигнуто соглашение, обращайтесь в суд  с требованием о расторжении/изменении Контракта. Обратите внимание, к иску должны быть приложены доказательства наступления условий для расторжения/изменения Контракта и условия, на которых просите расторгнуть/изменить договор в виде проекта соглашения.

7. Продлеваются ли сроки исполнения Контракта в связи с объявленными Президентом РФ нерабочими днями? Нет.  

Ссылка на основную публикацию