Статья 13. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями по оказанию помощи вынужденным переселенцам

Рейтинг:  5 / 5

Галиева Г.А.,. студенткаФ ГБОУ ВО Башкирского государственного  аграрного университета, г.Уфа Кутлиярова Р.Ф., кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ ВО Башкирского

государственного  аграрного университета, г.Уфа

Аннотация.Статья раскрывает пути решения некоторых проблем взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления.

Ключевые слова: взаимодействие, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Совместные согласованные действия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в условиях реформирования последних, приобретают особую актуальность при разрешении вопросов местного значения. В свою очередь от политики государственных органов субъектов РФ зависит процесс развития местного самоуправления на территории конкретного субъекта.

Эффективность деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления во многом зависит от применения новых нормативно-правовых актов, модернизации уже имеющихся, а также ликвидации устаревших актов, что, в конечном итоге, должно положительно влиять на механизм функционирования органов власти в целом.[2,3].

Вытекающее из статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации право субъектов в рамках своей компетенции самостоятельно принимать законы и иные правовые акты, регулирующие деятельность местного самоуправления на соответствующих территориях, позволило обеспечить сочетание общегосударственных и местных интересов. Таким образом, появилась новая форма взаимодействия различных уровней власти.

Одной из новых организационно-правовых форм взаимодействия субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления является наделение последних государственно-властными полномочиями.

Представляется, что в первую очередь необходимо уточнить содержание  собственных полномочий местного самоуправления для каждого его уровня, а затем решать вопросы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления.

 В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имеется целая глава, посвященная вопросам местного значения и их разграничению между уровнями муниципальных образований, что является шагом вперед по пути разграничения полномочий между уровнями власти в России.[1].

На сегодняшний день назрела необходимость принятия Федерального закона «Об общих принципах разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления», на основании которого в регионах будет произведено разграничение полномочий между субъектом Федерации и муниципальными образованиями, находящимися на его территории. Он должен закрепить принципы, формы разграничения полномочий, материальных и финансовых ресурсов, перечень вопросов находящимся в исключительном или совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, какие полномочия и кому могут быть переданы, а какие делегированы.[4,5,6].

Дальнейшее развитие механизма управленческой деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям повлекло применение соглашений как форму взаимодействия органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Это — новое явление, что делает актуальной задачу разработки в ближайшее время института заключения договоров и соглашений между органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Одной из важнейших задач наук конституционного, административного и муниципального права является активное содействие в устранении причин, сдерживающих становление и развитие местного самоуправления.

Среди приоритетных задач в области местного самоуправления, требующих глубокого анализа и выработки системы научных и методических рекомендаций, важное место принадлежит исследованию направлений и форм взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.[7].

Взаимодействие органов власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления — это взаимная связь органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления, обусловленная самостоятельностью сторон в пределах, установленных действующим федеральным законодательством; основами взаимодействия органов власти субъектов и органов местного самоуправления являются принципы взаимодействия, формы, в которых выражается это взаимодействие и их содержание; форма взаимодействия исполнительных органов власти субъектов и органов власти местного самоуправления — объективно выраженная часть деятельности по взаимодействию исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов власти местного самоуправления, при помощи которой реализуется ее содержание.[8-12].

 Содержание формы взаимодействия органов власти субъектов Федерации и органов власти местного самоуправления включает в себя задачи, функции, методы разрешения вопросов взаимодействия, характер и объем компетенции.

Реализация форм взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется по трем основным направлениям: регулирующему, обеспечивающему и контролирующему. При этом контролирующее направление реализуется в процессе регулирования и обеспечения местного самоуправления органами власти субъектов Российской Федерации.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что  местное самоуправление по своей правовой природе является одним из видов публичной власти. Государственная власть не вправе необоснованно и противозаконно вмешиваться в сферу жизнедеятельности местного сообщества, которое, в свою очередь, не может произвольно отчуждать себя от государства и его интересов.

