Статья 22. общие условия формирования избирательных комиссий субъектов российской федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий

Статья 22. Общие условия формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий

1.

 Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений.

2.

 Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

3.

 В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7 1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона.

3 1 .

 В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, либо в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7 1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 11 статьи 29 настоящего Федерального закона).

4. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

5. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии.

Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.

6. Орган, назначающий в состав комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, обязан получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой комиссии.

7.

 Если уполномоченные на то настоящим Федеральным законом органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган государственной власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения – избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии поселения – избирательной комиссией муниципального района, иной комиссии – вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, иным законом.

8. Законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по составу комиссий. При этом для комиссий, действующих на постоянной основе, период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее одного месяца, а для иных комиссий – не менее десяти дней.

В комментируемую статью выделены прежде всего общие условия формирования всех избирательных комиссий, тогда как особенностям формирования (в том числе с закреплением конкретного перечня субъектов, правомочных вносить предложения по составу комиссий)и кругу полномочий каждой из них посвящена соответствующая отдельная статья (статьи 23–27 комментируемого Федерального закона) 1 .

1. В комментируемом пункте определены субъекты избирательного процесса, на основе предложений которых в значительной части (как правило, не менее чем на одну вторую)формируются составы избирательных комиссий всех уровней, за исключением ЦИК России, т.е. ИКСРФ, ИКМО, ОИК, ТИК и УИК. Среди субъектов, имеющих право вносить предложения по кандидатурам в состав избирательных комиссий, выделены:

а) политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе.

Порядок допуска к распределению депутатских мандатов федеральных списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, на выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва установлен статьями 84, 86 и 99 Федерального закона от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 2 . На выборахдепутатов Государственной Думы пятого и последующего созывов порядок допуска к распределению депутатских мандатов федеральных списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, будет регулироватьсястатьей 82 нового Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Решение о предложении кандидатур в состав соответствующих избирательных комиссий от политической партии вносит полномочный (руководящий) орган политической партии в соответствии с ее уставом.

Региональные отделения, иные структурные подразделения политической партии могут вносить предложения по кандидатурам в состав комиссий в том случае, если уставом политической партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим) органом политической партии. При этом решение принимается органом регионального отделения, иного структурного подразделения, полномочным принимать такое решение. Указанные полномочные органы могут быть прямо определены в уставе политической партии, либо решение этого вопроса может быть возложено на какой-либо руководящий орган политической партии. Все вышеуказанные документы, в том числе по делегированию полномочий, должны быть оформлены в письменном виде и подписаны уполномоченными (руководящими) лицами политической партии (ее структурных подразделений) в соответствии с уставом;

_______________ 1 См.

также: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 мая 2006 года № 176/1130-4 «О Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 6 (197). С. 5–35. 2 СЗ РФ. 2002. № 51. Ст. 4982.

Читайте также:  Статья 20. Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов государственной охраны

б) политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение по предложению кандидатуры должно быть принято либо органом, соответствующим уровню избирательной комиссии, либо вышестоящим органом.

Полномочия органа, представившего кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии, должны быть подтверждены документально (копия устава, решение руководящего органа и т.п.);

в) в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ в случае, если формирование комиссии будет происходить в тот период, когда в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации будут исполнять свои полномочия депутаты, получившие мандаты в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными блоками, указанные избирательные блоки также будут иметь право вносить предложения по кандидатурам в состав избирательных комиссий, поскольку такое право было закреплено за ними комментируемым Федеральным законом до вступления в силу указанного Федерального закона. Реализация избирательным блоком своего права может осуществляться через одно из избирательных объединений, уполномоченных на то при его создании, либо непосредственно органом избирательного блока, уполномоченным на то при его создании (пункт 8 статьи 35 комментируемого Федерального закона в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 93-ФЗ).

Помимо парламентских политических партий к субъектам права выдвижения кандидатур в состав избирательных комиссий законодательно отнесены и все иные общественные объединения. Это означает, что кандидатуры могут предлагаться общественными объединениями, созданными в любой организационно-правовой форме. Согласно статье 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» это могут быть:

Государственные и муниципальные служащие не должны входить в состав избирательных комиссий

И в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в декабре 2011 года, и в ходе выборов Президента РФ в марте 2012 года наблюдателями были зафиксированы многочисленные случаи фактического вмешательства в избирательный процесс и негативного влияния на ход выборов представителей действующих органов государственной власти и местного самоуправления. Особенно такое влияние заметно в ходе перевыборов этих же самых органов.

Одной из возможностей для такого влияния является участие государственных и муниципальных служащих в работе избирательных комиссий.

Действующее законодательство допускает такое участие, при этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии.

Бюро РОДП «ЯБЛОКО» считает недопустимым участие этих служащих в избирательных комиссиях всех уровней и предлагает депутатам Законодательных собраний – членам РОДП «ЯБЛОКО» выступить с законодательной инициативой об изменении избирательного законодательства с целью введения запрета на участие государственных и муниципальных служащих в работе избирательных комиссий.

