Статья 1. Судейское сообщество в Российской Федерации

Уже достаточно долгое время проблема грамотного устройства государственной власти, равно как и ее органов является актуальной.

И многие специалисты в данной области сходятся во мнении, что нужно любыми методами избегать концентрации власти в руках одного человека. Иначе злоупотребление и произвол будут лишь вопросом времени.

Данный принцип используется и в России, где различные составляющие аппарата управления государством разграничены.

Статья 1. Судейское сообщество в Российской Федерации

Органы судейского сообщества являются одним из инструментов регулирования правовых взаимоотношений в стране. Существование данной ветви власти является обязательным, поскольку полноценное государство не сможет существовать без грамотного правосудия.

Органы судейского сообщества

Этот термин используется для описания структурированных объединений судей, которые являются непосредственными носителями власти. При этом их нельзя охарактеризовать, как профессиональные союзы или добровольные объединения граждан.

Членство в такой структуре определяется не свободным решением, а судейскими полномочиями, и происходит это, соответственно, автоматически.

В свою очередь, данный факт означает, что, за редким исключением, как только конкретный гражданин, занимавший должность судьи, уходит в отставку, он исключается из сообщества.

В состав подобной структуры входят все судьи независимо от вида специализации и уровня. Членство сохраняется в том случае, если уход или удаления в отставку были почетными.

Стоит отметить, что использование подобной системы участия делает судейское сообщество по своему уникальной структурой.

Принцип выборности и ключевые задачи

Основанием для реализации данного принципа и выбора руководителей органов сообщества служит законодательство России. Ключевые лица принимают все решения, соблюдая условия гласности и в точности следуя принципам невмешательства в судебную систему, равно как и независимости самих судей.

Если обратиться к федеральному законодательству, то можно выделить следующие цели, которые органы судейского сообщества должны использовать в качестве ориентира:

  • защита законных интересов и прав судей;
  • содействие в деле совершенствования судопроизводства и судейской системы в целом;
  • обеспечение необходимых условий и контроля для выполнения судьями тех требований, которые предъявляет к ним Кодекс этики;

Статья 1. Судейское сообщество в Российской Федерации

В качестве вспомогательных задач, для которых должны использоваться полномочия органов судейского сообщества, можно определить защиту судей, решение кадровых вопросов и обеспечение государственного финансирования данной ветви власти. Как можно заметить, работа в данной области находится на уровне, достойном уважения, и качество управления ключевыми процессами продолжает расти.

Что из себя представляет сама структура

Естественно, для того чтобы понятие органов судейского сообщества раскрыло все грани своего актуального и местами сложного функционирования необходимо изучить составляющие данной структуры. Итак, речь идет о следующих элементах:

  • ВККС РФ;
  • Всероссийский съезд судей (он же главный орган сообщества);
  • Совет судей;
  • Советы судей субъектов Федерации.
  • к этому списку необходимо также причислить Высшую экзаменационную комиссию, которая необходима для приема квалификационного экзамена у всех, кто претендует на должность судьи.

При этом стоит отметить, что данный перечень не является исчерпывающим. Если проанализировать реальную деятельность сообщества, то некоторые суды РФ (Высший арбитражный, Конституционный и др.) сформировали дополнительные советы, целью которых является решение текущих вопросов, касающихся независимой судебной власти.

Совет судей РФ

Данный орган сообщества стоит рассмотреть отдельно, поскольку он занимается выполнением ряда важных задач. Формируется совет съездом судей, а его деятельность четко регулируется законодательством.

Статья 1. Судейское сообщество в Российской Федерации

Этот элемент сообщества необходим для выполнения следующий функций:

  • внимательное и грамотное изучение работы различных органов сообщества и последующее обобщение подобного опыта, равно как и его распространение;
  • выбор конкретных кандидатов в состав Высшей квалификационной коллегии (это происходит в промежутках между съездами);
  • официальное одобрение конкретного кандидата, который претендует на такую должность, как генеральный директор Судебного департамента (такой же уровень участия сохраняется и при его снятии с данной позиции);
  • заслушивание отчетов директора, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению судебной ветви как необходимыми ресурсами, так и кадрами.

Совет судей РФ может быть причастным и к выполнению других полномочий, которые имеют к нему отношение, в рамках действующего законодательства. Это может быть, например, разработка федерального бюджета в той его части, которая касается финансирования судебной системы.

Есть еще одна важная миссия, закрепленная за советом. Речь идет о согласии или запрете на снижение количества средств бюджета, выделяемых для финансирования судов более чем на 5 %.

