Статья 10. полномочия правительства российской федерации в области военно-технического сотрудничества

Помимо самого распространенного и древнего вида внешнеэкономических связей, торговля товарами, все большее распространение получает производственное сотрудничество.

Большое место в сфере внешнеэкономических связей приобретает военно-техническое сотрудничество в торговле продукцией военного назначения.

Под продукцией военного назначения понимается — вооружение, военная техника, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области.

Экспорт продукции, работ, услуг военного назначения и товаров двойного назначения регулируется Законом РФ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности»; Федеральным законом от 10.02.99 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»2.

Номенклатура, подпадающая под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяют или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения ракетных средств, его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется Списками и Перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по предоставлению Правительства РФ. Указы президента РФ в этом случае вступает в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования (ст. 16 закона). Из нормы закона (ст. 16) видно, что РФ, Федеральные органы исполнительной власти ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности проводят единую политику экспортного контроля, определяемуюисключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов. Процедура экспорта продукции, работ и услуг военного назначения изложена в «Положении о порядке лицензирования в РФ экспорта и импорта продукции, работ и услуг военного назначения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995г. №879). Экспорт продукции, работ и услуг осуществляется по лицензиям, выдаваемым Федеральным органом в соответствии с решением Правительства РФ. Лицензии выдаются только юридическим лицам РФ, получившим право на внешнеэкономическую деятельность в области военно-технического сотрудничества. Заявление на получение лицензии согласовывается с Министерством Обороны РФ. Для исполнения обязательств по контракту с иностранным заказчиком, экспортер имеет право заключать договоры на изготовление и поставку продукции только российскими разработчиками или производителями военной техники, зарегистрированными в Реестре по оборонным отраслям промышленности.

В производстве продукции на экспорт и его экспорте участвуют: предприятия, КБ, НИИ военно-промышленного комплекса (ВПК):— банки, участвующие в осуществлении экспортных проектов или акционированных оборонных предприятий; — Федеральные ведомства, курирующие производственную деятельность предприятий ВПК; — Государственная компания «Рос вооружение» – продавец российского оружия; Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Министерства обороны РФ. Комитет по военно-технической политике- определяет стратегию продажи оружия и занимается лицензированием; — Федеральная таможенная служба- осуществляет контроль за вывозом продукции через таможенную границу и др. Управлениев сфере военно-технического сотрудничества осуществляет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.

Конституция РФ, Федеральные законы наделяют Президента РФ такими полномочиями, как руководство государственной внешнеторговой политикой РФ и регулирование сотрудничества в военно-технической области (ст.12 Закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»)1.

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества

Центральным законом, регулирующим военно-техническое сотрудничество, является Федеральный Закон от 19 июля 1998г. №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами»2. Закон определяет основные понятия (ст.

1): военно-техническое сотрудничество, под которым понимается деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой и закупкой продукции военного назначения, а так же разработкой и производством продукции военного назначения.

Так же закон определяет понятия: продукция военного назначения (вооружение, военная техника, работы, услуги, интеллектуальная собственность, информация), а так же вооружение и военная техника (различные системы, комплексы, сооружения, техническая документация, ремонт, модернизация, информация и т.д.).

Например, подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств. Военно-техническое сотрудничество по подготовке и обучению кадров осуществляется на базе военно-учебных заведений МО РФ. Данное сотрудничество регулируется международными договорами и соглашениями РФ.

К профильным законам можно отнести: Федеральный закон «О международных договорах РФ», Постановление Правительства РФ «О межправительственных соглашениях, о развитии сотрудничества в области подготовки военных кадров и об организации связей взаимодействия в интересах управления вооруженными силами государств участников СНГ»; ФЗ «Об экспортном контроле». К ведомственному акту можно отнести: Инструкцию «Об организации подготовки национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях ВС РФ 1». «Инструкцию о порядке ведения реестра, оформления и выдачи свидетельств о праве осуществления деятельности в отношении продукции военного назначения». Непрофильные законы: Федеральный закон от 31 мая 1966г. №61-ФЗ «Об обороне» (ст.4-6); ФЗ «О безопасности»; ФЗ от 25 сентября 1998г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст.17).Указы Президента РФ

Полномочия органов государственной власти в области обороны | Студент-Сервис

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне» и другие законодательные акты наделяют полномочиями в области обороны Президента Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство Российской Федерации.

