Статья 24.10. расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов

♻ Норматив ТКО — норматив накопления твердых коммунальных отходов. Норматив накопления ТКО устанавливается для юридических лиц (организаций), для офисов, ИП и конечно от жителей.

  Установление норматива ТКО — сложный процесс, сопровождаемый многочисленными замерами. Я нигде не нашла информацию о том, должны ли привлекаться к проведению замеров для установления нормативов ТКО общественные организации.

Если нет, то процесс и результаты его позволяют сомневаться в правильности установления нормативов ТКО региональными властями.

♻ В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

♻ В соответствии со статьей 24.10 ФЗ-89:

Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

♻ Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3.06.2016 г. № 505.

В соответствии с указанными правилами производится учет объема (массы) ТКО двумя вариантами:

  • средствами измерения — исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
  • расчетным методом: с использованием нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (подпункт «а» пункта 5 Правил).

В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.

Т.е. с нами, как с потребителями услуги по вывозу ТКО расчет производится по нормативу потребления услуг.

Это прописано в квитанции — расчете размера платы за коммунальные услуги и взноса на капитальный ремонт: объем коммунальных услуг (1) — норматив потребления коммунальных услуг, (2)- показаний приборов учета, (3)- иное. Объем коммунальных услуг по обращению с ТКО применяется именно по цифре (1).

Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 ), и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр.

Таким образом, норматив накопления ТКО утверждается для каждого региона.

Где вы их можете найти:

  • на сайте официальных региональных органов власти — администрации области, республики,
  • на сайте вашего регионального оператора.
  • в документе — «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами», утвержденном для вашего региона.

Каким образом утверждаются нормативы накопления ТКО в регионах?

Определение нормативов накопления ТКО производится в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. № 269.

  • Что интересного в Правилах определения нормативов накопления ТКО?
  • В вашем нормативе ТКО учитываются отходы, образующиеся в процессе уборки дворовой территории.
  • Нормативы накопления ТКО могут быть установлены в отношении:
  1. а) территорий субъекта Российской Федерации — муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  2. б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами — физических и юридических лиц;
  3. в) категорий объектов, на которых образуются отходы;
  4. г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

пункт 4 Правил определения нормативов ТКО

По каждой из вышеперечисленных групп производится определение нормативов с использованием замеров.

Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов прописаны условия проведения замеров и расчеты нормативов при разных условиях. Я об этом писать не буду.

Также условия проведения замеров прописаны в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 г. № 524.

Именно в методических рекомендация прописаны категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления ТКО:

Статья 24.10. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов Статья 24.10. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов Статья 24.10. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов

В отношении указанных объектов обязательно должны быть утверждены нормативы ТКО.

♻Также вы можете прочитать:

Часто задаваемые вопросы по ТКО

22 августа 2019

Как можно заключить договор с региональным оператором? Обязательно ли ехать в офис? Для того, чтобы заключить договор с региональным оператором по вывозу ТКО необязательно ехать в офис (г. Пермь, ул. Плеханова 51«В» Отдел по работе с юр.лицами). Оформить договор можно дистанционно. На сайте ПК ГУП «Теплоэнерго» в разделе «Деятельность» есть все необходимые формы. Заполненные документы нужно отправить на [email protected]

Все ли ИП и ООО обязаны заключать договор и оплачивать услугу по вывозу ТКО?

Согласно федеральному закону №89-ФЗ (ст. 24.7) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны заключить все юр.лица, в том числе ИП и ООО. Уведомления по адресу регистрации были направлены в декабре и январе. Информация в средствах массовой информации публикуется регулярно. В настоящее время на уровне Правительства Пермского края разрабатывается нормативно-правовой акт, который урегулирует вопросы начисления платы касающихся индивидуальных предпринимателей. Сейчас документ проходит юридическую экспертизу, и должен быть принят в течении месяца. В связи с этим, заключение договоров с ИП в данный момент приостановлено. Работа с самозанятым населением возобновится после принятия нормативно-правового акта. В этот период штрафных санкций начисляться не будет.

В какой срок необходимо заключить договор?

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами должен быть заключен с 1 января 2019 года. Однако по поручению губернатора Пермского края, до 15 сентября 2019 года «Теплоэнерго» не будет применять штрафные санкции к юридически лицам. По истечении указанного срока к юридическим лицам, не заключившим договоры, будут применены меры административного воздействия. Согласно кодексу РФ об административных правонарушениях, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусматривает наказание в виде штрафа от 100-250 тысяч рублей. Какие документы необходимы для заключения договора? Для заключения договора необходимо: реквизиты, название, фактический адрес (адрес прописки), ИНН, ОГРН; документы, подтверждающие полномочия генерального директора или другого уполномоченного лица, фактический адрес и банковские реквизиты; название и адрес объектов недвижимого имущества; данные о виде деятельности, составе и объеме образующихся за один год ТКО.

