Статья 17. Администратор суда

   Административное судопроизводство по КоАП РФ немного отличается от гражданского и уголовного. Рассмотрим детали рассмотрения административных дел судом, касающиеся судебных заседаний.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам поможет Вам: профессионально и в срок. Звоните уже сегодня!

Как проходит судебное заседание по административному делу?

   При рассмотрении административного дела судом, как правило, судья единолично рассматривает административное дело с участием правонарушителя. При рассмотрении не присутствует секретарь судебного заседания и не ведется протокол заседания. Аналогичным образом рассматриваются дела иными уполномоченными органами, т.е. дело рассматривается должностным лицом.

   При этом до того, как правонарушитель зайдет в кабинет к судье или в зал, с него берут подписку о разъяснении ему его прав.

   При рассмотрении дела судья объявляет, кто рассматривает дело и какое дело рассматривается.

Устанавливается личность лиц, которые явились на рассмотрение дела, разъясняются их права и обязанности, разрешаются поступившие ходатайства и отводы.

Далее судья заслушивает пояснения правонарушителя, при необходимости задает вопросы, после чего удаляется в совещательную комнату и выносит судебный акт по делу.

Выездное судебное заседание по административному делу

  •    КоАП РФ не содержит норм, которые бы регулировали порядок проведения выездного судебного заседания.
  •    Однако, встречаются судебные акты по административным делам, в которых указано на то, что было проведено выездное судебное заседание, в связи с тем, что правонарушитель, например, находился на лечении и не мог явиться в суд.
  •     Таким образом, если судья посчитает необходимым осуществить выездное заседание, то такое заседание может быть проведено.

   В то же время, не так часто практикуются выездные заседания не только по административным делам, но и даже по гражданским и уголовным. Это скорее исключение, чем правило.

Ведется ли протокол судебного заседания по административному делу?

Статья 17. Администратор суда

   В то же время КоАП РФ не запрещает ведение протокола, когда дело рассматривается единолично судьей. Таким образом, при необходимости может вестись протокол судебного заседания при рассмотрении административного дела.

   Кроме того, привлекаемое к ответственности лицо может заявить ходатайство о том, чтобы велся протокол судебного заседания. В таком случае судья при разрешении такого ходатайства решает вопрос о его удовлетворении или об отказе в удовлетворении. Если ходатайство будет удовлетворено, тогда будет вестись протокол судебного заседания секретарем.

Сколько длится судебное заседание по административному делу?

   Ответить на вопрос, сколько длится судебное заседание по административному делу, невозможно, поскольку заседание может длиться 5 минут, а может и несколько часов.

   Длительность рассмотрения административного дела зависит от состава правонарушения, от того признает ли лицо свою вину или нет, от пояснений лица по вопросу привлечения его к ответственности, от количества доказательств по делу, от заявляемых ходатайств и т.п. Также на длительность судебного заседания будет влиять время нахождения судьи в совещательной комнате.

   Например, когда мировыми судьями рассматриваются аналогичные административные дела, тогда у них уже имеется выработанная практика по принятию решений по таким делам и судебные акты выносятся однотипные, меняется только ФИО правонарушителя, поэтому рассмотрение дела происходит в течение 5 минут. Если же на рассмотрение поступило дело по какому-то новому для судьи составу правонарушения, тогда потребуется немного больше времени, поскольку необходимо будет не только разобраться в деле, но и напечатать судебный акт, скажем так, не по типовой форме.

Как перенести судебное заседание по административному делу?

  1.    Перенос судебного заседания связан с отложением рассмотрения дела.
  2.     Основанием для отложения рассмотрения дела может являться неявка лица в заседание, ходатайства лица об отложении дела и другие причины, которые судья посчитает уважительными для того, чтобы отложить дело.

  3.    Если правонарушитель не может явиться в процесс, он должен направить в суд письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела с указанием уважительных причин, по которым он просит перенести заседание.

