Раздел VII. Внешнеэкономическая деятельность, взаимоотношения предприятий железнодорожного транспорта с другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта

В области транспорта наряду с государственным управлением осуществляется также хозяйственное управление, целью которого является организация хозяйственной (экономической) деятельности в указанной сфере.

При этом, как указывалось ранее, если в системе государственного управления используются преимущественно инструментарий и методы публичного (в основном, административного) права, то в сфере хозяйственного управления на транспорте преобладает частноправовое (гражданско-правовое) регулирование.

Небезосновательно отмечается, что в настоящее время назрела необходимость создания единого сбалансированного механизма публичноправового и частноправового регулирования «вертикальных» и «горизонтальных» отношений в сфере транспорта на основе новейшей юридической методологии научного познания объективной действительности — конвергенции частного и публичного права. В основе последней лежит принцип систематизации социальных интересов, позволяющий на уровне механизма правового регулирования выявить общие модели соотношения частных и публичных начал[1].

Понятие и правовые основы хозяйственного управления на транспорте

Процессы реформирования транспортной отрасли с конца 90-х годов прошлого века, связанные с приватизацией имущества транспорта, распространением режима предпринимательской деятельности и пр.

, привели к усложнению субординационных и координационных связей на транспорте и, как следствие, «расширению» сферы частноправового регулирования, «смещению» вектора соотношения частноправовых и публично-правовых начал в транспортной сфере в сторону первых.

В советской правовой доктрине транспортного права отношения в сфере транспорта группировались в два основных блока — государственное управление и перевозки, являясь соответственно объектами публично-правового и частноправового воздействия.

Специфика современного хозяйствования на транспорте диктует необходимость формирования новой правовой модели организации имущественных связей (вещных, обязательственных, корпоративных и пр.) и включения ее в единый механизм правового регулирования отношений в транспортной сфере.

  • Так, в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте на первом этапе реформы поставлена и успешно осуществлена задача по разделению функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности[2].
  • На современном этапе выделим три организационные модели управления на транспорте: государственную, хозяйственную (для всех видов транспорта) и корпоративную (в отношении отдельных видов транспорта, например, государственного холдинга на железнодорожном транспорте с холдинговой компанией ОАО «РЖД» («компанией одного лица»); холдинговой группы лиц на воздушном транспорте с холдинговой компанией ПАО «Аэрофлот» и пр.)
  • Хозяйственное и корпоративное управление являются объектами частноправового регулирования.
  • Хозяйственное управление обеспечивает организацию хозяйственной (экономической) деятельности в сфере транспорта как имущественной основы функционирования транспортной отрасли.
  • Хозяйственное управление представляет собой упорядочивающее воздействие на процесс хозяйственной деятельности, осуществляемый хозяйствующими субъектами в сфере транспорта в целях обеспечения их собственных хозяйственных нужд, а также потребностей перевозочного процесса посредством заключения гражданско-правовых сделок.
  • Субъекты хозяйственного управления на транспорте в зависимости от их правового статуса и целей хозяйствования можно подразделить на следующие группы.

Во-первых, это физические лица, осуществляющие деятельность по обслуживанию и использованию принадлежащих им на вещных и обязательственных правах транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры.

К ним, например, относятся: физические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве[3], собственники речных и морских судов, собственники железнодорожного подвижного состава, собственники автомобильных транспортных средств и пр.

Способами использования физическими лицами такого имущества в сфере действия частного права является, в частности, передача транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями законодательства другим участникам гражданского оборота, в том числе лицам, использующим его в предпринимательских целях, на основе гражданско-правовых сделок: аренды, доверительного управления и пр.

Законодательство выделяет перечень имущества в сфере транспорта, которое не может передаваться в собственность граждан. Так, аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в собственность физических лиц, юридических лиц (ст. 7 Воздушного кодекса РФ)[4].

  1. Во-вторых, это индивидуальные предприниматели и юридические лица преимущественно в статусе коммерческих организаций (корпораций и унитарных организаций), учреждаемые физическими и юридическими лицами, публично-правовыми образованиями, призванные обеспечить различные потребности перевозочного процесса — от строительства транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры до оказания услуг по перевозке.
  2. Это наиболее обширная группа хозяйствующих субъектов на транспорте, осуществляющих хозяйственную, в том числе предпринимательскую, деятельность на транспорте с целью удовлетворения частноправового интереса, в том числе извлечения прибыли.
  3. К ним относятся: судовладельцы, операторы порта или причала[5], собственники объектов речного порта[6] — на водном транспорте; авиационные предприятия — на воздушном транспорте; перевозчики, владельцы инфраструктуры, операторы железнодорожного транспорта[7] и пр.
  4. Имущество транспортного комплекса может принадлежать указанным субъектам на различных вещных правах.