Что касается советов судей субъектов Федерации, то они необходимы для рассмотрения тех ситуаций и задач, которые имеют непосредственное отношение к вопросу компетенции. Их деятельность также касается организации конференций и выбора судей, входящих в состав квалификационных коллегий.

Созыв данного совета происходит не менее двух раз в течение года.

Что надо знать о квалификационных коллегиях

Прежде всего стоит отметить, что данный орган был включен в сообщество судей относительно недавно. Ключевой задачей в этом случае является решение и рассмотрение всех вопросов, находящихся в рамках компетенции данного органа.

Органы судейского сообщества: понятие и система

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти (ст. 29 ФКЗ « О судебной системе РФ», ст.3 ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ»)

  • .
  • Судейское сообщество — профессиональная корпорация (объединение), состоящее из всех без исключения судей федеральных судов всех видов и уровней, судей субъектов РФ, составляющих судебную систему Российской Федерации.
  • Члены судейского сообщества: судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, судьи всех судов общей юрисдикции, судьи всех арбитражных судов, мировые судьи и судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ как действующие, так и находящиеся в отставке.
  • Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Однако такой судья не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

  1. Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются (ст.3 ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ):
  2. · Всероссийский съезд судей;
  3. · конференции судей субъектов Российской Федерации;
  4. · Совет судей Российской Федерации;
  5. · советы судей субъектов Российской Федерации;
  6. · общие собрания судей судов;
  7. · Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
  8. · квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
  9. · Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  10. · экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
  11. В Верховном Суде РФ действуют такие органы судейского сообщества, как общее собрание судей Верховного Суда РФ и Совет судей Верховного Суда РФ, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением о них, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда РФ.

Деятельность органов судейского сообщества регламентируется Федеральным законом от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 г.) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», а также актами (постановлениями, регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ, Высшая экзаменационная комиссия и экзаменационные комиссии субъектов РФ являются выборными органами судейского сообщества и избираются на 4 года.

По истечении указанных сроков полномочия выборных органов судейского сообщества сохраняются до проведения очередных съезда, конференций и общих собраний судей.

Работа органов судейского сообщества регулируется соответствующими регламентами. Регламент работы Всероссийского съезда судей и регламент проведения заседаний Совета судей РФ утверждаются Всероссийским съездом судей. Регламент работы конференций судей и регламенты, проведения заседаний советов судей субъектов РФ, утверждаются конференциями судей субъектов РФ.

Квалификационные коллегии судей осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждаемым Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 36. Очередной ежегодный отпуск

Организация работы Высшей экзаменационной комиссии, экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации регулируется соответствующими регламентами, утверждаемыми Высшей экзаменационной комиссией (см. ФЗ от 03.12.2011 N 388-ФЗ).

Статья 1. Судейское сообщество в Российской Федерации

  • Органы судейского сообщества призваны решать следующие задачи:
  • · содействовать совершенствованию судебной системы и судопроизводства;
  • · защищать права и законные интересы судей;
  • · участвовать в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  • · утверждать авторитет судебной власти, обеспечивать выполнение судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

В этих целях органы судейского сообщества проводят съезды, конференции, собрания, пленарные заседания, семинары-совещания, на которых обсуждаются вопросы кадрового состава судей, и их профессионализм, вопросы судебной практики, вопросы организационного обеспечения деятельности судов, укрепление гарантий независимости судей, включая меры их правовой защиты, улучшения материального и социального обеспечения работников аппарата судов, обеспечения безопасности судей и членов их семей, меры по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи. Органы судейского сообщества проводят общественную экспертизу законов и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности суда и статуса судей, участвуют в рабочих комиссиях по подготовке таких актов, представляют интересы судей в государственных и общественных объединениях, избирают соответствующие квалификационные коллегии судей.

Основные принципы организации и деятельности органов судейского сообщества: коллегиальность, гласность, неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Выборность, сменяемость, подотчетность органам, их избравшим – организационная основа формирования Совета судей, квалификационных коллегий судей, Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии).

!!! Квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения (п.2 ст.5 ФЗ « Об органах судейского сообщества в РФ»).

Органы судейского сообщества в Российской Федерации: принципы организации и деятельности

Кузнецов, А. В. Органы судейского сообщества в Российской Федерации: принципы организации и деятельности / А. В. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46282/ (дата обращения: 23.07.2021).



