Лицо, осужденное за уголовное преступление, может подать ходатайство о смягчении остатка наказания по ст.80 УК РФ после истечения определенной части срока пребывания в колонии, в зависимости от тяжести деяния. Подготовку запроса на облегчение санкций можно доверить адвокатам или законным представителям.
Изменение в Уголовном кодексе
Закон от 27.12.2018 N 540-ФЗ, вступивший в силу с 8 января 2020 года, внес обновление в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации. Положения о сроке, после которого можно ходатайствовать о замене неотбытой части более мягкой формой, дополнены сокращенным периодом для принудительных работ.
Действующая редакция статьи предполагает следующее изменение срока замены наказания для запроса:
- ¼ для принудительных работ против ⅓ для остальных типов смягчения осужденным, совершившим преступления небольшой или средней тяжести;
- ⅓ для принудительных работ против 50% для остальных типов смягчения если гражданин осужден за тяжкое преступление;
- ½ срока против ⅔ отбытого период — в случае особо тяжкого преступного деяния.
Требования к фактическому отбытию части наказания в форме лишения свободы не распространяются на осужденных за преступные посягательства на половую неприкосновенность лиц от 14 лет до совершеннолетия и участия в организованных преступных образованиях.
Цель нововведений — создать промежуточную возможность облегчить статус осужденного перед запросом условно-досрочного освобождения (УДО).
Алгоритм подачи ходатайства о замене наказания
Просить об облегчении оставшейся части может сам приговоренный к лишению свободы гражданин, его адвокат или законный представитель.
Последовательность шагов:
- проситель самостоятельно (редко) или совместно с юристом готовит прошение о смягчении применимых санкций на остаток срока;
- при наличии фактов, облегчающих принятие судебной инстанцией положительного решения, адвокат собирает необходимые документы, готовит заверенные копии;
- сторона заявителя готовит ходатайство, получает подпись просителя и передает их в администрацию колонии;
- руководство исправительного учреждения составляет характеристику на заключенного.
Прошение, полученное от адвоката, должно быть передано в судебную инстанцию не позднее, чем через 10 дней после поступления в администрацию ИК. Суд вправе запрашивать дополнительные бумаги, необходимые для рассмотрения запроса и вынесения вердикта.
Если руководство колонии не подготовило к моменту передачи документов в суд рекомендательное письмо на заключенного, отбывающего наказание, суд высылает в учреждение обязательный запрос.
О дне заседания уведомляются все заинтересованные стороны, включая осужденного, который может просить о своем очном участии.
Порядок рассмотрения запросов, относящихся к исполнению судебного решения в отношении преступника, регулируется ст.399 УПК.
Как написать заявление
Прошение об изменении оставшейся части наказания от осужденного содержит несколько разделов:
- Шапка, в которой указаны данные о заявителе — Ф.И.О., статья, по которой он осужден, дата вынесения приговора, место отбытия наказания. Здесь же указывается название районного суда, в который направляется ходатайство с просьбой об ослаблении строгости налагаемых санкций. Описательная часть, содержащая детальную информацию о присужденном сроке, дате начала его течения, фактически отбытом времени и его доле в общем назначенном судом периоде;
- Обоснование возможности смягчения назначенной меры наказания, включающее в себя подтверждение отсутствия дисциплинарных взысканий во время пребывания в колонии, факт примирения с потерпевшими по делу и возмещения ущерба и другую информацию, включая медицинские показания, позволяющую суду принять положительное решение;
- Если запрашивается освобождение по ст.80 УК РФ, в ходатайство включают адрес планируемого проживания после выхода из колонии, гарантию его трудоустройства, информацию о супруге и детях;
- Просьба, с которой заключенный обращается в суд. Описание санкций, на которые предлагается заменить содержание в местах лишения свободы.
К заявлению можно приложить документы, свидетельствующие о наличии жилья, возможности трудоустройства, составе семьи, компенсации материального вреда жертве преступного поведения, а также медицинскую справку.