Значительная часть имущества в сфере транспорта приобретена в собственность хозяйствующих субъектов в результате приватизации государственного и муниципального имущества на условиях его использования в социально значимых целях. Так, согласно ст. 30.3 Федерального закона РФ от 21.12.

2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», портовые гидротехнические сооружения (в том числе причалы), перегрузочные комплексы и иное расположенное в речном порту федеральное имущество может быть приватизировано при условии обременения его обязательством по использованию в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта[8].

Основы организации перевозок на железнодорожном транспорте

  • ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК НА
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
  • Организация движения на железнодорожном транспорте — один из важнейших разделов науки об эксплуатации железных дорог.
  • Организация движения на железнодорожном транспорте — это осуществление перевозок грузов и пассажиров с согласованием для этой цели деятельности всех работников транспорта и технических средств, участвующих в перевозках.

Организация движения подразделяется на организацию грузового и пассажирского движения. В организации грузового движения выделяется два вида работы — с вагонами и поездами.

  1. Полным циклом работы вагона, непрерывно повторяющимся и называемым поэтому оборотом, является время от погрузки до следующей погрузки. За этот период с вагоном выполняют следующие операции:
  2. 1) на станции отправления груза порожний вагон подают к пункту погрузки;
  3. 2) за тем загруженный вагон убирают на станционные пути, откуда он потом отправляется;
  4. 3) в пути следования вагон может несколько раз проходить переработку (сортировку) в зависимости от станции его назначения;
  5. 4) на станции назначения вагон подают к пункту выгрузки;
  6. 5) после выгрузки вагон может быть загружен на этой же станции или по регулировки передан на другую станцию, нуждающуюся в порожних вагонах данной категории.
  7. Цикл работ и поезда — это период от формирования до расформирования; назначением поезда считается станция, где он будет расформирован.
Читайте также:  Раздел VII. Дендрологические парки и ботанические сады

Поезда обслуживаются поездными локомотивами и локомотивными бригадами.

Участок работы локомотивной бригады — это расстояние между двумя смежными станциями, одна из которых является местом отдыха бригады, другая — пунктом смены.

В пункте смены есть дома отдыха бригад, где бригады отдыхают или сразу, если позволяет продолжительность работы, переходят на локомотив поезда обратного направления.

  • Для поездных локомотивов установлены участки (обычно несколько), по которым они могут вести поезда — участки ограничения или тяговое плечо; на станциях плеча — в пункте оборота — локомотив перецепляют.
  • Пропускная способность железнодорожной линии участка — это число поездов, которое может пропустить линия за сутки в зависимости от числа главных путей, технического оснащения, вида подвижного состава, системы управления движением и типа графика движения поездов.
  • Провозная способность линии — это тонно-километры в сутки или в год, которые могут быть реализованы на линии в зависимости от возможного числа грузовых поездов и их массы.

Рабочий парк грузовых вагонов — это вагон, находящийся во всех видах эксплутационной работы: в движении, на станциях, на погрузочно-разгрузочной работе и т. д. Вагоны, находящиеся в ремонте в депо, в запасе (резерве), в аренде и пр. образуют нерабочий парк. В сумме все вагоны образуют наличный парк.

  1. Нормативно-правовая база деятельности железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также правоотношения железных дорог с грузовладельцами регламентируются следующими документами:
  2. — Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
  3. — Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 384 от 18мая 2001 г.;
  4. Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
  5. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте Российской

Федерации» определяет экономические, правовые и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта, его роль и место в экономике и социальной сфере страны.

Он регламентирует отношения железнодорожного транспорта с органами государственной власти, другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта, а также с пассажирами, отправителями и получателями грузов, грузобагажа и багажа.

  • Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации регулирует от-
  • ношения между железными дорогами и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами транспорта и определяет их права, обязанности и ответственность.
  • Трудовые отношения на железнодорожном транспорте, в частности, отношения между работодателями и работниками, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, а также отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами на железных дорогах и отделениях.
  • Внешнеэкономическая деятельность железнодорожного транспорта в соответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» определяется договорами, а внутриэкономическая — правилами.
  • Такими документами, регламентирующими перевозочный процесс, являются:
  • — Сборник правил перевозки грузов на железнодорожном транспорте;
  • — Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам;
  • — Технические условия погрузки и крепления грузов.
  • Основные руководящие документы по обеспечению работы железных дорог и безопасности движения

Правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия его с органами государственной власти и другими видами транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта определяются Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ О железнодорожном транспорте в Российской Федерации.

В нем сформулированы основные принципы функционирования железнодорожного транспорта: устойчивость работы, доступность, безопасность и качество оказываемых услуг, развитие конкуренции и рынка услуг, согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации. В указанном Федеральном законе используется ряд основных понятий, характерных и важных для железнодорожного транспорта в условиях рыночной экономики.

Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, отправителями и получателями грузов, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования, а также другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта, регулирует Федеральный закон от 10 января 2003 г.

№ 18-ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, который устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа , оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с перевозками.

Важную роль в реформировании железнодорожного транспорта играют также Федеральный закон от 27 февраля 2003 г.

№ 29-ФЗ Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта, который устанавливает организационно-правовые особенности приватизации имущества железнодорожного транспорта, управления и распоряжения им, и Федеральный закон от 10 января 2003 г.

№ 16-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О естественных монополиях, являющийся правовой основой для перевода железнодорожного транспорта из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

От слаженности взаимодействия всех подразделений железнодорожного транспорта зависят бесперебойность и безаварийность его работы, выполнение планов перевозок пассажиров и грузов. Такая согласованность действий обеспечивается соблюдением графика движения поездов.

График движения объединяет деятельность всех подразделений железных дорог и отражает план их эксплуатационной работы.

Движение поездов по графику возможно при правильной организации технологических процессов работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений железных дорог, связанных с движением поездов.

Четкая и бесперебойная работа железных дорог и безопасность движения достигаются неукоснительным выполнением ПТЗ, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 3. Основные принципы осуществления государственной охраны

ПТЭ устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта; основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним; систему организации движения поездов и принципы сигнализации.

ПТЭ обязательны для всех подразделений и работников железнодорожного транспорта. Требованиям ПТЭ должны соответствовать все инструкции и другие руководящие указания, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и строительству железных дорог, сооружений, устройств и подвижного состав.

Необходимым условием обеспечения безопасности движения поездов является содержание технических устройств в исправном состоянии.

Согласно ПТЭ каждый работник железнодорожного транспорта обязан подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения.

При обнаружении неисправности сооружения или устройства, угрожающей безопасности движения или вызывающей загрязнение окружающей среды, работник транспорта должен немедленно принять меры к ограждению опасного места и устранению неисправности.

Исключительно важное значение для работы железнодорожного транспорта имеют высокая сознательность и строгое соблюдение дисциплины работниками железных дорог, ибо нарушение ее может повлечь за собой угрозу для жизни перевозимых людей и сохранности материальных ценностей. Требования к железнодорожникам в этой области определены Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта (1996 г.).

На железнодорожном транспорте повышенное внимание уделяется охране труда. Каждый работник должен соблюдать правила и инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии, касающиеся выполняемой им работы.

Лица, поступающие на работу, связанную с движением поездов, должны пройти профессиональное обучение, а локомотивные бригады — также профессиональный отбор и выдержать испытания.

В последующем периодически проверяют знание работниками ПТЭ, инструкций по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, должностных инструкций, правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта.

Понятие о поезде. Классификация, нумерация и индексация грузовых поездов.

Поездом называется сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы.

Отправляемые на перегон локомотивы без вагонов, моторные вагоны и специальный самоходный подвижной состав рассматриваются как поезда.

В зависимости от его комплектации определяются и его функции: перевозка пассажиров, грузов, отдельные грузоперевозки или технические составы, которые обслуживают железнодорожную ветку.

  1. Грузовой поезд сопровождают следующие документы:
  2. — натурный лист, содержащий общие данные о составе поезда, о каждом вагоне в порядке их размещения в составе и следующий с поездом до станции расформирования;
  3. — на каждый груженый вагон — перевозочные документы, следующие с ним до станции назначения, или пересылочные ведомости на специализированные порожние вагоны.

Согласно ПТЭ каждому поезду присваивается номер, установленный графиком движения поездов. Поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления — нечетные.