Конституция России (п. 1 ст. 87) предусматривает совмещение в одном лице поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации в целях обеспечения единства политического и военного руководства, координации усилий и тесного взаимодействия органов государственной власти и органов военного управления в решении вопросов обороны.

  • Президент Российской Федерации наделен Конституцией и законодательством Российской Федерации большими полномочиями по реализации мер, связанных с организацией обороны государства.
  • К внутриполитическим полномочиям относятся:
  • — утверждение военной доктрины Российской Федерации;
  • — введение в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях режима военного положения с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию;
  • — введение в действие нормативных актов военного времени и прекращение их действия, формирование и упразднение органов исполнительной власти на период военного времени.
  • К внешнеполитическим полномочиям главы государства относится ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.
  • Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в пределах своей компетенции реализует полномочия военного характера, связанные с организацией обороны:
  • — осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
  • — в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;
  • — принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;
  • — утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
  • — утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;
  • — утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  • — принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

— утверждает планы применения Вооруженных Сил Российской Федерации. План применения Вооруженных Сил Российской Федерации представляет на утверждение Президенту Российской Федерации министр обороны.

  1. Разработка Плана является одной из функций Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Разработка осуществляется с участием федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются другие войска, воинские формирования и органы;
  2. — издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву. Президент Российской Федерации своим указом утверждает Положение о порядке прохождения военной службы, издает иные указы, связанные с воинской обязанностью граждан, организацией прохождения военной службы;
  3. — утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.
  4. Президент Российской Федерации наделен следующими полномочиями при реализации мер мобилизационного характера:
  5. — объявляет общую или частичную мобилизацию в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов;
  6. — утверждает мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования;
  7. — утверждает план гражданской обороны.
  8. Президент Российской Федерации, реализуя свои полномочия экономического характера при организации обороны:
  9. — утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
  10. — утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний.
  11. К правовым мерам, осуществляемым Президентом Российской Федерации, относятся:
  12. — утверждение общевоинских уставов, положений о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
  13. — утверждение положений о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов.
  14. Президент Российской Федерации осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.
Читайте также:  Документы для закрытия ИП - советы юриста

Президент России реализует свои полномочия в области обороны, в частности, через Совет Безопасности Российской Федерации, который в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента от 2 августа 1999 г., призван быть главным аналитическим и прогностическим органом, осуществляющим подготовку проектов решений главы Российского государства, в том числе по основным направлениям военной политики.

  • Через деятельность Совета Безопасности Российской Федерации реализуется принцип единства политического и военного руководства, поскольку происходит огосударствление военного управления посредством совмещения в одном лице должности Председателя Совета Безопасности, поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.
  • Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам военной политики в различных сферах обороны; организует и координирует разработку стратегии в области военной политики; разрабатывает предложения по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов военного управления в процессе реализации принятых решений в области обороны.
  • В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обороне» полномочия по реализации мер, связанных с организацией обороны, предоставлены также Федеральному Собранию Российской Федерации, состоящему из Совета Федерации и Государственной Думы.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Их деятельность в этом направлении связана, прежде всего, с их участием в бюджетном процессе, предусматривающим стадии разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением оборонной части федерального бюджета. Федеральным законом «Об обороне» они наделяются полномочиями по рассмотрению расходов на оборону, установленных законами о федеральном бюджете.

Решение о принятии государственного бюджета оформляется в виде закона, принимаемого Государственной Думой и подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «а» ст. 106 Конституции Российской Федерации).

На Правительство Российской Федерации возложено осуществление мер по обеспечению обороны, и оно несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Правительство — это коллективный орган общей компетенции, призванный осуществлять исполнительную и распорядительную (администра­тивную) функции. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 110) исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство, Правительство — высший исполнительный орган власти в России.

Распорядительная функция Правительства России выражается в его деятельности по руководству подчиненными органами государственного управления, осуществляемой путем издания собственных актов (постановлений и распоряжений) и обеспечения их выполнения. В области обороны распорядительная функция Правительства России, прежде всего, связана с его деятельностью по осуществлению руководства оборонным и военным строительством.