Государственная власть и местное самоуправление должны не противостоять друг другу, а эффективно взаимодействовать. Проанализировав законодательство о местном самоуправлении, следует отметить, что существует необходимость приведения его в соответствие с действующим федеральным законодательством, исключения из него устаревших и дублирующих норм.[13].

В целях усовершенствования нормативно-правовой базы о местном самоуправлении необходимо провести работу по систематизации законодательства субъектов Федерации, для чего усилить взаимодействие между уровнями власти по формированию и развитию Классификатора правовых актов и Свода законов Российской Федерации.

Необходимо создать целостную систему научных и организационных положений, а также разработать и принять Федерального закон «Об основах взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», который определит принципы взаимодействия, основные направления, формы и методы взаимодействия, условия и порядок заключения договоров и соглашений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в различных сферах и их правовое регулирование

Рассматривая взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ, целесообразно выделить следующие формы взаимоотношений: координация и государственный контроль местного самоуправления.

Обладая универсальным характером, такие формы предназначены для решения тактических и стратегических задач местного самоуправления в русле государственной муниципальной политики.

 Координация (от латинского — расположение в порядке) означает «согласование, сочетание, приведение в соответствие (понятий, действий, составных частей чего-либо)».

В процессе координации создаются условия для формирования общей потребности в согласовании интересов, что способствует выработке общего интереса. Несмотря на важную роль координации, она не получила соответствующего юридического закрепления на федеральном уровне.

Что же касается отношений «орган государственной власти — местное самоуправление», то для их характеристики федеральный законодатель предпочитает использовать категорию «содействие».

В региональном законодательстве координационные формы взаимоотношений исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления рассматриваются в узком контексте взаимосвязей региональных и муниципальных органов. Без координации вряд ли можно себе представить реализацию какой-либо управленческой задачи.

Наиболее эффективной формой взаимоотношений и учета как региональных, так и муниципальных интересов является осуществление права законодательной инициативы органами местного самоуправления в законодательных (представительных) органах субъектов РФ.

Другой формой взаимоотношений органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществляемых по признаку «сверху вниз», является государственный контроль местного самоуправления.

Он осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти и по объекту контроля может быть подразделен на два вида: контроль за соблюдением законов и контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Контроль за соблюдением законов включает:

  • контроль за соблюдением законов о местном самоуправлении и, как следствие, установление порядка судебной защиты прав местного самоуправления;
  • контроль за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления (а также прокурорский надзор в этой сфере) и, следовательно, регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов;
  • контроль, осуществляемый иными самостоятельными государственными органами.

Каждый из перечисленных видов контроля за местным самоуправлением имеет свою специфику, что обусловлено особенностями статуса и полномочий органов государственной власти, осуществляющих контрольную деятельность.

В этой связи контроль со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти может быть охарактеризован как административный.

Анализируя государственный контроль местного самоуправления, следует заметить, что условия и порядок контроля определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Большое значение для успешного осуществления взаимоотношений заинтересованных субъектов имеет уяснение принципов, на которых они строится.

Вся деятельность субъектов взаимодействия в различных сферах должна основываться на строгом, точном и неукоснительном соблюдении законодательства, регламентирующего организацию взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, компетенцию, формы и методы работы, а также иные аспекты их деятельности.

Читайте также:  Статья 25. условия обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика

Другим принципом взаимодействия является самостоятельность.

Сущность его заключается в следующем: если субъекты взаимодействия не находятся в подчинении друг у друга и решают свои задачи с помощью сугубо индивидуальных методов и средств, то каждый из них самостоятелен и независим от другого. Иными словами, взаимодействие в данном случае не должно носить характера власти-подчинения, взаимодействие предполагает построение отношений на основе партнерства.

В ходе осуществления взаимодействия необходимо строго соблюдать разграничение компетенции. Это означает, что ни один субъект взаимодействия в различных сферах не должен выполнять несвойственные ему функции. Таким образом, исключается дублирование субъектами взаимодействия друг друга, повышается эффективность их совместной деятельности.