  4.    Судья, получив ходатайство об отложении, обязан рассмотреть его и вынести определение либо об отказе в удовлетворении ходатайства, либо об отложении судебного заседания.

Судебное заседание апелляционной инстанции по КоАП РФ

   Решение по административному делу, которое принято судом первой инстанции или уполномоченным органом, может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд.

   Судебное заседание в апелляции рассматривается по аналогии с рассмотрением дела мировым судьей, т.е. единолично судьей.

  •    При этом протокол судебного заседания может вестись, а может не вестись.
  •    Апелляционная инстанция рассматривает жалобу на решение, которое принято по результатам рассмотрения дела судом или уполномоченным органом и принимает решение по жалобе с учетом того, законное ли вынесено решение по делу судом первой инстанции или уполномоченным органом.
  •    При обжаловании решений арбитражных судов, в апелляционной инстанции жалобы рассматриваются коллегиально судьями.

   В общем порядок судебного заседания апелляционной инстанции по КоАП РФ не особо отличается от рассмотрения дела в первой инстанции, за тем лишь исключением, что апелляция изучает решение первой инстанции или уполномоченного органа на предмет его законности и обоснованности. В судебное заседание также могут явиться участники процесса и дать свои пояснения.

Администратор суда. Назначение на должность и освобождение от должности администратора суда

В настоящее время в связи с реализацией федеральной целевой программы по развитию судебной системы страны институт администраторов суда получил широкое распространение. Благодаря этому они призваны играть главную роль в управлении судами.

  • Они способствуют улучшению деятельности судов по рассмотрению различного рода обращений, разрабатывают с руководством суда необходимые мероприятия по улучшению работы и внесению необходимых изменений
  • Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением организационного обеспечения деятельности судебных органов администратором.
  • Предмет работы – администратор суда.

Вначале все судебные работники положительно восприняли появление в судах администратора. Цель замысла создания данного института состояла в освобождении судей, прежде всего председателя суда, от выполнения несвойственных им обязанностей по организационному обеспечению деятельности судов, не имеющих непосредственного отношения к осуществлению правосудия.

Администратор суда призван выполнять двойную функцию: освобождать время судьи, необходимое ему для рассмотрения дел и вносить профессиональный уровень управления судебной деятельности.

Позитивное влияние может оказать участие администратора в выработке политики и координировании рабочих процессов, внесении изменений в распределение нагрузки, управление кадрами аппарата суда, распределение и использование средств федерального бюджета.

  1. В соответствии с Положением об администраторе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, районного суда, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 3 марта 2003 г. N 14 и детализировавшим обязанности администратора, администратор суда:
  2. — принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
  3. — взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;
  • — принимает организационные меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;
  • — обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;
  • — осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;
  • — организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной служб;
  • — организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;
  • — разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента при Верховном Суде РФ или его управление (отдел);
  • — осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.
  • В каждом суде по своему усмотрению используют эту должность, чаще всего для решения проблем строительства, ремонта и расширения помещений, поэтому администратор существенно не влияет на всю организационно-подготовительную работу в суде и освобождение судей от административных функций фактически не произошло.

Администратору подчиняются структурные подразделения аппарата арбитражного суда или работники, выполняющие функции по организационному, финансово-экономическому, документационному, информационному, хозяйственному обеспечению деятельности суда, за исключением тех структурных подразделений или работников, статус которых определен федеральным законом, или руководство которыми отнесено к исключительной компетенции председателя соответствующего суда. Администратор имеет заместителя, который исполняет в отсутствие администратора его обязанности, а также иные полномочия, закрепленные за ним в соответствии с должностной инструкцией.

Современный статус администратора суда. По причине возрастающей судебной нагрузки у судей остается очень мало времени для решения каждодневных организационных вопросов судебной системы.

Взаимоотношения с судебной властью, в особенности с главным судьей, имеют огромное значение для судебного администратора.