Система нумерации поездов на РЖД (российских железных дорогах) предусматривает индивидуальный номер для каждого состава, в котором указан их вид, дорога обслуживания и ряд прочих информационных характеристик. Номер локомотива дальнего следования обозначается трехзначным числом и одной буквой.

По нему можно определить направление движения, тип (пассажирский, скорый, скоростной и т.п.). Каждый символ делает номер состава уникальным и часто соответствует железной дороге отправления. Комбинация символов в нумерации поездов РЖД, прописанная в жд билете, позволяет пассажирам определить свой железнодорожный состав, прибывающий на перрон.

Под этим номером он будет отправляться со станции, а не по целому маршруту, например, Москва — Адлер.

Кроме номера, каждому грузовому и пассажирскому поезду на железнодорожной станции его формирования (отправления) присваивается индекс, который не изменяется до железнодорожной станции расформирования (назначения).

По видам сообщения пассажирские поезда делятся на дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные — до 700 км и пригородные — до 150 км.

Поездам, не предусмотренным графиком движения (восстановительные, пожарные, снегоочистители, локомотивы без вагонов, специальный самоходный подвижной состав, назначаемые для восстановления нормального движения и для тушения пожара), номера присваиваются при их назначении. Номера таких поездов и порядок их следования объявляются диспетчером поездным.

Приоритетность поездов устанавливается в зависимости от следующей очередности перевозок:

  • внеочередные перевозки, осуществляемые для восстановления движения поездов и тушения пожаров (восстановительные и пожарные поезда, снегоочистители, локомотивы без вагонов, специальный самоходный подвижной состав, назначаемые для восстановления нормального движения и для тушения пожара);

Организация перевозки внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом

Очевидно, что правовые и технологические нормы перевозочного процесса в международном железнодорожном сообщении значительно сложнее, так как при их разработке необходимо учитывать интересы нескольких стран, особенности их национальных нормативных актов, условий работы железных дорог и технологические особенности перевозок за рубежом.

Для обеспечения внешнеэкономических связей и развития международной торговли возникает необходимость в создании надежных транспортных связей, обеспечивающих своевременную и сохранную доставку товаров, беспрепятственную передачу грузов на государственных границах и обеспечение качества сданного к перевозке груза. Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства, так как, осуществляя перевозки грузов в соответствии с потребностями производства, он обеспечивает нормальное функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий. Железнодорожный транспорт — жизненно важная отрасль хозяйства, обеспечивающая экономическую безопасность и целостность государства. В России железнодорожный транспорт является одной из крупнейших отраслей хозяйства и основным звеном производственной и социальной инфраструктуры.

Специфика участия железнодорожного транспорта в перевозках внешнеторговых грузов России заключается в том, что по территории страны он доставляет подавляющую часть товаров в/из российских портов для дальнейшей их отправки морским и речным транспортом.

Кроме того, железнодорожный транспорт осуществляет транзитные перевозки грузов иностранной клиентуры по территории России, экспортируя транспортные услуги.

Таким образом, оценивая роль железнодорожного транспорта во внешнеэкономических связях в целом, не следует ограничиваться данными непосредственно по железнодорожным перевозкам, надо принимать во внимание и объемы грузов, перевозимых в смешанном железнодорожно-водном сообщении, а также транзитные перевозки [6].

Читайте также:  Федеральный закон от 23.03.1998 N 35-ФЗ "О ратификации Конвенции об упразднении принудительного труда"

Основным инструментом, с помощью которого разрешаются вопросы международного сотрудничества, в том числе и в области железнодорожных перевозок, являются международные соглашения.

В области организации и осуществления перевозок первым соглашением в области железнодорожного транспорта было Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которое вступило в силу с 1 ноября 1951 г.

В настоящее время участниками СМГС являются Азербайджан, Албания, Беларусь, Болгария, Венгрия, Социалистическая Республика Вьетнам, Грузия, Исламская Республика Афганистан, Исламская Республика Иран, Казахстан, Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Кыргызстан, Латвия, Литва, Республика Молдова, Монголия, Польша, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Словацкая Республика.

Основное предназначение СМГС заключается в том, что для всех железных дорог — участниц оно устанавливает единые условия перевозки и применение единых перевозочных документов.

Соглашение состоит из восьми разделов, в которых регулируется весь комплекс вопросов транспортного процесса — заключение договора перевозки (порядок приема груза к перевозке, накладная, исчисление провозных платежей и т.д.), выполнение этого соглашения, порядок его изменения, ответственность железных дорог и др. СМГС дополняется рядом тарифов, правил и инструкций.