Многие правовые нормы, затрагивающие взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, содержатся в федеральных законах, посвященных регламентации государственной политики в отдельных сферах общественной жизни, решению крупных экономических и социальных проблем.

Например, согласно ст. 8 Федерального закона от 26 февраля 1997 г.

«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию; руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения; проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов, и т. д.

Полномочия местного самоуправления — это строго очерченный и закрепленный нормами права (Конституцией РФ, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органами местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Достаточно очевидно, что развитие и функционирование местного самоуправления предусматривает тесный контакт между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, согласованные действия по различным вопросам.

В этом аспекте интерес представляет Устав (Основной закон) Тульской области. Статья 41 Устава Тульской области называется «Полномочия органов государственной власти области в сфере местного самоуправления». Эта статья определяет:

  • К полномочиям органов государственной власти области в сфере местного самоуправления относятся правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в области в случаях и порядке, установленных федеральным законом, а также иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
  • Органам местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом, могут быть переданы для осуществления отдельные государственные полномочия области. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области осуществляется законами области.
  • Законами области и иными нормативными правовыми актами области регулируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета области и местных бюджетов».

Так, глава 5 Закона Тульской области «Об административных правонарушениях в Тульской области» называется «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти области и местного самоуправления в области».

Залогом дальнейшего и успешного развития федеративного государства является согласованная деятельность всех уровней власти.

Разграничение компетенции между федеральными, региональными и муниципальными органами власти должно осуществляться с учетом особенностей соответствующей территории (географических, экономических, демографических, этнических и других), чтобы конкретные полномочия возлагались на органы власти, способные максимально эффективно их осуществлять.

Важное место во взаимодействии органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ занимает ряд субъективных факторов.

К их числу следует отнести: наличие желания взаимодействовать; психологическую готовность к взаимодействию; способность к компромиссам в процессе взаимодействия; умение проникнуться интересами взаимодействующей стороны; готовность действовать ради достижения общей цели.

Акцентируя внимание на взаимодействии должностных лиц двух уровней: регионального и муниципального, необходимо отметить, что данные отношения напрямую связаны с управленческой деятельностью.

Управленческие отношения в органах местного самоуправления и органах государственной власти субъектов РФ многообразны и выступают как отношения, регулируемые «по поводу» практической реализации задач и функций, стоящих перед двумя уровнями: региональным и местным. Нередко имеет место прямое противостояние должностных лиц. Речь идет о межличностных отношениях, которые являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте.

Необходимо подчеркнуть, что закрепляемые формы, принципы взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ в федеральном и региональном законодательстве о местном самоуправлении не отражают полной картины процесса взаимодействующих сторон.

Требует рассмотрения проблема взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ на основе договора или соглашения, заключаемого между взаимодействующими субъектами.

Федеральное законодательство не содержит норм, прямо предписывающих такое взаимодействие.

Законодательно закреплена самостоятельность государственной и муниципальной власти в определении форм реализации своих полномочий, что дает основания для вывода о допустимости взаимоотношений органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на основе договора.

Отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, могут решаться не только в одностороннем порядке, но и путем заключения договоров и соглашений. Органы региональной и муниципальной власти довольно часто вступают в договорные отношения и заключают различного рода договоры, которые, по сути, должны отражать интересы договаривающихся сторон.

Анализ федерального, регионального законодательства и муниципальных нормативных актов показывает, что процесс формирования правовой основы взаимодействия регионального и местного уровней идет очень активно.

Так, одним из важных направлений деятельности органов государственной власти субъектов Федерации в социально-экономической сфере является осуществление поддержки субъектов предпринимательской деятельности различных форм собственности, в том числе государственных и муниципальных унитарных предприятий. В субъектах Федерации особое внимание уделяется правовой поддержке малого предпринимательства. Практически во всех субъектах приняты законы, направленные на его государственную поддержку.

На уровне регионов усиленное внимание уделяется государственной поддержке инвестиционной и инновационной деятельности, принятию мер по обеспечению устойчивой работы государственных и муниципальных предприятий, для чего принимаются специальные законы, способствующие развитию инновационной деятельности.