В идеале судебный администратор должен совмещать технические навыки менеджера и знание основ государственного и делового администрирования, а также понимание своих обязанностей и проблем в применении к судебной деятельности.

Статья 17 Закона о судебном департаменте рассматривает вопросы организации деятельности администратора суда, осуществления им своих полномочий. Он назначается и освобождается от должности начальником соответствующего структурного подразделения Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда.

Стоит подчеркнуть, что успех судебного администратора в выполнении административных и управленческих обязанностей в несудебной области деятельности суда зависит от многих факторов, в первую очередь от его персональных и профессиональных качеств. Этот вопрос наиболее актуален в связи с расположение районных и иных судов в отдаленных населенных пунктах, где существует ограниченность в работниках с высшим образованием.

Читайте также:  Глава V. Установление пенсии, индексация, выплата и доставка пенсий

Но какой бы уровень подготовки у кандидата на должность администратора суда не был, исполнение столь специфических должностных обязанностей требует как первоначального обучения, так и постоянного повышения профессионального уровня в последующем. Организация и проведение этой учебы полностью возлагается на орган Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

Администратор военного суда осуществляет свои полномочия под контролем председателя соответствующего суда и под руководством соответствующего подразделения Судебного департамента.

Администратор военного суда назначается на должность и освобождается от должности начальником соответствующего подразделения Судебного департамента по представлению председателя соответствующего военного суда.

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими.

Права, обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе.

  1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
  2. Администратор кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда назначается на должность и освобождается от должности начальником соответствующего структурного подразделения Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда — начальником управления Судебного департамента по представлению председателя районного суда.
  3. БИЛЕТ 14

Статья 17 КАС РФ. Подведомственность административных дел судам

Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

См. все связанные документы >>>

Статья 17 КАС РФ, определяющая подведомственность административных дел судам, относит к компетенции ВС России, судов общей юрисдикции и мировых судей те административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые не отнесены федеральными законами к компетенции КС России, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.

Полномочия КС России определены положениями ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», которые основаны на следующих нормах ч. ч. 2 — 5 ст. 125 Конституции РФ (в ред. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ):

  • КС России по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, ВС России, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  • в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • г) не вступивших в силу международных договоров РФ (ч. 2);
  • КС России разрешает споры о компетенции:
  • а) между федеральными органами государственной власти;
  • б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • в) между высшими государственными органами субъектов РФ (ч. 3);
  • КС России по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 4);

КС России по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ (ч. 5).

Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ определена нормой ч. 1 ст. 27 Закона 1996 г.

о судебной системе, предусматривающей, что конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Подведомственность арбитражным судам экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена статьей 29 АПК РФ, в соответствии с которой (в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 г.

N 186-ФЗ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

  1. 1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с данным Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
  2. 2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
  3. 3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  4. 4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  5. 5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

С учетом разъяснений, данных в п. 3 Постановления Пленума ВАС России от 9 декабря 2002 г.

N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» , дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.

———————————

ВВАС РФ. 2003. N 2.

Статья 17.8. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, находящегося при исполнении служебных обязанностей, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Комментарий к ст. 17.8 КоАП

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в воспрепятствовании законной деятельности судебного пристава. До внесения изменений Федеральным законом от 3 июня 2006 г.

N 78-ФЗ в ней шла речь о воспрепятствовании законной деятельности судебного пристава-исполнителя.

Внесенные изменения свидетельствуют о намерении законодателя распространить ее и на случаи воспрепятствования законной деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава может выражаться в любых действиях (или бездействии), мешающих судебным приставам исполнять свои обязанности, установленные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах».

Субъектом рассматриваемого правонарушения являются граждане и должностные лица.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено только умышленно.

Необходимо отметить, что ст. 87 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с послед. изм.) установлена ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве. Указанная статья конкурирует со ст. 17.8 КоАП РФ.

Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ «законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях».