  • Статья приглашает к обсуждению принципов, которые должны служить эффективности органов судейского сообщества в качестве особого института по обеспечению судейского статуса — на базе аналогии с деятельностью по осуществлению правосудия.
  • Ключевые слова: правосудие, судебная власть, независимость судей, судейское сообщество, судоустройство
  • the article invites you to discuss the principles that should serve efficiency Judiciary Bodies the Russian Federation as a special institution for the provision of judicial status — on the basis of analogy with the activities for the administration of justice.
  • Key words: justice, judicial branch, Independence of judges, Judicial community, Judicial system
  • Принципы органов судейского сообщества есть основные начала их организации и деятельности, определяющие содержание правового регулирования их порядка формирования, численности, состава, порядка работы и взаимодействия с судейским «начальством» и органами иных ветвей власти.

Е. В. Бурдина предлагает классифицировать принципы на два вида: общие, то есть действующие в отношении всех органов судейского сообщества, и специальные, сфера действия которых распространяется лишь на отдельные органы сообщества [1, с. 167].

Часть называемых и рассмотренных данным автором принципов отражена в Федеральном законе об органах судейского сообщества [2]: общие принципы — коллегиальность, гласность, соблюдение независимости судей и невмешательства в судебную деятельность, специальные — выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим.

Авторскими принципами, предлагаемыми Е. В.

Бурдиной и не нашедшими своего места в федеральном законе, являются принципы независимости, системности построения, языка производства, взаимодействия с органами государственной власти, некоммерческими организациями, общественными объединениями, а также принципы участия представителей гражданского общества.

Кроме принципов, называемых в юридической литературе и в федеральном законе об органах судейского сообщества, предлагаем дополнить их следующими принципами организации и деятельности органов судейского сообщества.

Принцип недопустимости создания «чрезвычайных» органов судейского сообщества, к полномочиям которых относятся осуществление процедуры отбора кандидатов на судейские должности и прекращение полномочий судей.

Европейский Суд по правам человека сформулировал своё понимание понятия суда в контексте пункта 1 статьи 6 Европейской конвенции 1950 года.

Согласно позиции Европейского Суда, заслуживает названия суда орган, ели он даже не будучи государственным, отвечает «ряду требований: независимость по отношению как к исполнительной власти, так и к сторонам в процессе, продолжительностью мандата члена суда, гарантии судебной процедуры» [3, с. 89].

Например, в решении по делу «Галина Питкевич против России» от 8 февраля 2001 года Европейский Суда по правам человека признал судом в смысле п. 1 ст. 6 Европейской Конвенции Высшую квалификационную коллегию судей РФ и региональную квалификационную коллегию судей.

  1. Соответственно, на эти органы не только распространяется обязанность строго соблюдения требований, предъявляемых Конвенцией к справедливому судебному разбирательству, но и в полной мере должен действовать установленный Конституцией РФ [4] запрет на создание чрезвычайных судов.
  2. Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ [5] было предусмотрено, что в целях формирования первоначального состава Верховного Суда РФ создается Специальная квалификационная коллегия, а прием квалификационного экзамена на должность судьи осуществляет Специальная экзаменационная комиссия (в самом названии этих органов отражен их специальный (чрезвычайный) характер).
  3. Анализ положений Федерального закона от 5 февраля 2014 года № 16-ФЗ [6] показывает, что полномочия названных органов и процедуры отбора идентичны полномочиям соответствующих квалификационных коллегий судей РФ, а процедуры соответствуют базовым параметрам, установленным Законом о статусе судей.

Таким образом, создание данных органов было осуществлено лишь с целью персональной смены лиц, осуществляющих отбор судей и фактически прекращающих полномочия судей, действующих на тот момент Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ. Считаем создание подобных органов противоречащим Конституции РФ и потому недопустимым в дальнейшем, что должно быть закреплено на уровне основополагающих принципов.

Принцип запрета участия руководителей судов в работе постояннодействующих органов судейского сообщества.

Анализ персонального состава Высшей квалификационной коллегии судей РФ (2016–2020 гг.

) показывает, что среди её членов: четырнадцать судей (из восемнадцати) с являются председателями судов уровня не ниже областного и равного им; трое судей являются председателями судебных составов Верховного суда РФ; трое представителей общественности занимают административные должности в образовательных организациях (первого проректора, деканов); четверо представителей общественности являются заведующими кафедрами.

Подобные тенденции распространили свою силу и на Совет судей РФ, подавляющее большинство которого составляют председатели судов, их заместители и председатели судебных составов. В Президиуме Совета судей РФ, который состоит из семнадцати судей, работают одиннадцать председателей судов, один заместитель председателя суда, двое судей Верховного Суда РФ.