Кроме того, формируется обширный массив законодательства субъектов РФ в социальной сфере. В субъектах РФ принимаются специальные законы, которые направлены на обеспечение сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Активно формируется образовательное законодательство субъектов Федерации как составная часть российского законодательства. Развивается также законодательство субъектов в сфере здравоохранения, которое является важной составной частью социальной политики. Приняты в большинстве субъектов Федерации региональные целевые программы в области охраны здоровья.

Тем не менее, основной объем правового регулирования местного самоуправления с уровня субъектов РФ переносится на федеральный и муниципальный уровни. Однако следует учитывать, что отнюдь не все города имеют необходимые ресурсы для должной подготовки муниципальных правовых актов.

Поэтому необходима комплексная помощь (в первую очередь организационная и консультативная) муниципальным образованиям со стороны федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Это относится и к разработке рекомендательных типовых муниципальных правовых актов.

На сегодняшний день не сложилось определенности в вопросе разграничения полномочий. За 90-е гг. XX в. было принято большое количество законов, предоставивших гражданам множество благ и прав, за которые несет ответственность государство в целом.

Однако такие законы зачастую страдают декларативностью и отсутствием конкретных обязательств государства по обеспечению этих прав; во многих случаях отсутствует механизм реализации прописанных в законе норм, в том числе зачастую обойдены вниманием законодателя и вопросы распределения полномочий по уровням власти.

В основе распределения полномочий должен лежать следующий принцип — те услуги, в которых гражданин нуждается в повседневной своей жизни и которые должны быть оказаны гражданину, должны быть максимально децентрализованы.

Все полномочия публичной власти, которые обеспечивают единое политическое, экономическое пространство страны, ее целостность и безопасность, единые стандарты основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации, естественно, должны быть сосредоточены на федеральном уровне.

Все полномочия органов местного самоуправления, которые связаны с предоставлением публичных услуг гражданину, должны быть максимально приближены к населению с тем, чтобы граждане могли максимально контролировать их предоставление. Вопросы социальной политики, оказание социальной поддержки, где, прежде всего, требуется выделение финансовых средств и нет необходимости ежедневно опекать гражданина каждый день, — это вопросы субъектов РФ.

Читайте также:  Статья 42. Признание не действующими и не подлежащими применению на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР

Органы государственной власти субъектов РФ обладают в отношении органов местного самоуправления полномочиями, обозначенными в статье 6 Федерального закона №131-ФЗ, которая так и называется «Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления». Статья 6 гласит:

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

  • правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных Федеральным законом №131-ФЗ;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом №131-ФЗ.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Федеральным законом №131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Проблема взаимоотношений — это проблема взаимоувязывания процессов, происходящих в муниципальных образованиях, с региональными процессами и динамикой развития региона, прямым следствием которого должна стать вовлечённость населения в процессы нормотворческой деятельности и исполнения правовых норм, т. е. развития социальной и экономической инициативы населения.

Н. Е. Ильина. Основные принципы взаимодействия территориальных подразделений полиции с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Н. Е. ИЛЬИНА

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ С ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ИЛЬИНА Наталья Евгеньевна, старший преподаватель кафедры политологии Забайкальского государственного университета (г. Чита) (е-mail: [email protected]).

Ключевые слова: полиция, органы местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принципы взаимодействия органов власти

Аннотация.

Одними из приоритетных направлений взаимодействия полиции с органами государственной (в данном случае — исполнительной) власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления являются оптимизация и повышение эффективности управленческой деятельности органов публичной власти. Для их реализации необходимо создание отлаженного механизма действий как общегосударственного масштаба, так и регионального в частности. В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия органов власти.

Реферат. Введение: современная социально-экономическая, криминальная ситуация в стране способствует актуализации проблемы скоор-динированности и слаженности работы всех властных структур.

Одним из способов решения обозначенной проблемы является их взаимодействие, цель которого — недопущение ошибок и издержек, улучшение качества и усиление эффективности деятельности взаимодействующих субъектов.