Исходя из данной нормы, КоАП РФ является единственным актом федерального уровня, устанавливающим административную ответственность. Однако Верховный Суд Российской Федерации в своем Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2002 г. (по гражданским делам) (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 12 марта 2003 г.

) указал, что «Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в ст. 2 признает утратившими силу с 1 июля 2002 года в связи с введением в действие КоАП некоторые нормативно-правовые акты.

Норма Федерального закона «Об исполнительном производстве», устанавливающая ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, не входит в перечень актов, утративших силу в связи с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому положения ст.

87 названного Закона действуют и после вступления в силу указанного Кодекса». Кроме того, уже Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изм. и доп. от 25 мая 2006 г.

Читайте также:  Глава III. Особенности использования природных лечебных ресурсов

) указал, что в случае привлечения к ответственности, предусмотренной нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве», содержащими признаки административного правонарушения, производство по делу должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ (часть 3 статьи 1.7 КоАП РФ).

Хотя данное разъяснение Верховного Суда критикуется некоторыми комментаторами , представляется, что по сути оно является верным. Кодифицированный акт является лишь формой, в которой могут приниматься федеральные законы, поэтому он не имеет большей юридической силы по сравнению с ними.

Данный вывод, в частности, сформулирован в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. N 182-О. Поэтому в данном случае имеет место коллизия двух норм равных по юридической силе нормативных актов — сформулированных в ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ (общая норма) и в ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (специальная норма).

Исходя из общего правила разрешения юридических коллизий, в данном случае должна действовать специальная норма.

———————————

См.: Борисов Б.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. М.: Юстицинформ, 2006.

Судебная практика по статье 17.8 КоАП

Постановление Верховного Суда РФ от 12.07.2019 N 82-АД19-4

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Яковлева Валерия Степановича на вступившие в законную силу решение судьи Варгашинского районного суда Курганской области от 14 ноября 2018 г.

, постановление мирового судьи судебного участка N 3 Варгашинского судебного района Курганской области от 3 декабря 2018 г., решение судьи Варгашинского районного суда Курганской области от 25 декабря 2018 г. и постановление заместителя председателя Курганского областного суда от 15 февраля 2019 г.

, вынесенные в отношении Яковлева Валерия Степановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Пленум ВС предложил реформировать институт администратора суда — новости Право.ру

Пленум Верховного суда представил законопроект, который уточняет статус администратора суда. В результате реформы этого института администраторы начнут руководить аппаратом суда, будут отвечать за делопроизводство и судебную статистику.

«Системное изучение современного состояния института администраторов федеральных судов общей юрисдикции выявило наличие ряда нерешенных задач по организации работы судов», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Так, некоторые функции администраторов суда дублируются должностными обязанностями сотрудников аппарата суда.

Верховный суд видит выход из ситуации в том, чтобы сделать администраторов суда непосредственными руководителями аппаратов. Законопроект также определяет и другие полномочия администраторов:

  • Организация работы по делопроизводству и работе архива;
  • Ведение судебной статистики;
  • Правовое обеспечение судей и работников аппарата суда;
  • Организация материального и социального обеспечения судей;
  • Принятие мер по обеспечению судей благоустроенными жилыми помещениями;
  • Организация предоставления медицинской помощи судьям;
  • Организация материально-технического обеспечения деятельности суда, в том числе по строительству, реконструкции, ремонту и техническому оснащению зданий суда;
  • Организация проведения мероприятий по взаимодействию с адвокатурой и правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;
  • Организация работы по соблюдению правил и норм охраны труда и пожарной безопасности;
  • Осуществление закупок товаров, работ и услуг для нужд судов;
  • Организация охраны зданий, помещений и другого имущества суда.

Пленум ВС Кассация в гражданском процессе: разъяснения Пленума ВС

Такие функции администраторы будут выполнять только в кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции, областных и верховных судах субъектов, апелляционном и кассационном военных судах и в арбитражных судах.