Положениями СМГС прямо предусматривается обязанность железных дорог перевозить грузы, включенные в план перевозок по дороге отправления и обязанность грузополучателя принять прибывший в его адрес груз. При этом нормы о порядке планирования перевозок СМГС не содержат, поскольку это сфера внутреннего законодательства стран-участниц.

Условия перевозок императивны и не могут быть изменены ни соглашениями железных дорог, ни по договоренности между участниками договора перевозки.

К предметам, которые по соглашению допускаются к транспортировке с соблюдением особых условий, относятся: железнодорожный подвижной состав, тяжеловесные, длинномерные и негабаритные грузы, опасные грузы по особому перечню и некоторые другие.

Для тяжеловесных, негабаритных и длинномерных грузов СМГС предписывает предварительное согласование условий перевозок.

Порядок погрузки и отправления грузов определяется правилами дороги отправления. По отдельным вопросам разработаны общие для всех правила, например, требования к таре, маркировке; унифицированные нормы предусмотрены также для погрузки и крепления грузов на открытых платформах [7].

Согласно статьям СМГС, перевозка грузов в международном сообщении производится между всеми станциями, открытыми для грузовых операций во внутренних сообщениях.

Наряду с основным текстом СМГС в дополнение к нему одиннадцать стран-участниц соглашения приняли: Единый международный транзитный тариф (ЕТТ), применяемый для исчисления платы за перевозку грузов транзитом по дорогам — участницам СМГС; Служебную инструкцию к СМГС; Правила пользования вагонами в международном пассажирском и железнодорожном грузовом сообщении (ОПВ); Правила расчетов по СМГС. В СМГС было зафиксировано ряд основополагающих моментов, таких как:

  • — было определено, что грузы могут перевозиться по железным дорогам двух и более стран по одному перевозочному документу — международной накладной. В этом случае перевозки будут называться «прямым международным сообщением».
  • — перевозки делятся на прямые железнодорожные, в которых участвуют только железные дороги и прямые смешанные, в которых кроме железных дорог участвуют другие виды транспорта;
  • — прямые международные железнодорожные сообщения бывают перегрузочными, когда грузы перегружаются из вагонов одной колеи в вагоны другой, и бесперегрузочными, когда грузы не перегружаются, а кузова вагонов переставляются на тележки другой колеи;
  • — прямые международные железнодорожные сообщения могут быть бесперегрузочными, если колея сопредельных стран одинакова (колея той же ширины, что и дороги России имеют: Монголия, Финляндия и отдельные линии в Польше, Словакии, КНДР);

Из характера СМГС следует, что это соглашение регулирует взаимоотношения между железными дорогами разных стран его участниц, вытекающие из вопросов осуществления ими международных перевозок: когда отправитель заключает договор с одной из железных дорог стран-участниц на отправление груза, и, по крайней мере, еще одна железная дорога другой страны-участницы впоследствии также участвует в данной перевозке. Основная цель СМГС — создание единого регламента в вопросах, связанных с заключением международного договора перевозки, содержанием взаимных прав и обязанностей сторон договора, результатом его невыполнения и урегулированием претензий в следствии этого, а также правами и обязанностями лица, в пользу которого осуществлялась перевозка (то есть получателя груза). Обязанность соблюдать постановления СМГС относится не только к железным дорогам, его заключившим, но и к каждой железной дороге, принимающей участие в данной перевозке и участвующей в СМГС.

По сравнению с другими видами транспорта железнодорожный транспорт имеет серьезные преимущества. Во-первых, он способен перевозить самые различные грузы и выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров. Во-вторых, железнодорожный транспорт имеет большую дальность и относительно высокую скорость перевозок.

В-третьих, перевозки по железной дороге имеют сравнительно низкую себестоимость перевозок и высокую безопасность доставки грузов. Однако вскоре после своих первых успехов железные дороги начинают испытывать сильнейшую конкуренцию со стороны автомобильного транспорта.

Хотя за это время территории европейских стран и США покрываются густой сетью железных дорог и целый ряд «великих железнодорожных магистралей», в том числе в России, прокладываются на расстояния в тысячи километров, развитие этого вида транспорта к началу XXI столетия явно замедляется.

Очевидно, что он сосредоточивается на грузоперевозках на дальние расстояния, тогда как грузопотоки на короткие и частично на средние расстояния составляют сферу работы автомобильного транспорта.

Ссылка на основную публикацию