Сложность решения рассматриваемого вопроса состоит в необходимости разграничения принципов организации деятельности территориальных подразделений полиции, региональных и местных органов публичной власти России и принципов организации трехстороннего взаимодействия данных структур.

Материалы и методы: посредством институционального, диалектического подходов и метода системного анализа в работе были сформулированы основные принципы взаимодействия органов внутренних дел, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления: легитимности, целесообразности, независимости, паритетности, координации интересов, обеспеченности ресурсами, гласности. Источниковую базу работы составили: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, указы Президента Российской Федерации, уставы, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и другие правовые акты. Эмпирическая составляющая исследования основана на анализе деятельности органов государственной власти России, территориальных органов внутренних дел субъектов Федерации, местных администраций (на примере материалов Забайкальского края). Существенно пополнили информационную базу материалы по проблемам взаимодействия исполнительного органа с правоохранительными органами, предоставленные Управлением противодействия коррупции и взаимодействия с правоохранительными органами губернатора Забайкальского края.

Результаты исследования: анализируя основные элементы наиболее актуальных в настоящее время криминальных тенденций, можно констатировать, что организация взаимодействия по их нейтрализации со стороны правоохранительных и иных органов исполнительной власти не соответствует той степени общественной опасности, которую они реально представляют. Речь идет об угрозе нормальному функционированию и развитию государства. В связи с этим возникает необходимость в разработке организационного механизма, направленного на совершенствование уровня взаимодействия полиции с иными органами публичной власти. В этих целях должен быть выработан необходимый алгоритм управленческих действий, направленный на повышение результативности деятельности каждого субъекта взаимодействия. Необходимо отметить несовершенство нормативной базы, регламентирующей взаимодействие; возникающие противоречия между действующим федеральным законодательством и ведомственными нормативными актами МВД России и правовыми актами других правоохранительных органов; недостаточное ресурсное и информационное обеспечение совместной деятельности и другие причины. Слабая разработанность организации взаимодействия, неопределенность научных категорий и направлений взаимодействия обусловливает необходимость дальнейшего исследования организационно-правовых аспектов указанных вопросов.

Обсуждение и заключения: этапы организации взаимодействия: установление целей взаимодействия; определение круга субъектов взаимодействия; установление временных границ взаимодействия; формы и методы организации взаимодействия; разработка управленческих решений (в виде согласованных планов и программ); оценка результатов совместной деятельности. Основными направлениями совершенствования организации взаимодействия рассматриваемых органов власти являются: улучшение и активизация деятельности координирующих органов по обеспечению взаимодействия; внедрение передового опыта организации взаимодействия с органами исполнительной власти; разработка и введение новых форм правовой межведомственной регламентации организации взаимодействия на уровне субъектов Федерации; выработка, принятие и реализация оптимальных совместных управленческих решений при организации вза-

имодействия; оценка результатов совместной деятельности; надлежащее ресурсное обеспечение организации взаимодействия.

Рассматриваемые в статье принципы взаимодействия территориальных подразделений полиции с органами местного самоуправления и исполнительными органами власти субъектов Федерации являются основополагающими в системе единого централизованного руководства и в целях повышения эффективности сотрудничества, решения проблем безопасности на общегородском, краевом и иных уровнях должны получить законодательное обоснование и закрепление.

В условиях развития правового государства и становления гражданского общества важное значение приобретают создание надежных механизмов защиты прав и свобод человека, обеспечение его безопасности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации1, федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ2 и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ3, Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации) от 1 марта 2011 г. № 2484 обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Современная социально-экономическая, криминальная ситуация в стране способствует акцентированию внимания государства на проблеме скоординированности и слаженности в работе всех властных структур. Одним из способов решения обозначенной проблемы является их взаимодействие.

Необходимо отметить, что ни в федеральном, ни в региональном законодательстве не закреплено понятие «взаимодействие», отсутствует оно и в юридической литературе, включая сферу правоохранительной деятельности.

Под «взаимодействием» понимаются совместное участие и связь сотрудников, подразделений, организаций, органов в процессе трудовой деятельности, возникающие на основе различных функций, полномочий, взаимных обязательств5.