Председатель Партии С.С.Митрохин

  • Принято Бюро РОДП «ЯБЛОКО»
  • Решение №1109
  • от 16 марта 2012 года
  • Предложения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» о внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Предлагаемая редакция части 5 Статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

«Статья 22. Общие условия формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий

5. Государственные и муниципальные служащие не могут входить в состав членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии.

Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.»

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Адрес: 109012, г. Москва, Б. Черкасский переулок, 9 Тел.: 8(495) 606-79-57 www.cikrf.ru

Избирательная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Адрес: 628006, г. Ханты-Мансийск, ул. Карла Маркса, 14 Тел. приемной: 355-045, факс 355-046 http://www.ikhmao.ru

  • РЕЖИМ РАБОТЫ
  • территориальной избирательной комиссии Ханты-Мансийского района

Понедельник – пятница: с 09.00 до 18.00 Перерыв: с 13.00 до 14.00 Суббота, воскресенье: выходной

  1. По всем интересующим Вас вопросам просим обращаться по телефонам:
  2. Председатель территориальной избирательной комиссии Ханты-Мансийского района
  3.   тел. 8(3467)35-22-90;  факс 8 (3467) 35-28-89;
  4. адрес электронной почты:  ik@hmrn.ru

Системный администратор территориальной избирательной комиссии        Судейкина Валентина Игоревна тел.: 8(3467) 35-27-53; адрес электронной почты: tik@hmrn.ru

А также по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 214 (административное здание администрации района), каб. № 5

Номер телефона «горячей телефонной линии» территориальной избирательной комиссии Ханты-Мансийского района

  8(34-67)35-28-89

Режим работы комиссии в период избирательной кампании

пн.-пт. с 9-00 до 18-00 выходные с 10-00 до 14-00

Уважаемые избиратели Ханты-Мансийского района!

Территориальная избирательная комиссия Ханты-Мансийского района рада приветствовать Вас на нашем сайте. Здесь вы сможете получить максимально оперативную информацию о подготовке, ходе и результатах выборов в районе.

Рассказывая о проходящих в районе избирательных кампаниях, предстоящих и прошедших выборах, а также о работе избирательной комиссии надеемся помочь Вам реализовать избирательные права, повысить уровень гражданской ответственности.

Кроме того, считаем очень важным заинтересовать молодое поколение избирателей и привлечь их к активной политической жизни нашей страны. Очень важно довести до сознания каждого гражданина понимание причастности к процессам управления в стране, округе и районе, результат которых во многом зависит от волеизъявления, активности и ответственности граждан.

Надеемся, информация, которую Вы найдете на сайте будет полезной и востребованной.

С уважением,

Территориальная избирательная комиссия

Порядок образования избирательных комиссий по проведению муниципальных выборов и их полномочия

Статья 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет систему и статус избирательных комиссий, комиссий референдума.

В РФ действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

    1. Центральная избирательная комиссия РФ;
    2. избирательные комиссии субъектов РФ;
    3. избирательные комиссии муниципальных образований;
    4. окружные избирательные комиссии;
    5. территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
    6. участковые комиссии.

При проведении соответствующих референдумов Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих вышестоящих избирательных комиссий.

Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ.

Порядок формирования избирательных комиссий муниципального образования

  • Статья 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» определяет порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований.
  • Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
  • Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.
  • Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.
Читайте также:  Статья 6. обязательность судебных постановлений

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.

В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта РФ могут быть возложены на территориальную комиссию.

Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта РФ. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет 5 лет.

Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

Избирательная комиссия формируется в количестве:

    • 8, 10 или 12 членов с правом решающего голоса — для муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения;
    • 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса – для поселения.

Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в п. 2 ст.

22 настоящего Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ, а формирование избирательной комиссии поселения — также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:

    1. политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»;
    2. политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона;
    3. избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта РФ.

Представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии в следующем порядке:

    • если полномочия избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, остальные члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;
    • если полномочия избирательной комиссии муниципального района возложены на территориальную комиссию, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;
    • если полномочия территориальной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального района, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.

Полномочия избирательных комиссий муниципального образования

Избирательная комиссия муниципального образования осуществляет на территории муниципального образования:

    1.  контроль за соблюдением избирательных прав;
    2. реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, изданием необходимой печатной продукции;
    3. меры по обеспечению соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

    Муниципальное право Российской Федерации

    Подготовка и проведение муниципальных выборов осуществляется системой избирательных комиссий, возглавляемой Центральной избирательной комиссией (ЦИК) РФ.

    В указанную систему также входят избирательные комиссии субъектов федерации, муниципальных образований, окружные, участковые избирательные комиссии.

    В организации муниципальных выборов могут также принимать участие территориальные (районные, городские и другие) комиссии.