Практические рекомендации
С учетом судебной практики, Постановлений Пленума ВС РФ по вопросам УДО и смягчения наказания и статистики рассмотрения дел судами рекомендуется учитывать следующие нюансы:
- При рассмотрении ходатайства о замене наказания более мягким суд не должен оценивать тяжесть совершенного деяния, так как такая оценка была произведена при вынесении приговора. Тяжесть содеянного влияет на долю срока, которую необходимо отбыть для того, чтобы получить право прошения;
- Согласно рекомендациям высшей судебной инстанции наличии взысканий во время отбытия первой части заключения само по себе не может быть основанием для отказа. Суд должен рассматривать конкретные обстоятельства вынесения взысканий и характер каждого нарушения, приведшего к санкциям во время пребывания в тюрьме;
- Полное возмещение вреда, нанесенного жертве противоправных действий заявителя не является необходимым условием для положительного решения. Проситель (его представители) должны доказать, что предприняты все возможные действий для погашения задолженности перед потерпевшим.
Если после подачи заявление гражданин был переведен в другое исправительное учреждение, вопрос должен быть в кратчайший срок передан на рассмотрение в районный суд по новому адресу. Обязанность по пересылке материалов возлагается на судебную инстанцию.
Образец заявления по статье 80 УК РФ
- В [наименование суда по адресу колонии] суд
- От осужденного по ст. [номер] УК РФ
- к наказанию в виде [вид наказания] на [количество месяцев или лет]
- с отбыванием в [точное наименование исправительного учреждения]
- Ходатайство о замене неотбытой части наказания более мягким
- Приговором, вынесенным [наименование и место нахождения суда] судом [дата вынесения приговора] я был(а) признан(а) виновн(ым/ой) в совершении преступления предусмотренного [номер статьи] УК РФ и мне было назначено наказание в виде [назначенное] сроком на [количество месяцев или лет] с отбыванием в [наименование типа ИУ].
- Срок наказания по приговору: [даты начала и окончания срока с точностью до дня].
На момент предоставления ходатайства я отбыл(а) [продолжительность фактического лишения свободы в годах, месяцах и днях], что составляет [долю в частях или процентах] наказания. Оставшийся срок равен [лет, месяцев, дней].
Я полностью осознал(а) вину, в содеянном раскаиваюсь. За время отбывания (выбрать соответствующее реальности):
- не имел(а) взысканий;
- имел(а) поощрения;
- прош(ел/ла) курсы повышения квалификации;
- имел другие достижения.
Я возместил материальный вред, причиненный моим преступным деянием, на [указать реальный процент возмещения]%. Обязуюсь возместить остаток суммы после освобождения. Мое поведение говорит о том, что я встал(а) на путь исправления.
В случае замены оставшейся части лишения свободы более мягким наказанием я планирую:
- проживать по следующему адресу [указать точный адрес проживания] по следующим основаниям [указать основания для проживания, например, постоянная регистрация];
- трудоустроиться на предприятие, гарантийное письмо от которого прилагается.
Мое семейное положение — [указать факт официальной регистрации брака], есть дети, в том числе несовершеннолетние.
В соответствии со ст.80 УК РФ, ч.3 ст.175 УИК РФ, прошу заменить [ФИО заявителя] неотбытое наказание по приговору [наименование]суда от [дата приговора] в виде лишения свободы на [выбрать желаемую форму смягчения] с учетом времени пребывания в колонии до вступления постановления в законную силу.
Дата и личная подпись гражданина.