Администраторы этих судов войдут в штат суда.

Администраторы районных, межрайонных, городских судов общей юрисдикции и гарнизонных военных судов останутся в штате Судебного департамента и будут исполнять только хозяйственные функции.

Кроме того, для всех администраторов судов закрепят новое требование о высшем юридическом образовании.

Постановление Пленума ВС «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального конституционного закона «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в части совершенствования деятельности администратора суда».

46. Администраторы судов и их компетенция

В
соотв. с ФЗ О Судебном департаменте при
Верховном Суде Российской Федерации»
,
Деятельность
верховного суда республики, краевого,
областного суда, суда города федерального
значения, суда автономной области, суда
автономного округа или районного суда
организационно обеспечивает
администратор соответствующего суда
.

  • Администратор
    суда субъекта РФ осуществляет свои
    полномочия под контролем соответствующих
    подразделений Судебного департамента
    и во взаимодействии с ними, а администратор
    районного суда — под контролем управления
    (отдела) Судебного департамента и во
    взаимодействии с ним
  • Администратор
    верховного суда республики, краевого,
    областного суда, суда города федерального
    значения, суда автономной области или
    суда автономного округа назначается
    на должность и освобождается от должности
    начальником главного управления
    организационно-правового обеспечения
    деятельности судов по представлению
    председателя соответствующего суда, а
    администратор районного суда — начальником
    управления (отдела) Судебного департамента
    по представлению председателя районного
    суда.
  • Администратор
    суда подчиняется председателю
    соответствующего суда и выполняет его
    распоряжения.
  • Полномочия
    администратора суда
  • 1)
    принимает
    меры по организационному обеспечению
    деятельности суда, подготовке и проведению
    судебных заседаний;
  • 2)
    взаимодействует
    с адвокатурой, правоохранительными и
    другими государственными органами по
    вопросам обеспечения деятельности
    суда;
  • 3)
    принимает
    меры по обеспечению надлежащих
    материальных и бытовых условий для
    судей и работников аппарата суда, а
    также их медицинского обслуживания и
    санаторно-курортного лечения;
  • 4)
    обеспечивает
    судей и работников аппарата суда
    нормативными правовыми актами, юридической
    литературой, пособиями и
    справочно-информационными материалами;
  • 5)
    осуществляет
    информационно-правовое обеспечение
    деятельности суда; организует ведение
    судебной статистики, делопроизводства
    и работу архива;
  • 6)
    организует
    охрану здания, помещений и другого
    имущества суда в нерабочее время;
    обеспечивает бесперебойную работу
    транспорта суда и средств связи, работу
    хозяйственной службы;
  • 7)
    организует
    строительство зданий, а также ремонт и
    техническое оснащение зданий и помещений
    суда;
  • 8)
    разрабатывает
    проект сметы расходов суда, утверждаемый
    председателем суда, и представляет его
    в соответствующее подразделение
    Судебного департамента или управление
    (отдел) Судебного департамента;
  • 9)
    осуществляет
    иные меры по обеспечению деятельности
    суда.

47. Судейское сообщество: понятие, содержание и органы

В
соот. С ФЗ в
РФ «Об
органах судейского сообщества в
Российской Федерации», Судейское
сообщество
в
Российской Федерации образуют судьи
федеральных судов всех видов и уровней,
судьи судов субъектов Российской
Федерации, составляющих судебную систему
Российской Федерации.