Ввиду отсутствия в Законе об органах судейского сообщества запрета руководителям судов быть членами региональных советов судей (в отличии от квалификационных коллегий) председатели судов составляют большинство и в них.

Например, в Нижегородской области при численности Совета судей в одиннадцать членов председателями и заместителями председателей судов являются пятеро судей, судьями Нижегородского областного суда — двое, Арбитражного суда Нижегородской области — трое.

Позволим заметить, что арбитражные суды, как правило, представлены рядовыми судьями.

Из приведенного анализа видно, что власть в ключевых органах судейского сообщества имеет судейское «начальство». В квалификационных коллегиях к ней присоединяется образовательная бюрократия.

Считаем необходимым не только возвращение содержащегося ранее запрета председателям судов и их заместителям входить в состав квалификационных коллегий судей, но и установление полной невозможности участия руководителей судов в работе советов судей и квалификационных коллегий судей всех уровней, в том числе после прекращения их полномочий в качестве руководителей судов.

Читайте также:  Статья 35. запрещение производства земляных, строительных и других работ, а также хозяйственной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры

Также видится необходимым установления ограничения для руководящих работников образовательных организаций (ректоров, проректоров, деканов факультетов) быть представителями общественности в органах судейского сообщества, а также лиц, которые уже являются члена общественных консультативных и совещательных органов при органах государственной власти и местного самоуправления.

Считаем, что для членов органа судейского сообщества, который выполняет функцию «суда для судей», необходимо применение одной из моделей несменяемости.

Учитывая их выборность, оптимальной моделью представляется установление определенного срока пребывания в органе судейского сообщества, осуществляющем функции по прекращению полномочий судьи, без права повторного избрания и запретом на последующее назначение председателем суда.

Следующий предлагаемый принцип — это принцип соразмерности полномочий председателей судов и коллектива судей соответствующих судов. Данный принцип позволит создать некую систему «сдержек и противовесов» между председателями и коллективом судей, работающих в данном суде.

Председатели судов должны лишиться возможности злоупотребления своими полномочиями в вопросах организации деятельности суда, в распределении премий между судьями, в инициировании процедуры привлечения судей к дисциплинарной ответственности, рекомендации этого председателя на следующий срок полномочий и возбуждении процедуры его отставки.

Необходимо наделить общие собрания существенными полномочиями, чтобы у каждого судьи соответствующего суда отпадала необходимость «служить» судебному «начальству».

Полагаем, что закрепление в отечественном законодательстве, реализация на практике предлагаемых принципов организации и деятельности органов судейского сообщества будет способствовать укреплению независимости и самостоятельности судебной власти в России, даст возможность рядовым судьям вершить справедливое правосудие.

Литература:

  1. Бурдина Е. В. Правовая природа, организация и деятельность органов судейского сообщества в судебной системе России: дис. … д-ра юр. наук. Рос. гос. университет правосудия. М., 2016.
  2. Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 11. ст. 1022; 2011. № 49. ст. 7066; 2013. № 27. ст. 3477. 2014. № 11. ст. 1094; 2015. № 14. ст. 2009.
  3. Туманов В. А. Европейский суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. — М., 2001.
  4. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
  5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 6. ст. 548.
  6. Федеральный закон от 5 февраля 2014 года № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 6. ст. 567.

Основные термины (генерируются автоматически): судейское сообщество, орган, председатель судов, Верховный Суд РФ, судья, Конституция РФ, представитель общественности, суд, Высшая квалификационная коллегия, Европейская Конвенция.

Судейское сообщество в Российской Федерации и его органы

Организация и деятельность органов судейского сообщества урегулированы Федеральным законом от 15 февраля 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями.

  • Органы судейского сообщества как выразители интересов судей – носители судебной власти – важнейший институт обеспечения их независимости.
  • Судейское сообщество – это судейский корпус, который через своих представителей обладает определенными организационными возможностями, обеспечивающими реализацию независимого правосудия.
  • Органы судейского сообщества включают:
  • – Всероссийский съезд судей, а в период между съездами Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом судей;
  • – собрания судей ВС РФ и ВАС РФ;
  • – съезды судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, арбитражных судов, а в период между съездами избираемые ими советы судей;

– Высший орган судейского сообщества – Всероссийский съезд судей, представляющий интересы всего судейского сообщества. Съезд определяет порядок формирования органов судейского сообщества и избирает Высшую квалификационную коллегию судей. Органы судейского сообщества:

– обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;

– проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

  1. – рассматривают актуальные проблемы работы су' дов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, правового и социального положения судей;
  2. – представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
  3. – избирают соответствующие квалификационные коллегии судей.