Как ходатайствовать в суде устно
Устное ходатайство в суде: в каких процессах допустимо
Представление ходатайства в устной форме наряду с письменными ходатайствами допустимо в рамках почти любого судебного процесса:
- гражданского — ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ;
- арбитражного — подп. 6 п. 2 ст. 155, п. 1 ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ;
- уголовного — п. 1 ст. 120 Уголовно-процессуального кодекса РФ;
- при ведении административного судопроизводства — подп. 9 п. 3 ст. 205 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Исключение — ходатайство по делу об административных правонарушениях, которые могут быть представлены лишь в письменной форме (п. 2 ст. 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях). С прочими требованиям к ходатайствам по названной категории дел можно ознакомиться, например, в статье «Ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении».
В целом закон не устанавливает директивы, в какой форме должно быть представлено то или иное ходатайство, но имеется исключение в гражданском процессе — обращение к суду с просьбой о возмещении расходов на оплату услуг представителя стороны, которое должно быть выражено письменно (п. 1 ст. 100 ГПК РФ).
Порядок подачи ходатайства в устной форме
Представлять ходатайства участники судебного процесса могут на любом этапе судопроизводства до удаления суда в совещательную комнату. Устные ходатайства, как и письменные, могут представляться в судах различных инстанций.
Если письменное ходатайство приобщается к делу, то устное заносится в протокол. Форма представления ходатайства не влияет на его юридическую силу.
Устное ходатайство подлежит рассмотрению судом в порядке, аналогичном рассмотрению просьбы, изложенной письменно. По итогам его рассмотрения выносится определение.
Если суд решил отказать в удовлетворении представленного ходатайства, это не лишает подателя ходатайства права заявить его повторно (ст. 166 ГПК РФ, п. 2 ст. 120 УПК РФ, п. 3 ст. 159 АПК РФ).
Отставленное без удовлетворения устное ходатайство, заявленное во время следственных действий, может быть в дальнейшем представлено также в письменной или устной форме и приобщено к делу в порядке ст.
120 УПК РФ (например, постановление Саратовского облсуда от 29.06.2016 по делу № 22К-2030/2016).
3. Допустимость ходатайства
- Предметом спора при разбирательстве дел, предусмотренных статьей 125 (часть 3) Конституции Российской Федерации, является компетенция (круг полномочий) государственного органа.
- По содержанию заявленного в Конституционный Суд ходатайства можно выделить несколько видов споров о компетенции:
- 1) ходатайствующий орган государственной власти считает, что принятие другим органом государственной власти нормативного или индивидуального правого акта либо совершение действия правового характера входит в компетенцию ходатайствующего органа. Эти споры можно назвать спорами о признании компетенции;
- 2) ходатайствующий орган государственной власти считает, что спорные полномочия должны осуществляться другими органами государственной власти, но последние уклоняются от издания акта или совершения действия правого характера. Эти споры можно назвать спорами об отрицании компетенции;
- 3) ходатайствующий орган государственной власти считает, что другой орган государственной власти присваивает не принадлежащие ему полномочия (например, законом субъекта Российской Федерации вводится в действие федеральный закон либо в законе субъекта Российской Федерации воспроизводится федеральный закон, принятый в сфере ведения Российской Федерации)'.
Предмет рассмотрения споров о компетенции в какой-то степени может пересекаться с предметом рассмотрения конституционности нормативных актов и договоров в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 125 Конституции. Различия указанных процедур заключаются, прежде всего, в правовых целях, а также в процессе, пределах (объеме) проверки и итоговых решениях. Нормативный акт как результат применения компетенци-онной нормы является, скорее, поводом, конкретным фактом (обстоятельством), относительно которого возбуждается и рассматривается спор о компетенции.
' См.
, например, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 1993 года по делу о проверке конституционности Закона Кабардино-балкарской Республики от 18 мая 1993 года «О статусе судей в Ка-бардино-Балкарской Республике» и постановления Верховного Совета Кабар-дино- Балкарской Республики от 22 июля 1992 года «О порядке и сроках проведения выборов судей Кабардино-Балкарской Республики» //Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1994. № 6. С. 31–32.