Читайте также:  Статья 24. юридическая консультация

Как рассчитать плату за услугу для юр.лиц?

Согласно постановлению Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» юридические лица могут опаливать услугу по вывозу отходов двумя способами: по нормативам накопления отходов или исходя из фактического объема.

Как рассчитать плату по нормативу?

Сумму оплаты можно рассчитать с учетом сферы деятельности юридического лица и категории объекта недвижимости.

Посмотреть норматив по категориям можно на сайте ПК ГУП «Теплоэнерго» в разделе «Деятельность» или пройти по прямой ссылке https://pkgyp-te.ru/images/docs/Prikaz_izmenenie_normativov_TKO.pdf

Пример расчета Индивидуальный предприниматель имеет коммерческое помещение площадью 60 квадратов. Компания занимается ремонтом бытовой техники. Норматив накопления для нее составляет 6,25 кг на квадратный метр в год. 60*6,25 = 375 кг в год. 375/1000=0,375 тонн в год. 0,375*5 299,25= 1 987 рубля в год. 1987/12=165,5 рублей в месяц. Норматив накопления для своей сферы деятельности можно уточнить на сайте ПК ГУП «Теплоэнерго» в разделе «Деятельность», «Постановление о предельном едином тарифе №41-о от 31.05.2019г.»

  • Как рассчитать плату по фактическому объему?
  • 102 974,9/12=8 581,2 рублей за услугу вывоза ТКО в месяц.
  • Перейти к списку новостей

Плата за вывоз отходов по фактическому объему может осуществляться исходя из количества контейнеров. Их объема и графика вывоза. 2 контейнера объемом * 1,1 куб.м. * 156 (график вывоза 3 раза в неделю) 52 недели в году * 3 раза в неделю вывоз = 156 раз в году осуществляется вывоз. 156*1,1 куб.м.* 2 контейнера = 343,2 куб.м. будет вывезено за год. Норматив для предприятий общественного питания 143,83 кг в год. 143,83/2,54 куб.м. в год = 56,62 343,2*56,62 =19 431,9 кг в год будет вывезено 19 431,9/1000 = 19,4 тонн в год 19,4*5299,25 =102 974,9 рублей за услугу вывоза ТКО в год.

Минстрой разъяснил, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО

  • Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 февраля 2020 г. N 2823-ОГ/04 «О разъяснении вопросов, связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами»
  • Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение по вопросам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), и сообщает следующее.
  • Частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

— Реклама —

Порядок заключения договора предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354), а также Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее — Правила обращения с ТКО).

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил № 354.

В соответствии с положениями жилищного законодательства, в том числе Правил № 354, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148 (30) Правил № 354).

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. метр общей площади жилого помещения.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.

Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении № 2 к Правилам № 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

При этом следует отметить, что согласно положениям статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

Указанные случаи установлены Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 (далее — Правила № 505).

Согласно пункту 6 Правил № 505 в целях расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, в соответствии с которым коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

  • нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
  • количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах № 354.

Согласно пункту 148 (30) Правил № 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО — расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.

При принятии органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о раздельном накоплении ТКО на соответствующей территории субъекта Российской Федерации в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО, должна быть сформирована схема потоков ТКО с учетом введения раздельного накопления ТКО в установленном порядке.

Отмечаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Читайте также:  Статья 16. Использование языков в официальном делопроизводстве

Три ключевых судебных дела об объеме и массе ТКО

Одним из выделяющихся событий 2018 года стало вмешательство третьей власти (судебной) в определение правил установления тарифов операторов в сфере обращения с отходами.

Среди вопросов, оказавшихся в центре рассмотрения судами, был вопрос о практике применения положений пункта 18 Основ ценообразования, которые определяют, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объема и (или) массы ТКО.

Расчетный объем и (или) масса ТКО определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов — исходя из данных территориальной схемы, или при ее отсутствии — исходя из нормативов накопления ТКО.

— Реклама —

  • Обратим особое внимание на то, что согласно подпункту, а) пункта 58 Основ ценообразования, отклонение фактического объема (массы) принятых ТКО от объема (массы), учтенного при установлении тарифов, является одним из оснований корректировки тарифов по результатам истекшего года в соответствии с формулой корректировки НВВ, установленной в Методических указаниях.
  • Таким образом, расчетный объем становится значимым показателем в обеспечении получения дохода любого оператора, осуществляющего регулируемые виды деятельности в отрасли по обращению с ТКО.
  • Проблемы практики выявили три прикладных аспекта:
  1. закрытость данных о фактическом объеме ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года,
  2. ошибки в содержании территориальных схем по обращению с отходами,
  3. необходимость утверждения единого тарифа регионального оператора в условиях, когда часть территориальной схемы признана недействительной.