Органами
судейского сообщества в Российской
Федерации являются:

  • Всероссийский съезд судей;
  • конференции судей субъектов Российской Федерации;
  • Совет судей Российской Федерации;
  • советы судей субъектов Российской Федерации;
  • общие собрания судей судов;
  • Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
  • квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
  • Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  • экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
  1. Деятельность
    органов судейского сообщества регулируется
    актами (регламентами, положениями),
    принимаемыми этими органами.
  2. Основными
    задачами органов судейского сообщества
    являются:
  3. 1)
    содействие
    в совершенствовании судебной системы
    и судопроизводства;
  4. 2)
    защита
    прав и законных интересов судей;
  5. 3)
    участие
    в организационном, кадровом и ресурсном
    обеспечении судебной деятельности;
  6. 4)
    утверждение
    авторитета судебной власти, обеспечение
    выполнения судьями требований,
    предъявляемых кодексом судейской этики.
  7. Принципы
    организации и деятельности органов
    судейского сообщества:
  8. Органы
    судейского сообщества осуществляют
    свою деятельность коллегиально, гласно,
    при неукоснительном соблюдении принципов
    независимости судей и невмешательства
    в судебную деятельность.
  9. Судьи
    федеральных судов и судов субъектов
    Российской Федерации являются
    членами судейского сообщества с момента
    принесения ими присяги судьи и до момента
    вступления в силу решения о прекращении
    полномочий судьи
    ,
    за исключением случая прекращения
    полномочий в связи с почетным уходом
    или почетным удалением судьи в отставку.

Судья,
пребывающий в отставке, сохраняет свою
принадлежность к судейскому сообществу
до прекращения отставки и может
привлекаться с его согласия к работе в
органах судейского сообщества. Судья,
пребывающий в отставке, не вправе
избирать членов квалификационных
коллегий судей и быть избранным в состав
квалификационных коллегий судей от
судейского сообщества.

Специалист по судебному администрированию: истоки и становление службы



В статье предпринята попытка определить истоки службы судебного администрирования.

Проанализированы нормы Псковской судной грамоты, Судебника 1497 года, положения судебной реформы 1864 года и последующее законодательство в части регулирования деятельности лиц, обеспечивающих судопроизводство.

Определены основы современного правового регулирования деятельности специалистов по судебному администрированию.

Ключевые слова: суд, пристав, подьячий, дьяк, специалист по судебному администрированию

Вопросам судопроизводства исторически уделяется значительное внимание, но государственное регулирование и научная аналитика главным образом направлены на саму систему судов, на порядок и принципиальные основы судопроизводства.

Деятельность лиц, способствующих осуществлению судебного процесса, обеспечивающих его надлежащее производство, первоначально лишь фрагментарно, опосредованно регулировалась нормами права. Изначально такие функции частично выполнялись приставами, чему мы находим подтверждение в нормах Псковской судной грамоты.

Например, согласно ст. 25 указанного акта приставы вызывали в суд ответчика, при его неявке, доставляли силой, в соответствии со ст. 50 Псковской судной грамоты приставы занимались написанием повесток и обвинительных приговоров [1, с. 29, 31].

Читайте также:  Статья 26. исполнительные органы кооператива

При выполнении отдельных функций по содействию судебному процессу, основное назначение приставов всё-таки заключалось в исполнении судебных решений.

Согласно положениям Судебника 1497 г. на Руси в суде велся протокол заседания, вызовы в суд осуществлялись специальными грамотами, судебные решения оформлялись «правой» грамотой.

На первый взгляд все эти действия понятны и не требуют дополнительных пояснений, но возникает ряд вопросов: как и кто вел протокол заседания? какая нам известна информация о специальных грамотах? (сейчас в России вызов в суд осуществляется повесткой, а на Руси специальными грамотами), кто писал решение судьи (правую грамоту)? То есть многие функции, которые сейчас выполняют секретари, специалисты по судебному администрированию, ранее исполняли определенные люди, но их правовой статус не был урегулирован отдельным актом и лишь некоторые положения Судебника 1497 года позволяют нам определить лицо в чьи обязанности входили вышеперечисленные функции.

Так, п.