Первым условием допустимости ходатайства в споре о компетенции является необходимость определения оспариваемой компетенции органа (органов) государственной власти Конституцией Российской Федерации (пункт 1 части первой статьи 93 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Это положение объясняется тем, что Конституционный Суд решает исключительно вопросы права, и лишь на основе федеральной Конституции.
Ходатайство органа (органов) государственной власти допустимо, если заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между органами государственной власти (пункт 4 части первой статьи 93 Закона).
В пункте 3 части первой статьи 93 Закона сформулированы следующие два условия допустимости ходатайства:
1) спор мог быть, но не был разрешен иным способом, а именно: путем переговорного политического процесса, согласительных процедур в случаях, предусмотренных федеральной Конституцией, другими законами, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, или в порядке гражданского, арбитражного и иных видов судопроизводства и т.д.;
2) спор не может быть разрешен иным способом, как только путем конституционного судопроизводства.
Закон (пункты 5, б и 7 части первой статьи 93) предусмотрел обязательность применения согласительных процедур между любыми органами государственной власти, перечисленными в статье 125 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
До обращения в Конституционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции заявитель должен обратиться к указанным в статье 125 (часть 3) Конституции Российской Федерации органам государственной власти с письменным заявлением о нарушении ими определенной Конституцией и договорами компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности. Орган, получивший письменное заявление, в течение месяца со дня его получения должен устранить указанные в нем нарушения. И только если досудеб-ные согласительные процедуры не увенчались успехом, допустимо рассмотрение ходатайства Конституционным Судом.
- Ходатайство по спору о компетенции допустимо также в случае, если Президент Российской Федерации в течение месяца со
- дня обращения к нему соответствующего органа государственной власти с просьбой об использовании согласительных процедур, предусмотренных статьей 85 Конституции Российской Федерации, не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора.
- Ходатайство Президента Российской Федерации, внесенное в порядке применения статьи 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации, допустимо, если:
- 1) Президент Российской Федерации использовал согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти;
- 2) разногласия между органами государственной власти являются подведомственным Конституционному Суду Российской Федерации спором о компетенции.
Часть вторая статьи 94 Закона специально оговаривает, что рассмотрение дела о соответствии нормативного акта, являющегося предметом спора о компетенции, Конституции Российской Федерации по содержанию норм, форме, порядку его подписания, принятия, опубликования или введения в действие возможно только на основании отдельного запроса и в соответствии с порядком рассмотрения дел о конституционности нормативных актов. Например, по мнению Конституционного Суда, дело о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации» являлось также спором о компетенции, возникшим между органами государственной власти Иркутской области и Красноярского края и федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к сфере совместного ведения'.
«все книги «к разделу «содержание Глав: 122 Главы:
Статья 93. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
- 1. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденному к лишению свободы, после фактического отбытия:
- а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;
- б) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.
2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к осужденным к лишению свободы беременной женщине или женщине, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, после фактического отбытия не менее одной четверти срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой тяжести.
Комментарий к ст. 93 УК РФ
Уголовным кодексом РФ предусматривается не только возможность освобождения несовершеннолетних от наказания, но и их освобождение от отбывания наказания — условно-досрочное освобождение. Условно-досрочно могут быть освобождены только осужденные к наказанию в виде лишения свободы.
Данный институт распространяется на осужденных несовершеннолетних, уже отбывших определенную часть назначенного наказания. Хотя в ст.
93 УК РФ не устанавливается в качестве условия необходимость установления того факта, что осужденный не нуждается для своего исправления в полном отбывании назначенного судом наказания, тем не менее это общее положение, установленное ст.
79 УК РФ, значимо и для решения вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания несовершеннолетних. Таким образом, условно-досрочное освобождение и в данном случае связано с наличием материальных и формальных критериев освобождения.
И если к материальным критериям относятся данные, свидетельствующие о положительной характеристике личности осужденного и его положительном поведении, то формальным критерием является отбытие несовершеннолетним осужденным установленной части назначенного судом наказания. Эти сроки по сравнению с общими сроками сокращены.
- Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия:
- а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;
- б) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.
- Уголовным законом установлены в принципе единые основания условно-досрочного освобождения для взрослых и для несовершеннолетних: материальное — возможность исправления без полного отбывания назначенного судом наказания, и формальное — отбытие определенного установленного законом срока назначенного наказания.
Социальное назначение института условно-досрочного освобождения также одинаково и заключается в стимулировании правопослушного поведения осужденных.
Правда, применительно к несовершеннолетним этот стимул усиливается рядом факторов, среди которых сокращенные сроки, необходимые для постановки вопроса об условно-досрочном освобождении, а также и устранение негативных последствий совершения преступления, вытекающих из факта осуждения.
Более подробно указанные отличия от условно-досрочного освобождения взрослых будут рассмотрены нами ниже, а сейчас следует отметить, что в силу объективных причин условно-досрочное освобождение несовершеннолетних распространяется только на осужденных к лишению свободы и не распространяется на осужденных к иным видам наказания.
При рассмотрении материалов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, следует тщательно изучать поведение, отношение к труду и обучению таких лиц в местах заключения, не допуская случаев необоснованного условно-досрочного освобождения при отсутствии достаточных данных об исправлении осужденных. В случае отсутствия данных, необходимых для выяснения и решения указанных вопросов, суды вправе требовать от администрации колонии представления дополнительных материалов.
Вывод суда об исправлении осужденного должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период нахождения в воспитательной колонии, учреждении, а не за время, непосредственно предшествующее рассмотрению представления.
При решении вопроса о применении условно-досрочного освобождения следует также принимать во внимание имеющиеся в представленных материалах сведения об избранном осужденным месте жительства, наличии у него семьи или иных родственников, с которыми он будет проживать, о возможности его трудоустройства на конкретном предприятии, согласии трудового коллектива, а в отношении осужденного, совершившего преступление в возрасте до восемнадцати лет, — также с согласия определенного лица осуществлять обязанности по наблюдению за осужденным и проведению с ним воспитательной работы. Отсутствие указанных сведений не является основанием для отказа в условно-досрочном освобождении. В случае необходимости суд может для восполнения этих пробелов отложить рассмотрение дела либо возвратить материалы органу, исполняющему наказание .
———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 октября 1971 г. N 9 «О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким» // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924 — 1977. Ч. 2. М.: Известия, 1978.
Следует отметить, что обращаться с ходатайством в суд об условно-досрочном освобождении согласно ст. 175 УИК РФ может сам осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель).
В ходатайстве в соответствии с законом должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.
Требование закона о наличии в ходатайстве данных о раскаянии осужденного в совершенном деянии вовсе не означает, что отсутствие в ходатайстве осужденного указания на те или иные сведения, в том числе на раскаяние в совершенном деянии, препятствует рассмотрению такого ходатайства или применению условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Нет также оснований рассматривать указанные положения ст. 175 УИК РФ как придающие непризнанию лицом своей вины в совершении преступления значение обстоятельства, исключающего условно-досрочное освобождение, более того, по смыслу закона основаниями, предопределяющими возможность или невозможность применения условно-досрочного освобождения, являются обстоятельства, характеризующие личность осужденного и его поведение после постановления приговора, в период отбывания наказания .
———————————
Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 4.
Уголовный и уголовно-исполнительный законы, не придавая при решении вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания заранее определенного значения тем или иным обстоятельствам, предоставляют суду общей юрисдикции право в каждом конкретном случае решать, достаточны ли содержащиеся в ходатайстве и в иных представленных суду материалах сведения для признания осужденного не нуждающимся в полном отбывании назначенного судом наказания и подлежащим условно-досрочному освобождению. При этом вывод о наличии или отсутствии оснований для применения условно-досрочного освобождения, к которому придет суд в своем решении, должен быть обоснован ссылками на конкретные фактические обстоятельства, исследованные в судебном заседании.