  1. Правительство Российской Федерации:
  2. — руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;
  3. — разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;
  4. — осуществляет руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
  5. — устанавливает мобилизационные задания федеральным органам исполнительной власти;
  6. — принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и определяет порядок их реорганизации и ликвидации;
  7. — определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  8. — принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  9. — организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
  10. — организует разработку и выполнение планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
  11. — устанавливает штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  12. — определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;
  13. — определяет порядок предоставления и использования для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земель, лесов, вод и других природных ресурсов;
  14. — устанавливает порядок передачи, предоставления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества;
  15. — организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;
  16. — определяет порядок расходования средств, выделяемых на оборону из федерального бюджета, а также источники финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к выполнению задач, не связанных с их предназначением;
  17. — ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения;
  18. — устанавливает порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с использованием их имущества для нужд обороны.

Исполнительную функцию Правительства Российской Федерации можно определить как правоприменительную, сводящуюся в основном к текущему управлению оперативного характера.

Исполнительная власть организует реализацию принятых законов, что подразумевает решение многих конкретных вопросов, в том числе в области обороны, т. е.

организует их исполнение, управляет подчиненным государственным аппаратом.

  • Правительство Российской Федерации:
  • — осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  • — организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;
  • — организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;
  • — осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа по выпуску продукции в военное время, за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей, а также за созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче Вооруженным Силам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • — утверждает Положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • — организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;
  • — организует разработку планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;
  • — определяет порядок выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, а также собственниками транспортных средств военно-транспортной обязанности, подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военно-врачебной экспертизы и военных сборов;
  • — утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также перечень военно-учетных специальностей.
  • Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Полномочия и компетенция Правительства РФ

Органам исполнительной
власти придаются полномочия государственно-властного характера,
используемые ими для осуществления деятельности государственно-управленческого
характера, что является исключительным видом деятельности указанных субъектов
права.

Они создаются в целях обеспечения исполнения законов и подзаконных
нормативно-правовых актов в процессе руководства экономическим, культурным,
социальным, политическим государственным строительством.

Принадлежащие органам
исполнительной власти полномочия, таким образом, ограничиваются рамками той
сферы общественных отношений, в пределах которой осуществляется
исполнительно-распорядительная или государственно-управленческая деятельность.

 Именно в указанной
сфере государственного управления, исполнительной власти осуществляется прямое
руководство организацией деятельности хозяйственных предприятий и социально-культурных
учреждений, организация связей между хозяйствующими субъектами различных
организационно-правовых форм и собственности, обеспечение практической
реализации, охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и
организаций.

В
соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О
правительстве РФ», Правительство представляет в Парламент  разработку федерального бюджета, а также
обеспечивает его исполнение.

К полномочиям, кроме того, относятся: обеспечение
проведения единой государственной политики в сфере экономики, культуры,
здравоохранения, управления федеральной собственностью, осуществления мер по
обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней
политики.

В соответствии с
установленными полномочиями, в
компетенцию Правительства РФ входят:

  • организация и реализация внутренней и внешней политики Российской
    Федерации;
  •  регулирование социально–экономической
    сферы;
  •  обеспечение единства
    системы исполнительной власти в Российской Федерации, координация и контроль
    деятельности ее органов;
  •  формирование федеральных
    целевых программы и обеспечение их реализации;
  •  реализация права
    законодательной инициативы.
  • Подробно
    полномочия Правительства Российской Федерации предусмотрены в главе 3
    Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ».
  • Правительство РФ вправе
    отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать
    действие этих актов.
  • В соответствии с
    федеральным законом к компетенции Правительства РФ относится следующая
    деятельность, оно:
  1. осуществляет регулирование экономических процессов в РФ;
  2. обеспечивает единство экономического пространства и свободу
    экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых
    средств;
  3.  прогнозирует социально–экономическое
    развитие России, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных
    отраслей экономики;
  4.  вырабатывает
    государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее
    реализации;
  5.  осуществляет управление
    федеральной собственностью;
  6.  разрабатывает и реализует
    государственную политику в сфере международного экономического, финансового,
    инвестиционного сотрудничества;
  7.  осуществляет общее
    руководство таможенным делом;
  8.  принимает меры по защите
    интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
  9.  формирует мобилизационный
    план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства.
Читайте также:  Статья 11. ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности

В
сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики  (ст. 14 и ст. 15 ФКЗ «О Правительстве РФ») полномочиями
Правительства РФ являются:

  1. обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной
    политики;
  2. разработка и представление Государственной Думе федерального
    бюджета и обеспечение его исполнения;
  3.  представление
    Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
  4.  разработка и реализация налоговой
    политики;
  5.  обеспечение
    совершенствования бюджетной системы;
  6.  принятие мер по
    регулированию рынка ценных бумаг;
  7.  осуществление управления
    государственным внутренним и внешним долгом РФ;
  8.  осуществление в
    соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,
    федеральными законами, нормативными указами Президента РФ – валютного регулирования
    и валютного контроля;
  9.  руководство валютно–финансовой
    деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами;
  10. разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен.