Данные проблемы носят прикладной правоприменительный характер и уже повлияли, и повлияют также в перспективе на размер тарифа регионального оператора.

Содержащиеся в территориальной схеме данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта РФ с разбивкой по видам и классам опасности отходов необходимо критично оценивать с учетом того, что во многих регионах территориальные схемы были утверждены до утверждения нормативов накопления, в связи с чем их положения могут не компилироваться с Правилами определения нормативов накопления ТКО (утверждены постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269) и принятыми во исполнение данного постановления приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО.

Три ключевых судебных кейса, касающихся данного вопроса.

КЕЙС 1

Объем и (или) масса ТКО в территориальной схеме должны быть определены исходя из нормативов накопления ТКО. Расчетный метод для определения количества ТКО в территориальной схеме не предусмотрен законодательством.

Определение Верховного Суда РФ от 13 сентября 2017 г. № 7-АПГ17-7. В данном деле рассматривался вопрос о признании недействующей территориальной схемы обращения с ТКО Ивановской области на период 2016 — 2031 гг.

в связи с тем, что раздел схемы не соответствовал требованиям законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления; в схему включены неправильные сведения о количестве образованных и размещенных ТКО, что затрагивает права неопределенного круга лиц на получение услуги по обращению с ТКО по экономически обоснованной цене.

Территориальная схема обращения с отходами должна включать в том числе данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта РФ с разбивкой по видам и классам опасности отходов.

Из содержания территориальной схемы следовало, что ввиду отсутствия точных данных о количестве ТКО, образующихся в жилом секторе Ивановской области, Департаментом произведен расчет по формуле, которая определяет количество отходов IV и V классов опасности (тонн в год), как произведение количества жителей (чел.) и нормы накопления отходов (тонн/чел. в год).

Источниками сведений о количестве ТКО, образующихся в нежилом фонде Ивановской области, послужили данные, полученные в результате анкетирования муниципальных образований Ивановской области, а также данные статистической отчетности.

Суд апелляционной инстанции указал, что приведенный в схеме расчет количества ТКО является необоснованным и непроверяемым и нарушает права и законные интересы потребителей.

Согласно статье 24.10 Закона об отходах производства и потребления в случаях, определенных Правительством РФ, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.

Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).

Отсутствие на момент утверждения территориальной схемы Методических указаний не свидетельствует о правильности расчета Департаментом количества ТКО, поскольку в расчете использованы произвольные величины. Кроме того, расчетный метод для определения количества ТКО в территориальной схеме не предусмотрен законодательством.

В отсутствие утвержденных нормативов приведенное в схеме понятие «нормативы накопления твердых коммунальных отходов» использовано в целях определения ориентировочного количества ТКО, образующихся в жилом фонде, и условного выделения доли этих отходов из общего количества; данные сведения приведены в схеме как ориентировочные, каких-либо правовых последствий использование данных нормативов не имеет.

Оспариваемая территориальная схема утверждена на долгосрочный период 2016 — 2031 гг.

 Действующее законодательство в области обращения с отходами допускает возможность изменения территориальной схемы, но в настоящее время количество ТКО, определенное в схеме, не пересчитано, следовательно, может повлиять на ценообразование в рассматриваемой сфере регулирования и повлечь нарушение прав и законных интересов участников регулируемых правоотношений.

Территориальная схема была признана недействительной с даты принятия судебного решения.

КЕЙС 2

Признание территориальной схемы недействительной в части, не является стоп-фактором для определения расчетного объема ТКО при определении тарифов.

Указанная в Кейсе 1 тема получила свое развитие в другом деле (см. Апелляционное определение Верховного суда РФ от 21 ноября 2018 г. № 7-АПГ18-8), когда рассматривался вопрос о порядке определения расчетного объема ТКО при определении тарифа регионального оператора в Ивановской области.

Региональный оператор обратился в Ивановский областной суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 1, 2, 3 Постановления № 177-к/4, ссылаясь на их несоответствие положениям Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также — Закон № 89-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30 мая 2016 г.

№ 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 (далее также — Методические указания).

Читайте также:  Раздел II. Плата за земли сельскохозяйственного назначения

Верховный суд РФ в своем Апелляционном определении от 21 ноября 2018 года по данному делу обратил особое внимание на порядок применения пункта 18 Основ ценообразования в связке с положениями пунктов 85, 86 и 95 Методических указаний.

В частности, суд указал:

Пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрено, что расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов — исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг. Аналогичное положение закреплено в пункте 14 Методических рекомендаций.

Расчет единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляется по формулам, приведенным в пункте 85 Методических рекомендаций, учитывающим в своем составе в том числе показатели объема (массы) отходов, сбор и транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор (QPO (WPO), и объема (массы) отходов, направляемой (планируемой к направлению) региональным оператором на объект оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (QOj (Woj).