15 Судебника 1497 года гласил: «А от (оформления) правой грамоты взыскивать от (приложения) печати с (каждого) рубля (исковой суммы) по девяти денег, а дьяку от подписи (грамоты) с (каждого) рубля по алтыну, аподьячему, который напишет правую (грамоту) (выделено авторами), взыскивать с (каждого) рубля по три деньги» [1, с. 37]. Таким образом, из п. 15 Судебника 1497 года следует, что решение судьи оформляет (записывает) подьячий. В его же функции входила запись судебных решений в протокол (см. п. 16 Судебника 1497 г.).

Согласно п. 17 Судебника 1497 г.

бояре занимались оформлением правых и отпускных грамот, а подьячие записывали эти грамоты: «А от (оформления) правой грамоты и отпускной (на холопа и рабу) боярину взыскивать от печати с холопа и с рабы, с (каждой) головы (человека не свободного состояния) по девяти денег, а дьяку от подписи — по алтыну с головы, а подьячему, который грамоту правую напишет или отпускную, — с головы по три деньги» [1, с. 37].

Подьячие выполняли и иные обязанности по содействию судебному процессу: записывали приговор суда (п. 22, 23 Судебника 1497 г.). Из п. 24. Судебника 1497 г.

следует, что при судебных разбирательствах, попадающих под юрисдикцию именно князя, оформлением (печать) протокола занимается печатник князя, а решение на списке (протоколе) уже записывает подьячий. Содержание пунктов 25 и 28 Судебника 1497 г.

позволяет констатировать, что подьячий обычно занимался оформлением и записью различных грамот.

Помимо подьячих запись правовых грамот возлагалась и на дьяка. П. 40 Судебника 1497 г.

гласил: «А от (оформления) правой грамоты взыскивать боярину или сыну боярскому, за которым кормление с правом боярского суда, с (каждого) рубля (суммы иска) по два с половиной алтына от (приложения) печати; то ему (наместнику) и с тиуном; а дьяку, который грамоту правую напишет, от письма с (каждого) рубля взыскивать по три деньги…» [1, с. 40]. Таким образом, оформлением приговора занимались бояре, наместник с тиуном занимались печатью, а дьяк в свою очередь записывал правую грамоту данного вида.

Судебная реформа 1864 года внесла достаточно большие коррективы в состав лиц обеспечивающих судебный процесс: штат сотрудников был значительно увеличен и в его состав входили такие сотрудники, как секретари, помощники, судебные приставы, архивариусы и т. д. А. М.

Юнусов в своём диссертационном исследовании отмечает: «В канцелярии суда проходили службу секретари, их помощники… По совместительству помощники секретарей исполняли дополнительные обязанности (кассиров, переводчиков и. т.д.).

Например, при Оренбургском окружном суде состояло два секретаря: по одному в каждом отделении, пять помощников, один из которых исполнял обязанности заведующего кассой и смотрителя здания. Ещё в процессе реализации реформы мнением Государственного Совета, утверждённым 14 июня.

1870 года, была введена должность архивариуса…» [2, с. 104–105].

Секретари, помощники, кассиры, переводчики — все эти лица содействовали деятельности суда. Их состав и численность постоянно менялись, корректировались, возникали новые должности, например, в структуре суда появляется отдельное лицо, отвечающее за доставление корреспонденции и повесток — курьер.

К сотрудникам аппарата суда предъявлялись достаточно высокие требования. А. М. Юнусов указывает, что «на должности секретаря и его помощника принимались только лица, имевшие высшее юридическое образование, независимо от формы его получения (очная, экстернат), или опыт правоприменительной деятельности» [2, с. 109].

Каждое должностное лицо, служившее в суде, относилось к определенному классу. В соответствии с Табелем о рангах судебные приставы, секретарь окружного суда находились в восьмом классе и получали соответствующее жалованье.

«Для секретаря окружного суда размер содержания устанавливался 1200 рублей; архивариуса — 1000 рублей, переводчика и помощника секретаря — 600 рублей…» [2, с. 117].