К
полномочиям Правительства РФ в социальной сфере относятся следующие, оно:

  1.  обеспечивает проведение
    единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав
    граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального
    обеспечения и благотворительности;
  2.  принимает меры по
    реализации трудовых прав граждан;
  3.  разрабатывает программы
    сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
  4.  обеспечивает проведение
    единой государственной миграционной политики;
  5.  принимает меры по
    реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно–эпидемиологического
    благополучия;
  6.  содействует решению проблем
    семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации
    молодежной политики;
  7.  взаимодействует с
    общественными объединениями и религиозными организациями;
  8.  разрабатывает и
    осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также
    санаторно–курортной сферы.

В сфере науки, культуры,
образования Правительство РФ:

  1.  разрабатывает и
    осуществляет меры государственной поддержки развития науки;
  2.  обеспечивает
    государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное
    значение приоритетных направлений прикладной науки;
  3.  обеспечивает проведение
    единой государственной политики в области образования, определяет основные
    направления развития и совершенствования общего и профессионального
    образования, развивает систему бесплатного образования;
  4.  обеспечивает
    государственную поддержку культуры и сохранение, как культурного наследия
    общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской
    Федерации.

В сфере природопользования и охраны окружающей средыПравительство РФ вправе:

  1.   обеспечивать проведение
    единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения
    экологической безопасности;
  2.  принимать меры по
    реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению
    экологического благополучия;
  3.  организовать деятельность
    по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию
    природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
  4.  координировать деятельность
    по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их
    опасности и ликвидации их последствий.

К
полномочиям Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод
граждан, борьбы с преступностью относится:

  1.  участие в разработке и
    реализации государственной политики в области обеспечения безопасности
    личности, общества и государства;
  2.  осуществление мер по
    обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и
    общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными
    явлениями;
  3.  разработка и реализация мер
    по укреплению кадров, развитию и укреплению материально–технической базы
    правоохранительных органов;
  4.  осуществление мер по
    обеспечению деятельности органов судебной власти.

Полномочия Правительства
РФ по обеспечению обороны и
государственной безопасности  состоят в
следующем, оно:

  1.  осуществляет необходимые
    меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;
  2.  организует оснащение
    вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами
    и услугами Вооруженных Сил России, других войск и воинских формирований РФ;
  3.  обеспечивает выполнение
    государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ
    подготовки граждан по военно – учётным специальностям;
  4.  обеспечивает социальные
    гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с
    федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ;
  5.  принимает меры по охране
    Государственной границы РФ;
  6.  руководит гражданской
    обороной.

В
сфере внешней политики и международных отношений Правительство РФ:

  1. осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ;
  2.  обеспечивает
    представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях;
  3.  в пределах своих полномочий
    заключает международные договоры, обеспечивает выполнение обязательств России по
    международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками
    указанных договоров их обязательств;
  4.  отстаивает геополитические
    интересы РФ, защищает граждан России за пределами ее территории;
  5.  осуществляет регулирование
    и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере
    международного научно–технического и культурного сотрудничества.

По мнению М.Ю.

Павлютенкова, обладая огромной компетенцией
Правительство РФ и функционирующие органы исполнительной власти обязаны издать
своевременно нормативные акты, по обеспечению исполнения законов, в том числе
на исполнение их обеспечивать материальными и финансовыми ресурсами и
средствами, в том числе на них лежит обязанность по
организационно-управленческим методам и способам на основании законов, они
обязаны использовать правозащитные процедуры, привлекая правоохранительные
органы, в том числе на них возлагается контроль и анализ действия законов, они
вправе совершенствовать законодательство и выдвигать соответствующие
предложения по их улучшению, собирать информацию и проводить оценку реализации
и изменений законов, в своей сфере полномочий[1].  В заключении
следует особо выделить огромный массив полномочий возложенных на Правительство
РФ, в том числе разработка бюджета страны и его представление в Парламент, а
затем и контроль за исполнением, обеспечение проведения единой государственной
политики в сфере экономики, культуры, здравоохранения, управления федеральной
собственностью, осуществление разнообразных мер по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализует основные направления внешней и
внутренней политики, а его компетенция слагается из сфер деятельности в рамках
законов.