Следует отметить, что за последние годы сняты и другие существовавшие на практике ограничения, связанные с разрешением дел об условно-досрочном освобождении.
Так, в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N 111-О-О акт помилования не препятствует реализации заявителем гарантированного Конституцией РФ (ч. 3 ст. 50) и действующим уголовным законом каждому осужденному права ходатайствовать о смягчении наказания, в том числе об условно-досрочном освобождении от его отбывания.
Кроме того, Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ лишение осужденного, находящегося в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу в следственном изоляторе, а не в исправительном учреждении, права обращаться непосредственно в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.
Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, не позднее чем через десять дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения.
В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания повторное внесение в суд соответствующего ходатайства или представления может иметь место не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе.
Говоря о формальном показателе условно-досрочного освобождения, следует отметить его существенное сокращение по сравнению со сроками назначенного наказания, которые должны отбывать взрослые осужденные для возникновения права обращения с ходатайством об условно-досрочном освобождении.
В соответствии с п. «а» ст. 93 УК РФ условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление.
Итак, условно-досрочное освобождение практически за любое преступление возможно по отбытии не менее одной трети назначенного срока наказания.
С учетом того что несовершеннолетнему может быть назначен максимальный срок лишения свободы — десять лет, условно-досрочное освобождение возможно по истечении трех лет и четырех месяцев.
Если несовершеннолетний совершил особо тяжкое преступление, условно-досрочное освобождение возможно по отбытии не менее двух третей назначенного срок наказания. Исходя из того же максимального срока в десять лет лишения свободы этот срок составит шесть лет и восемь месяцев.
Если лицо за совершение преступления осуждено до наступления восемнадцати лет, а условия его условно-досрочного освобождения наступают после достижения им восемнадцати лет, то для решения этого вопроса применяются правила ст. 93 УК РФ.
Все иные вопросы, связанные с условно-досрочным освобождением от отбывания наказания несовершеннолетних, решаются на общих основаниях.
Судебная практика по статье 93 УК РФ
Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 18.10.2018 N 127-УД18-16
Приговором Ленинского районного суда Автономной Республики Крым от 17 декабря 1997 года Асанов был осужден по ст. 93 УК Украины к 8 годам лишения свободы.
Приговором Судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда Автономной Республики Крым от 4 августа 2005 года Асанов осужден по п. п. 6, 13 ч. 2 ст. 115 УК Украины к 15 годам лишения свободы с конфискацией имущества, по ч. 4 ст.
187 УК Украины к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества, на основании ст. 70 УК Украины по совокупности преступлений путем поглощения менее строгого наказания более строгим — к 15 годам лишения свободы с конфискацией имущества, в соответствии со ст.
71 УК РФ по совокупности с приговором от 17 декабря 1997 года — к 18 годам лишения свободы с конфискацией имущества.
Ходатайства и порядок их рассмотрения | Студент-Сервис
Обеспечение назначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ) возложено государством на органы и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
Вместе с тем лица, в нем участвующие, не лишаются возможности самостоятельно реализовывать принадлежащие им права. Именно с этой целью они используют такие правовые средства, как: подача ходатайств, заявлений, принесение жалоб.
Данные средства имеют общий характер обращения. При этом законом предусмотрен различный порядок их рассмотрения и разрешения.
Ходатайство – это обращение участника уголовного процесса к субъекту расследования, прокурору или в суд с просьбой о предоставлении возможности использовать то или иное право, либо о совершении этими органами или должностными лицами процессуальных действий или принятии процессуальных решений.
Ходатайство в уголовном процессе обладает следующими свойствами:
- Имеет официальный характер. Это означает, что ходатайство может быть заявлено лицом, наделенным соответствующим правом; лицу, обладающему соответствующей компетенцией; относительно вопросов, касающихся уголовного дела (уголовного преследования); в установленной законом форме.