В процессе судебной реформы 1864 года на законодательном уровне было ограничено право судебных чиновников совмещать должности государственной службы. Исключения были сделаны только в отношении помощников секретарей судов, которые одновременно с выполнением своих основных обязанностей могли занимать должности архивариусов либо переводчиков.

Таким образом, в истории российского государства обязанности по судебному администрированию возлагались на различных лиц: на приставов, подъячих, дьяконов, секретарей, помощников и т. д. Значительно позже законодатель пришёл к пониманию о необходимости урегулирования деятельности аппарата суда отдельными нормами.

В законодательстве советского периода появляется понятие «аппарат суда» и более конкретно, чётко распределяются обязанности между сотрудниками по обеспечению судебного процесса. Ст. 26 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», в частности, гласила: «Председатель районного (городского) народного суда руководит работой аппарата суда».

В ст. 78 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. определялась структура и штатная численность аппаратов судов РСФСР. В ней указывалось целевое предназначение аппарата суда, которое заключалось в обеспечении работы судов по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики и иной деятельности в судах. В ст.

78 указанного закона мы находим наименование отдельных сотрудников аппарата суда: «….

Для проведения работы по изучению, обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, систематизации и пропаганде советского законодательства и выполнению других функций, связанных с деятельностью Верховного Суда РСФСР, в составе аппарата Верховного Суда РСФСР образуются отделы и другие структурные подразделения.

Начальники отделов, других структурных подразделений и их заместители являются старшими помощниками или помощниками Председателя Верховного Суда РСФСР. В Кассационной коллегии, судебных коллегиях и отделах Верховного Суда РСФСР состоят главные и старшие консультанты, консультанты, инспектора, а также другие служащие и младший обслуживающий персонал».

Ныне действующий Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» достаточно лаконично и точно определяет основное назначение аппарата современного суда: обеспечение деятельности суда (см. ст. 30). В ст.

32 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» определено, что аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда.

Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

Современный институт администраторов суда получил своё законодательное закрепление в результате принятия Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

Цель создания института администраторов суда состояла в стремлении освободить председателей судов и самих судей от выполнения ряда несвойственных им обязанностей в области организационного обеспечения работы судов.

Такая деятельность находится вне рамок процесса осуществления правосудия, а значит, должна выполняться не судьями, а иными лицами, которых в нормах обозначены как администраторы суда.

Область профессиональной деятельности специалистов по судебному администрированию достаточно широка, это и организационно-административная деятельность по созданию условий для осуществления правосудия в Российской Федерации, а также правовое, информационное, организационно-техническое обеспечение судебной деятельности.

Основные полномочия администратора суда перечислены в ст. 19 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

Специалисты по судебному администрированию осуществляют деятельность в области документооборота в суде и документированию информации суда; по информационному обеспечению деятельности суда; по техническому обеспечению деятельности суда; занимаются обобщением судебной статистики.

Администратор суда непосредственно подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения. Методические рекомендации по организации деятельности администраторов судов утверждены Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 24 ноября 2009 г.

Современная система обеспечения судопроизводства является достаточно прогрессивной, но её развитие не останавливается на достигнутом, что подтверждается, в частности, внедрением в процесс элементов «электронного правосудия», в рамках которого всё активнее применяются современные информационные технологии. Такое развитие, естественно, предъявляет всё большие требования к специалистам по судебному администрированию, подготовку которых осуществляет ряд учебных заведений России, в том числе Рязанский педагогический колледж.

Литература:

  1. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: ООО «ТК Велби», 2002. — 472 с.
  2. Юнусов А. М. Организационно-правовые основы формирования и деятельности окружных судов в механизме реализации судебной реформы 1864 года (на материалах Южного Урала): диссерт. канд. … юрид. наук. Челябинск, 2011. — 205 с.

Основные термины (генерируются автоматически): судебное администрирование, Российская Федерация, судебный процесс, Верховный Суд РСФСР, правая грамота, грамота, Псковская судная грамота, судебная реформа, Судебник, Судебный департамент.

Ссылка на основную публикацию