[1] Павлютенкова М.Ю. Политико–административное
управление: сущность, функции, принципы// Актуальные проблемы политики и
политологии в России, 2015, № 3. – С. 53–55.

Основные полномочия Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству

Руководство деятельностью ФСВТС России осуществляет Президент РФ. Данная служба России подведомственна Министерству обороны России, которое осуществляет координацию и контроль ее деятельности.

Проводя анализ работы данной службы необходимо остановиться на задачах, выполняемых ФСВТС.

Основными задачами являются:

  • — осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества;
  • — участие в разработке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области военно-технического сотрудничества и внесение в установленном порядке соответствующих предложений Президенту РФ, в Правительство РФ и Минобороны России;
  • — обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти реализации основных направлений государственной политики в области военно-технического сотрудничества, определяемых Президентом РФ;
  • — осуществление в соответствии со своей компетенцией во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти государственного регулирования в области военно-технического сотрудничества.

ФСВТС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Также необходимо рассмотреть какие полномочия осуществляет ФСВТС России:

  • 1) осуществляет в соответствии с законодательством РФ контроль и надзор:
    • — за соответствием деятельности в области военно-технического сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, российских организаций, получивших в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, организаций — разработчиков и производителей продукции военного назначения, других юридических лиц, должностных лиц и граждан нормативным правовым актам РФ и основным направлениям государственной политики в области военно-технического сотрудничества, требованиям законодательства РФ об экспортном контроле при поставках продукции военного назначения;
    • — за реализацией основных принципов государственной политики в области военно-технического сотрудничества, включая государственную монополию;
    • — за эффективностью функционирования системы государственного регулирования в области военно-технического сотрудничества;
    • — за исполнением международных договоров РФ в области военно-технического сотрудничества;
    • — за деятельностью в области военно-технического сотрудничества представительств субъектов военно-технического сотрудничества в РФ и в иностранных государствах, а также других организаций;
    • — за маркетинговой, рекламной, рекламно-выставочной деятельностью в области военно-технического сотрудничества;
    • — за эффективностью использования средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование деятельности в области военно-технического сотрудничества, а также за эффективностью использования федеральной собственности субъектами военно-технического сотрудничества;
    • — за уровнем внешнеторговых цен на экспортируемую (импортируемую) продукцию военного назначения с учетом защиты экономических интересов РФ;
    • — за уровнем внутренних цен на оплачиваемую за счет средств федерального бюджета продукцию военного назначения, поставляемую иностранным заказчикам по международным договорам РФ;
  • 2) принимает решения:
    • — о ввозе в РФ и вывозе из нее продукции военного назначения в порядке, установленном Президентом РФ;
    • — о выдаче в установленном порядке субъектам военно-технического сотрудничества лицензий на ввоз в РФ и вывоз из нее продукции военного назначения;
    • — о предоставлении в установленном порядке по уполномочию Президента РФ организациям — разработчикам и производителям продукции военного назначения права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения, проведения работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту (в том числе с модернизацией, не требующей проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), утилизации и других работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения, а также обучения иностранных специалистов проведению указанных работ;
    • — о лишении в установленном порядке названных организаций указанного права с направлением информации об этом Министру обороны РФ;
    • — об организации выставок и показов образцов продукции военного назначения в РФ и в иностранных государствах в порядке, установленном Правительством РФ;
    • — о выдаче в установленном порядке по требованию уполномоченных органов иностранных государств сертификатов конечного пользователя при ввозе продукции военного назначения иностранного производства для нужд организаций — разработчиков и производителей продукции военного назначения.