- Имеет характер просьбы. Это свойство состоит в следующем:
- лицо заявляет ходатайство с целью реализовать свои процессуальные права путем побуждения адресата совершить определенные процессуальные действия, воздержаться от их совершения, либо принять процессуальное решение;
- на момент заявления ходатайства субъективные права лица не нарушены или нарушены, но могут быть восстановлены;
- субъект, на рассмотрении которого находится ходатайство, обладает властными полномочиями – удовлетворить ходатайство, либо отказать в его удовлетворении, при этом одно из этих решений должно быть принято обязательно (ходатайство не может быть оставлено без рассмотрения.
УПК РФ не ограничивает круг процессуальных действий и решений о проведении, принятии которых могут ходатайствовать участники уголовного процесса. В соответствии со ст. 119 УПК РФ ходатайства заявляются о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений, которые:
- направлены на установление обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ходатайства об истребовании характеристик, справок, проведении дополнительных следственных действий);
- касаются обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство (ходатайства, содержащие просьбу об исключении доказательств, прекращении уголовного дела, изменении меры пресечения, ознакомлении потерпевшего с материалами уголовного дела и т.п.).
Круг лиц, имеющих право заявить ходатайство, определяется ст. 119 УПК РФ, а также нормами, регламентирующими процессуальное положение отдельных участников судопроизводства. Ходатайства вправе заявлять:
- государственный обвинитель – в ходе судебного разбирательства (ч. 3 ст. 119 УПК РФ);
- потерпевший (п. 5 ч. 1 ст. 42 УПК РФ); частный обвинитель (ч. 4 ст. 246 УПК РФ); гражданский истец (п. 4 ч. 4 ст. 44 УПК РФ);
- законные представители и представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя (ч. 3 ст. 45 УПК РФ);
- подозреваемый (п. 5 ч. 4 ст. 46 УПК РФ);
- обвиняемый (п. 5 ч. 4 ст. 47 УПК РФ);
- законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (п. 5 ч. 2 ст. 426 УПК РФ);
- защитник подозреваемого или обвиняемого (п. 8 ч. 1 ст. 53 УПК РФ);
- гражданский ответчик (п. 8 ч. 2 ст. 54 УПК РФ);
- представитель гражданского ответчика (ч. 2 ст. 55 УПК РФ);
- свидетель (п. 5 и 7 ч. 4 ст. 56 УПК РФ) – о проведении в ходе допроса фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки, применении мер безопасности;
- эксперт – о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов (п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК РФ).
Кроме указанных участников правом на заявление ходатайств наделены должностные лица органов предварительного расследования (дознаватель, следователь).
Они в случае необходимости возбуждают перед судом ходатайства о разрешении проведения следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан (обыск в жилище, наложение ареста на корреспонденцию и т.п.
), а также ходатайства об избрании и продлении мер пресечения – заключение под стражу, домашний арест, залог.
Иные участники процесса (специалист, эксперт, личный поручитель, кандидат в присяжные заседатели и др.) вправе заявлять ходатайства, которые направлены на обеспечение наиболее эффективного исполнения ими своих обязанностей и реализацию предоставленных им прав.
Должностные лица, ведущие судопроизводство, обязаны своевременно разъяснять соответствующему участнику уголовного судопроизводства о наличии у него права заявить ходатайство и обеспечить необходимые условия для его реализации. Факт разъяснения может отражаться в соответствующем постановлении, протоколе следственного действия.
Право лиц, принимающих участие в уголовном процессе, заявить ходатайство не ограничено законом какими-либо сроками (ст. 120 УПК РФ) и может быть реализовано на любой стадии уголовного процесса. Вместе с тем в некоторых случаях закон ограничивает сроки принесения ходатайства заявителем.
Так, подсудимый вправе заявить ходатайство о рассмотрении его дела коллегией из трех судей только до начала судебного следствия (ч. 3 ст. 30 УПК РФ); обвиняемый может заявить ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке в момент ознакомления с материалами дела или на предварительном слушании.