Мы предлагаем рассматривать это понятие как согласованную совместную деятельность, осуществляемую в рамках закона, по реализации обозначенных задач и достижению общей цели, с помощью установленных методов, сил и средств.

Цель взаимодействия органов власти заключается в недопущении ошибок и издержек, в повышении качества и эффективности деятельности взаимодействующих субъектов.

Сотрудничество правоохранительных органов, муниципальной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации выстраивается по следующим направлениям: обозначение характера, формы взаимодействия полиции и органов местного самоуправления; определение модели поведения во взаимодействии рассматриваемых властных структур; обозначение круга задач. При территориальных органах МВД России созданы управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления. Работа управлений осуществляется на основе использования научных рекомендаций и передового опыта, принципов стратегического планирования, строгого разграничения должностных обязанностей и личной ответственности каждого сотрудника за состояние дел по порученному направлению служебной деятельности. При исполнительных органах власти субъектов Федерации (рассмотрим на примере Забайкальского края) по вопросам сотрудничества ведет деятельность Управление противодействия коррупции и взаимодействия с правоохранительными органами губернатора Забайкальского края. В аппарате администрации городского округа «Город Чита» контакт осуществляется через заместителя руководителя администрации по социальным вопросам и взаимодействию с правоохранительными органами.

Читайте также:  Глава 7. Розничные рынки

Сложность в решении рассматриваемого вопроса состоит в необходимости разграничения принципов организации деятельности территориальных подразделений полиции, региональных и местных органов публичной власти России и принципов организации трехстороннего взаимодействия этих властных структур.

На некоторых территориях субъектов Федерации во взаимоотношениях органов региональной государственной власти и органов местного самоуправления имеются две крайности.

Либо они существуют одновременно, либо местное самоуправление подменяют государственным местным управлением, а это оказывает влияние на формирование социально-экономической ситуации в регионе.

  • Таким образом, основные принципы взаимодействия правоохранительных органов, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления можно сформулировать следующим образом:
  • — принцип легитимности (является основополагающим в рамках трехстороннего взаимодействия органов власти. Соблюдение принципа законности гарантирует наличие правового управления);
  • — принцип целесообразности (включает принцип соблюдения интересов государства. Ответственность должна соответствовать целям, достигать целей, ради которых она установлена)6;

— принцип независимости (усматривается в пределах компетенции органов власти. Органы внутренних дел и территориальные органы власти субъектов Федерации реализуют свои полномочия самостоятельно в рамках предмета ведения, без вмешательства иных органов.

Необходимо отметить, что контроль со стороны иных властных структур не исключается.

В пределах установленной компетенции рассматриваемые органы власти самостоятельно организуют свою работу, принимают решения и обеспечивают контроль над их исполнением);

— принцип паритетности (его суть заключается в том, что органы внутренних дел, исполнительные органы власти и органы местного самоуправления вступают во взаимодействие в качестве равнозначных субъектов права. Соблюдение этого принципа является гарантом равных правовых, организационных и финансовых возможностей);

— принцип координации интересов (его соблюдение в наибольшей степени способствует правильному функционированию механизма взаимодействия рассматриваемых субъектов власти, поскольку взаимные действия возможны исключительно на добровольном согласии участников отношений.

В практическом отношении реализация этого принципа осуществляется путем взаимного оповещения о проводимых мероприятиях, планах работы, проектах, а также путем согласования действий государственных органов и их структурных подразделений для решения совместных задач.

Осуществление данных функций происходит путем создания специальных согласительных и координационных комиссий из представителей органов местного самоуправления и полиции.

Первостепенное значение приобретает контроль над процессом выполнения совместных мероприятий, в ходе которого устанавливается соответствие/несоответствие принятым решениям. В результате проверки отклонения от установленного плана устраняются либо корректируется ранее принятое решение.

Разрешение существующих проблем взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления и полиции требует четкого разграничения компетенции, выделения вопросов совместного ведения и определения перечня полномочий, передаваемых друг другу на основе добровольно заключенного соглашения.