В результате рассмотренного, можно сказать, что ФСВТС играет важную роль во внешней торговле продукцией военного назначения, осуществляющая функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Читайте также:  Статья 15.2. требования к организациям, осуществляющим профессиональное обучение частных детективов, частных охранников и дополнительное профессиональное образование руководителей частных охранных организаций

О главных функциях и полномочиях правительства рф

Правительство Российской Федерации — высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, состоящий из глав федеральных органов исполнительной власти страны и других государственных служащих.

Правовой статус Правительства Российской Федерации определен гл. 6 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент также может самостоятельно распустить Правительство.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, на основании которого Президент может либо отправить Правительство в отставку, либо не согласиться с решением Государственной Думы.

Повторный вотум недоверия Правительству обязывает Президента объявить об отставке Правительства или распустить Госдуму.

Структура правительства Российской Федерации

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей, а также федеральных министров. Каждая из этих ролей подразумевает набор определенных задач, функций и обязанностей.

Председатель правительства Российской Федерации

Председатель Правительства РФ является главным должностным лицом исполнительной ветви власти. В соответствии с Конституцией РФ глава правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы.

В течение недели после назначения новый Председатель Правительства вносит на рассмотрение Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также о кандидатах на посты федеральных министров.

Основная функция Председателя Правительства — определение направлений деятельности и организация работы Правительства РФ. Освобождение Председателя от должности одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ.

С 16.01.2020 г. должность Председателя Правительства Российской Федерации занимает М.В. Мишустин.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации

На текущий момент у Председателя Правительства девять заместителей. Каждый из них ответственен за определенный спектр вопросов внешней и внутренней политики РФ: реализацию национальных проектов, социальную, импортно-экспортную, инвестиционную политику, контроль за исполнением указов Президента, политику в области сельского хозяйства и прочее.

Кроме того, в обязанности заместителей Председателя Правительства входит подготовка предложений и рекомендаций Председателю, Президенту и Государственной Думе по вопросам национальной безопасности, а также координация действий федеральных министерств.

Федеральные министры

Сейчас в России функционирует 21 федеральное министерство, которые отвечают за решение всего спектра вопросов жизнедеятельности общества и государства. В функции руководителей министерств в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» входят:

  • участие с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;
  • участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечение их исполнения;
  • участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;
  • осуществляют руководство соответствующими федеральными министерствами;
  • координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств.

Задачи Правительства Российской Федерации

Основной задачей Правительства является претворение в жизнь законов, принятых Федеральным Собранием. Для этого Правительство принимает дополнительные подзаконные акты, как правило имеющие силу закона, исполнение которых является обязательным, формирует рабочие группы, создает контролирующие структуры и прочее.

Функции Правительства Российской Федерации

Разработка федерального бюджета

Правительство разрабатывает и представляет до 1 октября текущего года (сама разработка проекта начинается не менее чем за 10 месяцев до начала нового отчетного периода) Государственной Думе проект федерального бюджета.

После согласования проекта Госдумой, Совфедом и Президентом, он оформляется как федеральный закон и обнародуется в СМИ. Обеспечением исполнения бюджета занимаются Министерство финансов и Федеральное казначейство.

По итогам исполнения принимается федеральный закон, содержащий фактические показатели по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита.

Проведение государственной политики в основных отраслях

В Конституции РФ основные направления деятельности Правительства разделены на три блока:

  1. Финансовая, кредитная и денежная политика.
  2. Политика в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
  3. Политика в сфере обороны, государственной безопасности и внешняя политика.

Основной задачей в рамках направлений государственной политики в первом блоке является поддержание единства экономического пространства (обеспечение свободного перемещения товаров и оказания услуг на всей территории государства без дополнительных тарифных ограничений и пошлин), а также обеспечение единства налоговой системы. Эту задачу Правительство выполняет через ФНС, Федеральное казначейство и иные федеральные экономические службы, а также с помощью инструментов бухгалтерского учета, аудита, регулирования рынка ценных бумаг, валютного контроля, единой ценовой политики.

По второму блоку Правительством разрабатываются и пошагово реализуются:

  • программы сокращения и ликвидации безработицы;
  • контроля миграционных процессов;
  • расширения доступа к медицинским услугам;
  • содействия решению проблем материнства;
  • развития спорта и туризм;
  • государственной поддержки образовательных, научных и культурных организаций;
  • расширения системы бесплатного образования.

Третий блок требует от Правительства технического оснащения армии, развития новых вооружений, обеспечения финансирования военнослужащих и предоставления им социальных гарантий, улучшения военной подготовки населения.