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Порядок формирования деятельности органов судейского сообщества устанавливается Всероссийским съездом судей.

Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей. К их компетенции относится: отбор кандидатов на должность судьи; приостановление или прекращение полномочий судьи; прекращение отставки судьи; обеспечение неприкосновенности судьи; проведение аттестации судьи и присвоение ему квалификационного класса.

  • Создаются Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей ВС РФ, судей республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, судей военных судов, а также ВАС РФ и других арбитражных судов.
  • Квалификационные коллегии судей ВС РФ и ВАС РФ избираются на собрании этих судов, квалификационные коллегии судов общей юрисдикции в субъектах Федерации избираются на съездах указанных судов, квалификационные коллегии арбитражных судов – на съездах судей соответствующих судов, военных судов – на съездах судей этих судов.
  • После образования Судебного департамента при ВС РФ в его полномочия входит создание необходимых условий для работы органов судейского сообщества и согласования ряда принимаемых им решений с данными органами.
  1. Органы внутренних дел Российской Федерации: общая характеристика, правовое
  2. Регулирование деятельности, полномочия.
  3. Органы внутренних дел (ОВД) занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов России.
  4. ОВД образуют централизованную систему, возглавляемую Министерством внутренних дел (МВД) России, которая включает в себя:
  5. – ОВД субъектов РФ: МВД республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) краев, областей, городов федерального назначения, автономной области и автономных округов;
  6. – ОВД городов, районов, закрытых административно-территориальных образований;
  7. – линейные управления и ОВД на ж/д, водном и воздушном транспорте отделения;
  8. – ГУ и отделы на особо важных и режимных объектах;
  9. – территориальные органы управления учреждений с особыми условиями хозяйствования;

– образовательные и научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, созданные для решения задач, возложенных на органы внутренних дел.

В своей деятельности ОВД руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

ОВД – многофункциональные правоохранительные органы, на которые возложено осуществление следующих основных видов правоохранительной деятельности:

– административной, связанной с охраной общественного порядка, организацией безопасности дорожного движения;

– оперативно-розыскной, т. е. деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, бежавших из мест лишения свободы, без вести пропавших.

  • Важные направления деятельности ОВД связаны с миграционными вопросами в РФ; выдачей (аннулированием)специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами, подлежащими лицензированию в системе МВД.
  • ОВД обеспечивают государственную защиту судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей и других категорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
  • МВД России – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности ОВД, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.
  • Министерство подчиняется Президенту РФ, а также Правительству РФ.
  • В структуру центрального аппарата МВД России входят: Служба криминальной милиции; Служба милиции общественной безопасности; Служба тыла; Федеральная миграционная служба МВД России; Главное управление кадров; Главное организационно-инспекторское управление; Главное правовое управление; Главное управление собственной безопасности; Управление делами; Управление информации, региональных и общественных связей; Контрольно-ревизионное управление; Управление международного сотрудничества; Управление мобилизационной подготовки; Следственный комитет при МВД России; Главное командование внутренних войск.
Читайте также:  Статья 22. общие условия формирования избирательных комиссий субъектов российской федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий

Судейское сообщество в РФ. Органы судейского сообщества

Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех уровней, а также судьи судов субъектов РФ.

Основные задачи органов судейского сообщества:

    1. взаимопомощь в совершенствовании судебной системы;
    2. защита прав и законных интересов судей;
    3. участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
    4. утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

 Взаимный контроль органов судейского сообщества

  • Советы судей, квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии осуществляют контроль путём обмена информацией.
  • Совет судей Российской Федерации и Президиум Совета судей Российской Федерации, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и Президиум Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а также Высшая экзаменационная комиссия направляют необходимую информацию о своей деятельности соответственно в советы судей субъектов Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации и в экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации.
  • Советы судей субъектов Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации, в свою очередь, информируют о своей деятельности Совет судей Российской Федерации, Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации и Высшую экзаменационную комиссию.

Органы судейского сообщества

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральным законодательством.

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

    1. Всероссийский съезд судей;
    2. конференции судей субъектов Российской Федерации;
    3. Совет судей Российской Федерации;
    4. советы судей субъектов Российской Федерации;
    5. общие собрания судей судов;
    6. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
    7. квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
    8. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
    9. экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества

Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Совет судей Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, Высшая экзаменационная комиссия и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации избираются на четыре года.По истечении указанных сроков полномочия выборных органов судейского сообщества сохраняются до проведения очередных съезда, конференций и общих собраний судей.