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Оформление ходатайства. Ходатайство может быть письменным или устным (ст. 120 УПК РФ). Каждое заявленное ходатайство должно найти отражение в материалах уголовного дела. Закон не предусматривает каких-либо обязательных реквизитов письменного ходатайства.
Ходатайства о предоставлении возможности реализовать прямо выраженное в законе право (например, о предоставлении защитника) не требуют обоснования.
В других ходатайствах (об отводе, об исключении доказательств) необходимо сослаться на основание, сформулированное в законе, и указать обстоятельство, свидетельствующее о наличии этого основания (ст.ст. 61–72, 235 УПК РФ).
Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное – заносится в протокол следственного действия или судебного заседания. Ходатайства субъектов расследования и прокурора перед судом о проведении процессуальных действий, требующих судебного разрешения, оформляются постановлением.
Ограничение права заявить ходатайство каким-либо сроком либо установление не предусмотренных законом требований к содержанию и форме ходатайств следует рассматривать как нарушения закона, которые могут повлечь отмену или изменение судебного решения, либо возвращение прокурором уголовного дела для производства дополнительного следствия или дознания. Порядок рассмотрения и разрешения ходатайств. По общему правилу ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству невозможно (например, из-за необходимости проверки изложенных в нем фактических обстоятельств), оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления (ст. 121 УПК РФ). Этот прядок установлен только применительно к стадии предварительного расследования и на другие стадии уголовного процесса не распространяется.
В ходе рассмотрения ходатайства анализируется содержащаяся в нем просьба и ее обоснованность, выясняется, об установлении каких обстоятельств ходатайствует заявитель и имеют ли они значение для дела. При необходимости проводится проверка, отбирается дополнительное объяснение от заявителя, запрашиваются дополнительные материалы.
Разрешение ходатайства предполагает проведение уполномоченным на то должностным лицом комплекса процессуальных действий, связанных с подготовкой и принятием соответствующего решения. Законодатель устанавливает и более сокращенные сроки рассмотрения ходатайств.
Это касается ходатайств о проведении процессуальных действий, которые допускаются только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).
Судья обязан рассмотреть:
- в течение 8 часов – ходатайство об избрании подозреваемому, обвиняемому в качестве меры пресечения домашнего ареста или заключения под стражу;
- в течение 48 часов – ходатайство о временном отстранении обвиняемого от должности;
- в течение 24 часов – ходатайство о проведении следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения (ч. 2 ст. 165 УПК РФ).
В результате рассмотрения ходатайства может быть принято одно из решений: об удовлетворении ходатайства, о полном отказе в его удовлетворении, о частичном удовлетворении.
Обязательному удовлетворению подлежат ходатайства подозреваемого или обвиняемого, его защитника, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей о допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для уголовного дела (ч. 2 ст. 159 УПК РФ). Дознаватель и следователь не могут отказать и в удовлетворении ходатайств участников уголовного судопроизводства о предоставлении возможности реализовывать прямо указанные в законе права (ходатайство допрашиваемого о дополнении и об уточнении протокола допроса, о предоставлении переводчика, о приглашении, назначении или замене защитника, об ознакомлении с материалами уголовного дела по окончании предварительного следствия и т.д.).
Отказ в удовлетворении ходатайства не лишает заявителя права вновь заявить ходатайство (ч. 2 ст. 120 УПК РФ). Решение по ходатайству должно быть законным, обоснованным, мотивированным (ч. 4 ст. 7 УПК РФ) и оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.
О принятом решении должно быть извещено лицо, заявившее ходатайство. Как правило, это осуществляется путем вручения копию соответствующего постановления. Решение по ходатайству может быть обжаловано в порядке, установленном главой 16 УПК РФ.
В ходе досудебного производства жалоба на решение по ходатайству подается прокурору или в суд.