Реализация внешней политики состоит в обеспечении функционирования российских представительств за рубежом, заключении международных договоров и выполнении обязательств по ним, защите интересов и прав граждан РФ за ее пределами, осуществлении научного-технического и торгово-экономического сотрудничества с другими государствами.

Обеспечение прав и свобод граждан

Для успешной реализации политики в данной области необходимо одновременное наличие двух компонентов: разработка качественных законов и их реальное претворение в жизнь.

В России у Правительства есть право законодательной инициативы, что позволяет ему осуществлять полный цикл работы с законами: разработка, экспертная оценка, реализация, контроль исполнения.

Примечательно, что Правительству вменено в обязанности не только обеспечение прав и свобод граждан РФ, но также иностранных граждан, пребывающих на территории государства.

По большому счету вся деятельность Правительства направлена на защиту прав и свобод человека, так как именно человек, его права и свободы являются в соответствии с Конституцией высшей ценностью.

Обеспечение обороны и безопасности

Совет Безопасности Российской Федерации — конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Управление федеральной собственностью

Федеральная собственность — имущество, необходимое федеральным органам государственной власти для обеспечения осуществления их полномочий, обеспечения государственной безопасности, защиты территориальной целостности, обеспечения деятельности государственных служащих.

В настоящее время управление федеральной собственностью осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом), находящимся в ведении Министерства финансов.

Координация органов исполнительной власти

Здесь речь идет о федеральных министерствах и специализированных федеральных органах, учреждениях, агентствах, находящихся в ведении и подотчетных тому или иному федеральному министерству. Координационная и контролирующая функции возложены, прежде всего, на заместителей Председателя Правительства.

Координация деятельности необходима для предотвращения появления противоречий между деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а также для обеспечения их результативного взаимодействия.

Для обеспечения проведения единой внутренней и внешней политики всех органов исполнительной власти Правительство предпринимает следующие меры:

  1. Организуют ежегодное планирование деятельности.
  2. Организуют методическое руководство деятельностью органов исполнительной власти, в ходе которого осуществляется сбор и анализ практики деятельности органов исполнительной власти и разрабатываются методические и информационные материалы.
  3. Организуют закрепление обязанностей сотрудников в положениях о подразделениях федеральных органов исполнительной власти и должностных регламентах.
  4. Иные меры, адекватные конкретной ситуации.

Принятие постановлений

Целью нормативно-правовых актов, разрабатываемых и издаваемых Правительством РФ, является обеспечение исполнения законодательных актов, принятых высшей законодательной властью, а также Президентом.

Такие нормативно-правовые акты обязательно должны быть согласованы с заинтересованным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти могут непосредственно принимать участие в разработке нормативно-правовых актов в границах своей ответственности.

Обязательной частью таких актов является финансово-экономическое обоснование содержащихся в акте решений. При подготовке акта также проводится его правовая и антикоррупционная оценка.

Полномочия Правительства

В области обеспечения прав и свобод:

  • разработка и реализация государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  • принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
  • укрепление кадров, развитие материально-технической базы правоохранительных органов;
  • обеспечение деятельности органов судебной власти.

В сфере экономики:

  • регулирование экономических процессов;
  • поддержка единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  • планирование социально-экономического развития страны, разработка и реализация программ развития приоритетных отраслей экономики;
  • управление федеральной собственностью;
  • осуществление международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
  • общее руководство таможенным делом;
  • поддержка отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

В социальной сфере:

  • развитие характеристик социального государства;
  • реализация трудовых прав граждан;
  • сокращение и ликвидация безработицы;
  • проведение единой государственной миграционной политики;
  • обеспечение доступности медицинских услуг;
  • содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, осуществление молодежной политики;
  • взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями;
  • развитие спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования:

  • поддержка развития науки в стране;
  • проведение единой государственной политики в области образования, определение направления развития общего и профессионального образования, системы бесплатного образования;
  • обеспечение государственной поддержки культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

В области обороны и госбезопасности:

  • обеспечение обороны и государственной безопасности Российской Федерации;
  • материально-техническое, технологическое и финансовое обеспечение ВС РФ;
  • выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
  • обеспечение социальных гарантий для военнослужащих;
  • охрана Государственной границы Российской Федерации;
  • руководство гражданской обороной.
Ссылка на основную публикацию