Например, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменения в ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 21 июля 2014 г.

№ 247-ФЗ7 сотрудникам органов внутренних дел (полиции) предоставлены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и безопасность, регламентированных законами субъектов Федерации, в том случае, если передача таких полномочий предусматривается соответствующими соглашениями8 между МВД России и органами исполнительной власти субъектов страны.

Необходимо отметить, что на пути реализации принципа согласования интересов часто возникает ряд сложностей и противоречий. В качестве показательного примера продолжим рассмотрение взаимодействия полиции и органа исполнительной власти субъекта Федерации.

Известно, что МВД России подготовило и направило в субъекты Федерации проекты типового соглашения и протокола согласования потребности в материальных и финансовых средствах на реализацию полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, передаваемых МВД России (далее — Соглашение). На основании этих проектов в январе 2015 г. совместно с УМВД России по Забайкальскому краю были подготовлены проекты Соглашения и протокола, содержащие сумму на реализацию передаваемых полномочий. Следует отметить, что бюджет Забайкальского края на 2015 г. сверстан в августе 2014 г., затем обсуждался в Законодательном Собрании Забайкальского края и принят в

декабре 2014 г. Таким образом, сумма финансирования на реализацию Соглашения не была предусмотрена в бюджете на 2015 г. Дополнительных или внебюджетных источников финансирования Соглашения в 2015 г. не имелось. В течение февраля — мая 2015 г.

проекты Соглашения и протокола совместно с УМВД России по Забайкальскому краю неоднократно дорабатывались с учетом поступавших из МВД России рекомендаций правового и материального характера и в июне были направлены на правовую экспертизу в МВД России. В сентябре 2015 г. проекты Соглашения и протокола возвращены с замечаниями на доработку.

В декабре 2015 г. Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2016 г.» от 29 декабря 2015 г. № 1289-ЗЗК9 бюджет был принят, также была предусмотрена сумма, согласованная с УМВД России по Забайкальскому краю, необходимая для выполнения Соглашения.

В настоящее время доработанные проекты Соглашения и протокола направлены в МВД России на повторную экспертизу. Отметим, что в течение 2015 г. ни один субъект Федерации не заключил Соглашения с МВД России. Исполнение региональных законодательных актов не должно зависеть от договорных отношений между региональной властью и МВД России.

Замыкание полиции на федеральном уровне подразумевало, что она станет независимой от региональных властей, но только для того, чтобы полиция и местные чиновники не сращивались в коррупционных связках)10;

— принцип обеспеченности ресурсами направлен в первую очередь на реализацию возложенных на рассматриваемые органы полномочий. Он закрепляется во всех законах субъекта Федерации о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В этом контексте необходимо учитывать наличие иных ресурсов: материальных, человеческих, правовых и т. д., а не только финансовых;

— принцип гласности (проявляется в рамках заключения договоров, соглашений. Его соблюдение означает гарантию защищенности прав муниципального образования, учитывая, что полноценная информация не позволяет в одностороннем порядке изменять взаимные права, обязанности и ответственность, установленную в договорном порядке).

Таким образом, рассмотренные принципы взаимодействия территориальных подразделений полиции с органами местного самоуправления и исполнительными органами власти субъектов Федерации являются основополагающими в системе единого централизованного руководства и в целях повышения эффективности сотрудничества, решения проблем безопасности на общегородском, краевом и иных уровнях должны получить законодательное обоснование и закрепление.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Конституция Российской Федерации. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. 92 с.

2 См.: Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.02.2016).

3 См.: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // Там же.

4 См.: Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации) от 1 марта 2011 г. № 248 // Там же.

5 См.: Теория и практика социального управления: слов.-справ. / автор-сост. Е.Ф. Яськов. М.: Акад. управления МВД России, 1997. 268 с.

6 См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Юристъ, 2003. 393 с.

7 См.: Федеральный закон «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 21 июля 2014 г. № 247-ФЗ // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.03.2016).

Ссылка на основную публикацию