Пунктом 95 Методических указаний предусмотрено, что на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с отходами величины QOj (WOj) и QPO (WPO) определяются в соответствии с пунктом 86, согласно которому орган регулирования тарифов учитывает количество отходов QOj (WOj) и QPO (WPO), определяемые на уровне соответствующих фактических объемов и масс за последний отчетный год с учетом динамики изменения количества отходов за последние три года, при условии, что направления транспортирования отходов соответствуют территориальной схеме и не содержат изменений за последние три года. Значения этих параметров подлежат корректировке в случае, если территориальная схема предусматривает изменения баланса образования и обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора либо такие изменения предусмотрены соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Проанализировав указанные нормы в их взаимной связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что объем (масса) ТКО для расчета единого тарифа регионального оператора по обращению с отходами подлежит определению в следующем порядке:

  • на основании данных о фактической массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов;
  • в случае отсутствия подтверждающих документов — исходя из данных территориальной схемы;
  • при отсутствии территориальной схемы — исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.

Поскольку территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области на период 2016 — 2031 гг. была утверждена в 2016 г., статус регионального оператора был присвоен Обществу в 2017 г.

и, соответственно, сведения о динамике образования в Ивановской области ТКО за последние 3 года отсутствовали, а сама Территориальная схема решением Ивановского областного суда от 19 апреля 2017 г.

с учетом его изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2017 г.

была признана не действующей в части раздела 3 «Количество образующихся отходов», в рассматриваемом случае Департаменту следовало при расчете тарифов учитывать количество отходов QOj(WOj) и QPO (WPO), исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» договоров на оказание услуг.

КЕЙС 3

При определении расчетного объема ТКО для целей установления тарифа необходимо учитывать наличие у такого оператора реальной возможности по обработке и захоронению соответствующего объема (технико-экономические параметры эксплуатируемого им объекта по обращению с ТКО)

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 7 июня 2018 г. N 18-АПГ18-18.

В данном деле при установлении тарифов были использованы данные территориальной схемы, имеющие расхождения с фактическим объемом ТКО, который может быть обработан с использованием конкретного объекта и технико-экономических параметров эксплуатируемого объекта. По мнению истца, расчетный объем ТКО необоснованно определен не на основании данных о фактическом объеме ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года, а исходя из данных территориальной схемы обращения с отходами.

Согласно пункту 18 Основ ценообразования расчетный объем и (или) масса ТКО определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов — исходя из данных территориальной схемы или при ее отсутствии — исходя из нормативов накопления ТКО. Аналогичные положения предусмотрены пунктами 7, 14 Методических указаний.

Установленный в производственной программе в области обработки ТКО показатель производственной деятельности — 240 231 тонна соответствует сумме расчетных объемов ТКО для г. Геленджика и г. Новороссийска согласно разделу 6 «Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов» территориальной схемы.

В то же время как следует из территориальной схемы, проектная вместимость и фактическая мощность эксплуатируемого ООО «Терра-Н» полигона твердых бытовых отходов, расположенного в Урочище горы Щелбы г. Новороссийска Краснодарского края, составляет 80 000 тонн.

Из представленных Обществом данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год (2016), достоверность которых административным ответчиком не оспаривается, возможность достижения тех производственных показателей, которые установлены Обществу Приказом № 9/2017-тко, не следует.

Предусмотренные производственными программами мероприятия (капитальный ремонт оборудования и укладка временной дороги к картам полигона) увеличения проектной вместимости объекта размещения до указанных значений также не предполагают.

Таким образом, в силу приведенных положений нормативных правовых актов установление показателей производственной деятельности на основании полученных расчетным путем показателей количества образующихся отходов в населенных пунктах, обслуживаемых оператором по обращению с ТКО, без учета наличия у такого оператора реальной возможности по обработке и захоронению соответствующего объема отходов является недопустимым.

Принимая во внимание указанные обстоятельств, а и тот факт, что наряду с данными учета Обществом были предъявлены другие подтверждающие показатели отчетности документы (сводные реестры объемов по договорам на прием и размещение ТКО, договоры на оказание услуг по размещению ТКО, сводные реестры контрагентов). Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, подтвердившего правомерность действий Комиссии, отказавшейся использовать данные о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данные о динамике образования ТКО за последние 3 года.

С учетом допущенных регулирующим органом нарушений при установлении в производственных программах Общества планируемых объемов обрабатываемых, обезвреживаемых и размещаемых ТКО, а также при применении в расчете тарифов расчетной массы ТКО без учета фактических данных оспариваемые нормативные правовые акты об установлении тарифов были признаны недействующими.

Ссылка на основную публикацию