    1. Регламент работы Всероссийского съезда судей и регламент проведения заседаний Совета судей Российской Федерации утверждаются Всероссийским съездом судей.
    2. Регламент работы конференций судей и регламенты проведения заседаний советов судей субъектов Российской Федерации утверждаются конференциями судей субъектов Российской Федерации.
    3. Квалификационные коллегии судей осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждаемым Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
    4. Организация работы Высшей экзаменационной комиссии, экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации регулируется соответствующими регламентами, утверждаемыми Высшей экзаменационной комиссией.

Всероссийский съезд судей

Всероссийский съезд судей — высший орган судейского сообщества, правомочный утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества, а также принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий.

Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей Российской Федерации. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

  1. Председательствует на съезде председатель Совета судей Российской Федерации.

Правоохранительные органы

Судейское сообщество — это тот же судейский корпус, но обладающий определенными организационными началами. В него входят как активно работающие судьи, так и судьи в отставке. Они не просто числятся в сообществе, но обязаны выполнять предусмотренные законом требования, о которых речь шла выше. Несоблюдение этих требований может повлечь исключение нарушителя из сообщества.

Однако основное назначение судейского сообщества состоит не только и не столько в поддержании дисциплины его членов. Его задачи значительно шире.

Через свои органы, организация и основы деятельности которых достаточно детально регламентируются Законом об органах судейского сообщества, оно призвано оказывать активное влияние на процессы, непосредственно связанные с организацией судов и их функционированием.

Вершину пирамиды органов судейского сообщества занимает Всероссийский съезд судей, который должен собираться один раз в четыре года и состоять из делегатов, избираемых в определенных законом пропорциях от судов всех уровней и разновидностей.

На него возложено принятие решений по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей, а также утверждение Кодекса судейской этики и актов, регулирующих деятельность судейского сообщества.

Он же избирает Совет судей РФ и представителей судей, включаемых в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Первый Съезд состоялся в октябре 1991 г. Он обсудил проект Концепции судебной реформы в РФ и в соответствии с действовавшим тогда законодательством избрал названные совет и квалификационную коллегию. В последующие годы Съезды созывались еще четыре раза.

Одной ступенью ниже Закон об органах судейского сообщества расположил конференции судей субъектов РФ. Каждая такая конференция уполномочена представлять судей всех судов, функционирующих на территории данного субъекта РФ.

Она созывается по решению местного совета судей не реже одного раза в два года.

На конференции такого рода возложено принятие решений по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в конкретных субъектах РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей.

Они уполномочены также избирать местные советы судей и представителей судейского корпуса, включаемых в состав соответствующих квалификационный коллегий, а также утверждать акты, регулирующие деятельность своих органов судейского сообщества.

Еще на одну ступеньку ниже располагается Совет судей РФ — орган, избираемый, как уже отмечено, Всероссийским съездом судей и подотчетный только ему. Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год.

На него возложено принятие ряда ответственных решений, в частности, о созыве очередных или внеочередных Всероссийских съездов судей, о даче согласия на назначение или освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, об оценке деятельности этого Департамента, о довыборах членов Высшей квалификационной коллегии взамен выбывших.

Его представители вправе участвовать в обсуждении проектов федеральных законов о бюджете в части, касающейся ассигнований, обеспечивающих нормальное функционирование судебной власти.

В каждом субъекте РФ созываемые там конференции судей избирают на два года свои советы судей. Они призваны в период между конференциями принимать решения по вопросам, отнесенным к ведению органов судейского сообщества в масштабах конкретного субъекта РФ.

Закон об органах судейского сообщества (ст. 12) предоставил всем судам право созывать не реже одного раза в год общие собрания судей данного суда.

На таких собраниях должны обсуждаться вопросы, связанные с совершенствованием организации работы, обеспечением законных интересов судей, а также проводиться выборы делегатов на съезды (конференции) судей.

По решению общего собрания может быть избран совет судей данного суда.

К органам судейского сообщества относятся также упоминавшиеся выше квалификационные коллегии судей.

Все органы сообщества обязаны неукоснительно соблюдать требования принципа невмешательства в судебную деятельность. В соответствии со ст. 4 Закона об органах судейского сообщества их основными задачами являются:

  • содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
  • защита прав и законных интересов судей;
  • участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  • утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнением судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.
Ссылка на основную публикацию