    Правовая природа комиссий. Комиссии являются органами коллегиальными и в пределах своей компетенции независимыми от органов государственной власти, местного самоуправления, даже от органов, формирующих их.

    Акты, принятые комиссиями в пределах их полномочий, обязательны для всех участников выборов. Названные акты не подлежат государственной регистрации. Нет полного подчинения и между вышестоящими и нижестоящими комиссиями.

    В то же время решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

    При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено.

    ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные комиссии являются государственными органами. Избирательные комиссии муниципальных образований входят в систему органов местного самоуправления.

    Следовательно, они должны наделяться статусом органов местного самоуправления. Их место в системе органов местного самоуправления должно определяться уставами муниципальных образований. Остальные комиссии являются общественными формированиями со специальным статусом.

    Данный статус задается исключительно избирательным законодательством. Законодательство о некоммерческих организациях к избирательным комиссиям неприменимо. ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ обладают правами юридического лица.

    Территориальные комиссии и избирательные комиссии муниципальных образований могут наделяться такими правами.

    Непосредственно за подготовку и проведение муниципальных выборов отвечают избирательные комиссии муниципальных образований (муниципальные комиссии), окружные, участковые комиссии. При проведении муниципальных выборов каждая предшествующая из них является вышестоящей для последующих.

    На основе обращения представительного органа местного самоуправления избирательная комиссия субъекта федерации может принять решение о возложении полномочий муниципальной комиссии на территориальную комиссию или наоборот. Из названных комиссий на постоянной основе работают муниципальные и территориальные комиссии.

    Они формируются на четырехлетний срок. Если срок полномочий данных комиссий истекает в период избирательной кампании, в которой они участвуют, то срок полномочий продлевается до окончания указанной кампании.

    Данное положение не применяется к муниципальным комиссиям при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов представительного органа местного самоуправления.

    Хотя окружные комиссии действуют на непостоянной основе, они имеют довольно продолжительный срок полномочий: он истекает в день официального опубликования решения о назначении следующих соответствующих выборов. Полномочия участковых комиссий прекращаются по общему правилу через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов.

    Формирование комиссий. Муниципальные комиссии формируются соответствующими представительными органами местного самоуправления: территориальные комиссии — избирательными комиссиями субъектов РФ, окружные и участковые — вышестоящими для них комиссиями.

    Для муниципальных, территориальных комиссий период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения по их составу, должен составлять не менее одного месяца, а для окружных и участковых комиссий — не менее 10 дней.

    Муниципальные, окружные, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, представительном органе местного самоуправления. это не полный перечень субъектов выдвижения. Так, при формировании муниципальных комиссий учитываются также предложения собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта федерации. Причем представительный орган местного самоуправления обязан назначить в состав муниципальной избирательной комиссии не менее двух членов по предложениям избирательной комиссии субъекта федерации.

    В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного, иного общественного объединения, от каждого избирательною блока.

    Политическая партия, избирательное объединение, блок не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более трети от общего числа членов комиссии.

    Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.

    Законодательно обеспечивается гарантированное осуществление избирательных прав граждан и в том случае, когда уполномоченные органы вовремя не формируют соответствующие комиссии.

    Если уполномоченные законом органы не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган государственной власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава муниципальной избирательной комиссии назначается избирательной комиссией субъекта РФ, иной комиссии — вышестоящей комиссией.

    Формирование избирательных комиссий

    Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ст. 22) определены общие условия формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий.

    Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации установлен в ст. 21 указанного Закона и отличен от общих условий.

    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов.

    Пять членов ЦИК РФ назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума РФ) из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе РФ, а также депутатами Государственной Думы РФ.

    При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе РФ может быть назначено не более одного представителя.

    Пять членов ЦИК РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ). Пять членов ЦИК РФ назначаются Президентом Российской Федерации.

    Все остальные избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, иных общественных объединений.

    Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе указанных предложений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

    В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

    Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии.

    Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удалённых от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.

    Орган, назначающий в состав комиссии гражданина России, обязан получить письменное согласие этого гражданина на вхождение в состав комиссии.

    Если уполномоченные законом органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в установленный срок, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган государственной власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии субъекта РФ назначается ЦИК РФ, избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения – избирательной комиссией субъекта РФ, избирательной комиссии поселения – избирательной комиссией муниципального района, иной комиссии – вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных законом.

    Законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приёма предложений по составу комиссий. При этом для комиссий, действующих на постоянной основе, период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее одного месяца, а для иных комиссий – не менее десяти дней.

    • В ст. 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплены следующие положения по организации деятельности комиссий:
    • · деятельность комиссий осуществляется коллегиально;
    • · комиссия правомочна приступить к работе, если её состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава;
    • · комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на своё первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении её членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава (при этом в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов комиссии, срок полномочий комиссии исчисляется со дня её первого заседания);
Ссылка на основную публикацию